Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Техническое обслуживание тормозной системы (1988 год)

Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Техническое обслуживание тормозной системы (1988 год)

Техническое обслуживание

При осмотре шлангов тормозной системы не допускайте их перекручивания и контактов их с острыми кромками других деталей. Для устранения негерметичности соединительных головок замените неисправные головки или уплотнительные кольца в них.

При эксплуатации автомобиля без прицепа закройте соединительные головки крышкой для защиты их от попадания грязи, снега, влаги; на седельных автомобилях-тягачах головки соедините с фальшь-головками, установленными за кабиной.

Конденсат из ресиверов сливайте при номинальном давлении воздуха в системе, отведя в сторону за кольцо



2 (рис. 236) шток 1 сливного крана. Не тяните шток вниз и не нажимайте его вверх. Повышенное содержание масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

При замерзании конденсата в ресиверах тормозного привода прогрейте их горячей водой или теплым воздухом. За прещается пользоваться для прогрева открытым пламенем.

После слива конденсата доведите давление воздуха в пневмосистеме до номинального.

При смене спирта в предохранителе слейте отстой из корпуса фильтра, вывернув сливную пробку. Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку тяги 1 (рис. 237) опустите в нижнее положение и зафиксируйте ее, повернув на 90 ° (при нижнем положении тяги предохранитель выключен). Затем выверните пробку с указателем уровня 2, залейте 0,2 или 1 л спирта и закройте заливное отверстие. Для включения предохранителя поднимите рукоятку тяги вверх.

Для повышения эффективности предохранителя рекомендуется при заполнении пневмосистемы воздухом нажать на рукоятку тяги 5— 8 раз.

При ТО-1 выполните следующие операции: смажьте втулки валов

разжимных кулаков через пресс-масленки, сделав шприцем не более пяти ходов; смажьте регулировочные рычаги тормозных механизмов через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки; отрегулируйте ход штоков тормозных камер.

Ход штоков тормозных камер регулируйте при холодных тормозных барабанах и выключенном стояночном тормозе.



Рис. 235. Расположение приборов тормозных систем на автомобиле КамАЗ-5320 (до мая 1983 г.) 1—кран аварийного расторможения стояночного тормоза; 2 пневмоцилиндр рычага останова двигателя; 3—кран управления стояночным тормозом; 4— регулятор давления; 5—предохранитель от замерзания; 6—компрессор; 7—двойной защитный клапан; 8—тройной защитный клапан; 9—ресивер II контура; 10—ресивер IV контура; 11—датчик падения давления; 12— ресивер III контура; 13—тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 14—датчик включения стояночного тормоза; 15—двухмагистральный перепускной клапан; 16—ускорительный клапан; 17—регулятор тормозных сил: 18— клапан контрольного вывода; 19—одинарный защитный клапан; 20—разобщительный кран; 21—соединительная головка типа «Палм»; 22—соединительная головка типа «А»; 23—клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 24—клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 25—упругий элемент; 26—ресивер I контура; 27—пневмоцилиндр привода вспомогательного тормоза; 28—двухсекционный тормозной кран; 29—клапан ограничения давления; 30—тормозная камера типа 24; 31—кран включения вспомогательного тормоза

Рис. 236. Кран слива конденсата

Рис. 237. Включение предохранителя от замерзания конденсата: а — предохранитель выключен; б — предохранитель включен Рис. 238. Регулировочный рычаг тормозного механизма:
1—ось червяка; 2—окно для проверки зазоров; 3—масленка

Измеряйте ход штоков линейкой, установив ее параллельно штоку и оперев торцом в корпус тормозной камеры. Отметьте место нахождения крайней точки штока на шкале линейки. Нажмите на тормозную педаль до упора (при номинальном давлении воздуха в системе) и снова отметьте нахождение этой же точки штока на шкале. Разность полученных результатов даст величину хода штока.

Проворачивая ось 1 (рис. 238) червяка регулировочного рычага, установите наименьший ход штока тормозной камеры. Убедитесь, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий. Проверьте вращение барабанов. Они должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок. Наименьший ход штоков для моделей 5320, 5410 и 55102 равен 20 мм, а для моделей 5511, 53212 и 54112 равен 25 мм. Наибольший ход штоков допускается— 40 мм.

Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (допустимая разница не более 2—3 мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес.

При ТО-2 проверьте работоспособность пневматического привода тормозов по клапанам контрольных выводов. Внешним осмотром проверьте шплинтовку пальцев штоков тормозных камер. Затяните гайки крепления тормозных камер к кронштейнам и гайки болтов крепления кронштейнов тормозных камер к суппорту.

Отрегулируйте положение тормозной педали относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана.

Проверка работоспособности пневматического тормозного привода заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов в кабине водителя (двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы). Проверку производите по клапанам контрольного вывода, установленным во всех контурах пневмопривода, и соединительным головкам типа

«Палм» питающей и управляющей (тормозной) магистралей двухпроводного привода и типа «А» соединительной магистрали однопроводного привода тормозов прицепа.

Клапаны 12 (см. рис. 205) контрольного вывода расположены в следующих местах контуров привода:

рабочих тормозов передней оси— на клапане ограничения давления;

рабочих тормозов задней тележки—на левом (по ходу автомобиля) лонжероне рамы в зоне заднего моста;

стояночного и запасного тормозов—на правом лонжероне рамы в зоне заднего моста и на ресивере контура;

вспомогательного тормоза и потребителей— на конденсационном ресивере.

Перед проверкой устраните утечку сжатого воздуха из пневмосистемы. В качестве контрольных технологических манометров используйте манометры с пределом измерений О—10 кгс/см2 класса точности 1,5. Проверку работоспособности пневматического тормозного привода производите в следующей последовательности:

заполните пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора 2 давления. При этом давление во всех контурах тормозного привода и соединительной головке 29 типа «Палм» питающей магистрали двухпроводного привода тормозов прицепа (вывод Е) должно быть 6,2—7.5 кгс/см2, а в соединительной головке 30 типа «А» однопроводного привода (вывод Ж) — 4,8—5,3 кгс/см2. Сигнальные лампы блока контрольных ламп тормозной системы должны погаснуть при достижении давления в контурах 4,5—5.5 кгс/см2. Одновременно прекращает работу звуковой сигнализатор (зуммер);

нажмите полностью педаль привода рабочих тормозов. Давление по двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко снизиться

(не более чем на 0,5 кгс/см2). При этом давление в клапане контрольного вывода В должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя. Давление в клапане контрольного вывода Г должно быть не менее 2,3—2,7 кгс/см2 (для незагруженного автомобиля). Поднимите вверх вертикальную тягу привода регулятора 32 тормозных сил на величину статического прогиба подвески:

Давление в тормозных камерах 23 должно быть равно показанию нижней шкалы двухстрелочного манометра, давление в соединительной головке 29 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод И) должно быть 6,2—7,5 кгс/см2, в соединительной головке 30 типа «А» соединительной магистрали (вывод Ж) давление должно упасть до 0;

установите рукоятку привода крана 2/ в переднее фиксированное положение. Давление в клапане контрольного вывода Д должно быть равно давлению в ресивере 8 стояночного и запасного контуров и находиться в пределах 6,2—7,5 кгс/см2, давление в соединительной головке

29 типа «Палм» тормозной магистрали двухпроводного привода (вывод И) должно быть равно 0, в соединительной головке 30 типа «А» (вывод Ж)—4,8—5,3 кгс/см2;

установите рукоятку привода крана 21 стояночного тормоза в заднее фиксированное положение. На блоке контрольных ламп тормозной системы должна загораться контрольная лампа стояночного тормоза в мигающем режиме. Давление в клапане контрольного вывода Лив соединительной головке 30 типа «А» (вывод Ж) должно упасть до 0, а в соединительной головке 29 типа «Палм» тормозной магистрали двух-

проводного привода (вывод И) должно составлять 6,2—7,5 кгс/см2;

при положении рукоятки крана 21 в заднем фиксированном положении нажмите на кнопку крана 13 аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Д должно быть равным показанию двухстрелочного манометра 18 в кабине водителя. Штоки тормозных камер механизмов среднего и заднего мостов должны вернуться в исходное положение;

отпустите кнопку аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Д должно упасть до 0;

нажмите на кнопку крана 13 вспомогательного тормоза. Штоки цилиндров 16 управления заслонками моторного тормоза и пневмоцилиндра 15 выключения подачи топлива должны выдвинуться. Давление воздуха в тормозных камерах прицепа (полуприцепа) должно составлять 0,6—0,7 кгс/см2.

В процессе проверки работоспособности пневматического тормозного привода при снижении давления в контурах до 4,5—5,5 кгс/см2 должны включаться зуммер и загораться контрольные лампы соответствующих контуров на шитке приборов.

Положение тормозной педали относительно пола кабины регулируйте, обеспечив полный ход рычага тормозного крана. Полный ход тормозной педали должен быть 100— 130 мм, из них 20—40 мм—свободный ход. При полном нажатии педаль должна не доходить до пола кабины на 10—30 мм. Ход педали замерьте линейкой по верхнему концу педали. За окончание свободного хода принимается момент начала выдвижения штоков тормозных камер или момент загорания фонарей стоп-сигнала. При необходимости отрегулируйте ход педали, изменяя длину тяги 6 (см. рис. 214) регулировочной вилкой 5.

При полном ходе педали ход рычага тормозного крана должен составлять 31,1—39,1 мм. При СТО: проверьте состояние

тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков; устраните неисправности. Закрепите кронштейны ресиверов к раме.

При ТО тормозного механизма обратите внимание на расстояние от поверхности накладок до головок заклепок. Если оно менее 0,5 мм, смените тормозные накладки. Предохраняйте накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой. Если требуется заменить одну из накладок левого или правого тормоза, меняйте все накладки у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес). После установки новых фрикционных накладок колодку необходимо обработать.

Для нового барабана радиус колодки должен быть равным 199,6— 200 мм. После расточки барабана при ремонте радиус колодки должен быть равен радиусу расточенного барабана. Барабаны допускается растачивать до диаметра не более 406 мм. Вал разжимного кулака должен вращаться в кронштейне без заеданий. В противном случае очистите опорные поверхности вала и кронштейна, проверьте состояние уплотнительных колец вала, после этого смажьте их через пресс-масленку.

Ось червяка регулировочного рычага должна поворачиваться без заеданий. В противном случае промойте внутреннюю полость рычага, просушите и заполните регулировочный рычаг свежей смазкой.

Перед углубленной проверкой (К проверке тормозного привода могут быть допущены только лица, имеющие необходимую подготовку.) параметров пневматического привода тормозной системы выполните следующие операции:

затяните болты крепления компрессора и гайки крепления головки цилиндров компрессора;
слейте конденсат из ресиверов; снимите фильтр регулятора давления, промойте его керосином, высушите, продуйте сжатым воздухом и установите на место;

снимите механизмы вспомогательного тормоза, очистите их внутренние поверхности от нагара, промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и установите на место;

осмотрите трубопроводы, шланги, чехлы тормозных камер и тормозного крана, привод тормозного крана, устраните неисправности.

Проверку проводите в соответствии с перечнем контролируемых параметров, приведенных в протоколе углубленной проверки параметров пневматического привода тормозной системы (табл. 27) с помощью комплекта (рис. 239), включающего в себя: контрольные манометры 2 класса 1,5, соединительные шланги 1, соединительные головки 4 типа «А», «Б» и «Палм», клапаны 5 контрольного вывода, набор штуцеров и уплотнительных шайб, набор 3 наиболее часто применяемых ключей (19X22; 24X27).

По возможности проверьте тормозные свойства автомобиля на тормозном стенде* типа СТП-3. Критерием оценки эффективности тормозов является удельная тормозная сила Удельная тормозная сила должна быть не менее 0,56 при проверке рабочих тормозов и 0,28 при проверке запасного тормоза.

Кроме того, определите на стенде разность тормозных сил правого и левого колес одной оси. Разность не должна превышать 15% (для приработанных тормозных накладок).
* При отсутствии стенда эффективность тормозов автомобиля можно оценить дорожными испытаниями по специальной методике. В этом случае критерием эффективности являются тормозной путь и поведение автомобиля на дороге. Рис. 239. Комплект для проверки параметров пневматического привода

Погрешность показаний штатного двухстрелочного манометра определите сравнением с показаниями контрольных манометров. Последние подсоедините вместо резьбовых пробок к ресиверу 9 (см. рис. 205) первого контура и к ресиверу 10 второго контура. Постепенно повышая, а затем понижая давление в системе, сверьте показания штатного и контрольных манометров.

Давление включения стоп-сигнала определите при номинальном давлении в системе контрольным манометром, который подсоедините к контрольному выводу И. Плавно нажимая на тормозную педаль, зафиксируйте давление включения и выключения стоп-сигнала по загоранию фонарей. Также определите давление включения и выключения стоп-сигнала, плавно приводя в действие ручной тормозной кран.

Давление выключения* (включения) контрольных ламп определите для всех контуров пневматического привода. Для этого подсоедините контрольные манометры к ресиверу 8, 9, 10 (см. рис. 205) всех контуров, пустите двигатель и доведите давление воздуха в системе до номинального.



* Перед определением давления выключения убедитесь в исправности контрольных ламп, нажав кнопку контроля.



Медленно выпуская воздух (например, открыв кран слива конденсата) из ресивера 9 контура I, зафиксируйте на контрольном манометре давление загорания контрольной лампы первого контура. Так же определите давление выключения (включения) контрольных ламп второго и третьего контуров пневматического привода.

Давление выключения и включения регулятора давления определите по штатному двухстрелочному манометру, погрешность показания которого предварительно проверена. Автомобиль должен быть расторможен, т. е. положение тормозной педали и крана стояночного тормоза должно обеспечивать движение автомобиля. Потребители сжатого воздуха должны быть выключены.

Пустите двигатель и, повышая давление воздуха в системе, зафиксируйте на манометре момент начала выхода воздуха из атмосферного вывода регулятора давления (давление включения).
Нажмите несколько раз на тормозную педаль, при этом следите по манометру за снижением давления в системе и зафиксируйте момент прекращения выхода воздуха из атмосферного вывода регулятора давления (давление выключения).

Давление защиты двойного защитного клапана определите по контрольным манометрам, подсоединив их к клапанам контрольного вывода А и Б (см. рис. 205).

Пустив двигатель, заполните систему воздухом до номинального давления и, открыв кран слива конденсата, выпустите воздух из ресивера 8 запасного и стояночного тормозов. Зафиксируйте давление на контрольном манометре, подключенном к клапану вывода А.

Повторно заполните систему воздухом до номинального давления, остановите двигатель и выпустите воздух из ресивера 6 вспомогательной тормозной системы. Зафиксируйте давление на контрольном манометре, подключенном к клапану вывода Б.

Таблица 27

Давление защиты тройного защитного клапана определите по трем контрольным манометрам, подсоединенным вместо резьбовых пробок к ресиверам 9 и 10 и к клапану контрольного вывода Д (см. рис. 205).

Заполните систему воздухом до номинального давления и остановите двигатель. Открыв кран слива конденсата, выпустите воздух из

ресивера 9 первого контура и зафиксируйте давление на манометре, подсоединенном к ресиверу 10 второго контура.

Повторно заполните систему воздухом до номинального давления, остановите двигатель, выпустите воздух из ресивера 10 второго контура и зафиксируйте давление на манометре, подключенном к ресиверу 9 первого контура.

Неоднократно нажимая кнопку аварийного растормаживания по манометру, подключенному к клапану вывода Д, зафиксируйте давление в ресиверах, при котором прекращается поступление сжатого воздуха в контур аварийного растормаживания.

Падение давления в приводе определите по контрольным манометрам, подключенным ко всем ресиверам привода.

Пустив двигатель, заполните систему воздухом до номинального давления. Остановите двигатель и через 15 мин зафиксируйте падение давления по манометрам. Положение тормозной педали и крана стояночного тормоза при этом должно обеспечивать движение автомобиля.

Определите поочередно падение давления в ресиверах от номинального за 15 мин при нажатой тормозной педали или включенном кране стояночного тормоза.

Падение давления в ресиверах за одно торможение определите по контрольным манометрам, подсоединенным вместо резьбовых пробок к ресиверам 9 и 10 (см. рис. 205), или по проверенному штатному манометру.

Пустив двигатель, заполните систему воздухом до номинального давления. Остановите двигатель, нажмите до отказа тормозную педаль (потребители сжатого воздуха должны быть выключены) и зафиксируйте по манометрам падение давления в ресиверах.

Опережение давления в управляющей магистрали по отношению к давлению на выходе тормозного крана определите по контрольным манометрам, подсоединив их к клапанам контрольных выводов И и К (см. рис. 205).

Пустив двигатель, заполните систему воздухом до номинального давления. Остановите двигатель и, плавно нажимая на тормозную педаль, зафиксируйте давление на манометре у вывода И, при следующих показаниях манометра, подключенного к выводу К: 6, 5, 4, 3, 2 и 1 кгс/см2.

Разность давлений в выводах И и К даст величину опережения давления в управляющей магистрали.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности