Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Кабина: техническое описание и ТО (1988 год)

Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Кабина: техническое описание и ТО (1988 год)

На автомобилях КамАЗ установлена передняя цельнометаллическая трехместная кабина со спальным местом или без спального места. Спальным местом оборудованы все кабины автомобилей КамАЗ-5410. На автомобилях КамАЗ-5320, -5511, -55102 — кабины без спального места, причем на автомобилях-самосвалах (КамАЗ-5511, -55102)

кабины, как правило двухместные (но по требованию, оговоренному договором или заказ-нарядом. могут оборудоваться третьим сиденьем).

Все остальные модели автомобилей КамАЗ (53212. 54112, 4310 и др.) могут комплектоваться как кабиной со спальным местом, так и без спального места.

Кабина крепится к раме в четырех точках, имеет подрессоренную подвеску, обеспечивающую надежную изоляцию ее от воздействия дороги при движении автомобиля. Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается с помощью торсионного механизма. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства.

Кабина включает в себя следующие основные части: корпус, двери, остекление, сиденья, термошумоизоляцию и детали интерьера, оборудование, а также детали оперения (крылья, подножки, облицовочную панель и др.) и детали крепления кабины.

Кабина оборудуется боковыми обтекателями, которые снижают ее загрязнение при движении по мокрым и грязным дорогам на скорости свыше 50 км/ч, а также несколько снижают аэродинамическое сопротивление движению (а значит и расход топлива).

Ниже приведена техническая характеристика кабины:








* Приведены данные по пневматическим стеклоочистителю и стеклоомывателю. С начала 1984 г. автомобили КамАЗ комплектуются электрическими стеклоочистителем и стеклоомывателем, технические данные которых приведены в разделе «Электрооборудование».

Рис. 175. Переднее крепление кабины: 1—нижний кронштейн; 2—стяжной болт; 3—замочная шайба; 4 — ось кабины; 5—верхний кронштейн; 6—поперечная балка пола; 7—рычаг торсиона; 8—опора рычага торсиона; 9—втулка опоры, 10—усилитель пола; 11 — первая поперечина рамы; 12—торсиона; 13—резиновая втулка; 14—пластина; 15—вставка поперечной балки пола Корпус кабины. Цельнометаллический, собран на точечной сварке из панелей: основания (пола кабины), передней панели, двух боковин, задней стенки (задка), состоящей из верхней и нижней панелей, и крыши. Причем кабины без спального и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом. Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, которые вместе с балками каркаса и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают ее высокую жесткость и прочность.





Крепление кабины. Крепится к раме с помощью двух передних шарнирных и двух задних подрессорных опор с запорными механизмами.

Передние опоры (рис. 175) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине 11 рамы, и верхних

кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола 6. Шарнирные соединения между ними позволяют опрокидывать кабину вперед.

Пресс-масленки в верхних кронштейнах позволяют производить смазку шарнирных соединений в эксплуатации.

Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки. В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.

Задние опоры кабины (рис. 176) объединены с мягкой подвеской кабины и состоят из двух продольных листовых рессор I, которые креия.тся к кронштейнам 13, жестко закреплены на лонжероне 14 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 11, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне 12, а верхней проушиной — в обойме 9 рессоры. К обойме крепится кронштейн 6 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину. Перемещение кабины вниз ограничивается резиновым буфером 10, который при ходе рессоры более 26 мм упирается в раму.

Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля. При скорости поршня 0,25 м/с контрольные усилия сопротивления амортизатора при ходе сжатия составляют 9,6—26.4 кгс. при ходе отбоя —91,2—129,6 кгс. Механизм опрокидывания кабины служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении. Состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12 (см. рис. 175), которые квадратными концами закреплены в нижние кронштейны 1 передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противоположных кронштейнов. На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсиона. которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов.

Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53°.



Рис. 176. Задняя опора кабины: 1—рессора; 2—болт; 3—накладка рессоры; 4— стремянка рессоры; 5—хомут рессоры; 6-кронштейн запора; 7—резиновая подушка; 8— скоба запора; 9—обойма рессоры; 10—резиновый буфер; 11—амортизатор; 12—кронштейн амортизатора; 13—кронштейн заднего крепления кабины; 14—лонжерон рамы



Рис. 177. Ограничитель подъема кабины



Ограничитель подъема кабины (рис. 177) расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 7 ограничителя вращается в скобах 8, закрепленных на правом лонжероне 9 рамы. Верхняя стойка 5 через удлинитель

3 крепится в скобе 2, закрепленной на продольной балке 4 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительный крючок-защелка 6 между нижней и верхней стойками. Подняв кабину, необходимо нажать на стойку ограничителя так, чтобы защелка зашла в зацепление с язычком верхней стойки. При опускании кабины необходимо

эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя, придерживая кабину рукой.

Запорный механизм кабины (рис. 178) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.

Корпус 11 запора крепится болтами к балке 6 задка и продольной балке 3 пола кабины. На оси 9 запора вращаются крюк 10 и рукоятка 9 запора. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12, приваренную к кронштейну 15, закрепленному на обойме 16 рессоры, а крюк входит в зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса запора к резиновой подушке 13 на кронштейне скобы. Предохранительный

крюк с помощью пружины 4 защелкивается автоматически за скобу 1 при опускании кабины.




Двери кабины. Дверь состоит из наружной и внутренней панелей, которые сварены точечной сваркой. В нижней части внутренней панели имеется лючок для слива воды, закрытый заглушкой. В средней части внутренней панели имеются два люка для монтажа и демонтажа стеклоподъемника, стекла и замка двери.

Уплотнение двери состоит из двух рядов уплотнителей.

Дверь подвешена к передней стойке кабины на двух навесках. Ограничитель двери представляет дугообразный рычаг с пластинчатыми пружинами, которые входят в зацепление с фиксатором при полном открывании двери.
Рис. 178. Запорное устройство кабины: 1—скоба предохранительного крюка; 2—рессора; 3—продольная балка пола кабины; 4— пружина; 5—предохранительный крюк; 6—балка задка кабины; 7—упор; 8—рукоятка; 9— ось запора; 10—кран; 11—корпус; 12—скоба; 13—резиновая подушка: 14 - прокладка; 15—кронштейн; 16—обойма рессоры Рис. 179. Запорное устройство двери: 1—тяга привода; 2—поводок привода; 3—спиральная пружина; 4—корпус привода; 5—внутренняя ручка; 6—полиэтиленовая розетка; 7— толкатель пружины; 8—пружина; 9—ось поводка привода; 10—поводок замка; 11—сбрасыватель; 12—фиксатор сбрасывателя; 13—ось поводка; 14—защелка; 15—корпус замка; 16—пружина фиксатора; 17—колодка фиксатора; 18—ось колодки; 19—корпус фиксатора; 20—ось защелки; 21—ось рычага защелки; 22—рычаг защелки; 23—пружина защелки; 24—ось сбрасывателя; 25—шток кнопки; 26—кнопка замка ручки; 27—наружная ручка; 28—планка Запорное устройство двери (рис. 179) состоит из замка двери, фиксатора замка внутреннего привода с ручкой 5 и наружной ручки 27 с кнопкой 26 замка ручки.

Замок крепится к торцу двери тремя винтами. При нажатии на кнопку 26 наружной ручки двери шток 25 кнопки нажимает на флажок поводка 10, который, поворачиваясь, через рычаг 22 втягивает защелку 14 замка внутрь корпуса 15. Пружина 23 защелки после отпускания кнопки возвращает защелку в исходное положение.

Внутренняя ручка двери связана с замком при помощи привода и тяги 1. Корпус привода тремя винтами крепится к внутренней панели двери. При повороте на себя (вверх) внутренней ручки, сидящей на шлицах оси 9 поводка привода, последний поворачивается, сжимая пружины 3 и 8 через тягу вытягивает сбрасыватель 11 замка, который, воздействуя на усик поводка замка, поворачивает поводок и защелку замка.

При поворачивании внутренней ручки двери от себя (вниз) тяга толкает сбрасыватель, усик поводка замка выходит из окна сбрасывателя и упирается в его поверхность, а пружина-фиксатор 12 на сбрасывателе входит в углубление корпуса и фиксирует данное положение сбрасывателя. Теперь при нажатии снаружи на кнопку замок не открывается. При открывании дверей изнутри замок снимается с предохранителя, так как тяга оттягивает сбрасыватель. При захлопывании двери замок также снимается с предохранителя, поскольку защелка выталкивает сбрасыватель.

Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку 26 наружной ручки двери. При повороте ключа пластина — запор кнопки своими выступами входит в пазы ручки и не дает перемещаться кнопке. Изнутри при этом дверь открыть можно.

При закрывании двери защелка замка входит в фиксатор, который крепится к задней стойке боковины. Плотное прилегание двери к проему обеспечивается двумя выступами фиксатора, за которые заходит защелка.

Для исключения проседания двери и стуков при закрывании корпус замка выполнен вместе с клином установа, который при закрывании двери входит в паз между фиксатором и стойкой боковины, сжимая пружину 16 колодки 17 фиксатора и тем самым приглушая стук закрываемой двери и фиксируя ее от вертикальных перемещений в закрытом положении.

Стеклоподъемник окна двери (рис. 180) — однорычажный, с шестеренчатым приводом, крепится к внутренней панели двери шестью винтами. Механизмы правого и левого стеклоподъемников взаимозаменяемы.

При вращении ручки 4 стеклоподъемника малая шестерня 14, выполненная как одно целое с шлицевым валиком 10 привода, поворачивает большую шестерню 1, вместе с которой поворачивается рычаг 2 шестерни. К концу рычага 2 шарнирно прикреплен рычаг 9 стеклоподъемника. Рычаг 9 своим пазом перемещается относительно неподвижной оси 15, а ролик 8 на конце рычага, вставленный в кулису 7 опускного стекла, перемещает стекло 5 вверх или вниз. Ролик рычага стеклоподъемника перемещается почти вертикально, и усилие прикладывается к середине стекла, поэтому перекосы при подъеме и опускании стекла исключены.

Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, установленным на валике 10 в корпусе 13. Тормозной момент создается трением наружной поверхности пружины 12 с поверхностью .корпуса 13, когда пружина находится в свободном состоянии.

При вращении ручки стеклоподъемника пружина тормоза скручивается, растормаживая привод и поводок 11 валика 10, свободно вращает малую шестерню. При снятии усилия с ручки стеклоподъемника пружина тормоза под действием веса стекла раскручивается до соприкосновения наружной поверхности ее с поверхностью корпуса. Тормозной механизм рассчитан на удержание груза на конце рычага стеклоподъемника весом до 10 кгс.



Ветровое окно кабины. Ветровое окно кабины состоит из двух под углом расположенных стекол. Стекло укреплено по проему окна специальным резиновым уплотнителем. Место соединения уплотнителя со стеклом и с проемом ветрового окна по всему контуру промазано герметизирующей мастикой.

Средняя стойка ветрового окна выполнена съемной. Она вставляется в среднюю стойку уплотнителя ветрового окна. От выпадания стекла предохраняют замок средней стойки уплотнителя и окантовка уплотнителя.

С начала 1984 г. автомобили КамАЗ оборудуются электрическими стеклоочистителями и стеклоомывателями, устройство которых приведено в разделе «Электрооборудование».

Устройство для очистки ветровых стекол (рис. 181) — пневматическое, включает в себя два пневматических однощеточных стеклоочистителя 1, пневмопроводы 13 и два крана управления 12, один из которых (левый) управляет работой стеклоочистителя и обмывом ветровых стекол.

Система подключена к тормозной пневмосистеме автомобиля. Щетки 7 стеклоочистителя приводятся в действие поршневыми пневмодвигателями 9 с золотниковым распределителем и с устройствами для остановки щеток в нижнем положении.

Ручки 11 управления кранами стеклоочистителей находятся под панелью приборов справа от рулевой колонки и могут занимать три фиксированных положения. При включении стеклоочистителя сжатый воздух подается через золотник 10 в пневмодвигатель. Золотник распределяет воздух поочередно то в одну, то в другую полость поршневого пневмодвигателя, поршень которого приводит в движение рычаг со щеткой.

Устройство для обмыва ветровых стекол (см. рис. 181) приводится в действие от крана управления стеклоочистителем. При перемещении штока ручки управления левым стеклоочистителем к себе до упора (удерживать шток



в этом положении следует не более одной секунды) сжатый воздух иод давлением 5,6— 7,35 кгс/см2 поступает в одну из полостей диафрагменного насоса 5. Имеющаяся в насосе жидкость выдавливается прогибающейся диафрагмой к жиклерам 6. Новая порция жидкоеги подсасывается из полиэтиленового бачка 2. Насос таким образом постоянно заполнен жидкостью и готов к действию.



Вентиляция, и отопление кабины. Вентиляция кабины осуществляется поворотными форточками, опускными стеклами дверей кабины и вентиляционным люком крыши.

Вентиляционный люк крыши (рис. 182) может иметь четыре фиксированных положения (I, II, III, IV), создавая или нагнетающую, или эжекционную вентиляцию.

Возможна вентиляция через систему отопления воздуха, летом при отключенном кране отопителя. Включая вентиляторы отопителя, можно создать принудительную вентиляцию.



Рис. 180. Стеклоподъемник: 1—шестерня стеклоподъемника; 2—рычаг шестерни; 3—корпус стеклоподъемника; 4—ручка; 5—стекло; 6—обойма стекла; 7—кулиса; 8— разъемный ролик; 9—рычаг стеклоподъемника; 10—валик привода; 11—поводок; 12—тормозная пружина; 13—корпус тормозного механизма; 14— малая шестерня; 15—ось рычага; 16—ролик рычага Рис. 181. Пневматическое устройство для очистки и обмыва ветровых стекол:
1—стеклоочиститель; 2—бачок; 3—скоба крепления бачка; 4—скоба крепления насоса; 5—насос обмыва ветровых стекол; 6—жиклер; 7—щетка стеклоочистителя; 8—рычаг щетки стеклоочистителя; 9—пневмодвигатель стеклоочистителя; 10— золотник пневмодвигателя; 11—ручка управления стеклоочистителя; 12—кран управления стеклоочистителем;13 —пневмопривод; 14—фильтр бачка



Рис. 182. Вентиляционный люк крыши:
1—крыша кабины; 2—усилитель вентиляционного люка; 3—кронштейн люка; 4—козырек вентиляционного люка (с февраля 1982 г. не устанавливается); 5—кронштейн крышки люка; 6—ручка люка; 7— облицовка люка; 8—упор рычага; 9—подвижный ролик рычага; 10— рычаг крышки люка; 11—пружина рычага; 12—крышка вентиляционного люка



Отопление кабины (рис. 183) — водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха.

Радиатор 27 отопителя помещен в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два рабочих колеса вентилятора 9 с воздухораспределителем 25 на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом 10.

Радиатор отопителя включен в систему охлаждеиия двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из головки блока цилиндров 13 по подводящим патрубкам 11, 12, 29 через кран 30 отопителя, расположенный на панели 32 передка кабины рядом с радиатором. По подводящему патрубку 28 жидкость поступает в нижнюю часть радиатора и по сливному патрубку из верхней части радиатора идет во всасывающую полость водяного насоса. Кран отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибкой тягой 5 от верхнего рычага 19 на щитке привода 18 под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычажка кран полностью перекрыт. Жидкость из системы охлаждения двигателя не поступает в радиатор отопителя — отопление выключено. Перемещая рычажок в крайнее правое положение, можно плавно увеличивать количество подаваемой в радиатор жидкости.

Наружный воздух через решетку облицовочной панели поступает к радиатору отопителя, нагревается и вентиляторами через воздухораспределители подается по шлангам 24 к соплам 23 обдува ветрового стекла, к вращающимся дефлекторам 16 на панели приборов и при поднятой заслонке 26 распределителя к ногам водителя и пассажиров. Воздухонаправляющие дефлекторы на панели

приборов могут поворачиваться, что позволяет направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя и пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.

Заслонки воздухораспределителей приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычагов 20 на щитке привода. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор в кабину, можно регулировать, изменяя частоту вращения электродвигателей 14 вентиляторов. Термошумоизоляция и обивка кабины. Для поглощения вибрации и шума от работающего двигателя и дороги с внутренней стороны панелей кабины приклеена листовая виброизолирующая мастика.

Для изоляции кабины от высоких температур двигателя снизу к полу крепится термоизоляция из стекловолокна с блестящей теплоотражающей нижней поверхностью. Термоизоляция прижата к полу проволочным каркасом. Для снятия термоизоляции необходимо отогнуть усики, прижимающие каркас к полу. Сверху на полу в качестве термоизоляции уложена слоистая текстильно-битумная плита. Нижний битумный слой ее приварен к поверхности пола. Сверху к ней приклеена текстильно-битумная плита битумным слоем вверх. Поверх термошумоизоляции пола уложены коврики, которые прижаты к полу сиденьями и порожками. Термошумоизоляция передней части кабины состоит из многослойного гофрированного картона, обшитого водонепроницаемым картоном, и крепится к передку резиновыми кнопками. Термошумоизоляция боковин (на кабине со спальным местом), задней части и крыши представляет собой плиты из супертонкого стекловолокна, приклеенные к панелям в один-два слоя. Поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи, дублированном пятимиллиметровым слоем пенополиуретана с внутренней стороны, и приклеенная к каркасу обивки из перфорированной

древесно-волокнистой плиты.

Обивка крепится к усилителям панелей полиэтиленовыми скрепками.

Панель приборов. Цельнометаллическая, сварная, крепится болтами к передку кабины и двум боковым кронштейнам. На передней плоскости панели крепятся винтами щиток приборов, по центру — щиток выключателей (на петлях и пружинном фиксаторе). Правая часть панели приборов занята вещевым ящиком. С боков панели приборов крепятся входные поручни и декоративные накладки.

Оперение автомобиля. К оперению относятся следующие узлы: облицовочная панель, передние и задние крылья и брызговики, подножки, грязевой настил рамы, аэродинамические устройства.

Облицовочная панель (рис. 184) передней части кабины выполнена подъемной для обеспечения доступа к расположенным на передке отопителю кабилы, устройствам очистки и обмыва стекол, К приборам электрооборудования, пневмосистемам, передним опорам кабины и т. д. Облицовочная панель состоит из двух панелей — верхней 1 и нижней 2, соединенных между собой болтами. Вверху облицовочная панель крепится винтами на двух петлях 6 к передку кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки 4, обоймы 7 и собачки 5, фиксирующей упоры при поднятой облицовке

В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками 3, которые крепятся в нижней панели облицовки. Замки срабатывают при нажатии на облицовочную панель и открываются при вытягивании облицовочной панели на себя. При плохой фиксации запоров в нижнем положении облицовочной панели необходимо замки 3 и личинки 8 на передке передвинуть в нужное положение в пределах отверстий, а при необхо-димости и подога уть личинки.

Плохая фиксация упора в поднятом положении облицовочной панели может бы1ъ при деформации упорного уголка собачки 5, приклепанного внутри стойки 4 упора. Для

ликвидации этого дефекта необходимо выправить этот уголок и расклепать его на стойке.

Упоры должны фиксироваться автоматически при поднятии облицовочной панели и расфиксироваться при поднятии облицовочной панели еще выше и последующем опускании ее вниз.


Рис. 183. Система отопления кабины: 1—корпус крана отопителя; 2 -кронштейн прижима троса; 3—рычаг крана; 4—прижим троса; 5—тяга управления краном; 6—втулка крана отопителя; 7—уплотнитель; 8—пробка; 9—-колесо рабочее вентилятора; 10—кожух вентиляторов отопителя; 11—подводящая труба; 12—шланг; 13- головка блока цилиндров; 14—электродвигатель; 15—фланец крепления электродвигателя; 16— дефлектор обдува боковых окон; 17—шланг обдува боковых окон; 18—привод управления отопителя; 19—рычаг управления краном отопителя; 20—рычаг управления заслонками воздухораспределителя; 21, 22—тросики управления правой и левой заслонками воздухораспределителя; 23— сопло обдува ветрового окна; 24—шланг обдува ветрового окна; 25—воздухораспределитель; 26— заслонка воздухораспределителя; 27—радиатор отопителя; 28— подводящий патрубок радиатора; 29—подводящий шланг крана отопителя; 30—кран отопителя; 31—сливной патрубок радиатора; 32—передняя панель кабины; 33—панель отопителя: 34—улитка вентилятора



Рис. 184. Кабина

Техническое обслуживание

При ЕТО проверьте работу стеклоочистителей и омывателя.

При ТО-1 смажьте оси передних опор кабины через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки. При отсутствии пресс-масленки допускается смазывать оси опор кабины по необходимости при ТО-2 или СТО в следующем порядке:

опрокиньте кабину в положение II (60°) — см. на с. 188 «Опрокидывание кабины»,

выверните стяжные болты и снимите рычаги торсионов;

оправкой выбейте один из пальцев-осей, очистите его и отверстие от грязи и ржавчины, смажьте солидолом или литолом и установите на место, выбивая им оправку.

После этого ту же операцию проделайте со вторым пальцем-осью. При ТО-2 проверьте следующее: состояние и действие механизма подъема, ограничителя и запорного устройства кабины, при необходимости отрегулируйте угол закручивания торсионов; состояние и действие стеклоподъемников дверей;

состояние замков дверей; состояние сидений.

Устраните неисправности. Затяните гайки стремянок и болтов крепления рессор, болтов крепления обоймы рессоры кронштейну запора, болтов крепления кронштейнов заднего крепления кабины, пальцев амортизаторов, осей опор рычагов торсионов.

Регулировка механизма уравновешивания кабины требуется, если слишком велико усилие, необходимое для опрокидывания или опускания кабины, и осуществляется ступенчатым (с шагом 3°45') изменением угла закручивания торсионов. Механизмы должны быть отрегулированы так, чтобы для опрокидывания кабины необходимо было прилагать минимальное усилие. Положение, когда кабина опрокидывается без приложения усилия, недопустимо, так как

в этом случае будут возникать чрезмерные нагрузки на ограничителе подъема кабины. Чтобы облегчить подъем кабины, надо увеличить угол закрутки торсиона перестановкой рычагов 7 (см. рис. 175) на шлицевых концах торсионов 12.

Перестановка рычага на один зуб изменяет угол закрутки торсиона на 7°30'. Кроме того, дополнительно угол закручивания торсиона можно регулировать перестановкой оси с втулкой 9 опоры 8 рычага торсиона. Опора имеет два отверстия, и при перестановке втулки 9 в другое отверстие меняется угол закручивания торсиона на 3°45'.

Для удобства регулирования торсионов на их шлицевых торцах и на рычагах кернением нанесены метки. При установке новых торсионов на трехместную кабину метки на их торцах и рычагах, как правило, должны совпадать, а втулки в опорах рычагов торсионов быть в нижнем положении.

При этом торсионы, после опускания кабины в транспортное положение, закручиваются примерно на угол 53°.

При установке новых торсионов на кабину со спальным местом рычаги торсионов должны быть, как правило, смещены на один шлиц от отметок на торцах торсионов в сторону закручивания.

Для регулирования угла закручивания торсионов опрокиньте кабину на 60° (см. ниже), освободив торсионы от нагрузки. Для увеличения угла переставьте втулки из верхних отверстий в нижние, а для уменьшения угла — наоборот.

В случае регулирования угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабьте гайки стяжных болтов и переставьте рычаги на требуемое число шлицев (для увеличения угла закручивания — вперед, в сторону опрокинутой кабины). После перестановки рычагов затяните гайки стяжных болтов.

Следите, чтобы оба рычага были смещены на одинаковое число шлицев относительно меток, а оси опор

рычагов находились в одном положении, иначе неравномерная нагрузка на торсионы приведет к преждевременному их износу.

Опрокидывание кабины на 60° необходимо для регулирования торсионов, обеспечения большего доступа к силовому агрегату, для снятия двигателя.

Перед тем как опрокинуть кабину на 60°, снимите буфер или фары и поднимите облицовочную панель кабины. Опрокинув кабину, освободите удлинитель 3 ограничителя подъема кабины (см. рис. 177), вынув палец 1, соединяющий верхнюю часть удлинителя со скобой 2, укрепленной на продольной балке пола. Придерживая кабину за ручку на правом крыле, опрокиньте ее на длину удлиненного ограничителя.

Регулирование запорного механизма кабины требуется при слабой фиксации запорных крюков в закрытом положении и слишком малом усилии, необходимом для отпирания. Для этого отверните винт, крепящий подушку 13 (см. рис. 178) на кронштейне 15 скобы запора, поставьте под подушку дополнительно одну-две или более прокладок 14.

При ТО пневматических стеклоочистителей проверьте их исправность, герметичность трубопроводов, подводящих сжатый воздух к пневмодвигателям и кранам управления.

При загрязнении фильтра во входном штуцере пневмодвигателя промойте его бензином или замените.

Обратите внимание на равномерность работы стеклоочистителей (30 и 70 двойных ходов в минуту), укладку щеток в исходное положение, равномерность прижатия щеток и качество очистки стекла.

Не поворачивайте рычаги щеток рукой, так как при этом вы можете их сместить и при работе щетки будут упираться в уплотнитель ветрового стекла. Не следует также поднимать рычаг на максимально допустимый угол во избежание растяжения пружины рычага.

При хранении автомобилей на открытых площадках в зимнее время необходимо снимать щетки стеклоочистителя, так как они могут примерзнуть к стеклу, что приведет к быстрому разрушению резины. Перед пуском стеклоочистителя в зимнее время надо удалить со стекол иней или лед, включив отопитель кабины.

При длительной стоянке автомобиля на открытой площадке и в жаркую погоду щетки также необходимо снимать во избежание растрескивания резины. При этом на концы рычагов рекомендуется надевать кусочки резиновой трубки для предотвращения появления царапин на стекле. При эксплуатации стеклоочистителей необходимо периодически промывать щетки и ветровые стекла обезжиривающим раствором.

Не допускайте работы стеклоочистителя при наличии на стеклах сухой пыли и грязи. В этом случае протрите стекло влажной мягкой тряпкой.

Проверьте работу омывателя стекла. При необходимости следует прочистить жиклеры 6 (см. рис. 181) и сетчатый фильтр 14 бачка 2. Для чистки жиклера отверните зажимной винт и снимите кольцо жиклера. Сетка фильтра находится на нижнем конце всасывающей трубки в бачке.

Бачок заполняйте смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4 (см. прилож. 5). Во избежание засорения жиклеров и фильтра фильтруйте жидкость при заливке.

Направление струи жидкости регулируйте поворотом зажимного кольца сбоку головки жиклера. Для этого отпустите винт, поверните зажимное кольцо прорезью так, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В этом положении кольцо затяните винтом.

При СТО проверьте следующее: состояние лакокрасочных и прочих противокоррозионных покрытий. При необходимости подкрасьте, восстановите противокоррозионное покрытие на брызговиках (крыльях) и подколесной нише пола;

состояние и крепление крыльев, подножек, брызговиков;

работу механизмов подрессоривания сиденья водителя, а также перемещения сидений и регулирования угла наклона спинки;

действие системы отопления и обдува ветровых стекол.

Устраните неисправности. При необходимости замените разрушенный участок уплотнителя двери.

При ТО отопителя перед зимней эксплуатацией проверьте состояние радиатора, трубопроводов, шлангов,


усилие проворачивания пробки крана 30 (см. рис. 183) отопителя. Если пробка 8 крана проворачивается с большим усилием (более 1,5 кгс на рычаг крана), кран разберите, для чего отверните и извлеките тросик 5 управления краном, отверните гайку, крепящую рычаг 3 крана, и снимите рычаг, выверните крышку-втулку 6 крана и выньте пробку 8 крана. После этого удалите накипь из проходных отверстий и с пробки, проверьте уплотнитель 7, промойте кран. Перед сборкой поверхность пробки смажьте смазкой М3-10. Соберите кран в обратной последовательности. При закреплении троса рычаг 19 управления краном должен быть в крайнем правом положении (открыто), рычаг 3 крана также должен быть в положении «открыто», т. е. максимально повернут по часовой стрелке.

Для слива охлаждающей жидкости откройте сливной кран на подводящих трубопроводах отопителя. При этом кабина должна быть в опущенном, транспортном положении, иначе часть жидкости останется в провисающей части подводящего шланга 29.

Следите, чтобы при опущенной кабине подводящий шланг 29 не провисал. Для устранения провисания необходимо ослабить хомут

крепления шланга на трубе 11 около сливного крана и насадить шланг глубже на трубу, затем затянуть стяжной хомут.

При засорении или тугом проворачивании сливного крана разберите кран, вынув замочное кольцо из корпуса под ручкой, и выньте пробку крана. Детали крана промойте, очистите от накипи, смажьте смазкой ЦИАТИМ-201.



Противокоррозионная обработка кабины. Противокоррозионная обработка кабины автомобилей КамАЗ на заводе включает в себя покрытие синтетическими эмалями в два слоя (для всех наружных поверхностей), производимое безвоздушным распылением по загрунтованным поверхностям.

Грунтование производится электроосаждением в ванне с жидкой электрофорезной грунтовкой. Установкой электродов в отверстия панелей достигается прокрашивание грунтом даже самых труднодоступных внутренних полостей кабины. Для защиты от абразивного износа и коррозии внутренних поверхностей крыльев, брызговиков, части пола, образующих надколесные ниши, на эти поверхности наносится дополнительное покрытие пластизолем (ДНА на поливинилхлоридной основе), который при сушке кабины после окраски полимеризуется и образует ударопрочное покрытие толщиной не менее 0,6 мм.

Пластизоль (Д4А) также наносится и на наружные сварные швы и стыки панелей для герметизации кабины и защиты сварных швов от коррозии.

В процессе эксплуатации требуется периодическая (во время ТО) проверка и своевременное восстановление лакокрасочного покрытия. При обнаружении повреждения лакокрасочного покрытия и очагов коррозии подлежащие окраске места должны быть очищены от ржавчины, обезжирены, загрунтованы и окрашены (синтетическими эмалями в соответствии с ОСТ 37.002.0618—80).

Вместо грунтовки еще лучше обрабатывать очаги коррозии (без предварительной зачистки) преобразователями ржавчины (ЭВА-0112 ТУ 6.10.1234—79 или АПРЛ-2

ТУ 6.15.953—77), которые, реагируя с ржавчиной, образуют стойкое противокоррозионное покрытие.

При повреждении или отслаивании покрытия, предохраняющего крылья, брызговики, пол от абразивной коррозии, восстановить это покрытие путем пластизоля Д11А ТУ6.01.538— 76, либо мастик БПН-IV ТУ 6.10.10.185—74 или БПМ-1

ТУ6.10.882—74 или № 579 ТУ

6.10.1266—72.

Перед нанесением мастики поверхности должны быть очищены, обезжирены и промыты моющими составами типа МЛ и КМ-1 ТУ 2—70,

высушены. Места появления коррозии обработать преобразователями ржавчины (см. выше), либо зачистить и загрунтовать. Мастику следует наносить ровным слоем толщиной I—2 мм.

Для защиты внутренней поверхности пола кабины от влаги и коррозии, необходимо снять коврики пола и термошумоизоляционные прокладки, убрать отслоившуюся листовую битумную мастику, промыть и высушить пол. Обработать места, поврежденные коррозией, как сказано выше и Нанести на свободные от битума участки мастики БПН-IV, БПМ-1 или № 579, слоем толщиной 2—3 мм. После высыхания мастики, установить термошумоизоляционные прокладки и коврики пола. Эту работу рекомендуется проводить ежегодно, при сезонном ТО.

Для защиты скрытых поверхностей внутренних полостей кабины от воздействия конденсирующейся влаги, необходимо обработать их методом безвоздушного распыления специальным составом (консервантом) типа «Мольвин-HЛ» ТУ 38.101.894— 81, или «Мовиль» ТУ 6.15.38—76. Этими составами необходимо обработать следующие скрытые полости (рис. 184, а):



1. Между боковиной и надставкой панели пола (над подножкой и колесной нишей) через отверстия в надставке пола (закрытые полиэтиленовыми заглушками), расположенные изнутри за щитком подножки и в колесной нише, либо отверстия, открывающиеся после снятия щитка подножки, и через отверстия в задке.

2. Между наружными и внутренними панелями боковины (над и за дверным проемом) через отверстия во внутренних панелях (после снятия обивки боковины).

3. В полость передней части боковины (перед дверью), через отверстия крепления боковой обивки передка (после снятия обивки).

4. Внутри стоек ветрового окна, гибким зондом через отверстия в передней верхней части внутренней панели боковины (после снятия передней верхней части обивки боковины). Допускается просверлить отверстие диаметром не более 15—20 мм в стойке внутри кабины, которое после нанесения покрытия заглушить



полиэтиленовой пробкой.

5. В нижний лобовой брус (под ветровым окном) через отверстия в усилителе передка (подняв облицовочную панель). Для облегчения обработки, рекомендуется снять стеклоочистители.

6. В верхний лобовой брус (над ветровым окном):

а) изнутри кабины между усилителем передка и панелью крыши (после снятия обивки крыши);

б) между усилителем передка и наружной панелью передка, через имеющиеся над окном отверстия (в случае отсутствия отверстий, допускается просверлить 3—4 отверстия диаметром не более 15—20 мм, заглушив их после обработки полиэтиленовыми пробками, либо заклеив табличками).

7. Между панелью крыши и усилителями через отверстия в усилителях (после снятия обивки крыши).

8. Под усилителями верхней панели задка (после снятия обивки задка).



9. Между панелью спального места и надставкой задка (снизу, через отверстия в подставке).

10. Снаружи, под вертикальными балками задка.

11. Под горизонтальным и вертикальными усилителями передка (при поднятой облицовочной панели) через отверстия в усилителях.

12. Между балками каркаса пола и панелью пола, снизу под кабиной, через отверстия в балках.

13. Внутренние полости дверей обрабатывать через люки внутренней панели двери, после снятия пластмассовой крышки люка, стеклоподъемника, стекол, уплотнителей стекол. Обработку внутри стоек окон дверей производить через пазы уплотнителя форточки, а в задней стойке — через люк двери гибким зондом. Кроме указанных скрытых полостей, этими же составами рекомендуется обработать все наружные сварные швы.

Защищаемые места предварительно необходимо промыть диоксидином или составом № 120 ТУ 6.10.1265—73 и высушить сжатым воздухом до удаления капель влаги; места появления коррозии, по возможности, обработать преобразователем ржавчины.



Хорошо перемешанный состав указанных выше защитных консервантов наносят безвоздушным распылителем (до появления течи через неплотности) через гибкий шланг с наконечником.

Эту обработку внутренних полостей рекомендуется проводить сразу на новом автомобиле (если на нем отсутствует заводская обработка). Заводская обработка внутренних полостей будет производиться ориентировочно с начала 1987 г. и узнать об этом можно по наличию заглушенных отверстий в усилителе над ветровым окном. Проверять эту обработку следует не реже, чем через 2 года эксплуатации. В случае эксплуатации автомобилей в условиях среды повышенной агрессивности (например, перевозка химикатов, удобрений и др.) следует противокоррозионную обработку проводить

ежегодно. Необходимо также перед началом эксплуатации произвести дополнительную окраску кабины и оперения специальными эмалями, стойкими к агрессивной среде.



содержание .. 16 17 18 19 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности