Рис. 4. Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)
В современном автомобилестроении находят все большее применение резьбовые крепежные элементы со специальными головками, которые по форме несколько напоминают крестовидные шлицевые головки, но тем не менее отличаются от таковых. Их называют Torx-головками (см. рис. 4). Затяжка и демонтаж подобных крепежных элементов производится с помощью специальных насадок, которые можно приобрести в комплекте инструмента. С этими насадками также могут использоваться воротки с «трещотками», удлинители и прочие приспособления.
Болты с головками типа внутренний шестигранник или внутренний многогранник также могут доставлять трудности в процессе откручивания. В качестве первой и необходимой меры следует хорошо очистить внутренний шестигранник/многогранник головки болта от грязи и пыли (например, с помощью небольшой отвертки) для того, чтобы вставной шестигранный либо многогранный ключ свободно входил на всю глубину в головку болта. По возможности следует использовать короткие вставки, по которым можно было бы постучать молотком с целью преодоления инерционного сопротивления резьбы перед началом откручивания. В некоторых случаях, однако, необходим специальный ключ под внутренний шестигранник. Иногда из-за малой длины рукоятки ключа возникают трудности при отворачивании болтов. Мы предлагаем следующее решение подобных затруднительных ситуаций: вставьте ключ в головку болта и наденьте на его рукоятку удлинитель, например какой-нибудь подходящий торцовый ключ. Удерживая ключ полностью посаженным в головку болта, начинайте его поворачивать за вставленный удлинитель. Благодаря этому исключается проворачивание вставного шестигранника в головке крепко сидящего болта по причине соскальзывания.
Рис. 11. Трубный ключ
Небольшие и хорошо доступные болты с головками под вставной шестигранник можно откручивать с использованием трубного ключа, один вариант которого показан на рис. 11, в тех случаях, когда кромки вставного шестигранного ключа подносились. Соблюдайте предосторожности при работе трубным ключом, чтобы не прищемить пальцы.
Рис. 12. Использование гайкораскалывателя
Осложнения также могут возникать при откручивании гаек и болтов с закругленными гранями вследствие использования гаечных ключей несоответствующего размера. Чаще всего подобная ситуация имеет место на подержанных автомобилях. Такие гайки и болты можно попробовать отвернуть с помощью трубного (газового) ключа. В зависимости от имеющегося пространства подобные свернутые гайки можно разрубать зубилом либо распиливать ножовкой, пуская полотно вдоль резьбы. В этой связи рекомендуем использовать, если позволяет пространство, специальное гайкораскалывающее приспособление (гайкораскалыватель). Его принцип действия показан на рис. 12: при вращении болта гайка зажимается до тех пор, пока не лопнет, затем ее снимают в виде двух половинок. Преимущество такого приспособления заключаются в том, что оно не портит резьбу болта.
Предупреждение
Не оставляйте пальцы в месте, обозначенном стрелкой нарис. 11, поскольку ручки ключа защелкиваются.
В руководстве часто упоминаются самоконтрящиеся гайки. Из самого названия гайки следует, что существует некое приспособление, затрудняющее самопроизвольное отворачивание гайки и которое зачастую разрушается при разборке соединения. Поэтому все самоконтрящиеся гайки нельзя использовать повторно.
Рис. 13. Леворезьбовые винты-извлекатели
Иногда случается, что у болта обрывается головка. Для извлечения оставшейся резьбовой части болта из резьбового отверстия нужно просверлить отверстие по центру остатка болта, в которое закручивается специальный винт-извлекатель с левой резьбой. Леворезьбовые винты-извлекатели (рис. 13), которые подобно болтам закручиваются в подготовленные отверстия, продаются в специализированных магазинах автопринадлежностей. В процессе затяжки такого винта его резьба начинает врезаться в тело обломка болта и увлекает его за собой, выкручивая из резьбового отверстия. Другая возможность извлечения обломка болта — сверление отверстия диаметром, близким к диаметру резьбового отверстия, в котором остался оборванный фрагмент болта, и последующее закручивание резьбонарезного метчика в рассверленное тело обломка.
Шпильки выкручиваются и закручиваются с помощью двух гаек, законтренных одна на другую на резьбовой части.
Разработанная резьба на алюминиевых деталях часто срывается при затяжке болтов. В таких случаях следует пользоваться специальными резьбовыми вставками. Эти вставки закручиваются в поврежденные резьбовые отверстия согласно указаниям инструкции, содержащейся на их упаковке, либо деталь с поврежденным резьбовым отверстием доставляется на СТО для нарезки новой резьбы.
Моменты затяжки резьбовых соединений
На резьбовой крепеж всех ответственных узлов и деталей указывается допустимый момент затяжки. Для обеспечения предписанных моментов затяжки следует пользоваться динамометрическим ключом со сменными головками/насадками, а иногда и с удлинителем. Во многих случаях невозможно подобраться к тому либо иному болту/гайке, чтобы воспользоваться динамометрическим ключом, или момент затяжки настолько мал, что его невозможно считать с индикатора динамометрического ключа. В таких случаях момент затяжки рассчитывается при затяжке (при наличии большого опыта) или контролируется «по чувству» сопротивления резьбы. Это относится в первую очередь к резьбовым соединениям диаметром 6 и 7 мм.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст