Колёсное шасси МАЗ-543. Механическая трансмиссия (1973 год) — часть 1

Колёсное шасси МАЗ-543. Механическая трансмиссия (1973 год) - часть 1

МЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ

Механическая трансмиссия состоит из следующих основных узлов: демпферного соединения, повышающей передачи, раздаточной коробки, карданных валов и ведущих мостов.


ДЕМПФЕРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ





Демпферное соединение( рис. 61) служит для предохранения шестерен повышающей передачи как в период резкого повышения (падения) числа оборотов двигателя, так и в период возникновения резонанса от крутильных колебаний в системе двигатель — повышающая передача — насосный элемент гидротрансформатора.

Демпферное соединение состоит из наружной 6 и внутренней 7 обойм. К наружной обойме заклепками 4 приклепаны шесть фрикционных накладок 5. На внутренней обойме закреплены шесть чугунных накладок 1, которые постоянно прижимаются пружинами 8 к фрикционным накладкам. Перемещение обойм относительно друг друга происходит при сжатии пружин 3, надетых на сухари 2. Сжатие этих пружин ограничивается соприкосновением сухарей.

Демпферное соединение крепится к маховику двигателя болтами 3 (рис. 62). Болты стопорятся пластиной 4 и шплинтуются. Порядок затяжки болтов показан на рис. 62 (римскими цифрами).



ПОВЫШАЮЩАЯ ПЕРЕДАЧА
НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ПОВЫШАЮЩЕЙ ПЕРЕДАЧИ

Повышающая передача предназначена для увеличения числа оборотов после двигателя в целях обеспечения необходимых условии для совместной работы двигателя с гидротрансформатором.

Повышающая передача (рис. 63) представляет собой редуктор с цилиндрическими косозубыми шестернями, прямозубыми шестернями отбора мощности и синхронизатором 2 для включения отбора

мощности. Картер повышающей передачи крепится болтами к кожуху маховика двигателя. В картере 6 установлены ведущий 4, промежуточный 5 и ведомый 10 валы, а также вал 3 привода насоса усилителей рулевого управления, вал 12 привода отбора мощности и вал 18 привода компрессора.

Ведущий вал повышающей передачи соединен с коленчатым валом двигателя через демпферное соединение. От шестерни ведущего вала осуществляется передача на вал насоса усилителей рулевого управления и на вал привода компрессора.







Рис. 61. Демпферное соединение.

Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях, когда масло в гидромеханической трансмиссии загустевает и создает большое сопротивление проворачиванию коленчатого вала, повышающая передача может быть отсоединена от гидромеханической трансмиссии муфтой 8.

Муфта отключения перемещается вилкой 7, связанной со штоком. Вилка крепится на штоке стопорным болтом, законтренным проволокой. Во включенном и в выключенном положениях вилка фиксируется шариковым фиксатором.

Муфта перемещается рычагом переключения, расположенным в левой кабине за сиденьем водителя, через систему тяг.

Для включения и отключения привода отбора мощности служит муфта 13. Муфта перемещается вилкой 14, закрепленной на штоке 1, который связан с поршнем 16 пневмопереключателя. Вилка крепится на штоке стопорным болтом, законтренным проволокой.

Рис. 62 Установка демпферного соединения:

Детали повышающей передачи смазываются разбрызгиванием масла, захватываемого шестернями из масляной ванны картера.

Масло в повышающую передачу заправляется через заливную горловину, установленную на крышке картера, но верхнюю метку на маслоизмерительном стержне. Для слива масла в поддоне имеется сливная горловина, закрываемая пробкой. В сливной горловине находится клапан слива масла, который открывается штырем приспособления для слива при вворачивании его в горловину. До вворачивания приспособления в горловину клапан находится в закрытом положении и масло не вытекает.

Рис. 63. Повышающая передача:

НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО СИНХРОНИЗАТОРА ПОВЫШАЮЩЕЙ ПЕРЕДАЧИ

Синхронизатор предназначен для безударного и бесшумного включения привода отбора мощности в повышающей передаче, что достигается выравниванием угловых скоростей вала 12 (рис. 63) и шестерни 1 (рис. 64) привода отбора мощности под действием возникающего в пакете дисков момента трения.

Синхронизатор состоит из пакета ведущих дисков 7, пакета ведомых дисков 3 и трех блокирующих пальцев 5, жестко связанных с нажимным диском 4. Ведущие диски 7 выступами входят в пазы обоймы 8, штифтами 2 неподвижно соединенной с шестерней 1. Ведомые диски 3 выступами связаны с нажимным диском 4.

На пальцах 5 имеются конические поверхности (блокирующие фаски).

Пальцы входят в отверстия муфты 6 переключения и поджимаются к образующей отверстия фиксаторами 9 с пружинами 10.

Отверстия в муфте имеют также блокирующие фаски.

При движении муфты в сторону включения блокирующие пальцы увлекаются фиксаторами и происходит перемещение нажимного



Рис. 64. Синхронизатор повышающей передачи:

диска до выбора зазоров между поверхностями трения ведущих и ведомых дисков.

После сжатия пакета дисков ввиду разности оборотов вала отбора мощности и ведущей шестерни между дисками возникает трепне, под действием которого происходит выравнивание оборотов шестерни и вала. В процессе всего времени выравнивания оборотов шестерни и вала дальнейшего продвижения муфты не происходит, так как осуществляется надежная блокировка муфты и пальцев по блокирующим фаскам благодаря действию окружной силы трения и усилию пружин фиксаторов.

Как только числа оборотов вала и шестерни уравняются, блокирующие фаски не будут препятствовать продвижению муфты 6 ввиду отсутствия окружной силы трения, прижимающей фаски пальцев к фаскам муфты. Фиксаторы при этом вдавливаются под действием усилия включения, муфта движется дальше и включает привод отбора мощности без шума и удара.

После выключения отбора мощности выходной вал может вращаться под действием момента «ведения» в пакете дисков трения. Для устранения вращения выходного вала 12 (рис. 63) муфта 6 (рис. 64) под действием усилия выключения прижимается к стенке картера и затормаживается.

При появлении шумов в процессе включения и выключения синхронизатора необходимо немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее во избежание преждевременного выхода из строя синхронизатора.
УПРАВЛЕНИЕ ПРИВОДОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ


Управление приводом отбора мощности пневматическое и осуществляется с помощью крана управления, в качестве которого использован кран управления раздаточной коробкой (рис. 67).

Рис. 65. Положения рукоятки крана управления при годом отбора мощности:



Кран управления приводом отбора мощности установлен на внутренней стенке левой кабины за сиденьем водителя. К крану





содержание .. 11 12 13 14 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности