Колёсное шасси МАЗ-543. Эксплуатация в летний и зимний периоды (1973 год)

Колёсное шасси МАЗ-543. Эксплуатация в летний и зимний периоды (1973 год)

ПОДГОТОВКА ШАССИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

При вводе шасси в эксплуатацию необходимо проверить заправку систем двигателя охлаждающей жидкостью, топливом и маслом и заправку охлаждающей жидкостью системы охлаждения гидромеханической трансмиссии. Проверить уровень масла в баках гидромеханической трансмиссии, гидроусилителя рулевого управления, в картерах компрессора, повышающей передачи, раздаточной коробки, центральных редукторов всех мостов, колесных передач, редуктора привода вентиляторов, редуктора руля, рулевого механизма и коробки отбора мощности.

Проверить уровень тормозной жидкости в главных тормозных цилиндрах, а также надежность работы тормозной системы и рулевого управления шасси при выезде.

При ежедневной эксплуатации шасси выполнять указания, изложенные в разделе «Техническое обслуживание шасси».

Во всех случаях подготовки шасси к движению произвести контрольный осмотр шасси, подготовить двигатель к пуску, пустить его и прогреть.
ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ПУСКУ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА ВЫШЕ 5° С
После проверки и дозаправки систем двигателя необходимо:

1. Убедиться в том, что рычаг переключения передач планетарной коробки находится в нейтральном положении, а гидротрансформатор разблокирован.

2. Установить рукоятку топливораспределительного крана в положение, при котором включен любой из обоих заправленных баков.

3. Выпустить воздух из топливной системы (после заправки пустой системы, в случае подсоса воздуха через неплотности в соединениях, при промывке топливных фильтров или замене топливного

насоса), для чего прокачать топливо ручным насосом в течение 1—2 мин.

4. Включить контактор «массы».

5. Включить электромаслозакачивающий насос.

При достижении давления в системе смазки не менее 3 кгс/см2, не выключая насос, провернуть стартером коленчатый вал двигателя на 3—4 (не более 3 сек) оборота при выключенной подаче топлива.





ПУСК ДВИГАТЕЛЯ


Пускать двигатель можно электрическим стартером или сжатым воздухом. Обе системы пуска двигателя действуют независимо одна от другой. Основной системой пуска двигателя является электрический стартер. Воздушный пуск является запасным и применяется в случае отказа электрического стартера.

Пуск двигателя электрическим стартером может быть осуществлен от аккумуляторных батарей шасси или от внешнего источника постоянного тока с использованием розетки внешнего пуска.



Пуск двигателя электрическим стартером от аккумуляторных батарей шасси

При пуске двигателя электрическим стартером необходимо:

1. Убедиться в том, что рычажок ручной подачи топлива находится в положении, при котором подача выключена.

2. Дать предупредительный сигнал.

3. Проверить подвижность привода подачи топлива (выжим и отдачу педали).

4. Выжать педаль подачи топлива на одну треть ее полного хода.

5. Прокачать систему смазки двигателя электромаслозакачивающим насосом при давлении не менее 2,5 кгс/см2.

6. Нажать кнопку стартера (продолжительность нажатия не более 5 сек).

7. Как только двигатель начал работать, отпустить кнопку стартера.

Если двигатель не начал работать с первой попытки или работает с перебоями, повторить пуск (после остановки) через 25—30 сек.

В случае трех-четырех неудачных попыток необходимо прекратить попытки пустить двигатель и выяснить причину неудачного пуска. После устранения неисправностей повторить пуск двигателя

Пуск двигателя сжатым воздухом

В случае отказа стартера пустить двигатель с помощью сжатого воздуха.

Для этого необходимо выполнить работы, указанные в пп 1- 5

подраздела «Пуск двигателя электрическим стартером от аккумуляторных батареи шасси», и дополнительно:

1. Открыть запорный вентиль баллона со сжатым воздухом.

2. Открыть кран-редуктор воздушного пуска, повернув рукоятку крана против хода часовой стрелки.

3. Как только двигатель начал работать, закрыть кран-редуктор и затем запорный вентиль на баллоне.

Давление воздуха, поступающего в воздухораспределитель, на манометру должно быть не менее 60 кгс/см2. Если манометр при пуске показывает более 60 кгс/см2, а двигатель не начинает работать, закрыть кран-редуктор и запорный вентиль на баллоне и выяснить причину отказа. После устранения неисправностей повторить пуск двигателя.

Примечание. Если в условиях низкой температуры окружающей среды при пуске электрическим стартером предварительно прогретого и подготовленного двигателя не развиваются пусковые обороты, разрешается пускать двигатель совместно стартером и сжатым воздухом. При этом первым включается в работу стартер. После пуска двигателя стартер отключается первым. В остальном поря док пуска и последовательность операций такие же, как описаны выше.



Пуск двигателя от внешнего источника электрической энергии

Пуск двигателя буксировкой шасси



Пускать двигатель буксировкой допускается только в аварийных случаях, когда вышел из строя электростартер и невозможно использование сжатого воздуха для пуска двигателя. Буксировать шасси другими транспортными средствами в целях пуска двигателя разрешается только вперед и на ровной площадке без поворотов, так как при неработающем двигателе усилитель рулевого управления не работает и поворот шасси затруднен.

Тормозная система у буксирующего транспортного средства должна быть исправной.

Для пуска двигателя буксировкой необходимо:

1. Произвести сцепку жестким буксиром буксируемого шасси с буксирующим транспортным средством.

2. Начать движение буксируемого шасси при нейтральном по ложении рычага переключения передач в планетарной коробке н понижающей передаче в раздаточной коробке и без подачи топлива довести скорость буксировки до 10—15 км/ч.

3. Буксировать шасси до тех пор, пока давление масла в бустерах планетарной коробки передач не достигнет 8—15 кгс/см2.

4. Прокачать систему смазки двигателя при давлении не менее

2,5 кгс/см2, периодически включая электромаслозакачивающий насос.

5. При достижении указанных давлений включить вторую передачу в планетарной коробке передач, заблокировать гидротрансформатор и выжать педаль подачи топлива на одну треть ее полного хода.

6. После пуска двигателя разблокировать гидротрансформатор, остановить шасси, рычаг переключения передач планетарной коробки установить в нейтральное положение.

7. Снять жесткий буксир.

В случаях крайней необходимости допускается сцеплять буксируемое шасси при наличии буксирного клапана с буксирующим транспортным средством с помощью мягкого буксира. После сцепки подготовку к буксировке проводить согласно подразделу «Буксировка шасси». ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕ ПУСКА


После пуска двигателя установить рукояткой ручной подачи

топлива минимально устойчивые обороты холостого хода (500-600 об/мин).

Для повышения температуры двигателя необходимо прогреть двигатель на холостом ходу на режиме 600—800 об/мин с постепенным переходом на 1000—1100 об/мин, пока температура охлаждающей жидкости и масла не достигнет 30° С, после чего разрешается движение на первой передаче в коробке передач со скоростью б—15 км/ч по горизонтальному участку пути.

Двигатель считается прогретым и готовым к эксплуатации на всех режимах при температуре охлаждающей жидкости и масла не менее 60С.

Для ускорения прогрева двигателя жалюзи необходимо закрыть, а электромагнитные муфты вентиляторов выключить.

При прогреве давление в системе смазки должно быть 5—10,5 кгс/см2. Максимальное давление в системе смазки при прогреве двигателя не должно превышать 12 кгс/см2. При превышении этой величины необходимо уменьшить обороты двигателя.

При длительной работе двигателя на малых оборотах, а также при малых нагрузках с отработавшими газами начинает выбрасываться несгоревшая смесь из цилиндров двигателя в выпускной тракт. Несгоревшая смесь приводит к осмолению поршней, поршневых колец, клапанов и их втулок, что влечет за собой преждевременный выход из строя двигателя. Кроме того, при выбросе несгоревшей смеси происходит ее скапливание в выпускном тракте и при переходе на повышенные обороты и нагрузки приводит к перегреву, короблению и пробиванию уплотнительных прокладок выпускного тракта. Пробивание уплотнительных прокладок опасно в пожарном отношении, так как происходит выброс несгоревшей смеси в силовое отделение.

Во всех случаях обнаружения неплотностей в выпускном тракта необходимо принимать срочные меры по устранению недостатков путем затяжки гаек и болтов выпускного тракта, замены вышедших из строя уплотнительных прокладок, подмотки асбестовой набивки, при этом все загрязненные поверхности деталей должны быть промыты.

Для увеличения срока службы двигателя следует избегать работы на холостых оборотах и на малых нагрузках. ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Перед остановкой двигателя следует постепенно уменьшать его обороты до 1200—1300 в минуту и дать двигателю поработать не менее 2 мин на режиме холостого хода, но не ниже 800 об/мин.

Температура охлаждающей жидкости перед остановкой двигателя не должна быть выше 75е С, так как при остановке с большей температурой охлаждающей жидкости прекращение ее циркуляции вызывает резкое повышение температуры, что может привести к местным перегревам двигателя и выбрасыванию жидкости через паровоздушный клапан.

При температуре окружающего воздуха выше. 30° С разрешается останавливать двигатель с температурой охлаждающей жидкости не выше 90° С.

Для остановки двигателя необходимо:

1. Отпустить педаль подачи топлива и медленно перевести рукоятку ручной подачи топлива в положение прекращения подачи.

2. После остановки двигателя обязательно выключить контактор «массы». ПОДГОТОВКА ШАССИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Надежность, безопасность и долговечность работы шасси во многом зависят от качества и своевременности его подготовки к зимней эксплуатации.

В зависимости от района эксплуатации до наступления холодов необходимо провести и закончить все работы, связанные с подготовкой шасси к зимней эксплуатации, и провести сезонное техническое обслуживание. Рекомендации по заправке зимним топливом, охлаждающей жидкостью, а также зимними сортами смазок см. в разделе «Эксплуатационные материалы».

При температуре воздуха ниже 5° С для облегчения пуска двигателя системы его следует прогревать штатным подогревателем.

Необходимо проверить и привести в соответствие плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Плотность электролита должна быть 1,29 в северных районах с температурой окружающего воздуха до —40° С и 1,31 в северных районах с резко континентальным климатом и температурой окружающего воздуха ниже —40° С.



ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ПУСКУ, ПУСК И ПРОГРЕВ


Подготовка двигателя к пуску во время зимней эксплуатации (при температуре окружающего воздуха ниже 5° С) включает те же операции по заправке и проверке систем двигателя и гидромеханической трансмиссии и других агрегатов шасси, что и при подготовке шасси к эксплуатации в летний период, но имеет особенности:

1. Выполнить работы, указанные в пп. 1—4 подраздела «Подготовка двигателя к пуску при температуре воздуха выше 5 С».

2. Закрыть жалюзи и выключить электромагнитные муфты вентиляторов системы охлаждения двигателя.

3. Предварительно разогреть двигатель подогревателем.

4. По мере разогрева масла в баке периодически несколько раз включать электромаслозакачивающий насос на 20—30 сек. Двигатель считается подготовленным к пуску, если головки блока цилиндров, блоки цилиндров, верхняя часть картера, масляные бак и фильтр, трубки подвода масла к передней опоре двигателя, к головкам блоков цилиндров и к приводу зарядного генератора будут равномерно прогреты (определяется на ощупь).

При температуре окружающего воздуха ниже —15° С, когда смазка в гидромеханической трансмиссии застывает, перед пуском двигателя необходимо отключить гидромеханическую трансмиссию от двигателя рукояткой, расположенной в кабине за сиденьем водителя.

Двигатель пускать в соответствии с указаниями, данными выше для случая летней эксплуатации.

После пуска двигателя температура масла и охлаждающей жидкости резко упадет вследствие перемешивания масла в системе смазки, а охлаждающей жидкости — в системе охлаждения.

Когда двигатель при совместной работе с подогревателем прогреется до температуры масла не менее 30°С, следует заглушить двигатель (подогреватель не выключать), подключить гидромеханическую трансмиссию, снова пустить двигатель и прогреть гидромеханическую трансмиссию до температуры масла, при которой в гидравлической системе гидромеханической трансмиссии будет обеспечено давление масла, кгс/см2:

— в гидротрансформаторе 3—4;

— в бустерах планетарной коробки передач 8—15;

— в системе смазки гидромеханической трансмиссии 1 —1,5.

Прогревать двигатель после пуска необходимо на режимах, указанных выше, до температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя не менее 60° С.

Прогревать двигатель при его совместной работе с подогревателем разрешается только до температуры охлаждающей жидкости 80° С, после чего подогреватель выключить.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА



Для пуска подогревателя необходимо:

1. Сдвинуть защитный чехол с заборника-нагнетателя подогревателя, не отвязывая его от всасывающего жидкостного патрубка.

2. Переключатель 1 (рис. 39) электродвигателя подогревателя включить на 10—15 сек в положение «Работа», выключатель 2 электромагнитного клапана должен быть в положении «Продув».

3. Включить свечу накаливания нажатием влево рычажка включателя 4 и выдержать в течение 30—40 сек. При этом контрольная спираль 3 на щитке, включенная последовательно со свечой накаливания, должна накалиться до ярко-красного цвета.

4. Не отпуская рычажка включателя 4, перевести выключатель 2 электромагнитного клапана из положения «Продув» в положение «Работа» и переключатель 1 электродвигателя в положение «Пуск».

5. Как только подогреватель начнет работать, о чем будет свидетельствовать своеобразный гул, отпустить рычажок включателя 4 и перевести переключатель 1 из положения «Пуск» в положение «Работа».

При температуре окружающего воздуха выше —20° С допускается переводить переключатель 1 сразу в положение «Работа», минуя положение «Пуск».

В аварийных случаях, когда электродвигатель не обеспечивает необходимые пусковые обороты (сильный мороз, заедание топливного насоса), допускается включать переключатель электродвига теля на 1—2 сек в положение «Работа» с последующим переключением в положение «Пуск» и после разгорания снова переключить на режим «Работа».

6. При отсутствии характерного гула горения перевести переключатель / в нейтральное положение, выключатель 2—в положение «Продув» и повторить пуск подогревателя.

Запрещается 'пускать подогреватель сразу же -после его остановки и после двух-трех неудачных попыток без предварительной продувки в течение 2—3 мин.

Нормальная работа подогревателя характеризуется интенсивным повышением температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Через 1—2 мин после пуска подогревателя проверить на ощупь равномерность нагрева котла подогревателя. Если котел нагревается неравномерно, выключить подогреватель и устранить неисправность.

Во время разогрева двигателя подогревателем необходимо:

1. Периодически включать электромаслозакачивающий насос на 20 сек через 5 мин после работы подогревателя.

2. Когда масло в масляном баке двигателя нагреется до температуры, при которой возможна прокачка системы смазки электромаслозакачивающим насосом, прокачать систему при давлении не ниже 2,5 кгс/см2.

3. Пустить двигатель, как указано выше, не выключая подогреватель.

При прогреве двигателя работа подогревателя допускается до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости достигнет (не более) 60° С по штатному термометру. При большей температуре охлаждающей жидкости возможен разрыв шлангов подогревателя.

После того как двигатель прогреется и готов к эксплуатации на всех режимах, необходимо:

1. Не останавливая двигатель, выключить подачу топлива в подогреватель, переключив выключатель 2 электромагнитного клана на в положение «Продув».

2. Продуть камеру сгорания в течение 1—2 мин, оставив электродвигатель включенным на это время.

3. Выключить электродвигатель подогревателя, для чего поставить переключатель 1 в нейтральное положение.

4. Надеть защитный чехол заборника-нагнетателя подогревателя.

ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ


В районах Крайнего Севера и при температуре окружающего воздуха ниже —35° С следует надевать утеплительный чехол на решетчатую облицовку радиатора двигателя.

Особо тщательно следить за состоянием аккумуляторных батарей, не допуская снижения напряжения при включенном электрическом стартере ниже 20 в по вольтамперметру.

При стоянке шасси и необходимости поддержания его в состоянии постоянной готовности к эксплуатации при низких температурах окружающего воздуха нужно обеспечить стоянку шасси в теплом помещении. Если нет теплых помещений, укрыть шасси укрывочным тентом и обогревать горячим воздухом путем периодической или постоянной работы воздухоподогревательного агрегата 8Г-27, с тем чтобы температура в системах охлаждения и смазки двигателя, гидромеханической трансмиссии и раздаточной коробке не опускалась ниже 5° С. В случае крайней необходимости поддерживать двигатель в состоянии готовности с помощью подогревателя с применением внешнего источника электроэнергии.

При длительных стоянках шасси и безгаражном хранении необходимо:

1. Залить в нагнетательный трубопровод компрессора 100 г спирта, чтобы предотвратить замерзание аппаратов пневматической системы.

2. Снять аккумуляторные батареи и поставить их в отапливаемое помещение.

3. Закрыть шасси укрывочным тентом для предохранения его от заноса снегом.

4. При подъеме правой кабины в случае примерзания резиновых подушек к опорным кронштейнам следует отделять их от кронштейнов путем отстукивания подушек, не допуская их повреждения.



содержание .. 24 25 26 27 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности