Колёсное шасси МАЗ-543. Общие указания по эксплуатации (1973 год)

Колёсное шасси МАЗ-543. Общие указания по эксплуатации (1973 год)



ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ШАССИ
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ



Вниманию руководителей эксплуатирующей организации. Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, завод-изготовитель обращает Ваше внимание на необходимость тщательного изучения и безусловного выполнения обслуживающим персоналом всех указаний Инструкции по эксплуатации шасси.

Выполнение этих указаний обеспечит надежную и долговечную эксплуатацию шасси.

К управлению шасси допускаются водители, изучившие и сдавшие зачеты по знанию материальной части, правилам эксплуатации и вождению данного шасси.

Экипаж шасси должен состоять из двух человек.

При получении нового шасси в целях завершения его обкатки после первых 1000 км пробега (с учетом объема обкаточных испытаний завода-изготовителя, отмеченных в формуляре шасси) необходимо провести крепежные работы, предусмотренные техническим обслуживанием № 1, и дополнительно проверить крепление центральных редукторов мостов к раме.

По требованию завода-изготовителя двигателя на период его приработки первые две смены масла в баке двигателя следует проводить через каждые 2000 км пробега. В дальнейшем масло в двигателе менять согласно таблице смазки. В случае необходимости замены двигателя новым его расконсервацию производить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации двигателя.

Вниманию водителя! Строго соблюдайте основные правила эксплуатации шасси, невыполнение которых может привести к аварии.

1. Нормальная и надежная работа агрегатов и механизмов шасси обеспечивается, если топливо, масла, охлаждающая жидкость и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с рекомендованными ГОСТ, указанными в настоящей Инструкции.

2. Перед пуском двигателя прокачать систему смазки электро-маслозакачивающим насосом при давлении не менее 2,5 кгс/см2.

Запрещается электромаслозакачивающий насос держать включенным более 1 мин.

3. Запрещается держать стартер включенным более 5 сек. Повторное включение стартера разрешается через 25—30 сек.



Нельзя пускать двигатель стартером при сильно разряженных аккумуляторных батареях.

4. Категорически запрещается при температуре окружающего воздуха ниже 5° С проворачивать коленчатый вал и пускать двигатель без его предварительного разогрева.

5. Запрещается пускать подогреватель сразу же после его остановки или повторно пускать при двух-трех неудачных попытках без предварительной продувки в течение 2—3 мин.

6. Через 1—2 мин после пуска подогревателя проверить на ощупь равномерность нагрева котла подогревателя. Если котел нагревается неравномерно, выключить подогреватель и устранить неисправность.

7 По окончании работы подогревателя повторно пускать его можно не раньше чем через 30 мин, чтобы избежать появления открытых языков пламени.

8. После мойки шасси при температуре окружающего воздуха ниже 5° С необходимо сразу же пустить подогреватель на 3—5 мин. Это обеспечит удаление воды, которая могла попасть в нагнетатель подогревателя, и исключит возможное примерзание его крыльчатки.

9. Перед пуском двигателя после длительной стоянки при температуре окружающего воздуха ниже —15° С, когда смазка в агрегатах загустевает, необходимо отключить гидромеханическую трансмиссию от повышающей передачи. После пуска и прогрева двигатель остановить, а затем соединить гидромеханическую трансмиссию с повышающей передачей.

10. После пуска не загружать двигатель до его прогрева. Двигатель считать прогретым и готовым к эксплуатации на всех режимах при температуре выходящей охлаждающей жидкости 60° С.

11. Прогревать двигатель одним подогревателем разрешается только до температуры охлаждающей жидкости и масла 60° С, а при совместной работе с двигателем — до 80С.

Длительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости и масла ниже 60СС не допускается, так как это приводит к осмолению поршней, поршневых колец, клапанов газораспределения, распылителей форсунок и стенок трассы выпуска отработавших газов.

12. Категорически запрещается включать электромагнитные муфты привода вентиляторов при работающем двигателе с оборотами выше 1000 об/мин. Для включения электромагнитных муфт снизить обороты коленчатого вала двигателя ниже указанных. Отключать муфты можно на любых оборотах двигателя.

13. При работе двигателя на эксплуатационных режимах показания приборов должны быть следующими:

— давление масла в главной масляной магистрали двигателя — 5,0—10,5 кгс/см2; на минимальных оборотах холостого хода — не менее 2,5 кгс/см--,

— температура масла на выходе из двигателя — не более 110° С;

— температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя — не более 105° С.

В случае падения давления масла, резкого повышения темпера туры выходящего масла или охлаждающей жидкости следует оста повить двигатель, выяснить причины и устранить их.

14. Останавливать двигатель можно при температуре охлаждающей жидкости ниже 75° С; при температуре выше 75° С останавливать его можно не более чем на 5 сек.

В исключительных случаях допускается экстренная остановка двигателя длительностью не более 5 мин до последующего пуска при температуре охлаждающей жидкости и масла перед остановкой не выше 85° С.

При температуре окружающего воздуха выше 30° С разрешается останавливать двигатель с температурой охлаждающей жидкости не выше 90°С. При этом во избежание местных перегревов в результате прекращения циркуляции охлаждающей жидкости через 5—8 сек после остановки двигателя провернуть коленчатый вал в несколько приемов стартером без подачи топлива, каждый раз в течение 4—5 сек с промежутками между включениями стартера н< менее 30 сек.

15. На эксплуатационных режимах давление рабочей жидкости в гидротрансформаторе должно быть 3—4 кгс/см2, в бустерах планетарной коробки передач — 8—15 кгс/см2 и в системе смазки гидромеханической трансмиссии— 1 —1,5 кгс/см2.

Температура масла на выходе из гидротрансформатора не должна превышать 125°С и в планетарной коробке передач—100°С.

16. При движении переключать передачи в планетарной коробке передач с высшей на низшую нужно последовательно: с третьей на вторую, со второй на первую и затем в нейтральное положение.

Запрещается переключать передачи с третьей на первую или в первое нейтральное положение. Третью передачу разрешается переключать только во второе нейтральное положение.

При установившемся движении по хорошей дороге на второй и третьей передачах нужно блокировать гидротрансформатор.

Включать передачу заднего хода только после полной остановки шасси.

Скорости при движении по хорошей дороге на различных передачах должны соответствовать интервалам скоростей, указанных в разделе «Вождение шасси».

17. На стоянках рекомендуется оставлять шасси с включенном (прямой или понижающей) передачей в раздаточной коробке.

18. При движении по дорогам с твердым покрытием и по сухим укатанным грунтовым дорогам в раздаточной коробке должна быть включена прямая передача.

При движении в тяжелых дорожных условиях, чтобы не допускать перегрузки гидротрансформатора и чрезмерного нагрева масла в гидромеханической трансмиссии, в раздаточной коробке должна быть обязательно включена понижающая передача.

При включенной понижающей передаче в раздаточной коробке скорость движения шасси на спуске и при торможении двигателем не должна превышать, км/ч:

— на первой передаче в коробке передач— 10;

— на второй передаче в коробке передач — 20;

— на третьей передаче в коробке передач — 35.

Во избежание возможных поломок категорически запрещается движение на спуске при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке и нейтральном положении в коробке передач.

Переключать передачи в раздаточной коробке можно только на стоянке при неработающем двигателе и давлении воздуха в тормозной системе не менее 5 кгс/см2.

19. Блокировать дифференциал раздаточной коробки можно кратковременно только на первой передаче в коробке передач при преодолении труднопроходимого участка пути. После преодоления такого участка дифференциал необходимо разблокировать в целях предотвращения больших перегрузок в деталях силовой передачи и значительного износа шин.

Блокировать и разблокировать дифференциал раздаточной коробки можно как на месте, так н в движении шасси. При блокировании на месте в планетарной коробке передач обязательно должно быть включено нейтральное положение. Блокировать в движении следует на прямолинейном участке при уменьшенной подаче топлива, чтобы не было во время блокирования буксования колес.

20. При понижении давления в системе смазки компрессора ниже допустимого загорается лампочка аварийного давления на щитке приборов; в этом случае необходимо остановить двигатель, выяснить и устранить причину падения давления.

21. Перед началом движения убедиться в том, что механический привод правого главного тормозного цилиндра находится в расторможенном состоянии.

22. При стоянках шасси и при вынужденных остановках на подъемах или спусках, превышающих уклон 7°, необходимо помимо ручного тормоза пользоваться механическим приводом правого главного тормозного цилиндра.

Стоянка шасси, заторможенного механическим приводом главного тормозного цилиндра, допускается не более 4 ч.

При стоянке более 4 ч и при проведении ремонтных работ под колеса шасси необходимо установить горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — под оба колеса переднего моста.

Запрещается начинать движение при давлении воздуха в тормозной системе менее 5 кзс/см2.

23. Запрещается оставлять включенным контактор «массы» по окончании работ.

24. При получении шасси с завода-изготовителя в летний период времени необходимо переставить прокладку отключения подогревателя от системы охлаждения в положение «Лето» и заблокировать



электромагнитные муфты привода вентиляторов, так как завод-изготовитель независимо от времени года отгружает шасси с прокладкой, установленной в положение «Зима», и разблокированными электромагнитными муфтами. Закрыть краники подключения отопителей кабин и слить охлаждающую жидкость из отопителей.

25. При перерывах в эксплуатации шасси до двух месяцев необходимо через каждые 15 суток пускать двигатель на 10—15 мин и выжимать 15—20 раз тормозную педаль при давлении воздуха в системе не менее 5 кгс/см2.

26. При мойке шасси запрещается направлять прямую струю воды на агрегаты и приборы системы электрооборудования, входные щели воздухоочистителя, так как при п>ске двигателя возможно попадание волы в цилиндры, вследствие чего двигатель может выйти из строя.

27. При длительной стоянке и храпении шасси на открытой площадке, а также в других необходимых случаях на поворотную фару-искатель надеть специальный чехол, прикладываемый в индивидуальный ЗИП шасси.

28. При монтаже и демонтаже трубопроводов и шлангов, отворачивании и заворачивании пробок сливных отверстий и других резьбовых деталей на всех алюминиевых (масляных, топливных) баках шасси во избежание нарушения герметичности соединений необходимо пользоваться двумя ключами: одним ключом поддерживать фланцы и переходники за лыски или шестигранники, а другим отворачивать или заворачивать накидные гайки и другие резьбовые детали.





ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШАССИ


1. Запрещается пуск двигателя и движение шасси с неисправностями в агрегатах и механизмах.

2. Запрещается работать неисправным инструментом.

3. Запрещается обслуживать системы двигателя и другие агрегаты в силовом отделении при работающем двигателе.

4. Накачивать шину можно только после надежной затяжки всех гаек болтов, стягивающих обе половины обода, установки колеса на ступицу и полного его закрепления.

Категорически запрещается монтаж и демонтаж шин в накачанном состоянии.

5. Подтяжку гаек крепления половин обода и колес вести поочередным подтягиванием каждой диаметрально расположенной гайки па пол-оборота, начиная с гайки, расположенной под углом 90° от вентильного паза обода.



6. Поднимать и фиксировать кабину в опрокинутом положении должны два члена экипажа.

7. Запрещается пользоваться подогревателем, пускать и прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.

8. Во избежание ожогов соблюдать осторожность при сливе горячей охлаждающей жидкости из радиаторов систем охлаждения или горячего масла из агрегатов шасси.

7. Низкозамерзающая жидкость (этиленгликолевая смесь) систем охлаждения и жидкость ГТЖ-22 для гидравлического привода тормозов ядовиты. После работы с этими жидкостями необходимо тщательно вымыть руки.

10. Перед пуском двигателя убедиться в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и подать звуковой электросигнал о пуске двигателя.

11. Перед началом движения убедиться в том, что впереди нет людей, и подать сигнал о начале движения.

12. Во время движения строго соблюдать правила уличного движения, правила движения в колонне и указания регулировщиков.

13. Быть внимательным и соблюдать осторожность при преодолении препятствий, подъемов, спусков, косогоров, бродов, при движении в гололедицу.

14. При работе с механическим приводом правого главного тормозного цилиндра в кабине должен находиться водитель, который мог бы в случае необходимости выжать тормозную педаль, а второй член экипажа при вращении рукоятки привода должен выбрать такое положение, чтобы в случае проворачивания колес шасси мог оказаться в неопасной зоне.

15. Обслуживать агрегаты и механизмы и производить ремонтные работы на шасси, заторможенном на уклоне, разрешается в крайне необходимых случаях.

16. При заправке системы питания смесью дизельного топлива с 20% бензина и при эксплуатации шасси строго соблюдать правила пожарной безопасности.

17. В целях пожарной безопасности следить за состоянием соединений выпускного тракта двигателя и не допускать просачивания конденсата и прорыва отработавших газов.

18. Не производить работ по обслуживанию и ремонту агрегатов и механизмов шасси при включенном контакторе «массы».

19. Запрещается включать контактор «массы» и кнопку стартера при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника.

20. Во время заправки топливом или при осмотре топливных баков запрещается пользоваться открытым пламенем.

21. Запрещается хранить па шасси промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы (концы, ветошь).

Все агрегаты шасси должны быть сухими; следы просочившегося топлива или масла удалять.

22. Запрещается подогревать агрегаты шасси открытым пламенем (факелом, паяльной лампой и др.).

23. Категорически запрещается оставлять без наблюдения работающий подогреватель. Строго соблюдать правила пожарной безопасности при его эксплуатации.

24. Запрещается резко менять обороты коленчатого вала двигателя при перевозке легковоспламеняющихся веществ.

25. Следить, чтобы огнетушители были заряжены; не реже одного раза в три месяца проверять состояние огнетушителей.

26. Для тушения пожара шасси применять огнетушители или другие подручные средства (брезент и т. д.).

Запрещается воспламенившееся топливо заливать водой.

27. Проверку баллонов воздушного пуска двигателя, их замену и эксплуатацию производить в соответствии с требованиями ГОСТ 949—57 и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Госгортехнадзором СССР.



содержание .. 23 24 25 26 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности