Колёсное шасси МАЗ-543. Силовая установка (1973 год) — часть 3

Колёсное шасси МАЗ-543. Силовая установка (1973 год) - часть 3

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУХОМ

Система питания двигателя воздухом предназначена для очистки воздуха от пыли и распределения его по цилиндрам двигателя. В систему питания воздухом входят: воздухоочиститель, трубы и коллекторы.

Под действием разрежения, создаваемого поршнями при работе двигателя, воздух через боковые щели циклонов поступает в первую ступень воздухоочистителя. Воздух, попав в первую ступень воздухоочистителя, закручивается по спирали, опускается вниз к пылесборнику и меняет свое направление. При повороте на 180° воздух теряет основную массу находящейся в «ем пыли, которая вместе с частью воздуха отсасывается диффузором из пылесборника и с отработавшими газами выбрасывается наружу.

Основное количество воздуха, частично очищенного от пыли, дополнительно фильтруется во второй ступени, представляющей собой проволоку-канитель, смоченную в масле, и поступает во впускные коллекторы, а затем в цилиндры двигателя.

Воздухоочиститель (рис. 22) комбинированный, двухступенчатый, установлен на кронштейне за двигателем. Воздухоочиститель
соединен с впускными коллекторами двигателя. В первой ступени воздухоочистителя происходит грубая очистка воздуха от пыли, во второй ступени — окончательная очистка.

Первая ступень воздухоочистителя (циклоны) инерционного типа, обеспечивает вращательное движение воздушного потока и изменение его направления для отделения крупных частиц пыли от засасываемого воздуха; вторая ступень воздухоочистителя состоит из трех плоских кассет 3, заполненных тонкой стальной проволокой-канителью с различной плотностью набивки, смоченной в масле, (на которую осаждаются более мелкие частицы пыли. Кассеты закрываются крышкой, которая прижимается к корпусу воздухоочистителя откидывающимися болтами с гайками.

Для нормальной работы первой ступени воздухоочистителя необходимо, чтобы поверхность циклона была чистой, без следов масла и топлива.

В пылесборник 4 вварены два патрубка 5, через которые пыль отсасывается в выпускные трубы, чем обеспечивается самоочистка воздухоочистителя.

В патрубках установлены заслонки для отключения воздухоочистителя от диффузоров при использовании отработавших газов для специальных работ.

Рукоятка тросикового привода к заслонкам расположена на балке кабины справа.

Для закрытия заслонок необходимо оттянуть затвор за рукоятку, вывести ее из продольного паза корпуса и повернуть на торец. По окончании специальных работ заслонки следует открыть, введя рукоятку в продольный паз корпуса.

Рис. 22. Воздухоочиститель:
1 — трубка-циклон первой ступени воздухоочистителя; 2 — корпус воздухоочистителя; 3 — кассеты второй ступени воздухоочистителя; 4 — пылесборник; 5 — патрубок





СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ


Система выпуска отработавших газов предназначена для отвода в атмосферу отработавших газов. В системы выпуска отработавших газов входят: охлаждаемые выпускные коллекторы, выпускные трубы и диффузоры.

Рубашка охлаждения коллектора подсоединена последовательно в систему охлаждения двигателя. Охлаждающая жидкость из рубашки головки блока двигателя поступает в рубашку коллектора, охлаждая отработавшие газы.

Выходные патрубки головок блока двигателя подсоединены пароотводящими трубками к трубе, соединяющей охлаждаемые коллекторы с трубой, отводящей жидкость от двигателя к радиатору.

Наружная поверхность труб выпускного тракта имеет термоизоляцию в виде асбестовой обмотки, пропитанной жидким стеклом. Выпускные трубы подвешены к балкам крепления крыльев шасси с помощью хомутов, укрепленных на балках. В средней части выпускных труб установлены гибкие металлические рукава, предназначенные для разгрузки шпилек крепления выпускных коллекторов двигателя от воздействия массы выпускных труб и компенсации перекосов при движении шасси.

На концах выпускных труб приварены ушки и направляющие для подсоединения газоотборного устройства.

Категорически запрещается растягивать, скручивать и подвергать удару гибкие металлические рукава, становиться на них ногами.

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Система смазки (рис. 23) двигателя предназначена для непрерывной смазки трущихся частей деталей двигателя. Масло, отделяя одну трущуюся поверхность от другой, снижает потери на трение, уменьшает нагрев и износ трущихся деталей и обеспечивает

отвод тепла, выделяющегося при трении. К некоторым деталям масло подводится под давлением, создаваемым масляным насосом, а остальные детали смазываются мелкораспыленным маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках.

В систему входят: масляный бак 4, электромаслозакачивающий насос 6, масляный насос 7, масляный фильтр 9, масляный радиатор 1 и трубопроводы.

Рис. 23 Схема системы смазки двигателя:





Рис. 24. Электромаслозакачивающий насос:

Рис. 25. Масляный насос:

При значительном увеличении сопротивления в главной магистрали (свыше допустимого) срабатывает редукционный клапан насоса и перепускает масло из нагнетательной ступени во всасывающую.

Масляный насос (рис. 25) предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям двигателя и для подачи масла из маслосборников картера двигателя в масляный бак.

В насосе имеются три секции: две откачивающие и одна нагнетающая. Откачивающие секции обеспечивают надежную откачку масла из картера двигателя даже при продолжительном движении шасси на подъемах и спусках. Нагнетающая секция подает масло через масляный фильтр в двигатель.




Каждая секция насоса состоит из пары цилиндрических шестерен, заключенных в отдельный корпус.

Корпус 14 верхней откачивающей секции с верхней стороны имеет отверстие, закрытое сеткой 13. Отверстие служит для соединения всасывающей камеры с передним маслосборником картера двигателя.

Отверстие Б в корпусе 16 нижней откачивающей секции, расположенное против нагнетательной камеры, служит для прохода масла из нагнетательной камеры верхней в нагнетательную камеру нижней откачивающей секции. С помощью трубки задний маслосборник соединен со всасывающей камерон нижней откачивающей секции.

Для подвода и отвода масла в нагнетающую и откачивающую секции ввернуты зажимы 11, крепящие угольники 12 масляных



Масляный фильтр служит для очистки от механических примесей масла, поступающего в систему смазки двигателя. Он состоит из корпуса 4 (рис. 26) с крышкой 2, двух секций 5 щелевой очистки и перепускного шарика-клапана 7.

В центральном отверстии дна корпуса вставлен и зафиксирован трубчатый стержень 6, имеющий на концах радиальные отверстия для входа и выхода из него масла. Со стороны крышки в торец стержня ввернута глухая пробка и, кроме того, стяжной болт 1.



Рис. 26. Масляный фильтр:

На стержень последовательно надеваются секции щелевой очистки и устанавливается крышка. Детали фильтра стягиваются стяжным болтом, под который подложена уплотняющая прокладка.

Стык корпуса и крышки уплотнен резиновым кольцом 3. Фильтрующие щелевые секции имеют на цилиндрической поверхности гофры, по которым намотана профилированная лента.

Один конец каждой секции закрыт двойной крышкой. Полость между стенками крышки сообщена со впадинами гофр и радиальными отверстиями трубчатого стержня. Масло, поступившее в корпус фильтра, проходя через щели, образованные витками ленты, фильтруется. Очищенное масло по впадинам гофр попадает в полости между стенками крышек секции и в трубчатый стержень. Через радиальные отверстия на другом конце стержня масло поступает в полость Л, куда ввернут зажим 9. По трубе, наконечник которой надет на зажим, масло поступает в главную магистраль.

Механические примеси задерживаются на наружной поверхности секций щелевой очистки.

В дне корпуса фильтра имеются три резьбовых отверстия. В одно из них (не попавшее на рисунок) ввернут зажим трубки подвода

масла из насоса в фильтр, в другое — зажим 9 для выхода профильтрованного масла, в третье — корпус 8 перепускного клапана В корпусе 8 установлена пружина перепускного шарика-клапана 7.

При нормальной работе фильтра разность давления масла, прошедшего фильтрацию, составляет примерно 1,5 кгс/см2. Такая разность давления на шарик-клапан 7 уравновешена пружиной. В случае чрезмерного засорения фильтрующих секций или при пуске двигателя на холодном масле разность давлений возрастает. При давлении масла свыше 1,5 кгс/см2 шарик-клапан сообщит полость фильтра с полостью А и масло поступит в главную магистраль неочищенным, минуя фильтрующие секции.

Наличие перепускного клапана обеспечивает поступление масла к трущимся поверхностям двигателя при любом состоянии фильтра и вязкости масла, не потерявшего вследствие низкой температуры своей текучести.



Масляный радиатор служит для охлаждения масла, выходящего из двигателя.

Масляный радиатор пластинчато-трубчатый. Основная часть радиатора — сердцевина, состоит из пересекающихся и спаянных между собой трубок и пластин.

На верхних и нижних частях сердцевины имеются бачки. Верхний бачок радиатора соединен трубопроводом с откачивающими секциями масляного насоса двигателя, а нижний бачок — с масляным баком.

Радиатор для большей эффективности охлаждения масла выполнен трехзаходным. Охлаждаемое масло протекает по трубкам сердцевины радиатора, которые обдуваются потоком воздуха от вентилятора.

Масляный радиатор двигателя выполнен в одном блоке с радиатором системы охлаждения.



содержание .. 4 5 6 7 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности