Колёсное шасси МАЗ-543. Силовая установка (1973 год) — часть 4
Колёсное шасси МАЗ-543. Силовая установка (1973 год) - часть 4
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Система предназначена для отвода тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддержания температуры этих деталей в пределах, допустимых для нормальной работы двигателя.
Рис. 27. Схема системы охлаждения двигателя:
Для контроля за температурным режимом двигателя в патрубках, отводящих охлаждающую жидкость из правой и левой головок блоков, установлены датчики термометров.К системе охлаждения подключены подогреватель для разогрева двигателя перед пуском в зимний период эксплуатации, отопители кабин, рубашка электромаслозакачивающего насоса, рубашка компрессора и рубашка трубы подвода масла из бака к насосу двигателя для обогрева масла перед пуском двигателя в зимнее время.
Для слива охлаждающей жидкости из системы предусмотрены сливные краники 10, 15 и 16, расположенные на сливной трубе от циркуляционного насоса, трубопроводах к отопителям кабин, корпусе подогревателя, и пробка 12 сливного отверстия на рубашке трубы подвода масла из бака к насосу двигателя.
Охлаждающая жидкость в системе охлаждения циркулирует под воздействием циркуляционного насоса 14. Из патрубков насоса 14 охлаждающая жидкость по подводящим трубопроводам подается к нижней части рубашек цилиндров левого и правого блоков. Охлаждающая жидкость проходит по полостям рубашек цилиндров и омывает гильзы цилиндров. Из рубашек охлаждающая жидкость через перепускные трубки поступает в полости охлаждения головок блоков, омывает своды камер сгорания, стаканы форсунок, выпускные каналы головок. Из головок жидкость через патрубки поступает в рубашки охлаждаемых коллекторов. Из коллекторов жидкость поступает в верхний бачок радиатора и через сердцевину и нижний бачок — к циркуляционному насосу.
От верхнего трубопровода, отводящего нагретую жидкость из двигателя в радиатор, часть жидкости направляется в компрессор и отопители левой и правой кабины. Использованная в этих узлах жидкость поступает обратно в систему охлаждения двигателя через патрубки в отводящем трубопроводе радиатора.
Для предотвращения образования паровых и воздушных пробок, которые могут вызвать перегрев стенок головок или подогревателя, головки блоков, трубопровод, отводящий жидкость из двигателя в радиаторы и подогреватель, соединяются трубопроводами с расширительным бачком, куда и отводится пар. Излишний пар через паровоздушный клапан выходит в атмосферу.
Температура жидкости в системе охлаждения регулируется выключением и включением электромагнитных муфт и с помощью жалюзи, управляемых рукояткой из кабины.
Для удобства монтажа и демонтажа трубопроводов системы охлаждения на трубопроводы нанесены полосы зеленого цвета.
Циркуляционный насос (рис. 28) центробежного типа, предназначен для создания непрерывного принудительного движения жидкости в системе охлаждения. Напор охлаждающей жидкости создается лопастями вращающейся крыльчатки насоса. Основные детали насоса: корпус 1, валик 17 с крыльчаткой, два шарикоподшипника 2, торцовые уплотнения, раструб.
Корпус 1 имеет патрубки, по которым охлаждающая жидкость подается к блокам двигателя. Выше патрубков расположен квадратный фланец с центрирующим пояском и отверстиями для шпилек крепления насоса к фланцу нижней части картера.
Внутри корпуса запрессованы два шарикоподшипника 2. Внутренняя часть корпуса выполнена в виде улитки.
Раструб крепится к корпусу насоса и имеет патрубок для подвода охлаждающей жидкости к центру крыльчатки и сливной па-
трубок. К сливному патрубку подсоединяется трубка с краником слива охлаждающей жидкости из системы.
Валик 17 в верхней части имеет резьбу и шлицы для ведущего кулака 7, а ниже шлицев имеются шейки для подшипников.
На нижнем конце имеется фланец, к которому приклепана штампованная из нержавеющей стали крыльчатка.
Валик и крыльчатка проходят совместную обработку и балансировку. Замена крыльчатки без дополнительной балансировки узла не допускается.
Рис. 28. Циркуляционный насос:
Крыльчатка имеет шесть лопаток.Для устранения просачивания охлаждающей жидкости и масла применяются уплотнения.
Уплотнение со стороны масляной полости обеспечивается самоподжимной резиновой манжетой 11, которая запрессована в корпус 1 насоса с натягом.
Уплотнение со стороны жидкостной полости обеспечивается торцовыми поверхностями гофрированного сальника 12 и торцовыми поверхностями шайбы 14 уплотнения благодаря постоянному поджатию этих детален пружиной 13.
Шайба 14 уплотнения входит в пазы корпуса насоса четырьмя выступами, защищенными резиновыми амортизаторами 15, и под действием пружины 13 уплотнения перемещается только в осевом направлении по мере износа торцовой поверхности, работающей в паре с вращающейся стальной втулкой 16, напрессованной на валик с крыльчаткой.
Радиатор системы охлаждения предназначен для передачи тепла охлаждающей жидкости воздуху.
Радиатор пластинчато-трубчатый, основной частью его является сердцевина. Сердцевина радиатора состоит из плоских овальных латунных трубок и припаянных к ним охлаждающих пластин, в результате чего сердцевина имеет развитую охлаждаемую поверхность для отвода тепла. С помощью болтов сердцевина крепится к верхнему и нижнему бачкам.
Охлаждающая жидкость поступает к верхнему бачку по патрубку от выпускных коллекторов, протекает по трубкам сердцевины радиатора, который обдувается вентиляторами. Поток воздуха, проходя через радиатор, охлаждает трубки и пластины и циркулирующую по трубам жидкость. Из нижнего бачка жидкость поступает к циркуляционному насосу через патрубок.
Для большей эффективности охлаждения жидкости радиатор выполнен трехзаходным. Радиатор системы охлаждения выполнен в одном блоке с масляным радиатором двигателя. Масляная и жидкостная секции разделены между собой.
Блок радиаторов установлен перед двигателем па резиновых подушках и крепится к балке рамы.
Паровоздушный клапан предохраняет систему охлаждения от избыточного давления или разрежения. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана 1 (рис. 29) с пружиной 3 и воздушного клапана 8 с пружиной 2.
Воздушный клапан открывается при падении давления в полости расширительного бачка на 0,08—0,13 кгс/см2 ниже атмосферного.
Пружина 3 парового клапана отрегулирована на избыточное давление 0,75—0,9 кгс/см2 в системе охлаждения.
Рис. 29. Паровоздушный клапан:
Вентиляторы служат для создания воздушного потока, который охлаждает жидкостный радиатор системы охлаждения и масляныйрадиатор двигателя.
Крыльчатки вентиляторов 12-лопастные, из алюминиевого сплава. Каждый вентилятор помещен в отдельный кожух.
Привод вентиляторов осуществляется от коленчатого вала двигателя через вал привода вентиляторов и состоит из редуктора привода вентиляторов, двух карданных валов привода вентиляторов и двух редукторов вентиляторов (правого и левого) с электромагнитными муфтами. Редуктор привода вентиляторов нижний крепится к передней части двигателя восемью болтами.
Корпус редуктора отлит из алюминиевого сплава.
Привод редуктора осуществляется от коленчатого вала двигателя. Носок коленчатого вала двигателя соединяется с помощью переходника 11 (рис. 30) и торсиона 2 со шлицевыми концами с ведущим валом-шестерней 3 редуктора приводов вентиляторов.
Ведущий вал-шестерня 3 вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в корпусе редуктора. В зацеплении с ведущим валом-шестерней находятся два ведомых конических вала-шестерни 4 приводов правого и левого вентиляторов. Каждый из ведомых валов-шестерен вращается в двух шарикоподшипниках.
Шестерни редуктора привода вентиляторов и редукторов вентиляторов смазываются маслом, подаваемым масляным насосом 1. Масляный насос шестеренчатый, закреплен па корпусе редуктора, привод насоса — от ведущего вала-шестерни 3.
Масляный насос забирает масло из картера редуктора через сетчатый заборник 13. Из тройника 9 масло поступает к правому и левому верхним редукторам вентиляторов. Масло из верхних редукторов в нижний сливается через тройник 8, ввернутый в верхнюю часть корпуса нижнего редуктора.
В случае увеличения давления в системе смазки редукторов свыше допустимого срабатывает перепускной клапан масляного насоса и избыток масла поступает в картер нижнего редуктора.
В нижний редуктор масло заливается через заливное отверстие, закрываемое пробкой 10.
Сливается масло через нижнее сливное отверстие, закрываемое пробкой 12.
Рис. 30. Редуктор привода вентиляторов:
Редукторы вентиляторов правый и левый (рис. 31) непосредственно передают вращение крыльчаткам вентиляторов. Они крепятся к балке передней опоры двигателя с помощью стоек. Устройство правого и левого вентиляторов одинаково.Привод редукторов вентиляторов осуществляется через карданные валы от редуктора привода вентиляторов.
Вращение от редуктора привода вентиляторов передается на ведущий вал-шестерню 1, установленный на двух шарикоподшипниках. Ведущий вал-шестерня находится в зацеплении с ведомым валом-шестерней 8. Ведомый вал-шестерня через электромагнитную муфту 5 связан с крыльчаткой вентилятора. Масло, поступающее из масляного насоса нижнего редуктора через угольник 15, пройдя редуктор вентилятора, сливается по соединительному шлангу в картер нижнего редуктора.
Для снятия повышенного давления в редукторах установлено специальное сапунирующее устройство — сапун-бачок, закрепленный на правом корпусе редуктора вентилятора и соединенный трубопроводом с нижним редуктором.
Электромагнитные муфты обеспечивают принудительное отключение вентиляторов.
Рис. 31. Редуктор вентилятора:
Карданный вал привода вентиляторов открытого типа и состоит из двух шарниров.Вилка нижнего шарнира выполнена в виде вала со шлицевым концом, на котором устанавливается вилка с внутренними шлицами, являющаяся деталью верхнего шарнира.
Вилки шарниров соединяются с фланцами с помощью крестовин па игольчатых подшипниках, уплотненных уплотнительными кольцами. В крестовины шарниров ввернуты масленки для смазки подшипников.
содержание .. 5 6 7 8 ..
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст