Руководство | Hyundai Matrix (2008+). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Hyundai Matrix (2008+). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

На автомобили Hyundai Matrix устанавлива­ют либо пятиступенчатую механическую ко­робку передач (рис. 6.4) мод. M5GF1, либо четырехступенчатую автоматическую коробку передач (рис. 6.6) мод. F4A42.

Механическая коробка передач выполне­на по двухвальной схеме с синхронизирован­ными передачами. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картера коробки пе­редач присоединен картер сцепления. На зад­нюю часть картера коробки передач установ­лена стальная штампованная крышка.

На первичном валу 3 (рис. 6.4) расположе­на зафиксированная на шлицах вала ведущая шестерня V передачи, ведущие шестерни I, II передач и передачи заднего хода изготов­лены за одно целое с первичным валом, а ве­дущие шестерни III и IV передач свободно вращаются на игольчатых подшипниках.


Рис. 6.4. Принципиальная схема механической коробки передач: 1 - картер коробки передач; 2 - картер сцепления; 3 - первичный вал; 4 - главная передача и дифференциал; 5 - вто­ричный вал



Вторичный вал 5 изготовлен вместе с веду­щей шестерней главной передачи 4, кроме этого на валу установлены свободно вращаю­щиеся на подшипниках скольжения ведомые шестерни I, II, III, IV и V передач, а также пере­дачи заднего хода.

Передачи переднего хода включаются осе­вым перемещением муфт двух синхронизато­ров 1-11 и V передач, установленных на вторич­ном валу, и муфты синхронизатора III-IVпере­дач, установленного на первичном валу. Механизм переключения передач располо­жен внутри картера коробки передач (с его правой стороны). Снаружи находятся два рычага механизма - рычаг переключения и рычаг выбора передач.

Привод управления механической короб­кой передач (рис. 6.5) состоит из кулисы ры­чага переключения передач с шаровой опо­рой, установленной на основании кузова, двух тросов переключения и выбора передач, а также механизма, установленного в картере коробки передач. Для обеспечения четкого включения передач рычаг переключения пе­редач механизма переключения изготовлен за одно целое с массивным противовесом. Тросы выбора и переключения передач конст­руктивно отличаются друг от друга и невзаи­мозаменяемы.

Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ве­домой шестерни главной передачи на диф­ференциал и далее на приводы передних ко­лес.

Дифференциал конический, четырехса- теллитный. Герметичность соединения внут­ренних шарниров приводов передних колес с шестернями дифференциала обеспечива­ется сальниками.

Автоматическая коробка передач (рис. 6.6) скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикцио­нами и соединена с коленчатым валом двига­теля через гидротрансформатор. Электрон­ная система управления автоматической ко­робкой передач постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой


Рис. 6.5. Привод управления механической коробкой передач: 1 - кулиса рычага переключения передач; 2 - шаро­вая опора; 3 - рычаг переключения передач; 4 - трос переключения передач; 5 - трос выбора передач; 6 - кронштейн крепления тросов к щиту передка кузова; 7 - болты крепления кронштейна



скорости движения, чтобы избежать пере­грузки двигателя, или понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возможность превышения максимально допу­стимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. При снижении скорости автомоби­ля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя. В мо­мент полной остановки автомобиля автомати­чески включается I передача.

Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, насоса, планетар­ного редуктора, многодисковых муфт, много­дисковых тормозов и блока клапанов.

Гидротрансформатор (рис. 6.7) выпол­няет роль сцепления и служит для плавного соединения двигателя и механизма коробки передач и увеличения крутящего момента при начале движении автомобиля. Корпус гидротрансформатора соединен с коленча­тым валом двигателя через ведущий диск


и постоянно вращается при работе двига­теля. Внутренняя полость гидротрансфор­матора заполнена рабочей жидкостью для автоматических коробок передач. Двига­тель вращает гидротрансформатор и при­водит в действие насосное колесо, которое создает потоки рабочей жидкости в направ­лении турбинного колеса. Последнее начи­нает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом. При большой разности скоростей враще­ния турбинного и насосного колес реактор изменяет направление потока жидкости, увеличивая крутящий момент. По мере уменьшения разницы скоростей он стано­вится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.

Насос, установленный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.



Рис. 6.6. Автоматическая коробка передач: 1 - муфта повышающей передачи; 2 - муфта передачи заднего хода; 3 - задняя планетарная передача; 4 - тормоз II передачи; 5 - передняя планетарная передача; 6 - тормоз I передачи и передачи заднего хода; 7 - обгонная муфта; 8 - муфта понижающей передачи; 9 - масляный насос; 10 - гидротран­сформатор; 11 - блокировочная муфта гидротрансформатора; 12 - межколесный дифференциал; 13 - ведомая шестерня; 14 - вал шестерни промежуточной передачи


Рис. 6.7. Гидротрансформатор: 1 - ведущий диск; 2 - картер гидротрансформатора; 3 - турбина; 4 - обгонная муфта; 5 - реактор; б - насосное колесо



Планетарный редуктор системы Равинье (рис. 6.8) представляет собой зубчатую пере­дачу с наружными и внутренними зацепления­ми шестерен, которая обеспечивает различ­ные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.

Принцип работы многодисковых муфт (рис. 6.9) и дисковых тормозов (рис. 6.10) очень сходен, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья коробки передач между собой, а дисковый тормоз - с картером коробки. Рабочая жид­кость, подаваемая к муфте, приводит в дейст­вие поршень и происходит сжатие фрикцион­ных дисков. Звенья, блокируемые муфтой, на­чинают вращаться как одно целое.

При отключении дисковых тормозов рабо­чая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружи­ны возвращается в исходное положение.

Особенность конструкции многодисковой муфты заключается в том, что она находится в постоянном вращении и под действием цент­робежной силы, действующей на рабочую жид­кость, создается давление, которое не дает разблокироваться муфте. Дополнительно в муфте установлен шариковый клапан. Он рас­положен как можно ближе краю от центра муф­ты. Пои повышении давления рабочей жидкости в камере многодисковой муфгы шариковый кла­пан закрывает сливное отверстие, а при сниже­нии давления в камере шариковый клапан под действием центробежной силы открывает слив­ное отверстие и муфта разблокируется.

Привод управления автоматической коробкой передач тросовый, сконструирован по то­му же принципу, что и привод управления меха­нической коробкой, но отличается от него ко­личеством и конструкцией деталей. Селектор автоматической коробки передач установлен в том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управ­ления механической коробкой, и соединен с бло­ком управления на коробке передач тросом.




Рис. 6.8. Планетарный редуктор системы Равинье: 1 - длинный сателлит; 2 - водило; 3 - малая солнечная шестер­ня; 4 - большая солнечная шестерня; 5 - короткий сателлит; 6 - коронная шестерня




Рис. 6.9. Схема работы многодисковой муфты: А - многодисковая муфта включена; Б - многодискозая муфта выклю­чена; 1 - шариковый клапан; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - поршень; 4 - фрикционный диск; 5 - фрикционный диск с накладками; б - упорный диск; 7 - ступица муфты; 8 - упор пружины; 9 - стопорное кольцо; 10 - возвратная пружина


Рис. 6.10. Схема работы дискового тормоза: А - тормоза включены; Б - тормоза выключены; 1 - упорный диск; 2 - фрикционные тормозные диски с накладками; 3 - фрикционный диск; 4 - возвратная пружина; 5 - поршень; 6 - картер коробки передач; 7 - крышка картера коробки передач



Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналоги­чен дифференциалу механической коробки передач.

Для ремонта коробки передач, особенно автоматической, требуются большой набор специальных инструментов и соответствую­щая подготовка исполнителя, поэтому в дан­ном разделе рассмотрены только снятие и ус­тановка коробки передач, замена ее уплотне­ний, ремонт привода. В случае необходимости выполняйте ремонт коробки передач в специализированном сервисе.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ


______ Причина неисправности

Способ устранения

Вибрация, шум в коробке передач

Ослабление крепления или повреждение опор подвески двигателя и коробки передач

Затяните крепления или замените опоры

Износ или повреждение шестерен и подшипников

Отремонтируйте коробку передач на сервисе

Залито масло несоответствующей марки

Залейте масло требуемой марки

Недостаточный уровень масла

Долейте масло до нормы

Нарушение регулировки холостого хода двигателя

Отрегулируйте холостой ход двигателя

Утечка масла

Разрушение или повреждение сальников или уплотнительных колец

Замените сальники или уплотнительные кольца

Причина неисправности

Способ устранения

Затрудненное переключение передач и скрежет при переключении

Неполное выключение сцепления

Отрегулируйте привод выключения сцеп­ления и удалите из гидросистемы воздух

Неисправность тросов привода переключения передач

Замените тросы привода переключения передач

Неплотное прилегание или износ блоки­рующих колец и конусов синхронизаторов

Отремонтируйте коробку передач на сервисе

Ослабление пружин синхронизаторов

Тоже

Залито масло несоответствующей марки

Залейте масло требуемой марки

Самопроизвольное переключение передач

Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов

Отремонтируйте коробку передач на сервисе

Увеличенный зазор муфты синхрониза­тора на ступице

Тоже

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности