Руководство | Hyundai Matrix (2008+). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Hyundai Matrix (2008+). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
На автомобили Hyundai Matrix устанавливают либо пятиступенчатую механическую коробку передач (рис. 6.4) мод. M5GF1, либо четырехступенчатую автоматическую коробку передач (рис. 6.6) мод. F4A42.
Механическая коробка передач выполнена по двухвальной схеме с синхронизированными передачами. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картера коробки передач присоединен картер сцепления. На заднюю часть картера коробки передач установлена стальная штампованная крышка.
На первичном валу 3 (рис. 6.4) расположена зафиксированная на шлицах вала ведущая шестерня V передачи, ведущие шестерни I, II передач и передачи заднего хода изготовлены за одно целое с первичным валом, а ведущие шестерни III и IV передач свободно вращаются на игольчатых подшипниках.
Рис. 6.4. Принципиальная схема механической коробки передач: 1 - картер коробки передач; 2 - картер сцепления; 3 - первичный вал; 4 - главная передача и дифференциал; 5 - вторичный вал |
Вторичный вал 5 изготовлен вместе с ведущей шестерней главной передачи 4, кроме этого на валу установлены свободно вращающиеся на подшипниках скольжения ведомые шестерни I, II, III, IV и V передач, а также передачи заднего хода.
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт двух синхронизаторов 1-11 и V передач, установленных на вторичном валу, и муфты синхронизатора III-IVпередач, установленного на первичном валу. Механизм переключения передач расположен внутри картера коробки передач (с его правой стороны). Снаружи находятся два рычага механизма - рычаг переключения и рычаг выбора передач.
Привод управления механической коробкой передач (рис. 6.5) состоит из кулисы рычага переключения передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова, двух тросов переключения и выбора передач, а также механизма, установленного в картере коробки передач. Для обеспечения четкого включения передач рычаг переключения передач механизма переключения изготовлен за одно целое с массивным противовесом. Тросы выбора и переключения передач конструктивно отличаются друг от друга и невзаимозаменяемы.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Дифференциал конический, четырехса- теллитный. Герметичность соединения внутренних шарниров приводов передних колес с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками.
Автоматическая коробка передач (рис. 6.6) скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор. Электронная система управления автоматической коробкой передач постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой
Рис. 6.5. Привод управления механической коробкой передач: 1 - кулиса рычага переключения передач; 2 - шаровая опора; 3 - рычаг переключения передач; 4 - трос переключения передач; 5 - трос выбора передач; 6 - кронштейн крепления тросов к щиту передка кузова; 7 - болты крепления кронштейна |
скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, или понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возможность превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя. В момент полной остановки автомобиля автоматически включается I передача.
Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, насоса, планетарного редуктора, многодисковых муфт, многодисковых тормозов и блока клапанов.
Гидротрансформатор (рис. 6.7) выполняет роль сцепления и служит для плавного соединения двигателя и механизма коробки передач и увеличения крутящего момента при начале движении автомобиля. Корпус гидротрансформатора соединен с коленчатым валом двигателя через ведущий диск
и постоянно вращается при работе двигателя. Внутренняя полость гидротрансформатора заполнена рабочей жидкостью для автоматических коробок передач. Двигатель вращает гидротрансформатор и приводит в действие насосное колесо, которое создает потоки рабочей жидкости в направлении турбинного колеса. Последнее начинает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом. При большой разности скоростей вращения турбинного и насосного колес реактор изменяет направление потока жидкости, увеличивая крутящий момент. По мере уменьшения разницы скоростей он становится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.
Насос, установленный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.
Рис. 6.6. Автоматическая коробка передач: 1 - муфта повышающей передачи; 2 - муфта передачи заднего хода; 3 - задняя планетарная передача; 4 - тормоз II передачи; 5 - передняя планетарная передача; 6 - тормоз I передачи и передачи заднего хода; 7 - обгонная муфта; 8 - муфта понижающей передачи; 9 - масляный насос; 10 - гидротрансформатор; 11 - блокировочная муфта гидротрансформатора; 12 - межколесный дифференциал; 13 - ведомая шестерня; 14 - вал шестерни промежуточной передачи |
Рис. 6.7. Гидротрансформатор: 1 - ведущий диск; 2 - картер гидротрансформатора; 3 - турбина; 4 - обгонная муфта; 5 - реактор; б - насосное колесо |
Планетарный редуктор системы Равинье (рис. 6.8) представляет собой зубчатую передачу с наружными и внутренними зацеплениями шестерен, которая обеспечивает различные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.
Принцип работы многодисковых муфт (рис. 6.9) и дисковых тормозов (рис. 6.10) очень сходен, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья коробки передач между собой, а дисковый тормоз - с картером коробки. Рабочая жидкость, подаваемая к муфте, приводит в действие поршень и происходит сжатие фрикционных дисков. Звенья, блокируемые муфтой, начинают вращаться как одно целое.
При отключении дисковых тормозов рабочая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.
Особенность конструкции многодисковой муфты заключается в том, что она находится в постоянном вращении и под действием центробежной силы, действующей на рабочую жидкость, создается давление, которое не дает разблокироваться муфте. Дополнительно в муфте установлен шариковый клапан. Он расположен как можно ближе краю от центра муфты. Пои повышении давления рабочей жидкости в камере многодисковой муфгы шариковый клапан закрывает сливное отверстие, а при снижении давления в камере шариковый клапан под действием центробежной силы открывает сливное отверстие и муфта разблокируется.
Привод управления автоматической коробкой передач тросовый, сконструирован по тому же принципу, что и привод управления механической коробкой, но отличается от него количеством и конструкцией деталей. Селектор автоматической коробки передач установлен в том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом.
Рис. 6.8. Планетарный редуктор системы Равинье: 1 - длинный сателлит; 2 - водило; 3 - малая солнечная шестерня; 4 - большая солнечная шестерня; 5 - короткий сателлит; 6 - коронная шестерня
Рис. 6.9. Схема работы многодисковой муфты: А - многодисковая муфта включена; Б - многодискозая муфта выключена; 1 - шариковый клапан; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - поршень; 4 - фрикционный диск; 5 - фрикционный диск с накладками; б - упорный диск; 7 - ступица муфты; 8 - упор пружины; 9 - стопорное кольцо; 10 - возвратная пружина
Рис. 6.10. Схема работы дискового тормоза: А - тормоза включены; Б - тормоза выключены; 1 - упорный диск; 2 - фрикционные тормозные диски с накладками; 3 - фрикционный диск; 4 - возвратная пружина; 5 - поршень; 6 - картер коробки передач; 7 - крышка картера коробки передач |
Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.
Для ремонта коробки передач, особенно автоматической, требуются большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном разделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений, ремонт привода. В случае необходимости выполняйте ремонт коробки передач в специализированном сервисе.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
______ Причина неисправности | Способ устранения |
Вибрация, шум в коробке передач | |
Ослабление крепления или повреждение опор подвески двигателя и коробки передач | Затяните крепления или замените опоры |
Износ или повреждение шестерен и подшипников | Отремонтируйте коробку передач на сервисе |
Залито масло несоответствующей марки | Залейте масло требуемой марки |
Недостаточный уровень масла | Долейте масло до нормы |
Нарушение регулировки холостого хода двигателя | Отрегулируйте холостой ход двигателя |
Утечка масла | |
Разрушение или повреждение сальников или уплотнительных колец | Замените сальники или уплотнительные кольца |
Причина неисправности | Способ устранения |
Затрудненное переключение передач и скрежет при переключении | |
Неполное выключение сцепления | Отрегулируйте привод выключения сцепления и удалите из гидросистемы воздух |
Неисправность тросов привода переключения передач | Замените тросы привода переключения передач |
Неплотное прилегание или износ блокирующих колец и конусов синхронизаторов | Отремонтируйте коробку передач на сервисе |
Ослабление пружин синхронизаторов | Тоже |
Залито масло несоответствующей марки | Залейте масло требуемой марки |
Самопроизвольное переключение передач | |
Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов | Отремонтируйте коробку передач на сервисе |
Увеличенный зазор муфты синхронизатора на ступице | Тоже |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст