Руководство | Chevrolet Cobalt. Система управления двигателем B15D2

Chevrolet Cobalt. Система управления двигателем B15D2

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из электронного блока управления (ЭБУ), датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.

ЭБУ представляет собой мини-компьютер специального назначения. В его состав входят оперативное за-
поминающее устройство (ОЗУ) и программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. Из ОЗУ блок управления двигателем берет исходные данные

для обработки. В ОЗУ записываются также коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима т.е. при прекращении электрического питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединением от ЭБУ колодок жгутов проводов) а содержимое стирается. ППЗУ хранит программу управления двигателем

ППЗУ хранит программу управления двигателем,

которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данных — настроек. ППЗУ энергонезависимо, т.е. содержимое памяти не изменяется

при отключении питания.

ЭБУ получает информацию от датчиков системы управления двигателем, а также сигналы - от датчика

положения педали сцепления (автомобиль с механической коробкой передач) или датчиков автоматической коробки передач, выключателя

сигналов торможения, датчика скорости автомобиля, датчика давления хладагента кондиционера, датчика давления жидкости гидроусилителя рулевого управления. ЭБУ управляет исполнительными устройствами,

такими как топливный насос и форсунки, катушки зажигания, дроссельная заслонка, клапаны системы

изменения геометрии каналов впускного трубопровода, клапан рециркуляции отработавших газов, клапан

продувки адсорбера, нагревательные

элементы датчиков концентрации

кислорода, муфта компрессора кондиционера, вентилятор системы охлаждения.

Электронный блок управления закреплен в моторном отсеке на щитке передка. Кроме подвода напряжения питания к датчикам и управления исполнительными устройствами, ЭБУ

выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики):

определяет наличие неисправностей в системе, включает сигнализатор

неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей. При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации,

повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.),

ЭБУ переводит систему на аварийные режимы работы. Суть их состоит

в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи блок у п ра вл е н и я д ви гател см ирименяет замещающие данные, хранящиеся

в его памяти.

Схема электронной системы управления двигателем: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - выключатель зажигания; 3 - главное реле системы управления двигателем; 4 - ЭБУ; 5 - топливная рампа с форсунками; 6 - модуль педали «газа»; 7 - датчик температуры воздуха на впуске; 8 - колодка диагностики; 9 - реле кондиционера; 10 - комбинация приборов: 11 - выключатель кондиционера: 12 - датчик давления хладагента кондиционера; 13 - электромагнитная муфта компрессора кондиционера; 14 - катушки зажигания; 15 - управляющий датчик концентрации кислорода; 16 - клапан системы рециркуляции отработавших газов; 17 - датчик положения коленчатого вала; 18 - датчик скорости автомобиля; 19 - датчик положения распределительного вала; 20 - датчик абсолютного

давления воздуха во впускном трубопроводе; 21 - клапан продувки адсорбера; 22 - блок управления Дроссельной заслонкой; 23 -реле вентилятора системы охлаждения; 24 - вентилятор системы охлаждения: 25 - диагностический датчик концентрации кислорода; 26 - датчик детонации; 27 - датчик положения педали сцепления; 28 - выключатель сигналов торможения; 29 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 30 - клапан механизма управления заслонками, изменяющими сечение каналов впускного трубопровода; 31 - клапан механизма управления заслонками, изменяющими длину каналов впускного трубопровода; 32 - реле
топливного насоса; 33 - топливный модуль

Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов.

Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться - таким образом

ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления. После

пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти ЭБУ

отсутствуют условия для его включения. Включение сигнализатора при

работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном

режиме. Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горя-
щим или мигающим сигнализатором в комбинации приборов. В этом случае допускается самостоятельное

движение автомобиля (при этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя — мощность, приемистость, экономичность, токсичность) до станции технического

обслуживания (СТО) для устранения

неисправности. Если неисправность носила временный характер, ЭБУ выключит сигнализатор через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется и при условии, что в памяти

ЭБУ отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включения

сигнализатора. Коды неисправностей (даже если сигнализатор погас) остаются в памяти ЭБУ и могут быть считаны с помощью специального

диагностического прибора — сканера, подключаемого к колодке диагностики.

Колодка диагностики (диагностический разъем) расположена в салоне автомобиля - иод панелью приборов, рядом с рукояткой открывания

замка капота.

При удалении колов неисправностей из памяти электронного блока

с помощью диагностического прибора или посредством отключения

аккумуляторной батареи (на время не менее 10 с) сигнализатор неисправности в комбинации приборов гаснет.

Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов

Расположение колодки диагностики в салоне автомобиля

Датчик положения коленчатого вала



Датчики системы управления выдают ЭБУ информацию
о параметрах работы двигателя и автомобиля. на основании которых он

рассчитывает момент, длительность и порядок открытия ТОПЛИВНЫХ

форсунок, момент и порядок ценообразования, угол открытия дроссельной заслонки.

Датчик положения коленчатого вала

закреплен на передней стенке блока цилиндров под масляным фильтром.

Датчик выдает блоку управления

информацию о частоте вращения

и угловом положении коленчатого вала. Принцип действия датчика

основан на эффекте Холла. Датчик реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего

диска, закрепленного на коленчатом валу, рядом с пятой коренной шейкой. Для определения положения коленчатого вала два зуба задающего диска срезаны, образуя широкий паз.

При прохождении этого паза мимо

датчика в нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. При вращении коленчатого

вала изменяющиеся магнитные поля задаю! fie го диска регистрируются

датчиком и преобразуются в цифровые сигналы, по которым ЭБУ рассчитывает фазы и длительность импульсов управления форсунками и катушками зажигания. При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала главное реле системы управления не включается и топливо не подается в цилиндры двигателя.

Датчик положения распределительного вала впускных клапанов (датчик
фаз) установлен в гнезде на задней
стенке головки блока цилиндров слева. Сигнал от датчика ЭБУ использует для согласования процессов

впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров (фазированный впрыск топлива). Принцип

действия датчика основан на эффекте Холла. Для определения положения поршня первого цилиндра во время такта сжатия датчик реагирует на прохождение задающего диска, расположенного на хвостовике распределительного вала впускных клапанов. В зависимости от углового положения распределительного вала датчик выдает ЭБУ прямоугольные импульсы напряжения разного

уровня. На основании выходных сигналов датчиков положения коленчатого и распределительного валов ЭБУ устанавливает угол опережения зажигания и цилиндр, в который следует подать топливо. При выходе из строя датчика положения распределительного вала или его цепей

двигатель работает в режиме нсфази-рованного впрыска топлива.

Для регулирования мощности двигателя на автомобиле используется электронный привод дроссельной

заслонки. Водитель, в соответствии со своими намерениями по изменению мощности двигателя, нажимает на педаль «газа*.

Положение педали отслеживается с помощью двух датчиков угловых перемещений (расположенных

в модуле педали «газа»), которые передают сигналы ЭБУ. Из ЭБУ соответствующие сигналы по сту п а ют в блок управления дроссельной заслонкой, который изменяет ее положение. Дополнительно из ЭБУ поступают команды по изменению момента зажигания, момента
и продолжительности впрыска топлива. При таком методе управления (для обеспечения безопасности движения и снижения расхода топлива) ЭБУ может регулировать положение заслонки без изменения

водителем положения педали «газа». В модуле педали «газа» для обеспечения большей надежности применяются два датчика положения

педали. Оба датчика представляют собой потенциометры со скользящим контактом, укрепленным на общем валу. При каждом изменении положения педали изменяется сопротивление датчиков и,

соответственно, напряжение, которое передается ЭБУ. При отсутствии сигнала одного из датчиков

модуля педали «газа» работа двигателя в первоначальный момент

возможна только на режиме холостого хода. Как только система управления в течение определенного времени опознает другой датчик

положения педали, то появится возможность движения автомобиля.

При отсутствии сигналов с обоих датчиков положения педали

«газа» двигатель может работать

только на повышенных оборо-тах холостого хода и не реагирует на педаль «газа» - возможно лишь самостоятельное движение к месту ремонта.

Место установки в салоне автомобиля датчика положения педали сцепления 1 (автомобиль с механической коробкой передач), выключателя сигналов торможения 2 и модуля педали «газа» 3 (для наглядности показано при снятых рулевой колонке и панели приборов)

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности