Руководство | Газель до 2009 года. Сцепление
Описание конструкции
Сцепление — однодисковое, сухое, с центральной пружиной диа- фрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере, прикрепленном к блоку цилиндров двигателя. Снизу механизм сцепления закрыт стальным штампованным поддоном.
Кожух сцепления соединен с маховиком двигателя шестью болтами. Тремя парами упругих стальных пластин кожух соединен с нажимным (ведущим) диском. Этот узел (его етие называют «корзиной» сцепления) в сборе балансируют на стенде, поэтому заменяют его целиком.
В кожухе установлена диафрагмен- ная пружина. Замена «корзины» необходима при кольцевом износе лепестков нажимной пружины и в случае, если концы лепестков расположены не на одном уровне. Отбраковываем «корзину» при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления, что указывает на большой износ поверхности нажимного диска или осадку пружины.
Ведомый диск с пружинным демпфером крутильных колебаний установлен на шлицах первичного вала коробки передач между маховиком и нажимным диском. Две фрикционные накладки диска приклепаны с обеих сторон к прижимной пластине, которая, в свою очередь, приклепана к одной из двух пластин демпфера. Пружинная пластина имеет волнистую форму. При включении сцепления фрикционные накладки сжимают пружинную пластину,
Элементы сцепления: 1 - нажимной диск; 2 - ведомый диск; 3 - маховик
Между пластинами демпфера установлена ступица диска. 13 пазах ступицы и демпферных пластин установлены пружины демпфера. Демпферные пластины соединены
опорными пальцами. В ступице диска напротив опорных пальцев имеются вырезы, которые позволяют ступице поворачиваться в определенных пределах относительно пластин демпфера, сжимая демпферные пружины. Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии при тро- гании автомобиля и при переключении передач.
Ведомый диск заменяют при осевом биении накладок более 1 мм, замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе накладок, ослаблении заклепочных соединений, а также в том случае, если расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки составляет менее 0,2 мм.
Привод выключения сцепления — гидравлический. Усилие в нем от педали к вилке выключения сцепления перелается через рабочую жидкость. Бачок гидропривода сцепления общий с бачком гидропривода тормозной системы. Подшипник выключения сцепления установлен на направляющей втулке, прикрепленной к картеру коробки передач. Пружина в рабочем цилиндре через толкатель, вилку выключения сцепления постоянно прижимает подшипник к нажимной i фужине кожуха. Педаль сцепления установлена на оси кронштейна педального узла.
Ведомый диск: 1 - фрикционные накладки; 2 - демпфер крутильных колебаний; 3-ступица
Элементы механизма привода выключения сцепления: 1 - муфта выключения сцепления с подшипником в сборе; 2 - вилка выключения сцепления
Педаль соединена с толкателем поршня главного цилиндра сцепления. Вилка выключения сцепления поворачивается на шаровом шарнире, установленном в картере сцепления. Между вилкой выключения сцепления и лепестками диафрагмен- ной пружины установлена муфта выключения сцепления в сборе с подшипником. Муфта свободно перемещается по направляющей втулке, выполненной как единое целое с крышкой заднего подшипника первичного вала.
Выключение сцепления происходит следующим образом. При нажатии педали в гидравлической системе привода выключения сцепления создается давление рабочей жидкости, в результате чего поршень рабочего цилиндра, перемещаясь вместе с толкателем, давит на вилку,
которая перемещает муфту выключения сцепления с подшипником по цилиндрической поверхности крышки заднего подшипника первичного вала.
Подшипник давит на лепестки диа- фрагменной пружины. Пружина, деформируясь, перестает iгрижи- мать нажимной диск к маховику, нажимной диск отходит от маховика, вследствие чего коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач могут вращаться независимо друг от друга. При отпускании педали сцепления муфта выключения сцепления с подшипником возвращается в исходное положение, диафрагменная пружина вновь начинает давить на нажимной даек, который, в свою очередь, прижимает ведомый диск к маховику - в результате передача крутящего момента возобновляется.
Газель до 2009 года. Прокачка гидропривода выключения сцепления и замена рабочей жидкости
Прокачиваем гидропривод при замене рабочей жидкости, а также для удаления из системы воздуха, попавшего в нее при ремонте или замене отдельных узлов.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде вдвоем с помощником.
Сняв защитный колпачок с прокач- ного штуцера рабочего цилиндра гидропривода...
...надеваем на штуцер шланг (лучше прозрачный) длиной 30-50 см, погрузив его конец в емкость, заполненную рабочей жидкостью. |
Помощник нажимает на педаль сцепления три-четыре раза с интервалом 1-2 с, после чего удерживает ее нажатой.
Ключом «на 10» отворачиваем прокачной штуцер на 1/3-1/2 оборота.
При этом часть рабочей жидкости и пузырьки воздуха вытесняются в емкость, а педаль сцепления опускается до пола.
Не отпуская педаль, заворачиваем прокачной штуцер и повторяем операцию до полного прекращения выхода пузырьков из шланга. При этом постоянно следим за уровнем рабочей жидкости в бачке главного цилиндра и при необходимости...
...доливаем ее.
Для полной замены рабочей жидкости отворачиваем прокачной штуцер и нажимаем на педаль сцепления до тех пор, пока рабочая жидкости не перестанет вытекать из шланга. Заворачиваем прокачной штуцер и заливаем свежую рабочую жидкость в бачок главного цилиндра до метки МАХ, после чего прокачиваем гидропривод, как было указано выше.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст