Инструкция | Opel Corsa. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Opel Corsa. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ


ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Электрооборудование автомобиля выпол­нено по однопроводной схеме: отрицатель­ные выводы источников и потребителей элек­троэнергии соединены с «массой». Функцию «массового» провода выполняет кузов авто­мобиля. Электрические цепи электронных си­стем, управляющих двигателем, коробкой пе­редач, подушкой безопасности, антиблокиро- вочной системой тормозов и т.п., выполнены по многопроводной схеме и соединены

с «массой» автомобиля только через элек­тронный блок управления Также в автомоби­ле Opel Corsa применяется мультиплексная система управления CAN-bus, представляю­щая собой цифровой канал (шину) для пере­дачи данных (команд) от устройства управле­ния (например, панели управления) к любому исполнительному механизму, используя не­сколько проводов малого сечения. Такой ка­нал способен заменить несколько десятков проводов с различным сечением в зависимо­сти от мощности потребителя на более ком­пактный жгут цифровой шины. В мультиплекс­ной системе все потребители и исполнитель­ные механизмы с одной стороны подсоедине­ны к жгуту электропитания, которая начинает­ся от аккумуляторной батареи, а с другой сто­роны - к цифровой шине (информационной линии), соединяющей их с управляющим уст­ройством. Блок-схема мультиплексной систе­мы передачи цифровых данных приведена на рис. 10.1.

Питание потребителей при неработающем двигателе осуществляется от аккумуляторной батареи (АКБ), при работающем двигателе - от генератора.

Для коммутации основных цепей автомоби­ля служит центральный блок управления элек-



Рис. 10.1. Блок-схема мультиплексной системы CAN-bus: 1 - диагностический разъем; 2 - блок рулевого управления с электрическим усилителем; 3 - блок управления адап­тивным освещением; 4 - датчик частоты вращения колеса; 5 - блок управления антиблокировочной тормозной системой; 6 - блок управления коробкой передач; 7 - блок управ­ления двигателем; 8 - информационный дисплей; 9 - радиоприемник и информационно-развлекательный модуль; 10 - блок управления телефоном с голосовым управлением; 11 - блок управления системой климат-контроля; 12 - комбинация приборов; 13 - блок управления подушкой безопасности; 14 - блок управления системой парковки; 15 - мо­дуль интерфейса прицепа; 16 - блок управления дополнительным нагревателем; 17 - датчик дождя; HSCAN - высокоскоростная шина; MSCAN - среднескоростная шина; LbCAN - низкоскоростная шина; МТ - механическая коробка передач


трооборудованием и комбинированный вы­ключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического проти­воугонного устройства с замком.

Основные схемы электрооборудования ав­томобиля приведены в конце книги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ_____________

Любые работы с электрооборудованием ав­томобиля проводите только при отключен­ной аккумуляторной батарее.

Отсоединять или подсоединять аккумуля­торную батарею можно только при выклю­ченном зажигании.

При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. Запрещается применять предохранители, не предусмотренные конструкцией автомо­биля или рассчитанные на больший ток, а также использовать вместо предохраните­лей проволоку.

Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе во из­бежание выхода из строя регулятора напря­жения и элементов электронного оборудова­ния автомобиля.

Никогда не снимайте и не вытаскивайте ко­лодки жгутов проводов электронных блоков управления или других электронных компо­нентов при включенном зажигании, чтобы из­бежать повреждений блоков управления. Отсоединение провода от клеммы «минус» аккумуляторной батареи неизбежно приво­дит к потере содержимого памяти блоков электронных систем (например, показатели времени и даты). После подсоединения про­вода к клемме аккумуляторной батареи не­обходимо вновь запрограммировать энер­гозависимую память электронных блоков управления. В автомобилях с системой ESP после отсоединения аккумуляторной бата­реи необходимо вновь откалибровать дат­чик угла поворота рулевого вала. Для этого надо включить зажигание и повернуть руле­вое колесо справа налево до упора.

При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять про­вода от клемм аккумуляторной батареи, ге­нератора и электронного блока управления. Регулярно очищайте клеммы аккумулятор­ной батареи и наконечники проводов от окислов и грязи.

При подзарядке аккумуляторной батареи с помощью зарядного устройства отсоеди­няйте провода электрооборудования авто­мобиля от клемм батареи.

Opel Corsa. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В состав типичной электрической цепи мо­гут входить основной электрический элемент (потребитель), различные выключатели, пере­ключатели, силовые реле, предохранители (плавкие вставки) или прерыватели цепи, от­носящиеся к данному элементу, проводка и контактные разъемы, служащие для соеди­нения основного элемента с аккумуляторной батаоеей и «массой» кузова

Перед тем как приступить к работе по устра­нению неисправностей в какой-либо электри­ческой цепи, внимательно изучите соответст­вующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назна­чение. Круг поиска неисправности обычно су­жается за счет постепенного (последователь­ного) определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура. При одновременном выходе из строя несколь­ких элементов или контуров наиболее вероят­ной причиной стказа является перегорание соответствующее предохранителя либо на­рушение контакта с «массой» (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления).

Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, таки­ми как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя (перегорание плав­кой вставки) или повреждение реле. Визуаль­но проверьте состояние всех предохраните­лей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более детальной проверке исправности ее компонентов.

В случае применения для поиска неисправ­ности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в какие точки кон­тура и в какой последовательности следует подключать прибор для наиболее эффектив­ного выявления неисправности.

В число основных диагностических прибо­ров входят тестер электрических цепей или вольтметр (можно использовать и 12-вольто- вую контрольную лампу с комплектом соеди­нительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник питания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккуму­ляторной батареи другого автомобиля), обо­рудованных зажимами типа «крокодил» и же­лательно прерывателем электрической цепи. Их можно применять для шунтирования и под­ключения различных элементов электрообо­рудования при диагностике цепи. Как уже бы­ло упомянуто, перед тем как приступить к про­верке цепи с помощью диагностического оборудования, определите по схемам места его подключения.

Проверки наличия напряжения пита­ния проводятся в случае нарушения электри­ческой цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей к отрицательной клемме аккумуляторной батареи либо обес­печьте хороший контакт с кузовом автомоби­ля. Другой провод тестера подсоедините к контакту разъема проверяемой цепи, пред­почтительно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контроль­ная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батаре­ей. Действуя таким же образом, исследуйте остальную часть цепи. Обнаружение наруше­ния напряжения питания свидетельствует о наличии неисправности между данной точ­кой цепи и последней из проверенных ранее (где было напряжение питания). В большинст­ве случаев причина отказа заключается в ос­лаблении контактных разъемов и поврежде­нии самих контактов (окисление).

Поиски места короткого замыкания. Одним из методов поиска короткого замыка­ния является извлечение предохранителя ин­тересующей нас цепи и подключение вместо него лампы-пробника (в зависимости от по­требляемой мощности нагрузки в цепи мощ­ность лампы-пробника должна составлять от 20 до 50 Вт, номинальное напряжение лам­пы - 12В). Напряжение в цепи должно отсутст­вовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начнет ми­гать, где-то в данном жгуте проводов есть за­мыкание на «массу», возможно, вызванное пе­ретиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть проведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей.

Проверка надежности контакта с «мас­сой». Такая проверка может быть разделена на три этапа:

1-й этап. Подключите лампу-пробник В (номинальное напряжение лампы - 12

в, мощность лампы - от 20 до 30 Вт) (рис. 10.2) одним проводом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи Б а вторым к клем­ме «минус». Это необходимо сделать для то­го, чтобы проверить исправность лам­пы-пробника и убедиться в работоспособно­сти АКБ. Если лампа будет гореть ярко, можно приступить к дальнейшей диагностике, имея исправные компоненты цепи:

- 2-й этап. Оставьте один провод контроль­ной лампы подключенным к клемме «плюс» АКБ. а второй - подсоедините к любой точке с заведомо хорошим контактом с «массой» А, т.е. с кузовом. Данная проверка позволяет оп­ределить надежность контактов в цепи от клем­мы «минус» АКБ до металлической части кузо­ва. Если цепь исправна, т.е. контрольная лампа загорается так же ярко, как при проверке на первом этапе, описанном выше, то следует переходить к 3-му, окончательному этапу про­верки надежности контакта с «массой»;

- 3-й этап. Оставьте один провод контроль­ной лампы подключенным к клемме «плюс» АКБ, а второй провод подсоедините к интере­сующему контакту в колодке Г жгута проводов. Если цепь исправна, то контрольная лампа



Рис. 10.2. Схема и порядок проверки надежного кон такта с «массой» на автомобиле

загорится так же ярко, как при проверке на 1 -м и 2-м этапах. Если контрольная лампа не заго­рается или горит вполнакала, необходимо про­верить соответствующие цепи на предмет ослабления затяжки контактных болтов, окис­ления кольцевых наконечников силовых прово­дов, соединяющих клемму «минус» аккумуля­торной батареи и кузов автомобиля, а также слабого соединения контактных разъемов или повреждения самих контактов (окисление).

Такой же принцип поэтапной проверки можно использовать и при определении нали­чия номинального напряжения питания диа­гностируемой цепи.

Проверка на отсутствие обрыва прово­дится для обнаружения обрывов электричес­кой цепи. После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника с автономным источником питания. Подклю­чите провода пробника к обоим концам цепи. Если контрольная лампа загорается, обрыва в цепи нет. Если лампа не загорается, значит, в цепи обрыв. Аналогичным образом можно проверить и исправность выключателя, подсоединив пробник к его контактам. При переводе выключателя в положение «ВКЛ» лампа-пробник должна загореться.

Локализация места обрыва. При диа­гностике подозреваемого в наличии обрыва участка электрической цепи визуально обна­ружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как бывает тяжело визу­ально проверить клеммы на появление кор­розии или нарушение качества их контактов из-за ограниченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъе­ма). Резкое подергивание корпуса колодки жгута проводов на датчике или самого жгута проводов во многих случаях приводит к вос­становлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа цепи, подозреваемой в наличии обрыва. Не­стабильно возникающие отказы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов.

Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудную задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем по­требителям (лампа, электромотор и т.д.) от ак­кумуляторной батареи по проводам через вы­ключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через «массу» (кузов) автомобиля. Любые про­блемы, связанные с отказом электрооборудо­вания, могут быть вызваны прекращением подачи на них электрического тока от батареи или возврата тока в батарею.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности