Амортизаторы автомобиля ЗИЛ-133
Амортизаторы автомобиля ЗИЛ-133
Амортизаторы предназначены для гашения колебаний подвески, возникающих от неровностей дороги при движении автомобиля. Это улучшает плавность хода автомобиля и его управляемость, а также увеличивает срок службы рессор.
Действие гидравлического амортизатора основано на создании гидравлического сопротивления при прохождении жидкости через отверстия малого сечения как при ходе сжатия подвески, так и при ходе отдачи. Наибольшее сопротивление амортизатор создает при своем растяжении, т.е. при ходе отдачи, когда неподрессоренная часть автомобиля (мосты с колесами) удаляется от подрессоренной (рамы с установленными на ней узлами и агрегатами).
На автомобилях семейства ЗИЛ-133 передняя подвеска (см. рис. 8.1) снабжена двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Амортизатор нижней проушиной через резиновые втулки 9. опирающиеся на плоские шайбы, закрепляется с помощью гайки с пружинной шайбой на пальце 8, установленном в гнезде подкладки рессоры, а верхней проушиной через такие же втулки закрепляется на таком же пальце, установленном в гнезде кронштейна, который закреплен на раме автомобиля.
Гидравлический телескопический амортизатор (рис. 8.2) состоит из следующих основных частей: резервуара 14; рабочего цилиндра 15; поршня 9 со штоком 16: клапана отдачи, установленного в поршне 9; клапана сжатия, установленного в нижней части рабочего цилиндра, перепускных клапанов, установленных как в поршне, так
и б нижней части рабочего цилиндра; направляющей 17 штока; узла уплотнения штока и защитного кожуха 13.
Резервуар 14 жестко соединен с нижней проушиной 1, которая замыкает полость резервуара снизу. Сверху полость резервуара замыкается направляющей 17 штока и уплотняется сальником 29, поджимаемым через обойму 19 гайкой 23, ввернутой в резервуар. Шток с поршнем 9 и защитный кожух 13 жестко соединены с верхней проушиной 20.
Полость рабочего цилиндра 15 снизу замыкается запрессованным в него корпусом 38 клапана сжатия, а сверху — направляющей 17 штока и уплотняется установленным в направляющей кольцом 18. Направляющая штока имеет отверстия А, через которые полость резервуара 14 сообщается с полостью над предохранительным кольцом 18 направляющей штока. Через эти отверстия рабочая жидкость, просочившаяся через предохранительное кольцо, стекает в полость резервуара. Рабочий цилиндр, установленный в резервуар, опирается на внутренние выступы нижней проушины.
Уплотнение штока осуществляется с помощью многокромочной манжеты 26. которая через тарелку 27 поджимается пружиной 28. опирающейся на направляющую штока.
Защита от грязи осуществляется установкой грязезащитной манжеты 21 и сальника 25, между которыми установлена разделительная шайба 24. Грязезащитная манжета и сальник через обойму 22 грязезащитной манжеты поджимаются гайкой 23 резервуара. Манжеты 21 к 26 — резиновые, сальник 25 — войлочный.
Поршень 9 уплотняется в рабочем цилиндре кольцом 31. Поршень используется для установки на нем перепускного клапана и клапана отдачи и имеет отверстия Б и Д, расположенные соответственно на большом и малом диаметрах.
Перепускной клапан состоит из тарелки 30. закрывающей сверху отверстия Б, пружины 11 и ограничительной тарелки 12. Перепускной клапан, установленный на поршне, служит для пропуска рабочей жидкости из полости под поршнем в полость над поршнем при ходе поршня вниз.
Клапан отдачи состоит из дроссельного диска 10 клапана и диска 32 клапана, которые закрывают снизу отверстия Д, тарелки 33
пружины 35, регулировочной шайбы 36, гайки 8 и шайбы 34. Клапан отдачи служит для пропуска рабочей жидкости из полости над поршнем в полость под поршнем при ходе поршня вверх.
Корпус 38 клапана сжатия используется для установки на нем с помощью стержня 7 перепускного клапана н клапана сжатия и так же, как поршень 9, имеет отверстия В и Г, расположенные соответственно на большом и малом диаметрах.
Перепускной клапан состоит из тарелки 37 клапана, закрывающей сверху отверстия В. пружины 5 и ограничительной тарелки 6. Перепускной клапан, установленный на корпусе клапана сжатия, служит для пропуска рабочей жидкости из резервуара в полость под поршнем при ходе поршня вверх.
Клапан сжатия состоит из дроссельного диска 39 клапана и диска 4. которые закрывают отверстия Г. шайбы 41. тарелки 40, пружины 3, регулировочной шайбы 42 и гайки 2. Клапан сжатия служит для пропуска рабочей жидкости из полости под поршнем в резервуар при ходе поршня вниз.
Жесткость пружин 35 и 3 определяет усилие, развиваемое амортизатором соответственно при ходах отдачи и сжатия, а размер вырезов на дроссельных дисках — характер изменения усилия.
При перемещении поршня вверх объем жидкости, вытесняемой из полости над поршнем, оказывается меньше объема, освобождаемого в полости под поршнем, на величину объема штока, вышедшего из рабочего цилиндра. Создающееся при этом в полости под поршнем разрежение устраняется срабатыванием перепускного клапана, установленного в корпусе 38 клапана сжатия.
При перемещении поршня вниз жидкость из полости под поршнем вытесняется через перепускной клапан, а избыток ее, равный объему штока, вошедшего в рабочий цилиндр, вытесняется через клапан сжатия в резервуар.
Рис. 8.2. Амортизатор
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст