Обслуживание кривошипно-шатунного механизма двигателя автомобиля ЗИЛ-133Г2
Техническое обслуживание двигателя автомобиля ЗИЛ-133Г2
Обслуживание кривошипно-шатунного механизма двигателя автомобиля ЗИЛ-133Г2
Состоит в периодической подтяжке резьбовых соединений, а так же в систематической проверке состояния цилиндропоршневой группы и подшипников коленчатого вала с целью своевременного выявления неисправностей. Дымление двигателя при исправно работающей системе вентиляции картера и повышенный расход масла свидетельствуют об износе гильз, поршневых колец, кольцевых канавок в поршнях или направляющих втулок.
Появление стуков в двигателе свидетельствует о наличии повышенных износов поршней, клапанов (при нормальном зазоре в клапанном механизме), толкателей, шатунных и коренных подшипников. Стуки и даже полная остановка двигателя при выключении сцепления свидетельствуют об износе упорных шайб коленчатого вала. Нельзя смешивать эти стуки со значительными детонационными стуками, появляющимися в двигателе при неправильной установке угла опережения зажигания.
Существует несколько способов оценки технического состояния цилиндропоршневой группы: по цвету отработавших газов, по дымлению из фильтра вентиляции картера, по шумам и стукам в механизмах, по приемистости автомобиля и др. Внешний осмотр двигателя и прослушивание его на разных частотах вращения следует производить при всех видах технического обслуживания. Прослушиванием с помощью стетоскопа можно выявить и определить недопустимые стуки в подшипниках коленчатого и распределительного валов, в механизме газораспределения. По падению давления в системе смазки можно косвенно дать оценку износов подшипников (см. раздел «Система смазки»).
Наиболее ответственной операцией технического обслуживания кривошипно-шатунного механизма является подтяжка болтов крепления головок блока. Эти болты необходимо затягивать динамометрическим ключом. Затяжка производится в определенной последовательности (рис. 4.7) на холодном двигателе моментом 9—11 кгс • м, причем при температуре двигателя ниже — 5° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу, т. е. к 9 кг • м, а при температуре 20—25° С ближе к верхнему пределу — 11 кгс • м. Эту операцию целесообразно проводить в 2 этапа; сначала подтянуть все болты с моментом 3—4 кгс • м, а затем окончательно с максимальным рекомендуемым моментом. Подтяжка болтов на горячем двигателе может оказаться недостаточной, поскольку при остывании алюминиевая головка уменьшает свои линейные размеры в большей мере, чем стальные болты. В результате прокладка может быть разрушена при пуске холодного двигателя.
При подтяжке болтов крепления головки блока обычно нарушается нормальный зазор в клапанном механизме, поэтому после подтяжки болтов следует проверить и при необходимости отрегулировать зазор между клапаном и коромыслом. Срок службы двигателя, его надежность и экономичность в большой мере зависят от приработки деталей в начальный период эксплуатации. Для новых автомобилей период начальной обкатки установлен в объеме 1000 км. Перед началом эксплуатации нового автомобиля необходимо подтянуть болты крепления головки блока, а также другие резьбовые соединения двигателя. Моменты затяжки (в кгс • м) основных резьбовых соединений бензинового двигателя:
Болты крепления картера
сцепления к блоку. .5,5—7,0
Болты крепления крышки распределительных шестерен
к блоку. . . . ..2—3
Болты крепления головки блока (17 шт.) . . 9—-11
» » крышек
коренных подшипников . . . 11—14
Гайки шатунных болтов:
прорезные. . . 7—8
непрорезные . 8—9
БолтЬ крепления маховика к фланцу коленчатого вала . . 13,5—15,0 Храповик коленчатого вала . 20—28
Заглушки коленчатого вала,
не менее. . . . ..3,0
Гайки шпилек крепления впускного трубопровода . . 2,0—2,5
Гайки шпилек крепления крышки клапанного механизма 0,5—0,6 Гайки выпускного трубопровода у шпилек с резьбой
M10 . ...2,8—3,6
М12 . . 4,4—5,6
Гайки винтов впускных н выпускных коромысел клапанов 2,0—2,5 Болты крепления масляного картера. . ..1,3—1,7
Свечи зажигания, не более 3,6
Болты крепления масляного
фильтра к блоку. ..2,4—3,6
Болты крепления корпуса привода распределителя зажигания к блоку . . . . 2,4—3,6
Гайки шпилек крепления нижней и верхней половины корпуса термостата 4,0—6,6
При увеличенном расходе масла и ощутимом уменьшении мощности двигателя необходимо проверить техническое состояние цилиндропоршневой группы, замерив компрессию (давление сжатия) в каждом цилиндре двигателя с помощью компрессометра. Замеры производятся на прогретом до рабочей температуры двигателе. Компрессия в цилиндрах должна быть в пределах 7,5—8,5 кгс/см2. В процессе эксплуатации допускается снижение компрессии в цилиндрах до
6,3 кгс/см2. Разница между показаниями компрессометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,7—1,0 кгс'см2.
При разнице давления более 0,7— 1,0 кгс/см2 в цилиндр с пониженной компрессией следует залить 20— 25 см3 свежего чистого масла, применяемого для двигателя, и вторично проверить компрессию.
Увеличение показаний компрессометра указывает на наличие утечек воздуха через поршневые кольца. Если компрессия после заливки масла в цилиндр осталась такой же, как и при замере без масла, то это указывает на неплотное прилегание клапанов к седлам или на их прогорание.
Рис. 4.7. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и регулировка привода клапанов:
а — порядок затяжки; 6 — регулировка клапанных зазоров; в — последовательность регулировки зазоров
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст