ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Для улучшения отопления кабины автомобиля ЗИЛ-130 с самого начала был принят вентилятор повышенной производительности. Однако электродвигатель типа МЭ211 рабочего колеса вентилятора отопителя оказался перегруженным и из-за перегрева обмоток преждевременно выходил из строя. На режим работы электродвигателя, а следовательно, на параметры его рабочей точки и его нагрузку влияет ряд факторов, зависящих как от собственно электродвигателя, так и от системы отопления в целом. Ниже приведены результаты исследования некоторых факторов на температуру перегрева электродвигателя в °С:
Изготовление электродвигателя. . . ..±10
Положение заслонки . . 7—8
Изготовление рабочих колес. . ±2—3
Изготовление воздуховодов. . . . ..±2—3
Из приведенных данных следует, что в основном на температуру перегрева электродвигателя влияет разброс его параметров. 286
Средняя температура перегрева обмотки якоря превышала допускаемую по ГОСТу 3940—57*, а при неблагоприятном сочетании всех факторов достигала недопускаемых значений. Чтобы уменьшить перегрев обмоток электродвигателя, пробовали применить электродвигатель типа МЭ219 большей мощности (35 Вт). Испытания подтвердили целесообразность такой замены, однако по технологическим и экономическим соображениям он не был прннят для установки в отопителе ЗИЛ-130. Была попытка уменьшить нагрузку на электродвигатель путем замены стального рабочего колеса пластмассовым. При этом температура перегрева понизилась на 5—12° С и одновременно увеличилась производительность отопителя вследствие увеличения частоты вращения рабочего колеса на 6%. Однако из-за недостаточной механической прочности рабочее колесо из пластмассы не могло быть допущено в производство.
Была проверена возможность уменьшения нагрузки электродвигателя путем изменения конструкции металлического рабочего колеса (12 лопаток и отрицательный угол выхода 45°). Новое рабочее колесо позволило снизить перегрев обмоток якоря электродвигателя МЭ211 до допускаемых значений и одновременно повысить производительность отопителя на 10%, но оно оказалось весьма нетехнологичным и в массовое производство прннято не было.
Далее электродвигатель МЭ211 был оборудован протяжной вентиляцией. Были изготовлены образцы электродвигателей с различной формой и площадью вентиляционных окон в его крышках. Охлаждающий воздух через электродвигатель протягивается за счет разрежения, создаваемого в улитке вентилятора. Испытания показали, что при охлаждающем потоке, составляющем 1—1,5% основного потока вентилятора, температура перегрева снижается вдвое. При испытании вентилируемых электродвигателей была установлена их достаточная надежность.
Новые требования к отоплению кабины потребовали увеличения производительности вентилятора отопителя. С этой целью было спроектировано новое рабочее колесо с уширенными лопатками и для него был подобран новый электродвигатель мощностью 35 Вт типа МЭ226.
Параметры рабочей точки этого электродвигателя приведены в табл. 85.
В процессе доводочных работ была разработана методика, позволяющая с достаточной точностью подбирать электродвигатели к рабочему колесу соответствующего отопителя. Согласно этой методике электродвигатель с рабочим колесом устанавливают в отопитель автомобиля и снимают вольт-амперную характеристику I = f(U) электродвигателя (кривая 1, рис. 112).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст