ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 8
Д л я о т к л ю ч е н и я системы вентиляции при преодолении б р о д а
у с т а н о в л е н кран
4.
Р у к о я т к а к р а н а в момент преодоления б р о д а
д о л ж н а быть р а с п о л о ж е н а в е р т и к а л ь н о . П о с л е преодоления б р о д а
р у к о я т к у необходимо' повернуть в г о р и з о н т а л ь н о е положение.
Рис. 20. Контрольные метки на у к а з а т е л е у р о в н я м а с л а !
1 — у к а з а т е л ь у р о в н я м а с л а
М а с л я н ы й р а д и а т о р из сребренной а л ю м и н и е в о й трубки, воз-
д у ш н о г о о х л а ж д е н и я у с т а н о в л е н перед основным р а д и а т о р о м си-
стемы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я . М а с л я н ы й р а д и а т о р д о л ж е н б ы т ь
постоянно включен. О т к л ю ч а т ь его с л е д у е т т о л ь к о при пуске хо-
лодного д в и г а т е л я при т е м п е р а т у р е о к р у ж а ю щ е г о в о з д у х а н и ж е
0°С.
При низкой т е м п е р а т у р е в зимнее в р е м я м а с л я н ы й р а д и а т о р
т а к ж е м о ж н о о т к л ю ч а т ь при помощи к р а н а 2 (см. рис. 17).
П р о в е р к а у р о в н я м а с л а
в
к а р т е р е д в и г а т е л я
проводится по
у к а з а т е л ю , на котором нанесены три метки: « Д о л е й » , « П о л н о »
и
метка в в и д е п р я м о у г о л ь н и к а в ы ш е метки « П о л н о » (рис. 2 0 ) .
М е т к а « П о л н о » п о к а з ы в а е т н о р м а л ь н ы й у р о в е н ь м а с л а в кар-
т е р е д в и г а т е л я , прогретого до р а б о ч е й т е м п е р а т у р ы , ч е р е з '2—3 мин
после-остановки.
У р о в е н ь м а с л а в к а р т е р е н а д о п р о в е р я т ь перед к а ж д ы м в ы е з д о м
а в т о м о б и л я , а во в р е м я д л и т е л ь н ы х рейсов — при к а ж д о м о с м о т р е
а в т о м о б и л я в пути.
Д л я проверки у р о в н я м а с л а необходимо о с т а н о в и т ь д в и г а т е л ь ,
п о д о ж д а т ь 2 — 3 мин, пока стечет масло, в ы н у т ь и о б т е р е т ь у к а з а -
50
т е л ь у р о в н я м а с л а , в с т а в и т ь его до у п о р а и, в ы н у в вновь, по мет-
к а м о п р е д е л и т ь у р о в е н ь . Если у р о в е н ь м а с л а н и ж е метки « Д о л е й » ,
э к с п л у а т а ц и я а в т о м о б и л я в о с п р е щ а е т с я , и н е о б х о д и м о д о л и т ь ма-
сло до метки « П о л н о » .
При д л и т е л ь н о й стоянке а в т о м о б и л я из м а с л я н о г о ф и л ь т р а й
из к а н а л о в в б л о к е цилиндров д в и г а т е л я в к а р т е р д о п о л н и т е л ь н о
смекает некоторое количество м а с л а , в р е з у л ь т а т е чего у р о в е н ь
м а с л а до пуска д в и г а т е л я превышает, м е т к у « П о л н о » и в полностью
з а п р а в л е н н о м д в и г а т е л е у с т а н а в л и в а е т с я в п р е д е л а х п р я м о у г о л ь -
ной метки на у к а з а т е л е .
При проверке у р о в н я м а с л а д о пуска д в и г а т е л я после д л и т е л ь -
ной стоянки н о р м а л ь н ы й у р о в е н ь д о л ж е н быть в п р е д е л а х прямо-
угольной метки.
П р е в ы ш е н и е н о р м а л ь н о г о уровня, с о о т в е т с т в у ю щ е г о метке
« П о л н о » на горячем д в и г а т е л е или п р я м о у г о л ь н о й метке на х о л о д -
ном, не д о п у с к а е т с я .
М а с л о в д в и г а т е л е н а д о менять с периодичностью, у к а з а н н о й
в к а р т е смазки.
П р о в е р к а компрессии в цилиндре д в и г а т е л я . По м е р е износа
п о р ш н е в ы х колец и стенок цилиндров д а в л е н и е с ж а т и я в цилинд-
р а х д в и г а т е л я (компрессия) с н и ж а е т с я . Н о р м а л ь н а я величина ком-
прессии в ц и л и н д р а х прогретого д в и г а т е л я д о л ж н а быть в преде-
л а х 7 , 5 — 8 , 5 кгс/см
2
. С н и ж е н и е компрессии в процессе э к с п л у а т а ц и и
д в и г а т е л я д о п у с к а е т с я до 6,3 кгс/см
2
.
Р а з н и ц а м е ж д у в е л и ч и н а м и компрессии в о т д е л ь н ы х ц и л и н д р а х
не д о л ж н а п р е в ы ш а т ь 0 , 7 — 1 , 0 кгс/см
2
.
С И С Т Е М А П И Т А Н И Я Д В И Г А Т Е Л Я
С и с т е м а питания д в и г а т е л я п р и н у д и т е л ь н а я , с подачей топлива
топливным насосом д и а ф р а г м е н н о г о типа. С х е м а системы питания
п о к а з а н а на рис. 21. ,
Топливом д л я д в и г а т е л я с л у ж и т а в т о м о б и л ь н ы й бензин с окта-
новым числом не н и ж е 76.
Применение а в т о м о б и л ь н о г о бензина с б о л е е низким о к т а н о в ы м
числом м о ж е т с л у ж и т ь причиной ненормальной р а б о т ы д в и г а т е л я
(детонация, повышенное о б р а з о в а н и е н а г а р а , увеличенный р а с х о д
т о п л и в а , п р о г о р а н и е п р о к л а д о к и головок б л о к а и т. д . ) .
Топливный насос (рис. 22) д и а ф р а г м е н н ы й , г е р м е т и з и р о в а н -
ный, с р ы ч а г б м д л я ручной п о д к а ч к и т о п л и в а .
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь насоса 180 л/ч (не менее) при ч а с т о т е вра-
щения р а с п р е д е л и т е л ь н о г о в а л а д в и г а т е л я 1 3 0 0 — 1 4 0 0 об/мин.
При недостаточной п о д а ч е т о п л и в а н а д о проверить состояние
д и а ф р а г м ы , н а б л ю д а я , нет ли подтекания т о п л и в а через контроль-
ное о т в е р с т и е б, в с л у ч а е п о в р е ж д е н и я д и а ф р а г м ы из этого отвер-
стия б у д е т в ы т е к а т ь топливо.
Н е с л е д у е т без н е о б х о д и м о с т и р а з б и р а т ь топливный насос в о
и з б е ж а н и е появления течи т о п л и в а м е ж д у плоскостями р а з ъ е м а
крышки, головки и к о р п у с а .
51
При р а з б о р к е насоса н е о б х о д и м о снять сетку и промыть ее в
чистом бензине. Р а з б и р а т ь и с о б и р а т ь насос н а д о осторожно, что-
бы не повредить д и а ф р а г м у и п р о к л а д к у .
Рис. 21. Схема системы питания:
1 — т о п л и в н ы й н а с о с ;
2
— ф и л ь т р т о н к о й о ч и с т к и т о п л и в а : 3 — к а р б ю р а т о р :
4
— т о п л и в н ы й б а к ( д о п о л н и т е л ь н ы й ) ;
5
— в о з д у х о п о д в о д я щ а я т р у б к а ;
6
—
д а т ч и к и у к а з а т е л я у р о в н я т о п л и в а в б а к а х ; 7 — у г о л ь н и к и ;
8 —
п р и е м н а я
т р у б к а ; .9 — с е т ч а т ы й ф и л ь т р ;
10 —
п р о б к а ; / / - ф и л ь т р - о т с т о й н и к :
12
— к р а н ;
13 —
с о е д и н и т е л ь н а я т р у б к а б а к о в ;
14 —
к л а п а н н а я к о р о б к а б а к а ;
15—
р е з и -
н о в ы й ш л а н г
При з а м е н е д и а ф р а г м ы , чтобы не повредить лист прорезинен-
н о й ' д и а ф р а г м е н н о й ткани, необходимо о с т о р о ж н о з а в е р т ы в а т ь
г а й к у т о л к а т е л я . Во время сборки д и а ф р а г м ы необходимо прове-
рять, не попали ли м е ж д у т а р е л к а м и и д и а ф р а г м о й частицы пыли,
опилки, м е т а л л и ч е с к а я с т р у ж к а и т. д
у
т а к как это приводит к
б ы с т р о м у износу д и а ф р а г м ы .
При сборке головки топливного насоса с корпусом соединитель-
ные винты
2
с л е д у е т з а т я г и в а т ь при д и а ф р а г м е , о т ж а т о й в нижнее
положение.
Ф и л ь т р т о н к о й о ч и с т к и т о п л и в а
(рис. 23) с керамическим филь-
т р у ю щ и м элементом и с ъ е м н ы м п л а с т м а с с о в ы м стаканом-отстойни-
ком
5
у с т а н о в л е н перед к а р б ю р а т о р о м .
Периодически с л е д у е т ф и л ь т р п р о м ы в а т ь ацетоном, ф и л ь т р у ю -
щий э л е м е н т п р о д у в а т ь с ж а т ы м в о з д у х о м , п о д в о д я его изнутри
элемента, д л я чего п р е д в а р и т е л ь н о н а д о о т в е р н у т ь г а й к у и снять
стакан-отстойник в сроки, у к а з а н н ы е в р а з д е л е «Техническое об-
с л у ж и в а н и е а в т о м о б и л я » . При р а з б о р к е и п р о м ы в к е ф и л ь т р а н а д о
особенно осторожно о б р а щ а т ь с я с ф и л ь т р у ю щ и м элементом.
I
53
Т о п л и в н ы е б а к и
— основной и дополнительный, в м е с т и м о с т ь ю
по 170 л к а ж д ы й , р а с п о л о ж е н ы по обе стороны р а м ы под грузовой
п л а т ф о р м о й . Н а л и в н ы е горловины б а к о в з а к р ы т ы герметичными
откидными к р ы ш к а м и с б ы с т р о д е й с т в у ю щ и м и з а ж и м а м и .
П р а в ы й топливный б а к с н а б ж е н
клапанной коробкой с а в т о м а т и ч е с к и
д е й с т в у ю щ и м и к л а п а н а м и (впускным
и в ы п у с к н ы м ) , соединяющими полость
топливного б а к а с атмосферой в слу-
ч а е повышения или понижения д а в л е -
ния в баке.
Конструкция и принцип действия
к л а п а н о в а н а л о г и ч н ы конструкции и
принципу действия к л а п а н о в , установ-
л е н н ы х в пробке р а д и а т о р а (см. раз-
д е л « С и с т е м а о х л а ж д е н и я » ) .
Л е в ы й топливный б а к соединен
с п р а в ы м топливным баком воздуш-
ной т р у б к о й .
При р а з р е ж е н и и в б а к е 0 , 0 1 6 —
0,034 кгс/см
2
о т к р ы в а е т с я впускной
к л а п а н клапанной коробки и баки со-
о б щ а ю т с я с о к р у ж а ю щ и м в о з д у х о м .
При повышении д а в л е н и я в б а к а х на
0 , 1 1 — 0 , 1 8 кгс/см
2
о т к р ы в а е т с я выпуск- ,
ной к л а п а н . Т а к о е у с т р о й с т в о к л а п а н -
ной коробки обеспечивает в ы р а в н и в а -
ние д а в л е н и я в б а к а х и у м е н ь ш а е т по-
тери топлива от испарения. К л а п а н
соединен с в о з д у ш н о й трубкой, выве-
денной в ы ш е у р о в н я з а д а н н о г о б р о д а и
закрепленной на з а д н е й стенке кабины.
Если после з а п р а в к и топливных
б а к о в п р е д п о л а г а е т с я д л и т е л ь н а я стоянка,, то р е к о м е н д у е т с я не
з а л и в а т ь правый б а к полностью во и з б е ж а н и е в ы т е к а н и я т о п л и в а
через к л а п а н при. повышении внешней т е м п е р а т у р ы .
В р ы ч а г е б ы с т р о д е й с т в у ю щ е г о з а ж и м а пробки имеется отвер-
стие, с о в п а д а ю щ е е при з а к р ы т о м положении пробки с отверстием
в скобе горловины. При д в и ж е н и и по б е з д о р о ж ь ю д л я у с т р а н е н и я
с л у ч а е в самопроизвольного о т к р ы в а н и я пробок в р е з у л ь т а т е заце-
пов в отверстия пробок и скоб горловины н е о б х о д и м о повесить за-
мок или в с т а в и т ь б о л т с гайкой.
При э к с п л у а т а ц и и необходимо периодически проверять и под-
т я г и в а т ь крепление т о п л и в н ы х б а к о в и кронштейнов, с п у с к а т ь от-
стой через спускные пробки и п р о м ы в а т ь баки, о ч и щ а т ь и промы-
в а т ь к л а п а н ы на дополнительном б а к е и п р о д у в а т ь т р у б к у , соеди-
н я ю щ у ю основной и дополнительный баки, а т а к ж е т р у б к у , соеди-
н я ю щ у ю баки с атмосферой.
П е р е к л ю ч а ю т баки краном, у с т а н о в л е н н ы м на кронштейне
Рис. 23. Фильтр тонкой очист-
ки топлива:
/ — о т в е р с т и е д л я в в о д а т о п л и в а :
2
— в ы х о д н о е о т в е р с т и е : 3 — к о р п у с
б и л ь т р а ;
4
— п р о к л а д к а к о р п у с а ;
5 — п л а с т м а с с о в ы й с т а к а н - о т с т о й -
ник:
6
— к е р а м и ч е с к и й ф и л ь т р у ю -
щий э л е м е н т ; 7 п р у ж и н а ;
8 —
в т у л к а ;
9 —
г а й к а :
10 —
з а ж и м н о й
в и н т :
11
— с к о б а
54
фильтра-отстойника основного б а к а . К р а н имеет три п о л о ж е н и я :
в к л ю ч е н основной бак, включен д о п о л н и т е л ь н ы й б а к ( п р а в ы й ) и
к р а н з а к р ы т (см. рис. 2 1 ) .
Рис. 24.
Топливный фильтр-отстойник;
/ — к о р п у с ф и л ь т р а - о т с т о й н и к а ; 2 — п а р о н и т о в а я п р о к л а д к а : 3 — т о п л и в о п р о в о д
к т о п л и в п о м у н а с о с у ;
4
— б о л т к р ы ш к и : 5 — т о п л и в о п р о в о д от т о п л и в н о г о б а к а :
6 — п р о к л а д к а ф и л ь т р у ю щ е г о э л е м е н т а ; 7 — ф и л ь т р у ю щ и й э л е м е н т : 8 — с т о й к а
ф и л ь т р у ю щ е г о э л е м е н т а ;
9 —
п р у ж и н а о т с т о й н и к а ;
1 0 —
с л и в н а я п р о б к а ; / / — з а -
г л у ш к а ' ;
12
— п л а с т и н а ф и л ь т р у ю щ е г о э л е м е н т а ;
13 —
о т в е р с т и е в п л а с т и н а х д л я
п р о х о д а т о п л и в а ;
14 —
в ы с т у п ы на п л а с т и н е :
15 —
о т в е р с т и я в п л а с т и н е д л я
с т о е к ( д в а о т в е р с т и я в к а ж д о й п л а с т и н е )
У р о в е н ь т о п л и в а в б а к а х к о н т р о л и р у е т с я у к а з а т е л е м у р о в н я ,
у с т а н о в л е н н ы м на щитке приборов. У к а з а т е л ь у р о в н я топлива мо-
ж е т быть п о д к л ю ч е н к л ю б о м у б а к у , независимо от того, из к а к о г о
б а к а р а с х о д у е т с я топливо. П е р е к л ю ч а т е л ь
17
(см. рис. 4) у к а з а -
т е л я у р о в н я т о п л и в а у с т а н о в л е н на переднем щите кабины. П р а в о е
п о л о ж е н и е п е р е к л ю ч а т е л я с о о т в е т с т в у е т п о д к л ю ч е н и ю п р а в о г о
б а к а , л е в о е п о л о ж е н и е — л е в о г о б а к а .
Периодически с л е д у е т п р о в е р я т ь и п о д т я г и в а т ь гайки крепления
баков.
Т о п л и в н ы й ф и л ь т р - о т с т о й н и к
(рис. 24) у с т а н о в л е н на переднем
кронштейне топливного б а к а .
Д л я промывки ф и л ь т р у ю щ е г о э л е м е н т а 7 н е о б х о д и м о о т в е р н у т ь
б о л т
4
на к р ы ш к е ф и л ь т р а и снять корпус
1
вместе с фильтрую-
55
щим элементом. Во в р е м я р а з б о р к и фильтра-отстойника в а ж н о не
повредить п р о к л а д к у
2,
о б е с п е ч и в а ю щ у ю герметичность корпуса
с крышкой.
При спуске грязи из отстойника с л е д у е т п р е д в а р и т е л ь н о за-
крыть кран топливного б а к а . О т в е р н у в пробку и опорожнив от-
стойник, необходимо п р о м ы т ь его чистым бензином. Д л я этого
н а д о о т к р ы т ь кран на время, д о с т а т о ч н о е д л я споласкивания от-
стойника чистым бензином. П р о м ы в э л е м е н т бензином, с л е д у е т
у с т а н о в и т ь его на место и з а т я н у т ь болт на крышке.
К А Р Б Ю Р А Т О Р К-88АМ
К а р б ю р а т о р в е р т и к а л ь н ы й , с нисходящим ( п а д а ю щ и м ) потоком
смеси, с б а л а н с и р о в а н н о й поплавковой камерой, д в у х к а м е р н ы й , ка-
ж д а я к а м е р а имеет д в а д и ф ф у з о р а . Н е о б х о д и м ы й состав смеси
п о л у ч а е т с я в с л е д с т в и е пневматического т о р м о ж е н и я т о п л и в а и
применения к л а п а н а э к о н о м а й з е р а .
К а р б ю р а т о р имеет р а з д е л ь н у ю д л я к а ж д о й к а м е р ы систему
холостого х о д а с питанием из г л а в н о г о топливного к а н а л а . Д л я
о б о г а щ е н и я смеси при р е з к о м открытии д р о с с е л ь н ы х з а с л о н о к
в
к а р б ю р а т о р е имеется у с к о р и т е л ь н ы й насос.
Д л я облегчения пуска х о л о д н о г о д в и г а т е л я к а р б ю р а т о р имеет
в о з д у ш н у ю з а с л о н к у с а в т о м а т и ч е с к и м к л а п а н о м и кинематиче-
с к у ю связь в о з д у ш н о й и д р о с с е л ь н ы х заслонок. П о п л а в к о в а я ка-
мера, ускорительный насос, экономайзер и в о з д у ш н а я з а с л о н к а
о б щ и е д л я обеих камер.
С х е м а к а р б ю р а т о р а п о к а з а н а на рис. 25.
О с н о в н ы е д а н н ы е к а р б ю р а т о р а К-88АМ
Д и а м е т р д и ф ф у з о р а , мм:
м а л о г о : 8 , 5
большого 2 9 , 0
Д и а м е т р смесительных камер, мм 3 6 , 0
» воздушной горловины, мм . . . .; 6 0 , 0
Пропускная способность д о з и р у ю щ и х элементов при провер-
ке водой под напором 1000 мм при т е м п е р а т у р е 2 0 ± 1 ° С ,
см
3
/мин:
главного ж и к л е р а 315
ж и к л е р а полной мощности 1150
» клапана экономайзера : . . 215
в о з д у ш н о г о ж и к л е р а I 860
Расстояние от уровня топлива в поплавковой камере до
верхней плоскости р а з ъ е м а корпуса поплавковой каме-
ры, мм 18—19
Масса поплавка, г 1 9 , 7 + 0 , 5
Расстояние м е ж д у кромкой дроссельной заслонки и стенкой
смесительной камеры, с о о т в е т с т в у ю щ е е моменту открытия
клапана экономайзера с механическим приводом, мм . . . 9 , 0
Холостой х о д р е г у л и р у ю т упорным винтом
2
(рис. 2 6 ) , ограни-
ч и в а ю щ и м з а к р ы т и е д р о с с е л ь н ы х заслонок, и д в у м я винтами /,
изменяющими состав горючей смеси при полностью прогретом дви-
56
57
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст