ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 18

рессор. При ремонтных р а б о т а х с л е д у е т п е р е б р а т ь и с м а з а т ь все
рессоры а в т о м о б и л я .

При п е р е б о р к е рессор необходимо у д а л и т ь с т а р у ю с м а з к у и

грязь, а также- с л е д ы коррозии, после чего с м а з а т ь т р у щ и е с я по-
верхности рессор графитной смазкой (см. к а р т у с м а з к и ) . Одно-

временно с л е д у е т п р о м ы в а т ь и с м а з ы в а т ь ушки и п а л ь ц ы перед-
них рессор.

При износе концов коренных листов з а д н и х рессор на поло-

вину т о л щ и н ы р е к о м е н д у е т с я первый и третий л и с т ы поменять
местами.

В с л у ч а е поломки первого л и с т а по месту износа у с т а н о в к а его

на место т р е т ь е г о листа д о п у с т и м а при условии, если лист отло-

манными концами з а х о д и т в проушину и обеспечивается н о р м а л ь -
ное з а щ е м л е н и е в о п о р а х первых т р е х листов при х о д е моста
вниз.

П а л ь ц ы передних рессор с м а з ы в а ю т через масленки

25

(см.

рис. 56) до появления с в е ж е й с м а з к и в з а з о р а х м е ж д у у ш к а м и и
кронштейнами. Д л я слива м а с л а из ступицы з а д н е й подвески не-
о б х о д и м о снять к р ы ш к у

8

(рис. 5 8 ) . З а л и в а т ь м а с л о в ступицы

с л е д у е т до у р о в н я н а л и в н ы х отверстий, з а к р ы т ы х пробками

6 .

Периодичность Смазки. и сорта смазок у к а з а н ы в к а р т е смаз-

ки. С л е д у е т п р о в е р я т ь з а т я ж к у с л е д у ю щ и х соединений: гаек
стремянок, передних и з а д н и х рессор; с т я ж н ы х болтов

31

(см.

рис. 56) п а л ь ц е в передних рессор; гаек стремянок

29

крепления

у ш к о в передних рессор; гаек п а л ь ц е в

17

а м о р т и з а т о р о в ; с т я ж н ы х

шпилек

5

щек ступиц з а д н и х рессор; болтов крепления кронштей-

нов

14

з а д н е й подвески к р а м е ; болтов крепления кронштейнов

12

оси з а д н е й подвески к к р о н ш т е й н а м

14\

гаек п а л ь ц е в р е а к т и в н ы х

штанг.

-132

Изношенные д е т а л и с л е д у е т з а м е н я т ь . Э к с п л у а т а ц и я автомо-

биля с изношенным уплотнением ступиц ведет к течи смазки и
к п р е ж д е в р е м е н н о м у износу оси и в т у л о к из-за п о п а д а н и я грязи
в н у т р ь ступицы.

При у с т а н о в к е ступиц на ось необходимо з а т я н у т ь с т я ж -

ные болты 7 р а з р е з н ы х гаек

9.

П о с л е сборки ступицы д о л ж н ы

свободно в р а щ а т ь с я на оси и не иметь о щ у т и м о г о осевого за-
з о р а .

Д л я снятия верхних р е а к т и в н ы х ш т а н г в б о к о в ы х к р ы ш к а х ре-

д у к т о р о в мостов имеются с п е ц и а л ь н ы е болты

17,

при вывинчива-

нии которых п а л ь ц ы выпрессовьгваются из своих гнезд. Изнаши-
в а е м ы е д е т а л и з а д н и х кронштейнов передних рессор ( в к л а д ы ш и

13

(см. рис. 56) и с у х а р и / / ) с д е л а н ы сменными и при ремонтных

р а б о т а х при необходимости м о г у т б ы т ь з а м е н е н ы новыщт.

Изношенные шейки и в т у л к и оси з а д н е й подвески с л е д у е т

ремонтировать, з а м е н я я в т у л к и на ремонтные. И н с т р у к ц и я по
ремонту оси и в т у л о к п р и л о ж е н а к к о м п л е к т у ремонтных
в т у л о к .

Ч е х л ы ш а р н и р о в р е а к т и в н ы х ш т а н г в с л у ч а е п о в р е ж д е н и я не-

о б х о д и м о з а м е н я т ь . При снятии р е а к т и в н ы х ш т а н г р е к о м е н д у е т с я
их т щ а т е л ь н о о ч и щ а т ь от грязи и з а г р я з н е н н у ю с м а з к у под чех-
л а м и з а м е н я т ь с в е ж е й .

В о в р е м я э к с п л у а т а ц и и н е т р е б у е т с я специальной р е г у л и р о в к и

а м о р т и з а т о р о в . Периодически с л е д у е т п р о в е р я т ь н а д е ж н о с т ь кре-
пления а м о р т и з а т о р о в на а в т о м о б и л е и п р а в и л ь н о с т ь их р а б о т ы .

При появлении на а м о р т и з а т о р е с л е д о в п о д т е к а н и я м а с л а

с л е д у е т п о д т я н у т ь г а й к у

10

(см. рис. 57) р е з е р в у а р а , д л я чего

н е о б х о д и м о снять а м о р т и з а т о р с а в т о м о б и л я . В с л у ч а е появле-

ния течи, к о т о р а я не у с т р а н я е т с я п о д т я г и в а н и е м гайки резер-
в у а р а , н а д о з а м е н и т ь сальники ш т о к а . При з а м е н е с а л ь н и к о в штока

с л е д у е т иметь в виду, что на с а л ь н и к е

12

имеется м е т к а « Н и з » ,

у к а з ы в а ю щ а я п р а в и л ь н о е п о л о ж е н и е с а л ь н и к а при его установке.

При этом положении о б е с п е ч и в а е т с я п р а в и л ь н а я р а б о т а маслоот-
р а ж а т е л ь н ы х к а н а в о к с а л ь н и к а . В а м о р т и з а т о р ы н а д о з а л и в а т ь
т о л ь к о а м о р т и з а т о р н у ю ж и д к о с т ь в соответствии с картой смазки.

Ж и д к о с т ь м е н я ю т при снятом с а в т о м о б и л я а м о р т и з а т о р е .

П е р е д з а л и в к о й н а д о п о с т а в и т ь а м о р т и з а т о р в е р т и к а л ь н о , закре-

пить н и ж н ю ю проушину, поднять шток в в е р х н е е положение, от-
вернуть г а й к у р е з е р в у а р а и в ы н у т ь шток с поршнем; подготовить

0,45 л ж и д к о с т и и з а п о л н и т ь р а б о ч и й цилиндр 3 д о в е р х у , остав-

ш у ю с я ж и д к о с т ь ХУШТЬ в р е з е р в у а р

2

а м о р т и з а т о р а ; з а т е м сле-

д у е т с о б р а т ь а м о р т и з а т о р и у с т а н о в и т ь на а в т о м о б и л ь .

При з а л и в к е ж и д к о с т и н е о б х о д и м о с л е д и т ь за тем, чтобы в

а м о р т и з а т о р не попали грязь, песок и т. д., к о т о р ы е приводят

к

б ы с т р о м у износу д е т а л е й и в ы х о д у из строя а м о р т и з а т о р о в .

Р а з б и р а т ь и с о б и р а т ь а м о р т и з а т о р н а д о в мастерских, в усло-

А

виях, полностью о б е с п е ч и в а ю щ и х чистоту; без крайней необходи-

мости р а з б и р а т ь а м о р т и з а т о р не с л е д у е т . Д о л и в а т ь в а м о р т и з а -

тор ж и д к о с т ь не р а з р е ш а е т с я .

-133

К О Л Е С А И Ш И Н Ы

УСТРОЙСТВО. СБОРКА И РАЗБОРКА КОЛЕС

К о л е с а (рис. 5 9 ) — д и с к о в ы е с н е р а з ъ е м н ы м о б о д о м , в з а и м о -

з а м е н я е м ы е , р а з м е р о б о д а 228.Г — 5 0 8 .

Рис. 59. Колесо в сборе с шиной:

/ — обод; 2 — бортовое кольцо;

3

— к а м е р а ;

4

— по-

крышка; 5 — ободная лента; 6 — уплотнитель вен-

тильного паза; 7 — п р у ж и н а ;

8

— замочное кольцо:

9

— балансировочный груз

Ш и н ы р а з м е р о м 1 2 , 0 0 — 2 0 п р и с п о с о б л е н ы д л я р а б о т ы при пе-

р е м е н н о м д а в л е н и и ( т а б л . 3 ) .

З а п а с н о е колесо у с т а н а в л и в а ю т на автомобиль с незначитель-

ным избыточным давлением в. шине и без золотника в вентиле.
При сборке запасного колеса с шиной и камерой (после ремонта
к а м е р ы ) шина д о л ж н а быть н а к а ч а н а до давления, обеспечиваю-

щего посадку бортов шины на посадочные полки обода, после чего
из нее д о л ж е н быть выпущен в о з д у х . Не о ж и д а я полного выхода
в о з д у х а из камеры запасного колеса, на вентиль д о л ж е н быть на-
вернут колпачок.

Колесо дисковое, состоит из неразъемного обода д в у х съем-

ных в з а и м о з а м е н я е м ы х бортовых колец

2

и разрезного замоч-

ного кольца

8.

Особенностью колеса 228Г — 508 является т о р о и д а л ь н а я фор-

ма поверхности посадочных полок обода и посадка бортов шины

на полки обода с гарантированным натягом, что обеспечивает воз-

можность снижения внутреннего д а в л е н и я в о з д у х а в шине до
0,5 кгс/см

2

и н а д е ж н о е закрепление шины на ободе без примене-

ния^ распорного кольца. Д о п у с т и м о е д а в л е н и е в шинах приведено
в т а б л . 3.

К замочной части обода приварен специальный ограничитель,

в нем фиксируется защитный к о ж у х ш л а н г а подвода в о з д у х а по-

сле установки колеса на ступицу автомобиля.

В конструкции колеса предусмотрена фиксация в определен-

ном положении н а р у ж н о г о бортового

2

и замочного

8

колец. По-

стоянное положение замочного кольца на ободе 1 обеспечивается

ограничителем, приваренным к ободу в р а з р е з е кольца. Бортовые

кольца

2

имеют по д в а паза, в один из которых вставляется длин-

ная м о н т а ж н а я л о п а т к а во время разборки колеса, а в другой

входит местная выштамповка замочного кольца при сборке ко-

леса.

На одном из концов замочного кольца сделан паз д л я з а х в а т а

кольца при вытаскивании его из замочной канавки обода.

Д л я предотвращения попадания грязи внутрь шины и уста-

новки вентиля в определенное положение на вентиль камеры на-

д е в а ю т резиновый уплотнитель

6

вентильного паза. Д л я предо-

хранения камеры от повреждений с л у ж и т ободная лента 5.

Перед сборкой колес необходимо:
— проверить состояние шины, обода, бортовых и замочного

колец;

— устранить глубокие царапины, вмятины, наплывы краски,

р ж а в ч и н у на ободе и особенно на посадочных полках;

— осмотреть покрышку и у д а л и т ь из нее посторонние пред-

меты (грязь, песок и др.) и т щ а т е л ь н о протереть в л а ж н о й тряпкой
ее внутреннюю поверхность и особенно посадочные места;

— припудрить т а л ь к о м все поверхности покрышки, камеры,

ободной ленты и обода, которыми эти д е т а л и соприкасаются одна

с другой.

Д л я облегчения сборки и полной посадки шины на посадочные

поверхности обода рекомендуется борта шины с м а з ы в а т ь мыль*

н ь ш р а с т в о р о м ,

-135

З а п р е щ а е т с я в к а ч е с т в е с м а з к и д л я п о с а д о ч н ы х п о в е р х -

н о с т е й б о р т о в ш и н и с п о л ь з о в а т ь м и н е р а л ь н ы е м а с л а .

С б о р к у к о л е с а

с шиной н а д о вести в с л е д у ю щ е м п о р я д к е :

Рис. 60. Приемы сборки колеса с шиной (обозначения см. рис. 59)

1. На о б о д 1 (рис. 60, а ) , у с т а н о в л е н н ы й з а м о ч н о й ч а с т ь ю

в в е р х , н а д е т ь одно б о р т о в о е к о л ь ц о 2 з а к р а и н о й вниз; д л я у д о б -

с т в а с б о р к и м о ж н о в ы в е с и т ь обод, п о л о ж и в его н а п о д с т а в к у .

2. В в е н т и л ь н ы й п а з о б о д а в с т а в и т ь у п л о т н и т е л ь

6.

3. В с т а в и т ь в п о к р ы ш к у к а м е р у и с л е г к а н а к а ч а т ь ее, з а п р а -

в и т ь о б о д н у ю л е н т у и всю шину п о л о ж и т ь с п е р е к о с о м на о б о д ,
р а с п о л о ж и в в е н т и л ь п р о т и в в е н т и л ь н о г о п а з а (рис. 6 0 , 6 ) . В в е с т и
в е н т и л ь в о т в е р с т и е у п л о т н и т е л я . П р и п о д н я т ь шину со с т о р о н ы

в е н т и л ь н о г о п а з а и н а д в и н у т ь ее на о б о д т а к , ч т о б ы ее н и ж н и й
б о р т п о п а л в м о н т а ж н ы й р у ч е й о б о д а . Н а д е т ь ш и н у н а о б о д пол-

н о с т ь ю и н а ж а т ь н а н а р у ж н ы й б о р т н а д в е н т и л е м т а к , ч т о б ы вен-

т и л ь в ы ш е л ч е р е з о т в е р с т и е в д и с к е (см. рис. 5 9 ) .

4. В с т а в и т ь конец д л и н н о й м о н т а ж н о й л о п а т к и в з а м о ч н у ю ка-

н а в к у о б о д а , а к о р о т к у ю л о п а т к у п о л о ж и т ь на б о р т ш и н ы перпен-
д и к у л я р н о к п е р в о й л о п а т к е . П р и л а г а я у с и л и я к п е р в о й л о п а т к е ,
о с а д и т ь в е р х н и й б о р т ш и н ы вниз з а п о с а д о ч н у ю п о л к у о б о д а

(рис. 60,

в).

5. Н а д е т ь б о р т о в о е , и з а м о ч н о е к о л ь ц а , с о в м е с т и в р а з р е з за-

м о ч н о г о к о л ь ц а с о г р а н и ч и т е л е м и с п е ц и а л ь н у ю в ы ш т а м п о в к у на

-136

к р о м к е з а м о ч н о г о к о л ь ц а с о д н и м и з д е м о н т а ж н ы х п а з о в борто-

вого к о л ь ц а (рис. 60,

г).

6 . Н а к а ч а т ь ш и н у д о д а в л е н и я , о б е с п е ч и в а ю щ е г о п о с а д к у

б о р т о в шины на п о с а д о ч н ы е п о л к и о б о д а , а з а т е м д о в е с т и д а в л е -

ние до 3 к г с / с м

2

.

П р е д у п р е ж д е н и е .

В о т л и ч и е от к о л е с с к о н и ч е с к и м и пол-

к а м и , п о с а д к а б о р т о в ш и н ы н а т о р о и д а л ь н ы е полки обОда

к о л е с а под д е й с т в и е м н а р а с т а ю щ е г о в н у т р е н н е г о д а в л е н и я в
ш и н е п р о и с х о д и т не постепенно, а мгновенно. П р и н а к а ч и -

в а н и и шины в г а р а ж е с о б р а н н о е к о л е с о д о л ж н о б ы т ь поме-

щ е н о в з а щ и т н о е п р и с п о с о б л е н и е , а вне г а р а ж а при этой
о п е р а ц и и б о р т о в о е и з а м о ч н о е к о л ь ц а д о л ж н ы б ы т ь н а п р а в -
л е н ы в с т о р о н у от в о д и т е л я и н а х о д я щ и х с я в б л и з и л ю д е й ,
т а к к а к в с л у ч а е с а м о п р о и з в о л ь н о г о д е м о н т а ж а з а м о ч н о г о

к о л ь ц а л ю д и м о г у т б ы т ь т р а в м и р о в а н ы .

Р а з б о р к у к о л е с а

н а д о вести в с л е д у ю щ е м п о р я д к е :

1. П о л н о с т ь ю в ы п у с т и т ь в о з д у х из ш и н ы и п о л о ж и т ь к о л е с о с

с шиной на п о м о с т или ч и с т у ю г о р и з о н т а л ь н у ю п л о щ а д к у . З а м о ч -
ная ч а с т ь о б о д а д о л ж н а н а х о д и т ь с я снизу.

2. С н я т ь в н у т р е н н и й б о р т ш и н ы с п о с а д о ч н о й полки о б о д а ,

д л я э т о г о :

и з о г н у т ы й к о н е ц м о н т а ж н о й л о п а т к и в с т а в и т ь м е ж д у б о р т о в ы м

к о л ь ц о м и ф л а н ц е м о б о д а в м о н т а ж н ы й п а з ; о т ж а т ь м о н т а ж н о й
л о п а т к о й б о р т о в о е к о л ь ц о вниз (рис. 6 1 , а ) ;

в о б р а з о в а в ш и й с я з а з о р в с т а в и т ь плоский конец в т о р о й ло-

п а т к и (рис. 6 1 , 6 ) , о с в о б о д и т ь п е р в у ю л о п а т к у . П о с л е д о в а т е л ь н о

п р о д в и г а я с ь п о о к р у ж н о с т и о б о д а , в с т а в л я я концы о б е и х л о п а т о к

в о б р а з у е м ы й з а з о р (рис. 61, в) и о с а ж и в а я б о р т ш и н ы ч е р е з бор-
т о в о е к о л ь ц о , с н я т ь его с п о с а д о ч н о й п о л к и о б о д а .

П р и м е ч а н и е . Тороидальная форма посадочной поверхности не позволя-

ет выполнить местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени

монтажных работ значительно сокращаются при постепенном осаживании борта

шины приложением усилий по окружности колеса.'

П е р е в е р н у т ь к о л е с о и с н я т ь б о р т ш и н ы со в т о р о й п о с а д о ч н о й

полки, п о в т о р я я у к а з а н н ы е о п е р а ц и и .

3. С н я т ь з а м о ч н о е и б о р т о в о е к о л ь ц а , д л я чего в с т а в и т ь плос-

кий к о н е ц о д н о й л о п а т к и в п а з на к о н ц е з а м о ч н о г о к о л ь ц а , а вто-
рой л о ц а т к о й п о д н я т ь снизу т о т ж е к о н е ц з а м о ч н о г о к о л ь ц а , от-
ж и м а я п е р в о й л о п а т к о й к о н е ц к о л ь ц а и з з а м о ч н о й к а н а в к и , вы-
ж а т ь , е г о в в е р х (рис. 61, г ) . У д е р ж и в а я в ы ж а т ы й к о н е ц к о л ь ц а
второй л о п а т к о й , о с в о б о д и т ь п е р в у ю л о п а т к у и з а в е с т и е е плоский
конец п о д к о л ь ц о . В ы ж и м а я к о л ь ц о м о н т а ж н ы м и л о п а т к а м и п о
о к р у ж н о с т и к о л е с а , с н я т ь (рис. 61, <Э) з а м о ч н о е к о л ь ц о .

С н я т ь б о р т о в о е к о л ь ц о .

4 . Д е м о н т и р о в а т ь б о р т ш и н ы , д л я ч е г о :

— в с т а т ь на у ч а с т о к б о р т а шины, п р о т и в о п о л о ж н ы й в е н т и л ь -

ному о т в е р с т и ю ; *

-137

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности