ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 19

-

— в з о н е в е н т и л ь н о г о о т в е р с т и я з а в е с т и п л о с к и е концы о б е и х

л о п а т о к м е ж д у шиной и о б о д о м (рис. 61,

е)

на р а с с т о я н и и 1 5 0 —

2 5 0 м м о д н а о т д р у г о й . П р и к л а д ы в а я у с и л и я к м о н т а ж н ы м л о п а т -
к а м , в ы в е с т и ч а с т ь б о р т а н а р у ж у (рис. 6 1 , а с ) , при этом противо-

п о л о ж н а я ч а с т ь б о р т а ш и н ы д о л ж н а о б я з а т е л ь н о н а х о д и т ь с я в
м о н т а ж н о м р у ч ь е ;

— у д е р ж и в а я д е м о н т и р о в а н н у ю ч а с т ь б о р т а шины одной ло-

п а т к о й , о с в о б о д и т ь д р у г у ю и з а в е с т и е е п л о с к и й к о н е ц м е ж д у обо-

д о м и шиной н а р а с с т о я н и и 7 0 — 1 0 0 м м о т м е с т а п е р е х о д а б о р т а

ш и н ы н а р у ж у ; снова в ы в е с т и ч а с т ь б о р т а н а р у ж у ; п о в т о р я я д а н -
н у ю о п е р а ц и ю , д е м о н т и р о в а т ь б о р т ш и н ы п о л н о с т ь ю .

5. У т о п и т ь в е н т и л ь в п о л о с т ь шины. П о с т а в и т ь к о л е с о в верти-

к а л ь н о е п о л о ж е н и е . П р и этом н и ж н я я ч а с т ь б о р т а ш и н ы д о л ж н а
н а х о д и т ь с я в м о н т а ж н о м р у ч ь е о б о д а . И з в л е ч ь о б о д и з шины, как

п о к а з а н о на рис. 61,

з.

БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС С ШИНАМИ

К о л е с о в с б о р е с ш и н а м и на з а в о д е п о д в е р г а ю т б а л а н с и р о в к е .

Д о п у с т и м ы й д и с б а л а н с 4 к г с - с м . В э к с п л у а т а ц и и по м е р е износа

шин и по д р у г и м п р и ч и н а м ( п е р е м о н т а ж шин) н а р у ш а е т с я пер-

в о н а ч а л ь н а я б а л а н с и р о в к а , и п о э т о м у при д в и ж е н и и а в т о м о б и л я

м о г у т в о з н и к н у т ь к о л е б а н и я ( в и б р а ц и я ) , о с о б е н н о п е р е д н и х ко-

лес. В и б р а ц и я , в ы з ы в а е м а я д и с б а л а н с о м , п р и в о д и т к у с к о р е н -
ному износу п р о т е к т о р а п о к р ы ш к и , д е т а л е й р у л е в о г о у п р а в л е н и я
и подвески, а т а к ж е з а т р у д н я е т у п р а в л е н и е а в т о м о б и л е м ,

-138

• Д л я у с т р а н е н и я к о л е б а н и й - ( в и б р а ц и и ) р е к о м е н д у е т с я прово-

д и т ь с т а т и ч е с к у ю б а л а н с и р о в к у к о л е с а в с б о р е с ш и н о й . П е р е д
б а л а н с и р о в к о й н е о б х о д и м о к о л е с о и п о к р ы ш к у о ч и с т и т ь о т г р я з и

и п о с т о р о н н и х п р е д м е т о в . Б а л а н с и р о в к у к о л е с а н е о б х о д и м о про-

и з в о д и т ь при н а к а ч а н н о й д о н о м и н а л ь н о г о д а в л е н и я ш и н е .

Б а л а н с и р у е м о е к о л е с о в с б о р е с шиной у с т а н а в л и в а ю т на о д н о

и з д в у х п р и с п о с о б л е н и й . П е р в о е п р е д с т а в л я е т собой с т у п и ц у ко-

л е с а , с в о б о д н о в р а щ а ю щ у ю с я н а ш а р и к о п о д ш и п н и к а х ц а п ф ы ,
у к р е п л е н н о й на станине, а в т о р о е п р и с п о с о б л е н и е — с б а л а н с и р о -

в а н н ы й в а л с п р и в а р е н н ы м п о с е р е д и н е ф л а н ц е м со ш п и л ь к а м и
под г а й к и к р е п л е н и я к о л е с а , с в о б о д н о п е р е к а т ы в а ю щ и й с я п о го-

р и з о н т а л ь н ы м н а п р а в л я ю щ и м , у с т а н о в л е н н ы м н а с т о й к а х с т а н и н ы

по у р о в н ю .

Колесо, у с т а н о в л е н н о е на п р и с п о с о б л е н и и , п о в о р а ч и в а е т с я и

о с т а н а в л и в а е т с я в п о л о ж е н и и , к о г д а т я ж е л о е м е с т о н а х о д и т с я
в н и з у . Н а д и а м е т р а л ь н о п р о т и в о п о л о ж н о й с т о р о н е (т. е . в в е р х у )
п р и к р е п л я ю т г р у з ( п л а с т и л и н , г л и н у или д р у г о й а н а л о г и ч н ы й м а -

т е р и а л ) . П о в о р а ч и в а я к о л е с о и и з м е н я я к о л и ч е с т в о г р у з а , н а д о
д о б и т ь с я б е з р а з л и ч н о г о р а в н о в е с и я к о л е с а , т . е . т а к о г о с о с т о я н и я ,

к о г д а к о л е с о при е г о п о в о р а ч и в а н и и о с т а н а в л и в а е т с я в л ю б о м
п о л о ж е н и и .

• Р а с с т о я н и е о т о с и в р а щ е н и я к о л е с а д о ц е н т р а т я ж е с т и г р у з а

( п л е ч о ) о п р е д е л я ю т , в с а н т и м е т р а х . У м н о ж а я м а с с у г р у з а н а

плечо, о п р е д е л я ю т в е л и ч и н у ф а к т и ч е с к о г о д и с б а л а н с а к о л е с а в

с б о р е с шиной.

У с т р а н е н и е д и с б а л а н с а о с у щ е с т в л я ю т при п о м о щ и б а л а н с и р о -

в о ч н ы х г р у з о в

9

(см. рис. 5 9 ) , у д е р ж и в а е м ы х п л а с т и н ч а т ы м и пру-

ж и н а м и 7 . П р у ж и н у о д н и м концом з а к р е п л я ю т з а б о р т о в о е
к о л ь ц о .

П о т а б л . 4 , с о г л а с н о п о л у ч е н н о й

в е л и ч и н е д и с б а л а н с а , в ы б и р а ю т со-
о т в е т с т в у ю щ е е к о л и ч е с т в о б а л а н с и -
р о в о ч н ы х г р у з о в и у с т а н а в л и в а ю т
их в зоне, г д е б ы л п р и к р е п л е н
у р а в н о в е ш и в а ю щ и й г р у з . Д о п у с к а -
ется у с т а н а в л и в а т ь на о д н о к о л е с о

н е б о л е е ч е т ы р е х б а л а н с и р о в о ч н ы х
г р у з о в . Е с л и д и с б а л а н с в е л и к и не
у д а е т с я его у с т р а н и т ь этим количе-
ством г р у з о в , т о н а д о р а з м о н т и р о -
в а т ь к о л е с о и п о в е р н у т ь п о к р ы ш к у
о т н о с и т е л ь н о о б о д а д о д о с т и ж е н и я
н а и м е н ь ш е г о д и с б а л а н с а , п о с л е чего
в н о в ь п р о в е с т и б а л а н с и р о в к у .

П р и м е ч а н и е . При балансировке колеса в сборе с шиной на приспособ-

лениях необходимо учитывать дисбаланс, создаваемый шлангом подвода воз-

духа к шине и защитным кожухом шланга (равный, примерно

6,4 кгс

• см).

Этот дисбаланс можно компенсировать, установив около вентильного отверстия

груз, равный 300 г.

Т а б л и ц а 4

Количество устанавливаемых

грузов для устранения

дисбаланса

Д и с б а л а н с к о л е с а
с шиной в с б о р е ,

кгс-см

К о л и ч е с т в о

у с т а н а в л и -

ваемых
г р у з о в

с в ы ш е

ДО

К о л и ч е с т в о

у с т а н а в л и -

ваемых
г р у з о в

4 , 0

1 0 , 0

1

1 0 , 0

1 5 , 9

2

1 5 , 9

2 1 , 7

3

2 1 , 7

2 7 , 5

4

-139

В случае разборки колеса с шиной для замены камеры, очистки колеса от

коррозии и окраски его можно после сборки балансировку не проводить, если

покрышку, балансировочные грузы и другие детали установить на те же места,

которые они занимали до разборки.

Поскольку балансировка колес нарушается в процессе эксплуатации, то

необходимо цроверять величину дисбаланса при втором или третьем ТО-2.

З а п а с н о е к о л е с о д о л ж н о б ы т ь в с е г д а о т б а л а н с и р о в а н н ы м .

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОЛЕС И ШИН

В сроки", у к а з а н н ы е в р а з д е л е « Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е ав-

т о м о б и л я » , п р о в е р я т ь з а т я ж к у г а е к к р е п л е н и я к о л е с к с т у п и ц а м .

Рис. 62. Схема перестановки колес

О с л а б л е н и е э т и х г а е к м о ж е т п р и в е с т и к р а з р а б о т к е с ф е р и ч е с к и х
г н е з д в дисказГ к о л е с и п о л о м к е ш п и л е к .

Г а й к и к р е п л е н и я к о л е с з а т я г и в а ю т к р е с т - н а к р е с т , что обеспе-

ч и в а ё т р а в н о м е р н о с т ь п р и л е г а н и я д и с к а к о л е с а к ф л а н ц у с т у п и ц ы .

Н а д о п р е д о х р а н я т ь ш и н ы от п о п а д а н и я на них б е н з и н а , ке-

р о с и н а и м а с л а . П р и п о п а д а н и и у к а з а н н ы х ж и д к о с т е й на ш и н ы
и х с л е д у е т п р о т е р е т ь д о с у х а .

Н е л ь з я у с т а н а в л и в а т ь ш и н ы с р а з н ы м р и с у н к о м п р о т е к т о р а .

Н е о б х о д и м о с о б л ю д а т ь н о р м ы д а в л е н и я в ш и н а х .

В о и з б е ж а н и е п о в ы ш е н н о г о износа п о к р ы ш е к ' н е с л е д у е т р е з к о

т о р м о з и т ь а в т о м о б и л ь , д о п у с к а т ь е г о п е р е г р у з к у , р ы в к и и буксо-

в а н и е к о л е с при т р о г а н и и а в т о м о б и л я с м е с т а и п е р е х о д е с низ-
ш и х п е р е д а ч н а в ы с ш и е . Г р у з н а д о р а с п о л а г а т ь р а в н о м е р н о п о
всей п л о щ а д и п л а т ф о р м ы . Т я ж е л ы й , н о н е б о л ь ш и х р а з м е р о в г р у з
н а д о у к л а д ы в а т ь и з а к р е п л я т ь в ц е н т р е п л а т ф о р м ы , н а д з а д н е й

п о д в е с к о й .

Н е л ь з я д о п у с к а т ь с т о я н к у а в т о м о б и л я н а к о л е с а х с о спущен-

ными ш и н а м и . П р и д л и т е л ь н о й с т о я н к е или т р а н с п о р т и р о в к е п о
ж е л е з н о й д о р о г е н е о б х о д и м о з а к р ы т ь ц е н т р а л ь н ы й к р а н у п р а в л е -
ния д а в л е н и е м и ш и н н ы е к р а н ы на к о л е с а х .

Н е л ь з я у с т а н а в л и в а т ь к о л е с о , с м о н т и р о в а н н о е д л я у с т а н о в к и

н а п р а в у ю с т о р о н у а в т о м о б и л я (по н а п р а в л е н и ю р и с у н к а протек-

-140

т о р а ) , н а л е в у ю с т о р о н у и н а о б о р о т , з а и с к л ю ч е н и е м к о р о т к и х
п р о б е г о в с и с п о л ь з о в а н и е м з а п а с н о г о к о л е с а .

В с л у ч а е п о в р е ж д е н и я ш и н ы во в р е м я р е й с а и п р и м е н е н и я

з а п а с н о г о к о л е с а " п о в р е ж д е н н а я ш и н а д о л ж н а б ы т ь п о с л е р е й с а
о т р е м о н т и р о в а н а и к о л е с о д о л ж н о б ы т ь у с т а н о в л е н о н а с т а р о е
место.

Д л я р а в н о м е р н о г о износа шин с л е д у е т п е р е с т а в л я т ь и х в м е с т е

с к о л е с а м и с п е р е д н е г о м о с т а на з а д н и й или п р о м е ж у т о ч н ы й , к а к
п о к а з а н о на с х е м е (рис. 6 2 ) . З а п а с н о е к о л е с о в этой п е р е с т а н о в к е

н е у ч а с т в у е т . П р и э к с п л у а т а ц и и шин н а д о р у к о в о д с т в о в а т ь с я
И н с т р у к ц и е й по э к с п л у а т а ц и и и х р а н е н и ю а в т о м о б и л ь н ы х пнев-
м а т и ч е с к и х шин в В о о р у ж е н н ы х С и л а х С С С Р .

Р У Л Е В О Е У П Р А В Л Е Н И Е

УСТРОЙСТВО РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

А в т о м о б и л ь о б о р у д о в а н р у л е в ы м у п р а в л е н и е м с г и д р о у с и л и т е -

л е м , о б ъ е д и н е н н ы м в одном а г р е г а т е с р у л е в ы м м е х а н и з м о м

(рис. 6 3 ) .

1

Г и д р о у с и л и т е л ь р у л е в о г о у п р а в л е н и я у м е н ь ш а е т у с и л и е , кото-

р о е н е о б х о д и м о п р и л о ж и т ь к р у л е в о м у к о л е с у д л я п о в о р о т а пе-"
р е д н и х колес, с м я г ч а е т у д а р ы , в о з н и к а ю щ и е из-за н е р о в н о с т е й до-

роги, и п о в ы ш а е т б е з о п а с н о с т ь д в и ж е н и я , п о з в о л я я с о х р а н и т ь

к о н т р о л ь з а н а п р а в л е н и е м д в и ж е н и я а в т о м о б и л я в с л у ч а е раз-
р ы в а ш и н ы п е р е д н е г о к о л е с а .

С х е м а г и д р о у с и л и т е л я р у л е в о г о у п р а в л е н и я д а н а н а рис. 64.
Р у л е в о й м е х а н и з м (рис. 6 5 ) и м е е т винт с г а й к о й на ц и р к у л и -

р у ю щ и х ш а р и к а х и р е й к у с з у б ч а т ы м с е к т о р о м . П е р е д а т о ч н о е от-
н о ш е н и е р у л е в о г о м е х а н и з м а р а в н о 2 0 : 1 .

Р у л е в о й м е х а н и з м п р и к р е п л е н к р а м е и с о е д и н е н с в а л о м ко-

л о н к и р у л е в о г о у п р а в л е н и я к а р д а н н ы м в а л о м с д в у м я ш а р н и -
р а м и .

К а р т е р

4

р у л е в о г о м е х а н и з м а о д н о в р е м е н н о я в л я е т с я цилин-

д р о м г и д р о у с и л и т е л я , в к о т о р о м п е р е м е щ а е т с я п о р ш е н ь - р е й к а 5.

В п о р ш н е - р е й к е з а в а л ь ц о в а н а з а г л у ш к а 3. П о р ш е н ь - р е й к а з а ц е п -
л я е т с я с з у б ч а т ы м с е к т о р о м в а л а

31

с о ш к и р у л е в о г о у п р а в л е н и я .

З у б ь я р е й к и и в а л а с о ш к и и м е ю т п е р е м е н н у ю п о д л и н е тол-

щину, что п о з в о л я е т р е г у л и р о в а т ь з а з о р в з а ц е п л е н и и при по-
м о щ и о с е в о г о с м е щ е н и я в а л а сошки.

В а л с о ш к и р у л е в о г о у п р а в л е н и я в р а щ а е т с я в б р о н з о в о й в т у л -

ке

33,

з а п р е с с о в а н н о й в к а р т е р . О с е в о е п о л о ж е н и е в а л а сошки оп-

р е д е л я е т с я р е г у л и р о в о ч н ы м в и н т о м

30,

г о л о в к а к о т о р о г о в х о д и т

в о т в е р с т и е в а л а сошки и о п и р а е т с я на у п о р н у ю ш а й б у

26.

Осе-

в о е п е р е м е щ е н и е при с б о р к е , р а в н о е 0 , 0 2 — 0 , 0 8 мм, о г р а н и ч и -
в а е т с я р е г у л и р о в о ч н о й ш а й б о й

27

и с т о п о р н ы м к о л ь ц о м

28.

В п о р ш н е - р е й к е р а с п о л о ж е н а ш а р и к о в а я г а й к а

8 ,

у к р е п л е н н а я

у с т а н о в о ч н ы м и в и н т а м и

42,

з а к е р н е н н ы м и п о с л е сборки. П р е д в а -

-141

р и т е л ь н о г а й к а с о б р а н а с в и н т о м ? т а к и м о б р а з о м , что в имею-
щ и е с я у них в и н т о в ы е к а н а в к и и ж е л о б в к л а д ы в а е т с я 31 ш а р и к

10.

В п а з ш а р и к о в о й гайки, с о е д и н е н н ы й д в у м я о т в е р с т и я м и с ее

в и н т о в о й к а н а в к о й , в с т а в л я ю т д в а ш т а м п о в а н н ы х ж е л о б а

9 ,

об-

Рис. ()3. Рулевое управление:

1 — н а с о с гидроусилителя;

2 —

бачок насоса; 3 — шланг низкого давления насо-

са;

4

— шланг высокого давления насоса;

5

— колонка рулевого управления;

6 —

контактное устройство сигнала; 7 — переключатель указателя поворота;

8

— кар-

данный вал; 9 — к л и н крепления карданного вала;

10

—рулевой механизм;

11—

сошка рулевого управления;

12

— шланг низкого давления (рулевого механизма);

13

— масляный радиатор (из оребреиной трубы) гидроусилителя

р а з у ю щ и х т р у б к у , п о к о т о р о й ш а р и к и , в ы к а т ы в а я с ь при п о в о р о т е
в и н т а с о д н о г о конца гайки, в о з в р а щ а ю т с я к ее д р у г о м у концу.

В и н т 7 п р о х о д и т ч е р е з п р о м е ж у т о ч н у ю к р ы ш к у

12,

к к о т о р о й кре-

пится к о р п у с

1 7

к л а п а н а у п р а в л е н и я . Н а в и н т е у с т а н о в л е н ы д в а

у п о р н ы х ш а р и к о п о д ш и п н и к а

13

с з о л о т н и к о м

16

к л а п а н а у п р а в л е -

ния м е ж д у ними. Б о л ь ш и е к о л ь ц а ш а р и к о п о д ш и п н и к о в о б р а щ е н ы

-142

к золотнику. Ш а р и к о п о д ш и п н и к и и золотник з а к р е п л е н ы гай-
кой

19,

тонкий б у р т и к которой в д а в л е н в паз на винте. П о д гайку

п о д л о ж е н а коническая п р у ж и н н а я ш а й б а

18,

о б е с п е ч и в а ю щ а я

ра'вномерное с ж а т и е упорных ш а р и к о п о д ш и п н и к о в . П р у ж и н а у с т а -

новлена вогнутой стороной к ш а р и к о п о д ш и п н и к у .

Д л и н а золотника б о л ь ш е д л и н ы отверстия под него в корпусе

к л а п а н а у п р а в л е н и я . В с л е д с т в и е этого золотник и винт м о г у т пе-

р е м е щ а т ь с я в осевом направлении на 1,1 мм в к а ж д у ю сторону от

среднего положения. В с р е д н е е п о л о ж е н и е они в о з в р а щ а ю т с я под
действием шести п р у ж и н

39

и р е а к т и в н ы х п л у н ж е р о в

40,

н а х о д я -

щ и х с я под д а в л е н и е м м а с л а в линии подвода от насоса.

Винт 7 в р а щ а е т с я в подшипнике верхней крышки

20

р у л е в о г о

м е х а н и з м а . К корпусу к л а п а н а у п р а в л е н и я подведены д в а ш л а н г а

от насоса г и д р о у с и л и т е л я : ш л а н г высокого д а в л е н и я

4

(см.

рис. 63), по к о т о р о м у п о д в о д и т с я м а с л о от насоса 1, и ш л а н г 3
низкого д а в л е н и я * ( с л и в а ) , по к о т о р о м у м а с л о в о з в р а щ а е т с я в

насос.

При в р а щ е н и и винта 7 (см. рис. 65) в ту или д р у г у ю сторону

в с л е д с т в и е сопротивления, в о з н и к а ю щ е г о при повороте колес,
с о з д а е т с я сила, с т р е м я щ а я с я с д в и н у т ь его в о с е в о м - н а п р а в л е н и и

в с о о т в е т с т в у ю щ у ю сторону. Если эта сила п р е в ы ш а е т усилие
п р е д в а р и т е л ь н о г о с ж а т и я п р у ж и н

39,

то винт п е р е м е щ а е т с я и сме-

щ а е т золотник

16.

При этом одна полость цилиндра гидроусили-

т е л я с о о б щ а е т с я с линией д а в л е н и я , а д р у г а я — со сливом. Масло,

п о с т у п а ю щ е е из насоса в цилиндр, д а в и т на поршень-рейку, со-
з д а в а я д о п о л н и т е л ь н о е у с и л и е н а с е к т о р е в а л а сошки р у л е в о г о
у п р а в л е н и я , и с п о с о б с т в у е т п о в о р о т у колес.

Д а в л е н и е в р а б о ч е й полости ц и л и н д р а у в е л и ч и в а е т с я с повы-

шением сопротивления повороту колес. О д н о в р е м е н н о увеличи-
в а е т с я и д а в л е н и е под р е а к т и в н ы м и п л у н ж е р а м и

40.

Винт и золот-

ник стремят-ся вернуться в с р е д н е е п о л о ж е н и е под действием пру-
ж и н

39

и р е а к т и в н ы х п л у н ж е р о в .

Ч е м б о л ь ш е сопротивление п о в о р о т у колес и в ы ш е д а в л е н и е в

рабочей полости цилиндра, тем б о л ь ш е усилие, с которым золот-
ник с т р е м и т с я в е р н у т ь с я в с р е д н е е п о л о ж е н и е и у с т а н о в и т ь в сред-
нее п о л о ж е н и е у п о р н ы е ш а р и к о п о д ш и п н и к и и винт, тем б о л ь ш е
т а к ж е у с и л и е на р у л е в о м колесе. Когда у с и л и е на р у л е в о м колесе
в о з р а с т а е т с у в е л и ч е н и е м сопротивления поворота колес, у води-
т е л я с о з д а е т с я « ч у в с т в о д о р о г и » .

Усилие на о б о д е р у л е в о г о колеса, с о о т в е т с т в у ю щ е е н а ч а л у ра-

боты г и д р о у с и л и т е л я , с о с т а в л я е т около 2 кгс, а н а и б о л ь ш е е у с и л и е
в д в и ж е н и и — около 10 кгс.

При п р е к р а щ е н и и поворота р у л е в о г о колеса п о с т у п а ю щ е е в

цилиндр м а с л о д е й с т в у е т на -поршень-рейку с винтом, с д в и г а е т зо-
лотник к с р е д н е м у положению, что в ы з ы в а е т у м е н ь ш е н и е д а в л е -

ния в цилиндре до необходимого д л я у д е р ж а н и я колес в поверну-
том положении, и п р е к р а щ а е т д в и ж е н и е поршня, а с л е д о в а т е л ь н о ,
и поворот колес.

-145

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности