ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 2
которые при большой ч а с т о т е в р а щ е н и я в а л а могут выпла-
виться. •
7. Н е о б х о д и м о п р о в е р я т ь на с л у х п р а в и л ь н о с т ь вращения цент-
рифуги. П о с л е остановки прогретого д в и г а т е л я и с п р а в н а я центри-
ф у г а д о л ж н а в р а щ а т ь с я е щ е 2 — 3 мин, при этом слышен своеоб-
разный звук.
8. Ж и д к о с т ь из системы о х л а ж д е н и я н а д о с л и в а т ь через три
к р а н а : кран п а т р у б к а р а д и а т о р а и д в а к р а н а пускового подогре-
в а т е л я (см. р а з д е л « П у с к о в о й п о д о г р е в а т е л ь д в и г а т е л я » ) ; при на-
личии в системе о х л а ж д е н и я р а с ш и р и т е л ь н о г о б а ч к а — через че-
т ы р е к р а н а . При сливе ж и д к о с т и из системы о х л а ж д е н и я не-
о б х о д и м о о т к р ы в а т ь пробку р а д и а т о р а или р а с ш и р и т е л ь н о г о
б а ч к а .
П о с л е слива всей ж и д к о с т и н а д о з а к р ы т ь кран отопителя ка-
бины и о т к р ы т ь его снова т о л ь к о после з а л и в к и ж и д к о с т и и про-
грева д в и г а т е л я .
При сливе ж и д к о с т и в зимнее в р е м я с л е д у е т к о н т р о л и р о в а т ь
исправность сливных кранов, т а к как накипь и грязь, з а н е с е н н ы е
в м е с т е с ж и д к о с т ь ю , могут п е р е к р ы в а т ь о т в е р с т и е к р а н а , и ж и д -
кость не б у д е т полностью с л и в а т ь с я . Зимой это м о ж е т привести
к з а м е р з а н и ю о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в р у б а ш к е блока и р а з р у -
шению блока цилиндров.
Д л я п р е д о т в р а щ е н и я з а м е р з а н и я о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и не-
о б х о д и м о систему о х л а ж д е н и я п р о м ы т ь д о н а с т у п л е н и я м о р о з о в .
Одновременно н а д о п р о д у т ь остов р а д и а т о р а с ж а т ы м в о з д у х о м ,
н а п р а в л я я с т р у ю в о з д у х а из-под капота н а р у ж у .
9. Ручной т о р м о з я в л я е т с я стояночным, и пользоваться им при
д в и ж е н и и а в т о м о б и л я не рекомендуется, за исключением аварий-
ных с л у ч а е в .
10. Н е л ь з я начинать д в и ж е н и е а в т о м о б и л я при д а в л е н и и в
пневматической системе привода т о р м о з о в н и ж е 4,5 кгс/см
2
. Сво-
бодный х о д тормозной п е д а л и д о л ж е н быть в п р е д е л а х 4 0 —
60 мм.
Конденсат из в о з д у ш н ы х б а л л о н о в необходимо с л и в а т ь т о л ь к о
при наличии д а в л е н и я в о з д у х а в системе.
11. К р у т ы е п о д ъ е м ы и спуски необходимо п р е о д о л е в а т ь на низ-
ших п е р е д а ч а х , т а к как при неумелом переключении п е р е д а ч на
п о д ъ е м а х и спусках м о ж н о вывести из строя сцепление. Свобод-
ный х о д п е д а л и сцепления д о л ж е н быть 3 5 — 5 0 мм.
12. Т р о г а н и е с места а в т о м о б и л я необходимо выполнять т о л ь к о
на первой п е р е д а ч е .
13. В к л ю ч а т ь задний х о д и п о н и ж а ю щ у ю ( п е р в у ю ) п е р е д а ч у
в р а з д а т о ч н о й коробке н а д о т о л ь к о после полной остановки авто-
м о б и л я (см. р а з д е л « П р а в и л а в о ж д е н и я а в т о м о б и л я » ) ,
14. А в т о м о б и л ь с н а б ж е н специальными тонкостенными ши-
нами, приспособленными д л я р а б о т ы с переменным д а в л е н и е м
в о з д у х а . При снижении д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х н а г р у з к у авто-
мобиля с л е д у е т в с е г д а д е р ж а т ь в п р е д е л а х , у к а з а н н ы х в настоя-
щем Техническом описании и инструкции цр э к с п л у а т а ц и и ,
6
15. Система р е г у л и р о в а н и я д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х при дви-
жении а в т о м о б и л я д о л ж н а б ы т ь постоянно в к л ю ч е н а (шинные
к р а н ы на к о л е с а х о т к р ы т ы ) .
16. С н и ж а т ь д а в л е н и е в о з д у х а в шинах с л е д у е т т о л ь к о д л я уве-
личения проходимости а в т о м о б и л я при преодолении особо т р у д н ы х
у ч а с т к о в пути.
П р о б е г шин при сниженном д а в л е н и и ограничен (см. р а з д е л
« П р а в и л а в о ж д е н и я а в т о м о б и л я » ) , поэтому с н и ж а т ь д а в л е н и е воз-
д у х а в шинах при д в и ж е н и и а в т о м о б и л я по т в е р д ы м в ы б и т ы м до-
р о г а м з а п р е щ а е т с я .
С н и ж е н и е д а в л е н и я в ш и н а х н и ж е 0,5 к г с / с м
2
недопустимо, т а к
как это приводит к в ы х о д у из строя шин ( н о р м а л ь н о е д а в л е н и е
в шинах см. в р а з д е л е « К о л е с а и ш и н ы » ) .
17. При з а к р ы т ы х шинных к р а н а х на к о л е с а х р ы ч а г централь-
ного к р а н а у п р а в л е н и я д а в л е н и е м в о з д у х а в ш и н а х д о л ж е н б ы т ь
в н е й т р а л ь н о м положении. П о л ь з о в а т ь с я р ы ч а г о м ц е н т р а л ь н о г о
к р а н а м о ж н о т о л ь к о после о т к р ы т и я всех шинных кранов. Пере-
в о д и т ь р ы ч а г к р а н а у п р а в л е н и я в п о л о ж е н и е « Н а к а ч и в а н и е » во
и з б е ж а н и е резкого повышения д а в л е н и я на м а н о м е т р е к о н т р о л я
д а в л е н и я в о з д у х а в шинах с л е д у е т плавно. П е р е м е щ е н и е р ы ч а г а
ц е н т р а л ь н о г о к р а н а в п о л о ж е н и е « Н а к а ч и в а н и е » при з а к р ы т ы х
шинных к р а н а х приводит к п о в р е ж д е н и ю м а н о м е т р а .
18. При н а к а ч и в а н и и шины в г а р а ж е с о б р а н н о е колесо д о л ж н о
б ы т ь помещено в з а щ и т н о е приспособление, а при выполнении этой
операции вне г а р а ж а б о р т о в о е и з а м о ч н о е кольца д о л ж н ы б ы т ь
н а п р а в л е н ы в сторону от в о д и т е л я и н а х о д я щ и х с я вблизи л ю д е й ,
т а к как в с л у ч а е с а м о п р о и з в о л ь н о г о д е м о н т а ж а з а м о ч н о г о к о л ь ц а
л ю д и м о г у т быть т р а в м и р о в а н ы .
19. Д л и т е л ь н о е д в и ж е н и е а в т о м о б и л я с н е р а б о т а ю щ и м гидро-
у с и л и т е л е м , а т а к ж е д л и т е л ь н а я буксировка а в т о м о б и л я , имею-
щ е г о г и д р о у с и л и т е л ь , с н е р а б о т а ю щ и м д в и г а т е л е м (без поднятия
передней части) не д о п у с к а е т с я , т а к как при этом ч р е з м е р н о на-
г р у ж а е т с я м е х а н и з м р у л е в о г о у п р а в л е н и я .
20. При в ы в о д е а в т о м о б и л я из колеи не с л е д у е т д о л г о дви-
г а т ь с я с повернутым в к р а й н е е п о л о ж е н и е р у л е в ы м колесом, т а к
к а к при этом м о ж е т выйти из строя л а с о с г и д р о у с и л и т е л я из-за пе-
р е г р е в а м а с л а .
21. С и с т е м а г и д р о у с и л и т е л я р у л е в о г о у п р а в л е н и я з а п р а в л е н а
на з а в о д е всесезонным м а с л о м м а р к и Р, изготовленным по
ТУ 3 8 - 1 0 1 1 7 9 — 7 1 . Это м а с л о не т р е б у е т смены в процессе эксплу-
а т а ц и и . Его з а м е н я ю т только при р е м о н т е а г р е г а т о в гидроусили-
т е л я (см. к а р т у с м а з к и ) .
При и с п о л ь з о в а н и и . д л я д о л и в а м а с е л - з а м е н и т е л е й м а с л о Р пе-
р е с т а е т б ы т ь всесезонным, в с л е д с т в и е этого смесь необходимо за-
м е н я т ь при сезонном о б с л у ж и в а н и и весной и осенью. П о р я д о к
смены м а с л а у к а з а н в р а з д е л е « Р у л е в о е у п р а в л е н и е » .
22. Р а з б и р а т ь и с о б и р а т ь р у л е в о й м е х а н и з м и насос в с л у ч а е
н е о б х о д и м о с т и д о л ж н ы т о л ь к о к в а л и ф и ц и р о в а н н ы е м е х а н и к и
и в
у с л о в и я х п о л н о й
чистоты,
7
о б н а р у ж и в а ю т п о у в е л и ч е н и ю х о д а р ы ч а г а п р и в о д а . Т о р м о з регу»
л и р у ю т т я г о й
22
и р е г у л и р о в о ч н ы м р ы ч а г о м
17.
Рис. 72. Стояночный тормоз и его привод;
/ — р а з д а т о ч н а я коробка; 2 — т о р м о з н а я колодка с фрикционной н а к л а д к о й :
3 — щиток;
4
— ось колодок;
5 —
чека;
6 —
м а л а я о т т я ж н а я п р у ж и н а ; 7 —
кронштейн;
8 —
болт;
9 —
ограничительная шайба;
10 —
фланец вторичного
в а л а ; // — гайка;
12 —
болвшая о т т я ж н а я пружина;
13 —
разжимной к у л а к ;
14
— с у х а р ь колодки;
15
— сальник;
16
— палец штанги:
17 —
регулировочный
рычаг;
18 —
штанга;
19 —
тормозной б а р а б а н :
20
— угловой рычаг;
21 —
крон-
штейн углового р ы ч а г а ;
22 —
тяга привода;
23—
вилка тяги;
24
— палец;
25 —
у ш к о тяги;
26
— з у б ч а т ы й сектор рычага привода;
27 —
стопорная з а щ е л к а ;
28 —
тяга привода тормозного крана;
29
— тяга з а щ е л к и ;
30
— рычаг привода:
31 — рукоятка тяги защелки
Р е г у л и р о в к у с л е д у е т п р о в о д и т ь н а х о л о д н о м т о р м о з е в с л е д у -
ю щ е м п о р я д к е :
1. О т с о е д и н и т ь р е з ь б о в у ю в и л к у
23
т я г и
22
п р и в о д а "от ры-
ч а г а
30.
-166
К тормозному
крану
23. При д л и т е л ь н ы х с п у с к а х а в т о м о б и л я или при движении на-
катом з а п р е щ а е т с я о с т а н а в л и в а т ь д в и г а т е л ь , т а к как в этом слу-
чае в ы к л ю ч а е т с я насос г и д р о у с и л и т е л я , что з а с т а в л я е т увеличи-
в а т ь усилия, п р и к л а д ы в а е м ы е к р у л е в о м у колесу, и, кроме того,
из-за выключения компрессора м о ж н о и з р а с х о д о в а т ь весь з а п а с
в о з д у х а в б а л л о н а х д л я тормозов.
24. Н е л ь з я д о п у с к а т ь р а б о т у д в и г а т е л я с излишне большими
з а з о р а м и в с в е ч а х з а ж и г а н и я , т а к как это с н и ж а е т н а д е ж н о с т ь ра-
боты к а т у ш к и и р а с п р е д е л и т е л я з а ж и г а н и я .
25. Ч т о б ы исключить п е р е р а с х о д топлива, надо правильно поль-
з о в а т ь с я заслонкой
5
(см. рис. 2 9 ) , р а с п о л о ж е н н о й в воздушном
к а н а л е капота д в и г а т е л я ; в летнее время необходимо о т к р ы в а т ь
отверстие, п и т а ю щ е е к а н а л н а р у ж н ы м в о з д у х о м , а в зимнее время
з а к р ы в а т ь его, обеспечивая з а б о р в о з д у х а из подкапотного про-
с т р а н с т в а .
26. Сцепная петля прицепов, б у к с и р у е м ы х а в т о м о б и л я м и , дол-
ж н а быть выполнена в соответствии с Г О С Т 2 3 4 9 — 7 5 д л я тягового
усилия до 16 тс.
27. З а п р е щ а е т с я сверлить, прорезать, а т а к ж е о с л а б л я т ь , ка-
кими-либо д р у г и м и способами г о р и з о н т а л ь н ы е полки л о н ж е р о н о в
р а м ы .
28. При снятии или у с т а н о в к е к а р д а н н о г о в а л а нельзя встав-
л я т ь в вилку ш а р н и р а м о н т а ж н у ю л о п а т к у или д р у г и е п р е д м е т ы
д л я его прокручивания. Это в л е ч е т за собой п о в р е ж д е н и е торцо-
вого уплотнения к а р д а н н ы х шарниров.
29. Свободный ход р у л е в о г о колеса а в т о м о б и л я при р а б о т е дви-
г а т е л я на холостом х о д у не д о л ж е н п р е в ы ш а т ь 25° (у нового авто-
мобиля 15°).
30. И с п о л ь з о в а н и е а в т о м о б и л я в к а ч е с т в е транспортной б а з ы
в, составе с п е ц и а л и з и р о в а н н ы х у с т а н о в о к ( п о ж а р н ы е машины,
краны и т. д . ) , а т а к ж е использование коробок о т б о р а мощности
от коробки передач или от р а з д а т о ч н о й коробки д л я привода спе-
ц и а л ь н ы х м е х а н и з м о в д о п у с к а е т с я т о л ь к о после с о г л а с о в а н и я с
п р е д с т а в и т е л я м и з а в о д а р е ж и м а р а б о т ы и п о р я д к а э к с п л у а т а ц и и
специализированной установки или м е х а н и з м а . Н а р у ш е н и е этого
п р а в и л а л и ш а е т п о т р е б и т е л е й права п р е д ъ я в л я т ь з а в о д у р е к л а м а -
ции на п р е ж д е в р е м е н н ы й в ы х о д из строя д е т а л е й а в т о м о б и л я .
31. П е р е д постановкой а в т о м о б и л я на х р а н е н и е (на срок до
одного г о д а ) необходимо слить о х л а ж д а ю щ у ю ж и д к о с т ь из си-
стемы, з а л и т ь через отверстия д л я свечей в цилиндры д в и г а т е л я
по 4 0 — 5 0 г чистого м а с л а , и з м е н я е м о г о д л я д в и г а т е л я , после чего
п р о в е р н у т ь пусковой рукояткой коленчатый в а л на 3 — 4 о б о р о т а .
А в т о м о б и л ь с л е д у е т п р е д о х р а н я т ь о т воздействия а т м о с ф е р н ы х
осадков.
П е р е д д л и т е л ь н ы м хранением а в т о м о б и л я (более одного г о д а )
необходимо провести его консервацию, р у к о в о д с т в у я с ь соответст-
в у ю щ и м и
п р а в и л а м и консервации.
32. При проведении с в а р о ч н ы х р а б о т на а в т о м о б и л е необхо-
димо отсоединять о т р и ц а т е л ь н у ю к л е м м у а к к у м у л я т о р н о й б а т а р е и
8
от электросети а в т о м о б и л я . М а с с о в ы й э л е к т р о д сварочного ап-
п а р а т а с л е д у е т присоединять к с в а р и в а е м о й д е т а л и в непосред-
ственной близости от места сварки.
В п р е д у п р е ж д е н и е в к л ю ч е н ы н а и б о л е е в а ж н ы е у к а з а н и я .
Д л я успешной э к с п л у а т а ц и и а в т о м о б и л я в о д и т е л ь о б я з а н изу-
чить полностью Техническое описание и инструкцию по э к с п л у а
тации и строго с о б л ю д а т ь его у к а з а н и я .
К а к п е р е д полной, т а к и п е р ё д ч а с т и ч н о й р е г у л и р о в к о й необ-
х о д и м о п р о в е р и т ь п р а в и л ь н о с т ь з а т я ж к и п о д ш и п н и к о в с т у п и ц
колес,
Рис. 73. Тормоз колеса:
тормозная колодка;
2 —
о т т я ж н а я пружина колодок; 3 —
шплиптовая проволока болтов крепления опоры р а з ж и м н о г о
к у л а к а ;
4
— разжимной к у л а к ;
5 —
ось червяка регулировочного
рычага; 6 — регулировочный рычаг; 7 — кронштейн тормозной
камеры;
8 —
тормозная камера;
9 —
чека оси колодки;
10 —
ось
колодки;
11 —
тормозной б а р а б а н
П р и р е г у л и р о в к е т о р м о з а д о л ж н ы б ы т ь х о л о д н ы м и .
П о л н у ю р е г у л и р о в к у п р о в о д и т ь т о л ь к о п о с л е р а з б о р к и
и р е м о н т а т о р м о з о в или н а р у ш е н и я к о н ц е н т р и ч н о с т и р а б о ч и х по-
в е р х н о с т е й т о р м о з н ы х к о л о д о к и б а р а б а н о в в р е з у л ь т а т е о с л а б л е -
ния к р е п л е н и я осей к о л о д о к в с л е д у ю щ е м п о р я д к е :
1. О с л а б и т ь г а й к и к р е п л е н и я осей к о л о д о к и с б л и з и т ь эксцент-
рики, п о в е р н у в оси м е т к а м и о д н у к д р у г о й . М е т к и п о с т а в л е н ы на
н а р у ж н ы х , в ы с т у п а ю щ и х н а д г а й к а м и т о р ц а х осей. О т п у с т и т ь
г а й к и б о л т о в к р е п л е н и я к р о н ш т е й н а р а з ж и м н о г о к у л а к а .
2 . П о д а т ь в т о р м о з н у ю к а м е р у с ж а т ы й в о з д у х п о д д а в л е н и е м
1 — 1 , 5 к г с / с м
2
( н а ж и м а я н а п е д а л ь т о р м о з а при н а л и ч и и в о з д у х а
в с и с т е м е , или в о с п о л ь з о в а т ь с я с ж а т ы м в о з д у х о м из г а р а ж н о й ус-
т а н о в к и ) .
П р и о т с у т с т в и и с ж а т о г о в о з д у х а в ы н у т ь п а л е ц ш т о к а т о р м о з -
ной к а м е р ы и, н а ж и м а я на р е г у л и р о в о ч н ы й р ы ч а г в с т о р о н у х о д а
-168
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст