ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 2

которые при большой ч а с т о т е в р а щ е н и я в а л а могут выпла-
виться. •

7. Н е о б х о д и м о п р о в е р я т ь на с л у х п р а в и л ь н о с т ь вращения цент-

рифуги. П о с л е остановки прогретого д в и г а т е л я и с п р а в н а я центри-
ф у г а д о л ж н а в р а щ а т ь с я е щ е 2 — 3 мин, при этом слышен своеоб-

разный звук.

8. Ж и д к о с т ь из системы о х л а ж д е н и я н а д о с л и в а т ь через три

к р а н а : кран п а т р у б к а р а д и а т о р а и д в а к р а н а пускового подогре-
в а т е л я (см. р а з д е л « П у с к о в о й п о д о г р е в а т е л ь д в и г а т е л я » ) ; при на-
личии в системе о х л а ж д е н и я р а с ш и р и т е л ь н о г о б а ч к а — через че-
т ы р е к р а н а . При сливе ж и д к о с т и из системы о х л а ж д е н и я не-
о б х о д и м о о т к р ы в а т ь пробку р а д и а т о р а или р а с ш и р и т е л ь н о г о

б а ч к а .

П о с л е слива всей ж и д к о с т и н а д о з а к р ы т ь кран отопителя ка-

бины и о т к р ы т ь его снова т о л ь к о после з а л и в к и ж и д к о с т и и про-
грева д в и г а т е л я .

При сливе ж и д к о с т и в зимнее в р е м я с л е д у е т к о н т р о л и р о в а т ь

исправность сливных кранов, т а к как накипь и грязь, з а н е с е н н ы е
в м е с т е с ж и д к о с т ь ю , могут п е р е к р ы в а т ь о т в е р с т и е к р а н а , и ж и д -
кость не б у д е т полностью с л и в а т ь с я . Зимой это м о ж е т привести

к з а м е р з а н и ю о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в р у б а ш к е блока и р а з р у -

шению блока цилиндров.

Д л я п р е д о т в р а щ е н и я з а м е р з а н и я о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и не-

о б х о д и м о систему о х л а ж д е н и я п р о м ы т ь д о н а с т у п л е н и я м о р о з о в .
Одновременно н а д о п р о д у т ь остов р а д и а т о р а с ж а т ы м в о з д у х о м ,
н а п р а в л я я с т р у ю в о з д у х а из-под капота н а р у ж у .

9. Ручной т о р м о з я в л я е т с я стояночным, и пользоваться им при

д в и ж е н и и а в т о м о б и л я не рекомендуется, за исключением аварий-

ных с л у ч а е в .

10. Н е л ь з я начинать д в и ж е н и е а в т о м о б и л я при д а в л е н и и в

пневматической системе привода т о р м о з о в н и ж е 4,5 кгс/см

2

. Сво-

бодный х о д тормозной п е д а л и д о л ж е н быть в п р е д е л а х 4 0 —
60 мм.

Конденсат из в о з д у ш н ы х б а л л о н о в необходимо с л и в а т ь т о л ь к о

при наличии д а в л е н и я в о з д у х а в системе.

11. К р у т ы е п о д ъ е м ы и спуски необходимо п р е о д о л е в а т ь на низ-

ших п е р е д а ч а х , т а к как при неумелом переключении п е р е д а ч на
п о д ъ е м а х и спусках м о ж н о вывести из строя сцепление. Свобод-

ный х о д п е д а л и сцепления д о л ж е н быть 3 5 — 5 0 мм.

12. Т р о г а н и е с места а в т о м о б и л я необходимо выполнять т о л ь к о

на первой п е р е д а ч е .

13. В к л ю ч а т ь задний х о д и п о н и ж а ю щ у ю ( п е р в у ю ) п е р е д а ч у

в р а з д а т о ч н о й коробке н а д о т о л ь к о после полной остановки авто-
м о б и л я (см. р а з д е л « П р а в и л а в о ж д е н и я а в т о м о б и л я » ) ,

14. А в т о м о б и л ь с н а б ж е н специальными тонкостенными ши-

нами, приспособленными д л я р а б о т ы с переменным д а в л е н и е м

в о з д у х а . При снижении д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х н а г р у з к у авто-
мобиля с л е д у е т в с е г д а д е р ж а т ь в п р е д е л а х , у к а з а н н ы х в настоя-
щем Техническом описании и инструкции цр э к с п л у а т а ц и и ,

6

15. Система р е г у л и р о в а н и я д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х при дви-

жении а в т о м о б и л я д о л ж н а б ы т ь постоянно в к л ю ч е н а (шинные

к р а н ы на к о л е с а х о т к р ы т ы ) .

16. С н и ж а т ь д а в л е н и е в о з д у х а в шинах с л е д у е т т о л ь к о д л я уве-

личения проходимости а в т о м о б и л я при преодолении особо т р у д н ы х

у ч а с т к о в пути.

П р о б е г шин при сниженном д а в л е н и и ограничен (см. р а з д е л

« П р а в и л а в о ж д е н и я а в т о м о б и л я » ) , поэтому с н и ж а т ь д а в л е н и е воз-

д у х а в шинах при д в и ж е н и и а в т о м о б и л я по т в е р д ы м в ы б и т ы м до-

р о г а м з а п р е щ а е т с я .

С н и ж е н и е д а в л е н и я в ш и н а х н и ж е 0,5 к г с / с м

2

недопустимо, т а к

как это приводит к в ы х о д у из строя шин ( н о р м а л ь н о е д а в л е н и е

в шинах см. в р а з д е л е « К о л е с а и ш и н ы » ) .

17. При з а к р ы т ы х шинных к р а н а х на к о л е с а х р ы ч а г централь-

ного к р а н а у п р а в л е н и я д а в л е н и е м в о з д у х а в ш и н а х д о л ж е н б ы т ь
в н е й т р а л ь н о м положении. П о л ь з о в а т ь с я р ы ч а г о м ц е н т р а л ь н о г о
к р а н а м о ж н о т о л ь к о после о т к р ы т и я всех шинных кранов. Пере-
в о д и т ь р ы ч а г к р а н а у п р а в л е н и я в п о л о ж е н и е « Н а к а ч и в а н и е » во

и з б е ж а н и е резкого повышения д а в л е н и я на м а н о м е т р е к о н т р о л я

д а в л е н и я в о з д у х а в шинах с л е д у е т плавно. П е р е м е щ е н и е р ы ч а г а

ц е н т р а л ь н о г о к р а н а в п о л о ж е н и е « Н а к а ч и в а н и е » при з а к р ы т ы х

шинных к р а н а х приводит к п о в р е ж д е н и ю м а н о м е т р а .

18. При н а к а ч и в а н и и шины в г а р а ж е с о б р а н н о е колесо д о л ж н о

б ы т ь помещено в з а щ и т н о е приспособление, а при выполнении этой
операции вне г а р а ж а б о р т о в о е и з а м о ч н о е кольца д о л ж н ы б ы т ь
н а п р а в л е н ы в сторону от в о д и т е л я и н а х о д я щ и х с я вблизи л ю д е й ,
т а к как в с л у ч а е с а м о п р о и з в о л ь н о г о д е м о н т а ж а з а м о ч н о г о к о л ь ц а

л ю д и м о г у т быть т р а в м и р о в а н ы .

19. Д л и т е л ь н о е д в и ж е н и е а в т о м о б и л я с н е р а б о т а ю щ и м гидро-

у с и л и т е л е м , а т а к ж е д л и т е л ь н а я буксировка а в т о м о б и л я , имею-
щ е г о г и д р о у с и л и т е л ь , с н е р а б о т а ю щ и м д в и г а т е л е м (без поднятия

передней части) не д о п у с к а е т с я , т а к как при этом ч р е з м е р н о на-

г р у ж а е т с я м е х а н и з м р у л е в о г о у п р а в л е н и я .

20. При в ы в о д е а в т о м о б и л я из колеи не с л е д у е т д о л г о дви-

г а т ь с я с повернутым в к р а й н е е п о л о ж е н и е р у л е в ы м колесом, т а к

к а к при этом м о ж е т выйти из строя л а с о с г и д р о у с и л и т е л я из-за пе-

р е г р е в а м а с л а .

21. С и с т е м а г и д р о у с и л и т е л я р у л е в о г о у п р а в л е н и я з а п р а в л е н а

на з а в о д е всесезонным м а с л о м м а р к и Р, изготовленным по
ТУ 3 8 - 1 0 1 1 7 9 — 7 1 . Это м а с л о не т р е б у е т смены в процессе эксплу-
а т а ц и и . Его з а м е н я ю т только при р е м о н т е а г р е г а т о в гидроусили-
т е л я (см. к а р т у с м а з к и ) .

При и с п о л ь з о в а н и и . д л я д о л и в а м а с е л - з а м е н и т е л е й м а с л о Р пе-

р е с т а е т б ы т ь всесезонным, в с л е д с т в и е этого смесь необходимо за-
м е н я т ь при сезонном о б с л у ж и в а н и и весной и осенью. П о р я д о к

смены м а с л а у к а з а н в р а з д е л е « Р у л е в о е у п р а в л е н и е » .

22. Р а з б и р а т ь и с о б и р а т ь р у л е в о й м е х а н и з м и насос в с л у ч а е

н е о б х о д и м о с т и д о л ж н ы т о л ь к о к в а л и ф и ц и р о в а н н ы е м е х а н и к и

и в

у с л о в и я х п о л н о й

чистоты,

7

о б н а р у ж и в а ю т п о у в е л и ч е н и ю х о д а р ы ч а г а п р и в о д а . Т о р м о з регу»
л и р у ю т т я г о й

22

и р е г у л и р о в о ч н ы м р ы ч а г о м

17.

Рис. 72. Стояночный тормоз и его привод;

/ — р а з д а т о ч н а я коробка; 2 — т о р м о з н а я колодка с фрикционной н а к л а д к о й :

3 — щиток;

4

— ось колодок;

5 —

чека;

6 —

м а л а я о т т я ж н а я п р у ж и н а ; 7 —

кронштейн;

8 —

болт;

9 —

ограничительная шайба;

10 —

фланец вторичного

в а л а ; // — гайка;

12 —

болвшая о т т я ж н а я пружина;

13 —

разжимной к у л а к ;

14

— с у х а р ь колодки;

15

— сальник;

16

— палец штанги:

17 —

регулировочный

рычаг;

18 —

штанга;

19 —

тормозной б а р а б а н :

20

— угловой рычаг;

21 —

крон-

штейн углового р ы ч а г а ;

22 —

тяга привода;

23—

вилка тяги;

24

— палец;

25 —

у ш к о тяги;

26

— з у б ч а т ы й сектор рычага привода;

27 —

стопорная з а щ е л к а ;

28 —

тяга привода тормозного крана;

29

— тяга з а щ е л к и ;

30

— рычаг привода:

31 — рукоятка тяги защелки

Р е г у л и р о в к у с л е д у е т п р о в о д и т ь н а х о л о д н о м т о р м о з е в с л е д у -

ю щ е м п о р я д к е :

1. О т с о е д и н и т ь р е з ь б о в у ю в и л к у

23

т я г и

22

п р и в о д а "от ры-

ч а г а

30.

-166

К тормозному

крану

23. При д л и т е л ь н ы х с п у с к а х а в т о м о б и л я или при движении на-

катом з а п р е щ а е т с я о с т а н а в л и в а т ь д в и г а т е л ь , т а к как в этом слу-
чае в ы к л ю ч а е т с я насос г и д р о у с и л и т е л я , что з а с т а в л я е т увеличи-
в а т ь усилия, п р и к л а д ы в а е м ы е к р у л е в о м у колесу, и, кроме того,
из-за выключения компрессора м о ж н о и з р а с х о д о в а т ь весь з а п а с
в о з д у х а в б а л л о н а х д л я тормозов.

24. Н е л ь з я д о п у с к а т ь р а б о т у д в и г а т е л я с излишне большими

з а з о р а м и в с в е ч а х з а ж и г а н и я , т а к как это с н и ж а е т н а д е ж н о с т ь ра-

боты к а т у ш к и и р а с п р е д е л и т е л я з а ж и г а н и я .

25. Ч т о б ы исключить п е р е р а с х о д топлива, надо правильно поль-

з о в а т ь с я заслонкой

5

(см. рис. 2 9 ) , р а с п о л о ж е н н о й в воздушном

к а н а л е капота д в и г а т е л я ; в летнее время необходимо о т к р ы в а т ь
отверстие, п и т а ю щ е е к а н а л н а р у ж н ы м в о з д у х о м , а в зимнее время
з а к р ы в а т ь его, обеспечивая з а б о р в о з д у х а из подкапотного про-

с т р а н с т в а .

26. Сцепная петля прицепов, б у к с и р у е м ы х а в т о м о б и л я м и , дол-

ж н а быть выполнена в соответствии с Г О С Т 2 3 4 9 — 7 5 д л я тягового
усилия до 16 тс.

27. З а п р е щ а е т с я сверлить, прорезать, а т а к ж е о с л а б л я т ь , ка-

кими-либо д р у г и м и способами г о р и з о н т а л ь н ы е полки л о н ж е р о н о в

р а м ы .

28. При снятии или у с т а н о в к е к а р д а н н о г о в а л а нельзя встав-

л я т ь в вилку ш а р н и р а м о н т а ж н у ю л о п а т к у или д р у г и е п р е д м е т ы
д л я его прокручивания. Это в л е ч е т за собой п о в р е ж д е н и е торцо-
вого уплотнения к а р д а н н ы х шарниров.

29. Свободный ход р у л е в о г о колеса а в т о м о б и л я при р а б о т е дви-

г а т е л я на холостом х о д у не д о л ж е н п р е в ы ш а т ь 25° (у нового авто-
мобиля 15°).

30. И с п о л ь з о в а н и е а в т о м о б и л я в к а ч е с т в е транспортной б а з ы

в, составе с п е ц и а л и з и р о в а н н ы х у с т а н о в о к ( п о ж а р н ы е машины,
краны и т. д . ) , а т а к ж е использование коробок о т б о р а мощности
от коробки передач или от р а з д а т о ч н о й коробки д л я привода спе-
ц и а л ь н ы х м е х а н и з м о в д о п у с к а е т с я т о л ь к о после с о г л а с о в а н и я с
п р е д с т а в и т е л я м и з а в о д а р е ж и м а р а б о т ы и п о р я д к а э к с п л у а т а ц и и
специализированной установки или м е х а н и з м а . Н а р у ш е н и е этого
п р а в и л а л и ш а е т п о т р е б и т е л е й права п р е д ъ я в л я т ь з а в о д у р е к л а м а -

ции на п р е ж д е в р е м е н н ы й в ы х о д из строя д е т а л е й а в т о м о б и л я .

31. П е р е д постановкой а в т о м о б и л я на х р а н е н и е (на срок до

одного г о д а ) необходимо слить о х л а ж д а ю щ у ю ж и д к о с т ь из си-
стемы, з а л и т ь через отверстия д л я свечей в цилиндры д в и г а т е л я

по 4 0 — 5 0 г чистого м а с л а , и з м е н я е м о г о д л я д в и г а т е л я , после чего

п р о в е р н у т ь пусковой рукояткой коленчатый в а л на 3 — 4 о б о р о т а .
А в т о м о б и л ь с л е д у е т п р е д о х р а н я т ь о т воздействия а т м о с ф е р н ы х

осадков.

П е р е д д л и т е л ь н ы м хранением а в т о м о б и л я (более одного г о д а )

необходимо провести его консервацию, р у к о в о д с т в у я с ь соответст-

в у ю щ и м и

п р а в и л а м и консервации.

32. При проведении с в а р о ч н ы х р а б о т на а в т о м о б и л е необхо-

димо отсоединять о т р и ц а т е л ь н у ю к л е м м у а к к у м у л я т о р н о й б а т а р е и

8

от электросети а в т о м о б и л я . М а с с о в ы й э л е к т р о д сварочного ап-

п а р а т а с л е д у е т присоединять к с в а р и в а е м о й д е т а л и в непосред-

ственной близости от места сварки.

В п р е д у п р е ж д е н и е в к л ю ч е н ы н а и б о л е е в а ж н ы е у к а з а н и я .

Д л я успешной э к с п л у а т а ц и и а в т о м о б и л я в о д и т е л ь о б я з а н изу-

чить полностью Техническое описание и инструкцию по э к с п л у а
тации и строго с о б л ю д а т ь его у к а з а н и я .

К а к п е р е д полной, т а к и п е р ё д ч а с т и ч н о й р е г у л и р о в к о й необ-

х о д и м о п р о в е р и т ь п р а в и л ь н о с т ь з а т я ж к и п о д ш и п н и к о в с т у п и ц
колес,

Рис. 73. Тормоз колеса:

тормозная колодка;

2 —

о т т я ж н а я пружина колодок; 3 —

шплиптовая проволока болтов крепления опоры р а з ж и м н о г о

к у л а к а ;

4

— разжимной к у л а к ;

5 —

ось червяка регулировочного

рычага; 6 — регулировочный рычаг; 7 — кронштейн тормозной

камеры;

8 —

тормозная камера;

9 —

чека оси колодки;

10 —

ось

колодки;

11 —

тормозной б а р а б а н

П р и р е г у л и р о в к е т о р м о з а д о л ж н ы б ы т ь х о л о д н ы м и .

П о л н у ю р е г у л и р о в к у п р о в о д и т ь т о л ь к о п о с л е р а з б о р к и

и р е м о н т а т о р м о з о в или н а р у ш е н и я к о н ц е н т р и ч н о с т и р а б о ч и х по-
в е р х н о с т е й т о р м о з н ы х к о л о д о к и б а р а б а н о в в р е з у л ь т а т е о с л а б л е -

ния к р е п л е н и я осей к о л о д о к в с л е д у ю щ е м п о р я д к е :

1. О с л а б и т ь г а й к и к р е п л е н и я осей к о л о д о к и с б л и з и т ь эксцент-

рики, п о в е р н у в оси м е т к а м и о д н у к д р у г о й . М е т к и п о с т а в л е н ы на
н а р у ж н ы х , в ы с т у п а ю щ и х н а д г а й к а м и т о р ц а х осей. О т п у с т и т ь
г а й к и б о л т о в к р е п л е н и я к р о н ш т е й н а р а з ж и м н о г о к у л а к а .

2 . П о д а т ь в т о р м о з н у ю к а м е р у с ж а т ы й в о з д у х п о д д а в л е н и е м

1 — 1 , 5 к г с / с м

2

( н а ж и м а я н а п е д а л ь т о р м о з а при н а л и ч и и в о з д у х а

в с и с т е м е , или в о с п о л ь з о в а т ь с я с ж а т ы м в о з д у х о м из г а р а ж н о й ус-
т а н о в к и ) .

П р и о т с у т с т в и и с ж а т о г о в о з д у х а в ы н у т ь п а л е ц ш т о к а т о р м о з -

ной к а м е р ы и, н а ж и м а я на р е г у л и р о в о ч н ы й р ы ч а г в с т о р о н у х о д а

-168

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности