ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ УАЗ-469
ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ УАЗ-469
На автомобиле УАЗ-469 установлен генератор переменного тока (рис. 104), предназначенный для питания электроэнергией потребителей и подзаряда аккумуляторной батареи на автомобиле. Генератор УАЗ-469 работает совместно с регулятором напряжения и аккумуляторной батареей. Генератор представляет собой трехфазную, двенадцатиполюсную, синхронную, с электромагнитным возбуждением электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком и проточной вентиляцией. Генератор работает по однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением «минуса» на корпусе. На генераторе имеются выводы: « + » — для соединения с батареей и нагрузкой; «Ш» — для соединения с выводом «Ш» и « + » регулятора напряжения (вывод «Ш» выполнен в виде двухклеммового штекерного разъема в щеткодержателе); «—» — для соединения с корпусом регулятора напряжения.В обмотку возбуждения генератора ток подается через два контактных кольца и щетки.
Генератор работает следующим образом. При вращении ротора его магнитное поле пересекает обмотки статора и в них индуктируется переменный ток, который затем выпрямляется блоком выпрямителей в постоянный ток. Постоянный ток поступает в сеть (на зарядку аккумуляторной батареи и питание потребителей).
Электрическая схема УАЗ-469 генератора показана на рис. 105. Проверяйте работу генератора по показанию амперметра после пуска двигателя, при этом на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя генератор УАЗ-469 должен давать некоторый зарядный ток, величина которого спадает по мере восстановления заряда батареи.
Техническое обслуживание генератора заключается в следующем:
- содержании генератора в чистоте;
- проверке работы генератора по показанию амперметра перед выездом автомобиля;
- проверке при каждом ТО-1 и ТО-2 натяжения ремня вентилятора и крепления генератора;
- снятии при сезонном техническом обслуживании генератора с автомобиля, его продувке для удаления пыли, проверке состояния щеточного узла. При необходимости щетки заменяйте.
В случае обнаружения заедания или сильного шума подшипников генератор замените. При обнаружении неисправности диодов выпрямительного блока замените блок.
Рис. 104. Генератор УАЗ-469 переменного тока:
1 — щеткодержатель; 2 — крышка подшипника; 3 — задний подшипник; 4 — блок выпрямителей; 5 — задняя крышка; 6 — задний магнит; 7 — статор; 8 — передняя крышка; 9 — вентилятор; 10 — передний подшипник; 11 — шкив; 12 — гайка; 13 — сегментная шпонка; 14 — распорная втулка.
Предупреждение: ремонт, разборку и сборку генератора выполняйте только в специализированной мастерской. Для отсоединения проводов от щеткодержателя тянуть нужно только за соединительную колодку, а не за провода.
Рис. 105. Электрическая схема генератора УАЗ-469:
1 — щетка; 2 — контактное кольцо; 3 — обмотка возбуждения; 4 — выпрямитель; 5 — теплоотвод; 6 — обмотка статора.
Запрещается проверка выпрямительного блока:
1. От источника постоянного тока напряжением более: 12 В.
2. От источника переменного тока.
3. Без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.
В процессе эксплуатации генератор УАЗ-469 смазывать не требуется, так как смазки, заложенной в герметизированные подшипники, достаточно на весь срок работы генератора.
Возможные неисправности генератора и способы их устранения
Уменьшение мощности генератора УАЗ-469 Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора: | |
загрязнены и замаслены контактные кольца | Протрите ветошью с бензином окисленные поверхности, зачистите стеклянной шкуркой зернистостью 100... 140 |
большой износ щеток, уменьшение давления пружин на щетки | Щетки, изношенные до высоты менее 7 мм, замените |
Нет зарядного тока
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Обрыв обмотки возбуждения в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам | Припаяйте бескислотной пайкой или замените обмотку (если обрыв произошел внутри) |
Генератор УАЗ-469 не работает
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора — разрушилась изоляция обмотки | Замените обмотку |
Увеличение тока возбуждения
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения из-за разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении | Замените обмотку |
Значительное уменьшение мощности
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Замыкание обмотки статора на корпус из-за механического или теплового повреждения изоляции обмотки | Замените поврежденные катушки обмотки статора |
Значительное уменьшение мощности при включении нагрузки
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора из-за разрушения изоляции обмотки | Замените поврежденные катушки обмотки статора |
Генератор УАЗ-469 не работает
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Замыкание зажима « + » генератора на корпус из-за разрушения изоляции зажима или изоляции провода | Поврежденную изоляцию зажима или провода замените. Поврежденные обмотки статора и выпрямительный блок диодов замените |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст