Трактор Беларус 1021 / 1021.3. Руководство — часть 9

При установке карданного вала на МТА соблюдайте требования, перечисленные в
нижеприведенной таблице.
Требование
Рисунок
Установка карданного вала совместно с
защитными кожухом и козырьком ВОМ и
удерживающей цепочкой обеспечивает
безопасность соединения
Перекрытие телескопических элементов
карданного вала должно быть не менее 110
мм во избежание размыкания и заклинива-
ния соединения.
таблица
Вал отбора мощно-
Максимально допустимый угол
сти
поворота (наклона) карданного
вала машины 1), в градусах
тип шарниров
Универсальные
Равных угло-
вых скоростей
В работе
22 1)
25 1)
На технологических
55 2)
50 2)
переездах и поворо-
тах
______________________________________________________________________________________
1) Допустимый рабочий угол для передачи номиналь-
ного крутящего момента.
2) С выключенным или работающим ВОМ без нагрузки.
Концевые вилки карданного вала машины
должны находиться в одной плоскости
Предохранительные, обгонные и другие
типы механических муфт защищают трактор
и машину от поломок и перегрузок. Муфта
рассчитана на определенный момент сраба-
тывания, который обычно указан на ее кор-
пусе.
110
6.10 Определение массы трактора, машины и балласта, нагрузок на ТСУ
и НУ, шины и оси трактора, критерия управляемости. Порядок заправки шин
жидкостью и слива жидкости из шин
Трактор и его конструктивные элементы, в том числе и шины, рассчитаны на безот-
казную работу в определенном диапазоне вертикальных нагрузок и скоростей, установлен-
ных в настоящем руководстве по эксплуатации трактора. При невыполнении рекомендаций
по нагрузочным и скоростным режимам трактора и шин завод не гарантирует безотказной
его работы и предупреждает о недопустимости такой эксплуатации. Каждая пневматическая
шина рассчитана на работу в определенном диапазоне вертикальных нагрузок. Ширина это-
го диапазона обусловливается размером и конструктивными особенностями шин.
Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях
Ин-
Сим-
Ско-
Нагрузка на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа
декс
вол
Шина
рость,
на-
скоро-
км/ч
60
80
100
120
140
160
180
200
210
грузки
сти
10
875
1035
1180
1315
1435
1555
1770
20
815
965
1100
1220
1340
1450
11.2R24
114
A8
30
710
840
960
1065
1170
1265
40
665
785
895
995
1090
1180
10
1365
1500
1635
1775
1910
2045
2250
20
1230
1340
1450
1580
1720
1845
(190
360/70R24
122
A8
30
1070
1165
1265
1375
1500
1605
кПа)
40
1000
1090
1180
1285
1400
1500
10
2745
3030
3330
3615
3915
4200
18.4R34 Ф
20
2250
2480
2730
2960
3210
3440
144
A8
11
30
1955
2160
2375
1575
2790
2995
40
1830
2020
2220
2410
2610
2800
10
2275
2550
2880
3210
3530
20
1595
2090
2360
2630
2895
3165
16.9R38
141
A8
30
1390
1815
2050
2285
2515
2755
40
1300
1700
1920
2140
2355
2575
10
990
1130
1270
1385
1490
1600
1650
9.5-42
116
A6
20
850
970
1090
1180
1275
1370
1460
1500
30
710
810
910
990
1065
1145
1220
1250
10
1250
1425
1595
1735
1860
2005
2160
11.2R42
126
A6
20
1070
1220
1365
1485
1600
1715
1830
2040
30
895
1020
1140
1240
1335
1435
1525
1700
(240кПа)
Внимание:
1. Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.
2. При выполнении работ требующих больших тяговых усилий на крюке, устанавли-
вайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на дорогах с твердым
покрытием увеличьте давление на 30 кПа.
3. При сдваивании колес их суммарная грузоподъемность не должна превышать гру-
зоподъемность одиночной шины более чем в 1,7 раза.
4. При использовании сдвоенных шин давление в наружной должно быть в
1,20…1,25 раз ниже, чем во внутренней.
Самый надежный и точный способ определения массы и нагрузок - это взвешивание
на весах для автотранспортных механических средств.
Внимание!
Нагрузка на НУ, ТСУ, оси, шины и остов трактора от массы агрегатируемых машин
не должна превышать максимально допустимых значений, указанных в настоящем руково-
дстве по эксплуатации трактора. При этом нагрузка на переднюю ось трактора во всех слу-
чаях применения должна всегда быть не менее 20% собственной эксплуатационной массы
трактора без балластных грузов и водного раствора в шинах.
111
Практическое определение массы трактора и машин, вертикальных нагрузок на оси
трактора обычно производится на любых подходящих для этого весах, соответствующей
грузоподъемности, предназначенных для большегрузных автотранспортных механических
средств. Путем взвешивания на весах можно определить реальную нагрузку также на при-
соединительные устройства прицепных, полуприцепных и полунавесных машин.
Величина вертикальных нагрузок на присоединительные устройства прицепных, по-
луприцепных и полунавесных машин может быть определена с помощью специального
динамометра.
Важно: Чтобы определить на весах нагрузку на определенную ось трактора в составе
МТА, устанавливают трактор колесами измеряемой оси на платформу весов, а колесами
другой оси - вне зоны взвешивания на одном уровне с платформой. Рекомендуем измерять
нагрузку на отдельную ось трактора в комплекте с задненавесной машиной и (или) навес-
ными балластными грузами по следующей методике:
- взвешивается передняя ось (с опущенным ЗНУ);
- взвешивается задняя ось (с поднятым ЗНУ).
Характеристики трактора 1021/1021.3 с прицепами и полуприцепами
Значение
Наименование параметра
параметра
1. Тяговый класс по ГОСТ 27021
1,4
2. Номинальное тяговое усилие, кН
14,0
3. Эксплуатационная максимально допустимая масса трактора при
движении по дорогам общего пользования скоростью не более 30
км/ч, кг
8000
4. Допустимая максимальная нагрузка, кН:
а) на передний ведущий мост:
38,0
в) на задний мост
60,0
5. Эксплуатационная максимальная масса 1) тракторных полупри-
цепов и прицепов, не более, кг:
а) на категорийных дорогах общего пользования 2)
10000,0
б) на грунтовых дорогах 2)
8000,0
в) без тормозов
Не более
50
% от
стандартной
экс-
плуатационной мас-
сы трактора без бал-
ластных грузов
6. Минимально допустимый критерий управляемости трактора Ку
0,2
__________________________________________________________________________________________________________________________________---
1) Касается также специальных полуприцепных и прицепных машин на базе трактор-
ных прицепов и полуприцепов (например, прицепных машин для внесения удобрений).
2) С рабочей тормозной системой.
Примечания:
1. Нагрузка на передний или задний мост не должна превышать суммарную грузо-
подъемность одинарных шин соответственно задних или передних колес.
2. При сдваивании колес их суммарная грузоподъемность не должна превышать гру-
зоподъемность одиночной шины более чем в 1.7 раза.
3. При установке колеи колес свыше 1800 мм следует снизить нагрузки на мосты,
примерно из расчета 5% на каждые 100 мм увеличения колеи.
112
Полученное фактическое значение нагрузки на взвешиваемую ось трактора делим
пополам и получаем нагрузку на отдельное колесо. Затем, в зависимости от полученной на-
грузки и скорости, на которой будет работать трактор в составе МТА при выполнении сель-
хозоперации операции, по таблице «Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы
при различных внутренних давлениях», приведенной выше, определяем, какое давление
нужно установить в шине колеса данной оси. В левой и правой шинах оси давления должны
быть одинаковыми.
Величина нагрузки на присоединительное устройство машины может быть опреде-
лена следующими двумя способами:
1. На весах:
Машина устанавливается на весах таким образом, что на весах находилось только
присоединительное устройство машины, с опорой сцепной петли (касается прицепных, по-
луприцепных машин) или оси подвеса (касается полунавесных машин) на платформу через
подставку массой менее 50кг и высотой 300…500мм, а остальная (основная) часть машины
- вне зоны взвешивания. Определение нагрузки на присоединительное устройство машины
на платформенных весах можно осуществить только при достаточной его длине, позво-
ляющей произвести установку машины вне зоны взвешивания.
2. С помощью динамометра.
Нагрузка на присоединительное устройство машины может быть определена путем
его вывешивания на кран-балке через динамометр.
Уплотнение почвы в значительной степени зависит от числа проходов трактора с аг-
регатируемыми машинами. Поэтому целесообразно уменьшить число проходов за счет со-
вмещения операций с помощью комбинированных агрегатов.
Сдваивание колес позволяет в значительной мере снизить удельное давление на поч-
ву и сохранить структуру почвы, особенно увлажненных полей. Сдваивание колес на плот-
ных почвах позволяет улучшить тягово-сцепные качества энергосредства, особенно в соче-
тании с правильным балластированием или нагружением трактора.
Одним из распространенных способов агрегатирования является навесной, через зад-
нее навесное устройство. При этом возникает потребность в обеспечении продольной ус-
тойчивости МТА, без ухудшения управляемости трактора.
Критерий управляемости Ку определяется по формуле:
Ку=(мf·g) / Мт·g ≥ 0,2,
где g=9,8 м/с ; мf - величина части эксплуатационной массы трактора в составе МТА,
приходящееся на переднюю ось трактора, кг; Мт - стандартная эксплуатационная масса
трактора (без машины), кг.
Получение требуемого значения критерия управляемости достигается с помощью
установки передних балластных грузов и при недостаточности - заливкой воды (раствора) в
шины передних колес.
Заливка воды (раствора) в шины колес производится для увеличения сцепной массы
(увеличения тяговой силы трактора).
Внимание: при этом нагрузку на шину, при данном внутреннем давлении, нужно
уменьшить на величину веса заполненной воды!
В условиях удовлетворительного и достаточного сцепления колес с почвой заливка
жидкости в шины не рекомендуется из-за перегрузки трансмиссии.
Внимание: догрузка колес путем заливки воды (раствора) в камеры шин трактора
используется только в случае недостаточного сцепления колес с почвой в неблагоприятных
условиях (на песчаных, переувлажненных почвах и т.д.). Шины, заполненные жидкостью,
ухудшают плавность хода трактора на скоростях более 20 км/ч,а при наезде таких шин на
препятствие может произойти разрыв каркаса!
113
Внимание: Категорически запрещается заполнять шины водой (раствором) более 75%
их объема, т.к. чрезмерное количество жидкости может привести к разрушению шин (покры-
шек или камер)!
При использовании воды (раствора) в передних и, особенно, в задних шинах, увели-
чивается значительная жесткость шин, глубина следа и уплотнение почвы. Если воду (рас-
твор) необходимо использовать, то рекомендуем заполнить все шины до одинакового уров-
ня, не превышающего 40%.
Внимание: заполнение шин (водой) раствором более 40% используйте как послед-
нюю альтернативу!
Объем воды (раствора), заливаемый в одну шину.
Количество воды, л
Количество воды, л
Шина
(при 75%-ом заполнении)
(при 40%-ом заполнении)
11.2R24
80
42
360/70R24
119
60
18.4R34 Ф-11
374
199
16.9R38
356
189
11.2R42
135
72
В холодное время при температурах ниже плюс 5º С, для предотвращения опасности
замерзания воды, требуется добавить в воду CaCI, г из расчета:
Температура окру-
Количество хлористого
жающей среды
кальция, г/литр воды
до-15°С
200,0
до-25°С
300,0
до-35°С
435,0
Предостережение: при изготовлении раствора жидкостного балласта всегда до-
бавляйте хлористый кальций в воду и перемешивайте раствор до полного растворе-
ния хлористого кальция! Никогда не добавляйте воду в хлористый кальций! При под-
готовке раствора носите защитные очки! В случае попадание раствора в глаза немед-
ленно промойте их чистой холодной водой в течении пяти минут! Как можно скорее
обратитесь за медицинской помощью!
Порядок заправки шин водой или водным раствором
Заливку жидкости нужно производить в следующей последовательности:
1. Поддомкратить трактор;
2. Повернуть колесо (2) (рис. 6.10.1) вентилем (1) вверх;
3. Вывернуть золотник и вставить на его место комбинированный вентиль «воздух-
вода» (2) (рис. 6.10.2), через который производится заправка воды (раствора) и удаление
воздуха из шины одновременно;
4. Произвести заливку воды (раствора);
5. По окончанию заполнения извлечь комбинированный вентиль и ввернуть золот-
ник, при этом довести давление до нормального эксплуатационного давления шины.
114
1 - вентиль; 2 - колесо.
Рис. 6.10.1 - Положение колеса при заливке жидкости
1 - шина; 2 - комбинированный вентиль «воздух-вода».
Рис. 6.10.2 - Схема заливки шин жидкостью
Порядок частичного выпуска воды или водного раствора из шин колес
Для частичного удаления жидкости необходимо выполнить следующее:
1. Освободить колесо с жидкостью от нагрузки: поднять с помощью домкрата колесо
так, чтобы оно не касалось земли.
2. Установить колесо так, чтобы вентиль находился в нижнем положении.
3. Вывернуть золотник и слить воду или незамерзающую жидкость до уровня нижне-
го положения вентиля.
Порядок полного выпуска воды или водного раствора из шин колес:
Для полного удаления жидкости необходимо снять колесо с трактора и размонтиро-
вать его в такой последовательности:
1. Спустить из камеры воздух и слить жидкость.
2. Сдвинуть оба борта покрышек с полок обода в его углубление со стороны, проти-
воположной расположению вентиля.
3. Вставить две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом со стороны
вентиля на расстоянии около 100 мм по обеим сторонам от него.
4. Перетянуть через закраину обода вначале часть борта у вентиля, а затем и весь борт.
5. Извлечь вентиль из отверстия в ободе так, чтобы не повредить камеру и не ото-
рвать от нее вентиль.
6. Извлечь камеру из покрышки.
7. Слить воду из камеры, сжимая ее руками.
8. Затем произвести монтаж шины на обод колеса с соблюдением правил сборки и
необходимых мер безопасности.
9. Снять с вентиля колпачок и накачать шину воздухом до нормального давления в
соответствии с рекомендациями.
10. Надеть на вентиль колпачок и закрепить колесо на тракторе.
Внимание: При заполненных камерах водой (раствором) давление в шинах сле-
дует проверять только в верхнем положении вентиля, так как в противном случае вода, по-
падая в шинный манометр, может вывести его из строя.
115
6.11 Работа с плугами
Обработка почвы плугами (вспашка) - основной прием обработки почвы, применяе-
мый при возделывании большинства сельскохозяйственных культур. Вспашка является
наиболее энергоемким видом работ.
Тип плуга, ширина захвата (количество корпусов) зависит от почвы, ее механиче-
ского состава, засоренности камнями, глубины пахоты.
Ориентировочно на легких и средних почвах на один корпус плуга требуется до
14…25 кВт мощности при ширине захвата 0,35 м и глубине вспашки 0,22 м. Среднюю ши-
рину захвата можно определить по формуле:
0,88Р
н
B
=
п
аr
п
где
B
- ширина захвата плуга, м;
п
2
r
- удельное тяговое сопротивление плуга (для легких почв
r
<30кН/м
; для
п
п
2
2
средних
r
=30...50кН/м
; для тяжелых почв
r
=50...85кН/м
; весьма тяжелых почв
п
п
2
r
>85кН/м
), кН/м2;
п
Р - допустимое тяговое номинальное усилие: для тракторов 1021/1021.3- не более 18,0 кН;
н
- a- глубина хода (обработки) рабочих органов, м.
Для агрегатирования тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3 обычно используют плуги с
шириной захвата не более 1,4 м.
Как правило, тракторы БЕЛАРУС-1021/1021.3 в составе пахотных агрегатов исполь-
зуются по схеме «колеса трактора — в борозде». Для получения гладкой пахоты применяют
оборотные (двойные) или поворотные плуги, обеспечивающие односторонний оборот пласта.
Несмотря на разнообразие конструкций плугов, существуют общие принципы и по-
рядок подготовки их к работе с трактором:
Модель плуга выбирают в соответствии с реализуемым диапазоном номинальных
тяговых усилий, учетом типа почв, глубины обработки, а корпуса - в соответствие с агро-
техническими требованиями.
Подготавливают плуг так, чтобы обеспечивалось выполнение требований к техниче-
скому состоянию рабочих органов, вспомогательных устройств.
Подготавливают агрегат так, правильно настроив механизмы НУ трактора для задан-
ных условий работы и предварительно установив заданную глубину вспашки. Проверять
плуги, а также другие почвообрабатывающие машины, рекомендуется на специально обо-
рудованной контрольной площадке с твердым покрытием и выполненной разметкой, соот-
ветствующей правильной расстановке рабочих органов. В полевых условиях можно ограни-
читься проверкой при помощи шпагата или длинной прямой рейки. Если лезвия лемехов
находятся на различной высоте и корпуса плуга находятся в разных плоскостях, то плуг бу-
дет идти неустойчиво, увеличиться тяговое сопротивление и расход топлива.
6.12 Выбор скорости движения
При выборе скорости движения трактора в составе МТА оператор должен учитывать
требования по ограничению скорости, установленные действующими правилами дорожного
движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние трак-
тора и агрегатируемых технических средств, а также перевозимого груза, дорожные и погодные
условия. При этом на агрегатируемой машине обычно наносится знак ограничения скорости.
В процессе работы трактора в составе машинно-тракторного агрегата применяются
два скоростных режима - рабочий и вспомогательный.
116
1. Выбор скоростей для рабочего режима.
Рабочая скорость движения трактора с агрегатируемой машиной выбирается исходя из
указаний изготовителей машин, приведенных в руководстве по эксплуатации машины, агротех-
нических требований, а также учетом условий работы и технических характеристик трактора.
Рабочая скорость тракторов в процессе эксплуатации в полевых условиях ограничена,
прежде всего, качеством выполнения работы. Кроме этого, для тяговых машин она ограничива-
ется тягово-сцепными свойствами трактора, а для тягово-приводных агрегатов - допустимой
мощностью ВОМ и гидравлического отбора, пропускной способностью рабочих органов машин.
Рабочую скорость рекомендуется выбирать таким образом, чтобы она была больше
минимально допустимой и меньше максимально допустимой. И, если возможно, работают
при частоте вращения коленчатого вала несколько большей (на 1…2 %), чем номинальная.
2. Выбор скоростей для вспомогательного режима
Данный режим характеризуется скоростями движения трактора с агрегатируемой
машиной на ближнем транспорте (на холостом ходу, на технологических поворотах и пере-
ездах) с выключенными рабочими органами. Скоростной режим движения трактора с ма-
шиной на ближнем транспорте ограничивается в основном требованиями безопасности.
Вследствие относительно малой продолжительности поворотов, необходимости выполне-
ния указаний по ограничению транспортной скорости при переезде с одного поля на другое,
соответствующая скорость движения трактора на холостом ходу часто близка к рабочей.
3. Маневрирование рабочими скоростями агрегатирования
Необходимость в маневрировании скоростями при агрегатировании сельскохозяйст-
венных машин вызвана тем, что, что в процессе работы даже на одном поле изменяются ус-
ловия работы и загрузки трактора. Маневрировать скоростями трактора следует в диапазоне
допустимых скоростей движения МТА по требованиям агротехники.
При значительном и сравнительно длительном увеличении сопротивления машины
(при падении частоты вращения более чем на 200 об/мин) следует переходить на понижен-
ную передачу, иначе произойдет перегрузка трактора и перегрев двигателя. Это характери-
зуется снижением частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенным дымлени-
ем. При этом велика вероятность, что двигатель остановится.
При кратковременных изменениях сопротивления машин (на пути длиной менее 100
м) маневрировать скоростями не целесообразно.
Эффективность переключения передач КП трактора во время его работы можно по
времени прохождения трактора в одном и том же направлении на двух смежных передачах.
Если при высшей передаче время прохождения гона меньше, чем на низшей, переключать
передачу с низшей не нецелесообразно.
Если по условиям агротехники невозможно изменить технологические параметры
машины или скорость, а трактор работает с недогрузкой, можно попробовать для экономии
топлива увеличить скорость движения путем включения возможно большей передачи и
снижения частоты вращения двигателя, путем уменьшения подачи топлива.
Рекомендуемые транспортные скорости тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3 в составе
МТА с различными типами машин приведены в таблице ниже.
Выбор скоростного режима
Скорость движения,
Выполняемая работа
км/час, не более
1. Транспортирование тракторных прицепов и полуприцепов 1)
а) По дорогам общего пользования
25
б) По некатегорийным дорогам
15
2. Доставка сельскохозяйственных машин к месту работу 2)
а) ТСУ-1М-01; ТСУ-2В; ТСУ-3В
25
б) ТСУ-1 (поперечина)
15
в) с помощью заднего НУ-2
20
3. Трактор со сдвоенными колесами (через проставки или ступицы)
15
4. Движение по склонам и на крутых поворотах
10
___________________________________________________________________________________________________________________________
1) Касается также специальных полуприцепных и прицепных машин типа тракторных прице-
пов и полуприцепов (например, прицепных машин для внесения удобрений).
2) В том числе на технологических переездах с поля на поле.
117
6.13 Меры безопасности при использовании трактора в составе МТА
Для обеспечения безотказной работы трактора и агрегатируемых машин, а также с
целью исключения несчастных случаев и аварийных ситуаций, изучите настоящее руково-
дство по эксплуатации, а также руководство по эксплуатации машины, агрегатируемой с
Вашим трактором.
Внимание: эксплуатационная документация (касается как трактора, так и агрегати-
руемой машины) должна храниться обязательно в кабине для того, чтобы ею можно было
воспользоваться при возникновении каких-либо вопросов в процессе работы. Если руково-
дство по эксплуатации по машине или трактору утеряно, немедленно приобретите новое.
В настоящем разделе перечислены указания и сведения по тмерам безопасности, ко-
торые необходимо неукоснительно соблюдать при агрегатировании с Вашим трактором раз-
личных машин, которые часто не осознано, упускаются Вами из виду при ежедневном при-
менении трактора и машин.
6.13.1 Требования безопасности при движении трактора в составе МТА
по дорогам общего пользования и на транспортных работах
6.13.1.1 Машины типа тракторных прицепов или полуприцепов должны быть обору-
дованы рабочими и стояночными тормозами и страховыми цепями (тросами). Грузоподъ-
емность транспортных средств (прицепов, полуприцепов, машин для внесения удобрений и
опрыскивания) зависит от рельефа местности, уклона и состояния дорог. С учетом допусти-
мого продольного уклона 12 град., общая масса полуприцепа (прицепа) с тормозами не
должна превышать 9000 кг, на сравнительно ровном участке (с уклоном менее 4 %) с сухим
твердым дорожным покрытием - не более 10000 кг.
6.13.1.2 Величина колеи трактора должна соответствовать условиям выполняемых
работ, техническим характеристикам трактора и обеспечивать безопасное применение трак-
тора в составе машинно-тракторных агрегатах. При движении трактора по склонам и на
крутых поворотах увеличить колею трактора для обеспечения устойчивости.
6.13.1.3 Привод рабочих тормозов выполнен по однопроводной схеме и управляется с
рабочего места тракториста. Привод стояночного тормоза должен располагаться на машине.
6.13.1.4 Агрегатирование транспортных средств общего назначения (прицепов и по-
луприцепов) должно осуществляться через ТСУ-2В или ТСУ-ЗВ. Соединение с ТСУ-1М-01 и
ТСУ-1 категорически запрещено, исходя из условий безопасности.
6.13.1.5 На машинах типа прицепов или полуприцепов сзади слева должен быть обо-
значен знак ограничения максимальной скорости МТА. Местом крепления страховочных
цепей (тросов) на тракторе служат отверстия диаметром 24 мм в обеих щеках лифтового
устройства (крепеж входит в комплект агрегатируемого средства).
6.13.1.6 Агрегатирование трактора в составе поезда (трактор + полуприцеп + прицеп)
разрешается только на сухих дорогах с твердым покрытием с уклонами не более 4%. Габа-
ритные размеры МТА при выезде на дороги общего пользования не должны превышать:
ширина — 2,6 м, высота — 3,2 м. При отклонениях от приведенных норм требуется согла-
сование с государственными органами, отвечающими за безопасность движения.
6.13.1.7 При транспортных работах на дорогах с твердым покрытием увеличьте дав-
ление в шинах до максимально допустимого изготовителем.
6.13.1.8 Для подключения сигнальной аппаратуры агрегатируемых средств на тракторе
предусмотрена штепсельная розетка с гнездом для питания приборов агрегатируемой машины.
6.13.1.9 Соблюдайте правила дорожного движения.
6.13.1.10 Проверьте состояние оборудования машин для транспортировки (освети-
тельного комплекта, предупреждающих и защитных устройств). Установите это оборудова-
ние на машины.
118
6.13.1.11 При движении по дорогам общего пользования соблюдайте следующие требования:
- движение производите только с включенным проблесковым маяком;
- не допускается использование рабочих фар, т.к. это приводит к ослеплению других
участников дорожного движения;
- движение трактора в агрегате с сельскохозяйственными машинами с заправленны-
ми емкостями (технологический материал - удобрение, семена и пр.) по дорогам общего
пользования запрещено.
6.13.2 Требования безопасности при использовании трактора и машин в
составе МТА по назначению
6.13.2.1 Трактор и машины, раздельно и в составе МТА, следует применять только в
соответствие с их назначением, указанным в эксплуатационной документации на трактор и
агрегатируемую машину, в условиях и режимах установленных производителем. Использо-
вание технических средств, в том числе трактора, для каких-либо других целей считается
использованием не по назначению. Производитель не несет ответственности за поврежде-
ния, произошедшие в результате такого использования агрегата. В этом случае вся ответст-
венность ложится на пользователя. Понятие «применение по назначению» включает также
соблюдение предписанных производителем условий эксплуатации, технического обслужи-
вания и ухода. Применение трактора и машин, их техническое обслуживание и уход долж-
ны выполняться предназначенным для этого персоналом.
6.13.2.2 Соблюдайте соответствующие предписания по предотвращению несчастных
случаев: общеизвестные правила техники безопасности, медицинские рекомендации по ох-
ране труда, правила безопасности движения.
6.13.2.3 Несанкционированное изменение конструкции агрегата освобождает произ-
водителя от ответственности за произошедшие в результате этого повреждения. В равной
степени это относится к тем случаям, когда неисправные узлы подвергались разборке или
ремонту ненадлежащим образом; при использовании не полнокомплектных тракторов или
машин или в комплектации отличной от технических условий, а также при замене заво-
дских оригинальных деталей и узлов другими специальными или неоригинальными, не пре-
дусмотренными производителем, и нарушении сохранности пломб.
6.13.2.4 Запрещается агрегатирование технических средств с трактором, если по ре-
зультатам взвешивания, расчетов и балластирования величина полученных вертикальных
статических нагрузок на оси, шины, ТСУ и НУ трактора больше допустимых значений и
указанных в руководстве трактора.
6.13.2.5 С целью обеспечения управляемости, устойчивости и стабильных тягово-
сцепных и тормозных качеств, особенно на участках полей с уклонами и на мягких почвах,
рекомендуем обеспечить нагрузку на передние колеса трактора в составе МТА 25…40 % от
стандартной эксплуатационной массы трактора.
6.13.2.6 Перед началом работы всегда проводите проверку трактора в составе МТА
на безопасность движения и эксплуатации.
6.13.2.7 Соблюдайте все существующие общепринятые предписания по технике безо-
пасности и предотвращению несчастных случаев, указанные в инструкциях по охране труда.
6.13.2.8 Размещенные на агрегатируемых машинах таблички содержат предупрежде-
ния и важные указания для безопасной эксплуатации.
6.13.2.9 Перед началом работы ознакомьтесь с устройством агрегатируемой машины,
элементами управления и выполняемыми функциями.
6.13.2.10 Одежда лиц, работающих на тракторе, должна быть облегающей. Ношение
свободной одежды не допускается.
6.13.2.11 Во избежание опасности пожара трактор и машины содержите в чистоте.
6.13.2.12 Перед запуском трактора и началом его эксплуатации убедитесь, что около
трактора и машины никого нет.
6.13.2.13 Присоединение машин к трактору производите строгом соответствии с на-
стоящим руководством по эксплуатации и руководством по эксплуатации.
6.13.2.14 Соблюдайте особую осторожность во время присоединения машин к трактору и во вре-
мя их отсоединения. Во время присоединения или отсоединения технических средств убедитесь, что ис-
пользуемые опорные приспособления находятся в правильном положении. Оцените устойчивость.
119
6.13.2.15 Установку балластных грузов и противовесов производите только в предна-
значенных для этого точках крепления в соответствии с рекомендациями.
6.13.2.16 Соблюдайте допустимые значения вертикальных статических нагрузок на
мосты, шины, общей эксплуатационной массы и транспортных габаритных размеров.
6.13.2.17 Разъединяющие тросы для быстроразъемного соединения должны свободно
висеть и не должны самопроизвольно размыкаться в нижнем положении.
6.13.2.18 Во время движения запрещается покидать кабину трактора.
6.13.2.19 Присоединенные к трактору машины, а также балластные грузы влияют на
транспортные характеристики, управляемость и способность торможения. Учитывайте это при
управлении и торможении трактора, особенно в составе МТА. Соблюдайте дистанцию. Учиты-
вайте возможность заноса, вылета и инерционную массу агрегатируемых машин на поворотах.
6.13.2.20 Движение трактора с машинами производить только при условии, что все
защитные приспособления трактора и машин установлены, и приведены в соответствующее
рабочее положение.
6.13.2.21 Нахождение в рабочей зоне машин категорически запрещается! Запрещает-
ся находиться в зоне оборота и поворота машин, рабочих органов и других их элементов.
6.13.2.22 Гидравлически складывающаяся рама машин должна приводиться в дейст-
вие только при отсутствии людей в зоне поворота или подъема.
6.13.2.23 Дистанционно управляемые элементы машин (например, с помощью гид-
равлики) могут стать причиной получения травм (сдавливания и порезов). При перемеще-
нии агрегата с большой скоростью рабочие органы, имеющие привод, представляют опас-
ность из-за возможности их выдвижения под действием инерционной массы. Дождитесь
полной остановки рабочих органов.
6.13.2.24 Перед тем, как покинуть кабину трактора, опустите все элементы машины
на землю, выключите двигатель, извлеките ключ выключателя стартера и приборов.
6.13.2.25 Категорически запрещается находиться в зоне между трактором и машиной,
если транспортное средство не зафиксировано от случайного скатывания с помощью стоя-
ночного тормоза и/или тормозного башмака и не выключен двигатель.
6.13.2.26 Складывающуюся раму и ковш погрузчика в транспортном положении не-
обходимо зафиксировать.
6.13.2.27 Перед началом транспортировки по общественным дорогам откидной рычаг
дополнительного оборудования машин, например, прикатывающего катка, необходимо по-
вернуть внутрь и зафиксировать. Маркеры в транспортном положении также необходимо
зафиксировать.
6.13.2.28 Загрузочной площадкой на агрегатируемой машине разрешается пользо-
ваться только для засыпки посадочного материала и удобрений. Категорически запрещается
находиться на площадке во время работы МТА.
6.13.2.29 При движении МТА по склонам и на крутых поворотах при необходимости
увеличьте колею для повышения устойчивости.
6.13.2.30 Во время работы не поворачивайте трактор при заглубленных рабочих органах
агрегата. Осуществлять поворот, когда полностью выглубятся все рабочие органы агрегата.
6.13.3 Требования безопасности при агрегатировании трактора с навес-
ными и полунавесными машинами
6.13.3.1 Перед началом агрегатирования машин с помощью навесного трехточечного
устройства, а также перед отсоединением машин от навесного трехточечного устройства,
необходимо установить органы управления данным устройством в положение, исключаю-
щее непроизвольный подъем или опускание агрегата.
6.13.3.2 При присоединении машины к шарнирам навесного трехточечного устройст-
ва обеспечите соответствие размеров соответствующих соединительных элементов (катего-
рия или тип: трактор+агрегат).
6.13.3.3 Запрещается нахождение в зоне навесного трехточечного устройства из-за
вероятности получения серьезных травм - сдавливания и порезов. При осуществлении дис-
танционного управления во время навешивания машины на навесное трехточечное устрой-
ство находиться в зоне между трактором и агрегатом также запрещается.
120
6.13.3.4 Обеспечьте надежную боковую фиксацию нижних тяг навесного трехточеч-
ного устройства трактора с помощью стяжек, если агрегат находится в транспортном поло-
жении. При движении по дорогам общего пользования с машиной в транспортном положе-
нии с поднятым агрегатом заблокируйте навесное трехточечное устройство в верхнем по-
ложении во избежание самоопускания агрегата и обеспечьте достаточный дорожный про-
свет между элементами машины и дорогой (не менее 300 мм).
6.13.4 Требования безопасности при агрегатировании трактора с при-
цепными и полуприцепными машинами
6.13.4.1 Примените меры, исключающие самопроизвольное перемещение машин,
имеющих ходовые колеса.
6.13.4.2 При присоединении прицепной или полуприцепной машины к трактору обеспе-
чите соответствие размеров соответствующих соединительных элементов трактора и машины.
6.13.4.3 Соблюдать максимально допустимую вертикальную статическую нагрузку
на тягово-сцепные устройства трактора.
6.13.4.4 При использовании одноточечной сцепки сельскохозяйственных машин по-
средством сцепной петли (дышла или сницы) обеспечить необходимую подвижность в точ-
ке присоединения и исключить возможность заклинивания.
6.13.4.5 Одноточечное присоединительное устройство (дышло или сница) машины
должно иметь опору и страховую соединительную цепь или трос.
6.13.4.6 Присоединительное устройство прицепных и полуприцепных машин должно
быть жестким, не позволяющее «набегать» на трактор.
6.13.5 Требования безопасности при агрегатировании трактора с
машинами, имеющими привод от ВОМ
6.13.5.1 Используйте только те карданные валы, которые рекомендованы производи-
телем машины. Следите за техническим состоянием карданного вала.
6.13.5.2 Карданный вал должен иметь соответствующий защитный кожух. Кожух
карданного вала должен быть зафиксирован цепью от проворачивания.
6.13.5.3 Перед началом присоединения или отсоединения карданного вала выключите вал
отбора мощности, выключите двигатель, извлеките ключ из выключателя стартера и приборов.
6.13.5.4 Всегда контролируйте правильность и безопасность установки карданного вала.
6.13.5.5 Перед включением вала отбора мощности убедитесь, что выбранное число обо-
ротов вала отбора мощности трактора не противоречит допустимому числу оборотов агрегата.
6.13.5.6 При использовании синхронного вала отбора мощности убедитесь, что число оборо-
тов зависит от скорости движения, а при заднем ходе направление вращения меняется на обратное.
6.13.5.7 Перед включением вала отбора мощности убедитесь в отсутствии людей в
опасной зоне агрегата.
6.13.5.8 Никогда не включайте вал отбора мощности при выключенном двигателе.
6.13.5.9 При работе с валом отбора мощности убедитесь в отсутствии людей в зоне
вращения вала отбора мощности и карданного вала.
6.13.5.10 Всегда выключайте вал отбор мощности при въезде на крутой склон, а так-
же в тех случаях, когда в его работе нет необходимости.
6.13.5.11 После выключения вала отбора мощности в течение некоторого времени со-
храняется опасность из-за инерционной массы. В течение этого времени к присоединенной
машине не приближаться! Выполнение работ разрешается только после полной остановки.
Обязательно выключить двигатель и извлечь ключ из выключателя стартера и приборов.
6.13.5.12 Очистку, смазку или настройку агрегата с приводом от ВОМ или карданно-
го вала необходимо производить при условии, что вал отбора мощности и двигатель вы-
ключены, а ключ из выключателя стартера и приборов изъят.
6.13.5.13 Отсоединенный карданный вал необходимо закрепить на соответствующем
кронштейне.
6.13.5.14 После снятия карданного вала необходимо надеть на конец вала отбора
мощности защитный кожух.
6.13.5.15 Произведите визуальный осмотр карданного вала, вала отбора мощности и
вала приема мощности. Выявленные неисправности немедленно устраните.
121
6.13.6 Требования безопасности при агрегатировании трактора с маши-
нами, работающими под давлением
6.13.6.1 Всегда учитывайте наличие высокого давления в гидросистемах и пневмоси-
стемах трактора и агрегатируемых машин.
6.13.6.2 Перед началом подключения гидравлических шлангов к гидравлической системе
трактора убедитесь в отсутствии давления в гидравлических установках трактора и агрегата.
6.13.6.3 При подключении гидравлических шлангов машины к гидросистеме трактора
следите, чтобы не было давления в системе, соблюдайте правильность соединений гидросис-
темы трактора с гидросистемой агрегата в соответствии с маркировкой шлангов и схемой под-
ключения. Схемы расположения и подключения выводов гидросистемы приведены в на-
стоящем руководстве по эксплуатации трактора и руководстве по эксплуатации машины.
Ошибочное подключение обратной функции (например, подъем или опускание) может при-
вести к несчастному случаю.
6.13.6.4 Регулярно проверяйте состояние гидравлических шлангов. При обнаружении
повреждений произведите их немедленную замену. Предназначенные для замены новые
шланги должны полностью отвечать требованиям производителя.
6.13.6.5 При определении места течи во избежание травм необходимо использовать
соответствующие вспомогательные средства. Вытекающее под высоким давлением гидрав-
лическое масло может проникать под кожу, вызывая тяжелые повреждения. В случае трав-
мы немедленно обратитесь за медицинской помощью.
6.13.6.6 Все работы с гидравлическими и пневматическими соединениями гидроак-
кумуляторов и ресиверов машин необходимо производить при сброшенном давлении.
6.13.6.7 Неправильная, с нарушением требований по охране труда и эксплуатацион-
ной документации, установка и эксплуатация гидроаккумуляторов может стать причиной
тяжелых несчастных случаев.
6.13.7 Требования безопасности при техническом обслуживании и ре-
монте машинно-тракторных агрегатов
6.13.7.1 Ремонт, техническое обслуживание, очистка, а также устранение функцио-
нальных неисправностей выполнять при обязательном условии, что гидросистема, приводные
механизмы и двигатель отключены, ключ извлечен из выключателя стартера и приборов.
6.13.7.2 Необходимо регулярно проверять степень затяжки болтов и гаек. В случае
необходимости подтягивать их. Обратите внимание на элементы крепления остова тракто-
ра, колес, присоединительных устройств, в том числе тягово-сцепных и навесных трехто-
чечных устройств.
6.13.7.3 Запрещается производить на гидроаккумуляторах сварочные, паяльные или
механические работы.
6.13.7.4 При выполнении работ по техническому обслуживанию на поднятой машине необхо-
димо обеспечить устойчивое положение машины с помощью соответствующих опорных элементов.
6.13.7.5 При замене рабочих органов с острыми режущими кромками машин обяза-
тельно используйте соответствующий инструмент и перчатки.
6.13.7.6 Перед началом работ по техническому обслуживанию, ремонту электрообо-
рудования обязательно отключите все электрические приборы и устройства.
6.13.7.7 При применении электрической сварки на тракторе и машине, выключите вы-
ключатель «масса», отсоедините кабель и жгуты от аккумуляторных батарей и генератора.
6.13.7.8 Запасные части трактора и машин должны полностью отвечать техническим
требованиям производителя. Для Вашей безопасности используйте оригинальные запчасти.
122

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности