Трактор Беларус 1021 / 1021.3. Руководство — часть 7

Третий этап - Проверка соответствия вертикальной нагрузки на присоедини-
тельное устройство трактора.
1. Для навесных и полунавесных машин.
Проверяется соответствие грузоподъемности навесного трехточечного устройства трактора
нагрузке, создаваемой присоединенной машиной. Убедитесь в возможности подъема-опускания
навесным устройством присоединенной машины с учетом массы технологического материала.
2. Для полуприцепных и прицепных машины (у которых точка сцепки не меня-
ет своего положения по высоте в работе и на транспорте).
Для машин агрегатируемых с помощью ТСУ вертикальная нагрузка на присоедини-
тельное устройство машины не должна превышать допустимых величины для ТСУ.
Четвертый этап - Проверка вертикальных статических нагрузок на мосты
трактора, в том числе критерия управляемости необходимости дополнительного бал-
ластирования.
Определите расчетным или опытным путем общую массу трактора с машинной, на-
грузку на мосты и максимально допустимую нагрузку на шины, массу необходимого балла-
ста и технологического груза. Вес трактора в составе МТА, приходящийся на мосты тракто-
ра, не должен превышать разрешенных величин. В любом случае нагрузка на передний и
задний мосты не должна превышать суммарную грузоподъемность шин соответственно
суммарной грузоподъемности задних или передних колес.
Пятый этап - Проверка возможности движения трактора в агрегате с машиной,
включая проверку величины углов поворота и наибольшей высоты подъема НУ до упира-
ния элементов машины в элементы трактора достаточности длины и зон свободного про-
странства карданного вала при поворотах и переводе машины в транспортное положение.
Шестой этап - Оценка соответствия энергетических возможностей трактора и потреб-
ностей машины (тяговое сопротивление, потребляемая мощность, в том числе через ВОМ).
Можно оценить расчетным путем при наличии исходных данных или на основании
протокола испытаний.
Седьмой этап - Проверка возможности выполнения работы машиной в агрегате
с трактором.
1. Выполните пробное агрегатирование по выполнению технологических операций в со-
ответствие с назначением машины и с обязательным соблюдением требований безопасности.
2. Проверьте вписываемости трактора в междурядья обрабатываемых культур с оп-
ределением:
- соответствия колеи и ширины профиля шин;
- агротехнического просвета;
- защитных зон по шинам.
Восьмой этап - Проверка общей дорожной проходимости, статической устойчи-
вости на уклонах, эффективности действия тормозов в местных условиях:
1. Возможность преодоления трактором подъемов и спусков с машиной с технологи-
ческим материалом;
2. Возможность движения вдоль склона.
Оцените величину дорожного просвета и управляемость трактора в составе агрегата.
Передние колеса трактора во время движения не должны отрываться от поверхности дороги.
На передний мост трактора в любом случае его применения должно приходится не менее 20%
нагрузки (критерий управляемости Ку ≥ 0,2) от его собственной эксплуатационной массы.
Девятый этап - Проведение контрольных смен с целью определения эксплуата-
ционно-технологических показателей:
- время трудоемкости составления МТА;
- средней рабочей скорости;
- производительности за 1 час основного (сменного, эксплуатационного времени);
- объем выполненной работы за контрольное время;
- часовой (удельный) расход топлива.
84
6.5 Формирование колеи колес
6.5.1 Формирование колеи передних колес 360/70R24
Изменение колеи передних колес осуществляется ступенчато, как перестановкой ко-
лес с борта на борт, так и за счет изменения положения диска колеса относительно обода.
Значения колеи по передним колесам приведены в таблицах ниже.
Размеры колеи и схемы установки для шин 360/70R24 приведены в таблицах ниже и
на рис. 6.5.1.
А, В, С, Д - стандартная установка диска с перестановкой обода;
А’,В’,С’.Д’ - перестановка диска и обода;
Положение колеса в положениях С’ и Д’ следует использовать в исключительных случаях.
Рис. 6.5.1 - Схемы установки колеи для шин 360/70R24
Варианты колеи для моста с короткой балкой
Положение колес
Колея К, мм
А
1415
В
1515 1)
С
1735
Д
1835
А’
1585
В’
1685
С’
1900
Д’
2000
_____________________________________________________
1) в состоянии отгрузки с завода
Варианты колеи для моста с длинной балкой
Положение колес
Колея К, мм
А
1535
В
1635 1)
С
1855
Д
1955
А’
1705
В’
1805
С’
2020
Д’
2120
_____________________________________________________
1) в состоянии отгрузки с завода
85
6.5.2 Формирование колеи задних колес
Колея задних колес регулируется бесступенчато перемещением ступиц по полуосям.
Значения диапазона регулировок колеи задних колес приведены в таблице ниже
Установочный размер 1) сту-
Типоразмер шин
Положение колеса
Размер колеи К, мм
пицы Н до торца полуоси, мм
18.4R34 Ф11
А
1480 … 1900
215 … 5
С
1950 … 2440
245 … 0
16.9R38
А
1450 … 1900
230 … 5
С
1950 … 2440
245 … 0
______________________________________________________________________________________________________--
1) - Изменение колеи на величину п соответствует изменению положения ступицы на ве-
личину п/2 с каждой стороны.
Рис. 6.5.2 - Формирование колеи задних колес
6.5.3 Сдваивание задних колес посредством установки на каждую
полуось двух ступиц
С целью снижения удельного давления на почву и обеспечения проходимости при
работе на слабонесущих грунтах применяют сдваивание колес. Сдваивание осуществляется
установкой на каждую полуось двух ступиц.
Типоразмер шин
Установочный размер
Примечание
Размер колеи К1, К2, мм
в комплекте
ступиц Н1, Н2, мм
К1 = 1480
Н1 = 215
18.4R34 Ф11+18.4R34 Ф11
Сдвоенные ступицы
К2 = 2440
Н2 = 0
К1 = 1450
Н1 =230
16.9R38+16.9R38
Сдвоенные ступицы
К2 = 2430
Н2 = 0
86
Рис. 6.5.3 - Сдваивание задних колес посредством на каждую полуось двух ступиц
6.5.4 Сдваивание задних колес с помощью проставки
Проставка 1221-3109030 предназначена для сдваивания задних колес основной и до-
полнительной комплектаций (шины 16.9R38, 18.4R34 мод.Ф-11) при сплошной обработке
почвы вместо сдвоенных ступиц.
Проставка1522-3109060 предназначена для сдваивания задних колес основной ком-
плектации (шины 16.9R38) при сплошной обработке почвы вместо сдвоенных ступиц.
Проставка 1522-3109060-02 предназначена для сдваивания задних колес дополни-
тельной комплектации (шины 11.2R42) только для междурядий 450 мм.
Проставка 1221-3108040 предназначена для сдваивания передних колес для междурядий
450мм (на шинах 11.2R24) и при сплошной обработке почвы (на шинах 11.2R24, и 360/70R24).
Сдваивание задних колес для междурядий 450 и 700 мм на шинах дополнительной
комплектации 11.2R42 выполняется с помощью проставки 1522 - 3109060-01. Схема сдваи-
вания шин задних колес с помощью проставки 1522 - 3109060-01, параметры получаемой
колеи задних колес приведены на рис. 6.5.4.
К1, К2, мм - колея задних колес;
Н, мм - расстояние от торца полуоси до торца вкладыша;
М, мм - ширина междурядий.
Рис. 6.5.4 - Сдваивание задних колес на шинах 11.2R42 с помощью проставки
87
6.5.5 Параметры шин
Параметры шин, применяемых на тракторах БЕЛАРУС - 1021/1021.3, приведены в
таблице ниже.
Типоразмер шин
Ширина профиля,
Радиус качения,
Комплектация
мм
мм
360/70R24
360
540
Основная
16.9R38
429
800
11.2R24
284
518
18.4R34 Ф11
467
770
Дополнительная
11.2R42
284
749
6.5.6 Защитные зоны для колес трактора при обработке пропашных культур
Величины защитных зон для колес трактора при обработке пропашных культур
приведены в таблице ниже.
Основные культуры
Величина защитной зоны, мм
Свекла
80
Кукуруза
120
Картофель в гребнях
200
Хлопок
200
88
6.6 Шины
6.6.1 Общие сведения и рекомендации по использованию шин
Выбор оптимального давления воздуха в шинах колесных тракторов и степень его
влияния на тягово-сцепные свойства зависят от типа почвы и нагрузки, приходящейся на
оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет на опорное пятно контакта колеса трактора
и, в зависимости от почвенных условий, сказывается на его тягово-сцепных качествах. Ре-
комендуемые давления в шинах колес с учетом сложившихся нагрузок приведены в таблице
«Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлени-
ях» подраздела 6.10 «Определение массы трактора, машины и балласта, нагрузок на ТСУ и
НУ, шины и оси трактора, критерия управляемости. Порядок заправки шин жидкостью и
слива жидкости из шин» настоящего руководства.
Необходимо ежесменно:
- Проводить в начале, и после окончания работ осмотр внешнего вида и состояния
шин и колес: надежность крепления колес, повреждения, наличие застрявших предметов в
шинах (гвозди, камни и т.п.), оценка степени износа шин и т.п..
- Контролировать и устанавливать внутреннее давление в холодных шинах.
- При необходимости: производить подкачку шин, очистку шин от посторонних
предметов и подтяжку крепления колес.
Изменение давления в шинах влияет на эксплуатационные качества и производи-
тельность трактора в работе.
Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на мосты
трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной эксплуатаци-
онной массы трактора и балласта, а также условий работы.
Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирования
трактора разное. Поэтому при изменении условий применения трактора необходимо прове-
рять и при необходимости корректировать величину давления в шинах. Несоблюдение норм
давления значительно уменьшает ходимость шин.
Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузоподъемно-
сти шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина отказов и повреж-
дений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и других узлов и деталей
трактора, может также привести к авариям и уменьшению срока службы трактора в целом.
Нормы допустимых нагрузок на шины тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3 и соответствую-
щие им величины внутренних давлений в зависимости от скорости движения устанавлива-
ются производителем шин и даны в подраздела . Поэтому всегда устанавливайте давление в
шинах с учетом сложившихся нагрузок и скоростей.
Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость балласти-
рования, а также массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок на оси
трактора.
Для проверки давления в шинах используйте исправные приборы с ценой деления не
боле 0,1 кПа. Это обеспечит достоверность измерений. Отклонение давления рекомендуется
превышать не более чем на ± 0,015 МПА по показаниям манометра от рекомендуемой нормы.
Внимание!
Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только путем
практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.
Нагрузка на отдельно взятое колесо определяется путем деления на два величи-
ны нагрузки, приходящейся соответственно на переднюю или заднюю ось трактора.
Потом исходя из полученной величины нагрузки и скорости движения по таблице вы-
бирается необходимое давление для шины.
Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы приводит к
возникновению следующих неисправностей колес:
- проворот шин на ободьях;
перетирание борта шины о закраину обода;
- появление трещин на боковинах шин;
- расслаивание или излом каркаса шины;
- вырыв вентиля шины.
Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к возник-
новению следующих неисправностей колес:
- заметный повышенный износ шин;
- растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;
увеличенная пробуксовка колес.
Внимание!
1. Давление в шинах свыше 0,16 МПа и менее 0,09 МПа использовать нежела-
тельно. При давлении в шинах 0,08 МПа и менее (увеличение степени риска снижения
внутреннего давления меньше допустимого значения из-за возможных воздушных уте-
чек) обеспечить постоянный контроль давления.
2. Табличные данные по нагрузкам для 10 км/ч применяются только в услови-
ях, требующих невысоких тяговых усилий: при агрегатировании посевных и убороч-
ных агрегатов. Для работ с большим крутящим моментом (пахота и т.п.) использовать
рекомендации для 30 км/ч.
3. Не использовать сдвоенные шины для увеличения подъемной и тяговой си-
лы: они служат для уменьшения давления при работе в поле.
4. Использование типоразмеров шин не указанных в руководстве возможно
только при условии согласования с заводом.
5. Не используйте трактор с заметной длительной пробуксовкой и перегрузкой
колес: с тяжелыми машинами (масса которых превышает допустимые для трактора
величины) или с почвообрабатывающими машинами, сопротивление которых в дан-
ных почвенных условиях велико для трактора.
6. Никогда не превышайте рекомендованных изготовителем значений давле-
ния воздуха в шинах. Шины могут разрываться с трагическими последствиями для
окружающих.
7. Не производите сварочные работы диска или другие виды ремонта с
накачанной шиной.
8. Для демонтажа и ремонта шин обратитесь в мастерскую с обученным
персоналом.
При эксплуатации шин соблюдайте следующие правила:
1. Поддерживайте установленные нормы внутренних давлений в шинах в соответст-
вии с рекомендациями руководства.
2. Контролируйте давление воздуха в шинах в холодном состоянии шинным
манометром, который рекомендуем периодически проверять на точность показаний на
станциях или пунктах технического обслуживания любых механических транспортных
средств.
3. В процессе работы в случае необходимости не производите проверку и подкачку
шин сразу же после остановки трактора: нужен перерыв не менее 15 мин.
4. Не допускайте работу трактора с внутренним давлением в шинах, не соответст-
вующим положенной норме для конкретного случая его использования.
5. Для максимального тягового усилия в конкретных условиях эксплуатации при
вспашке и наименьшего уплотнения почвы соблюдать допустимую нагрузку на оси.
90
6. При подборе и покупке новых шин необходимо руководствоваться рекомендация-
ми настоящего руководства. Неправильный монтаж и демонтаж шин приводит к поврежде-
нию элементов конструкции шины. Операции по монтажу или снятию шин производятся
специальным оборудованием. Устанавливайте одинаковый размер, модель и конструкцию
шины на одной оси. Периодическая перестановка колес предотвращает их неравномерный
износ. Не допускайте установку на одной оси колес с различными степенями износа. При-
менение старых камер для новых шин не рекомендуется.
7. При установке на одной оси сдвоенных колес обеспечить внутреннее давление в
соответствии с рекомендациями.
8. Обязательно при установке колеи обеспечьте равные расстояния противополож-
ных колес относительно центральной срединной линии трактора. Не забывайте при монта-
же колес о правильном направлении вращения шины и безопасном достаточном расстоянии
между колесом и другими элементами конструкции трактора (например, кабиной).
9. Предохраняйте шины от попадания на них топлива, масла и других
нефтепродуктов.
10. Избегайте резкого трогания с места, резкого торможения и крутых поворотов,
долговременного буксования колес при застревании трактора.
11. Не допускайте работу и длительную стоянку трактора на поврежденных или
спущенных шинах.
12. Если наблюдается постоянное падение давления в шинах, то обязательно устано-
вите причину и устраните ее.
13. Проверку давления в шинах, заполненных раствором, производят при крайнем
верхнем положении вентиля.
Примечания:
1. Изменение номинальной нагрузки на шину в зависимости от скорости применяют
в случаях, когда шину не подвергают продолжительной эксплуатации при высоких крутя-
щих моментах.
2. При полевых работах и других условиях продолжительной эксплуатации при вы-
соких крутящих моментах применяют значения, соответствующие скорости 30 км/ч (см.
таблицу ниже).
6.6.2 Допускаемые сочетание передних и задних шин
Внимание! В тракторах с ПВМ следует применять правильно подобранную комби-
нацию передних и задних шин. Использование правильного сочетания передних и задних
шин обеспечит максимальные эксплуатационные качества трактора, повысит срок службы
шин и снизить износ составных частей силовой передачи. Сочетание изношенных и новых
шин или шин разных диаметров или разного радиуса качения может привести к нарушению
требований по кинематическому несоответствию и, в результате, к чрезмерному износу ши-
ны и поломкам деталей ПВМ. В таблице ниже приведены допускаемые сочетания шин пе-
редних и задних колес.
Допускаемые сочетание передних и задних шин
Задние шины
Передние шины
360/70R24
11.2R24
16.9R38
+
-
18.4R34 Ф11
+
-
11.2R42
-
+
91
6.6.3 Накачивание шин
Накачивание шин производите через клапан отбора воздуха регулятора давления (1)
(рис. 6.6.1), для чего выполните следующие операции:
- выпустите воздух из баллона (3) пневмосистемы через клапан удаления конденсата;
- отвинтите гайку-барашек или колпачок (2) штуцера клапана отбора воздуха;
- присоедините шланг для накачки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю шины;
- включите компрессор и накачайте шину до требуемого давления, контролируя его
шинным манометром;
- отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;
- выключите компрессор и навинтите гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха.
Внимание! При повышении давления в баллоне до 0,77 МПа компрессор переклю-
чается регулятором давления на холостой ход и накачка шин автоматически прекращается.
Поэтому периодически контролируйте давление по указателю на щитке приборов и, если
необходимо, снижайте его через клапан удаления конденсата.
1 - регулятор давления; 2 - гайка-барашек или колпачок; 3 - баллон пневмосистемы.
Рис. 6.6.1 - Накачивание шин
92
6.7 Заднее навесное устройство
6.7.1 Общие сведения об устройстве ЗНУ
Трехточечное навесное устройство 2-ой категории служит для присоединения к трак-
тору навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин и орудий со следующими
присоединительными элементами:
- длина оси подвеса «А» (условное расстояние между шарнирами нижних тяг) равна 870мм;
- диаметр отверстий задних шарниров нижних тяг равен 28,7 мм;
- диаметр пальца верхней тяги равен 22 или 25 мм.
На тракторе установлены цельные нижние тяги (1) (рис. 6.7.1) длиной 885 мм и верх-
няя тяга (2) с шарнирами 2-ей категории.
1 - нижняя тяга; 2 - верхняя тяга.
Рис. 6.7.1 - Заднее навесное устройство
6.7.2 Верхняя тяга и раскосы
Длина верхней тяги (2) (рис. 6.7.2) регулируется в пределах от 500 до 740 мм с по-
мощью рукоятки (3).
В ЗНУ установлен один шестеренчатый (регулируемый) раскос - правый, и один
винтовой. Длина шестеренчатого раскоса может изменяться в пределах от 580 до 665 мм с
помощью вращения рукоятки (1).
В состоянии отгрузки с завода длина обоих раскосов установлена на стандартную
величину 640 мм.
Для ускорения изменения длины раскосов на их вилке предусмотрены два отверстия под
установку пальца (межосевое расстояние между отверстиями - 60 мм).
Внимание! Регулировку положения машины производите только правым (шестерен-
чатым) раскосом. При необходимости, с помощью ключа можно изменить длину винтового
раскоса.
Примечание - На Ваш трактор по заказу могут быть установлены два шестеренча-
тых, либо два винтовых раскоса.
Для копирования рельефа обрабатываемого участка поля при работе с широкоза-
хватными машинами и во избежание повреждения раскосов соедините раскосы (4) с ниж-
ними тягами (5) через пазы (показаны стрелкой). Пазы вилки раскоса при этом должны быть
позади отверстия по ходу трактора избежание повреждения раскоса.
93
Для повышения грузоподъемности ЗНУ возможна перестановка вилок раскосов и
проушины стяжки на одно отверстие назад по ходу трактора. При этом необходимо увели-
чить длину стяжек путем установки дополнительной серьги с каждой стороны.
1 - рукоятка шестеренчатого раскоса; 2 - верхняя тяга; 3 - рукоятка верхней тяги; 4 -
раскос; 5 - нижняя тяга.
Рис. 6.7.2 - Верхняя тяга и раскосы
6.7.3 Внешние стяжки
6.7.3.1 Частичная блокировка
Горизонтальное перемещение орудия в рабочем положении обеспечивайте присое-
динением стяжек к нижним отверстиям кронштейнов (1) (рис. 6.7.3) и регулировкой
длины с помощью стяжек (2), для получения раскачивания орудия в каждую сторону не
менее 125 мм или в соответствии с инструкцией по эксплуатации орудия.
При работе с плугами отрегулируйте длину правого раскоса на глубину обработки.
Внимание: Обязательно выдерживайте размер раскачивания орудия не менее
125 мм, во избежание разрыва стяжек при подъеме орудия в транспортное положение.
При установке орудия в транспортное положение натяните стяжки (2). Допускается
раскачивание орудия не более 20 мм в обе стороны.
1 - кронштейн; 2 - стяжка
Рис. 6.7.3 - Частичная блокировка
94
6.7.3.2 Полная блокировка
Для полной блокировки орудия в рабочем положении присоедините стяжки (2) (рис.
6.7.4) к верхнему отверстию кронштейна (1) и максимально уменьшите их длину, обеспечив
раскачивание орудия не более 20 мм в обе стороны.
1 - кронштейн; 2 - стяжка
Рис. 6.7.4 - Полная блокировка
6.7.4 Навешивание сельскохозяйственных орудий на трактор
Большинство сельскохозяйственных орудий можно навесить на трактор, выполнив
следующие операции:
1. Опустите навеску в нижнее положение. Совместите оси шарниров нижних тяг (1)
(рис. 6.7.5) и пальцев орудия и присоедините орудие к нижним тягам. Зашплинтуйте паль-
цы. Заглушите двигатель.
2. Удлините или укоротите верхнюю тягу (2) и присоедините ее с помощью пальца
заднего шарнира к орудию. Зафиксируйте палец чекой с кольцом.
3. Если необходимо, отрегулируйте верхнюю тягу на первоначальную или требуе-
мую длину.
4. Если необходимо, отрегулируйте поперечный наклон орудия с помощью правого
раскоса (3). Для увеличения длины раскоса поверните рукоятку (4) по часовой стрелке и на-
оборот.
5. Присоедините необходимое выносное оборудование.
6. Перед началом работы проверьте, чтобы:
- детали трактора не находились в опасной близости от элементов орудия;
- верхняя тяга не касалась ограждения ВОМ при самом нижнем положении
орудия;
- карданный привод от ВОМ не был чрезмерно длинным, с большими углами шарни-
ров и чтобы не было распорных усилий;
- ограждение ВОМ не касалось ограждения карданного привода машины;
- медленно поднимите орудие и проверьте наличие зазоров между трактором и ору-
дием в поднятом положении;
- проверьте наличие требуемого бокового качания нижних тяг и, если необходимо,
отрегулируйте с помощью стяжек.
95
1 - нижняя тяга; 2 - верхняя тяга; 3 - правый раскос; 4 - рукоятка правого раскоса.
Рис. 6.7.5 - Навешивание сельскохозяйственных орудий на трактор
Внимание: При навешивании на трактор навесного или полунавесного оборудова-
ния или при сцепке трактора с прицепным оборудованием с помощью сцепного устройства
убедитесь в том, что между орудием и трактором имеется достаточный зазор!
Предостережение: Некоторое навесное или полунавесное оборудование может ка-
саться кабины и повреждать ее. Это может привести к повреждению стекол кабины и к
травмированию оператора. Проверьте наличие достаточного зазора (не менее 100 мм) меж-
ду поднятым в верхнее положение орудием и кабиной трактора!
6.7.5 Применение по назначению заднего навесного устройства
На тракторах 1021/1021.3 устанавливается заднее навесное устройство НУ-2. Схема
агрегатирования НУ-2 приведена на рис. 6.7.6.
Рис. 6.7.6 - Схема заднего навесного трехточечного устройства 2-ой категории (НУ-2).
96

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности