Трактор Беларус 1021 / 1021.3. Руководство — часть 1

БЕЛАРУС
1021 / 1021.3
1021 - 0000010 РЭ
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
МТЗ 2010
ВВЕДЕНИЕ
Руководство по эксплуатации предназначено для изучения устройства, правил экс-
плуатации и технического обслуживания тракторов «БЕЛАРУС 1021/1021.3»
Внимательно изучите настоящее руководство. Это поможет Вам ознакомиться с
приемами правильной эксплуатации и техобслуживания.
Невыполнение этого указания может привести к травмам оператора или поломкам
трактора.
Работа на тракторе, его обслуживание и ремонт должны производиться только ра-
ботниками, знакомыми со всеми его параметрами и информированными о необходимых
требованиях безопасности для предотвращения несчастных случаев.
В связи с постоянным совершенствованием трактора в конструкцию отдельных
узлов и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве
по эксплуатации.
Всякие произвольные изменения, внесенные потребителем в устройство каких-либо
узлов, освобождает изготовителя от какой-либо ответственности за последующие травмы
оператора и поломки трактора.
Трактора «БЕЛАРУС - 1021/1021.3» предназначены для выполнения различных
сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и ору-
диями, погрузочно-разгрузочных работ, работ на транспорте, привода стационарных сель-
скохозяйственных машин, поставляются потребителям в Республике Беларусь и за ее пре-
делами.
Отличительные особенности тракторов «БЕЛАРУС - 1021/1021.3»:
- синхронизированная коробка передач (7/2) и синхронизированный мультипликатор
(ускоритель), позволяющие получить 14 передач переднего и 4 передачи заднего хода. По
заказу возможна установка ходоуменьшителя либо гидроходоуменьшителя, расширяющего
сферу применений трактора.
- повышенная жесткость и прочность силового контура нового переднего ведущего
моста, достигнутые за счет применения цельных литых рукавов и планетарно-
цилиндрических колесных редукторов.
- задний мост с конечными передачами планетарного типа с повышенной жесткостью
и прочностью полуосей, рукавов и корпуса. Планетарная конечная передача, значительно
увеличивающая ресурс работы заднего моста.
- электрогидравлическое управление задним валом отбора мощности и блокировкой
дифференциала заднего моста.
- раздельно-агрегатная гидронавесная система с гидроподъемником, обеспечивающая
возможность силового, позиционного и комбинированного регулирования положения сель-
скохозяйственных орудий.
- безопасная комфортабельная кабина, соответствующая требованиям директив ЕС и
ОЕСД, оборудованная модернизированным щитком приборов с аварийной сигнализацией,
улучшенной системой отопления и вентиляции.
- новая современная облицовка трактора, обеспечивающая лучшую обзорность обо-
рудования, навешенного спереди трактора.
6
Принятые сокращения и условные обозначения
АКБ - аккумуляторная батарея;
БД - блокировка дифференциала;
БФЭ - бумажный фильтрующий элемент;
ВМТ - верхняя мертвая точка;
ВОМ - вал отбора мощности;
ВПМ - вал приема мощности.
ГНС - гидронавесная система;
ГОРУ - гидрообъемное рулевое управление;
ГХУ - гидроходоуменьшитель
ЕТО - ежесменное техническое обслуживание;
ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;
ЗМ - задний мост;
ЗНУ - заднее навесное устройство;
ИК - индикатор комбинированный;
КФЭ - контрольный фильтрующий элемент воздухоочистителя дизеля;
КП - коробка передач;
МИ - многофункциональный индикатор;
МТА - машино-тракторный агрегат;
МС - муфта сцепления;
МХУ - механический ходоуменьшитель;
ОЖ - охлаждающая жидкость;
СН - свечи накаливания;
ТО - техническое обслуживание;
ТСУ - тягово-сцепное устройство;
ПВМ - передний ведущий мост;
ПУ - пульт программирования индикатором комбинированным;
РЭ - руководство по эксплуатации;
ЭФП - электрофакельный подогреватель;
ХУ - ходоуменьшитель;
7
1. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
1.1 Общие указания
1.1.1 Строгое соблюдение мер предосторожности и четкое выполнение правил управ-
ления трактором и его обслуживания обеспечивают полную безопасность работы на нем.
1.1.2 Внимательно изучите инструкцию для операторов перед использованием трак-
тора. Недостаточные знания по управлению и эксплуатации трактора могут быть причиной
несчастных случаев.
1.1.3 К управлению трактором допускаются только специально подготовленные и
квалифицированные операторы.
1.1.4 Если трактор оборудован ремнем безопасности, используйте его при работе.
Если трактор не оборудован ремнем безопасности, обратитесь к дилеру.
1.1.5 Не сажайте в кабину пассажира, если не установлено дополнительное сиденье и
поручень. Другого безопасного места для пассажира в кабине нет!
1.1.6 Содержите в чистоте все предупредительные таблички. В случае повреждения
или утери табличек, заменяйте их новыми.
1.1.7 Перед началом работы тщательно осмотрите трактор, прицепную машину, на-
весное орудие и сцепку. Начинайте работу, только убедившись в полной их исправности.
Прицепные сельскохозяйственные машины и транспортные прицепы должны иметь жест-
кие сцепки, исключающие их раскачивание и наезд на трактор во время транспортировки.
1.2 Меры безопасности при работе трактора
1.2.1 Перед пуском дизеля должен быть включен стояночный тормоз, а также:
- при однорычажном управлении - установите рычаг переключения передач и диапа-
зонов в положение включения I-го или II-го диапазона;
- при двухрычажном управлении - установите, рычаг переключения диапазонов в
положение включения I-го или II-го диапазона, рычаг переключения передач - в положение
«Нейтраль».
1.2.2 Прежде чем начать движение предупредите сигналом окружающих и работаю-
щих на прицепных машинах.
1.2.3 Не покидайте трактор, находящийся в движении.
1.2.4 Перед выходом из кабины выключите ВОМ, остановите дизель, включите стоя-
ночный тормоз и выньте ключ выключателя стартера и приборов.
1.2.5 Не работайте на тракторе в закрытом помещении без необходимой вентиляции
- выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода.
1.2.6 Во избежание повреждения силовой передачи привода ВОМ, синхронный при-
вод запрещается использовать на скоростях движения свыше 8 км/час.
1.2.7 Если дизель или рулевое управление отказали в работе, немедленно остановите
трактор. Помните, что при остановленном дизеле для управления трактором к рулевому ко-
лесу необходимо приложить значительно большее усилие.
1.2.8 Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При длитель-
ных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.
1.2.2.9 Если передняя часть трактора отрывается от земли при навешивании на меха-
низм навески тяжелых машин и орудий, установите передние грузы.
1.2.10 При работе с фронтальным погрузчиком заполните задние шины жидкостным
балластом.
1.2.11 Перед подъемом и опусканием навесного сельскохозяйственного орудия, а
также при поворотах трактора предварительно убедитесь, в том, что нет опасности кого-
либо задеть или зацепить за какое-либо препятствие.
1.2.12 Карданный вал, передающий вращение от ВОМ трактора на рабочие органы
агрегата, должен быть огражден.
10
1.2.13 Убедитесь в правильной установке любого дополнительного оборудования
или вспомогательных устройств и в том, что они предназначены для использования с Ва-
шим трактором. Помните, что Ваш трактор, если он неправильно используется, может быть
опасным как для Вас, так и для посторонних лиц. Не используйте оборудование, не предна-
значенное для установки на трактор.
1.2.14 Чтобы избежать опрокидывания, проявляйте осторожность при езде на тракто-
ре. Выбирайте безопасную скорость, соответствующую дорожным условиям, особенно при
езде по пересеченной местности, при переезде канав, уклонов и при резких поворотах.
1.2.15 При работе на склонах увеличьте колею трактора до максимальной.
1.2.16 Не делайте крутых поворотов при полной нагрузке и большой скорости движения.
1.2.17 Во избежание поломок деталей заднего навесного устройства, не производите
поворот агрегата с заглубленным в почву орудием.
1.2.18 При использовании трактора на транспортных работах:
- установите колею передних колес трактора равной 1530 ± 20 мм, колею задних ко-
лес - равной 1800 ± 20 мм.
- сблокируйте педали тормозов, проверьте и при необходимости отрегулируйте тор-
моза на одновременность действия;
- проверьте работу стояночного тормоза;
- проверьте состояние приборов световой и звуковой сигнализации;
- транспортные прицепы должны иметь жесткие сцепки и, кроме того, соединяться
страховочной цепью или тросом;
- никогда не спускайтесь под гору с выключенной передачей (накатом). Двигайтесь
на одной передаче, как под гору, так и в гору;
- запрещается работать с прицепом, не оборудованным тормозами, если его масса пре-
вышает половину эксплуатационной массы трактора без балластных грузов. Чем быстрее Вы
движетесь и чем больше буксируемая масса, тем больше должна быть дистанция безопасности;
- отключите ПВМ во избежание чрезмерного износа деталей привода и шин;
- не пользуйтесь БД заднего моста при скорости свыше 10 км/час и при поворотах;
- не допускается буксировка прицепов и полуприцепов при отсутствии страховочных цепей;
- не оставляйте трактор на склонах. При необходимости включите первую передачу и
затяните стояночный тормоз;
- не допускается эксплуатация трактора с ослабленным креплением ТСУ и ЗНУ, так
как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
1.2.19 При работе с оборудованием, приводимым от ВОМ, остановите дизель и убедитесь
в полной остановке хвостовика ВОМ, прежде чем выйти из кабины и отсоединить оборудование.
1.2.20 Не носите свободную одежду при работе с ВОМ или вблизи вращающегося
оборудования.
1.2.21 При работе со стационарными машинами, приводимыми от ВОМ, всегда
включайте стояночный тормоз и блокируйте задние колеса спереди и сзади. Убедитесь в
надежном закреплении машины.
1.2.22 Не оставляйте трактор с навесным орудием в транспортном положении на дли-
тельное время с работающим двигателем. Во избежание перегрева гидросистемы, прежде
чем оставить трактор, опустите орудие или заглушите двигатель.
1.2.23 Убедитесь в установке ограждения хвостовика ВОМ и, если ВОМ не исполь-
зуется, установите на место колпак хвостовика ВОМ.
1.2.24 Не производите очистку, регулировку или обслуживание оборудования, при-
водимого от ВОМ, при работающем дизеле.
1.2.25 Запрещается при работающем двигателе снимать боковины капота и (или) под-
нимать капот трактора.
1.2.25 Кабина имеет следующие аварийные выходы - левая и правая двери, заднее
стекло, крыша. При аварии немедленно затормозите трактор, остановите дизель, отключите
аккумуляторные батареи и покиньте кабину трактора через любой из аварийных выходов,
открыв, в зависимости от положения трактора, либо левую дверь кабины, либо правую
дверь кабины, либо заднее стекло или крышу. Для открытия крыши необходимо, нажав на
рычаг защелки крыши, привести крышу в крайнее верхнее положение (крыша полностью
открыта). Если открытие аварийных выходов невозможно, разбейте стекло требуемого ава-
рийного выхода подручным тяжелым предметом и покиньте кабину трактора.
11
1.3 Меры безопасности при техническом обслуживании
1.3.1 Никогда не заправляйте трактор при работающем дизеле.
1.3.2 При заправке трактора топливом не курите.
1.3.3 Не заполняйте полностью топливные баки. Оставляйте объем для расширения
топлива.
1.3.4 Никогда не добавляйте к дизельному топливу бензин или смеси. Эти сочетания
могут создать увеличенную опасность воспламенения или взрыва.
1.3.5 Правильно используйте летние и зимние сорта топлива. Заправляйте топливный
бак в конце каждого дня для уменьшения ночной конденсации влаги.
1.3.6 Все операции, связанные с очисткой дизеля и трактора, подготовкой к работе,
техническим обслуживанием и т.д. выполняйте при остановленном дизеле и заторможенном
тракторе.
1.3.7 Система охлаждения работает под давлением, которое поддерживается клапа-
ном, установленным в крышке заливной горловины. Опасно снимать крышку на горячем ди-
зеле. Во избежание ожогов лица и рук, пробку горловины радиатора на горячем дизеле от-
крывайте осторожно, предварительно накинув на пробку плотную ткань и надев рукавицы.
1.3.8 Во избежание ожогов, проявляйте осторожность при сливе охлаждающей жид-
кости или воды из системы охлаждения, горячего масла из дизеля, гидросистемы и транс-
миссии.
1.3.9 Соблюдайте осторожность при обслуживании аккумуляторных батарей, так как
электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги.
1.3.10 Чтобы избежать опасности взрыва, не допускайте нахождения источников от-
крытого пламени вблизи топливной системы дизеля и аккумуляторных батарей.
1.3.11 Поддерживайте трактор и его оборудование, особенно тормоза и рулевое
управление, в работоспособном состоянии для обеспечения Вашей безопасности и безопас-
ности находящихся вблизи людей.
1.3.12 Не вносите в трактор или в его отдельные составные части никаких изменений
без согласования с Вашим дилером и заводом изготовителем.
1.3.13 Заправляйте трактор только рекомендованными заводом маслами и смазками.
Использование других смазочных материалов категорически запрещается!
1.3.14 Во избежание повреждения полупроводниковых приборов и резисторов, со-
блюдайте следующие предосторожности:
- не отсоединяйте выводы АКБ при работающем двигателе. Это вызовет появление
пикового напряжения в электрической цепи и приведет к неизбежному повреждению изде-
лий, содержащих полупроводниковые приборы и лампы накаливания.
- не отсоединяйте электрические провода до остановки дизеля и выключения всех
электрических переключателей.
- не вызывайте короткого замыкания из-за неправильного присоединения проводов.
Короткое замыкание или неправильная полярность вызовет повреждение диодов и транзи-
сторов.
- не подключайте АКБ в систему электрооборудования, пока не будет проверена по-
лярность выводов и напряжения.
- не проверяйте наличие электрического тока на «искру», так как это приведет к не-
медленному пробою транзисторов.
12
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
2.1 Масса и размеры
Наименование
БЕЛАРУС 1021
БЕЛАРУС 1021.3
А
Длина с навесной системой в
4105±50
4525 ± 50
транспортном положении, мм
Б
Ширина по концам полуосей зад-
2250 ± 20
2250 ± 20
них колес, мм
В
Высота по кабине, мм
2840 ± 20
2840 ± 20
Г
База, мм
2445 ± 20
2445 ± 20
Д
Колея передних колес, мм
См. подраздел 5.1 «Установка
См. подраздел 5.1 «Установка
колеи передних колес»
колеи передних колес»
Е
Колея задних колес, мм
1600 - 2400
1600 - 2400
Ж
Дорожный просвет, мм
450
450
Масса эксплуатационная, кг
4635 ±100
4675 ±100
2.2 Номера составных частей трактора
Фирменная табличка трактора с указанием
серийных номеров трактора и дизеля закре-
плена на левой нише кабины
13
Серийный номер трактора дублируется на
правой пластине лонжерона
Серийный номер дизеля дублируется на
фирменной табличке, прикрепленной к бло-
ку цилиндров слева.
Пример таблички для трактора БЕЛАРУС 1021
Номер турбокомпрессора дизеля
Номер муфты сцепления (на корпусе сцепле-
ния слева)
Номер коробки передач (на корпусе КП слева)
14
Номер трансмиссии
Номер переднего ведущего моста
Серийный номер кабины
15
2.3. Общие сведения об устройстве тракторов «БЕЛАРУС-1021/1021.3»
Параметры дизеля
Модель дизеля
Д-245
Д-245S2
(Д-245С по заказу)
Изготовитель
ММЗ
ММЗ
(Минский моторный завод)
(Минский моторный завод)
Тип
4-х тактный
4-х тактный
Число и расположение ци-
4, вертикальное, рядное
4, вертикальное, рядное
линдров
Способ смесеобразования
непосредственный впрыск
непосредственный впрыск
топлива
топлива
Степень сжатия (расчетная)
15,1
17
(16)
Диаметр цилиндра, мм
110
110
Ход поршня, мм
125
125
Рабочий объем, л
4,75
4,75
Порядок работы цилиндров
1 - 3 - 4 - 2
1 - 3 - 4 - 2
Подача воздуха
турбонаддув
турбонаддув
Система охлаждения
жидкостная
жидкостная
Номинальная частота враще-
2200
2200
ния, об/мин
Максимальная частота вра-
щения холостого хода, не
2380
2420
более, об/мин
Минимальная устойчивая
700
800±50
частота вращения холостого
(600±50)
хода, не более об/мин
Мощность номинальная, кВт
77
81
(л.с.)
(79)
Максимальный крутящий
384
440
момент, Н м (кгс м)
(392)
Номинальное значение угла
(20±1)° - для Д-245
С топл. насосом
опережения впрыска топлива
РР4М10Рli-3705 - (3,5±0,5)°)
до ВМТ, град
(Для Д-245С с топл. насосом
С топл. насосом
РР4М10Р1f-3480 - (13±1)°)
(Для Д-245С с топл. насосом
773.1111005-01Т - (3,5±0,5)°)
4УТНИ-Т-1111007-610 - (15±1)°)
(Для Д-245С с топл. насосом
773.1111005-01 - (12±1)°)
16
Система смазки дизелей Д - 245 / Д - 245С / Д - 245S2
Тип: комбинированная, с жидкостно-масляным теплообменником.
Очистка масла: полнопоточный масляный фильтр с неразборным фильтроэлементом.
Минимальное давление масла: при минимальной частоте вращения холостого хода, не ме-
нее 0,08 МПа.
Давление масла при номинальной частоте вращения: 0,25 - 0,35 МПа.
Максимальное давление на холодном дизеле: до 0,6 МПа.
Система питания дизелей Д - 245 / Д - 245С / Д - 245S2
Топливный насос: четырехплунжерный, рядный, с подкачивающим насосом.
Регулятор: механический всережимный с пневмокорректором подачи топлива.
Турбокомпрессор: центростремительная радиальная турбина на одном валу с центробеж-
ным компрессором.
Топливные фильтры: фильтр грубой очистки и фильтр тонкой очистки (с бумажным фильт-
рующим элементом).
Емкость топливного бака: варианты 135 л. и 140 л.
Воздухоочиститель: комбинированный, с сухой центробежной и сухой двухступенчатой
очисткой воздуха бумажными фильтрами-патронами.
Система пуска дизелей Д - 245 / Д - 245С
Электростартерная, 24 В. (12В - по заказу)
Средства облегчения запуска: электрофакельный подогреватель воздуха во всасывающем
коллекторе;
Система пуска дизеля Д - 245S2
Электростартерная, 24 В.
Средства облегчения запуска: свечи накаливания.
Система охлаждения дизелей Д - 245 / Д - 245С / Д - 245S2
Тип: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости. Контроль температу-
ры осуществляется термостатом.
Нормальная рабочая температура от 85°С до 95°С.
ОНВ (на тракторах БЕЛАРУС-1021.3)
Радиаторного типа, установлен перед водяным радиатором. Предназначен для охлаж-
дения воздуха, нагнетаемого во впускной коллектор дизеля.
Рулевое управление
Тип: гидрообъемное с одним гидроцилиндром в рулевой трапеции.
Давление настройки предохранительного клапана - 14 МПа.
Давление настройки противоударных клапанов - 20 МПа.
Производительность насоса питания: 32 л/мин.
Гидроцилиндр: двухстороннего действия, диаметр цилиндра - 63 мм, ход поршня - 200 мм.
Пределы регулирования положения рулевого колеса:
- по углу наклона - от 25° до 40° с фиксацией через 5°;
- по высоте - в диапазоне 100 мм. Свободный ход рулевого колеса - 25°.
Муфта сцепления
Тип: фрикционная однодисковая, сухая постоянно-замкнутого типа.
Диаметр диска - 340 мм.
17
Коробка передач
Тип: механическая, синхронизированная, с мультипликатором (ускорителем) на входе.
Передачи: 14 вперед, 4 назад.
Диаграммы скоростей трактора на шинах базовой комплектации с однорычажным и двух-
рычажным управлении КП соответственно приведены на рисунках ниже.
18

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности