Использование по назначению трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Меры безопасности при подготовке трактора к работе

    Строгое выполнение требований безопасности обеспечивает безопасность работы на тракторе, повышает его надежность и долговечность.

    К работе на тракторе допускаются лица не моложе 17 лет, имеющие удосто-верение на право управления трактором тягового класса 1,4 и прошедшие инструк-таж по технике безопасности и пожарной безопасности.

    Внимательно изучите настоящее руководство перед использованием тракто-ра. Недостаточные знания по управлению и эксплуатации трактора могут быть при-чиной несчастных случаев.

    При расконсервации трактора и дополнительного оборудования соблюдайте меры пожарной безопасности и гигиены при обращении с химическими реактивами, использованной ветошью и промасленной бумагой.

    Перед эксплуатацией трактора замените специальные гайки ступиц задних колес (по одной на каждой ступице), применяемые для крепления трактора на плат-форме транспортного средства на гайки основной комплектации ступиц, приложен-ные в комплекте ЗИП. Затяните гайки моментом от 300 до 350 Н м;

    Трактор должен быть обкатан согласно требованиям подраздела 4.4 «Досбор-

    ка и обкатка трактора».

    Трактор должен быть комплектным и технически исправным.

    Не допускайте демонтажа с трактора предусмотренных конструкцией защит-ных кожухов или ограждений, а также других деталей и сборочных единиц, влияю-щих на безопасность его работы (защитная решетка вентилятора, кожухи заднего ВОМ и боковых ВОМ, и т.д.).

    Техническое состояние тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, ходовой системы должно отвечать требованиям безо-пасности, соответствующих стандартов и настоящего руководства.

    Прицепные сельскохозяйственные машины должны иметь жесткие сцепки, ис-ключающие их раскачивание и наезд на трактор во время транспортировки.

    Органы управления трактором должны иметь надежную фиксацию в рабочих положениях.

    Содержите в чистоте все предупредительные таблички. В случае поврежде-ния или утери табличек, заменяйте их новыми.

    Эксплуатация трактора без АКБ в системе электрооборудования не допускается.

    Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с нормативно-право-выми актами, принятыми на территории государства, где используется трактор.

  2. Использование трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

    1. Посадка в трактор

      Посадка в трактор осуществляется через левую дверь кабины. Для удобства по-садки в трактор установлена подножка.

    2. Подготовка к пуску и пуск двигателя трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

      1. Общие указания

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА НА ТРАКТОРЕ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ БЕЗ НЕ-ОБХОДИМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ (ВОЗДУХООБМЕНА). ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА.

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ НЕ ЗАПРАВЛЕННЫХ СИСТЕМАХ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ.

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИ-ГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ! НЕМЕД-ЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ.

        ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРА ОБОРУДОВАНА ОДНОМЕСТНЫМ СИДЕНИЕМ И В НЕЙ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ОПЕРАТОР!

        ВНИМАНИЕ: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ И ОПЕРАЦИИ КОНТРОЛЯ ПРИБОРОВ ПРО-ИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО НАХОДЯСЬ НА СИДЕНИИ ОПЕРАТОРА!

        ВНИМАНИЕ: ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ УСТАНОВЛЕННОМ В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЫЧАГЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДИА-ПАЗОНОВ И ПЕРЕДАЧ!

        ВНИМАНИЕ: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ МЕТОДОМ БУКСИРОВКИ ПРИМЕНЯЙТЕ ТОЛЬКО В КРАЙНИХ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЯХ И ТОЛЬКО НА ТРАКТОРЕ, ПРОШЕДШЕМ ПОЛНУЮ ТРИДЦАТИЧАСОВУЮ ОБКАТКУ!

      2. Подготовка к пуску и пуск двигателя при нормальных условиях (плюс 4°С и выше) Для пуска двигателя тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» при нормальных ус-

        ловиях выполните следующие действия:

        • включите стояночный тормоз трактора;

        • откройте один или оба крана топливных баков, если они закрыты;

        • если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи для удаления из нее воздуха;

        • установите рукоятку управления подачей топлива в положение, соответствую-щее наибольшей подаче топлива;

        • установите рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный при-вод в положение «Нейтраль», а рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено»;

        • установите тягу включения полунезависимого бокового ВОМ и тягу включения синхронного бокового ВОМ в положения «выключено»;

        • рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны находит-ся в положении «нейтраль.

        • выжмите педаль сцепления, рычаг переключения передач и диапазонов переве-дите в положение включения I-го или II-го диапазона, отпустите педаль сцепления;

        • включите выключатель АКБ;

        • поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в положе-ние «I». При этом:

          1. На блоке контрольных ламп включится в мигающем режиме с часто-той 1 Гц контрольная лампа сигнализатор включения стояночного тормоза.

          2. В комбинации приборов загорятся лампа аварийного давления масла в двигателе (звучит зуммер), лампа аварийного давления воздуха (если оно ниже допустимого), контрольная лампа лампа резервного уровня топлива (если топливо в баках на резервном уровне).

          3. на дисплее тахоспидометра отобразится суммарное время наработки двигателя в часах.

        • выжмите педаль сцепления;

        • поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск двигателя).

        • удерживайте ключ до запуска двигателя, но не более 15 секунд. Если двигатель не запустился, повторное включение производите не раньше, чем через чем через одну минуту. Если после трех попыток двигатель не запустился, найдите неисправность и устраните ее;

        • после запуска двигателя, отпустите педаль сцепления, проверьте работу всех кон-трольных ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла в двигателе, заряд аккумуляторных батарей и пр). После того, как контрольная лам-па аварийного давления масла в двигателе погаснет, зуммер отключается. Дайте двигате-лю поработать при 100050 об/мин до стабилизации давления в рабочем диапазоне;

      3. Подготовка к пуску и пуск двигателя при низких температурах (плюс 4°С и ниже) Для пуска двигателя тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» при низких темпера-

        турах выполните следующие действия:

        • включите стояночный тормоз трактора;

        • заполните бачок электрофакельного подогревателя двигательным топливом, если ЭФП не заполнен.

        • откройте один или оба крана топливных баков, если они закрыты;

        • если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи для удаления из нее воздуха;

        • поднимите (т.е. закройте) шторку водяного радиатора для быстрейшего прогрева двигателя;

        • установите рукоятку управления подачей топлива в положение, соответствую-щее наибольшей подаче топлива;

        • установите рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный при-вод в положение «Нейтраль», а рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено»;

        • установите тягу включения полунезависимого бокового ВОМ и тягу включения синхронного бокового ВОМ в положения «выключено»;

        • рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны находит-ся в положении «нейтраль.

        • выжмите педаль сцепления, рычаг переключения передач и диапазонов переве-дите в положение включения I-го или II-го диапазона, отпустите педаль сцепления;

        • включите выключатель АКБ;

        • поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в положе-ние «I». При этом:

        1. На блоке контрольных ламп включится в мигающем режиме с часто-той 1 Гц контрольная лампа сигнализатор включения стояночного тормоза.

        2. В комбинации приборов загорятся лампа аварийного давления масла в двигателе (звучит зуммер), лампа аварийного давления воздуха (если оно ниже допустимого), контрольная лампа лампа резервного уровня топлива (если топливо в баках на резервном уровне).

        3. на дисплее тахоспидометра отобразится суммарное время наработки двигателя в часах.

  • нажмите клавишу переключателя ЭФП. При этом в блоке контрольных ламп заго-рится контрольная лампа работы ЭФП, сигнализируя о включении и нагреве спирали ЭФП. Как только контрольная лампа работы ЭФП начнет мигать, двигатель готов к пуску (спираль раскалена для подогрева всасываемого в цилиндры двигателя воздуха).

    • выжмите педаль сцепления;

    • поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск двигателя), при этом продолжайте удерживать клавишу переключателя ЭФП нажатой;

    • удерживайте ключ до запуска двигателя, но не более 15 секунд. Если двигатель не запустился, повторное включение производите не раньше, чем через чем через одну минуту. Если после трех попыток двигатель не запустился, найдите неисправность и устраните ее;

    • после запуска двигателя, отпустите педаль сцепления, отпустите клавишу пере-ключателя ЭФП, проверьте работу всех контрольных ламп и показания приборов (тем-пература охлаждающей жидкости, давление масла в двигателе, заряд аккумуляторных батарей и пр). После того, как контрольная лампа аварийного давления масла в двига-теле погаснет, зуммер отключается. Дайте двигателю поработать при 100050 об/мин до стабилизации давления в рабочем диапазоне;

    • отрегулируйте положение шторки водяного радиатора для поддержания нор-мального теплового режима.

      1. Начало движения трактора, переключение КП

        ПРОГРЕЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ ДО УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ НА ОБОРОТАХ КОЛЕНЧА-ТОГО ВАЛА 700-800 МИН-1 В ТЕЧЕНИЕ ОТ 2 ДО 3 МИНУТ, А ЗАТЕМ ДАЙТЕ ЕМУ ПОРА-БОТАТЬ НА ПОВЫШЕННЫХ ОБОРОТАХ, ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЯ ОБОРОТЫ ДО 1600 МИН-1 ДО ДОСТИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 40º С!

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИ-ГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. НЕМЕД-ЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ.

        Перед началом движения определите необходимую скорость движения трактора. Диаграмма скоростей тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» на шинах базовой ком-плектации приведена в инструкционной табличке на правом стекле в кабине и в п. 2.13.4

        «Диаграмма скоростей трактора».

        Чтобы привести трактор в движение, выполните следующее:

        • уменьшите обороты двигателя;

        • выжмите педаль сцепления;

        • для включения диапазона переместите рычаг переключения диапазонов и пере-дач из нейтрали в крайнее левое положение, преодолев сопротивление возвратной пружины, а затем, перемещением рычага переключения диапазонов и передач в про-дольном направлении, включите требуемый диапазон I или II. После включения диапа-зона переместите рычаг в продольном направлении обратно к центру, после чего пру-жина автоматически возвратит его в нейтраль;

        • выберите требуемую передачу перемещением рычага переключения диапазонов и передач из нейтрали в поперечном и продольном направлениях в соответствии со схе-мой, представленной на рисунке 2.13.1. Если передача сразу не включается, слегка от-пустите и выжмите педаль сцепления, и включите требуемую передачу;

        • для переключения с повышенной ступени понижающего редуктора на понижен-ную, переместите рычаг управления понижающим редуктором вперед от себя, согласно схеме управления понижающим редуктором, представленной на рисунке 2.13.1. Для пе-реключения с пониженной ступени на повышенную – назад к себе.

        • выключите стояночный тормоз, плавно отпустите педаль сцепления, одновре-менно увеличивая подачу топлива двигателя – трактор придет в движение.

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ С БОЛЬШОЙ ТЯГОВОЙ НАГРУЗКОЙ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАКТОРА С ОТКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ.

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕДАЧУ «R» ЗАДНЕГО ХОДА В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ.

        ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРОГАНИИ ТРАКТОРА С МЕСТА УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СТОЯ-НОЧНЫЙ ТОРМОЗ ВЫКЛЮЧЕН!

        ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ И ДИАПАЗОНОВ КП ОСУЩЕСТВЛЯ-ЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ И ВЫКЛЮЧЕННОМ СЦЕПЛЕНИИ!

        ВНИМАНИЕ: В ДИАПАЗОННОМ РЕДУКТОРЕ КП ОТСУТСТВУЕТ ФИКСИРОВАН-НОЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ ШЕСТЕРНИ I-ОЙ СТУПЕНИ РЕДУКТО-РА, ПОЭТОМУ В ДИАПАЗОННОМ РЕДУКТОРЕ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА ИЛИ I-АЯ ИЛИ II-АЯ СТУПЕНЬ РЕДУКТОРА!

        ВНИМАНИЕ: В ПОНИЖАЮЩЕМ РЕДУКТОРЕ ОТСУТСТВУЕТ ФИКСИРОВАННОЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЭТОМУ В ПОНИЖАЮЩЕМ РЕДУКТОРЕ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА ЛИБО ПОНИЖЕННАЯ, ЛИБО ПОВЫШЕННАЯ СТУПЕНЬ. УСТАНОВКА РЫЧАГА В НЕЙТРАЛЬ (НЕФИКСИРОВАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ) ДОПУСКА-ЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА!

        ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПОНИЖАЮЩЕГО РЕДУКТОРА ОСУЩЕСТВЛЯ-ЕТСЯ НА ЛЮБОЙ ПЕРЕДАЧЕ КП И ТОЛЬКО ПРИ ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ И ВЫКЛЮЧЕННОМ СЦЕПЛЕНИИ!

        ВНИМАНИЕ: ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА тракторе НЕ ДЕРЖИТЕ НОГУ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБУКСОВКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ, КО-ТОРОЕ ПРИВОДИТ К ЕЕ ПЕРЕГРЕВУ ИЛИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ!

        ВНИМАНИЕ: ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛА СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 13 КМ/Ч!

        image

        ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 70 º С!

      2. Остановка трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

        Для остановки трактора выполните следующее:

        • уменьшите обороты двигателя;

        • выжмите полностью педаль сцепления;

        • установите рычаг переключения диапазонов и передач КП в нейтральное по-ложение;

        • отпустите педаль сцепления;

        • остановите трактор с помощью рабочих тормозов;

        • включите стояночный тормоз.

          ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА ОДНОВРЕМЕННО РЕЗКО НАЖМИТЕ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ И ТОРМОЗОВ!

      3. Остановка двигателя трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

        ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ОСТАНОВКОЙ ДВИГАТЕЛЯ ДАЙТЕ ЕМУ ПОРАБОТАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ОТ 3 ДО 5 МИНУТ СНАЧАЛА НА СРЕДНЕЙ, А ЗАТЕМ НА МИНИМАЛЬ-НОЙ ЧАСТОТЕ ХОЛОСТОГО ХОДА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖ-ДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ И МАСЛА!

        Для остановки двигателя выполните следующее:

        • установите рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено», а ру-коятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод (если включен синхронный привод) установите в положение «нейтраль»;

        • установите тяги управления боковым полунезависимым ВОМ и боковым син-хронным ВОМ в положение «выключено»;

        • опустите орудие на землю;

        • переведите в нейтральное положение рукоятки управления распределите-лем гидронавесной системы;

        • выключите вентилятор-отопитель;

        • потяните на себя рукоятку останова двигателя;

        • если включен независимый привод заднего ВОМ, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод установите в положение

          «нейтраль»;

        • при продолжительной остановке выключите АКБ.

        ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ПОТЯНИТЕ НА СЕБЯ РУКОЯТКУ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ!

      4. Высадка из трактора

Высадка из трактора, кроме аварийных ситуаций осуществляется через левую дверь кабины. Правила высадки из трактора при аварийных ситуациях приведены в п. 4.5.3 подраздела 4.5 «Действия в экстремальных условиях».

Покидая трактор, убедитесь, что все действия, перечисленные в подразделе

      1. «Остановка двигателя» выполнены, навесные устройства трактора и агрегати-руемых машин опущены.

            1. Использование ВОМ

              Правила включения и выключения заднего, бокового полунезависимого и бо-кового синхронного валов отбора мощности приведены в подразделе 2.14 «Управ-ление валами отбора мощности».

              Контроль за работой заднего вала отбора мощности осуществляется по та-хоспидометру (индикатору комбинированному), как указано в подразделе 2.7 «Та-хоспидометр».

              ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ВАЛАМИ ОТБОРА МОЩНОСТИ, СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯ-ЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!

              ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАДНЕГО ВОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА БЛИЗКИХ К МИНИМАЛЬНЫМ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ (ОТ 1000 ДО 1100 МИН-1), ЗАТЕМ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ!

              На задний ВОМ трактора установлен хвостовик ВОМ1с по ГОСТ 3480 (8 зубь-ев, 540 мин-1). По заказу в ЗИП трактора могут прикладываться хвостовик ВОМ1 (6 зубьев, 540 мин-1) и ВОМ 2 по ГОСТ 3480 (21 зуб, 1000 мин-1).

              ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ, КАК ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ НЕЗАВИСИМОМ, ТАК И СИН-ХРОННОМ ПРИВОДЕ, НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 54 КВТ!

              ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-100Х» ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ, КАК ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ НЕЗАВИСИМОМ, ТАК И СИНХРОННОМ ПРИВОДЕ, НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 60 кВТ!

              Таблица 4а – Режимы работы заднего ВОМ

              Привод ВОМ

              Тип хвостовика

              Частота вращения, мин-1

              ВОМ

              двигателя

              Независимый

              ВОМ 1С

              540

              2080

              ВОМ 1

              540

              2080

              ВОМ 2

              1000

              2300

              Синхронный при установ-ленных задних шин 15.5R38

              ВОМ 1С ВОМ 1

              ВОМ 2

              -3,44 об/метр пути

              Синхронный при установ-ленных задних шин 18.4R30

              ВОМ 1С ВОМ 1

              ВОМ 2

              -3,52 об/метр пути

              Синхронный при установ-ленных задних шин 18.4/78-30

              ВОМ 1С ВОМ 1

              ВОМ 2

              -3,59 об/метр пути

              Синхронный при установ-ленных задних шин 11.2R42

              ВОМ 1С ВОМ 1

              ВОМ 2

              -3,45 об/метр пути

              Для работы с задним ВОМ снимите защитный колпак 1 (рисунок 4.2.1), для че-го необходимо открутить два болта 2. После окончания работы с ВОМ обязательно установите колпак на место, для чего необходимо надеть колпак на хвостовик и за-крутить два болта 2.

              image

              1 – защитный колпак; 2 – болт; 3 – болт; 4 – гайка; 5 – крышка заднего ВОМ; 6 – кожух; 7 – крышка; 8 – болт; 9 – пластина.

              Рисунок 4.2.1 – Снятие защитного колпака и замена хвостовика заднего ВОМ

              Для замены хвостовика заднего ВОМ выполните следующие операции:

              • отверните гайки 4 и снимите кожух 6 с крышкой 7 в сборе;

              • отверните болты 8 и снимите пластину 9;

              • снимите хвостовик 10;

              • установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, смазав консистентной смазкой центрирующий поясок;

              • установите пластину 9, заверните болты 8, установите кожух 6 совместно с крышкой 7 и закрепите их гайками 4.

Боковой полунезависимый ВОМ – двухскоростной 570 мин-1 и 755 мин-1. На-правление вращения – против часовой стрелки при виде на торец хвостовика; хво-стовик ВОМ 1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев).

Боковой синхронный ВОМ – с номинальной частотой вращения хвостовика ВОМ 1,26 об/метр пути на задних шинах 15.5R38. Направление вращения – против часовой стрелки при виде на торец хвостовика; хвостовик ВОМ 1с по ГОСТ 3480 (8 зубьев).

Для работы с боковым ВОМ, как с полунезависимым, так и с синхронным, снимите защитный колпак, для чего необходимо открутить два болта. После оконча-ния работы с боковым ВОМ обязательно установите колпак на место, для чего необ-ходимо надеть колпак на хвостовик и закрутить два болта.

ВНИМАНИЕ: БОКОВОЙ ПОЛУНЕЗАВИСИМЫЙ ВОМ ОТКЛЮЧАЕТСЯ ПРИ НАЖАТИИ НА ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ!

ВНИМАНИЕ: СИНХРОННЫЙ ПРИВОД ЗАДНЕГО ВОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИ СКОРОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА НЕ ВЫШЕ 8 КМ/Ч. В ПРО-ТИВНОМ СЛУЧАЕ, ВОЗМОЖНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ В СИЛОВОЙ ПЕРЕ-ДАЧЕ ТРАКТОРА!

      1. Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин

        1. Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора

          Выбор оптимального давления воздуха в шинах колесных тракторов и степень его влияния на тягово-сцепные свойства зависят от вида работы, типа почвы и на-грузки, действующей на оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет на опорное пятно контакта колеса c почвой и, в зависимости от почвенных условий, сказывается на его тягово-сцепных качествах и производительности трактора в работе. Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях и скоростях устанавливаются изготовителем шин и приведены в таблице 4.1.

          Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на ши-ны трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной экс-плуатационной массы трактора и балласта, а также условий работы.

          Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирова-ния трактора разное. Поэтому при изменении условий эксплуатации трактора необ-ходимо проверять и, при необходимости, корректировать величину давления в ши-нах. Несоблюдение норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.

          Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы приводит к возникновению следующих неисправностей колес:

          • проворот шин на ободьях;

          • перетирание борта шины о закраину обода;

          • появление трещин на боковинах шин;

          • расслоение или излом каркаса шины;

          • вырыв вентиля шины (для камерных шин).

            Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к возникновению следующих неисправностей колес:

          • заметный повышенный износ шин;

          • растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;

          • увеличенная пробуксовка колес;

          • повышенная чувствительность к ударам и порезам.

            Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузо-подъемности шин (для данного давления и скорости) и осей трактора – причина от-казов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и других узлов и деталей трактора, что может также привести к авариям и уменьше-нию срока службы трактора в целом.

            ВНИМАНИЕ: ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ВИДА РАБОТ НАГРУЗОК И СКОРОСТЕЙ!

            Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость балластирования, массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок на оси трактора.

            Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только пу-тем практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.

            Методика определения нагрузки на передние и задние колеса трактора путем взвешивания представлена в разделе 5 «Агрегатирование».

            Для проверки давления в шинах используйте исправные приборы с ценой де-ления не более 10 кПа. Это обеспечит достоверность измерений. Допустимые пре-дельные отклонения давления в шинах – ± 10 кПа по показаниям манометра.

            Таблица 4.1 – Нормы нагрузок на одинарные шины трактора для выбора эксплуатационных режимов работы при различных скоростях и давлениях в шинах

            Шина

            Ин-декс нагруз-ки**

            Сим вол ско-рос-ти**

            Ско-рость, км/ч

            Нагрузка на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа

            80

            100

            120

            140

            160

            180

            200

            220

            240

            13.0/75-16

            130

            A6

            10

            1590

            1760

            1930

            2100

            2250

            2390

            2520

            2660

            20

            1365

            1510

            1650

            1800

            1930

            2050

            2160

            2280

            30

            1140

            1260

            1380

            1500

            1610

            1710

            1800

            1900

            12-16

            130

            A6

            10*

            1665

            1850

            2115

            2270

            2430

            2495

            2645

            2850

            20

            30

            1495

            1110

            1665

            1235

            1900

            1410

            2045

            1515

            2180

            1620

            2245

            1665

            2380

            1765

            2565

            1900

            (250кПа)

            7.5-20

            103

            A6

            10*

            870

            935

            1005

            1070

            1140

            1310

            20

            30

            780

            580

            840

            625

            900

            670

            965

            715

            995

            760

            1180

            875

            (280кПа)

            9.00R20

            112

            A8

            10*

            965

            1065

            1190

            1300

            1400

            1500

            1600

            1700

            1870

            20

            805

            885

            990

            1080

            1165

            1250

            1330

            1415

            1555

            Бел-311

            30

            640

            710

            790

            865

            930

            995

            1065

            1130

            1365

            или

            40

            580

            640

            715

            780

            840

            900

            960

            1020

            1120

            9.00-20

            (260кПа)

            18.4/78-30 (18.4L-30)

            139

            A6

            10*

            20

            30

            2805

            2405

            2005

            3115

            2670

            2225

            3400

            2915

            2430

            18.4R30

            144

            A8

            10*

            2625

            2960

            3300

            3635

            3975

            4200

            20

            30

            2150

            1870

            2425

            2110

            2705

            2350

            2980

            2590

            3255

            2835

            3440

            2995

            40

            1750

            1975

            2200

            2425

            2650

            2800

            15.5R38

            134

            A8

            10*

            2130

            2430

            2715

            2960

            3180

            20

            30

            1745

            1515

            1990

            1730

            2225

            1935

            2425

            2110

            2605

            2265

            40

            1420

            1620

            1810

            1975

            2120

            11.2R42

            126

            A6

            10*

            20

            1250

            1070

            1425

            1220

            1595

            1365

            1735

            1485

            1860

            1600

            2005

            1715

            2135

            1830

            2265

            1940

            2380

            2040

            30

            895

            1020

            1140

            1240

            1335

            1435

            1525

            1620

            1700

            * -Внутреннее давление должно быть увеличено на 25%

            ** Индекс нагрузки и символ скорости (см. на боковине шин) Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.

            При выполнении работ требующих больших тяговых усилий на крюке, уста-навливайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на доро-гах с твердым покрытием увеличьте давление на 30 кПа.

            Нормы нагрузок приведены для шин с указанным индексом нагрузки и симво-лом скорости

        2. Правила эксплуатации шин

          Для исключения преждевременного выхода из строя шин и поломок трактора, связанных с неправильным использованием шин, соблюдайте следующие правила эксплуатации шин:

          • своевременно выполнять операции технического обслуживания шин и колес;

          • предохранять шины от попадания на них топлива, масла и других нефтепродуктов;

          • данные по нагрузкам для 10 км/ч (в таблице 4.1) применяются только в усло-виях, требующих невысоких тяговых усилий: при агрегатировании посевных и убо-рочных агрегатов. Для работ с большим крутящим моментом использовать рекомен-дации для 30 км/ч;

          • не допускать работу трактора с внутренним давлением в шинах, не соответ-ствующим установленной норме для конкретного случая его использования.

          • поддерживать установленные нормы внутренних давлений в шинах в соот-ветствии с указаниями настоящего руководства;

          • в процессе работы в случае необходимости не производите проверку и под-качку шин сразу же после остановки трактора: нужен перерыв для остывания шин.

          • контролировать давление воздуха в шинах в холодном состоянии шинным манометром, который необходимо периодически проверять на точность показаний на станциях или пунктах технического обслуживания любых механических транс-портных средств;

          • если наблюдается постоянное падение давления в шинах, то обязательно установить причину и устранить ее;

          • проверку давления в шинах, заполненных раствором, производить при край-нем верхнем положении вентиля;

          • использование типоразмеров шин, не указанных в руководстве, возможно только при условии согласования с заводом;

          • при подборе и покупке новых шин необходимо руководствоваться указания-ми настоящего руководства по эксплуатации трактора.

            Неправильный монтаж и демонтаж шин приводит к повреждению элементов конструкции шины. Монтаж и демонтаж шин в хозяйствах производят на специально отведенном участке или в помещении. Как правило, монтаж-демонтаж шин произво-дят на специальном стенде, но допускается выполнять ручной монтаж-демонтаж шин (с помощью монтажных лопаток и других приспособлений). Устанавливайте одинаковый типоразмер, модель и конструкцию шины на одной оси. Периодическая перестановка колес предотвращает их неравномерный износ. Не допускайте уста-новку на одной оси колес с различными степенями износа. Применение старых ка-мер для новых шин не рекомендуется;

          • обязательно при установке колеи обеспечьте равные расстояния противопо-ложных колес относительно вертикальной плоскости, проходящей через центр трак-тора. Не забывайте при установке колес на трактор о правильном направлении вра-щения шины и безопасном достаточном расстоянии между колесом и другими эле-ментами конструкции трактора;

          • не использовать трактор с заметной длительной пробуксовкой и перегрузкой колес: с тяжелыми машинами (масса которых превышает допустимые для трактора величины) или с почвообрабатывающими машинами, сопротивление которых в дан-ных почвенных условиях велико для трактора;

          • избегать резкого трогания с места, резкого торможения, крутых поворотов, долговременного буксования колес при застревании трактора.

            ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА И ДЛИТЕЛЬНАЯ СТОЯНКА ТРАКТОРА НА ПОВРЕЖ-ДЕННЫХ ИЛИ СПУЩЕННЫХ ШИНАХ.

        3. Накачивание шин

Накачивание шин производите через клапан отбора воздуха регулятора дав-ления 1 (рисунок 4.2.2), для чего выполните следующие операции:

  • выпустите воздух из баллона 3 пневмосистемы через клапан удаления кон-денсата;

  • отвинтите гайку-барашек 2 штуцера клапана отбора воздуха;

  • присоедините шланг для накачки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю

шины;

  • запустите двигатель и накачайте шину до требуемого давления, контролируя

    его шинным манометром;

    • отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;

    • наверните гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха.

ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОВЫШЕНИИ ДАВЛЕНИЯ В БАЛЛОНЕ ДО 0,77 МПА КОМ-ПРЕССОР ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ДАВЛЕНИЯ НА ХОЛОСТОЙ ХОД И НАКАЧКА ШИН АВТОМАТИЧЕСКИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. ПОЭТОМУ ПЕРИОДИЧЕСКИ КОНТРОЛИРУЙТЕ ДАВЛЕНИЕ ПО УКАЗАТЕЛЮ НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ И, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, СНИЖАЙТЕ ЕГО ЧЕРЕЗ КЛАПАН УДАЛЕНИЯ КОНДЕНСАТА!

image

1 – регулятор давления; 2 – гайка-барашек; 3 – баллон пневмосистемы.

Рисунок 4.2.2 – Накачивание шин

      1. Установка колеи задних колес на ширину 2400 мм трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

        Трактора «БЕЛАРУС-80Х» и БЕЛАРУС-100Х» с одноколесной осью могут быть использованы для возделывания и уборки хлопка сырца в узких междурядьях (60 см) посредством монтажа дополнительного комплекта деталей на трактор для установки колеи задних колес на ширину 2400 мм.

        Установить колею задних колес 2400 мм возможно при любых, указанных в подразделе 3.12 «Ходовая система и колеса трактора», шинах задних колес.

        Для переоборудования трактора на колею задних колес 2400 мм выполните следующее:

        • установите клинья под переднее и задние колеса;

        • ослабьте болты крепления заднего колеса, затем поддомкратьте заднюю часть трактора до отрыва колеса от земли. Установите подставку под рукав 1 (рисунок 4.2.3);

        • отверните гайки и снимите заднее колесо;

        • отверните шесть болтов 12 крепления бортового редуктора 3 к рукаву 1 и снимите бортовой редуктор в сборе.

        • отогните стопорную пластину и отверните два болта 6.

        • снимите шайбу 7, внутреннюю обойму подшипника 5 (42412КМ) и ведущую шестерню 4.

        • установите проставку 10 и закрепите её болтами 12 к рукаву 1.

        • на шлицевой вал 2 конечной передачи установите втулку 11.

        • в проставку 10 запрессуйте наружную обойму подшипника 8 (42315КМ).

        • на вал 13 напрессуйте внутреннюю обойму подшипника 8 (42315КМ) и вставьте его во втулку 11 до упора;

        • на шлицевой конец вала 13 установите ведущую шестерню 4 и напрессуйте внутреннюю обойму подшипника 5 (42412КМ) буртом к шестерне 4;

        • повторите операции по установке проставки с другой стороны трактора;

        • установите шайбу 7, закрепите болтами 6 и застопорите стопорной пластиной;

        • соедините бортовой редуктор 3 с проставкой 10 и закрепите болтами 9.

        • установите колеса на место. Моменты затяжек резьбовых соединений колес представлены в разделе 6 «Техническое обслуживание».

          ВНИМАНИЕ: В ПРОЦЕССЕ СБОРКИ ВСЕ ПОДШИПНИКИ СМАЗЫВАЙТЕ КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ "ЛИТОЛ-24"!

          image

          1 – рукав бортового редуктора; 2 – шлицевой вал конечной передачи; 3 – бор-товой редуктор; 4 – ведущая шестерня; 5 – подшипник (42412КМ); 6 – болт; 7 – шайба; 8 – подшипник (42315КМ); 9 – болт; 10 – проставка; 11 – втулка; 12 – болт; 13 – вал.

          Рисунок 4.2.3 – Установка колеи задних колес на ширину 2400 мм

      2. Эксплуатация тракторов с передней двухколесной осью

        1. Общие сведения

          Передняя двухколесная ось 50Х-3030100 устанавливается на тракторах «БЕ-ЛАРУС-80Х.1». По заказу возможна установка передней двухколесной оси на трак-торах «БЕЛАРУС-100Х».

          Технически возможна установка передней двухколесной оси на трактора

          «БЕЛАРУС-80Х».

          Технически возможна установка передней одноколесной оси на трактора

          «БЕЛАРУС-80Х.1».

          ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ЛЮБОГО ДЕМОНТАЖА РУЛЕВОЙ ТЯГИ И ПОСЛЕДУЮ-ЩЕЙ ЕЁ УСТАНОВКИ, ПРОИЗВЕДЯ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕГУЛИРОВКИ, ЗАТЯ-НИТЕ ДВЕ КОРОНЧАТЫЕ ГАЙКИ М18Х1,5 ШАРОВЫХ ПАЛЬЦЕВ КРУТЯЩИМ МО-МЕНТОМ ОТ 100 ДО 140 Н·М И ЗАШПЛИНТУЙТЕ ИХ (ПРИ СОВМЕЩЕНИИ ПРОРЕ-ЗИ ГАЙКИ И ОТВЕРСТИЯ ШАРОВОГО ПАЛЬЦА ОТВОРАЧИВАНИЕ ГАЙКИ НЕ ДО-ПУСКАЕТСЯ) И ЧЕТЫРЕ КОНТРОВОЧНЫЕ ГАЙКИ М24Х1,5 (С ЛЕВОЙ И ПРАВОЙ РЕЗЬБОЙ) ТРУБ РУЛЕВЫХ ТЯГ КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ ОТ 100 ДО 140 Н·М!

        2. Установка на трактор передней двухколесной оси взамен передней одноколесной оси

          Для использования трактора на некоторых видах работ предусмотрена уста-новка передней двухколесной оси 50Х-3030100 взамен передней одноколесной оси 50Х-3030010.

          Для установки на тракторе передней двухколесной оси взамен одноколесной оси выполните следующее:

          • затормозите трактор стояночным тормозом, положите упоры спереди и сзади задних колес, двигатель должен быть заглушен;

          • приподнимите переднюю часть трактора;

          • отверните болты 1 (рисунок 4.2.4) и отсоедините вилку 2 в сборе с передним колесом;

          • установите сошку 7 на штифты поворотного вала механизма поворота 3 и за-крепите болтами 1;

          • на двухколесную ось трактора установите седло 6 и соедините его с двухко-лесной осью с помощью оси качания 8 и пальца 9;

          • установите под переднюю часть трактора двухколесную ось в сборе с сед-лом 6 и, с помощью болтов 4, прикрепите к нижней плоскости переднего бруса;

          • присоедините к сошке 7 рулевые тяги;

          • произведите регулировку сходимости передних колес;

          image

          1 – болт; 2 – вилка; 3 – поворотный вал механизма поворота; 4 – болт; 5 – гид-роцилиндр; 6 – седло; 7 – сошка; 8 – ось качания; 9 – палец.

          Рисунок 4.2.4 – Установка на трактор передней двухколесной оси взамен пе-редней одноколесной оси

        3. Формирование колеи передних колес на тракторах с двухколесной осью Изменение колеи трактора по передним колесам осуществляется как за счет выдвиж-

ки оси так и за счет перестановки колес с борта на борт (схема 1 и схема 2 на рисунке 4.2.7).

Конструкция двухколесной оси, позволяет менять колею передних колес от 1240 до 1640 мм с интервалом 50 мм и от 1350 до 1750 мм с интервалом 50 мм, в зависимости от схемы установки колес.

Для установки требуемой колеи выполните следующее:

  • затормозите трактор стояночным тормозом, положите упоры спереди и сзади задних колес, двигатель должен быть заглушен;

  • установите домкрат под одну сторону двухколесной оси, поднимите колесо до отрыва от земли;

  • ослабьте гайки стяжных болтов 1 (рисунок 4.2.5), извлеките палец 2 фиксации выдвижного кулака 3, ослабьте затяжку двух контровочных гаек 4 на концах трубы рулевой тяги 5;

  • передвиньте выдвижной кулак 3 внутрь или наружу корпуса передней оси, в соответствии с таблицей 4.2 и рисунком 4.2.6;

  • установите палец 2 (рисунок 4.2.5) и затяните болты 1;

  • повторите перечисленные операции на противоположной стороне двухко-лесной оси;

    image

  • произведите регулировку сходимости передних колес, затяните гайки 4 трубы рулевой тяги.

1 – болт; 2 – палец; 3 – выдвижной кулак; 4 – контровочная гайка; 5 – труба рулевой тяги.

Колея передних колес

Положение выдвижного кулака двухколесной оси (рисунок 4.2.6)

Схема 1 (рисунок 4.2.7)

Схема 2 (рисунок 4.2.7)

1240

1350

А

1340

1450

Б

1440

1550

В

1540

1650

Г

1650

1750

Д

Рисунок 4.2.5 – Формирование колеи передних колес на тракторах с двухколесной осью Таблица 4.2 – Формирование колеи передних колес на тракторах с двухколесной осью

image

Рисунок 4.2.6 – Положения выдвижного кулака при формирование колеи передних колес

image

На рисунке 4.2.7 представлены варианты установки колес по схеме 1 и схеме 2.

image image

СХЕМА 1 СХЕМА 2

Рисунок 4.2.7 – Варианты установки передних колес на тракторах с двухколесной осью

ВНИМАНИЕ: В СОСТОЯНИИ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА ПЕРЕДНИЕ КОЛЕСА УС-ТАНОВЛЕНЫ НА КОЛЕЮ ПО СХЕМЕ 1 (РИСУНОК 4.2.7)!

Для установки колес на колею по схеме 2 необходимо выполнить следующее:

  • отсоединить колеса от ступиц оси;

  • переставить колеса с борта на борт, присоединив их к ступицам оси проти-воположной стороной диска.

Гайки крепления колеса к ступице оси затянуть моментом от 200 до 250 Н·м.

ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАТЯЖКУ ГАЕК ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЧАСА РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ 10 ЧАСОВ РАБОТЫ И КАЖДЫЕ ПОСЛЕ-ДУЮЩИЕ 125 ЧАСОВ РАБОТЫ!

ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЕИ ПО ПЕРЕДНИМ КОЛЕСАМ ВЫ-ПОЛНЯЙТЕ ПРОВЕРКУ И РЕГУЛИРОВКУ СХОДИМОСТИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС. ПЕ-РЕД ПРОВЕРКОЙ СХОДИМОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ И, ЕС-ЛИ НЕОБХОДИМО, РЕГУЛИРОВКУ ЛЮФТОВ В ШАРНИРАХ РУЛЕВЫХ ТЯГ!

Меры безопасности при работе трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Общие меры безопасности при работе трактора

    Не работайте на тракторе в закрытом помещении без необходимой вентиляции.

    Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода.

    Запуск и эксплуатация трактора с открытым капотом не допускается. Запрещается при работающем двигателе открывать капот трактора.

    Не запускайте двигатель находясь вне рабочего места оператора. При запуске двигателя и манипулировании органами управления всегда находитесь в кабине на си-деньи оператора.

    Запуск двигателя методом буксировки применяйте только в крайних аварийных случаях и только на тракторе, прошедшем полную тридцатичасовую обкатку.

    Перед пуском двигателя должен быть включен стояночный тормоз, задний и бо-ковые валы отбора мощности должны быть выключены, рычаг переключения диапазо-нов и передач КП – в положении «Нейтраль».

    Во время запуска не должно быть людей под трактором, спереди и сзади него, а также между трактором и соединенной с ним машиной.

    Прежде чем начать движение, предупредите сигналом окружающих и работаю-щих на присоединенных машинах, убедитесь в выключении стояночного тормоза и плав-но начните движение.

    При движении на дорогах общего пользования пользуйтесь привязными ремнями

    (поставляются по заказу).

    Присутствие в кабине пассажира при работе трактора категорически запрещается. Не покидайте трактор, находящийся в движении.

    При выполнении транспортных работ соблюдайте правила дорожного движения, принятые на территории страны использования трактора.

    Осуществлять движение на дорогах общего пользования могут операторы, имеющие стаж работы на тракторе не менее двух лет и сдавшие экзамены по правилам дорожного движения.

    Движение тракторного агрегата по скользким дорогам с включенной автоматиче-ской БД производите при скорости не более 10 км/ч.

    При движении трактора на дорогах общего пользования выполните следующее:

    • проверьте работу тормозов; сблокируйте педали тормозов, проверьте и при не-обходимости отрегулируйте тормоза на одновременность действия;

    • проверьте работу стояночного тормоза;

    • проверьте состояние приборов световой и звуковой сигнализации;

    • прицепные машины должны иметь жесткие сцепки и, кроме того, соединяться страховочной цепью или тросом;

    • никогда не спускайтесь под гору с выключенной передачей. Двигайтесь на одной передаче как под гору, так и в гору;

    Чем быстрее Вы движетесь и чем больше буксируемая масса, тем больше долж-на быть дистанция безопасности.

    На тракторах «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» перед началом работы с присоединенными машинами включите пневмокомпрессор, проверьте состояние пневмопривода тормозов присоединенной машины, давление воздуха в системе. Обнаруженные неисправности устраните. Обязательно подсоедините пневмопривод тормозов присоединенной маши-ны. Подсоединение соединительной головки присоединенной машины к соединительной головке трактора выполняйте при включенном стояночном тормозе.

    Агрегатируемые с тракторами «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» прицепные машины долж-ны иметь тормозную систему, обеспечивающую:

    • торможение машины на ходу;

    • включение тормоза при отсоединении машины от трактора;

    • удержание машины при стоянке на склонах;

    • предупреждение толкающего действия машины на трактор при резком измене-нии скорости движения.

    Скорость движения на подъездных путях и проездах должна быть не более 10 км/ч. Не останавливайте трактор на склонах. При необходимости остановки затормози-

    те трактор стояночным тормозом.

    Перед выходом из кабины выключите задний и боковые ВОМ, остановите двига-тель, включите стояночный тормоз и извлеките ключ включателя стартера.

    image

    Если двигатель или рулевое управление отказали в работе, немедленно остано-вите трактор. Помните, что при остановленном двигателе для управления трактором к рулевому колесу необходимо приложить значительно большее усилие.

    При появлении неисправности немедленно остановите трактор и устраните неис-правность.

    Не допускайте подтеканий электролита, охлаждающей жидкости, топлива, масла.

    Правильно используйте летние и зимние сорта топлива. Заправляйте топливный бак в конце каждого дня для уменьшения ночной конденсации влаги. Применяйте на тракторе только рекомендованные настоящим руководством топлива, масла и смазки. Использование других смазочных материалов категорически запрещается.

    Запрещается отключать систему электрооборудования выключателем «мас-

    сы» при работающем двигателе.

    Работу трактора в темное время суток производите при включенных исправных приборах освещения.

    Ваш трактор, если он неправильно используется, может быть опасным как для Вас, так и для посторонних лиц. Не используйте оборудование, не предназначенное для установки на трактор.

    Убедитесь в правильной установке любого дополнительного оборудования или вспомо-гательных устройств и в том, что они предназначены для использования с Вашим трактором.

    При работе трактора с хлопкоуборочной машиной обязательно закройте уплотнени-ем открытые места водяного радиатора и переднего бруса, а также отверстия облицовки.

    Не допускайте работу на тракторе с неисправными контрольно-измерительными приборами.

    Накачивать шины без контроля давления не допускается.

    При агрегатировании трактора с сельхозмашинами дополнительно выполняйте требования безопасности по эксплуатации этих машин.

    Перед навешиванием на трактор сельскохозяйственных машин убедитесь в чис-тоте и исправности шарниров нижних и верхней тяг ЗНУ.

    Если передняя часть трактора отрывается от земли при навешивании на ме-ханизм задней навески тяжелых машин, установите балластные передние грузы.

    Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При дли-тельных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.

    Перед подъемом и опусканием навесного сельскохозяйственного орудия, а также при поворотах трактора предварительно убедитесь в том, что нет опасности кого-либо задеть или зацепить за какое либо препятствие.

    Опускайте навесную и полунавесную машину в рабочее положение и поднимайте ее в транспортное положение только при прямолинейном движении агрегата.

    Во избежание поломок трактора или сельхозмашины, транспортные переезды и повороты тракторного агрегата с поднятой сельхозмашиной производите только убе-дившись, что задний и боковые ВОМ выключены.

    При сцепке с трактором и навеске на него сельхозмашин и орудий прицепщик должен находиться на безопасном расстоянии до полной остановки. Сцепку (навеску) следует начинать только после сигнала оператора.

    Чтобы избежать опрокидывания, соблюдайте следующие меры предосторожно-сти при работе трактора:

    • выбирайте безопасную скорость, соответствующую дорожным условиям, осо-бенно при езде по пересеченной местности, при переезде канав, уклонов и при резких поворотах;

    • скорость движения на поворотах допускайте не более 5 км/ч, при скользкой до-роге – 3 км/ч.

    • спуск с горы производите на первой или второй передаче.

    Примечание – Приведенный перечень мер предосторожностей не является ис-черпывающим. Чтобы избежать опрокидывания всегда проявляйте осторожность при работе на тракторе.

    Запрещается использовать трактор на работах, где возможно опрокидывание трактора.

    При присоединении карданного привода машины к ВОМ, выключите ВОМ, затор-мозите трактор стояночным тормозом и выключите двигатель.

    После отсоединения машин с приводом ВОМ снимите карданные приводы и за-кройте хвостовики ВОМ защитными колпаками.

    Карданные валы, передающие вращение от ВОМ трактора на рабочие органы аг-регата, должны быть ограждены.

    При работе со стационарными машинами, приводимыми от заднего и боковых ВОМ, всегда включайте стояночный тормоз и блокируйте задние колеса спереди и сза-ди. Убедитесь в надежном закреплении машины.

    Убедитесь в установке ограждений хвостовиков заднего и боковых ВОМ и, если ВОМ не используется, установите на место колпак хвостовика ВОМ.

    Не носите свободную одежду при работе с задним и боковым ВОМ или вблизи вращающегося оборудования.

    Во избежание поломок трактора или сельхозмашины поворот тракторного агрегата можно начинать при условии полного выглубления из земли рабочих органов машины.

    При работе тракторных агрегатов колонной интервал между ними должен быть не менее 30 м.

    В зависимости от условий работы используйте естественную вентиляцию кабины или блок отопления и охлаждения воздуха в кабине.

    При работе трактора оператору необходимо использовать штатные средства за-щиты органов слуха.

    При работе и проезде тракторного агрегата в зоне линий электропередач расстоя-ние от наивысшей точки агрегата до проводов должно быть в соответствии с таблицей 4.3.

    Таблица 4.3

    Напряжение линии, кВ, до

    11

    20-25

    110

    154-220

    330-500

    Расстояние по горизонтали, м, не менее

    1,5

    2

    4

    6

    9

    Расстояние по вертикали, м, не менее

    1

    2

    3

    4

    6

  2. Меры противопожарной безопасности

Трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем – лопатой и ог-нетушителем. Работать на тракторе без средств пожаротушения запрещается.

Никогда не заправляйте трактор топливом при работающем двигателе. Не курите при заправке трактора топливом.

Не заправляйте полностью топливные баки. Оставляйте объем для расширения топлива. Никогда не добавляйте к двигательному топливу бензин или смеси. Эти сочета-

ния могут создать увеличенную опасность воспламенения или взрыва.

Места стоянки трактора, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой шириной не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения.

Заправку трактора ГСМ производите механизированным способом при остановлен-ном двигателе. В ночное время применяйте подсветку. Заправка топливных баков с помощью ведер не рекомендуется. При проведении ремонтных работ в полевых условиях с примене-нием электрогазосварки детали и сборочные единицы очистите от растительных остатков.

Не допускайте загрязнения коллектора и глушителя топливом, соломой и т. п.

Не допускайте наматывания соломы на вращающиеся части агрегатируемых с трактором машин.

При промывке деталей и сборочных единиц керосином, бензином или двигатель-ным топливом примите меры, исключающие воспламенение паров промывочной жидкости. Не допускайте работу трактора в пожароопасных местах при снятом капоте и дру-

гих защитных устройств с нагретых частей двигателя.

Не допускайте использования открытого пламени для подогрева масла в поддоне дви-гателя, при заправке топливных баков, для выжигания загрязнений сердцевины радиатора.

При появлении очага пламени засыпьте его песком, накройте брезентом, мешко-виной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетушитель. Не зали-вайте горящее топливо и масло водой.

Следите за тем, чтобы в процессе работы двигателя вблизи выпускного коллек-тора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов.

При уборке сена, соломы, работе в местах с повышенной пожаро-опасностью не допускайте скапливания на ограждении глушителя и соединительных газопроводах го-рючих материалов.

Выключайте выключатель «массы» при прекращении работы трактора.

Досборка и обкатка трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Досборка трактора

    После приобретения трактора «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» дилеру (потреби-телю) необходимо установить на трактор глушитель и, в зависимости от вида вы-полняемых работ, установить в рабочее положение поперечину или задние концы нижних тяг.

  2. Техническое обслуживание перед обкаткой трактора

    Перед вводом нового трактора в эксплуатацию выполните следующее:

    • вымойте трактор, удалите консервирующую смазку (при ее наличии на тракторе);

    • внимательно осмотрите трактор, проверьте его комплектность и наличие эксплуатационной документации;

    • снимите аккумуляторные батареи, приведите их в рабочее состояние и уста-новите на место;

    • проверьте затяжку наружных резьбовых соединений и, если необходимо, подтяните;

    • проверьте уровень масла в масляном картере двигателя, в трансмиссии, корпусах бортовых редукторов ЗМ, совмещенном маслобаке ГНС и ГОРУ, поддоне воздухоочистителя и, если необходимо, долейте согласно разделу 6 «Техниче-ское обслуживание»;

    • слейте имеющееся топливо из топливных баков и заполните топливный бак отстоянным свежим топливом: зимой – зимним, летом – летним;

    • заполните систему охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью;

    • проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в шинах, в соответствии с таблицей 4.1;

    • убедитесь в наличии защитных ограждающих щитков (ограждение хвостови-ков заднего ВОМ, боковых ВОМ и пр.);

    • проверьте работу двигателя, исправность приборов освещения и сигнализации, действие тормозов и рулевого управления, а также проверьте функционирование остальных систем и узлов трактора по штатным контрольно-измерительным приборам;

    Перед началом обкатки проверьте затяжку гаек крепления задних колес к фланцам бортовых редукторов (момент затяжки должен быть от 300 до 350 Н·м), на тракторах с одноколесной осью затяжку гаек крепления вилки к оси и затяжку гаек крепления диска переднего колеса к ступице (момент затяжки должен быть от 250 до 300 Н·м), на тракторах с двухколесной осью затяжку гаек крепления дисков передних колес к ступицам передней оси (момент затяжки должен быть от 200 до 250 Н·м).

  3. Обкатка трактора

    ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ТРАКТОРА ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬ-ШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОК СЛУЖБЫ ТРАКТОРА. ВАШ ТРАКТОР БУДЕТ РАБОТАТЬ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАДЕЖНО ПРИ УСЛОВИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОБКАТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕ-СКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУ-ЖИВАНИЕ» СРОКИ!

    ВНИМАНИЕ: В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОБКАТАЙТЕ ТРАКТОР В ТЕЧЕ-НИЕ 30 Ч! ДО ПЕРВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1) (125 Ч) ЗАГРУ-ЖАЙТЕ ТРАКТОР ДО 80 % ОТ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ!

    Запустите двигатель. Дайте двигателю поработать на холостом ходу в тече-ние пяти минут с постепенным увеличением частоты вращения до 1600 мин1, затем проводите обкатку под нагрузкой в течение 30 часов работы трактора.

    При проведении 30-часовой обкатки выполняйте следующие указания:

    • постоянно следите за показаниями приборов, работой систем смазки, охлаж-дения и питания. Контролируйте уровни масла и жидкости в заправочных емкостях;

    • проверяйте затяжку и подтягивайте наружные крепежные соединения;

    • не перегружайте двигатель, не допускайте дымления и падения оборотов. Признаками перегрузки являются резкое падение оборотов, дымление и нереагиро-вание двигателя на увеличение подачи топлива. Работа на высокой передаче под нагрузкой приводит к чрезмерному износу трущихся деталей двигателя;

    • работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при высоких оборотах двигателя приведет к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи для каждого конкретного условия работы дает экономию топлива и снижает износ двигателя;

    • избегайте длительной работы без нагрузки в режиме максимальных или ми-нимальных оборотов двигателя;

    • для правильной приработки трущихся деталей муфты сцепления в процессе обкатки более часто и плавно включайте муфту сцепления.

  4. Техническое обслуживание в процессе обкатки трактора После первого часа обкатки трактора проверьте:

    • затяжку гаек крепления задних колес к фланцам бортовых редукторов, бол-тов крепления рукавов бортовых редукторов к корпусам бортовых редукторов и кор-пусу заднего моста на тракторах с одноколесной осью с двухколесной осью;

    • затяжку гаек крепления вилки к оси и затяжку гаек крепления диска переднего колеса к ступице на тракторах с одноколесной осью;

    • гаек крепления передних колес к ступицам на тракторах с двухколесной осью;

      Далее контролируйте затяжку перечисленных резьбовых соединений каждые восемь часов в течение обкатки.

      В процессе обкатки регулярно проводите операции ежесменного технического обслуживания в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 6 «Техническое обслуживание» настоящего руководства.

  5. Техническое обслуживание после обкатки трактора После обкатки трактора выполните следующее:

  • выполните операции ежесменного технического обслуживания;

  • осмотрите и вымойте трактор, очистите интерьер кабины;

  • прослушайте работу всех составных частей трактора;

  • проверьте затяжку резьбовых соединений в соответствии с п. 4.4.4 «Техни-

    ческое обслуживание в процессе обкатки трактора»;

  • подтяните четыре контровочные гайки М24х1,5 (с левой и правой резьбой) труб рулевых тяг и две корончатые гайки М18х1,5 шаровых пальцев рулевых тяг, как указано в п. 4.2.10.1 подраздела 4.2.10 «Эксплуатация тракторов с передней двухко-лесной осью».

  • проверьте и, при необходимости, подтяните наружные резьбовые соединения;

  • слейте отстой из топливных баков и из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;

  • проверьте состояние аккумуляторных батарей, очистите клеммные соедине-ния и вентиляционные отверстия;

  • проверьте и, если необходимо, отрегулируйте свободный ход педали сцеп-ления, управление рабочими и стояночным тормозами (на тракторах БЕЛАРУС 80Х.1/100Х» выполните проверку и, при необходимости, регулировку привода тор-мозного крана пневмосистемы);

  • замените масло в трансмиссии;

  • замените масло в корпусах бортовых редукторов заднего моста;

  • замените масло в картере двигателя;

  • очистите ротор центробежного масляного фильтра двигателя;

  • промойте фильтр предварительной очистки масла двигателя;

  • проверьте уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя двига-теля тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1»;

  • проверьте и, при необходимости, произведите затяжку болтов крепления го-ловок цилиндров;

  • проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между клапанами и ко-ромыслами;

  • проверьте смазку на всех сборочных единицах согласно п.3 таблицы 6.4. Где необходимо смажьте либо замените смазку;

  • проверьте, и при необходимости, восстановите герметичность всех соедине-ний воздухоочистителя и впускного тракта;

  • проверьте и, при необходимости, отрегулируйте натяжение ремня вентилятора;

  • проконтролируйте функционирование двигателя, рулевого управления, тор-мозов, органов управления, систем освещения и сигнализации.

  • проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в шинах, в соответствии с таблицей 4.1;

Действия в экстремальных условиях трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Для экстренной остановки трактора одновременно резко нажмите на пе-дали сцепления и тормозов.

  2. для экстренной остановки двигателя потяните на себя рукоятку останова двигателя.

  3. При аварии немедленно остановите двигатель, затормозите трактор, от-ключите аккумуляторные батареи и покиньте кабину трактора через любой из ава-рийных выходов, открыв, в зависимости от положения трактора, либо левую дверь кабины, либо правую дверь кабины, либо заднее стекло или крышу. Если открытие аварийных выходов невозможно, разбейте либо переднее стекло, либо заднее стек-ло, либо одно из боковых стекол подручным тяжелым предметом и покиньте кабину трактора.

Примечание – Расположение аварийных выходов приведено в подразделе

2.17 «Замки и рукоятки кабины».

      1. При чрезмерном увеличении частоты вращения коленчатого вала двига-теля немедленно остановите двигатель и затормозите трактор.

      2. При появлении очага пламени остановите двигатель, затормозите трак-тор, выключите выключатель АКБ. Очаг пламени засыпьте песком, накройте брезен-том, мешковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетуши-тель. Не заливайте горящее топливо и масло водой.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности