Трактор Беларус 2022.3 / 2022В.3. Руководство — часть 21

5.9 Хвостовики валов отбора мощности
Хвостовики
(рисунок
5.9.1) переднего и заднего валов отбора мощности
(ПВОМ и ЗВОМ) тракторов «БЕЛАРУС-2022.3/2022В.3» по конструктивному испол-
нению и расположению соответствуют нормативным документам и стандартам, рас-
пространяющимся на валы отбора мощности сельскохозяйственных тракторов. Па-
раметры хвостовиков и характеристики приводов ПВОМ и ЗВОМ приведены в таб-
лице 5.9.
Передний ВОМ комплектуется хвостовиком типа 2.
Задний ВОМ комплектуется хвостовиком типа З (установлен на тракторе при по-
ставке). Сменные хвостовики ЗВОМ типа 1с и типа 2 прикладываются в ЗИП трактора.
ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХВОСТОВИКОВ СООТ-
ВЕТСТВУЮЩИХ ТИПОВ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ ТРАКТОРОВ
«БЕЛАРУС-
2022.3/2022В.3» С МАШИНАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ, ВЫШЕ
УКАЗАННОЙ В ТАБЛИЦЕ 5.9!
Рисунок 5.9.1 - Хвостовик вала отбора мощности
Таблица 5.9
Параметры хвостовиков и
Тип хвостовика вала отбора мощности
приводов ПВОМ и ЗВОМ
Тип11)
Тип1с
Тип2
ТипЗ
Тип2с1)
Тип2с11)
1 Длина шлицев L, мм
76
78
64
89
78
76
2 Диаметр наружный DH, мм
35
38
35
45
38
35
3 Количество зубьев, n
6
8
21
20
8
6
4 Частота вращения хвосто-
540
540
1000
1000
1000
1000
вика заднего ВОМ
(стан-
(590) 2)
(590) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
дартный режим), мин-1 3)
5 Частота вращения хвосто-
540
540
1000
1000
1000
1000
вика заднего ВОМ
(эконо-
(770) 2)
(770) 2)
(1460) 2)
(1460) 2)
(1460) 2)
(1460) 2)
мичный режим), мин-1
6 Мощность, передаваемая
хвостовиком заднего ВОМ,
60
60
92
130
92
92
кВт, не более 3)
7 Тип привода
Независимый
8 Направление вращения
хвостовика ВОМ (смотри на
торец)
По часовой стрелке
_________________________________________________________________________________________
1) Комплектуется по заказу
2) Частота вращения хвостовика ВОМ при номинальной частоте коленчато-
го вала двигателя 2100 мин-1.
3) Для переднего ВОМ при 2050 мин-1 коленчатого вала двигателя - 1000
(1025 мин-1 при номинальной частоте коленчатого вала двигателя), мощность, пе-
редаваемая хвостовиком преднего ВОМ, кВт, не более 44 кВт
211
5.10 Определение возможности применения ВОМ и карданных валов
Основными параметрами для определения возможности применения заднего
или переднего ВОМ трактора, а также характеристик карданного вала и предохрани-
тельной муфты при выборе машин для агрегатирования с трактором являются: спо-
соб агрегатирования; расстояния от точки присоединения до торца хвостовика ВОМ
и торца хвостовика ВМП; частота вращения ВОМ, крутящий момент на ВМП и по-
требляемая мощность сельхозмашины.
Рисунок 5.10.1 - Номограмма для определения крутящего момента на ВПМ
Производители машин с активными рабочими органами для почвообработки и
уборки трав (фрезы, мульчирователи, косилки и другие машины) обычно дают дан-
ные по способу агрегатирования машины, частоте вращения ВПМ, передаточному
числу механического привода машины, минимальной величине отбора и максималь-
но требуемой мощности трактора для обеспечения работы машины.
212
Для определения крутящего момента на ВПМ, зная частоту вращения ВОМ и
отбираемую мощность ВМП, можно использовать номограмму (рисунок 5.10.1) либо
следующую формулу:
где M - крутящий момент, Нм; P - отбираемая мощность ВПМ , кВт; n - часто-
та вращения ВОМ, мин-1.
ВНИМАНИЕ: НОМИНАЛЬНАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ХВОСТОВИКА ВПМ АГ-
РЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 1000 МИН -1 !
При необходимости уточнения частоты вращения ВПМ или определения час-
тоты вращения рабочих органов агрегатируемых машин можно воспользоваться
следующей формулой:
npic = uns
где npic - частота вращения ВПМ, мин-1; ns- частота вращения рабочих орга-
нов, мин-1; u - передаточное число привода машины.
В целях исключения поломок ВОМ и ВПМ в ряде сельскохозяйственных ма-
шин с активными рабочими органами (почвообрабатывающие фрезы, кормоубороч-
ные комбайны, косилки, кормораздатчики, пресс-подборщики и другие) применяются
механические предохранительные муфты.
Функциональное назначение предохранительной муфты
- автоматическое
прекращение передачи или ограничение величины передаваемого крутящего мо-
мента от ВОМ к ВПМ при перегрузках, вызванных большими пусковыми моментами,
перегрузкой (блокировок) рабочих органов и пульсацией нагрузок на приводе ВПМ.
Определить величину момента срабатывания предохранительной муфты кар-
данного привода машины можно по следующей формуле:
Мс = k·М1 ≤ МPTO
где МPTO - максимально допустимый крутящий момент для ВОМ, Нм; Мс - мо-
мент срабатывания предохранительной муфты, свыше которого машина не должна
работать, Нм ; М1 - номинальный рабочий момент, допускаемый для привода маши-
ны в данных условиях эксплуатации, Нм; k = 1,25…1,5 - расчетный коэффициент
(меньшие значения принимают для легких условий, большие - для тяжелых).
ВНИМАНИЕ: МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ
АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ НОМИНАЛЬНОГО РАБО-
ЧЕГО МОМЕНТА, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ПРИВОДЕ МАШИНЫ, НО ВСЕ-
ГДА РАВЕН ИЛИ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО МОМЕНТА НА ВОМ
ТРАКТОРА! ЕСЛИ МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ МУФТЫ МАШИНЫ БОЛЬШЕ ДОПУС-
ТИМОГО МОМЕНТА ДЛЯ ВОМ ТРАКТОРА, ТО ТАКУЮ МАШИНУ НЕЛЬЗЯ АГРЕГА-
ТИРОВАТЬ С ТРАКТОРОМ.
Предохранительные муфты бывают кулачковые, фрикционные, дисковые и
подразделяются на два основных типа - с разрушаемыми и неразрушаемыми рабо-
чими элементами. Муфты с разрушаемым элементом применяют для предохранения
от маловероятных перегрузок.
ВНИМАНИЕ: ПРИМЕНЯТЬ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ МАШИН КАРДАННЫЕ
ВАЛЫ С ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ С РАЗРУШАЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ НА
ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-2022.3/2022В.3» НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!
В ряде сельскохозяйственных машин применяются обгонные муфты. Обгонные
муфты (свободного хода) автоматически замыкаются при одном направлении враще-
ния и размыкаются - при противоположном. Обгонные муфты обеспечивают работу
машин с повышенным моментом инерции вращающихся масс машины, чтобы избе-
жать поломок привода в момент выключения ВОМ.
Существуют также комбинированные предохранительные муфты. Комбиниро-
ванная предохранительная муфта - это такая предохранительная муфта, конструк-
тивно скомбинированная с муфтой другого вида, например с муфтой свободного хода.
213
ВНИМАНИЕ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ ОТ
ВОМ ТРАКТОРА ДОЛЖЕН ЗАРАНЕЕ ВАС ИНФОРМИРОВАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ; ОСОБЕННОСТЯХ КОНСТРУКЦИИ
МУФТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ-
НОЙ МУФТЫ!
При необходимости выбора (покупки) и эксплуатации карданного вала необ-
ходимо руководствоваться в первую очередь рекомендациями изготовителя машин
и карданных валов. Рекомендуем использовать с трактором машины с активными
рабочими органами, у которых длина полностью сдвинутого карданного вала между
центрами шарниров не превышает 1 м.
При агрегатировании машин с помощью ЗНУ или ПНУ (рисунок 5.10.2), длина
карданного вала определяется расстоянием L (вал полностью сдвинут) при горизон-
тальном положении нижних тяг. Удлинение вала происходит при подъеме машины, по-
этому в верхнем положении необходимо проверить перекрытие телескопических эле-
ментов. Большой угол наклона в шарнирах карданного вала образовывается только в
транспортном положении машины при выключенном ВОМ трактора. В рабочем поло-
жении углы наклона карданных шарниров незначительны и равны друг другу и обычно
обеспечивается L1=L2. Поэтому в данном случае можно использовать телескопический
карданный вал с универсальными карданными шарнирами с защитным кожухом.
Рисунок 5.10.2 - Схема определения длины карданного вала, при агрегатиро-
вании трактора с машинами, подсоединяемыми через ЗНУ и ПНУ
При агрегатировании машин с помощью ТСУ-1М-01, ТСУ-1 или ТСУ-3В (рисунок
5.10.3), у которых оси ВОМ и ВПМ параллельны и не смещены относительно друг дру-
га в продольной плоскости (вправо или влево), расстояния А и В от точки присоедине-
ния до ВОМ и ВПМ примерно равны, а максимальная длина карданного вала L опре-
деляется при повороте машины на максимальный угол относительно трактора, можно
использовать телескопический карданный вал с универсальными карданными шар-
нирами с защитным кожухом.
Рисунок 5.10.3 - Схема определения длины карданного вала, при агрегатиро-
вании трактора с машинами, подсоединяемыми через ТСУ-1М-01, ТСУ-1 или ТСУ-3В
214
При агрегатировании машин с помощью ТСУ-2В, ТСУ-2 или ТСУ-2Р (рисунок
5.10.4), когда равенство расстояний от точки присоединения машины до ВОМ и ВПМ
не соблюдается, оси ВОМ и ВПМ смещены в продольной плоскости друг относи-
тельно друга (вправо или влево), при поворотах машины длина карданного вала ме-
няется по длине, то применяют телескопический карданный вал с универсальным
карданным шарниром и карданным шарниром равных угловых скоростей, с защит-
ным кожухом. При этом карданный шарнир равных угловых скоростей должен нахо-
дится со стороны ВОМ.
Рисунок 5.10.4 - Схема определения длины карданного вала, при агрегатиро-
вании трактора с машинами, подсоединяемыми через ТСУ-2В, ТСУ-2 или ТСУ-2Р.
5.11 Особенности применения ВОМ и карданных валов
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, КОГДА РАБОТАЕТ ВОМ И ВРА-
ЩАЕТСЯ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ. ПРИ НАХОЖДЕНИИ ЛЮ-
ДЕЙ В ЗОНЕ РАБОТЫ ВОМ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЗАТЯГИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, В ТОМ
ЧИСЛЕ ЗАХВАТ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЕГО ОДЕЖДЫ, ВО ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЧАСТИ
КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИЕ ДВИЖУЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ МАШИНЫ, КОТОРОЕ
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ТРАВМАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИС-
ХОДОМ, ПОЭТОМУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОМ УБЕДИТЕСЬ В ОТСУСТВИИ
ЛЮДЕЙ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И МАШИНОЙ. ВСЕ РАБОТЫ, СВЯ-
ЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ (РЕГУЛИРОВКОЙ, СМАЗКОЙ И Т.Д.), ПОДСОЕДИНЕ-
НИЕМ И ОТСОЕДИНЕНИЕМ КАРДАННОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ОТ-
КЛЮЧЕННОМ ВОМ И ДВИГАТЕЛЕ ТРАКТОРА. ПЕРЕД НАЧАЛОМ УСТАНОВКИ КАР-
ДАННОГО ВАЛА ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ИЗВЛЕКИТЕ КЛЮЧ ЗАЖИГАНИЯ ИЗ ВЫ-
КЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
ВНИМАНИЕ: ИЗГОТОВИТЕЛЬ ТРАКТОРА НЕ НЕСЕТ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА
ПОЛОМКИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН. ХАРАКТЕРИСТИКИ И
КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННЫХ ВАЛОВ ВХОДЯТ В СФЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ-
ГОТОВИТЕЛЕЙ МАШИН И КАРДАННЫХ ВАЛОВ !
ВНИМАНИЕ: КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН
ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ЧАС-
ТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 540 МИН -1 ИЛИ 1000 МИН -1, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА!
ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРДАННЫЕ ВАЛЫ БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ
ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ, А ТАКЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЛИ
ПОВРЕЖДЕННЫЕ!
ВНИМАНИЕ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ МАШИН С
КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ - УГЛЫ ПОВОРОТА КАРДАННОГО ВАЛА ОГРАНИЧИ-
ВАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА, НАПРИМЕР НАПРАВЛЯЮ-
ЩИМИ ЛИФТОВОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ КОЛЕСАМИ ТРАКТОРА. ИЗ-ЗА ВЗАИМНО-
ГО КАСАНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ПОЛОМКИ ПРИЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА МАШИНЫ ИЛИ НА-
ПРИМЕР, ПОВРЕЖДЕНИЯ ШИН ТРАКТОРА ИЛИ САМОГО КАРДАННОГО ВАЛА!
215
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ МАШИН С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ СУЩЕСТВУ-
ЕТ ОПАСНОСТЬ ВЫБРОСА ОБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДЕТАЛЕЙ
МАШИНЫ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ ДИСТАНЦИЮ!
При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ соблюдайте
следующие правила и требования:
1. Проверьте соответствие включенного скоростного режима ВОМ («540» или
«1000») по типу установленных хвостовиков ВОМ трактора и ВПМ машины;
2. Перед подключением рассоедините карданный вал на две части.
3. Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет
отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очисти-
те хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки,
представленной в руководстве по эксплуатации машины.
4. Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсое-
дините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину - к ВПМ машины. Не за-
будьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хвостови-
ках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного вала.
5. Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны
находиться в одной плоскости, как показано на рисунке 5.11.1.
Рисунок 5.11.1 - Схема установки карданного вала
6. Предохранительная муфта, как показано на рисунке 5.11.2, устанавливает-
ся только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины - другая установка не
обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора от превышения максимально
допустимого крутящего момента. После длительных простоев в работе машины про-
верьте техническое состояние предохранительной муфты.
Рисунок 5.11.2 - Схема установки предохранительной муфты
7. Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными
устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и
со стороны ВПМ, как показано на рисунке 5.11.3, обеспечивает безопасность кар-
данного соединения.
Рисунок 5.11.3 - Схема безопасной установки карданного вала
8. При первом применении карданного вала необходимо обязательно прове-
рить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям ра-
боты с тракторами «БЕЛАРУС-2022.3/2022В.3». Наиболее подробные рекомендации
по карданным валам смотрите в технической документации, прилагаемой к машине.
При необходимости обратитесь к изготовителю карданного вала.
216
9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается
его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-
дить друг в друга не менее чем на L2=150 мм. При меньшем значении, чем L2=150
мм (рисунок 5.11.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность
перекрытия L2 проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.
Рисунок 5.11.4 - Выбор длины карданного вала
10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда
карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L1 (ри-
сунок 5.11.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Ми-
нимально допускаемый зазор L1 должен быть не менее 50 мм.
11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-
те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вра-
щения цепочками, как показано на схеме на рисунке 5.11.3.
12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ или ПНУ в край-
нее верхнее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла
наклона, исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также
и обеспечения безопасного зазора между трактором и машиной.
13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 5.11.5) шар-
ниров карданного вала даны в таблице 5.10.
Рисунок 5.11.5 - Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала
Таблица 5.10
Положения вала отбора
Максимально допустимый угол наклона (поворота) αmax1) ,
мощности трактора
в градусах
Тип шарниров карданного вала
Универсальные
Равных угловых скоростей
Положение «Включен»:
- под нагрузкой
20
25
- без нагрузки 2)
50
50
Положение «Выключен» 3)
50
50
_________________________________
1) Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-
ных валов и машин).
2) Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.
3) Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.
217
14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-
дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.
15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки
на хвостовики ВОМ и ВПМ!
16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-
данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-
му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной
остановки вращения ВОМ!
17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и
ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-
ля трактора.
18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными, полу-
прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том чис-
ле с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.
19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору
машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-
тающем двигателе трактора.
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина
полностью завершит рабочий цикл;
- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;
- при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
- при неработающем двигателе трактора;
- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;
- заглубленных в землю рабочих органах машины;
- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или про-
изошло их забивание или заклинивание;
- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости
шарниров карданного вала машины.
При работе почвообрабатывающими ротационными машинами с активными
рабочими органами дополнительно выполняйте следующие правила:
- не включайте ВОМ при опущенной прямо на землю машине. ВОМ включать
только тогда, когда подготовленная к работе машина для почвообработки, опущена
настолько, чтобы ее рабочие органы не касались поверхности земли и расстояние
до них, было не менее 20…35 мм;
- опускание машины с вращающимися рабочими органами производится
плавно при поступательном движении трактора вперед;
- не допускайте движение с заглубленными рабочими органами с включенным
и выключенным ВОМ в направлении не соответствующим рабочему ходу машины
при выполнении работы;
- при работе на твердых почвах производите обработку сначала поперечных
полос для въезда в загон, а затем обрабатывайте поле в продольном направлении;
- рекомендуем работать на минимальной глубине обработки почвы, требуемой
под определенную культуру. Это необходимо для снижения нагрузки на ВОМ трак-
тора и уменьшения затрат топлива в процессе работы трактора. Особенно это важно
учитывать при работе трактора с комбинированными почвообрабатывающими по-
севными агрегатами.
218
5.12 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
5.12.1 Общие сведения
Большинство технологических процессов в сельскохозяйственном производст-
ве тракторы «БЕЛАРУС - 2022.3/2022В.3» выполняют в движении путем непосредст-
венной тяги машин и орудий за счет сцепления пневматических шин колес с опорной
поверхностью. Оценочными показателями тяговых характеристик трактора являются
тяговая мощность на скоростях рабочего диапазона, номинальное тяговое усилие
при стандартной эксплуатационной массе и допустимом буксовании.
Сила тяги, развиваемая на ободе колеса, прямо пропорциональна сцепной
массе трактора. Поэтому в определенных условиях с увеличением эксплуатацион-
ной массы трактора увеличиваются его тяговые показатели и проходимость.
Тракторы «БЕЛАРУС - 2022.3/2022В.3» рассчитаны на работу с определенны-
ми величинами весовых нагрузок на остов трактора и ходовую систему. Выполнение
рекомендаций по дополнительному балластированию в зависимости от условий экс-
плуатации гарантирует возможность безопасной и исправной работы без критиче-
ских перегрузок трактора не менее установленного срока службы.
Пределом повышения сцепной массы практически является допустимая на-
грузка на шины, которая зависит от типоразмера шин и внутреннего давления. При
этом изготовителем устанавливаются допустимые максимальные нагрузки на мосты
при максимальной транспортной скорости движения.
Примечание - Нормы давления воздуха в передних и задних шинах тракторов
«БЕЛАРУС - 2022.3/2022В.3» при действующей нагрузке и скорости приведены в
подразделе 4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимо-
сти от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Тягово-сцепные качества и проходимость тракторов
«БЕЛАРУС
-
2022.3/2022В.3» в конкретных условиях работы зависят от следующих факторов:
- сцепной массы трактора и примененного балласта в конкретной комплектации;
- распределения массы трактора, балласта и машины в составе агрегата по
осям трактора;
- используемого типоразмера шин и давления в них;
- технического состояния и исправности ходовой системы трактора;
- правильного и своевременного применения рекомендаций завода-
изготовителя по повышению тяговых качеств трактора;
- состояния и свойств опорной поверхности;
- коэффициента сцепления шин колес с опорной поверхностью.
Различают опорную и профильную проходимость сельскохозяйственного
трактора. Опорная проходимость характеризует возможность движения на почвах с
различной структурой и плотностью: обычно в дорожных условиях ранней весной
или осенью, на торфяно-болотных почвах, снежной целине. Профильная проходи-
мость характеризует возможность движения трактора по дорожному вертикальному
просвету (клиренсу) и глубине брода.
Ограничивающим фактором применения сельскохозяйственных трактора яв-
ляется рельеф местности, характеризующий крутизной и конфигурацией обрабаты-
ваемых участков поля, а также их высотой над уровнем моря. Факторами влияния
высоты обрабатываемого участка поля являются атмосферное давление и темпера-
тура внешнего воздуха. Мощность двигателя снижается на 1,0% на каждые 100,0 м
высоты выше уровня моря и в такой же степени увеличивается расход топлива.
Тракторы «БЕЛАРУС - 2022.3/2022В.3» предназначены преимущественно для
равнинных условий и ограничено, с соблюдением мер безопасности и рекоменда-
ций, в местности со значительной крутизной склонов высотой над уровнем моря.
219
Тяговые показатели и опорная проходимость сельскохозяйственных трактора
зависят не только от их характеристик и технического состояния, но и от типа и со-
стояния почвы обрабатываемого участка поля. На почве, подготовленной под посев,
тяговая мощность трактора существенно снижаются по сравнению с этими же пока-
зателями при работе на стерне нормальной влажности.
Изменение параметров проходимости и тягово-сцепных свойств тракторов
«БЕЛАРУС - 2022.3/2022В.3» за счет увеличения в допустимых пределах эксплуата-
ционной массы наиболее эффективно в условиях, когда с увеличением глубины ко-
леи несущая способность почвы возрастает. Например, при увеличении массы трак-
тора за счет дополнительного балластирования, на стерне озимых на минеральных
почвах тяговая мощность трактора на крюке в зависимости от влажности почвы уве-
личивается на 8,8…28,3 %.
Квалификация и опыт оператора, работающего на тракторе, тоже имеют
большое значение для обеспечения возможности движения в полевых условиях на
почвах различного физико-механического состава, или на участках дороги с пере-
менным рельефом либо при изменении погодных условий.
На торфяно-болотных почвах, как правило, с увеличением глубины несущая
способность почвы снижается. Это наблюдается на дернине многолетних трав,
стерне озимых и на участках с высоким уровнем грунтовых вод. В этих условиях с
повышением эксплуатационной массы трактора путем балластирования и догрузки
от массы агрегатируемых машин, сильно увеличивается глубина колеи, сопротивле-
ние качению и буксованию, то есть с увеличением колеи тягово-сцепные качества
трактора понижаются.
5.12.2 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
Имеются следующие способы изменения тягово-сцепных свойств тракторов
«БЕЛАРУС - 2022.3/2022В.3»:
- увеличение сцепной массы трактора;
- увеличение сцепления шин колес с почвой.
Увеличение сцепной массы трактора можно получить следующими действиями:
- использование навесного быстросъемного балласта;
- заливка воды (раствора) в шины колес;
Увеличение сцепления шин колес с почвой получить следующими действиями:
- выбор оптимального давления в шинах в зависимости от условий работы и
нагрузки на оси трактора;
- применение блокировки дифференциала заднего моста;
- сдваивание колес.
5.12.3 Использование навесного быстросъемного балласта
Навесные балластные быстросъемные грузы заводского изготовления применя-
ют обычно для догрузки переднего ведущего моста и обеспечения благоприятного рас-
пределения эксплуатационной массы трактора при работе с различными сельскохо-
зяйственными машинами.
5.12.4 Заливка воды (раствора) в шины колес для увеличения сцепной массы
Заливка воды (раствора) в шины колес производится для увеличения сцепной
массы (увеличения тяговой силы трактора).
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЭТОМ НАГРУЗКУ НА ШИНУ, ПРИ ДАННОМ ВНУТРЕННЕМ
ДАВЛЕНИИ, НУЖНО УМЕНЬШИТЬ НА ВЕЛИЧИНУ ВЕСА ЗАПОЛНЕННОЙ ВОДЫ!
ВНИМАНИЕ: В УСЛОВИЯХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО И ДОСТАТОЧНОГО
СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС С ПОЧВОЙ ЗАЛИВКА ЖИДКОСТИ В ШИНЫ НЕ РЕКОМЕНДУ-
ЕТСЯ ИЗ-ЗА ПЕРЕГРУЗКИ ТРАНСМИССИИ!
220

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности