Трактор Беларус 3022ДЦ.1. Руководство — часть 26

5.9 Особенности применения ВОМ и карданных валов
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, КОГДА РАБОТАЕТ ВОМ И ВРА-
ЩАЕТСЯ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ. ПРИ НАХОЖДЕНИИ ЛЮ-
ДЕЙ В ЗОНЕ РАБОТЫ ВОМ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЗАТЯГИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, В ТОМ
ЧИСЛЕ ЗАХВАТ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЕГО ОДЕЖДЫ, ВО ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЧАСТИ
КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИЕ ДВИЖУЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ МАШИНЫ, КОТОРОЕ
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ТРАВМАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИС-
ХОДОМ, ПОЭТОМУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОМ УБЕДИТЕСЬ В ОТСУСТВИИ
ЛЮДЕЙ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И МАШИНОЙ. ВСЕ РАБОТЫ, СВЯ-
ЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ (РЕГУЛИРОВКОЙ, СМАЗКОЙ И Т.Д.), ПОДСОЕДИНЕ-
НИЕМ И ОТСОЕДИНЕНИЕМ КАРДАННОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ОТ-
КЛЮЧЕННОМ ВОМ И ДВИГАТЕЛЕ ТРАКТОРА. ПЕРЕД НАЧАЛОМ УСТАНОВКИ КАР-
ДАННОГО ВАЛА ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ИЗВЛЕКИТЕ КЛЮЧ ЗАЖИГАНИЯ ИЗ ВЫ-
КЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
ВНИМАНИЕ: ИЗГОТОВИТЕЛЬ ТРАКТОРА НЕ НЕСЕТ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА
ПОЛОМКИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН. ХАРАКТЕРИСТИКИ И
КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННЫХ ВАЛОВ ВХОДЯТ В СФЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ-
ГОТОВИТЕЛЕЙ МАШИН И КАРДАННЫХ ВАЛОВ!
ВНИМАНИЕ: КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН
ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ЧАС-
ТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 1000 МИН-1!
ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРДАННЫЕ ВАЛЫ БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ
ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ, А ТАКЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЛИ
ПОВРЕЖДЕННЫЕ!
ВНИМАНИЕ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ МАШИН С
КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ - УГЛЫ ПОВОРОТА КАРДАННОГО ВАЛА ОГРАНИЧИ-
ВАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА, НАПРИМЕР НАПРАВЛЯЮ-
ЩИМИ ЛИФТОВОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ КОЛЕСАМИ ТРАКТОРА. ИЗ-ЗА ВЗАИМНО-
ГО КАСАНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ПОЛОМКИ ПРИЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА МАШИНЫ ИЛИ НА-
ПРИМЕР, ПОВРЕЖДЕНИЯ ШИН ТРАКТОРА ИЛИ САМОГО КАРДАННОГО ВАЛА!
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ МАШИН С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ СУЩЕСТВУ-
ЕТ ОПАСНОСТЬ ВЫБРОСА ОБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДЕТАЛЕЙ
МАШИНЫ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ ДИСТАНЦИЮ!
ВНИМАНИЕ: ШИРИНА ПРОЕМА ЗАЩИТНОГО УСТРОЙСТВА ЗАДНЕГО ВОМ
СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 360 ММ. В ЭТОЙ СВЯЗИ, ПРИ ПОДСОЕДИНЕНИИ КАРДАННО-
ГО ВАЛА К ХВОСТОВИКАМ ТИП 3 (ВОМ 3), ТИП 4 (ВОМ 4), ТИП 4с (ВОМ 4с) ЗАДНЕГО
ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ, НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ, ЧТОБЫ
ИСКЛЮЧИТЬ ТРАВМЫ РУК. СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
ДЛЯ ПОДСОЕДИНЕНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА К ХВОСТОВИКАМ ТИП 3, ТИП 4, ТИП 4с
НЕ ТРЕБУЕТСЯ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВАЛЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ БЕЗ СООТ-
ВЕТСТВУЮЩИХ ЗАЩИТНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ.
При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ соблюдайте
следующие правила и требования:
1. Проверьте соответствие включенного режима (основной или экономичный)
для выполнения работы с задним ВОМ.
2. Перед подключением рассоедините карданный вал на две части.
262
3. Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет
отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очисти-
те хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки,
представленной в руководстве по эксплуатации машины.
4. Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсое-
дините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину - к ВПМ машины. Не
забудьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хвосто-
виках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного вала.
5. Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны
находиться в одной плоскости, как показано на рисунке 5.9.1.
Рисунок 5.9.1 - Схема установки карданного вала
6. Предохранительная муфта, как показано на рисунке 5.9.2, устанавливается
только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины - другая установка не
обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора от превышения максимально
допустимого крутящего момента. После длительных простоев в работе машины про-
верьте техническое состояние предохранительной муфты.
Рисунок 5.9.2 - Схема установки предохранительной муфты
7. Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными
устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и
со стороны ВПМ, как показано на рисунке 5.9.3, обеспечивает безопасность кардан-
ного соединения.
Рисунок 5.9.3 - Схема безопасной установки карданного вала
8. При первом применении карданного вала необходимо обязательно прове-
рить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям рабо-
ты с тракторами «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1». Наиболее подробные рекомендации по кар-
данным валам смотрите в технической документации, прилагаемой к машине. При
необходимости обратитесь к изготовителю карданного вала.
263
9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается
его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-
дить друг в друга не менее чем на L2=150 мм. При меньшем значении, чем L2=150
мм (рисунок 5.9.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность
перекрытия L2 проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.
Рисунок 5.9.4 - Выбор длины карданного вала
10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда
карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L1 (ри-
сунок 5.9.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Мини-
мально допускаемый зазор L1 должен быть не менее 50 мм.
11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-
те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вра-
щения цепочками, как показано на схеме на рисунке 5.9.3.
12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ в крайнее верх-
нее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла наклона,
исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также и обес-
печения безопасного зазора между трактором и машиной.
13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 5.9.5) шарни-
ров карданного вала даны в таблице 5.9.1.
Рисунок 5.9.5 - Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала
Таблица 5.9.1
Положения вала отбора
Максимально допустимый угол наклона (поворота) αmax1) ,
мощности трактора
в градусах
Тип шарниров карданного вала
Универсальные
Равных угловых скоростей
Положение «Включен»:
- под нагрузкой
20
25
- без нагрузки 2)
50
50
Положение «Выключен» 3)
50
50
______________________________________________________
1) Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-
ных валов и машин).
2) Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.
3) Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.
264
14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-
дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.
15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки
на хвостовики ВОМ и ВПМ!
16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-
данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-
му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной
остановки вращения ВОМ!
17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и
ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-
ля трактора.
18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными, полу-
прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том чис-
ле с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.
19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору
машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-
тающем двигателе трактора.
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина
полностью завершит рабочий цикл;
- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;
- при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
- при неработающем двигателе трактора;
- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;
- заглубленных в землю рабочих органах машины;
- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или про-
изошло их забивание или заклинивание;
- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости
шарниров карданного вала машины.
При работе почвообрабатывающими ротационными машинами с активными
рабочими органами дополнительно выполняйте следующие правила:
- не включайте ВОМ при опущенной прямо на землю машине. ВОМ включать
только тогда, когда подготовленная к работе машина для почвообработки, опущена
настолько, чтобы ее рабочие органы не касались поверхности земли и расстояние
до них, было не менее 35 мм;
- опускание машины с вращающимися рабочими органами производится
плавно при поступательном движении трактора вперед;
- не допускайте движение с заглубленными рабочими органами с включенным
и выключенным ВОМ в направлении не соответствующим рабочему ходу машины
при выполнении работы;
- при работе на твердых почвах производите обработку сначала поперечных
полос для въезда в загон, а затем обрабатывайте поле в продольном направлении;
- рекомендуем работать на минимальной глубине обработки почвы, требуемой
под определенную культуру. Это необходимо для снижения нагрузки на ВОМ трак-
тора и уменьшения затрат топлива в процессе работы трактора. Особенно это важно
учитывать при работе трактора с комбинированными почвообрабатывающими по-
севными агрегатами.
265
5.10 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
5.10.1 Общие сведения
Большинство технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
тракторы «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» выполняют в движении путем непосредственной тяги
машин и орудий за счет сцепления пневматических шин колес с опорной поверхностью.
Оценочными показателями тяговых характеристик трактора являются тяговая мощность
на скоростях рабочего диапазона, номинальное тяговое усилие при стандартной экс-
плуатационной массе и допустимом буксовании.
Сила тяги, развиваемая на ободе колеса, прямо пропорциональна сцепной массе
трактора. Поэтому в определенных условиях с увеличением эксплуатационной массы
трактора увеличиваются его тяговые показатели и проходимость.
Тракторы «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» рассчитаны на работу с определенными величи-
нами весовых нагрузок на остов трактора и ходовую систему. Выполнение рекоменда-
ций по дополнительному балластированию в зависимости от условий эксплуатации га-
рантирует возможность безопасной и исправной работы без критических перегрузок
трактора не менее установленного срока службы.
Пределом повышения сцепной массы практически является допустимая нагрузка
на шины, которая зависит от типоразмера шин и внутреннего давления. При этом изго-
товителем устанавливаются допустимые максимальные нагрузки на мосты при макси-
мальной транспортной скорости движения.
Примечание - Нормы давления воздуха в передних и задних шинах тракторов
«БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» при действующей нагрузке и скорости приведены в подразделе
4.2.9 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий
работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Тягово-сцепные качества и проходимость тракторов «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» в кон-
кретных условиях работы зависят от следующих факторов:
- сцепной массы трактора и примененного балласта в конкретной комплектации;
- распределения массы трактора, балласта и машины в составе агрегата по осям трактора;
- используемого типоразмера шин и давления в них;
- технического состояния и исправности ходовой системы трактора;
- правильного и своевременного применения рекомендаций завода-изготовителя
по повышению тяговых качеств трактора;
- состояния и свойств опорной поверхности;
- коэффициента сцепления шин колес с опорной поверхностью.
Различают опорную и профильную проходимость сельскохозяйственного трактора.
Опорная проходимость характеризует возможность движения на почвах с различной струк-
турой и плотностью: обычно в дорожных условиях ранней весной или осенью, на торфяно-
болотных почвах, снежной целине. Профильная проходимость характеризует возможность
движения трактора по дорожному вертикальному просвету (клиренсу) и глубине брода.
Ограничивающим фактором применения сельскохозяйственных трактора являет-
ся рельеф местности, характеризующий крутизной и конфигурацией обрабатываемых
участков поля, а также их высотой над уровнем моря. Факторами влияния высоты обра-
батываемого участка поля являются атмосферное давление и температура внешнего
воздуха. Мощность двигателя снижается на 1% на каждые 100 м высоты выше уровня
моря и в такой же степени увеличивается расход топлива.
Тракторы «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» предназначены преимущественно для равнин-
ных условий и ограничено, с соблюдением мер безопасности и рекомендаций, в местно-
сти со значительной крутизной склонов высотой над уровнем моря.
Тяговые показатели и опорная проходимость сельскохозяйственных трактора за-
висят не только от их характеристик и технического состояния, но и от типа и состояния
почвы обрабатываемого участка поля. На почве, подготовленной под посев, тяговая
мощность трактора существенно снижаются по сравнению с этими же показателями при
работе на стерне нормальной влажности.
Изменение параметров проходимости и тягово-сцепных свойств тракторов «БЕ-
ЛАРУС-3022ДЦ.1» за счет увеличения в допустимых пределах эксплуатационной массы
наиболее эффективно в условиях, когда с увеличением глубины колеи несущая способ-
ность почвы возрастает. Например, при увеличении массы трактора за счет дополни-
тельного балластирования, на стерне озимых на минеральных почвах тяговая мощность
трактора на крюке в зависимости от влажности почвы увеличивается на 8,8…28,3 %.
266
Квалификация и опыт оператора, работающего на тракторе, тоже имеют большое
значение для обеспечения возможности движения в полевых условиях на почвах раз-
личного физико-механического состава, или на участках дороги с переменным релье-
фом либо при изменении погодных условий.
На торфяно-болотных почвах, как правило, с увеличением глубины несущая спо-
собность почвы снижается. Это наблюдается на дернине многолетних трав, стерне ози-
мых и на участках с высоким уровнем грунтовых вод. В этих условиях с повышением
эксплуатационной массы трактора путем балластирования и догрузки от массы агрега-
тируемых машин, сильно увеличивается глубина колеи, сопротивление качению и бук-
сованию, то есть с увеличением колеи тягово-сцепные качества трактора понижаются.
5.10.2 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
Имеются следующие способы изменения тягово-сцепных свойств тракторов «БЕ-
ЛАРУС-3022ДЦ.1»:
- увеличение сцепной массы трактора;
- увеличение сцепления шин колес с почвой.
Увеличение сцепной массы трактора можно получить следующими действиями:
- использование навесного быстросъемного балласта;
- заливка воды (раствора) в шины колес;
Увеличение сцепления шин колес с почвой получить следующими действиями:
- выбор оптимального давления в шинах в зависимости от условий работы и на-
грузки на оси трактора;
- применение блокировки дифференциала заднего моста;
- сдваивание колес.
5.10.3 Использование навесного быстросъемного балласта
Навесные балластные быстросъемные грузы заводского изготовления монтируют:
- на ПНУ (на тракторах без ПНУ и ПВОМ на передний брус) для догрузки передне-
го ведущего моста и обеспечения благоприятного распределения эксплуатационной
массы трактора при работе с различными сельскохозяйственными машинами;
- на задние колеса для улучшения тягово-сцепных свойств трактора.
5.10.4 Заливка воды (раствора) в шины колес для увеличения сцепной массы
Заливка воды (раствора) в шины колес производится для увеличения сцепной мас-
сы (увеличения тяговой силы трактора).
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЭТОМ НАГРУЗКУ НА ШИНУ, ПРИ ДАННОМ ВНУТРЕННЕМ ДАВ-
ЛЕНИИ, НУЖНО УМЕНЬШИТЬ НА ВЕЛИЧИНУ ВЕСА ЗАПОЛНЕННОЙ ВОДЫ!
ВНИМАНИЕ: В УСЛОВИЯХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО И ДОСТАТОЧНОГО СЦЕП-
ЛЕНИЯ КОЛЕС С ПОЧВОЙ ЗАЛИВКА ЖИДКОСТИ В ШИНЫ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗ-ЗА
ПЕРЕГРУЗКИ ТРАНСМИССИИ!
ВНИМАНИЕ: ДОГРУЗКА КОЛЕС ПУТЕМ ЗАЛИВКИ ВОДЫ (РАСТВОРА) В ШИНЫ
ТРАКТОРА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ НЕДОСТАТОЧНОГО СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС
С ПОЧВОЙ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПЕСЧАНЫХ, ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ
ПОЧВАХ И Т.Д.). ШИНЫ, ЗАПОЛНЕННЫЕ ЖИДКОСТЬЮ, УХУДШАЮТ ПЛАВНОСТЬ ХОДА
ТРАКТОРА НА СКОРОСТЯХ БОЛЕЕ 20 КМ/Ч,А ПРИ НАЕЗДЕ ТАКИХ ШИН НА ПРЕПЯТСТ-
ВИЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ РАЗРЫВ КАРКАСА!
ВНИМАНИЕ: КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПОЛНЯТЬ ШИНЫ ВОДОЙ (РАС-
ТВОРОМ) БОЛЕЕ 75% ИХ ОБЪЕМА, Т.К. ЧРЕЗМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЖИДКОСТИ МОЖЕТ
ПРИВЕСТИ К РАЗРУШЕНИЮ ШИН (ПОКРЫШЕК ИЛИ КАМЕР)!
При использовании воды (раствора) в передних и, особенно, в задних шинах,
увеличивается значительная жесткость шин, глубина следа и уплотнение почвы. Если
воду (раствор) необходимо использовать, то рекомендуем заполнить все шины до оди-
накового уровня, не превышающего 40%.
Объемы воды (раствора), заливаемые в одну шину при 40%-ом заполнении и
75%-ом заполнении, приведены в таблице 5.10.1.
ВНИМАНИЕ: ЗАПОЛНЕНИЕ ШИН ОДИНАРНЫХ КОЛЕС ВОДОЙ (РАСТВОРОМ) БО-
ЛЕЕ 40% ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАК ПОСЛЕДНЮЮ АЛЬТЕРНАТИВУ!
ВНИМАНИЕ: ЗАЛИВКУ ЖИДКОСТИ В ШИНЫ СДВОЕННЫХ КОЛЕС ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
ТОЛЬКО ВО ВНУТРЕННИЕ ШИНЫ И НЕ БОЛЕЕ 40% ОТ ОБЪЕМА ШИНЫ!
267
Таблица 5.10.1 - Объем воды (раствора), заливаемый в одну шину
Количество воды, л
Количество воды, л
Шина
(при 40%-ом заполнении)
(при 75%-ом заполнении)
540/65R30
150
289
620/70R42
310
589
650/65R42
256
481
710/70R38
405
760
В холодное время при температурах ниже плюс 5º С, для предотвращения опас-
ности замерзания воды, требуется получить раствор, для чего необходимо добавить в
воду хлористого кальция, в соответствии с таблицей 5.10.2.
Таблица 5.10.2 - Количество хлористого кальция, необходимое для получения
раствора для заливки в шины при температуре окружающей среды ниже плюс 5º С
Температура окружающей среды
Количество хлористого кальция, г/литр воды
От плюс 5º до минус 15º С
200,0
От минус 15º до минус 25º С
300,0
От минус 25º до минус 35º С
435,0
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РАСТВОРА ЖИДКОСТНОГО БАЛЛАСТА
ВСЕГДА ДОБАВЛЯЙТЕ ХЛОРИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ В ВОДУ И ПЕРЕМЕШИВАЙТЕ РАСТВОР ДО
ПОЛНОГО РАСТВОРЕНИЯ ХЛОРИСТОГО КАЛЬЦИЯ! НИКОГДА НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ ВОДУ В ХЛО-
РИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ! ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАСТВОРА НОСИТЕ ЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ! В СЛУЧАЕ ПО-
ПАДАНИЕ РАСТВОРА В ГЛАЗА НЕМЕДЛЕННО ПРОМОЙТЕ ИХ ЧИСТОЙ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ В
ТЕЧЕНИИ ПЯТИ МИНУТ! КАК МОЖНО СКОРЕЕ ОБРАТИТЕСЬ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ!
5.10.5 Порядок заправки шин водой или водным раствором
Заливку жидкости в шину нужно производить в следующей последовательности:
- поддомкратить трактор (или поочередно соответствующую сторону трактора);
- повернуть колесо 2 (рисунок 5.10.1) вентилем 1 вверх;
- вывернуть втулку вентиля и вставить на его место комбинированный вентиль
«воздух-вода» 2 (рисунок 5.10.2), через который производится заправка воды (раствора)
и удаление воздуха из шины одновременно;
- произвести заливку воды (раствора);
- по окончанию заполнения извлечь комбинированный вентиль и ввернуть втулку вен-
тиля, при этом установить внутреннее давление в соответствии с действующей нагрузкой.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЗАПОЛНЕННЫХ ПОКРЫШКАХ (КАМЕРАХ) ВОДОЙ (РАСТВОРОМ) ДАВЛЕ-
НИЕ В ШИНАХ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРЯТЬ ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ВЕНТИЛЯ, ТАК КАК В
ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ВОДА, ПОПАДАЯ В ШИННЫЙ МАНОМЕТР, МОЖЕТ ВЫВЕСТИ ЕГО ИЗ СТРОЯ!
1 - вентиль; 2 - колесо.
Рисунок 5.10.1 - Положение колеса при заливке жидкости
1 - шина; 2 - комбинированный вентиль «воздух-вода».
Рисунок 5.10.2 - Схема заливки шин жидкостью
5.10.6 Порядок частичного выпуска воды или водного раствора из шин колес
Для частичного удаления жидкости необходимо выполнить следующее:
- освободить колесо с жидкостью от нагрузки - поднять с помощью домкрата ко-
лесо так, чтобы оно не касалось земли;
- повернуть колесо так, чтобы вентиль находился в нижнем положении;
- вывернуть втулку вентиля и слить воду или незамерзающую жидкость до уровня
нижнего положения вентиля.
268
5.10.7 Порядок полного выпуска воды или водного раствора из шин колес
- вывернуть втулку вентиля, выпустить из покрышки (камеры, в случае камерной
шины) воздух и слить жидкость;
- сдвинуть оба борта покрышки с полок обода в его углубление (в случае камер-
ной шины необходимо сдвигать борта покрышки со стороны, противоположной распо-
ложению вентиля);
- вставить две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом (в случае
камерной шины лопатки вставлять со стороны вентиля на расстоянии около 100 мм по
обеим сторонам от него);
- перетянуть через закраину обода вначале часть борта у вентиля, а затем и весь
борт покрышки;
- вывернуть гайку и извлечь корпус вентиля водовоздушного (в случае камерной
шины необходимо вывернуть кожух вентиля и извлечь корпус вентиля из отверстия в
ободе так, чтобы не повредить камеру и не оторвать от нее вентиль);
- извлечь камеру с корпусом вентиля из покрышки, и слить воду из камеры, сжи-
мая ее руками (для камерной шины);
- затем произвести монтаж шины на колесо с соблюдением правил сборки и не-
обходимых мер безопасности;
- произвести накачку шины, при этом давление при монтаже необходимо посто-
янно контролировать и никогда не допускать превышения значения, указанного на пик-
тограмме, расположенной на боковинах с обеих сторон покрышки;
- завернуть втулку вентиля и откорректировать внутреннее давление в соответст-
вии с указаниями подраздела 4.2.9 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах
в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
5.10.8 Выбор внутреннего давления в шинах
Внутреннее давление воздуха в шинах колес трактора зависит от их конструкции,
количества слоев корда, вертикальной допускаемой изготовителем нагрузки на колесо и
скорости движения. При изменении условий эксплуатации трактора необходимо коррек-
тировать величину давления в шинах.
Поддержание правильного внутреннего давления в шинах оказывает существен-
ное влияние на тягово-сцепные свойства, проходимость трактора и долговечность шин.
Снижение внутреннего давления воздуха в шинах способствует увеличению площади
контакта колеса с почвой с почвой, снижению давления трактора на почву и повышению
тягово-сцепных свойств трактора. Поэтому при работе трактора на рыхлых почвах с низ-
кой несущей способностью рекомендуется внутреннее давление воздуха в шинах сни-
жать до минимально допустимого при данной нагрузке. Несоблюдение норм внутренне-
го давления действующей нагрузке значительно уменьшает ходимость шин.
Использование неустановленных типоразмеров шин колес, работа с перегрузкой
ходовой системы трактора, заключающаяся в превышении максимальной грузоподъемно-
сти шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина отказов и повре-
ждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и других узлов трак-
тора, может также привести к авариям и уменьшению срока службы трактора в целом.
Всегда проверяйте давление в шинах и при необходимости корректируйте его ве-
личину с учетом действующей нагрузки и выбранной скорости движения.
Нормы допустимых нагрузок на шины трактора и соответствующие им величины
внутренних давлений воздуха в зависимости от скорости движения приведены в под-
разделе 4.2.9 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от
условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Точная величина нагрузки в конкретном случае использования трактора, прихо-
дящаюся на передние или задние колеса трактора, определяется путем практического
взвешивания трактора с агрегатируемой машиной. Нагрузка на отдельно взятое колесо
определяется путем деления на два величины нагрузки, приходящейся соответственно
на переднюю или заднюю ось трактора. Потом, исходя из конкретно полученной величи-
ны нагрузки и скорости движения, выбирается необходимое давление в шине.
269
Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости применяют в случаях, ко-
гда шину не подвергают продолжительной эксплуатации при высоких крутящих момен-
тах на ведущих колесах. Табличные данные по нагрузкам для 10 км/ч рекомендуем при-
менять только в условиях, требующих больших тяговых усилий, например, при агрегати-
ровании посевных и уборочных агрегатов. Давление в шинах свыше 160 кПа и менее 90
кПа использовать нежелательно.
5.10.9 Применение блокировки дифференциала заднего моста
Дифференциал заднего моста трактора обеспечивает возможность вращения ве-
дущих колес с разными частотами, что необходимо при движении по криволинейной
траектории и по неровной дороге, когда правое и левое задние ведущие колесаза оди-
наковый промежуток времени проходят разный путь.
Недостатком дифференциала является то, что он распределяет крутящий момент по
колесам обратно пропорционально сцеплению колес с дорогой. Если одно из колес попада-
ет на участок с низким коэффициентом сцепления (например, на лед), оно буксует, враща-
ясь с большой частотой, при этом второе колесо вращается медленно. Трактор движется с
очень малой скоростью. Чтобы устранить этот недостаток, предусмотрена блокировка (ис-
ключение работы) дифференциала в автоматическом или принудительном режиме.
Работа трактора с заблокированным дифференциалом на твердой сухой поверх-
ности приводит к повышенным нагрузкам деталей трансмиссии и ходовой системы, а
также затрудняет маневрирование.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА С ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕ-
РЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА ПРИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СВЫШЕ 13 КМ/Ч!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА НА ТРАНСПОРТЕ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПО-
КРЫТИЕМ С ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА!
5.10.10 Сдваивание колес
Для повышения проходимости на заболоченных и лесных участках и тягово-сцепных
свойств при работе на рыхлых почвах (на переувлажненных почвах, на полях, подготов-
ленных под посев), используют сдваивание колес трактора. Сдваивание колес в сочетании
с минимальным балластированием в обычных почвенных условиях позволяет агрегатиро-
ваться на полях с различным уклоном с тяжелыми комбинированными агрегатами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СДВОЕННЫЕ ШИНЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОДЪЕМ-
НОЙ И ТЯГОВОЙ СИЛЫ - ОНИ СЛУЖАТ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ В ПОЛЕ!
Влияние сдваивания колес на тяговую динамику трактора на рыхлом фоне прояв-
ляется следующим образом. В зоне номинальных тяговых усилий и малых скоростях
буксование снижается в среднем в 1,4 раза и повышается тяговая мощность. При рабо-
те с малым тяговым усилием на крюке и на больших скоростях тяговая мощность трак-
тора со сдвоенными колесами меньше, чем на одинарных колесах из-за повышенного
сопротивления качению.
ВНИМАНИЕ: НЕ РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ С МАШИНАМИ,
ТИПА ТРАКТОРНЫХ ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ ТРАКТОР В КОМПЛЕКТАЦИИ СО
СДВОЕННЫМИ КОЛЕСАМИ, С ЗАЛИТЫМ В ШИНЫ КОЛЕС ВОДНЫМ РАСТВОРОМ, А
ТАКЖЕ С НАВЕСНЫМИ БАЛЛАСТНЫМИ ГРУЗАМИ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗДЕЛЬНЫМИ ТОРМОЗАМИ ПРИ РАБОТЕ НА
СДВОЕННЫХ ЗАДНИХ КОЛЕСАХ!
Суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать грузоподъ-
емность одиночной шины бoлee чем в 1,7 раза.
Работа на сдвоенных передних колесах разрешается на скорости не более 12
км/ч. Сдваивание передних колес используйте только в исключительных случаях, при
недостаточных сцепных условиях и на переувлажненных почвах.
При недостаточной балластировке переднего ведущего моста предпочтительнее при-
менять заливку жидкости в шины 540/65R30 (основные) в объеме до 150 литров в каждую.
ВНИМАНИЕ: НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ТРАКТОРА НА СДВОЕННЫХ
ПЕРЕДНИХ КОЛЕСАХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПОЛОМКАМ ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО
МОСТА И РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ!
Примечание
- Правила сдваивание колес приведены в подразделе
4.2.12
«Сдваивание колес».
270
5.11 Особенности применения трактора в особых условиях
5.11.1 Работа трактора на участках полей с неровным рельефом.
Оператор, работающий на полях и дорогах с уклонами (подъемами), должен
быть осторожным и внимательным.
Технические характеристики агрегатируемых в составе МТА сельскохозяйст-
венных машин общего назначения обеспечивают их безопасную и качественную ра-
боту на рабочих участках полей с крутизной не выше 9 градусов.
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ РА-
БОТЫ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ МАШИНАМИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОРИ-
СТОЙ МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ. ПОЭТОМУ ТРАКТОРЫ НЕ
КОМПЛЕКТУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ, НАПРИМЕР СИГНАЛИЗАТО-
РАМИ ПРЕДЕЛЬНОГО КРЕНА!
5.11.2 Применение веществ для химической обработки
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории
обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений - трактор не должен
использоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.
Кабина оборудована системой вентиляции, отопления и кондиционирования в
соответствие ГОСТ 12.2.120. В системе вентиляции установлены четыре бумажных
фильтра с рабочими характеристиками, соответствующими ГОСТ ИСО 14269-5. Кон-
струкция кабины обеспечивает герметичность по ГОСТ ИСО 14269.
ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРА «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» НЕ ЗАЩИЩАЕТ ОТ
ВОЗМОЖНОГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЩЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ХИМИ-
ЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ОПРЫСКИВАНИЯ. ПОЭТОМУ, ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ,
ОПЕРАТОР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ,
СООТВЕСТВУЮЩИЙ УСЛОВИЯМ РАБОТЫ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ В КАБИНЕ ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ
ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВХОДИТЬ В КАБИНУ ТРАКТОРА В ОДЕЖДЕ И ОБУВИ, ЗА-
ГРЯЗНЕННОЙ ВЕЩЕСТВАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ.
Для безопасного и надлежащего применения указанных веществ необходимо
строго следовать указаниям на сопровождающих этикетках и документации к дан-
ным веществам.
Обязательно наличие всех необходимых средств индивидуальной защиты и
специальной одежды (рабочего костюма, закрытой обуви и др.), соответствующих
условиям работы и действующим требованиям техники безопасности.
Если инструкция по применению вещества для химической обработки требует ра-
ботать в респираторе, то необходимо использовать его находясь внутри кабины трактора.
5.11.3 Работа в лесу
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ТРАКТОР «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» ДЛЯ ВЫПОЛНЕ-
НИЯ ЛЮБЫХ РАБОТ В ЛЕСУ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ ГРЕЙФЕРНЫХ
ПОГРУЗЧИКОВ, ТРЕЛЕВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛЕСНЫХ МА-
ШИН, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ СБОРА, ПОГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ ДЕРЕВЬ-
ЕВ, А ТАКЖЕ ИХ РАЗГРУЗКИ, СОРТИРОВКИ И СКЛАДИРОВАНИЯ!
ВНИМАНИЕ: В СООТВЕТСТВИИ С НАЗНАЧЕНИЕМ ТРАКТОРА «БЕЛАРУС-
3022ДЦ.1» В ЕГО КОНСТРУКЦИИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО СПЕЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТ-
ВО ЗАЩИТЫ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА «OPS», В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
МЕСТА ДЛЯ ЕГО КРЕПЛЕНИЯ. ПОЭТОМУ ТРАКТОР НЕЛЬЗЯ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ В
ТЕХ УСЛОВИЯХ, КОГДА СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ В РАБОЧУЮ
ЗОНУ ОПЕРАТОРА ВЕТВЕЙ И ДЕРЕВЬЕВ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ АГРЕГА-
ТИРУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ!
271

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности