Трактор Беларус 3522.5. Руководство — часть 10

3.5 Электрическая часть управления коробкой передач
Управление переключением передач осуществляется посредством электрон-
ногидравлической системы управления.
Электрическая часть системы управления переключением передач состоит из
электронного блока КЭСУ 1 (рисунок 3.5.1), джойстика 3 переключения передач, рас-
положенных в кабине справа от водителя; кнопки 14 задания режима подтормажива-
ния КП, расположенной на рукоятке рычага переключения диапазонов; электрогидро-
распределителей 15, 17, 19, 21, 23, 25 с электромагнитами и датчиков давления 16,
18, 20, 22, 24, 26, установленных на плите 12 распределителей гидросистемы транс-
миссии, расположенной сверху на корпусе сцепления; датчика 11 выключенного со-
стояния муфты сцепления на прямом ходу, установленного в кабине над педалью
сцепления; датчика 2 (рисунок 3.5.3) выключенного состояния муфты сцепления на
реверсе; датчика 8 (рисунок 3.5.1) нейтрали диапазонного редуктора, установленного
с правой стороны на корпусе редуктора и использующегося также в системе электро-
оборудования в качестве выключателя блокировки запуска двигателя при включенном
диапазоне КП; датчика 13 транспортного (IV) диапазона, установленного в кабине
возле рычага переключения диапазонов; соединительных жгутов 9 со штепсельным
разъемом 10, находящимся под кабиной, и соединительными колодками.
На лицевой панели блока 1 КЭСУ расположены сигнализаторы 36, 37, 27, 28,
29, 30, 31 включенной передачи соответственно 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6; сигнализатор 32 ава-
рийного состояния гидрораспределителей включения передач; индикатор 33 режима
работы (легкий, средний, тяжелый); кнопка 34 выбора режима (легкий, средний, тяже-
лый); индикатор 35 номера включенной передачи и режима подтормаживания КП.
Система запитана от бортовой электросети через блок 2 коммутации и защиты,
согласно прилагаемой схеме электрической соединений комплексной системы управ-
ления БД, ПВМ, ВОМ и переключением передач (Приложение В). Напряжение пита-
ния в систему поступает после поворота выключателя стартера и приборов в положе-
ние «Включены приборы».
В исходном состоянии все передачи выключены. На лицевой панели блока 1
КЭСУ высвечивается сигнализатор 36 («0» передача) и на цифровом индикаторе 35
высвечивается цифра «0». Это свидетельствует о том, что напряжение питания в
систему переключения передач поступает, а система не выдает управляющий сиг-
нал ни на один из электромагнитов электрогидрораспределителей переключения
передач. После запуска двигателя начинает работать насос гидросистемы переклю-
чения передач. Индикация «0» передачи сохраняется.
Для трогания с места сначала необходимо включить выбранный диапазон ры-
чагом переключения диапазонов, предварительно включив режим «подтормажива-
ния» коробки передач (КП). Включение режима «подтормаживания» происходит при
условии нажатия на кнопку 14 на рукоятке рычага переключения диапазонов и удер-
жании её в нажатом состоянии, нахождении рычага переключения диапазонов в ней-
тральном положении (срабатывании датчика 8 нейтрали диапазонного редуктора и
датчика 13 транспортного (IV) диапазона), выключении сцепления (срабатывании
датчика 11 при выключении сцепления на прямом ходу, или срабатывании датчика 2
(рисунок 3.5.3) при нажатии на педаль сцепления на реверсе). При включении режи-
ма «подтормаживания» на индикаторе 35 (рисунок 3.5.1) высвечивается символ «Р»
- «подтормаживание» КП включено.
При задании передач от джойстика 3 последовательное автоматическое пере-
ключение передач до выбранной (режим «драйв») происходит следующим образом:
на цифровом индикаторе 35 отображается номер заданной передачи, а сигнализа-
торы включенной передачи срабатывают последовательно в соответствии со сраба-
тыванием соответствующих датчиков давления.
При нормальном режиме работы индикатор 35 индицирует номер выбранной
передачи, а соответствующий сигнализатор 37, 27, 28, 29, 30, 31 постоянно горит
(подтверждение срабатывания по давлению).
Предусмотрено уменьшение яркости свечения индикации при включении га-
баритных огней.
110
1 - блок электронный КЭСУ; 2 - блок коммутации и защиты; 3 - джойстик переключения передач; 4, 5, 10 - разъемы штепсельные; 6, 7 -
колодки соединительные; датчик нейтрали диапазонного редуктора; 9 - жгуты соединительные; 11 - датчик выключенного состояния муфты
сцепления на прямом ходу; 12 - плита с распределителями; 13 - датчик транспортного (IV) диапазона; 14 - кнопка включения режима «Подтор-
маживания»; 15, 17, 19, 21, 23, 25 - распределители включения передач 2, 4, 1, 3, 5, 6 соответственно; 16, 18, 20, 22, 24, 26 - датчики включенно-
го состояния передач 2, 4, 1, 3, 5, 6 соответственно; 27, 28, 29, 30, 31, 37 - сигнализаторы включенной передачи; 32 - сигнализатор аварийного
режима работы КП;; 33 - индикатор режима переключения передач КП (легкий, средний, тяжелый); 34 - кнопка выбора режима переключения
передач КП; 35 - цифровой индикатор включенной передачи и включения режима «Подтормаживания»; 36 - сигнализатор нулевой передачи
(передача «0»); 38 - сигнализатор аварийного напряжения питания КЭСУ; 39 - кнопка выключения звукового сигнализатора..
Рисунок 3.5.1 - Электрическая часть управления коробкой передач
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ РЕГУЛИРОВОК ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
ПРОВЕРЯЙТЕ РЕГУЛИРОВКУ СРАБАТЫВАНИЯ ДАТЧИКОВ ВЫКЛЮЧЕННОГО СО-
СТОЯНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ НА ПРЯМОМ ХОДУ И НА РЕВЕРСЕ!
Регулировку срабатывание датчика 1 (рисунок 3.5.2) необходимо проводить
при работающем двигателе. Перемещением датчика 1 совместно с кронштейном 5
по его пазу и регулировкой положения болта 2 отрегулировать срабатывание (замы-
кание контактов) датчика 1.
После регулировки датчика выключенного состояния сцепления на прямом
ходу 1 при полностью выжатом сцеплении зазор S между корпусом датчика 1 и го-
ловкой регулировочного болта 2 должен быть от 0,5 до 1,0 мм.
После проведения регулировки кронштейн 5 закрепить болтами 3, закрепить
гайкой болт 2.
1 - датчик выключенного состояния сцепления на прямом ходу; 2 - регулиро-
вочный болт; 3 - болты крепления кронштейна; 4 - педаль сцепления; 5 - кронштейн.
Рисунок 3.5.2 - Установка датчика выключенного состояния сцепления на прямом ходу
112
Регулировку срабатывания датчика выключенного состояния сцепления на
реверсе 2 (рисунок 3.5.3) необходимо проводить поворотом кронштейна 1 вместе с
датчиком 2 по пазу в кронштейне. Регулировку проводить при работающем двигате-
ле. После регулировки при полном выключении сцепления на реверсе (нажатии пе-
дали до упора) перекрытие торца датчика 2 педалью 3 должно быть не менее 60%
по площади, расстояние от торца датчика 1 до педали сцепления 3 должно быть от
2,5 до 3,5 мм, как показано на рисунке 3.5.3.
1 - кронштейн; 2 - датчик положения бесконтактный; 3 - педаль сцепления.
Рисунок 3.5.3 - Установка датчика выключенного состояния сцепления на реверсе
Подсоединение жгутов к электрогидрораспределителям и датчикам давления,
установленным на плите, приведено на рисунке 3.5.4.
Рисунок 3.5.4 - Плита с исполнительными электрогидрораспределителями
датчиками давления
113
3.6 Задний мост
3.6.1 Общие сведения
Задний мост состоит из главной передачи, дифференциала с механизмом
блокировки, конечных передач и тормозов, смонтированных в одном корпусе.
В переднем отсеке корпуса заднего моста расположена редукторная часть,
включающая в себя шестерни III и IV диапазонов КП, шестерни привода ПВМ и ве-
дущую коническую шестерню с круговым зубом привода вынесенных наружу и уста-
новленных в одном корпусе насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии.
В заднем отсеке корпуса ЗМ установлены муфта и редуктор заднего ВОМ.
На корпусе заднего моста с правой стороны установлены: насосы гидросисте-
мы трансмиссии и гидронавесной системы, датчик оборотов хвостовика заднего ВОМ.
С левой стороны заднего моста находится заливная горловина масла транс-
миссии. Масло заливается по уровень контрольного отверстия расположенного с
правой стороны корпуса заднего моста.
Уровень масла в трансмиссии контролируется масломером 7 (рисунок 3.6.1).
Уровень масла должен находиться между верхней и нижней метками масломера.
Слив масла из трансмиссии через сливное отверстие с пробкой 9.
На рукавах конечных передач установлены датчики оборотов полуосей и
сливные пробки.
1 - плита корпуса заднего моста; 2 - конечная передача; 3 - насос гидросистемы
трансмиссии; 4 - насос гидронавесной системы; 5 - заливная горловина; 6 - датчик
частоты вращения хвостовика заднего ВОМ; 7 - масломер; 8 - задний ВОМ; 9 - пробка.
Рисунок 3.6.1 - Задний мост (внешний вид)
3.6.2 Главная передача
Главная передача (главная пара) предназначена для повышения крутящего
момента и изменения направления вращения от продольно расположенного веду-
щего вала к поперечно расположенной оси вращения дифференциала.
Главная передача - пара конических шестерен с круговыми зубьями. Ведущая
шестерня 24 (рисунок 3.6.3), выполнена за одно целое с валом, ведомая шестерня
25 крепится болтами 26 между корпусом блокировки и корпусом дифференциала.
Гайки 28 болтов дифференциала стопорятся от самоотворачивания попарно сто-
порными пластинами 27.
114
3.6.3 Дифференциал
1 - болты дифференциала; 2 - стопорные пластины болтов дифференциала;
3 - втулки; 4 - полуосевые шестерни; 5 - сателлиты; 6 - ролики; 7 - крестовина
дифференциала; 8 - крышка дифференциала; 9 - шайбы сателлита; 10 - корпус
дифференциала; 11 - шайбы полуосевых шестерен; 12 - фрикционные диски; 13 -
промежуточные диски; 14 - муфта; 15 - чугунное кольцо; 16 - корпус блокировки;
17 - чугунное кольцо; 18 - поршень; 19 - болты; 20 - стопорные пластины.
Рисунок 3.6.2 - Дифференциал
Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различными скоро-
стями. Дифференциал закрытого типа, конический, с четырьмя сателлитами.
Корпус 10 (рисунок 3.6.2) и крышка 8 дифференциала скреплены между собой
болтами 1, которые стопорятся от самоотворачивания стопорными пластинами 2. В кор-
пусе и крышке дифференциала устанавливается крестовина 7 с четырьмя шипами. На
шипах крестовины на роликах 6 устанавливаются четыре сателлита 5, находящиеся в
постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 4. Втулки 3 служат для фиксации
роликов в осевом направлении. Для повышения износостойкости корпусов под сателли-
ты установлены круглые шайбы 9, а под полуосевые шестерни установлены шайбы 11,
зафиксированные от проворачивания выступами в корпусе и крышке дифференциала.
В корпусе блокировки дифференциала смонтирована многодисковая фрикци-
онная муфта блокировки дифференциала. Блокировка включается при подаче масла
под давлением под поршень 18, который, перемещаясь, сжимает пакет фрикционных
дисков и блокирует корпус блокировки дифференциала с полуосевыми шестернями 4
через муфту 14 и правую солнечную шестерню 39 (рисунок 3.6.3) конечной передачи.
Ведомая шестерня главной пары устанавливается на проточке корпуса блоки-
ровки. Корпус блокировки вместе с ведомой шестерней соединяется болтами 19 (ри-
сунок 3.6.2) с корпусом дифференциала 10. Стопорение болтов 19 производится
стопорными пластинами 20.
Фрикционные диски 12 посажены на шлицы муфты 14, а промежуточные диски
13 стопорятся от проворачивания своими выступами в пазах корпуса блокировки 16.
Уплотняется поршень чугунными кольцами 15 и 17. Масло к поршню муфты блоки-
ровки подводится через отверстия в корпусах. Уплотнение подвода масла к диффе-
ренциалу осуществляется чугунными кольцами 38 (рисунок 3.6.3).
Управление блокировкой дифференциала - электрогидравлическое.
115
3.6.4 Конечные передачи
Конечные передачи (рисунок 3.6.3) - планетарные редукторы с двухвенцовы-
ми сателлитами 21 и плавающими коронными шестернями 20. Ведущие (солнечные)
шестерни 22 и 39 со ступицами тормозов 23 шлицами соединены с полуосевыми
шестернями дифференциала. Каждая из солнечных шестерен своим зубчатым вен-
цом (z=15) зацепляется с зубчатыми венцами (z=42) трех двухвенцовых сателлитов.
Солнечные шестерни не зафиксированы в радиальном направлении и само-
устанавливаются (плавающее положение) между венцами (z=42) трех сателлитов.
В расточках водила 10 установлены три оси сателлита 19, на которых на ро-
ликах 18 вращаются двухвенцовые сателлиты 21. От перемещения и проворачива-
ния в водиле оси фиксируются свертными штифтами 17. Для повышения износо-
стойкости торцевых поверхностей водила 10 между ним и двухвенцовыми сателли-
тами 21 установлены шайбы 16.
Водило установлено на шлицах полуоси 15 и от перемещения по ним ограни-
чивается шайбой полуоси 31, которая крепится к полуоси болтом 30. От проворачи-
вания болт 30 полуоси фиксируется стопорной шайбой 32.
Полуось установлена в рукаве на двух конических роликоподшипниках 11 и 12,
регулировка зазора в которых осуществляется регулировочными прокладками 29.
Три двухвенцовых сателлита 21 каждой конечной передачи своими малыми
венцами (z=24) зацепляются с коронной шестерней 20. Коронная шестерня в шлице-
вом соединении коронная шестерня-ступица устанавливается по трем малым зуб-
чатым венцам (z=24) двухвенцового сателлита. Осевое перемещение коронной шес-
терни 20 ограничивается упорами 33, которые крепятся болтами 34 со стопорными
пластинами 35 к ступице 36, установленной на штифтах 9 в проточке рукава.
Для слива остатков масла из конечных передач (после слива масла из транс-
миссии через сливное отверстие в днище корпуса заднего моста) служат отверстия в
рукавах конечных передач закрываемые пробками 37.
На полуосях установлены зубчатые диски 13 на изменение оборотов которых
реагируют установленные над ними на рукавах датчики оборотов полуоси.
3.6.5 Редукторная часть заднего моста
Редукторная часть передает крутящий момент на следующие узлы:
- через ведущую коническую шестерню 7 (рисунок 3.6.3) с круговым зубом на
привод вынесенных наружу насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии;
- через шестерню 1 на привод ПВМ;
Кроме того, в переднем отсеке корпуса заднего моста расположены шестерни
переключения муфтой 4 III и IV диапазонов КП и муфта переключения ходоуменьши-
теля КП.
116
1, 6, 7 - шестерня;
2,3,5,8- втулка;
4 - муфта; 9 - штифт ступицы эпицикла;
10 - водило; 11; 12 - подшипники полуоси; 13 - зубчатый диск; 14 - датчик скорости;
15 - полуось; 16 - шайба; 17 - штифт свертный; 18 - ролики; 19 - ось сателлита;
20 - коронная шестерня; 21 - сателлит; 22 - солнечная шестерня левая; 23 - ступи-
ца тормоза; 24 - ведущая шестерня; 25 - ведомая шестерня; 26 - болт; 27 - стопор-
ная пластина; 28 - гайка; 29 - регулировочные прокладки; 30 - болт полуоси; 31 -
шайба полуоси; 32 - шайба стопорная; 33 - упор; 34 - болт ступицы; 35 - стопорная
пластина; 36 - ступица; 37 - пробка; 38 - кольца чугунные; 39 - солнечная шестерня
правая.
Рисунок 3.6.3 - Задний мост
117
3.6.6 Проверка и регулировка зазора в конических подшипниках
дифференциала
Осевой зазор в конических подшипниках дифференциала должен быть от 0,1
до 0,15 мм. Подбирая регулировочные прокладки 2 (рисунок 3.6.4) под крышкой 1, а
при необходимости и под крышкой 4 отрегулировать зазор в подшипниках.
Контроль осевого зазора следует проводить при перемещении дифференциа-
ла в осевом направлении с усилием от 500 до 600 Н.
При вращении дифференциал должен проворачиваться без заеданий. Регу-
лировку необходимо проводить на корпусе заднего моста без конечных передач 2
(рисунок 3.6.1) и плиты 1 в сборе заднего моста. При регулировке проворачивать
дифференциал в подшипниках, чтобы ролики заняли свое положение в обоймах.
1 - крышка левая; 2 - регулировочные прокладки; 3 - болт; 4 - крышка правая.
Рисунок 3.6.4 - Дифференциал в корпусе заднего моста
3.6.7 Проверка и регулировка бокового зазора в главной паре
Боковой зазор в главной паре должен быть от 0,25 до 0,5 мм, колебание зазо-
ра не более 0,2 мм для одной пары. Пятно контакта не менее 50% поверхности с
расположением отпечатка в средней части зуба.
Регулировку бокового зазора проводить переносом части прокладок из под
крышки 4 (рисунок 3.6.5) под крышку 1 или, наоборот, без изменения их общего ко-
личества.
До установки плиты 3 в сборе с ведущей шестерней главной пары в корпус мос-
та, проверить и при необходимости установить на плите монтажный размер 380±0,1
мм за счет изменения количества регулировочных прокладок 4 (рисунок 3.6.6).
При установке плиты обратить внимание на положение вращающегося и сме-
щающегося на роликах наружного кольца двухрядного сферического подшипника 9
(рисунок 3.6.6). Для исключения смещения наружного кольца использовать приспо-
собление, которое центрирует наружное кольцо подшипника.
ВНИМАНИЕ: ЗАМЕНУ ШЕСТЕРЕН ГЛАВНОЙ ПАРЫ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО В
КОМПЛЕКТЕ. ШЕСТЕРНИ ГЛАВНОЙ ПАРЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЕ НОМЕРА!
ВНИМАНИЕ: КОРПУС ДИФФЕРЕНЦИАЛА, КРЫШКА ДИФФЕРЕНЦИАЛА И
КОРПУС БЛОКИРОВКИ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНЯТЬ ТОЛЬКО В КОМПЛЕКТЕ. КОРПУСА
ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЕ НОМЕРА!
118
ВНИМАНИЕ: ЧУГУННЫЕ КОЛЬЦА 5 (РИСУНОК 3.6.5) СЛЕДУЕТ УСТАНАВЛИ-
ВАТЬ (ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМКИ КОЛЕЦ ПРИ РЕГУЛИРОВКАХ) ПОСЛЕ ПРОВЕ-
ДЕНИЯ ВСЕХ РЕГУЛИРОВОК ПРИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ КРЫШКИ 4!
1 - крышка левая; 2 - регулировочные прокладки; 3 - плита в сборе с ведущей
главной парой; 4 - крышка правая; 5 - кольца чугунные.
Рисунок 3.6.5 - Дифференциал и плита в сборе с ведущей шестерней главной
пары в корпусе заднего моста
3.6.8 Проверка правильности зацепления шестерен главной передачи по
пятну контакта
119
3.6.9 Проверка и регулировка бокового зазора в конических шестернях с
круговым зубом привода насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии
Боковой зазор в конических шестернях должен быть от 0,2 до 0,4 мм. Пятно
контакта не менее 50 % поверхности с расположением отпечатка в средней части.
Регулировку следует проводить изменением количества прокладок 2 под корпусом
привода насоса 1 (рисунок 3.6.7). Предварительно должен быть проверен и при не-
обходимости отрегулирован вылет ведущей шестерни 8 в размер 48,75±0,1 мм на
плите 1 (рисунок 3.6.6) корпуса заднего моста за счет изменения количества регули-
ровочных прокладок 7.
1 - плита корпуса заднего моста; 2 - регулировочная прокладка; 3 - стакан
задней опоры; 4, 7 - регулировочные прокладки; 5 - стакан ведущей шестерни; 6 -
регулировочные прокладки; 8 - ведущая шестерня; 9 - подшипник.
Рисунок 3.6.6 - Плита в сборе
1 - корпус привода насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии; 2 - регулировочные прокладки
Рисунок 3.6.7 - Установка привода насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии
ВНИМАНИЕ: ЗАМЕНУ КОНИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН С КРУГОВЫМ ЗУБОМ ПРИ-
ВОДА НАСОСОВ ГНС И ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАНСМИССИИ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО В
КОМПЛЕКТЕ. ШЕСТЕРНИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЕ НОМЕРА!
3.6.10 Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках стакана
ведущей шестерни привода насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии
Осевой зазор в подшипниках должен быть не более 0,1 мм. Регулировку прово-
дить изменением количества регулировочных прокладок 6 (рисунок 3.6.6). При регули-
ровке следует проворачивать стакан 5, чтобы ролики заняли свое положение в обоймах.
Сборку и регулировку следует проводить до установки стакана 5 в сборе на плиту 1.
120

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности