Трактор Беларус 3522.5. Руководство — часть 11

3.6.11 Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках стакана
задней опоры ведущей вал-шестерни главной пары
Осевой зазор в подшипниках должен быть не более 0,1 мм. Регулировку про-
водить изменением количества регулировочных прокладок 2 (рисунок 3.6.6). При ре-
гулировке проворачивать стакан 3, чтобы ролики заняли свое положение в обоймах.
Сборку и регулировку проводить до установки стакана 3 в сборе на плиту 1.
3.6.12 Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках полуоси
Осевой зазор в подшипниках полуоси должен быть не более 0,1 мм. Регули-
ровку проводить изменением количества регулировочных прокладок
8 (рисунок
3.6.8) между полуосью 6 и шайбой 5. Для проведения регулировки необходимо вы-
тащить стопорную шайбу 9 из водила, вывернуть болт 7 из полуоси и снять водило 2
в сборе со шлицев полуоси 6. При этом шайба 5 останется в водиле в незафиксиро-
ванном положении.
Если регулировка проводится после замены одного или обоих подшипников
полуоси, ориентировочную толщину набора регулировочных прокладок 8 определя-
ют вычитая из замеренного штангенциркулем через отверстие «Б» размера «А»
(между торцом полуоси 6 и наружным торцом шайбы 5) толщину шайбы равную 15
мм. Регулировочные прокладки 8 при замере размера «А» не устанавливать.
При регулировке следует проворачивать полуось, чтобы ролики заняли свое
положение в подшипниках. Регулировку производить без крышки с манжетой 1. По-
сле регулировки полуось должна вращаться с небольшим сопротивлением (от 20 до
30 Нм) без заеданий и заклинивания.
ВНИМАНИЕ:
- ПРИ УСТАНОВКЕ ВОДИЛА 2 (РИСУНОК 3.6.8) В СБОРЕ С ДВУХВЕНЦОВЫМИ
САТЕЛЛИТАМИ 3 В РУКАВ 4 ВПАДИНЫ ЗУБЬЕВ БОЛЬШИХ ВЕНЦОВ (Z=42) ДВУХ-
ВЕНЦОВЫХ САТЕЛЛИТОВ 3 ПОМЕЧЕННЫЕ МЕТКАМИ, СОРИЕНТИРОВАТЬ ПО ЛИ-
НИЯМ, ПРОХОДЯЩИМ ЧЕРЕЗ ОСИ ВРАЩЕНИЯ САТЕЛЛИТОВ И ОСЬ ВОДИЛА!
- ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ БОЛТА 7 ПОЛУОСИ С УСТАНОВ-
ЛЕННЫМИ РЕГУЛИРОВОЧНЫМИ ПРОКЛАДКАМИ ОТ 650 ДО 700 Н М!
- ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ УСА СТОПОРНОЙ ШАЙБЫ 9 С ВПАДИНАМИ НА ВО-
ДИЛЕ 2 ОТВОРАЧИВАНИЕ БОЛТА 7 ПОЛУОСИ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
1 - крышка с манжетой;
2 - водило; 3 - двухвенцовые сателлиты; 4 - рукав;
5 - шайба полуоси; 6 - полуось; 7 - болт полуоси; 8 - регулировочные прокладки;
9 - стопорная шайба.
Рисунок 3.6.8 - Конечная передача
121
3.7 Задний вал отбора мощности
1 - муфта шлицевая; 2 - диск упорный фрикциона; 3 - диск ведущий фрикциона; 4 -
диск ведомый; 5 - кольцо уплотнительное; 6 - диск упорный тормоза; 7 - диск ведущий тор-
моза; 8 - кольцо уплотнительное; 9 - кольцо уплотнительное; 10 - подшипник игольчатый;
11 - шестерня ведущая экономичного режима; 12 - муфта шлицевая; 13 - втулка шлицевая;
14 - шестерня ведущая основного режима; 15 - крышка подшипника; 16 - крышка ВОМ; 17 -
проставка; 18 - шайба торцевая; 19 - сменный хвостовик; 20 - болт; 21 - колпак; 22 - шес-
терня ведомая экономичного режима; 23 - шестерня ведомая основного режима; 24 - вал
ведомый; 25 - корпус тормоза; 26 - поршень тормоза; 27 - вал фрикциона; 28 - кольцо сто-
порное;
29 - поршень фрикциона; 30 - пружины; 31 - кольца уплотнительные; 32 - вилка;
33 - валик переключения; 34 - пластина стопорная; 35 - болт фиксирующий.
Рисунок 3.7.1 - ВОМ задний
122
Задний вал отбора мощности (ВОМ) (рисунок 3.7.1) имеет независимый при-
вод 1000 об/мин хвостовика в двух режимах - основном и экономичном. Вращение
заднему ВОМ передается от двигателя с помощью соединительных валов и шлице-
вых втулок в коробке передач и корпусе заднего моста. Узлы заднего ВОМ смонти-
рованы в расточках корпуса заднего моста и крышки ВОМ 16. Задний ВОМ состоит
из гидроуправляемых фрикциона включения и тормоза, двухскоростного шестерен-
ного редуктора с механическим переключением и сменных хвостовиков 19. Фрикцион
служит для соединения или разъединения вала привода ВОМ с редуктором. Он со-
стоит из вала 27, являющегося одновременно и корпусом фрикциона, шлицевой
муфты 1, диска упорного 2, дисков ведущих 3, смонтированных на шлицах муфты 1,
дисков ведомых 4, смонтированных в пазах вала 27, и подпружиненного поршня 29,
установленного в корпусе фрикциона и уплотняемого кольцами 5 и 31.
Тормоз служит для остановки хвостовика ВОМ и состоит из корпуса 25, в кото-
ром смонтирован подпружиненный поршень 26, уплотняемый кольцами 8 и 9, упор-
ного диска 6 и ведущего диска 7, установленного на шлицах вала фрикциона. Редук-
тор состоит из ведущих шестерен 11 и 14, установленных на игольчатых подшипни-
ках 10 и соединяемых с валом 27 с помощью шлицевой втулки 13, и подвижной муф-
ты 12, ведомых шестерен 22 и 23, установленных на шлицах вала 24. Смазка к
игольчатым подшипникам 10 подводится из системы смазки трансмиссии в канал
«С» вала 27 по сверлениям в крышках 15 и 16. Переключение режимов ВОМ осуще-
ствляется с помощью валика 33 и вилки 32, входящей в паз подвижной муфты 12.
Сменные хвостовики 19 устанавливаются во внутренних шлицах вала 24 и
закрепляются с помощью торцевой шайбы 18 и болтов 20.
Включение ВОМ осуществляется фрикционом. При подаче масла по каналу
«М» от распределителя управления ВОМ поршень 29 сжимает пакет дисков 3 и 4 и
вращение от шлицевой муфты 1 передается на вал 27, на шлицах которого установ-
лена втулка 13, со шлицевой муфтой 12. При повороте валика 33 по часовой стрелке
вилка перемещает муфту 12 на шлицы шестерни 14 (основной режим), при повороте
против часовой стрелки - на шлицы шестерни 11 (экономичный режим). Валик 33 во
включенном положении фиксируется с помощью пластины 34 и болта 35.
Экономичный режим используется для экономии топлива на частичных режи-
мах двигателя при работе с машинами, не требующими полной мощности. 1000
об/мин на хвостовике ВОМ обеспечивается путем снижения оборотов двигателя до
1435 об/мин.
При прекращении подачи масла поршень 26 под воздействием пружин 30 воз-
вращается в исходное положение, освобождая диски 3 и 4. Связь между приводным
валом и валом 27 разрывается и ВОМ выключается. Остановка хвостовика осущест-
вляется тормозом при подаче масла под давлением по каналу «Т» от распределите-
ля. Проставка 17 служит для крепления устройств бескарданного привода отбора
мощности (шкив, насос и т.п.), агрегатируемых с трактором. Хвостовик закрыт съем-
ным колпаком 21.
ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДНЕГО ВОМ ПРИ ДАВ-
ЛЕНИИ В ГИДРОСИСТЕМЕ ТРАНСМИССИИ НИЖЕ 1,3 МПА ВО ИЗБЕЖАНИЕ ВЫ-
ХОДА ИЗ СТРОЯ ФРИКЦИОНА ВОМ!
123
3.8 Передний вал отбора мощности
Передний вал отбора мощности (ПВОМ) предназначен для привода сельско-
хозяйственных машин с активными рабочими органами, расположенными на перед-
нем навесном устройстве. Передний ВОМ обеспечивает частоту вращения хвосто-
вика 1000 об/мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя (2100 ± 50)
об/мин с реализацией мощности 60 кВт. Направление вращения хвостовика ВОМ по
часовой стрелке, если смотреть на его торец.
Передний вал отбора мощности выполнен в виде самостоятельного узла и
представляет собой планетарный редуктор с ленточными тормозами.
Передача крутящего момента на ПВОМ осуществляется от коленчатого вала
двигателя к редуктору привода ПВОМ 1 (рисунок 3.8.1) через переходник 11 и сдво-
енный шарнир 3 со шлицевым валом, находящимся в зацеплении с входным валом
редуктора привода ПВОМ 1, и карданный вал 5, соединяющий редуктор привода
ПВОМ 1 с редуктором ПВОМ 6.
В редукторе ПВОМ 6 передача мощности осуществляется от входного вала 7 к
хвостовику 8 посредством планетарной передачи.
Планетарный редуктор ПВОМ 6 управляется гидроцилиндром 9, связанным с
поворотным валиком 10, воздействующим на рычаги ленточных тормозов.
Перемещение штока гидроцилиндра осуществляется путем изменения на-
правления потока масла в распределителе 1 (рисунок 3.8.2). Поток масла, посту-
пающий по нагнетательному трубопроводу 2, направляется или в трубопровод 3, со-
единенный со штоковой полостью гидроцилиндра (ПВОМ выключен - шток втянут),
или в трубопровод 4, соединенный с поршневой полостью гидроцилиндра, (ПВОМ
включен - шток выдвинут).
Привод вентилятора 4 (рисунок 3.8.1) осуществляется от носка коленчатого
вала двигателя через переходник 11, сдвоенный шарнир 3 со шлицевым валом, ре-
дуктор 1, фланец вала привода вентилятора 2.
1 - редуктор привода ПВОМ; 2 - фланец вала привода вентилятора; 3 - сдво-
енный шарнир; 4 - вентилятор; 5 - карданный вал; 6 - редуктор ПВОМ; 7 - входной
вал; 8 - хвостовик; 9 - гидроцилиндр; 10 - поворотный валик; 11 - переходник.
Рисунок 3.8.1 - Передний ВОМ (механическая часть)
124
125
3.9 Тормоза
3.9.1 Общие сведения
На тракторах «БЕЛАРУС - 3522.5» применяются дисковые тормоза, работаю-
щие в масляной ванне.
1 - корпус; 2 - крышка; 3 - нажимной диск; 4 - стяжные пружины; 5 - шарики
разжимные; 6 - диск промежуточный; 7 - палец; 8 - диск фрикционный; 9 - ступица;
10 - вал; 11 - кольцо стопорное; 12,13 - тяга; 14 - диск опорный; 15 - палец.
Рисунок 3.9.1 - Тормоз
Тормоз состоит: из корпуса 1 (рисунок 3.9.1), крышки 2, нажимных дисков 3,
стянутых пружинами 4, разжимных шариков 5, опорного диска 14, фиксируемого от
проворота пальцами 7, промежуточных дисков 6, устанавливаемых на пальцы 15
нажимных дисков 3, фрикционных дисков 8 с металлокерамическими накладками,
ступицы 9, установленной на шлицах вала 10 и зафиксированной на нем стопорным
кольцом 11, тяг 12 и 13. Управление тормозами осуществляется посредством тяг
12,13, связанных с механизмами привода тормозов. При нажатии на педаль тормоза
жидкость поступает в рабочий цилиндр, поршень которого через толкатель воздей-
ствует на рычаг, связанный с тягами 13 и 12. Тяга 13 перемещаясь, поворачивает
навстречу друг другу нажимные диски 3, которые, обкатываясь на шариках 5, раз-
мещенных в лунках переменного сечения, выполненных на нерабочих поверхностях
нажимных дисков, зажимают вращающиеся фрикционные диски 8 между неподвиж-
ными деталями, осуществляя торможение трактора.
3.9.2 Управление рабочими тормозами
Привод тормозов предназначен для управления тормозами, как на прямом ходу
трактора, так и на реверсе. Тип привода тормозов - гидростатический с подвесными
педалями. Привод (рисунок 3.9.2) состоит из главных цилиндров 4 (для прямого хода)
и 14 (в режиме реверса), подвесных педалей 9 (для прямого хода) и 15 (в режиме ре-
верса), рабочих цилиндров 16 (для прямого хода) и 21 (в режиме реверса), бачков 5.
126
127
К рисунку 3.9.2 - Схема управления тормозами:
1 - контргайка; 2 - толкатель; 3 - трубопровод; 4 - главный цилиндр для пря-
мого хода; 5 - бачок; 6 - пружина; 7 - болт; 8 - гайка; 9 - педаль прямого хода; 10 -
толкатель; 11 - палец; 12 - вилка; 13 - поршень; 14 - главный цилиндр для реверса;
15 - педаль реверсивного хода; 16 - рабочий цилиндр для прямого хода; 17 - пере-
пускной клапан; 18 - контргайка; 19 - регулировочная гайка; 20 - тяга; 21 - рабочий
цилиндр для реверсивного хода; 22 - перепускной клапан; 23 - палец; 24 - вилка; 25
- контргайка; 26 - тяга; 27 - сектор; 28 - фиксатор; 29 - рычаг; 30 - кнопка; 31 - ру-
кав гибкий; 32 - рычаг.
3.9.3 Механизмы привода тормозов
Механизмы привода тормозов являются общими как для привода гидроцилинд-
рами от педалей (на прямом ходу и реверсе), так и для механического ручного привода
от рычага управления через систему тяг и рычагов на оба колеса через вал 1 (рисунок
3.9.3). При управлении педалями на прямом ходу обеспечивается раздельное (по бор-
там) управление тормозами и управление на оба тормоза при блокировании педалей.
При управлении педалью реверса и при ручном управлении торможение осу-
ществляется двумя задними колёсами одновременно от рабочего цилиндра реверса
21 и рычага 32 (рисунок 3.9.2) (для реверса) и от рычага управления 10 (рисунок 3.9.3),
через тягу 11 (для ручного управления) на вал тормозов 1, рычаги 3, 4, механизмы
«Б», «В». Механизмы привода левого и правого тормозов имеют одинаковую конст-
рукцию. Отличаются они лишь длиной валиков 8, 9, ориентацией их расположения и
наружными рычагами. Кроме того, к внутреннему концу валика 8 правого механизма
приварен рычаг управления пневмокраном.
«Б» - механизм привода левого тормоза; «В» - механизм привода правого тормоза;
1 - вал тормозов; 2 - сегментная шпонка; 3 - рычаг правый; 4 - рычаг левый; 5 - ры-
чаг левый задний; 6 - рычаг правый задний; 7 - тяга; 8 - валик механизма привода
правого тормоза и пневмокрана; 9 - валик механизма привода левого тормоза; 10 -
рычаг управления; 11 - тяга управления тормозами.
Рисунок 3.9.3 - Привод тормозов
128
Управление тормозами включает ручное управление рычагом
1
(рисунок
3.9.4) через систему тяг и рычагов и механизмы привода тормозов «Б» и «В» (ри-
сунок 3.9.3).
1 - рычаг управления; 2 - левый рычаг; 3 - наружный рычаг; 4 - тяга управле-
ния; 5 - тяга промежуточная; 6 - шпонка круглая; 7 - шайба сферическая; 8 - контр-
гайка; 9 - болт регулировочный; 10 - контргайка; 11 - пружина оттяжная; 12 - ци-
линдр рабочий; 13 - кронштейн; 14 - тяга; 15 - палец; 16 - рычаг внутренний; 17 -
болт стяжной; 18 - шпонка сегментная; 19 - втулка; 20 - валик тормозов; 21 - валик
механизма привода левого тормоза; 22 - гайка; 23 - рычаг; 24 - ушко; 25 - выключа-
тель контрольной лампы ручного тормоза, 26 - вилка.
Рисунок 3.9.4 - Управление тормозами
Механизм привода тормоза (рисунок 3.9.4) состоит из кронштейна 13, внут-
реннего рычага 16, установленного на валике 21 на круговой шпонке 6, затянутого
болтом 17, регулировочного болта 9 с контргайкой 10, рычага 23 со втулками, сидя-
щего свободно на валике 21 и соединенного со штоком рабочего цилиндра 12 паль-
цем 15, оттяжной пружины 11, сферической шайбы 7, контргайки 8, гайки 22, ушек
24, тяги 14, соединяющей механизм привода тормоза с нажимными дисками.
129
3.9.4 Механический независимый стояночный тормоз
В качестве стояночного тормоза используются рабочие тормоза с ручным
независимым приводом на задние колеса.
Механический независимый ручной привод состоит: из рычага 1 (рисунок
3.9.5), установленного на втулках 2 на оси 3, затянутого гайкой 4 в кронштейне,
состоящем из боковин 5, 6, сектора 7, распорных втулок 8, стяжных болтов 9 с гай-
ками 10.
1 - рычаг;
2 - втулка;
3 - ось; 4 - гайка;
5 - боковина левая;
6 - боковина
правая; 7 -сектор;
8 - втулка распорная; 9 - болт; 10 - гайка; 11 - ось фиксатора;
12 - фиксатор; 13 - муфта; 14 -тяга; 15 - кнопка; 16 - шайба; 17 - пружина; 18 - ру-
коятка; 19 - кнопка дублирующая (для реверсивного исполнения трактора); 20 - тяга;
21 - палец; 22 - выключатель контрольной лампы ручного тормоза.
Рисунок 3.9.5 - Механический независимый ручной привод
В рычаге 1 (рисунок 3.9.5) на оси 11 установлен фиксатор 12, в верхнем плече
которого расположена муфта 13, в которую вворачивается тяга 14. На второй конец
тяги 14 наворачивается кнопка 15.
В трубчатой части рычага имеются выступы, на которые опирается шайба 16,
являющаяся опорой пружины 17. На трубчатую часть напрессовывается рукоятка 18.
Для реверсного исполнения предусмотрена возможность установки дублирующей
кнопки 19. Рычаг 1 соединен с тягой 20 с помощью пальца 21.
Тяга 20 соединена с рычагом 3 (рисунок 3.9.4), установленным на шпонке на
валике 20 . Рядом с рычагом 3 на шпонке установлен рычаг 2, соединенный тягой 5 с
рычагом 10, сидящим на шпонке на валике 21 механизма привода левого тормоза.
На вале 1 (рисунок 3.9.3) на другом конце на сегментной шпонке 2 установлен рычаг
3, связанный тягой 7 с рычагом 6 механизма привода правого тормоза. Рычаг 1 ри-
сунок 3.9.5) в сборе с кронштейном закрепляется на полу кабины с помощью четы-
рех болтов.
130
3.9.5 Работа тормозов с приводом от педалей прямого хода
При воздействии на педаль тормоза толкатель 6 (рисунок 3.9.6) главного тормоз-
ного цилиндра, связанный с рычагом педали, перемещается вперед. При этом закрыва-
ется запорный клапан 4, через который в корпус 1 поступает тормозная жидкость из бач-
ка. Поршень 2 перемещается вперед, толкая уравнительный клапан 3. Рабочая жид-
кость при этом подается под давлением по трубопроводу в рабочий цилиндр тормоза.
Поршень рабочего цилиндра давлением жидкости перемешается и через
шток, соединенный с рычагом 23 (рисунок 3.9.4) посредством пальца 15 поворачи-
вает рычаг 23, который, упираясь в носок болта 9 поднимает рычаг 16, связанный
через сферическую шайбу 7, зафиксированную гайками 22 и 8 на тяге 14, поднимает
ее, затягивая нажимными дисками тормоз. При снятии усилия с педали пружина 11
возвращает рычаг 16 и поршень рабочего цилиндра 12 в исходное положение.
Уравнительные клапаны 3 главных тормозных цилиндров обеспечивают вы-
равнивание давления жидкости в магистралях рабочих цилиндров правого и левого
тормозов при воздействии на сблокированные педали.
1 - корпус;
2 - поршень;
3 - уравнительный клапан;
4 - запорный клапан;
5 - манжета;
6 - толкатель.
Рисунок 3.9.6 - Главный тормозной цилиндр
3.9.6 Работа тормозов с приводом от педали реверса
При воздействии на педаль тормоза толкатель главного тормозного цилиндра
реверса 2 (рисунок 3.9.7), связанный с рычагом педали, перемещается. При этом за-
крывается отверстие «Б», соединяющее компенсационную камеру «В» с полостью
«Г». Поршень 3 перемещается, создавая давление. Рабочая жидкость при этом по-
даётся под давлением по трубопроводу в рабочий цилиндр реверса. Поршень рабо-
чего цилиндра реверса давлением жидкости перемещается и через шток, соединён-
ный с рычагом 32 (рисунок 3.9.2) посредством пальца 23 поворачивает валик тормо-
зов 20 (рисунок 3.9.4), который через промежуточные тяги 5 воздействует на меха-
низмы привода тормозов прямого хода, затягивая нажимными дисками тормоз.
1 - корпус; 2 - толкатель; 3 - поршень.
Рисунок 3.9.7 - Главный тормозной цилиндр реверса
131

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности