Трактор Беларус 1525.4. Руководство — часть 33

Дизели Д-260.1S3A, Д-260.2 S3A, Д-260.4 S3A

-
Во время гарантийного периода замена распылителя в форсунке может произво-
диться только на Bosch-сервисе или специально авторизованными фирмой Bosch мас-
терскими.
Рисунок 26 - Форсунка
3.2.17 Обслуживание генератора
В процессе эксплуатации дизеля специального обслуживания генератора не тре-
буется. Посезонная регулировка напряжения генератора осуществляется винтом посе-
зонной регулировки напряжения "Зима-Лето" (при его наличии), расположенным на
задней стенке генератора.
Дизели могут комплектоваться генераторами с автоматической посезонной регу-
лировкой напряжения. При этом винт посезонной регулировки напряжения "Зима-
Лето" отсутствует.
Во время эксплуатации следите за надежностью крепления генератора и проводов,
а также за чистотой наружной поверхности и клемм.
Исправность генератора проверяйте по вольтметру или по контрольной лампе и
амперметру, установленным на щитке приборов транспортного средства. Если генера-
тор исправный, контрольная лампа загорается при включении выключателя "массы"
перед пуском дизеля. После пуска дизеля и при работе его на средней частоте враще-
ния контрольная лампа гаснет, стрелка вольтметра должна находиться в зеленой зоне, а
амперметр должен показывать некоторый зарядный ток, величина которого падает по
мере восстановления зарядки батареи.
3.2.18 Проверка натяжения ремней
Проверку производите через каждые 125 часов работы дизеля.
Натяжение ремня генератора считается нормальным, если прогиб его на ветви
шкив коленчатого вала - шкив генератора находится в пределах от 13 мм до 18 мм при
нажатии на него с усилием 40±2 Н.
Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора. Поворотом
корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня. Затяните болт крепления планки и
гайки болтов крепления генератора.
137
-
Прогиб ремня привода водяного насоса (Д-260.1S3А, Д-260.2S3Ф, Д-260.4S3А)
должен находиться в пределах 9…18 мм при нажатии на ветвь шкив водяного на-
соса - шкив коленчатого вала усилием 39,2±2,0 Н.
3.2.19 Проверка состояния стартера дизеля
Через каждые 1000 часов работы дизеля:
- проверьте затяжку крепежных болтов, при необходимости подтяните их;
- зачистите наконечники проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батареи и
подтяните их крепления.
Профилактический осмотр и обслуживание проводите каждые 2000 часов работы
дизеля
Снимите крышку со стороны коллектора и проверьте состояние щеточно-
коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь
значительного подгара. Если коллектор загрязнен или имеет следы значительного под-
гара, протрите его чистой салфеткой, смоченной в бензине. При невозможности устра-
нения грязи или подгара протиркой, зачистите коллектор мелкой шлифовальной шкур-
кой. При значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточите
коллектор на станке.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к
коллектору. При предельном износе щеток, а также при наличии значительных сколов
замените их новыми.
Продуйте щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым
воздухом.
Проверьте состояние контактной системы реле стартера. При значительном под-
гаре зачистите контактные болты и пластину контактную шлифовальной шкуркой или
напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостно-
сти контактных поверхностей медных болтов. При значительном износе пластины и
болтов, переверните контактную пластину, а контактные болты разверните на 180°.
Проверьте легкость перемещения привода повалу якоря. При включении и отклю-
чении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.
Удалите с внутренних поверхностей направляющей втулки привода (шлицевой и
гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера загрязненную загус-
тевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое переме-
щение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом
маховика. На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221
(ЦИАТИМ-203, ЦИАТИМ-201).
Состояние шестерни привода и упорных шайб проверьте визуально. Зазор между
торцом шестерни и упорными шайбами при включенном положении должен быть 2...4
мм.
3.2.20 Обслуживание турбокомпрессора
В процессе эксплуатации специального обслуживания турбокомпрессора не требу-
ется, разборка и ремонт не допускаются. Частичная или полная разборка, а также ре-
монт возможны после съема турбокомпрессора с дизеля и только в условиях специали-
зированного предприятия.
Надежная и долговечная работа турбокомпрессора зависит от соблюдения правил
и периодичности технического обслуживания систем смазки и воздухоочистки дизеля,
138
-
использовании типа масла, рекомендуемого заводом-изготовителем, контроля давления
масла в системе смазки, замены и очистки масляных и воздушных фильтров.
Поврежденные трубопроводы подачи и слива масла, а также воздухопроводы под-
соединения к турбокомпрессору должны немедленно заменяться. При замене турбо-
компрессора залейте в маслоподводящее отверстие чистое моторное масло по уровень
фланца, а при установке прокладок под фланцы трубопроводов не применять гермети-
ки.
При возникновении неисправности компрессор следует направить в мастерскую,
где квалифицированные специалисты определят причину неисправности и устранят ее.
3.2.21 Обслуживание компрессора
В процессе эксплуатации обслуживания компрессора не требуется.
При возникновении неисправности компрессор следует направить в мастерскую,
где квалифицированные специалисты определят причину неисправности и устранят ее.
4 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
4.1Текущий ремонт дизеля
4.1.1 Общие указания
Текущий ремонт - это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления
работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных
его частей.
Текущий ремонт выполняется при возникновении отказов и повреждений (неис-
правностей) двигателя, которые не могут быть устранены регулировками при техниче-
ском обслуживании.
Признаками необходимости текущего ремонта дизеля являются: повышенный рас-
ход топлива, увеличенный угар масла, пониженное давление масла, ухудшение пуско-
вых качеств.
Неисправные составные части при текущем ремонте могут быть заменены новыми
при условии, что другие части изделия располагают еще значительным запасом ресур-
са.
Текущий ремонт необходимо проводить, используя необезличенный метод, при
котором сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к опреде-
ленному дизелю.
При этом методе остаточный ресурс деталей и сборочных единиц сохраняется при
ремонте более полно в связи с тем, что не требуется увеличение длительности прира-
ботки и не происходит при этом повышенного износа годных без восстановления дета-
лей и сопряжений.
Работы по текущему ремонту должны выполнять работники, прошедшие подго-
товку по программе обучения слесарей по ремонту двигателей и имеющие квалифика-
цию слесарь 3, 4 разряда, знающие устройство и принцип действия дизеля Д-260S3A и
его модификаций.
Для предварительной диагностики технического состояния в процессе эксплуата-
ции на дизеле установлены: датчик указателя давления масла в системе смазки и дат-
чик сигнализатора аварийного давления, расположенные в крышке теплообменника;
датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и датчик аварийной температу-
ры охлаждающей жидкости - в корпусе термостатов.
139
-
Степень засоренности воздухоочистителя контролируется с помощью датчика сиг-
нализатора засоренности воздушного фильтра, предназначенного для включения сиг-
нальной лампы при засоренности воздушного фильтра выше допустимой.
Контрольные приборы, отображающие информацию датчиков, располагаются на
щитке приборов трактора, комбайна, машины.
Перечень возможных отказов и повреждений составных частей дизеля и условия
их устранения текущим ремонтом приведены в таблице 15.
Таблица 15
Отказы и повреждения, устраняемые текущим ремонтом в
Составная часть
условиях:
дизеля
специализированных ремонтных
мастерских хозяйства
участков, предприятий
Турбокомпрессор
-
все отказы и повреждения
Узлы системы
-
все отказы и повреждения
“COMMON RAIL”
Головка цилиндров
нарушение герметич-
износ внутренних поверхностей
ности клапанов
отверстий направляющих втулок
клапанов; предельный износ седел
клапанов; коробление плоскости
прилегания головки к блоку; тре-
щины; повреждения резьбовых
отверстий
Гильза - поршень
снижение или потеря
уплотняющей способ-
-
ности газового стыка
Насос водяной
все отказы и поврежде-
-
ния
Центробежный
все отказы и повреждения
-
масляный фильтр
Насос масляный
-
снижение производительности
Насос шестерен-
снижение производительности
-
ный
Муфта сцепления
-
все отказы и повреждения
Компрессор
снижение производительности
Стартер
эрозийный износ кон-
межвитковое замыкание в катуш-
тактной пары реле
ках; повреждение изоляции кату-
стартера; износ щеток,
шек; износ подшипников; отказ
коллектора
привода
4.1.2 Меры безопасности
К текущему ремонту допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и
имеющие удостоверение о присвоении квалификации, прошедшие инструктаж по тех-
нике безопасности и пожарной безопасности, а также обучение и проверку знаний по
вопросам охраны труда, и обеспеченные спецодеждой, спецобувью и другими средст-
вами индивидуальной защиты.
Демонтаж неисправных узлов производите только на неработающем дизеле.
140
-
При осмотре дизеля пользуйтесь переносной лампой напряжением не более 24 В.
Слив топлива и слив масла производите только в емкости. Пролитые на пол ГСМ
засыпать опилками или песком и убрать с рабочего места.
При использовании подъемно-транспортных средств необходимо надежным спо-
собом закреплять перемещаемый груз. На подъемно-транспортных средствах должны
быть нанесены данные об их грузоподъемности.
Запрещается использовать подъемник при массе груза, превышающей грузоподъ-
емность машины и провозить любые грузы над людьми.
Недопустимо устанавливать крупные детали и агрегаты друг на друга, создавая
аварийную композицию.
Мойку деталей и узлов выполнять на специально оборудованном рабочем месте.
Не допускается работа с незаземленным моечным оборудованием и имеющем не
зануленный электродвигатель насоса.
Разбирать и собирать мелкие узлы следует на верстаке, крупные - на специальных
стендах.
Приспособления, используемые в работе, должны быть в исправном состоянии.
Съемники не должны иметь трещин, погнутых стержней, сорванной или смятой резьбы.
Пользоваться изношенными или неисправными съемниками запрещается.
Рабочий инструмент должен быть исправным и соответствующего размера. Неис-
правными ключами с изношенным или деформированным зевом пользоваться нельзя.
Для проверки совпадения отверстий следует применять оправку, ломик или болт,
но не пальцы рук.
При выполнении работ на сверлильном или обдирочно-шлифовальном станке, или
с использованием пневмоинструмента необходимо соблюдать установленные меры
безопасности.
При использовании электроинструмента необходимо принимать меры электро-
безопасности: применять инструмент с исправной электроизоляцией, использовать за-
земление корпуса, пользоваться индивидуальными средствами защиты.
Рабочее помещение должно быть обеспечено средствами пожаротушения.
141
-
4.2 Текущий ремонт составных частей
Описание последствий отказов, их возможных причин, а также указания по устра-
нению последствий отказов приведены в таблице 16.
Таблица 16
Указания
Указания
Описание
по установлению
Возможные
по устранению
последствий отка-
последствий отка-
причины
последствий отка-
зов и повреждений
зов и повреждений
зов и повреждений
сборочной единицы
Дизель
1 Из выпускной
1.1 Масло в ка-
1.1; 2.1 Контроли-
1.1 Замените
трубы идет синий
мере сгорания по
руйте расход масла
поршневые кольца
дым
причине износа
на угар путем учета
(п.4.2.1)
поршневых ко-
долива масла при
лец
ЕТО; обратите вни-
мание на интенсив-
ность изменения
цвета масла за пе-
риод наработки,
2 Затруднен пуск
2.1 Масло в ка-
установленный для
Снимите головки
дизеля. Снижена
мере сгорания по
замены масла.
цилиндров с дви-
динамика набора
причине отсут-
Методом исключе-
гателя и выполни-
оборотов при уве-
ствия герметич-
ния проведите
те притирку кла-
личении подачи
ности в камере
идентификацию не-
панов, (п.4.2.2)
топлива. Из выпу-
сгорания при по-
исправностей дизе-
скной трубы идет
садке тарелок
ля и турбокомпрес-
синий дым
клапанов в седла
сора по таблице
клапанов
(Приложение Е)
Водяной насос
3.Течь охлаждаю-
3.1 Износ торцо-
3.1 Контролируйте
Снимите водя-
щей жидкости че-
вого уплотнения
уровень охлаждаю-
ной насос с дизе-
рез дренажное от-
щей жидкости в сис-
ля, разберите на-
верстие
теме охлаждения при
сос (п.4.2.3)
ЕТО
142
-
Продолжение таблицы 16
Указания
Указания
Описание
по установлению
Возможные
по устранению
последствий отка-
последствий отказов
причины
последствий отка-
зов и повреждений
и повреждений сбо-
зов и повреждений
рочной единицы
3.2 Износ под-
3.1.1 Осмотрите во-
Замените саль-
шипникового
дяной насос на рабо-
ник водяного на-
узла
тающем дизеле после
соса
запуска в период про-
грева
3.2 Приложением
Замените под-
усилия к шкиву насо-
шипники, корпус
са на неработающем
водяного насоса
дизеле проконтроли-
(при необходи-
руйте радиальный
мости)
люфт в подшипнико-
вом узле
4.Отсутствует цир-
Проворачивание
При контроле темпе-
Снимите водя-
куляция охлаж-
крыльчатки на
ратурного режима
ной насос с дизе-
дающей жидкости
валу насоса.
системы охлаждения
ля, разберите во-
в системе охлажде-
дизеля по указателю
дяной насос
ния дизеля.
температуры наблю-
(п.4.2.3).
дается резкий рост
Замените крыль-
температуры охлаж-
чатку и (или) вал
дающей жидкости.
насоса.
4.2.1 Основные указания по замене поршневых колец
Снимите с дизеля головку цилиндров и масляный поддон. Опустите поршень в
нижнюю мертвую точку, поворачивая вручную маховик дизеля. Очистите верхний пояс
гильзы от нагара, исключив при этом попадание в цилиндр частиц нагара.
Не допускается использовать при очистке стальной скребок с целью исключения
повреждений «зеркала» гильзы.
Отверните гайки крепления крышки шатуна, снимите крышку шатуна и извлеките
из цилиндра поршень в сборе с шатуном. Поршень с шатуном извлекайте вверх - в сто-
рону установки головки.
На каждый поршень дизеля, в соответствии с рисунком 27, устанавливаются верх-
нее компрессионное кольцо трапецеидальное, одно компрессионное конусное кольцо и
одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем. Компресси-
онные кольца на торцевой поверхности у замка имеют маркировку «верх» и “ТОР”, ко-
торая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня. Стык расширителя
маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.
Замки поршневых колец располагайте на равном расстоянии по окружности.
Вставьте поршень с шатуном в цилиндр, установите крышку шатуна.
Для исключения поломок поршневых колец при установке поршня с шатуном в
цилиндр, используйте оправку для обжима колец.
143
-
Значение момента затяжки гаек крепления крышки шатуна указано в таблице
(Приложение Г).
Рисунок 27- Схема установки поршневых колец
4.2.2 Основные указания по притирке клапанов
Отверните гайки крепления стоек оси коромысел и демонтируйте ось коромысел с
пружинами и коромыслами.
Отверните болты крепления головки, снимите головку.
Рассухарьте клапан, снимите тарелку пружин клапана, пружины клапана, шайбы
пружин клапана; с втулки направляющей клапана снимите уплотнительную манжету.
Притирать клапаны на специальных станках типа ОПР-1841А или на стендах ОР-
6687М. На фаски клапанов или на фаски гнезд головки цилиндров нанести пасту, при-
готовленную по одному из следующих составов:
- карбид бора М 40 - 10%; микрокорунд М 20 - 90%;
- электрокорунд зернистый М14 - 87%; парафин - 13%;
Состав разводят в дизельном масле до сметанообразного состояния. Для повыше-
ния качества рекомендуется добавлять олеиновую или стеариновую жирную кислоту.
Притирку продолжайте до тех пор, пока на фаске клапана и на фаске седла клапана
не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм, разрывы полоски
или наличие рисок не допускаются. Допускается разность ширины пояска не более 0,5
мм.
После притирки клапаны и головку промыть.
При сборке головки стержень клапана смазать моторным маслом.
Притирку клапанов возможно производить вручную, с помощью слесарного при-
способления, но трудоемкость операции притирки при этом значительно увеличивает-
ся.
144
-
4.2.3 Основные указания по разборке и сборке водяного насоса
4.2.3.1 Разборка водяного насоса
Отверните болты 2 (Рисунок 16) крепления вентилятора.
Закрепите на торцовой поверхности шкива 9 (Рисунок 28) фиксатор, аналогичный
по конструкции фиксатору, изображенному на рисунке 29, с координатами отверстий
под крепление, соответствующими координатам отверстий на шкиве насоса.
Удерживая шкив за рычаг фиксатора, отверните гайку 11(Рисунок 28). С помощью
съемника снимите шкив 9. Извлеките шпонку из шпоночного паза на валу насоса и сто-
порное кольцо 12, фиксирующее блок подшипников в корпусе водяного насоса.
Отверните три болта 3 крепления крышки водяного насоса. Снимите крышку во-
дяного насоса, используя две демонтажные бонки 13 (резьба М8), расположенные на
торце крышки. Извлеките заглушку 6 установленную в торце крыльчатки .
Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса. Направление вы-
прессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала.
Выпрессуйте сальник из корпуса насоса.
Детали продефектуйте.
4.2.3.2 Сборка водяного насоса.
Установите на вал насоса кольцо упорное 14, напрессуйте подшипники. Заполните
подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол 24-МЛи 4/12-3 в количестве
45г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо 12, стопо-
рящее подшипниковый узел.
Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение кру-
тящего момента 120…140Н·м.
Через оправку (Рисунок 30) напрессуйте уплотнение водяного насоса 2 внутрен-
ним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпу-
сом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в при-
валочную поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение оправки
должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения таким образом, что-
бы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 10,7±0,1
мм до фланца наружного корпуса уплотнения.
Напрессуйте на вал крыльчатку до совпадения торца валика насоса с торцовой по-
верхностью расточки в крыльчатке, обеспечив размер от торца корпуса насоса до тор-
цовой поверхности крыльчатки 15,5±0,1мм . Установите заглушку в торец крыльчатки.
Установите крышку водяного насоса, обеспечив горизонтальное положение общей оси
демонтажных бобышек, расположенных на крышке. Закрепите крышку 3-мя болтами,
установив на болт шайбу пружинную и шайбу плоскую. Значение момента затяжки
болтов - 4,5…10 Н·м.
Установите водяной насос на дизель
145
-
1-подшипник; 2-уплотнение водяного насоса; 3-болт; 4-крышка; 5-крыльчатка; 6-заглушка; 7-корпус;
8-валик насоса;
9-шкив; 10-шайба; 11-гайка; 12-кольцо стопорное; 13 - бонка демонтажная;
14 - кольцо упорное
Рисунок 28 - Водяной насос.
Рисунок 29- Фиксатор шкива водяного насоса
146
-
Рисунок 30- Оправка для запрессовки уплотнения водяного насоса (Основные конст-
руктивные размеры)
5 ХРАНЕНИЕ
Для обеспечения работоспособности дизелей, экономии материальных и денежных
средств на их ремонт и подготовку к работе необходимо строго соблюдать правила
хранения дизелей в нерабочее время.
Хранение дизелей независимо от времени года должно производиться в полном
соответствии с ГОСТ 7751-85. При длительном хранении (свыше одного месяца) трак-
тор, комбайн, машину с установленным на нем дизелем необходимо поставить в закры-
тое помещение или под навес. Допускается хранить тракторы, комбайны, машины на
открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консер-
вации и герметизации.
Подготовка дизеля к хранению должна быть закончена не позднее 10 дней с мо-
мента окончания работ.
При подготовке дизеля к длительному хранению выполните работы в соответствии
с п. 3.1.5.2
При хранении трактора, комбайна (машины) под навесом или на открытой пло-
щадке снимите с дизеля и сдайте на склад генератор и стартер. Место установки стар-
тера закройте крышкой.
Дизели, снятые с тракторов, комбайнов, машин, или поступившие как запчасти,
должны храниться законсервированными в закрытом помещении на специальных под-
ставках. Запрещается хранить в одном помещении с дизелями и запасными частями
аккумуляторы, кислоты, соли, щелочи и другие вещества, способные вызвать корро-
зию металлов.
При непродолжительном (от 10 дней до одного месяца) хранении трактора, ком-
байна, машины на открытой площадке или под навесом выполните операции в соответ-
ствии с п. 3.1.5.1.
Перед пуском трактора, комбайна, машины в работу выполните все подготови-
тельные работы в соответствии с указаниями п. 3.1.6.1 или п. 3.1.6.2.
6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
При транспортировании дизелей наружные отверстия должны быть закрыты за-
глушками.
При транспортировании дизелей необходимо обеспечить их защиту от воздействия
влаги и механических повреждений по условиям хранения 2 ( С ) ГОСТ 15150-69.
147
-
Размещение и крепление дизелей при транспортировании в закрытых железнодо-
рожных вагонах должно соответствовать требованиям “Технических условий погрузки
и крепления грузов”, МПС, 1969 г., а также “Правилам перевозки грузов”, издательство
“Транспорт”, Москва, 1977 г.
Погрузка, размещение, крепление, укрытие и разгрузка при транспортировании ав-
томобильным транспортом должны соответствовать “Правилам перевозки грузов авто-
мобильным транспортом”, утвержденным Министерством автомобильного транспорта
РСФСР 30.07.1971 г.
7 УТИЛИЗАЦИЯ
При утилизации дизеля после окончания срока службы (эксплуатации) необходи-
мо:
- слить масло из системы смазки и отправить его в установленном порядке на по-
вторную переработку;
- слить из системы охлаждения охлаждающую жидкость и поместить ее в предна-
значенные для хранения емкости;
- произвести полную разборку дизеля на детали, рассортировав их на стальные, чу-
гунные, алюминиевые, из цветных и драгоценных металлов, и отправить в установлен-
ном порядке на повторную переработку.
При проведении технического обслуживания и текущего ремонта дизеля подле-
жащие замене (при необходимости) детали и сборочные единицы отправить на по-
вторную переработку, разобрав при этом сборочные единицы на детали и рассортиро-
вав их по материалам.
148

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности