Трактор Беларус 1525.4. Руководство — часть 6

БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Устройство и работа
Коробка передач состоит из узла
ричного вала установленных в кор-
передач, вала пониженных передач и
пус, а также механизма управления и
заднего хода, блока шестерен, вто-
узлов гидравлической системы.
Продольный разрез коробки передач:
1 - плита; 2, 16 - гайки; 3 - вал промежуточный; 4, 5, 15, 19, 24, 26, 32, 35 - подшипники; 6 - вал
первичный; 7 - стакан; 8 - распределитель; 9, 11, 12, 14 - ведущие шестерни узла передач; 10, 13
- фрикционные муфты; 17, 23 - прокладки регулировочные; 18 - крышка механизма переключения
передач; 20, 22 - шестерни вторичного вала; 21 - синхронизатор; 25 - вал вторичный; 27 - вал
привода ВОМ; 28 - корпус; 29, 31 - ведомые шестерни редуктора; 30 - вал блока шестерен; 33 -
полумуфта зубчатая; 34 - вилка переключения диапазонов; 36, 37, 38, 39 - ведомые шестерни уз-
ла передач.
Узел передач смонтирован на
шипниках установлены ведущие шес-
плите (1) и состоит из вала первично-
терни (9),
(11),
(12),
(14), обеспечи-
го (6), на котором на игольчатых под-
вающие включение 1-ой, 4-ой, 2-ой, 3-
64
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
ей передач соответственно. Игольча-
(28) являются шариковый (5) и роли-
тые подшипники смазываются под
ковый (15) подшипники.
давлением маслом, поступающим из
На валу промежуточном (3) с на-
распределителя (8) через отверстие в
тягом посажены ведомые шестерни
плите (1), стакане (7) и отверстия в
(36), (37), (38), (39) 3-ей, 2-ой, 4-ой и
первичном валу (6). На шлицах вала
1-ой передач соответственно. Опора-
размещены две двойных фрикцион-
ми промежуточного вала являются
ных муфты (10) и (13), которые осу-
подшипники (4), (35). Промежуточный
ществляют переключение передач в
вал соединяется с валом блока шес-
пределах одного диапазона. Опорами
терён полумуфтой (33).
первичного вала в плите (1) и корпусе
Вал пониженных передач и заднего хода
Вал пониженных передач и заднего хода
1, 15 - гайки; 2 - вал; 3, 12 - подшипники; 4 - корпус коробки передач; 5 - шестерня заднего хода;
6 - втулка зубчатая; 7 - муфта зубчатая; 8 - шестерня пониженной передачи; 9, 10 - втулка; 11 -
шестерня привода ходоуменьшителя; 13, 14 - крышка; 16 - дроссель; 17 - штуцер.
Вал пониженных передач и заднего
игольчатых подшипниках. С валом
хода установлен в корпусе (4) на под-
шестерни (5) и (8) соединяются с по-
шипниках (3) и (12). На валу установ-
мощью зубчатой муфты (7). Втулка
лены: ведомая шестерня (11), соеди-
(6), соединённая с валом шлицами,
няемая с валом втулками (10) и (9),
стопорится на валу стопорным коль-
ведущая шестерня пониженных пере-
цом. Детали на валу стягиваются гай-
дач переднего хода (8) и шестерня
ками (1) и (15), усики которых после
заднего хода (5), установленные на
затяжки раскерняют в пазы. Окно в
65
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
корпусе коробки передач, предназна-
ченное для установки ходоуменьши-
теля, закрыто крышкой (13).
Смазка игольчатых подшипников
шестерен (5), (8) и втулки шестерни
(11) осуществляется принудительно
под давлением. Масло подводится
через штуцер (17), крышку (14), дрос-
сель (16) и отверстия в валу (2).
Вал блока шестерён (30) (см. рис.
«Продольный разрез коробки пере-
дач») установлен в корпусе (28) на
подшипниках (26) и
(32). Шестерни
(29) и (31) соединяются с валом с по-
мощью шлицев и фиксируются сто-
порным кольцом.
Вал вторичный (25) (см. рис. «Про-
дольный разрез коробки передач»)
установлен в корпусе (28) на кониче-
ских роликоподшипниках (19) и (24),
регулировка которых производится
прокладками (17) и (23). На валу не-
подвижно установлена ступица син-
хронизатора (21). Ведомые шестерни
(20) и (22) установлены на игольча-
тых подшипниках, смазка которых
осуществляется под давлением через
отверстия в валу. Переключение ме-
жду шестернями производится с по-
мощью синхронизатора (21) вилкой,
закреплённой на поводке. Поводок
установлен в расточки корпуса (28) и
фиксируется шариковым фиксатором.
Комплекты деталей на валах первич-
ном, промежуточном, вторичном за-
тянуты гайками (2), (16), которые по-
сле затяжки раскерняются в пазы.
66
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Двойной фрикцион
Двойной фрикцион
1 - диск ведомый; 2 - диск ведущий; 3, 8 - кольца уплотнительные; 4, 9 - кольца стопорные; 5
- диск упорный; 6 - пружина; 7 - барабан; 10 - опора пружины; 11 - поршень; 12 - шарик.
Двойной фрикцион состоит из бара-
кости из полостей цилиндров после
бана (7), в котором с двух сторон вы-
отсоединения цилиндров от нагнета-
полнены расточки (полости). В рас-
тельной магистрали управления ко-
точки установлены поршни (11), уп-
робкой передач.
лотняемые чугунными разрезными
В пазах барабана установлены веду-
кольцами (8) и (3).
щие стальные диски (2), а между ни-
В гнёздах каждого из поршней уста-
ми — ведомые диски с накладками (1)
новлено по шестнадцать отжимных
с внутренними шлицами. Замыкаются
пружин (6), предварительно сжатых
пакеты дисков опорными дисками (5),
опорным диском (10), зафиксирован-
фиксируемыми стопорными кольцами
ного на ступице барабана стопорным
(4).
кольцом (9). В поршне имеются по
Вал привода ВОМ (27) установлен в
два центробежных шариковых клапа-
отверстия полых валов: промежуточ-
на (12) сброса давления рабочей жид-
ного (3) и вала блока шестерен (30).
67
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Механизм управления КП
Механизм переключения диапазонов
1 — вилка, 2 — чехол, 3 — сфера, 4 — пружина, 5, 7 — пальцы, 6, 10 — рычаги, 8, 12 — крышки,
9 — вал, 11 — кулиса, 13, 17 — шпонки, 14 — шариковый фиксатор, 15 — гайка, 16 — болт,
18 — корпус.
Механизм управления КП состоит из
дач»). В механизме управления в
механизма переключения передач и
опорах крышки (12) (см. рис. «Меха-
механизма переключения диапазонов
низм переключения передач») и кор-
с электрогидравлической системой
пуса (18) установлен вал (9), на кото-
переключения высшей «Н» и нижней
ром на шпонках закреплены рычаги
«L» ступеней редуктора КП.
(10). Вал (9) фиксируется шариковым
фиксатором (14) и посредством паль-
цев (5) и (7), рычага (6) соединяется с
Механизм переключения диапазо-
вилкой (1), на которой закреплён ры-
нов смонтирован в корпусе коробки
чаг переключения диапазонов. Вилка
передач и крышке механизма пере-
(1) установлена в корпусе (18) в сфе-
ключения передач
(18)
(см. рис.
ре (3) и подрессорена пружиной (4).
«Продольный разрез коробки пере-
68
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Механизм переключения высшей и низшей ступней редуктора
Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора
1
— крышка;
2
— вилка переключения диапазонов;
3
— болт;
4
— валик;
5 — рычаг; 6 — палец; 7 — толкатель; 8 — контргайка; 9, 13 — маслопроводы; 10 — датчик давле-
ния; 11 — цилиндр гидравлический; 12 — ось; 14 — клапан электрогидравлический; 15 — пробка;
16 — вилка; 17 — кронштейн; 18 — винт регулировочный.
Механизм переключения высшей и
для индексации включения ступеней
низшей ступеней редуктора коробки
редуктора. Для регулировки цилин-
передач смонтирован на крышке ме-
дра (11) переместить поршень внутрь
ханизма переключения и состоит из
цилиндра до упора. Повернуть рычаг
цилиндра (11), закреплённого на оси
(5) против хода часовой стрелки,
(12), шпильки (7), рычага (5), закреп-
включив понижающий диапазон ре-
лённого на валике (4). Вилка (16) со-
дуктора коробки передач. Ввернуть
единяется с рычагом (5) с помощью
шпильку (7) до упора, законтрить гай-
пальца (6). Рычаг валика (4) входит в
кой (8). Вворачивая или выворачивая
зацепление с поводком вилки и при
вилку
(16), совместить отверстия в
повороте валика перемещает муфту
рычаге (5) и вилке (16), законтрить
синхронизатора (21) (см. рис. «Про-
гайкой. Повернуть рычаг (5) по ходу
дольный разрез коробки передач»).
часовой стрелки, включив повышаю-
Положение рычага (5) регулируется
щий диапазон редуктора коробки пе-
изменением длины шпильки (7) с по-
редач. Выдвинуть шток цилиндра
следующим контрением гайкой
(8).
(11), совместить отверстия в рычаге
Подключение цилиндра (11) к гидрав-
(5) и вилке (16). Рычаг (5) и вилку (16)
лической системе производится кла-
соединить пальцем, установить шай-
паном электрогидравлическим
(14).
бу и шплинт. Вворачивая или выво-
Втянутое положение штока цилиндра
рачивая болт (18), упереть сфериче-
(11) соответствует низшей «L» ступе-
скую часть болта в рычаг (5), закон-
ни редуктора КП. Датчики (10) служат
трить гайкой.
69
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Управление переключением передач и редуктором
Система управления переключением передач и редуктором
1 - щиток предохранителей;
2, 10 - колодка соединительная;
3 - пульт управления;
4 - датчик
нейтрали диапазонного редуктора (блокировки запуска дизеля); 5 - разъем штепсельный;
6 -
электрогидрораспределитель редуктора; 7 - жгут соединительный; 8 - датчики давления высшей и
низшей ступеней редуктора; 9 - плита с датчиками давления и электрогидрораспределителями; 11
- табло ; 12 - датчик выключенного состояния муфты сцепления; 13 - панель управления БД и
ПВМ; 14, 15, 16, 17 - датчики давления в гидролиниях включения 1-ой, 3-ей, 4-ой, 2-ой переда, со-
ответственно; 18, 19, 20, 21 - электрогидрораспределители 2-ой, 4-ой, 3-ей, 1-ой передач соответ-
ственно.
Управление переключением передач
ления; датчика (4) нейтрали диапа-
и редуктором осуществляется по-
зонного редуктора, установленного с
средством
электрогидравлической
левой стороны на корпусе коробки
системы управления.
передач и использующегося также в
Электрическая часть системы управ-
системе электрооборудования для
ления состоит из пульта управления
блокировки запуска дизеля; соедини-
(3), расположенного в кабине справа
тельных жгутов (7) со штепсельным
от водителя; электрогидрораспреде-
тридцатисемиконтактным разъемом
лителей (18, 19, 20, 21) с электромаг-
(5), находящимся под кабиной, и со-
нитами и датчиков давления (14, 15,
единительных колодок (2, 10).
16,
17) установленных на плите (9)
Сигналы от датчика (4) нейтрали диа-
распределителя
гидросистемы
пазонного редуктора (блокировки за-
трансмиссии, расположенной сверху
пуска дизеля) и включения габаритов
на проставке между корпусом сцеп-
поступают из системы управления БД
ления и коробкой передач; редуктора
и ПВМ через колодку (2).
(8) с двумя датчиками давления и
Система запитана от бортовой элек-
электрогидрораспределителя
(6)
c
тросети через щиток предохраните-
электромагнитом; табло
(11), уста-
лей 1. Электрическое питание в сис-
новленного справа от щитка прибо-
тему подается из щитка приборов по-
ров; датчика
(12) выключенного со-
сле установки выключателя стартера
стояния муфты сцепления, установ-
и приборов в положение
«Питание
ленного в кабине возле педали сцеп-
приборов».
70
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Пульт управления переключением передач ПУ-3МГ
1 - рукоятка переключения передач;
2 - переключатель аварийного включения 2-ой передачи; 3 -
микропроцессорный контроллер; 4, 11 - разъемы; 5 - кнопка задания режима подтормаживания КП;
6 - кнопка переключения диапазонов редуктора; 7, 8 - сигнализаторы состояния датчиков давления
диапазонов двухступенчатого редуктора; 9 - сигнализатор положения "0" рукоятки; 10 - сигнализа-
торы наличия давления в гидролиниях включения фрикционных муфт.
Пульт управления ПУ-3МГ со встро-
электрогидрораспределителей и дат-
енным микропроцессорным контрол-
чиков выключенного состояния сцеп-
лером (3) содержит рукоятку (1) пере-
ления, нейтрали диапазонного редук-
ключения передач, которая имеет
тора и дискретных датчиков давле-
пять фиксированных положений: 0-1-
ния.
2-3-4.
Сверху на пульте расположены кноп-
Снизу на корпусе пульта находятся
ки (5) (задания режима подтормажи-
разъем (4) для подключения табло и
вания КП) и (6) (переключения диапа-
разъем (11) для подключения пита-
зонов двухступенчатого редуктора) и
ния, габаритов, электромагнитов
светодиодные сигнализаторы зелено-
71
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
го цвета: (7, 8) - сигнализаторы со-
стояния датчиков давления двухсту-
пенчатого редуктора; (10) - сигнали-
затор наличия давления в магистра-
лях подвода масла к гидроцилиндрам
фрикционных муфт 1…4-ой передач
КП
(на выходах соответствующих
электрогидрораспределителей).
Под специальной крышкой на задней
стенке пульта расположен переклю-
чатель (2) аварийного включения вто-
рой передачи.
Табло (11) (см. рис. «Система управ-
ления переключением передач и ре-
дуктором») представляет собой цвет-
ной матричный светодиодный инди-
катор. На задней стенке табло нахо-
дится кнопка выбора режимов пере-
ключения передач. Табло предназна-
чено для индикации номера включен-
ной передачи, выбранного режима
переключений, выдачи диагностиче-
ских сообщений. Предусмотрено
уменьшение яркости индикации табло
при включении габаритов.
Примеры индикации на табло приве-
дены ниже.
72
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Индикация табло
73
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Электрогидрораспределители (18, 19,
чу). При этом на табло желтым цве-
20, 21) (см. рис. «Система управления
том индицируются номер включенной
переключением передач и редукто-
передачи и выбранный режим пере-
ром») управляют потоком масла, под-
ключения, а на пульте горит соответ-
водимого к фрикционным муфтам
ствующий сигнализатор зеленого
включения передач КП. Дискретные
цвета, срабатывающий от датчика
датчики давления
(14,
15,
16,
17),
давления включенной передачи.
срабатывающие
(замыкающие кон-
Конструктивно пульт выполнен так,
такты) при давлении свыше 0,6…0,8
что переключение возможно только
МПа, установлены в гидролиниях
последовательно на соседнюю пере-
включения фрикционных муфт (на
дачу. Для ускоренного выхода в по-
соответствующих выходах электро-
ложение «0» с третьей или четвертой
гидрораспределителей).
передачи необходимо рукоятку пуль-
При подаче электрического питания в
та приподнять вверх и перевести в
систему (повороте выключателя стар-
положение «0».
тера и приборов из положения «Вы-
Для облегчения переключения диапа-
ключено» в положение
«Питание
зонов предусмотрена возможность
приборов») на табло (11) индициру-
подтормаживания КП включением
ются желтым цветом номер включен-
одновременно двух передач - первой
ной передачи и режим переключения
и четвертой. Режим подтормажива-
передач.
ния включается на время 5 с при на-
Первоначально система устанавли-
жатии кнопки
(5)
(см. рис.
«Пульт
вает легкий режим переключения пе-
управления переключением передач
редач: Л - легкий. Оператор, нажимая
ПУ-3МГ») пульта и срабатывании
кнопку выбора режимов, может мето-
датчика выключенного состояния
дом кольцевого перебора установить
муфты сцепления (12) (см. рис. «Сис-
другой режим: С - средний, Т- тяже-
тема управления переключением пе-
лый. Режимы переключения передач
редач и редуктором») и датчика ней-
рекомендуется устанавливать в зави-
трали диапазонного редуктора
(4).
симости от нагрузки и видов выпол-
При этом на табло светится буква
няемых работ:
«Р» и на пульте загораются сигнали-
Т - пахота, сплошная культивация;
заторы «1» и «4», срабатывающие от
С - посев, уборочные работы;
соответствующих датчиков давления
Л - на транспорте.
(14) и (17). Если кнопка нажата, но хо-
Исходное положение рукоятки пульта
тя бы одно из вышеперечисленных
- «0». Для включения первой переда-
условий не выполняется, то на табло
чи рукоятку необходимо приподнять
светится символ «Р».
вверх, переместить в положение «1»
Учитывая то, что в режиме подтор-
и отпустить.
маживания КП включаются одновре-
Переключение на вторую и после-
менно две передачи (первая и чет-
дующие передачи и обратно осуще-
вертая), то крайне важно в процессе
ствляется нажатием рукоятки вниз с
эксплуатации следить за правильной
одновременным ее перемещением
регулировкой датчиков выключенного
вперед (на более высокую передачу)
состояния сцепления и нейтрали
или назад (на более низкую переда-
диапазонного редуктора.
74
БЕЛАРУС-1525.4
Устройство и работа
Установка датчика выключенного состояния сцепления (выключателя ВК12-51 с нормально откры-
тыми контактами)
1 - датчик выключенного состояния сцепления (выключатель ВК 12-51); 2 - регулировочный болт;
3 - болты крепления кронштейна;
4 - педаль сцепления; 5 - кронштейн
Датчик (1) установлен на кронштейне
подтормаживания КП на пульте вме-
(5). Регулировка срабатывания датчи-
сто символа «Р»). После этого необ-
ка производится с помощью регули-
ходимо законтрить гайкой регулиро-
ровочного болта (2). Регулировка дат-
вочный болт (2) (см. рис. «Установка
чика производится при выключенном
датчика выключенного состояния
сцеплении (нажатой до упора педали
сцепления»).
сцепления). Регулировкой болта
(2)
Для переключения диапазонов двух-
необходимо выставить зазор «S» ме-
ступенчатого редуктора необходимо,
жду торцом датчика и болтом (2) в
выключив сцепление, нажать кнопку
пределах около 1 мм и проверить за-
(6) (см. рис. «Пульт управления пере-
мкнутое состояние контактов датчика
ключением передач ПУ-3МГ»). При
(1) при этом (тестером либо по появ-
подаче электрического питания в сис-
лению символа «Р» на табло при по-
тему (повороте выключателя старте-
стоянно нажатой кнопке (5) (см. рис.
ра и приборов из положения «Выклю-
«Пульт управления переключением
чено» в положение «Питание прибо-
передач ПУ-3МГ») задания режима
ров») включен нижний диапазон двух-
75

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности