Трактор Беларус 80.1/80.2/82.1/82.2/82Р. Руководство — часть 12

дет к преждевременному износу
накладок и перегреву тормозов;
в) затяните контргайки 1.
Попадание смазки в тормоз вызывает
замасливание дисков, уменьшение
силы трения между их рабочими по-
верхностями, тормоза " не держат". В
этом случае разберите тормоз, устра-
ните течь масла, а замасленные диски
промойте бензином и дайте им про-
сохнуть в течение
5-8 мин. После
сборки отрегулируйте управление
тормозами.
Рис.54
7.6.5. РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНО-
7.6.7. РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМА
ГО ТОРМОЗА
УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМ ВОМ
Регулировку стояночного тормоза
При сборке на заводе или после ре-
производите в следующем порядке
монта (например, после замены тор-
(рис. 54):
мозных лент) регулировку механизма
управления производите в следующем
а) установите рычаг управления
порядке:
стояночным тормозом в переднее
положение (от себя);
1. Установите эксцентриковую ось
15 (рис. 56) в исходное положе-
б) ослабьте затяжку контргайки регу-
ние, чтобы лыска "В" находилась
лировочного болта
1, а также
справа вертикально и зафикси-
контргайку 7 и выньте палец 5;
руйте стопорной пластиной 17 и
в) поверните рычаг 4 и совместите
болтом 16;
верхнюю кромку паза В1 рычага 2
2. Отсоедините тягу 4 (рис. 55);
с верхней кромкой паза В2 рычага
3 правой педали тормоза, а затем,
3. Выверните болт 9, чтобы осво-
вращая вилку 6, совместите от-
бодить пружину 6;
верстия рычага
4 и вилки
6 и
Для безопасности разборки узла сле-
вставьте палец 5;
дите, чтобы при выворачивании болта
г) отверните или заверните болт 1
9 верхний стакан 7 был в постоянном
так, чтобы при перемещении ры-
контакте с ним вплоть до полного раз-
чага управления на себя с усили-
жатия пружины.
ем 400 Н защелка удерживалась
4. Снимите крышку люка заднего
во впадине между третьим и чет-
моста для доступа к винтам 13;
вертым зубьями сектора, а трак-
5. Зафиксируйте рычаг 11 в нейтра-
тор удерживался на уклоне 18%.
ли, введя болт М10Х60 или стер-
После регулировки затяните ос-
жень 10 диаметром 8 мм в отвер-
лабленные ранее контргайки.
стие на рычаге и соответствую-
щее ему отверстие на корпусе
заднего моста;
98
Раздел 7. Плановое техническое обслуживание
Рис. 55 Управление задним ВОМ:
1 — рычаг управления; 2 — регулировочная вилка; 3, 8 — контргайки; 4 — тяга; 6 — пружины; 7 —
наружный стакан; 9 — упорный болт; 10 — установочный болт (только для регулировки); 11 — ры-
чаг валика управления; 12 — валик управления; 13 — регулировочные винты; 14 — внутренний
стакан; 15 — тяга. Вариант "I" — для тракторов с унифицированной кабиной.
Рис. 56 Планетарный редуктор заднего ВОМ:
1 — муфта переключения привода; 2 — вал коронной шестерни; 3 — гайка; 4 — водило; 5 — сол-
нечная шестерня; 6 — сателлит; 7 — коронная шестерня; 8 — ось сателлита; 9 — тормозной ба-
рабан; 10 —вал ВОМ; 11,13 — тормозная лента; 12 — барабан включения; 14 — крышка задняя;
15 — эксцентриковая ось; 16 — болт фиксации пластины стопорной; 17 — пластина стопорная; 18
— съемный хвостовик; 19 — стопорная пластина съемного хвостовика; 20 — болт фиксации хво-
стовика; 21 — регулировочные винты; 22, 24 — рычаг; 23 — пружинный механизм; 25 — валик
управления; 26 — стопорная пластина регулировочных винтов.
99
6. Снимите стопорную пластину 26
2. Выверните болт
16
(рис.
56),
(рис. 56), заверните винты 21 до
снимите пластину 17 со шлицево-
отказа усилием 10 кгс на ключе
го хвостовика на оси 15;
или плоскогубцах длиной 100 мм
3. Ключом S=13 мм поверните экс-
(моментом 1 кгс•м), а затем от-
центриковую ось 15 по часовой
верните каждый винт на
2-2,5
стрелке до выбора зазора между
оборота;
тормозной лентой и барабаном
7. Удалите болт (стержень) 10 (рис.
ВОМ (это можно определить по
55), удерживающий рычаг 11 в
невозможности повернуть хво-
исходном для регулировки поло-
стовик ВОМ от руки);
жении;
4. Установите пластину 17 на место
8. Заверните болт 9, направляя его
и заверните болт 16;
носок в углубление крышки ста-
5. Выньте из рычага 11 (рис. 55) сто-
кана 7 до размера "А"=26...29 мм;
порящий болт или стержень.
9. Переведите рычаг 11 назад в по-
После нескольких наружных регули-
ложение "ВКЛ";
ровок эксцентриковая ось 15 (рис. 56)
10. Установите тягу 4, регулировкой
может занять крайнее левое положе-
тяг 4 и 15 установите зону кача-
ние
(лыска "В" станет вертикально
ния рычага
1 в средней части
слева), что указывает на израсходо-
прорези пульта управления. По-
вание запаса внешней регулировки. В
сле окончания регулировки уста-
этом случае эксцентриковую ось по-
новите на место стопорную пла-
воротом против часовой стрелки уста-
стину
26, крышку люка заднего
новите в исходное положение (лыска
моста, законтрите тяги
4 и
15
справа вертикально), после чего вы-
(рис. 55) , а также болт 9. В экс-
полните регулировочные операции,
плуатации, если:
как описано выше (при сборке на за-
воде или после ремонта ВОМ).
а) ВОМ пробуксовывает;
При правильно выполненной регули-
б) при
переключении рычаг
ровке рычаг 1 (рис. 55) в положении
управления 1 упирается в пе-
"включено" или "выключено" должен
реднюю или заднюю часть
не доходить не менее, чем 30 мм до
прорези пульта управления;
края прорези пульта управления и
в) усилие включения на рычаге 1
четко переходить через нейтральное
более 12-15 кгс (120-150 Н•м);
положение.
г) нечеткая фиксация рычага 1 в
На некоторых партиях тракторов воз-
крайних положениях или не-
можно отсутствие механизма внешней
одинаковый его ход при вклю-
подрегулировки управления ВОМ (поз.
чении и выключении,
15, 16, 17 рис. 56). В этом случае регу-
отрегулируйте ленточные тормоза ме-
лировку производите, как указано вы-
ханизмом внешней подрегулировки,
ше для регулировки управления ВОМ
для чего:
после ремонта или при сборке на за-
1. Установите рычаг 11 (рис. 55) в
воде. На тракторах с малогабаритной
нейтрали, зафиксируйте в этом
кабиной размер "Б" составляет
50-
положении, введя стержень
10
60 мм. Эффективность тормозов ВОМ,
диаметром
8 мм или болт
отсутствие буксования зависит только
М10Х60 в отверстие на рычаге 11
от пружинного механизма, в первую
и соответствующее ему отвер-
очередь от наличия свободных зон для
стие на корпусе заднего моста;
работы его и связанных с ним рычагов.
Буксование ВОМ означает, что пру-
жинный механизм или рычаги встре-
100
Раздел 7. Плановое техническое обслуживание
чают дополнительное сопротивление
при их перемещении вследствии от-
сутствия смазки в шарнирах, повы-
шенного загрязнения, упирания (каса-
ния) в соседние детали трактора и пр.
7.6.8. РЕГУЛИРОВКА КАРДАННОГО
ПРИВОДА ПВМ
В карданном приводе регулируйте
предохранительную муфту в промежу-
точной опоре и проверяйте боковой
люфт в подшипниках кардана.
Предохранительную муфту регули-
Рис. 57.
руйте на передачу крутящего момента
в пределах 40-80 кгс•м (400-800 Н•м).
7.6.9. ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ
Регулировку муфты производите за-
тяжкой гайки 2 (рис. 57) заднего хво-
Регулировка шарнирных соедине-
стовика вала промежуточной опоры до
ний рулевых тяг
обеспечения передачи требуемого
крутящего момента.
Через каждые 125 ч работы проверяй-
Периодически проверяйте боковой
те шарнирные соединения покачива-
люфт в подшипниках крестовин кар-
нием от руки или поворотом рулевого
дана. При наличии люфта разберите
колеса.
шарнир и проверьте состояние под-
шипников и крестовин, изношенные
детали замените. При сборке обоймы
сальников запрессовывайте их до
упора в подшипник.
Карданный вал динамически отбалан-
сирован. Без особой надобности раз-
борку карданного вала не производи-
те. При замене в процессе эксплуата-
ции деталей — трубы с вилками шар-
нира и фланца — вал в сборе с двумя
Рис. 58.
шарнирами заново балансируйте ди-
намически приваркой пластин на обо-
Чтобы отрегулировать шарнирное со-
их концах трубы. Дисбаланс не дол-
единение рулевой тяги, проделайте
жен превышать 55 г•см. Не провора-
следующее:
чивайте карданные валы монтировка-
а) отсоедините контровочную прово-
ми, ключами и другими приспособле-
локу (2) (рис. 58) от наконечника (3);
ниями во избежание повреждения уп-
б) заверните гаечным ключом пробку
лотнений и выхода из строя подшип-
(1) так, чтобы устранить зазор в
ников крестовин.
шарнирном соединении;
в) законтрите пробку контровочной
проволокой.
101
Регулировка конических ролико-
подшипникови направляющих ко-
лес тракторов Беларус 80.1/80.2
При регулировке подшипников на-
правляющих колес установите осевой
зазор в пределах 0,08-0,20 мм. Через
каждые 1000 ч работы проверяйте его.
Для этого поднимите колесо и, пока-
чивая его в направлении, перпендику-
лярном плоскости вращения, опреде-
лите зазор в подшипниках.
Определив повышенный зазор, произ-
Рис. 59.
ведите регулировку, придерживаясь
следующего порядка:
а) отвинтите болты и снимите колпак
2 (рис. 59);
б) расшплинтуйте корончатую гайку
1 и, поворачивая колесо от руки,
затяните гайку 1 до появления по-
вышенного сопротивления враще-
нию колеса. Затем отверните гай-
ку лишь настолько, чтобы добить-
ся совпадения ближайшей проре-
зи гайки с отверстием под шплинт
в полуоси;
в) проверьте легкость вращения ко-
леса;
г) зашплинтуйте гайку, установите
на место колпак, предварительно
заполнив его смазкой.
Рис. 60.
Регулировку
схождения
колес
произ-
водите в следующем порядке (рис. 60):
Регулировка схождения передних
колес (тракторы с ГУР)
а) установите трактор на горизон-
тальной площадке с твердым по-
Сходимость передних колес при заво-
крытием;
дской регулировке устанавливается в
б) установите сошку
10 в среднее
пределах 0-8 мм.
положение, для чего, поворачивая
Периодически через каждые 500 ч ра-
рулевое колесо, установите его в
боты, а также при каждом изменении
положение, когда щуп 14 (рис. 62)
колеи передних колес проверяйте и
максимально утоплен;
при необходимости регулируйте схо-
в) проверьте, чтобы корпуса кониче-
димость колес. Перед проверкой обя-
ских пар (для тракторов с ПВМ) или
зательно отрегулируйте зазоры в
поворотные кулаки (для тракторов
подшипниках колес и шарнирах руле-
Беларус 80.1) были выдвинуты на
вых тяг.
одинаковую длину Б (рис.
60) из
корпуса переднего моста или трубы
передней оси соответственно;
102
г) отрегулируйте левую и правую ру-
ослабьте зажим 4 и снимите руле-
левые тяги, удлинив или укоротив
вое колесо 6;
их на одинаковую величину, для
ослабьте контргайку 3;
чего отпустите контргайки 3, 5, 6, 8
завинтите гайку 2 до соприкоснове-
и вращая левую и правую трубы 7,
ния со втулкой 1 так, чтобы были
4, установите необходимую длину.
выбраны зазоры в соединениях;
д) определите схождение колес, для
отвинтите гайку 2 на 1,5 оборота и
чего замерьте расстояние (замер
законтрите контргайкой 3.
Г) между внутренними закраинами
установите рулевое колесо 6, отре-
ободьев колес впереди (на высоте
гулировав его положение по высоте.
центров колес) и сделайте отметки
мелом в местах замера. Затем
проедьте на тракторе вперед на-
столько, чтобы метки были сзади
на той же высоте, и замерьте рас-
стояние между отмеченными точ-
ками (замер В). Второй замер дол-
жен быть больше первого; разница
между вторым В и первым Г заме-
рами равна величине сходимости
колес и должна быть в пределах 0-
8 мм. При необходимости произве-
дите регулировку схождения изме-
нением длины рулевых тяг. При
Рис. 61.
этом левую и правую тяги удли-
няйте или укорачивайте на одина-
Промывка сливного масляного
ковую величину;
фильтра ГУР
е) снова проверьте установку сошки в
среднее положение
(по щупу) и
разность замеров В и Г;
ж) законтрите трубы рулевых тяг по-
сле окончательной регулировки
схождения колес.
7.6.10. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Техническое обслуживание привода
рулевого механизма
Техническое обслуживание привода
рулевого механизма заключается в пе-
риодической проверке затяжки резьбо-
вых соединений.
Для обеспечения минимального уров-
ня вибрации на рулевом колесе произ-
водите регулировку рулевой колонки
следующим образом:
• снимите крышку 5 (рис. 61);
Рис. 62.
103
Для промывки масляного фильтра вы-
масломерной линейке. При использо-
полните следующее (рис.62):
вании других сельхозмашин уровень
масла устанавливайте между метками
а) поднимите облицовку;
"О" и "П".
б) отсоедините маслопроводы 7, 13 и
Проверку уровня и заливку масла в
15, отвинтите болты 5 крепления
корпус гидроагрегатов в случае работы
крышки 6 к корпусу, при помощи
трактора с машинами, имеющими ци-
двух демонтажных болтов снимите
линдры одностороннего действия,
крышку;
производите при полностью втянутых
в) вывинтите редукционный клапан
штоках.
11 и снимите сливной фильтр 9;
г) промойте фильтр в моющем рас-
Промывка масляного фильтра и са-
творе;
пуна трактора с малогабаритной ка-
д) подтяните гайку 8 поворотного ва-
биной
ла;
е) установите фильтр и проделайте
Эти операции производите через каж-
операции в последовательности,
дые 500 часов работы.
обратной разборке;
ж) одновременно отрегулируйте осе-
вой люфт рулевого вала, для чего:
ослабьте контргайку 1 и завинтите ре-
гулировочный болт 2 до упора в торец
вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 обо-
рота и законтрите контргайкой 1.
Заливка, проверка уровня и замена
масла
Проверку уровня, доливку масла про-
изводите согласно рекомендациям
карты смазки.
Категорически запрещается работа трак-
тора, если уровень масла ниже нижней
Рис. 63.
риски на масломере 4 (рис. 62).
При замене масла промойте заливной
фильтр. После замены масла запусти-
те дизель и несколько раз поверните
Для промывки фильтра (см. рис. 63):
от упора до упора рулевое колесо,
а) откиньте вперед облицовку дизеля;
снова проверьте уровень масла и при
б) удалите пыль и грязь с крышки 2;
необходимости долейте до верхней
метки масломера.
в) отверните болты
1 крепления
крышки 2 фильтра;
г) в случае необходимости отсоеди-
7.6.11 ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И
ните сливной шланг от штуцера
ЗАДНЕЕ НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО
крышки, ослабив стяжной болт;
При работе со стогометателями и са-
д) выньте фильтр в сборе вместе с
мосвальными прицепами доливайте
корпусом
5, чтобы не высыпать
масло в корпус гидроагрегатов до
имеющуюся в нем грязь в бак;
уровня между метками "П" и "С" на
104
е) снимите проволочный стопор
4,
выньте фильтр из корпуса 5, тща-
тельно промойте фильтрующие
элементы 3 бензином или дизель-
ным топливом.
ж) соберите и установите фильтр в
обратной последовательности;
з) одновременно с промывкой фильт-
ра отверните пробку сапуна 6, до-
станьте поролоновую набивку, про-
мойте ее, отожмите и установите
на место.
Техническое обслуживание фильтра
Рис. 64.
маслобака трактора с унифициро-
ванной кабиной
Замену фильтрующего элемента про-
изводите через каждые 500 часов (ТО-
2). Для замены фильтрующего элемен-
та выполните следующее (рис. 64):
а) отверните болты 2 крепления крыш-
ки 1 фильтра;
б) снимите крышку 1 и выньте фильтр
в сборе, удерживая его за ограничи-
тель 4;
Рис. 65.
в) отверните гайки 3, снимите ограни-
читель 4 и достаньте фильтроэлемент
Регулировка включения шестерни
5;
привода гидронасоса
г) промойте корпус 6 в моющем рас-
При неполном включении шестерни
3
творе;
(рис.
65) привода гидронасоса 4 или
д) установите новый фильтрующий
при ее замене возникает необходи-
элемент 5 и соберите фильтр в обрат-
мость в регулировке зацепления шес-
ной последовательности;
терни. Регулировку производите в сле-
е) установите новый фильтр в сборе в
дующей последовательности:
маслобак;
а) установите рукоятку включения на-
ж) установите крышку
1 и затяните
соса 1 в нижний паз пластины 2
болты 2.
(выключенное положение насоса);
Одновременно с заменой фильтрую-
б) отпустите болты крепления пла-
щего элемента промойте поролоновую
стины к баку и запустите дизель;
набивку сапуна маслобака.
в) на минимальной частоте вращения
дизеля поверните рукоятку вместе
с пластиной вверх до слышимого
касания шестерен, после чего пе-
реместите рукоятку с пластиной
немного вниз и затяните болты
крепления пластины.
105
7.6.12 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
закрыты пробками, а вентиляционные
ТРАКТОРА
отверстия не были засорены. Регуляр-
но очищайте окислившиеся клеммы ба-
Техническое обслуживание электро-
тареи и наконечники проводов и смазы-
оборудования трактора или ремонт его
вайте их тонким слоем технического ва-
в ряде случаев связаны со снятием с
зелина. Батареи на тракторе должны
трактора соответствующих приборов
находится в состоянии, близком к пол-
или частичным разъединением их с
ной заряженности; разряд их больше
проводкой. В этом случае обязательно
чем на 50 % летом и 25 % зимой не до-
выключите выключатель массы.
пускается. Уровень электролита во всех
элементах батареи должен находится
Соединение и разъединение штеп-
между отметками, нанесенными на кор-
сельных разъемов производите только
пусе батареи или быть выше сепарато-
в обесточенном состоянии.
ров на 10-15 мм. Степень разряженно-
сти батареи определяется плотностью
Зависимость между плотностью
электролита или величиной напряже-
электролита при 25 °С и степенью
ния. Проверка состояния батарей про-
заряженности АКБ
изводится в специализированной мас-
Таблица 11
терской.
Полностью заря-
Батарея разряжена
женная батарея
на 25%
на 50%
Техническое обслуживание генера-
1,30
1,26
1,22
тора
1,28
1,24
1,21
В связи с тем, что генератор не имеет
1,26
1,22
1,18
трущихся контактов, а закрытые шари-
1,24
1,20
1,16
коподшипники, установленные в нем,
1,22
1,18
1,14
нe требуют добавления смазки, техни-
ческое обслуживание генератора све-
Обслуживание и проверка аккуму-
дено до минимума.
ляторной батареи
Ежедневно перед началом работы
проверяйте исправность генератора по
Батарею содержите в чистоте и заря-
указателю напряжения, значения пока-
женном состоянии. Плотность элек-
заний которого указаны в разделе 4.
тролита полностью заряженной бата-
“Органы управления и контрольно-
реи должна составлять:
измерительные приборы”.
• для холодного и умеренного кли-
Перед обслуживанием очистите гене-
0,02
мата —
1,28+
г/см3 при 25 °С;
0,01
ратор от пыли и грязи. Проверьте со-
стояние и надежность крепления про-
• для тропического климата
+0,02
водов, подходящих к генератору, креп-
1,23
г/см3 при 25 °С.
0,01
ление генератора к дизелю, отсутствие
Разность плотности электролита по
повышенных осевых и радиальных
секциям батареи должна быть не бо-
люфтов в шарикоподшипниках (по по-
лее 0,02 г/см3.
вышенному шуму генератора).
Для удаления случайно пролитого элек-
Чтобы не вывести из строя элементы
тролита, грязи и пыли регулярно проти-
генератора при обслуживании элек-
райте поверхность чистой тряпкой, смо-
трооборудования трактора, выполняй-
ченной в 10%-ном растворе нашатырно-
те приведенные ниже требования.
го спирта или кальцированной соды.
Не производите работу в электри-
Следите за тем, чтобы заливные отвер-
ческих цепях при работающем дизе-
стия в крышках элементов были плотно
ле.
106

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности