Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 16

4 Использование трактора по назначению
4.1 Меры безопасности при подготовке трактора к работе
Строгое выполнение требований безопасности обеспечивает безопасность
работы на тракторе, повышает его надежность и долговечность.
К работе на тракторе допускаются лица не моложе 17 лет, имеющие удосто-
верение на право управления трактором тягового класса 3,0 и прошедшие инструк-
таж по технике безопасности и пожарной безопасности.
Внимательно изучите настоящее руководство и руководство по эксплуатации
двигателя перед использованием трактора. Недостаточные знания по управлению и
эксплуатации трактора могут быть причиной несчастных случаев.
При расконсервации трактора и дополнительного оборудования соблюдайте
меры пожарной безопасности и гигиены при обращении с химическими реактивами,
использованной ветошью и промасленной бумагой.
Перед эксплуатацией трактора замените специальные гайки ступиц задних
колес (по одной на каждой ступице), применяемые для крепления трактора на плат-
форме транспортного средства на гайки основной комплектации ступиц, приложен-
ные в комплекте ЗИП. Затяните гайки моментом от 700 до 750 Н м.
Трактор должен быть обкатан согласно требованиям подраздела 4.4 «Досбор-
ка и обкатка трактора».
Трактор должен быть комплектным и технически исправным.
Не допускайте демонтажа с трактора предусмотренных конструкцией защит-
ных кожухов или ограждений, а также других деталей и сборочных единиц, влияю-
щих на безопасность его работы (защитная решетка вентилятора, кожухи заднего
ВОМ и переднего ВОМ, и т.д.).
Техническое состояние тормозной системы, рулевого управления, приборов
освещения и сигнализации, ходовой системы должно отвечать требованиям безо-
пасности, соответствующих стандартов и настоящего руководства.
Прицепные сельскохозяйственные машины и транспортные прицепы должны
иметь жесткие сцепки, исключающие их раскачивание и наезд на трактор во время
транспортировки.
Органы управления трактором должны иметь надежную фиксацию в рабочих
положениях.
Содержите в чистоте все предупредительные таблички. В случае поврежде-
ния или утери табличек, заменяйте их новыми.
Эксплуатация трактора без АКБ в системе электрооборудования не
допускается.
Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с нормативно-право-
выми актами, принятыми на территории государства, где используется трактор.
161
4.2 Использование трактора
4.2.1 Посадка в трактор
Посадка в трактор осуществляется через левую дверь кабины. Для удобства
посадки в трактор установлена подножка.
4.2.2 Подготовка к пуску и пуск двигателя
Для пуска двигателя трактора «БЕЛАРУС-2022.5» выполните следующие действия:
- включите стояночный тормоз трактора;
- если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи
для удаления из нее воздуха (если кран топливного бака закрыт, откройте его);
- установите рукоятку управления подачей топлива в среднее положение;
- убедитесь, что педаль управления подачей топлива находится в начальном
положении, и на нее нет физического воздействия. Не нажимайте на педаль управ-
ления подачей топлива в процессе запуска двигателя;
- установите рукоятку включения привода заднего ВОМ в положение «привод
ВОМ выключен», а рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено».
- рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны нахо-
дится в положении «нейтраль», рукоятки управления ЗНУ должны находиться в сред-
нем положении, выключатели БД заднего моста, привода ПВМ, ПВОМ (если установ-
лен) должны находиться в положении «выключено».
- установите рычаги переключения передач и диапазонов КП в нейтральное
положение;
- включите выключатель АКБ;
- поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в поло-
жение «I». При этом:
1) В ИК, в течение не более одной секунды, включатся оба сигнализатора диа-
пазона шкалы заднего ВОМ и все сегменты шкалы заднего ВОМ, а стрелки указате-
лей скорости и оборотов двигателя отклонятся от начальных отметок (либо, в тече-
ние не более одной секунды, происходит «дрожание» стрелок на нулевых отметках
указателей) - подтверждается исправность светодиодных сигнализаторов и стре-
лочных указателей.
2) Панель системы управления двигателем проводит самодиагностику. При
отсутствии ошибок в работе системы на панели системы управления двигателем
сигнализатор диагностики неисправностей должен включиться и погаснуть, что сви-
детельствует об исправности лампы сигнализатора и ее правильного подключения к
бортовой сети трактора. При обнаружении ошибок сигнализатор диагностики неис-
правностей выдает световой код неисправности. Выявленные ошибки необходимо
устранить до запуска двигателя.
3) На информационном мониторе, в течении нескольких секунд, отображается
фирменная заставка - подтверждается исправность монитора. Затем, при отсутст-
вии неисправностей в работе ЭСУД информационный монитор функционирует в ра-
бочем режиме - отображает реально измеренные параметры работы двигателя. При
обнаружении ошибок информационный монитор выдает звуковой сигнал и на экране
появляется краткое описание выявленных ошибок. Выявленные ошибки необходимо
устранить до запуска двигателя.
4) На блоке контрольных ламп загорится: контрольная лампа аварийного дав-
ления масла в ГОРУ. В комбинации приборов загорятся сигнальная лампа аварийно-
го давления масла в системе смазки двигателя (и звучит зуммер), сигнальная лампа
аварийного давления воздуха в пневмосистеме (если оно ниже допустимого), сиг-
нальная лампа резервного объема топлива в баке (если топливо в баках на резерв-
ном объеме), контрольная лампа зарядки дополнительной АКБ напряжением 24В.
На ИК включится в мигающем режиме с частотой
1 Гц контрольная лампа-
сигнализатор включения стояночного тормоза.
5) На блоке контрольных ламп включится контрольная лампа-индикатор рабо-
ты свечей накаливания.
162
- после того, как контрольная лампа-индикатор работы СН погаснет, произве-
дите запуск двигателя, для чего необходимо выжать педаль сцепления и повернуть
ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в по-
ложение «II» (пуск двигателя);
- удерживайте ключ выключателя стартера до запуска двигателя, но не более
15…20 секунд; если двигатель не запустился, повторное включение производите не
раньше, чем через одну минуту;
- после запуска двигателя отпустите педаль сцепления, проверьте работу всех
сигнальных ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, дав-
ление масла в двигателе, напряжение бортовой сети и пр.). Дайте двигателю пора-
ботать на малых оборотах до стабилизации давления в рабочем диапазоне прибо-
ров. На ИК, комбинации приборов, БКЛ, панели управления БД заднего моста, приво-
да ПВМ, ПВОМ (если установлен), панели системы управления двигателем, инфор-
мационном мониторе отображаются реально измеренные параметры и состояния
работы узлов и систем трактора. На пульте управления ЗНУ загорается сигнализа-
тор диагностики неисправностей электронных систем управления ЗНУ, что сигнали-
зирует о работоспособности и заблокировании системы управления ЗНУ;
- после запуска двигателя на рукоятке рычага переключения передач и ступе-
ней редуктора КП загорается светодиод зеленого цвета, а на панели управления БД
заднего моста, приводом ПВМ и ПВОМ (если установлен) - сигнализатор включения
низшей ступени редуктора КП, информирующие о том, что включена низшая ступень
редуктора коробки передач;
- контрольная лампа зарядки дополнительной АКБ напряжением 24В после
запуска двигателя должна погаснуть, это указывает о том, что происходит зарядка
дополнительной АКБ напряжением 24В через преобразователь напряжения. Если
контрольная лампа заряда после запуска двигателя продолжает гореть, это означа-
ет, что дополнительная АКБ не заряжается, необходимо устранить неисправность.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА НА ТРАКТОРЕ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ БЕЗ
НЕОБХОДИМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ (ВОЗДУХООБМЕНА). ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ МОГУТ
СТАТЬ ПРИЧИНОЙ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ НЕ ЗАПРАВЛЕННЫХ СИСТЕ-
МАХ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ!
ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРА ОБОРУДОВАНА ОДНОМЕСТНЫМ СИДЕ-
НИЕМ И В НЕЙ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ОПЕРАТОР!
ВНИМАНИЕ: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ И ОПЕРАЦИИ КОНТРОЛЯ ПРИБОРОВ
ПРОИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО НАХОДЯСЬ НА СИДЕНИИ ОПЕРАТОРА!
ВНИМАНИЕ: ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО
ПРИ УСТАНОВЛЕННОМ В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЫЧАГЕ ПЕРЕКЛЮЧЕ-
НИЯ ДИАПАЗОНОВ КП!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ «С БУКСИРА», ТАК КАК МОЖЕТ ПРИ-
ВЕСТИ К ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕ
ТОЛЬКО С РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА!
4.2.3 Начало движения трактора, переключение КП
ВНИМАНИЕ: ВАШ ТРАКТОР ОБОРУДОВАН ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУ-
ВОМ. ВЫСОКИЕ ОБОРОТЫ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ ТРЕБУЮТ НАДЕЖНОЙ СМАЗКИ
ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ
МОМЕНТ ИЛИ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ ДАЙТЕ ДВИГАТЕЛЮ ПОРАБО-
ТАТЬ ОТ 2 ДО 3 МИНУТ НА ХОЛОСТОМ РЕЖИМЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАГРУЖАТЬ ЕГО!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ
ДВИГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. НЕ-
МЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ!
163
Перед началом движения определите необходимую скорость движения трак-
тора. Диаграмма скоростей трактора «БЕЛАРУС - 2022.5» на шинах базовой ком-
плектации приведена в инструкционной табличке на правом стекле в кабине и в п.
2.13.2 «Диаграмма скоростей трактора».
Чтобы привести трактор в движение, выполните следующее:
- уменьшите обороты двигателя;
- выжмите педаль сцепления;
- установите требуемый диапазон КП с помощью рычага переключения диапа-
зонов в соответствии со схемой переключения диапазонов;
- если необходимо, нажмите кнопку включения высшей ступени (Н) редуктора
КП. При этом на рукоятке рычага переключения передач и ступеней редуктора КП
загорится светодиод красного цвета, на панели управления БД заднего моста, при-
водом ПВМ и ПВОМ (если установлен) - сигнализатор включения высшей ступени
редуктора КП, информирующие о том, что включена высшая ступень редуктора КП;
- установите желаемую передачу, для чего переместите рычаг переключения
передач и ступеней редуктора КП из нейтрали («N») в одно из положений 1, 2, 3, 4, 5,
6, в соответствии со схемой переключения передач;
- выключите стояночный тормоз, плавно отпустите педаль сцепления, одно-
временно увеличивая подачу топлива. Трактор придет в движение.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ С БОЛЬШОЙ ТЯГОВОЙ НАГРУЗКОЙ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАКТОРА С ОТКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧАЙТЕ ДИАПАЗОНЫ, СТУПЕНИ РЕДУКТОРА И ПЕ-
РЕДАЧИ КП ТОЛЬКО НА ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖА-
ТОЙ ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ! ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ДО-
ПУСКАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ НА ХОДУ В ПРЕДЕЛАХ ДИАПАЗОНА. ПЕ-
РЕКЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТРАКТОРА НАКАТОМ С ПОЛНО-
СТЬЮ ВЫЖАТОЙ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ!
ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ РЕДУКТОРА «L» ИЛИ «H» ВОЗМОЖНО
ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСТАНОВКИ РЫЧАГА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В НЕЙТРАЛЬ.
ВНИМАНИЕ: НЕ ДЕРЖИТЕ НОГУ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РАБОТЫ НА ТРАКТОРЕ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПРОБУКСОВКЕ СЦЕПЛЕ-
НИЯ, ЕГО ПЕРЕГРЕВУ И ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ!
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПЛАВНО, БЕЗ РЕЗКИХ ТОЛЧКОВ,
ПЕРЕМЕСТИТЕ РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ И СТУПЕНЕЙ РЕДУКТОРА
СОГЛАСНО СХЕМЕ И УДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО В ПОДЖАТОМ ПОЛОЖЕНИИ ДО ПОЛ-
НОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРОГАНИИ ТРАКТОРА С МЕСТА УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СТОЯ-
НОЧНЫЙ ТОРМОЗ ВЫКЛЮЧЕН!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛА СКО-
РОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 13 КМ/Ч!
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ НЕОБ-
ХОДИМО ОТКЛЮЧАТЬ ПРИВОД ПВМ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОВЫШЕННОГО ИЗНОСА
ШИН ПЕРЕДНИХ КОЛЕС!
ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА С ПУСТЫМ
БАКОМ ДЛЯ РЕАГЕНТА AdBlue (МОЧЕВИНЫ). ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НА ИНФОРМА-
ЦИОННОМ МОНИТОРЕ СВЕДЕНИЙ О КРИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ РЕАГЕНТА AdBlue
(МОЧЕВИНЫ) В БАКЕ НЕОБХОДИМО ЗАПРАВИТЬ БАК РЕАГЕНТОМ AdBlue!
164
4.2.4 Остановка трактора
Для остановки трактора выполните следующее:
- уменьшите обороты двигателя;
- выжмите полностью педаль сцепления;
- установите рычаг переключение диапазонов КП и рычаг переключения пере-
дач и ступеней редуктора КП в нейтральное положение;
- отпустите педаль сцепления;
- остановите трактор с помощью рабочих тормозов;
- включите стояночный тормоз.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА ОДНОВРЕМЕННО
РЕЗКО НАЖМИТЕ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ И ТОРМОЗОВ!
4.2.5 Остановка двигателя
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСТАНОВИТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ОПУСТИТЕ ОРУДИЯ
НА ЗЕМЛЮ, ЕСЛИ ОНИ ПОДНЯТЫ, ДАЙТЕ ДВИГАТЕЛЮ ПОРАБОТАТЬ ПРИ
(1000±100) ОБ/МИН В ТЕЧЕНИЕ ОТ 3 ДО 5 МИНУТ. ЭТО ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ
ТЕМПЕРАТУРУ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДИЗЕЛЯ!
Для остановки двигателя выполните следующее:
- установите рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено», а ру-
коятку включения привода заднего ВОМ в положение «привод ВОМ выключен»
- выключите БД заднего моста, привод ПВМ, ПВОМ (если установлен);
- переведите в нейтральное положение рукоятки управления распределите-
лем гидронавесной системы;
- рукоятку управления навесным устройством установите в положение «выключено»;
- выключите кондиционер;
- ключ выключателя стартера и приборов переведите из положения «I» в
положение «0».
- при продолжительной остановке выключите АКБ.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ КЛЮЧ ВЫКЛЮЧАТЕ-
ЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ ПЕРЕВЕДИТЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «I» В ПОЛОЖЕНИЕ «0»!
4.2.6 Высадка из трактора
Высадка из трактора, кроме аварийных ситуаций осуществляется через левую
дверь кабины. Правила высадки из трактора при аварийных ситуациях приведены в
п. 4.5.3 подраздела 4.5 «Действия в экстремальных условиях».
Покидая трактор, убедитесь, что все действия, перечисленные в подразделе
4.2.5 «Остановка двигателя» выполнены, навесные устройства трактора и агрегати-
руемых машин опущены.
4.2.7 Использование ВОМ
Правила включения и выключения заднего и переднего (если установлен) ва-
лов отбора мощности приведены в подразделе 2.14 «Панель управления БД заднего
моста, приводом ПВМ и ПВОМ. Управление задним валом отбора мощности».
Контроль за работой заднего вала отбора мощности осуществляется по инди-
катору комбинированному, как указано в подразделе 2.7.2 «Назначение и принцип
работы указателей индикатора комбинированного».
Правила агрегатирования ПВОМ и ЗВОМ с различными видами сельхозмашин
и оборудования приведены в разделе 5 «Агрегатирование».
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ПВОМ И ЗВОМ, СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗО-
ПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!
ВНИМАНИЕ: ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ НА СКОРОСТНОМ
РЕЖИМЕ 540 ОБ/МИН НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 60 кВт!
165
Для исключения ударных нагрузок включение заднего ВОМ (ЗВОМ) необходи-
мо осуществлять на близких к минимальным оборотам двигателя (от 1000 до 1100
об/мин), затем обороты двигателя необходимо увеличить.
Имеются 6 сменных хвостовиков ЗВОМ. Один хвостовик (тип 3, 20 шлиц,
45мм, или тип 2, 21 шлиц, 35мм) установлен на тракторе, остальные приклады-
ваются в ЗИП в комплектации по заказу.
Необходимо правильно использовать тип хвостовика в зависимости от величины
отбора мощности на ВОМ в соответствии указаниями раздела 5 «Агрегатирование».
Переключение режимов ЗВОМ (стандартный и экономичный) производить
только при неработающем двигателе либо при минимальных оборотах холостых
оборотах двигателя. Для чего ослабить фиксирующий болт 39 (рисунок 3.3.6) и по-
вернуть валик 38 до включения в зацепление муфты, после чего затянуть фикси-
рующий болт. Для включения стандартного режима необходимо повернуть валик
против часовой стрелки до упора, для включения экономичного режима необходимо
повернуть валик по часовой стрелке до упора. Подробное описание принципа рабо-
ты ЗВОМ приведено в подразделе 3.7 «Задний вал отбора мощности».
Для работы с задним ВОМ снимите защитный колпак 3 (рисунок 4.2.1), закры-
вающий хвостовик 4, для чего отверните два болта 1 крепления. После окончания
работы с ЗВОМ обязательно установите защитный колпак на место.
Для замены хвостовика выполните следующие операции:
- снимите колпак 3, отвернув два болта 1;
- отверните четыре болта 5 и снимите упорную шайбу 2;
- извлеките хвостовик 4 из гнезда втулки 7;
- установите другой хвостовик в шлицевое гнездо, смазав консистентной смаз-
кой центрирующую шейку 6;
- установите упорную шайбу 2 и закрепите ее четырьмя болтами 5;
- установите колпак ВОМ 3, закрепив двумя болтами 1.
1- болт; 2 - упорная шайба; 3 - защитный колпак; 4 - сменный хвостовик; 5 -
болт; 6 - центрирующая шейка; 7 - втулка.
Рисунок 4.2.1 - Снятие защитного колпака и замена хвостовика ЗВОМ
Для работы с передним ВОМ, если он установлен, снимите защитный колпак 7
(рисунок 3.8.3), для чего необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз и
на себя. После окончания работы с ПВОМ обязательно установите защитный колпак
на место, для чего необходимо надеть колпак на хвостовик и надавить на него в про-
дольном направлении до надежной фиксации колпака в отверстия ограждения.
Подробное описание принципа работы ПВОМ приведено в подразделе 3.8
«Передний вал отбора мощности».
166
4.2.8 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости
от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин
4.2.8.1 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от
условий работы и нагрузки на оси трактора
Выбор оптимального давления воздуха в шинах колесных тракторов и степень
его влияния на тягово-сцепные свойства зависят от типа почвы и нагрузки, дейст-
вующей на оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет на опорное пятно кон-
такта колеса c почвой и, в зависимости от почвенных условий, сказывается на его
тягово-сцепных качествах и производительности трактора в работе. Нормы нагрузок
на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях и скоро-
стях устанавливаются изготовителем шин и приведены в таблице 4.1.
Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на мос-
ты трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной экс-
плуатационной массы трактора и балласта, а также условий работы.
Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирова-
ния трактора разное. Поэтому при изменении условий эксплуатации трактора необ-
ходимо проверять и, при необходимости, корректировать величину давления в ши-
нах. Несоблюдение норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.
Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы
приводит к возникновению следующих неисправностей колес:
-проворот шин на ободьях;
-перетирание борта шины о закраину обода;
- появление трещин на боковинах шин;
- расслоение или излом каркаса шины;
- вырыв вентиля шины (для камерных шин);
Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к
возникновению следующих неисправностей колес:
- заметный повышенный износ шин;
- растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;
-увеличенная пробуксовка колес;
-повышенная чувствительность к ударам и порезам.
Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузо-
подъемности шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина
отказов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и
других узлов и деталей трактора, что может также привести к авариям и уменьше-
нию срока службы трактора в целом.
ВНИМАНИЕ: ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ С УЧЕТОМ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ВИДА РАБОТ НАГРУЗОК И СКОРОСТЕЙ!
Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость
балластирования, массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок
на оси трактора.
Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только пу-
тем практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.
Методика определения нагрузки на передние и задние колеса трактора путем
взвешивания представлена в разделе 5 «Агрегатирование».
Для проверки давления в шинах используйте исправные приборы с ценой де-
ления не более 10 кПа. Это обеспечит достоверность измерений. Допустимые пре-
дельные отклонения давления в шинах - ± 10 кПа по показаниям манометра.
167
Таблица 4.1 - Нормы нагрузок на одинарные шины трактора для выбора
эксплуатационных режимов работы при различных скоростях и давлениях в шинах
Ско-
Норма раствора
Нагрузка на одну шину, кг,
рость
на одну
и соответствующее ей давление, кПа
км/ч
шину, л
Типо-
размер
(при
(при
шин
75% -
40% -
80
100
120
140
160
180
200
240
запол-
запол-
нении)
нении)
11.2R24
10*
1275*
1395*
1515*
1650*
1770*
75
40
20
1045
1140
1240
1350
1450
30
905
995
1080
1175
1260
40
850
930
1010
1100
1180
420/70R24
10
1875
2050
2230
2405
2585
2850
183
97
20
1720
1845
2030
2210
2335
(190
30
1500
1605
1765
1925
2035
кПа)
40
1400
1500
1650
1800
1900
480/65R24
10
1980
2170
2350
2530
2680
3090
205
109
20
1870
2000
2225
2390
2530
(200
30
1630
1780
1930
2080
2200
кПа)
40
1520
1670
1810
1950
2060
10
4250**
4750
5175
5595
5970
6375
507
270
20
3970**
4415
4830
5225
580/70R42
30
3845
4205
4550
40
3590
3930
4250
10*
1250*
1425*
1595*
1735*
1860*
2005*
2135*
2380*
135
72
20
1070
1220
1365
1485
1600
1715
1830
2040
11.2R42
30
895
1020
1140
1240
1335
1435
1525
1700
*- внутреннее давление должно быть увеличено на 25%
** - значения могут применяться только для наружных шин при работе шин в
сдвоенном варианте.
Примечания:
1. Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.
2. При выполнении работ, требующих больших тяговых усилий на крюке, уста-
навливайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на доро-
гах с твердым покрытием увеличьте давление на 30 кПа.
3. Работа трактора со сдвоенными задними шинами допускается только при
скорости до 20 км/ч.
4. Суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать грузо-
подъемность одинарной шины более чем в 1,7 раза;
5. При сдваивании давление в шинах наружных колес должно быть в 1,2 - 1,25
раза ниже, чем во внутренних.
168
Таблица 4.2 - Нормы давления воздуха в передних шинах стандартной ком-
плектации тракторов «БЕЛАРУС - 2022.5» при действующей нагрузке и скорости
Нагрузка, дей-
Давление в шинах, кПа
ствующая на
Комплектация
Скорость V,
передний
трактора
км/ч
Одинарных
мост, кг
420/70R24
Трактор без орудий
V 10
100
(масса трактора
2900
равна эксплуата-
10V 30
100
ционной по ТУ)
30V 40
100
V 10
100*
3500
10V 30
120
30V 40
140
Трактор с до-
полнительной
V 10
100*
нагрузкой при
10V 30
160
4000
агрегатирова-
нии с с/х маши-
30V 40
Не допускается
нами
V 10
130*
4500
10V 30
Не допускается
30V 40
Не допускается
Трактор с мак-
V 10
(160-180)*
симально до-
5000
10V 30
пускаемой на-
Не допускается
30V 40
грузкой (по ТУ)
____________________________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ: ЗНАЧЕНИЯ, ОТМЕЧЕННЫЕ ИНДЕКСОМ «*», ПРИМЕНЯТЬ
ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ, КОГДА ШИНУ НЕ ПОДВЕРГАЮТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ ВЫСОКИХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТАХ. ПРИ ПОЛЕВЫХ РА-
БОТАХ И ДРУГИХ УСЛОВИЯХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ
ВЫСОКИХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТАХ ПРИМЕНЯЮТ ЗНАЧЕНИЯ, СООТВЕТСТ-
ВУЮЩИЕ СКОРОСТИ 30 КМ/Ч!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ
ПОКРЫТИЕМ УВЕЛИЧЬТЕ ДАВЛЕНИЕ НА 30 кПа, НО НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ до 190
кПа!
169
Таблица 4.3 - Нормы давления воздуха в задних шинах стандартной комплек-
тации тракторов «БЕЛАРУС - 2022.5» при действующей нагрузке и скорости
Нагрузка,
Давление в шинах, кПа
Комплектация
действующая
Скорость,
Сдвоенных
Одинарных
трактора
на задний
км/ч
Внутренних
Наружных
580/70R42
мост, кг
580/70R42
580/70R42
Трактор без орудий
V 10
120
120
100
(масса трактора
10V 20
120
120
100
4390
равна эксплуата-
20V 40
120
Не допускается
ционной по ТУ)
V 10
120*
120*
100*
5000
10V 20
120
120
100
20V 40
120
Не допускается
V 10
120*
120*
100*
5500
10V 20
120
120
100
20V 40
120
Не допускается
V 10
120*
120*
100*
6000
10V 20
120
120
100
20V 40
120
Не допускается
Трактор с до-
V 10
120*
120*
100*
полнительной
нагрузкой при
6500
10V 20
100
120
100
агрегатировании
20V 40
120
Не допускается
с с/х машинами
V 10
120*
120*
100*
7000
10V 20
120
120
100
20V 40
120
Не допускается
V 10
120*
120*
100*
7500
10V 20
120
120
100
20V 40
120
Не допускается
V 10
120*
120*
100*
8000
10V 20
120
120
100
20V 40
160
Не допускается
Трактор с мак-
V 10
120*
120*
100*
симально допус-
10V 20
120
120
100
8500
каемой нагруз-
20V 40
160
Не допускается
кой (по ТУ)
_______________________________________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ: ЗНАЧЕНИЯ, ОТМЕЧЕННЫЕ ИНДЕКСОМ «*», ПРИМЕНЯТЬ
ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ, КОГДА ШИНУ НЕ ПОДВЕРГАЮТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ ВЫСОКИХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТАХ. ПРИ ПОЛЕВЫХ РА-
БОТАХ И ДРУГИХ УСЛОВИЯХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ
ВЫСОКИХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТАХ ПРИМЕНЯЮТ ЗНАЧЕНИЯ, СООТВЕТСТ-
ВУЮЩИЕ СКОРОСТИ 30 КМ/Ч!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ
ПОКРЫТИЕМ УВЕЛИЧЬТЕ ДАВЛЕНИЕ НА 30кПа, НО НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ до
200кПа!
Примечание - Давление выбрано с учетом следующих норм:
- работа трактора со сдвоенными задними шинами допускается только
при скорости до 20 км/ч;
- суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать гру-
зоподъемность одинарной шины более, чем в 1,7 раза;
- при сдваивании давление в шинах наружных колес должно быть в 1,2 -
1,25 раза ниже, чем во внутренних.
170

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности