Использование по назначению трактора Беларус 923.5

Использование по назначению трактора Беларус 923.5

  1. Меры безопасности при подготовке трактора к работе

    Строгое выполнение требований безопасности обеспечивает безопасность работы на тракторе, повышает его надежность и долговечность.

    К работе на тракторе допускаются лица не моложе 17 лет, имеющие удосто-верение на право управления трактором тягового класса 1,4 и прошедшие инструк-таж по технике безопасности и пожарной безопасности.

    Внимательно изучите настоящее руководство перед использованием тракто-ра. Недостаточные знания по управлению и эксплуатации трактора могут быть при-чиной несчастных случаев.

    При расконсервации трактора и дополнительного оборудования соблюдайте меры пожарной безопасности и гигиены при обращении с химическими реактивами, использованной ветошью и промасленной бумагой.

    Перед эксплуатацией трактора замените специальные гайки ступиц задних колес (по одной на каждой ступице), применяемые для крепления трактора на плат-форме транспортного средства на гайки основной комплектации ступиц, приложен-ные в комплекте ЗИП. Затяните гайки моментом от 300 до 350 Н м. Замените специ-альные гайки передних колес (по одной на каждом колесе) применяемые для креп-ления трактора на платформе транспортного средства на гайки крепления колес ос-новной комплектации. Затяните гайки моментом от 200 до 250 Н·м.

    Трактор должен быть обкатан согласно требованиям подраздела 3.4 «Досбор-

    ка и обкатка трактора».

    Трактор должен быть комплектным и технически исправным.

    Не допускайте демонтажа с трактора предусмотренных конструкцией защит-ных кожухов или ограждений, а также других деталей и сборочных единиц, влияю-щих на безопасность его работы (защитная решетка вентилятора, кожухи заднего ВОМ и т.д.).

    Техническое состояние тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, ходовой системы должно отвечать требованиям безо-пасности, соответствующих стандартов и настоящего руководства.

    Прицепные сельскохозяйственные машины и транспортные прицепы должны иметь жесткие сцепки, исключающие их раскачивание и наезд на трактор во время транспортировки.

    Органы управления трактором должны иметь надежную фиксацию в рабочих положениях.

    Содержите в чистоте все предупредительные таблички. В случае поврежде-ния или утери табличек, заменяйте их новыми.

    Эксплуатация трактора без АКБ в системе электрооборудования не допускается.

    Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на территории государства, где используется трактор.

    Использование трактора Беларус 923.5

    1. Посадка в трактор

      Посадка в трактор осуществляется через левую дверь кабины. Для удобства посадки в трактор установлена подножка.

    2. Подготовка к пуску и пуск двигателя

      Для пуска двигателя трактора «БЕЛАРУС-923.5» выполните следующие действия:

      • включите стояночный тормоз трактора;

      • если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи для удаления из нее воздуха. Кран топливного бака должен быть открыт.

      • установите рукоятку управления подачей топлива в положение, соответст-вующее минимальной подаче топлива в двигатель;

      • убедитесь, что электронная педаль управления подачей топлива находится в начальном положении и на нее нет физического воздействия. Не нажимайте на пе-даль управления подачей топлива в процессе запуска двигателя;

      • рукоятку управления приводом ПВМ установите в положение «ПВМ выключен»;

      • установите рукоятку переключения привода заднего ВОМ в положение «привод ВОМ выключен», а клавишу включения заднего ВОМ в положение «ВОМ выключен»;

      • рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны на-ходится в положении «нейтраль», выключатель БД заднего моста должен находить-ся в положении «выключено»;

      • установите рычаг переключения передач в нейтральное положение;

      • включите выключатель АКБ;

      • поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в поло-жение «I». При этом:

        1. В ИК, в течение не более одной секунды, включатся оба сигнализатора диапазона шкалы заднего ВОМ и все сегменты шкалы заднего ВОМ, а стрелки ука-зателей скорости и оборотов двигателя отклонятся от начальных отметок (либо, в течение не более одной секунды, происходит «дрожание» стрелок на нулевых от-метках указателей) – подтверждается исправность светодиодных сигнализаторов и стрелочных указателей.

        2. Панель системы управления двигателем проводит самодиагностику. При отсутствии ошибок в работе системы на панели системы управления двигателем сигнализатор диагностики неисправностей должен включиться и погаснуть, что сви-детельствует об исправности лампы сигнализатора и ее правильного подключения к бортовой сети трактора. При обнаружении ошибок сигнализатор диагностики неис-правностей выдает световой код неисправности. Выявленные ошибки необходимо устранить до запуска двигателя.

        3. На информационном мониторе, в течении нескольких секунд, отображается фирменная заставка – подтверждается исправность монитора. Затем, при отсутст-вии неисправностей в работе ЭСУД информационный монитор функционирует в ра-бочем режиме – отображает реально измеренные параметры работы двигателя. При обнаружении ошибок информационный монитор выдает звуковой сигнал и на экране появляется краткое описание выявленных ошибок. Выявленные ошибки необходимо устранить до запуска двигателя.

        4. На блоке контрольных ламп загорится: контрольная лампа аварийного дав-ления масла в ГОРУ. В комбинации приборов загорятся сигнальная лампа аварийно-го давления масла в системе смазки двигателя (и звучит зуммер), сигнальная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме (если оно ниже допустимого), сиг-нальная лампа резервного объема топлива в баке (если топливо в баках на резерв-ном объеме). На ИК включится в мигающем режиме с частотой 1 Гц контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза.

        5. На блоке контрольных ламп включится контрольная лампа-индикатор рабо-ты свечей накаливания.

      • после того, как контрольная лампа-индикатор работы СН погаснет, произве-дите запуск двигателя, для чего необходимо выжать педаль сцепления и повернуть ключ выключателя стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в по-ложение «II» (пуск двигателя);

      • удерживайте ключ выключателя стартера до запуска двигателя, но не более

      20 секунд. Если двигатель не запустился, повторное включение производите не раньше, чем через одну минуту;

      -после запуска двигателя отпустите педаль сцепления, проверьте работу всех сигнальных ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, дав-ление масла в двигателе, напряжение бортовой сети и пр.). Дайте двигателю пора-ботать на малых оборотах до стабилизации давления в рабочем диапазоне прибо-ров. На ИК, комбинации приборов, БКЛ, панели управления БД заднего моста и зад-ним ВОМ, панели системы управления двигателем, информационном мониторе ото-бражаются реально измеренные параметры и состояния работы узлов и систем трактора.

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА НА ТРАКТОРЕ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ БЕЗ НЕОБХОДИМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ (ВОЗДУХООБМЕНА). ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА!

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ НЕ ЗАПРАВЛЕННЫХ СИСТЕ-МАХ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ!

      ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРА ОБОРУДОВАНА ОДНОМЕСТНЫМ СИДЕ-НИЕМ И В НЕЙ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ОПЕРАТОР!

      ВНИМАНИЕ: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ И ОПЕРАЦИИ КОНТРОЛЯ ПРИБОРОВ ПРОИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО НАХОДЯСЬ НА СИДЕНИИ ОПЕРАТОРА!

      ВНИМАНИЕ: ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ УСТАНОВЛЕННОМ В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЫЧАГЕ ПЕРЕКЛЮЧЕ-НИЯ ПЕРЕДАЧ КП!

      ВНИМАНИЕ: ВО ВРЕМЯ ЗАПУСКА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛЮДЕЙ ПОД ТРАК-ТОРОМ, СПЕРЕДИ И СЗАДИ НЕГО, А ТАКЖЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И СОЕДИНЕН-НОЙ С НИМ МАШИНОЙ!

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ «С БУКСИРА», ТАК КАК МОЖЕТ ПРИ-ВЕСТИ К ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО С РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА!

      Начало движения трактора, переключение КП

      ВНИМАНИЕ: ВАШ ТРАКТОР ОБОРУДОВАН ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУВОМ. ВЫСОКИЕ ОБОРОТЫ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ ТРЕБУЮТ НАДЕЖНОЙ СМАЗКИ ПРИ ЗА-ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ЗАПУСКА ПРОГРЕЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ ДО УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ НА ОБОРОТАХ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 1000-1300 МИН1 (В ТЕЧЕНИЕ 2-3

      МИН), А ЗАТЕМ ДАЙТЕ ПОРАБОТАТЬ НА ПОВЫШЕННЫХ ОБОРОТАХ, ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЯ ОБОРОТЫ ДО 1600 МИН1 (НЕ БОЛЕЕ) ДО ДОСТИЖЕНИЯ ТЕМПЕРА-ТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 40. С.

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИ-ГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. НЕМЕД-ЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ.

      Перед началом движения определите необходимую скорость движения трак-тора. Диаграмма скоростей тракторов «БЕЛАРУС-923.5» на шинах базовой комплек-тации приведена в инструкционной табличке на правом стекле в кабине и в подраз-деле 2.14 «Переключение диапазонов и передач КП».

      Чтобы привести трактор в движение, выполните следующее:

      • уменьшите обороты двигателя;

      • выжмите педаль сцепления;

      • установите требуемый диапазон КП с помощью рычага переключения диапа-зонов в соответствии со схемой переключения диапазонов, затем установите же-лаемую передачу, для чего переместите рычаг переключения передач КП из ней-трали («N») в одно из положений в соответствии со схемой переключения передач;

      • если необходимо, переключите ступень повышающего редуктора;

      • выключите стояночный тормоз, плавно отпустите педаль сцепления, одно-временно увеличивая подачу топлива. Трактор придет в движение.

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ С БОЛЬШОЙ ТЯГОВОЙ НАГРУЗКОЙ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАКТОРА С ОТКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ.

      ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧАЙТЕ ДИАПАЗОНЫ И ПЕРЕДАЧИ КП НА ОСТАНОВЛЕН-НОМ ТРАКТОРЕ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ! ПРИ ВЫПОЛНЕ-НИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ НА ХОДУ СО ВТОРОЙ НА ТРЕТЬЮ И С ТРЕТЬЕЙ НА ВТОРУЮ В ПРЕДЕЛАХ I-ОГО И II-ОГО ДИАПА-ЗОНОВ, А ТАКЖЕ СО ВТОРОЙ НА ЧЕТВЕРТУЮ, С ЧЕТВЕРТОЙ НА ВТОРУЮ, С ТРЕТЕЙ НА ЧЕТВЕРТУЮ И С ЧЕТВЕРТОЙ НА ТРЕТЬЮ В ПРЕДЕЛАХ II-ОГО ДИАПАЗОНА. ПЕРЕ-КЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТРАКТОРА НАКАТОМ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ! ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПЕРЕДАЧИ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА ПЕРВУЮ ПЕРЕДАЧУ С БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ПЕРЕДАЧИ, ВКЛЮЧЕ-НИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ЗАДНЕГО ХОДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ПОЛ-НОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА И ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ!

      ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПЛАВНО, БЕЗ РЕЗКИХ ТОЛЧКОВ, ПЕ-РЕМЕСТИТЕ РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СОГЛАСНО СХЕМЕ И УДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО В ПОДЖАТОМ ПОЛОЖЕНИИ ДО ПОЛНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ!

      ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПЕРЕДАЧИ КП ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ II-М ДИАПАЗОНЕ КП!

      ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ ПОВЫШАЮЩЕГО РЕДУКТОРА С МЕХАНИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЛЮБОЙ ПЕРЕДАЧЕ КП НА ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ! ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУ-ПЕНИ ПОВЫШАЮЩЕГО РЕДУКТОРА НА ХОДУ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТРАКТОРА НАКАТОМ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ!

      ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ ПОВЫШАЮЩЕГО РЕДУКТОРА С ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЛЮБОЙ ПЕРЕ-ДАЧЕ КП ТОЛЬКО НА ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ ПЕ-ДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ!

      ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРАХ, ОБОРУДОВАННЫХ ПОВЫШАЮЩИМ РЕДУКТО-РОМ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

      • ДЛИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ТРАКТОРА НА ПЕРЕДАЧЕ R ЗАДНЕГО ХОДА;

      • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ R ЗАДНЕГО ХОДА В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ.

        НА ТРАКТОРАХ С ПОВЫШАЮЩИМ РЕДУКТОРОМ ВКЛЮЧАЙТЕ ПЕРЕДАЧУ R

        ЗАДНЕГО ХОДА ТОЛЬКО ДЛЯ МАНЕВРИРОВАНИЯ ТРАКТОРА.

        ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРОГАНИИ ТРАКТОРА С МЕСТА УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СТОЯ-НОЧНЫЙ ТОРМОЗ ВЫКЛЮЧЕН!

        ВНИМАНИЕ: НЕ ДЕРЖИТЕ НОГУ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБО-ТЫ НА ТРАКТОРЕ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПРОБУКСОВКЕ СЦЕПЛЕНИЯ, ЕГО ПЕРЕГРЕВУ И ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ!

        ВНИМАНИЕ: ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛА СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 13 КМ/Ч!

        ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ НЕОБХОДИМО ОТ-КЛЮЧАТЬ ПРИВОД ПВМ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОВЫШЕННОГО ИЗНОСА ШИН ПЕРЕДНИХ КОЛЕС!

        ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 70º С!

        ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА С ПУСТЫМ БА-КОМ ДЛЯ РЕАГЕНТА AdBlue (МОЧЕВИНЫ). ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НА ИНФОРМАЦИОН-НОМ МОНИТОРЕ СВЕДЕНИЙ О КРИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ РЕАГЕНТА AdBlue (МОЧЕ-ВИНЫ) В БАКЕ НЕОБХОДИМО ЗАПРАВИТЬ БАК РЕАГЕНТОМ AdBlue!

    3. Остановка трактора

      Для остановки трактора выполните следующее:

      • уменьшите обороты двигателя;

      • выжмите полностью педаль сцепления;

      • установите рычаг переключения передач в нейтральное положение;

      • отпустите педаль сцепления;

      • остановите трактор с помощью рабочих тормозов;

      • включите стояночный тормоз.

        ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА ОДНОВРЕМЕННО РЕЗКО НАЖМИТЕ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ И ТОРМОЗОВ!

    4. Остановка двигателя

      ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСТАНОВИТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ОПУСТИТЕ ОРУДИЯ НА ЗЕМЛЮ, ЕСЛИ ОНИ ПОДНЯТЫ, ДАЙТЕ ДВИГАТЕЛЮ ПОРАБОТАТЬ ПРИ (1000100) МИН-1 В ТЕЧЕНИЕ ОТ 3 ДО 5 МИНУТ. ЭТО ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ОХ-ЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ!

      Для остановки двигателя выполните следующее:

      • установите клавишу управления задним ВОМ в положение «выключено», а ру-коятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод (если включен синхронный привод) установите в положение «нейтраль»;

      • выключите БД заднего моста;

      • рукоятку управления приводом ПВМ установите в положение «ПВМ выключен»;

      • переведите в нейтральное положение рукоятки управления распределителем гидронавесной системы;

      • выключите кондиционер или вентилятор-отопитель;

      • ключ выключателя стартера и приборов переведите из положения «I» в по-ложение «0»;

      • если включен независимый привод заднего ВОМ, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод установите в положение «нейтраль»;

      • при продолжительной остановке выключите АКБ.

      ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ КЛЮЧ ВЫКЛЮЧАТЕ-ЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ ПЕРЕВЕДИТЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «I» В ПОЛОЖЕНИЕ «0»!

    5. Высадка из трактора

Высадка из трактора, кроме аварийных ситуаций осуществляется через левую дверь кабины. Правила высадки из трактора при аварийных ситуациях приведены в пункте 3.5.3 подраздела 3.5 «Действия в экстремальных условиях».

Покидая трактор, убедитесь, что все действия, перечисленные в подразделе

3.2.5 «Остановка двигателя» выполнены, навесные устройства трактора и агрегати-руемых машин опущены.

Использование ВОМ трактора Беларус 923.5

Правила включения и выключения заднего вала отбора мощности приведены в подразделе 2.16 «Управление задним валом отбора мощности».

Контроль за работой заднего вала отбора мощности осуществляется по инди-катору комбинированному, как указано в подразделе 2.8.2 «Принцип работы и на-значение указателей индикатора комбинированного».

Правила агрегатирования заднего ВОМ с различными видами сельхозмашин и оборудования приведены в разделе 4 «Агрегатирование».

ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!

ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАДНЕГО ВОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА БЛИЗКИХ К МИНИМАЛЬНЫМ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ (ОТ 1000 ДО 1100 МИН-1), ЗАТЕМ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ!

На задний ВОМ трактора установлен хвостовик ВОМ 1 (6 шлиц, 540 мин-1). По заказу в ЗИП трактора могут прикладываться хвостовик ВОМ 1с (8 шлиц, 540 мин-1) и ВОМ 2 (21 щлиц, 1000 мин-1).

Хвостовики заднего вала отбора мощности тракторов «БЕЛАРУС-923.5» по конструктивному исполнению и расположению соответствуют нормативным доку-ментам и стандартам, распространяющимся на валы отбора мощности сельскохо-зяйственных тракторов.

ВНИМАНИЕ: ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ НА РЕЖИМЕ

540 МИН-1 НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 58,2 кВт!

ВНИМАНИЕ: ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ НА РЕЖИМЕ

1000 МИН-1 НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 58,2 кВт!

Таблица 3.1 – Режимы работы заднего ВОМ

Привод ВОМ

Тип хвостовика

Частота вращения, мин-1

ВОМ

коленчатого вала двигателя

Независимый

ВОМ 1с

540

1632

ВОМ 1

540

1632

ВОМ 2

1000

1673

Синхронный при установ-ленных задних шин 18.4R34

ВОМ 1с ВОМ 1

ВОМ 2

-3,36 об/метр пути

Частота вращения хвостовика ВОМ при номинальной частоте коленчатого ва-ла двигателя 1800 мин-1 (при включенном независимом приводе):

ВОМ 1с -596 мин-1; ВОМ 1 -596 мин-1;

ВОМ 2 -1076 мин-1.

При работе с задним ВОМ в синхронном режиме необходимо учитывать следующее:

  • хвостовик ВОМ вращается только тогда, когда движется трактор;

  • рабочая скорость движения трактора в составе МТА должна быть не более 8 км/ч;

  • направление вращения хвостовика ВОМ (при взгляде на торец хвостовика ВОМ) различно при движении трактора вперед и назад: вперед – по часовой стрел-ке, назад – против часовой стрелки.

    Для работы с ВОМ, снимите защитный колпак 3 (рисунок 3.2.1), закрывающий хвостовик 6. Для этого необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз и на себя. После окончания работы с ВОМ обязательно установите защитный колпак на место, для чего необходимо надеть колпак на хвостовик и надавить на него в про-дольном направлении до надежной фиксации колпака в отверстия плиты 2.

    Если колпак закреплен болтами, то для работы с ВОМ снимите защитный колпак, закрывающий хвостовик, для чего отверните два болта крепления. После окончания работы с ВОМ обязательно установите защитный колпак на место, закрутив оба болта.

    image

    1 – гайка; 2 – плита; 3 – колпак; 4 – болт; 5 – пластина; 6 – хвостовик. Рисунок 3.2.1 – Снятие защитного колпака и замена хвостовика ВОМ

    Для замены хвостовика ВОМ выполните следующие операции:

  • отверните четыре гайки 1, снимите плиту 2 с колпаком 3;

  • отверните шесть болтов 4, снимите пластину 5 и достаньте хвостовик 6;

  • установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, предварительно смазав консистентной смазкой центрирующий поясок, установите пластину 5, заверните болты 4, установите плиту 2 и закрепите ее гайками 1.

      1. Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора

        1. Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора

          Выбор оптимального давления воздуха в шинах колесных тракторов и степень его влияния на тягово-сцепные свойства зависят от типа почвы и нагрузки, дейст-вующей на оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет на опорное пятно кон-такта колеса c почвой и, в зависимости от почвенных условий, сказывается на его тягово-сцепных качествах и производительности трактора в работе. Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях и скоро-стях устанавливаются изготовителем шин и приведены в таблице 3.2.

          Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на мос-ты трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной экс-плуатационной массы трактора и балласта, а также условий работы.

          Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирова-ния трактора разное. Поэтому при изменении условий эксплуатации трактора необ-ходимо проверять и, при необходимости, корректировать величину давления в ши-нах. Несоблюдение норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.

          Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы приводит к возникновению следующих неисправностей колес:

          • проворот шин на ободьях;

          • перетирание борта шины о закраину обода;

          • появление трещин на боковинах шин;

          • расслоение или излом каркаса шины;

          • вырыв вентиля шины (для камерных шин);

            Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к возникновению следующих неисправностей колес:

          • заметный повышенный износ шин;

          • растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;

          • увеличенная пробуксовка колес;

          • повышенная чувствительность к ударам и порезам.

          Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузо-подъемности шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора – причина отказов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и других узлов и деталей трактора, что может также привести к авариям и уменьшению срока службы трактора в целом.

          ВНИМАНИЕ: ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ВИДА РАБОТ НАГРУЗОК И СКОРОСТЕЙ!

          Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость балластирования, массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок на оси трактора.

          Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только пу-тем практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.

          Методика определения нагрузки на передние и задние колеса трактора путем взвешивания представлена в разделе 4 «Агрегатирование».

          Для проверки давления в шинах используйте манометр МД-124 ГОСТ 9921-81 для контроля давления накачки шин (допускается использовать другие приборы кон-троля давления накачки шин с метрологическими характеристиками, аналогичными манометру МД-124).

          Нормы нагрузок на одинарные шины тракторов «БЕЛАРУС-923.5» для выбора эксплуатационных режимов работы при различных скоростях и внутренних давлени-ях в шинах представлены в таблице 3.2.

          Таблица 3.2

          Шина

          Индекс нагрузки**

          Символ скорости**

          Скорость, км/ч

          Нагрузка на шину, кг,

          при внутреннем давлении, кПа

          80

          100

          120

          140

          160

          190

          360/70R24

          122

          A8

          10

          1500

          1635

          1775

          1910

          2045

          2250

          20

          30

          1340

          1165

          1450

          1265

          1580

          1375

          1720

          1500

          1845

          1605

          40

          1090

          1180

          1285

          1400

          1500

          18.4R34

          144

          А8

          10*

          3030

          3330

          3615

          3915

          4200

          20

          30

          2480

          2160

          2730

          2375

          2960

          2575

          3210

          2790

          3440

          2995

          40

          2020

          2220

          2410

          2610

          2800

          15.5R38

          134

          А8

          10*

          2130

          2430

          2715

          2960

          3180

          20

          30

          1745

          1515

          1990

          1730

          2225

          1935

          2425

          2110

          2605

          2265

          40

          1420

          1620

          1810

          1975

          2120

          * -Внутреннее давление должно быть увеличено на 25%.

          ** Индекс нагрузки и символ скорости (см. на боковине шин).

          Нормы нагрузок приведены для шин с указанным индексом нагрузки и симво-лом скорости.

          Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.

          Допускаемые предельные отклонения в шинах – (±10 кПа) по показаниям ма-нометра.

          При выполнении работ, требующих больших тяговых усилий на крюке, уста-навливайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на доро-гах с твердым покрытием увеличьте давление на 30 кПа, но не более чем до 160 кПа (для шин 18.4R34, 15.5R38) и до 190 кПа (для шины 360/70R24).

          Работа трактора со сдвоенными задними шинами допускается только при ско-рости до 20 км/ч.

          Суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать грузо-подъемность одинарной шины более чем в 1,7 раза.

          При сдваивании давление в шинах наружных колес должно быть в 1,2 -1,25

          раза ниже, чем во внутренних.

          Шины задних колес 15.5R38– альтернативная комплектация.

          Допустимые варианты сочетания передних и задних шин трактора «БЕЛАРУС-923.5»

          приведены в таблице 3.3.

          Таблица 3.3

          Передние шины

          Задние шины

          360/70R24

          11.2R24

          18.4R34

          V

          15.5R38

          +

          9.5-42

          +

          11.2R42

          +

          «V» – основная комплектация;

          «+» -дополнительная комплектация;

          «» -не допускается.

        2. Накачивание шин

          Накачивание шин производите через клапан отбора воздуха регулятора дав-ления 1 (рисунок 3.2.2), для чего выполните следующие операции:

          • выпустите воздух из баллона 3 пневмосистемы через клапан удаления конденсата;

          • отвинтите гайку-барашек 2 штуцера клапана отбора воздуха;

          • присоедините шланг для накачки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю

          шины;

          • запустите двигатель и накачайте шину до требуемого давления, контролируя

            его манометром МД-124 ГОСТ 9921-81 (или манометром с аналогичными метрологи-ческими характеристиками);

            • отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;

            • наверните гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха.

          ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОВЫШЕНИИ ДАВЛЕНИЯ В БАЛЛОНЕ ДО 0,77 МПА КОМ-ПРЕССОР ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ДАВЛЕНИЯ НА ХОЛОСТОЙ ХОД И НАКАЧКА ШИН АВТОМАТИЧЕСКИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. ПОЭТОМУ ПЕРИОДИЧЕСКИ КОНТРОЛИРУЙТЕ ДАВЛЕНИЕ ПО УКАЗАТЕЛЮ НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ И, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, СНИЖАЙТЕ ЕГО ЧЕРЕЗ КЛАПАН УДАЛЕНИЯ КОНДЕНСАТА!

          image

          1 – регулятор давления; 2 – гайка-барашек; 3 – баллон пневмосистемы.

          Рисунок 3.2.2 – Накачивание шин

Формирование колеи задних колес трактора Беларус 923.5

  1. Формирование колеи задних колес, установленных на клеммовых ступицах Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации 18.4R34, производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и перестанов-

    кой колес с одного борта на другой, как показано на рисунке 3.2.3.

    image

    Рисунок 3.2.3 – Варианты установки колеи задних колес посредством переста-новки колес с одного борта на другой

    Таблица 3.4 – Варианты установки колеи задних колес (клеммовые ступицы)

    Типоразмер шин

    Вариант

    (рисунок 3.2.3)

    Размер колеи «К»,

    мм

    Установочный размер от торца ступицы до торца полуоси «Н», мм

    18.4R34

    А

    К(А)

    1500…1600

    50…0

    Б

    К(Б)

    1800…2100

    164…14

    ВНИМАНИЕ: В СОСТОЯНИИ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА ЗАДНИЕ КОЛЕСА УСТА-НОВЛЕНЫ НА КОЛЕЮ ПО ВАРИАНТУ А (РИСУНОК 3.2.3)!

    Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:

    • установите трактор на ровной площадке, установите упоры под передние и задние колеса, очистите полуоси от грязи;

    • поддомкратьте соответствующий рукав полуоси;

    • отверните гайки 1 (рисунок 3.2.4) крепления колеса и снимите колеса;

    • отпустите на 3...5 оборотов четыре болта 2 ступиц задних колес;

    • передвиньте ступицу в ту или другую сторону для получения требуемой ширины;

    • затяните четыре болта 2 крепления ступицы моментом от 300 до 400 Н·м;

    • установите колесо и затяните гайки 1 моментом от 300 до 350 Н·м;

    • повторите операции на противоположном колесе.

    image

    1 – гайки крепления колеса к ступице; 2 – болты крепления ступицы к полуоси.

    Рисунок 3.2.4 – Установка колеи задних колес, установленных на клеммовых ступицах

    Проверьте затяжку гаек крепления колес и болтов крепления ступиц после первого часа работы, после первых восьми -десяти часов работы и каждые после-дующие 125 часов работы.

    Пользуйтесь таблицей 3.5 и рисунком 3.2.5 для определения ширины колеи путем измерения расстояния «А» от конца полуоси до торца ступицы.

    image

    Рисунок 3.2.5 –Колея задних колес

    Таблица 3.5 – Варианты установки колеи задних колес на клеммовых ступицах

    Ширина колеи L, мм

    Расстояние «А», мм

    1500

    50

    1600

    0

    1800

    164

    1900

    114

    2000

    64

    2100

    14

    Примечание – Если на тракторе по заказу установлены иные шины задних колес, для уточнения возможных вариантов установки колеи задних колес обратитесь к Вашему дилеру!

  2. Формирование колеи задних колес, установленных на конических ступицах По заказу задние колеса трактора могут быть установлены на конических сту-

    пицах, которые состоят из разрезных конусных вкладышей 3 и 4 (рисунок 3.2.6) и корпуса ступицы 2.

    Вкладыши затягиваются в корпус ступицы шестью болтами 1 (М20) моментом от 360 до 450 Н·м и таким образом обжимают полуось.

    image

    1 – стяжные болты; 2 – корпус ступицы; 3 – верхний вкладыш; 4 – нижний вкла-дыш; 5 – демонтажные отверстия.

    Рисунок 3.2.6 – Коническая ступица заднего колеса

    Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации 18.4R34, производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и перестанов-кой колес с одного борта на другой.

    Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:

    • установите трактор на ровной площадке, установите упоры под передние и задние колеса, очистите полуоси от грязи;

    • поддомкратьте соответствующий рукав полуоси;

    • отверните гайки крепления колеса и снимите колесо;

    • ослабьте на три полных оборота два стяжных болта 1 (рисунок 3.2.6) вкла-дышей 3 и 4 (по одному на каждом вкладыше). Остальные стяжные болты выверни-те. Снимите с демонтажных отверстий заглушки. Вверните в демонтажные резьбо-вые отверстия болты, вывернутые из вкладышей;

    • если выпрессовка вкладышей с помощью демонтажных болтов 1 невозможна, залейте керосин или другую проникающую жидкость в места разъема вкладышей с корпусом ступицы, выждите некоторое время и затем ввинчивайте демонтажные бол-ты, одновременно постукивая по корпусу ступицы, до полной выпрессовки вкладышей;

    • переместите ступицу на требуемую колею (пользуйтесь таблицей 3.6 для ус-тановки колеи «К» (рисунок 3.2.3) путем измерения размера «L» от торца полуоси до торца вкладыша);

    • выверните стяжные болты из демонтажных отверстий и вверните их в вкла-дыши. Затяните болты моментом от 360 до 450 Н·м в несколько приемов – до затяж-ки всех болтов требуемым моментом;

    • установите колесо на ступицу, гайки крепления колеса затяните моментом от

    300 до 350 Н·м, установите на место заглушки;

    • установите аналогично колею другого колеса;

    • проверьте и подтяните стяжные болты и гайки крепления колес после перво-го часа работы, после первых восьми -десяти часов работы и каждые последующие 125 часов работы.

    ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ ПРОВЕРЬТЕ, ЧТОБЫ ТОРЦЫ ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО ВКЛАДЫШЕЙ ВЫСТУПАЛИ ОДИН ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУ-ГОГО НА ВЕЛИЧИНУ НЕ БОЛЕЕ 1...2 ММ!

    Таблица 3.6 – Варианты установки колеи задних колес (конические ступицы)

    Типоразмер шин

    Вариант

    (рисунок 3.2.3)

    Размер колеи « К», мм

    Установочный размер от торца ступицы до торца полуоси «Н», мм

    18.4R34

    А

    К(А)

    1500…1600

    69…19

    Б

    К(Б)

    1800…2100

    183…33

    ВНИМАНИЕ: В СОСТОЯНИИ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА ЗАДНИЕ КОЛЕСА УСТА-НОВЛЕНЫ НА КОЛЕЮ ПО ВАРИАНТУ А (РИСУНОК 3.2.3)!

    Примечание – Если на тракторе по заказу установлены иные шины задних ко-лес, для уточнения возможных вариантов установки колеи задних колес обратитесь к Вашему дилеру!

      1. Сдваивание задних колес трактора Беларус 923.5

        С целью улучшения тягово-сцепных качеств трактора при работе с тяжелыми сельхозмашинами на почвах с малой несущей способностью предусматривается сдваивание задних колес с применением проставок.

        Для получения информации о правилах сдваивания задних колес и эксплуа-тацинных ограничениях тракторов со сдвоенными задними колесами обратитесь к Вашему дилеру.

      2. Формирование колеи передних колес трактора Беларус 923.5

Изменение колеи передних колес осуществляется ступенчато, как перестанов-кой колес с борта на борт, так и за счет изменения положения диска колеса относи-тельно обода.

Колея по передним колесам может иметь следующие значения в мм: 1415, 1515, 1585, 1685, 1735, 1835, 1900, 2000 (для короткой балки), и 1535, 1635, 1705,

1805, 1855, 1955, 2020, 2120 (для длинной балки).

Схемы установки и размеры колеи для шин 360/70R24 (базовая комплектация) приведены в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – Изменение колеи передних колес

Варианты установки диска и обода

Вылет дис-ка Х, мм

Колея трактора К, мм

(шина 360/70R24)

Описание способа установки

Короткая балка

Длинная балка

Стандартная установка диска с перестановкой обода

+140

1415

1535

Основное положение. Диск сопрягается внут-ренней поверхностью с фланцем редуктора, и расположен с наружной стороны опоры колеса

+90

1515

1635

Состояние поставки с завода.

Производится переста-новка обода относитель-но диска. Опора сопря-гается с диском внутрен-ней поверхностью

-18

1735

1855

Производится поворот обода на 180 град. Диск сопрягается с внутрен-ней поверхностью опоры

-68

1835

1955

Производится поворот обода на 180 град. Диск сопрягается с наружной поверхностью опоры

Окончание таблицы 3.7

Варианты установки диска и обода

Вылет дис-ка Х, мм

Колея трактора К, мм

(шина 360/70R24)

Описание способа установки

Короткая балка

Длинная балка

Перестановка диска и обода

+56

1585

1705

Диск сопрягается с на-ружной поверхностью опоры

+6

1685

1805

Диск сопрягается с внут-ренней поверхностью опоры

-102

1900

2020

Производится поворот обода на 180 град. Диск сопрягается с внутрен-ней поверхностью опоры

-152

2000

2120

Производится поворот обода на 180 град. Диск сопрягается с наружной поверхностью опоры

Для установки требуемой колеи выполните следующие операции:

  • затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади задних колес;

  • поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние ко-леса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;

  • для получения колеи за счет переворота колеса с борта на борт, без изменения положения диска относительно обода отверните гайки крепления диска колеса к фланцу редуктора, снимите колеса и поменяйте с борта на борт;

  • для получения колеи за счет изменения положения диска относительно обода на снятых колесах с трактора, отверните гайки крепления обода колеса к диску и в зави-симости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное расположение обо-да и диска так, как показано на схеме в таблице 3.7.

  • при установке колес обратите внимание на то, чтобы направление вращения ко-лес совпадало с направлением стрелки на боковине шины.

Момент затяжки гаек крепления дисков к фланцам редукторов – от 200 до 250 Н·м; Момент затяжки гаек дисков к кронштейнам ободьев от 180 до 240 Н·м.

ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАТЯЖКУ ГАЕК ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЧАСА РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ 10 ЧАСОВ РАБОТЫ И КАЖДЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ 125 ЧАСОВ РАБОТЫ!

ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ВЫ-ПОЛНЯЙТЕ ПРОВЕРКУ И РЕГУЛИРОВКУ СХОДИМОСТИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС. ПЕРЕД ПРОВЕРКОЙ СХОДИМОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ И, ЕСЛИ НЕ-ОБХОДИМО, РЕГУЛИРОВКУ ЛЮФТОВ В ШАРНИРАХ РУЛЕВЫХ ТЯГ!

Примечание – Если на тракторе по заказу установлены иные шины передних колес, для уточнения возможных вариантов установки колеи передних колес обратитесь к Вашему дилеру!

Меры безопасности при работе трактора Беларус 923.5

  1. Общие меры безопасности при работе трактора

    Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений – трактор не должен использоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.

    Не работайте на тракторе в закрытом помещении без необходимой вентиля-ции. Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода.

    Запуск и эксплуатация трактора с открытым капотом не допускается. Запрещается при работающем двигателе открывать капот трактора.

    Не запускайте двигатель находясь вне рабочего места оператора. При запуске двигателя и манипулировании органами управления всегда находитесь в кабине на сиденьи оператора.

    Не запускайте двигатель методом буксировки.

    Перед пуском двигателя должен быть включен стояночный тормоз, задний вал отбора мощности должен быть выключен, рычаг переключения передач КП – в по-ложении «Нейтраль».

    Во время запуска не должно быть людей под трактором, спереди и сзади него, а также между трактором и соединенной с ним машиной или прицепом.

    Прежде чем начать движение, предупредите сигналом окружающих и рабо-тающих на прицепных машинах, убедитесь в выключении стояночного тормоза и плавно начните движение.

    На транспортных работах пользуйтесь привязными ремнями (поставляются по заказу).

    Присутствие в кабине пассажира при работе трактора категорически запреща-ется (присутствие в кабине пассажира допустимо только при установке дополни-тельного сиденья, и только при выполнении оператором транспортных работ).

    Не покидайте трактор, находящийся в движении.

    При выполнении транспортных работ соблюдайте правила дорожного движе-ния, принятые на территории страны использования трактора.

    Транспортные работы могут производить операторы, имеющие стаж работы на тракторе не менее двух лет и сдавшие экзамены по правилам дорожного движения.

    Движение тракторного агрегата по скользким дорогам с включенной автомати-ческой БД производите при скорости не более 10 км/ч.

    При использовании трактора на транспортных работах выполните следующее:

    • установите колею передних колес (1530±20) и задних колес (1800±20) мм.

    • проверьте работу тормозов; сблокируйте педали тормозов, проверьте и при необходимости отрегулируйте тормоза на одновременность действия;

    • проверьте работу стояночного тормоза;

    • проверьте состояние приборов световой и звуковой сигнализации; транспортные прицепы должны иметь жесткие сцепки и, кроме того, соединяться страховочной цепью или тросом;

    • никогда не спускайтесь под гору с выключенной передачей. Двигайтесь на одной передаче как под гору, так и в гору;

    Запрещается работать с прицепом без автономных тормозов, если его масса превышает половину общей фактической массы трактора. Чем быстрее Вы движе-тесь и чем больше буксируемая масса, тем больше должна быть дистанция безо-пасности.

    Запрещается движение трактора со сдвоенными колесами по дорогам общего пользования!

    Перевозка людей в прицепах запрещена.

    Перед началом работы с прицепом включите пневмокомпрессор, проверьте состояние пневмопривода тормозов прицепа, давление воздуха в системе. Обнару-женные неисправности устраните. Обязательно подсоедините пневмопривод тормо-зов прицепа. Подсоединение соединительной головки прицепа к соединительной го-ловке трактора выполняйте при включенном стояночном тормозе.

    Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При дли-тельных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.

    Агрегатируемые с трактором прицепы должны иметь тормозную систему, обеспечивающую:

    • торможение прицепа на ходу;

    • включение тормоза при отсоединении прицепа от трактора;

    • удержание прицепа при стоянке на склонах;

    • предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изме-нении скорости движения.

    Прицеп должен быть соединен с трактором страховочной цепью.

    На скорости от 3 до 5 км/ч необходимо проверить работу тормозной системы тракторного поезда.

    Скорость движения на подъездных путях и проездах должна быть не более 10 км/ч. При погрузке (разгрузке) прицепа трактор затормозите стояночным тормозом.

    При движении трактора по дорогам общего пользования должен быть включен проблесковый маяк, если он установлен.

    Не останавливайте трактор на склонах. При необходимости остановки затор-мозите трактор стояночным тормозом.

    При работе на склонах увеличьте колею трактора до максимальной.

    При работе на склонах более 20° необходимо обеспечить максимальную уста-новку колеи задних колес.

    Перед выходом из кабины выключите задний ВОМ, остановите двигатель, включите стояночный тормоз и извлеките ключ включателя стартера.

    Если двигатель или рулевое управление отказали в работе, немедленно оста-новите трактор. Помните, что при остановленном двигателе для управления тракто-ром к рулевому колесу необходимо приложить значительно большее усилие.

    При появлении неисправности немедленно остановите трактор и устраните неисправность.

    Не допускайте подтеканий электролита, охлаждающей жидкости, топлива, масла и тормозной жидкости.

    Правильно используйте летние и зимние сорта топлива. Заправляйте топлив-ный бак в конце каждого дня для уменьшения ночной конденсации влаги. Применяй-те на тракторе только рекомендованные настоящим руководством топлива, масла и смазки. Использование других смазочных материалов категорически запрещается.

    Запрещается отключать систему электрооборудования выключателем

    «массы» при работающем двигателе.

    Работу трактора в темное время суток производите при включенных исправ-ных приборах освещения.

    Ваш трактор, если он неправильно используется, может быть опасным как для Вас, так и для посторонних лиц. Не используйте оборудование, не предназначенное для установки на трактор.

    Убедитесь в правильной установке любого дополнительного оборудования или вспомогательных устройств и в том, что они предназначены для использования с Вашим трактором.

    Чтобы избежать опрокидывания, соблюдайте следующие меры предосторож-ности при работе трактора:

    • выбирайте безопасную скорость, соответствующую дорожным условиям, особенно при езде по пересеченной местности, при переезде канав, уклонов и при резких поворотах;

    • скорость движения на поворотах допускайте не более 5 км/ч, при скользкой дороге – 3 км/ч.

    • спуск с горы производите на первой или второй передаче.

    Примечание – Приведенный перечень мер предосторожностей не является исчерпывающим. Чтобы избежать опрокидывания всегда проявляйте осторожность при работе на тракторе.

    Запрещается использовать трактор на работах, где возможно опрокидывание трактора.

    Не допускайте работу на тракторе с неисправными контрольно-измерительными приборами.

    Накачивать шины без контроля давления не допускается.

    При агрегатировании трактора с сельхозмашинами дополнительно выполняй-те требования безопасности по эксплуатации этих машин.

    Перед навешиванием на трактор сельскохозяйственных машин убедитесь в чистоте и исправности автозахватов нижних и верхней тяг ЗНУ. Работа с неисправ-ными автозахватами, внутренними полостями автозахватов забитыми грязью и по-сторонними частицами не допускается.

    Если передняя часть трактора отрывается от земли при навешивании на механизм задней навески тяжелых машин, установите балластные передние грузы.

    Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При длительных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.

    Перед подъемом и опусканием навесного сельскохозяйственного орудия, а также при поворотах трактора предварительно убедитесь в том, что нет опасности кого-либо задеть или зацепить за какое либо препятствие.

    Опускайте навесную и полунавесную машину в рабочее положение и подни-майте ее в транспортное положение только при прямолинейном движении агрегата.

    Во избежание поломок трактора или сельхозмашины, транспортные переезды и повороты тракторного агрегата с поднятой сельхозмашиной производите только убедившись, что задний ВОМ выключен.

    При сцепке с трактором и навеске на него сельхозмашин и орудий прицепщик должен находиться на безопасном расстоянии до полной остановки. Сцепку (навес-ку) следует начинать только после сигнала оператора.

    При присоединении карданного привода машины к заднему ВОМ, выключите задний ВОМ, затормозите трактор стояночным тормозом и выключите двигатель.

    После отсоединения машин с приводом от заднего ВОМ снимите карданный привод и закройте хвостовик ВОМ защитным колпаком.

    Карданные валы, передающие вращение и заднего ВОМ трактора на рабочие органы агрегата, должны быть ограждены.

    При работе со стационарными машинами, приводимыми от заднего ВОМ, все-гда включайте стояночный тормоз и блокируйте задние колеса спереди и сзади. Убедитесь в надежном закреплении машины.

    Убедитесь в установке ограждений хвостовиков заднего ВОМ и, если ВОМ не используется, установите на место колпак хвостовика ВОМ.

    Не носите свободную одежду при работе с задним ВОМ или вблизи вращаю-щегося оборудования.

    Во избежание поломок трактора или сельхозмашины поворот тракторного агрега-та можно начинать при условии полного выглубления из земли рабочих органов машины.

    При работе тракторных агрегатов колонной интервал между ними должен быть не менее 30 м.

    В зависимости от условий работы используйте естественную вентиляцию ка-бины или блок отопления и охлаждения воздуха в кабине.

    При работе трактора оператору необходимо использовать штатные средства защиты органов слуха.

    При работе и проезде тракторного агрегата в зоне линий электропередач рас-стояние от наивысшей точки агрегата до проводов должно быть в соответствии с таблицей 3.8.

    Таблица 3.8

    Напряжение линии, кВ

    11

    20-25

    110

    154-220

    330-500

    Расстояние по горизонтали, м, не менее

    1,5

    2

    4

    6

    9

    Расстояние по вертикали, м, не менее

    1

    2

    3

    4

    6

  2. Меры противопожарной безопасности

Трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем – лопатой и огнетушителем. Работать на тракторе без средств пожаротушения запрещается.

Никогда не заправляйте трактор топливом при работающем двигателе. Не курите при заправке трактора топливом.

Не заправляйте полностью топливные баки. Оставляйте объем для расшире-ния топлива.

Никогда не добавляйте к дизельному топливу бензин или смеси. Эти сочета-ния могут создать увеличенную опасность воспламенения или взрыва.

Места стоянки трактора, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой шири-ной не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения.

Заправку трактора ГСМ производите механизированным способом при оста-новленном двигателе. В ночное время применяйте подсветку. Заправка топливных баков с помощью ведер не рекомендуется. При проведении ремонтных работ в по-левых условиях с применением электрогазосварки детали и сборочные единицы очистите от растительных остатков.

Не допускайте загрязнения коллектора и глушителя топливом, соломой и т. п.

Не допускайте наматывания соломы на вращающиеся части агрегатируемых с трактором машин.

При промывке деталей и сборочных единиц керосином, бензином или дизель-ным топливом примите меры, исключающие воспламенение паров промывочной жидкости.

Не допускайте работу трактора в пожароопасных местах при снятом капоте и других защитных устройств с нагретых частей двигателя.

Не допускайте использования открытого пламени для подогрева масла в поддоне двигателя, при заправке топливных баков, для выжигания загрязнений сердцевины радиатора.

При появлении очага пламени засыпьте его песком, накройте брезентом, меш-ковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетушитель. Не заливайте горящее топливо и масло водой.

Следите за тем, чтобы в процессе работы двигателя вблизи выпускного кол-лектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов.

При уборке сена, соломы, работе в местах с повышенной пожаро-опасностью не допускайте скапливания на ограждении глушителя и соединительных газопрово-дах горючих материалов.

Во время проведения ежедневного технического обслуживания обязательно выполняйте следующие операции:

  • осмотрите состояние электропроводки, жгутов проводов в моторном отсеке, в зоне передней стенки кабины и видимых частей на наличие перетираний, оплав-лений или разрушения внешней изоляции. В случае обнаружения перечисленных дефектов восстановите поврежденные участки лентой липкой изоляционной и уст-раните причину, вызвавшую повреждение изоляции;

  • осмотрите элементы гидросистемы. При наличии запотеваний и подтеков, устраните их путем подтяжки резьбовых соединений. Шланги и рукава высокого дав-ления, вышедшие из строя, замените.

Чтобы избежать обгорания электропроводки трактора, никогда не применяйте предохранители более высокого номинала по силе тока, чем указано в подразделе

    1. «Электрические плавкие предохранители».

      Запрещается устанавливать взамен предохранителей проволочные перемычки и другие токопроводящие элементы, изготовленные кустарным способом.

      Выключайте выключатель «массы» при прекращении работы трактора.

      Досборка и обкатка трактора Беларус 923.5

      1. Досборка трактора

        Трактора «БЕЛАРУС-923.5» поступают потребителю в собранном виде, до-полнительная досборка не требуется.

      2. Техническое обслуживание перед обкаткой трактора

        Перед вводом нового трактора в эксплуатацию выполните следующее:

        • вымойте трактор, удалите консервирующую смазку (при ее наличии на тракторе);

        • внимательно осмотрите трактор, проверьте его комплектность и наличие эксплуатационной документации;

        • снимите аккумуляторную батарею, приведите их в рабочее состояние и уста-новите на место;

        • проверьте затяжку наружных резьбовых соединений и, если необходимо, подтяните;

        • проверьте уровень тормозной жидкости в бачках главных цилиндров гидрав-лических приводов сцепления и рабочих тормозов, если необходимо, долейте со-гласно разделу 5 «Техническое обслуживание»;

        • проверьте уровень масла в масляном картере двигателя, в трансмиссии, корпусе ПВМ, промежуточной опоре карданного привода ПВМ, корпусах колесных редукторов ПВМ, маслобаках ГНС и ГОРУ и, если необходимо, долейте согласно разделу 5 «Техническое обслуживание»;

        • слейте имеющееся топливо из топливного бака и заполните топливный бак отстоянным свежим топливом: зимой – зимним, летом – летним;

        • залейте в систему охлаждения двигателя охлаждающую жидкость до уровня верхней кромки заливной горловины радиатора, заполните ОЖ расширительный ба-чок до заполнения половины объема расширительного бачка;

        • проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в шинах, в соответствии с подразделом «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора»;

        • убедитесь в наличии защитных ограждающих щитков (ограждение хвостови-ка заднего ВОМ и пр.);

        • проверьте работу двигателя, исправность приборов освещения и сигнализации, действие тормозов и рулевого управления, а также проверьте функционирование остальных систем и узлов трактора по штатным контрольно-измерительным приборам;

          Перед началом обкатки проверьте, затяжку болтов крепления ступиц (момент затяжки болтов клеммовых ступиц задних колес должен быть от 300 до 400 Н·м, мо-мент затяжки болтов конических ступиц должен быть от 360 до 450 Н·м), затяжку га-ек крепления задних колес к ступице (момент затяжки должен быть от 300 до 350 Н·м), гаек крепления дисков передних колес к фланцам колесных редукторов ПВМ (момент затяжки должен быть от 200 до 250 Н·м) и гаек крепления дисков передних колес к кронштейнам ободьев (момент затяжки должен быть от 180 до 240 Н·м).

      3. Обкатка трактора

        ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ТРАКТОРА ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬ-ШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОК СЛУЖБЫ ТРАКТОРА. ВАШ ТРАКТОР БУДЕТ РАБОТАТЬ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАДЕЖНО ПРИ УСЛОВИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОБКАТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕ-СКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ 5 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУ-ЖИВАНИЕ» СРОКИ!

        ВНИМАНИЕ: В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОБКАТАЙТЕ ТРАКТОР В ТЕЧЕ-НИЕ 30 Ч! ДО ПЕРВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1) (125 Ч) ЗАГРУ-ЖАЙТЕ ТРАКТОР ДО 80 % ОТ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ!

        Запустите двигатель. Дайте двигателю поработать на холостом ходу в тече-ние пяти минут с постепенным увеличением частоты вращения до 1600 мин1, затем проводите обкатку под нагрузкой в течение 30 часов работы трактора.

        При проведении 30-часовой обкатки выполняйте следующие указания:

        • постоянно следите за показаниями приборов, работой систем смазки, охлаж-дения и питания. Контролируйте уровни масла и жидкости в заправочных емкостях;

        • проверяйте затяжку и подтягивайте наружные крепежные соединения;

        • не перегружайте двигатель, не допускайте дымления и падения оборотов. Признаками перегрузки являются резкое падение оборотов, дымление и нереагиро-вание двигателя на увеличение подачи топлива. Работа на высокой передаче под нагрузкой приводит к чрезмерному износу трущихся деталей двигателя;

        • работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при высоких оборотах двигателя приведет к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи для каждого конкретного условия работы дает экономию топлива и снижает износ двигателя;

        • избегайте длительной работы без нагрузки в режиме максимальных или ми-нимальных оборотов двигателя;

        • для правильной приработки трущихся деталей муфты сцепления в процессе обкатки более часто и плавно включайте муфту сцепления.

      4. Техническое обслуживание в процессе обкатки трактора

        После первого часа обкатки трактора проверьте затяжку гаек крепления зад-них колес к ступице, гаек крепления передних колес к фланцу редуктора ПВМ и гаек крепления дисков передних колес к кронштейнам ободьев. Далее контролируйте за-тяжку крепления колес каждые восемь часов в течение обкатки.

        В процессе обкатки регулярно проводите операции ежесменного технического обслуживания в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 5 «Техническое обслуживание» настоящего руководства.

      5. Техническое обслуживание после обкатки трактора После обкатки трактора выполните следующее:

      • выполните операции ежесменного технического обслуживания;

      • осмотрите и вымойте трактор, очистите интерьер кабины;

      • прослушайте работу всех составных частей трактора;

      • проверьте затяжку гаек крепления задних колес к ступице, гаек крепления передних колес к фланцу редуктора ПВМ и гаек крепления дисков передних колес к кронштейнам ободьев;

      • подтяните две контровочные гайки М27х1,5 (с левой и правой резьбой) трубы рулевой тяги крутящим моментом от 100 до 140 Н·м и две корончатые гайки М20х1,5 шаровых пальцев рулевой тяги. Для подтяжки корончатых гаек сначала расшплин-туйте их, подтяните каждую корончатую гайку моментом от 100 до 140 Нм, затем доверните каждую корончатую гайку до совпадения ближайшего паза на гайке с от-верстием в шаровом пальце и зашплинтуйте.

      • проверьте и, при необходимости, подтяните наружные резьбовые соединения;

      • слейте конденсат из ресиверов пневмосистемы;

      • слейте отстой из топливных баков и из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;

      • проверьте состояние аккумуляторных батарей, очистите клеммные соедине-ния и вентиляционные отверстия;

      • проверьте и, если необходимо, отрегулируйте управление сцеплением, управление рабочими и стояночным тормозами, привод тормозного крана пневмоси-стемы;

      • замените масло в трансмиссии;

      • замените масло в корпусах колесных редукторов, корпусе ПВМ и промежу-точной опоре карданного привода ПВМ;

      • замените масло в картере двигателя;

      • замените масляный фильтр двигателя;

      • проверьте и при необходимости произведите затяжку болтов крепления го-ловок цилиндров;

      • проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между клапанами и ко-ромыслами;

      • проверьте смазку на всех сборочных единицах согласно п.3 таблицы 5.4. Где необходимо смажьте либо замените смазку;

      • проверьте, и при необходимости, восстановите герметичность воздухоочи-стителя и впускного тракта;

      • проконтролируйте функционирование двигателя, рулевого управления, тор-мозов, органов управления, систем освещения и сигнализации.

      Действия в экстремальных условиях

      1. Для экстренной остановки трактора одновременно резко нажмите на пе-дали сцепления и тормозов.

      2. Для экстренной остановки двигателя ключ выключателя стартера и при-боров переведите из положения «I» в положение «0» в соответствии со схемой, при-веденной на рисунке 2.2.2.

      3. При аварии немедленно остановите двигатель, затормозите трактор, от-ключите аккумуляторные батареи и покиньте кабину трактора через любой из ава-рийных выходов, открыв, в зависимости от положения трактора, либо левую дверь кабины, либо правую дверь кабины, либо заднее стекло или одно из боковых стекол. Для открытия боковых стекол необходимо повернуть рукоятку для открытия стекла до рабочего положения (рабочее положение – стекло открыто), затем надавить на эту рукоятку в направлении, обратном прямому ходу трактора до полного выхода направляющего пальца из рукоятки и открыть стекло полностью. Если открытие ава-рийных выходов невозможно, разбейте стекло требуемого аварийного выхода под-ручным тяжелым предметом и покиньте кабину трактора.

      Примечание – Расположение аварийных выходов приведено в подразделе

    2. «Замки и рукоятки кабины».

      1. При чрезмерном увеличении частоты вращения коленчатого вала двига-теля немедленно остановите двигатель и затормозите трактор.

      2. При появлении очага пламени остановите двигатель, затормозите трак-тор, выключите выключатель АКБ. Очаг пламени засыпьте песком, накройте брезен-том, мешковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетуши-тель. Не заливайте горящее топливо и масло водой.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности