Трактор Беларус 3522 (CATERPILLAR C9 CPXL08.8ESK). Руководство — часть 9

1, 16 - прокладка; 2, 14 - стакан; 3, 5, 12, 48 - кольцо; 4, 11, 49 - крышка; 6 - вал;
7, 10 - манжета; 8, 18, 23, 26 - игольчатый подшипник; 9 - кронштейн; 13 - пробка; 15 -
кольцо уплотнительное; 17, 24, 27, 29, 33, 38, 41, 43, 45, 46, 47 - шестерня; 19, 22, 28, 39,
40 - втулка; 20 - корпус муфты сцепления; 21, 25 - фрикционная муфта; 30 - вал четных
передач; 31 - стакан; 32 - конический подшипник; 34 - вал привода ВОМ; 35 - вал первич-
ный; 36 - регулировочная втулка; 37 - вал нечетных передач; 42 - плита; 44 - вал выходной.
Рисунок 3.4.1 - Узел передач (развертка)
В барабане 9 (рисунок 3.4.2) сдвоенной фрикционной муфты с двух сторон вы-
полнены расточки (полости), в которые установлены подвижные поршни 4, уплотняемые
чугунными разрезными кольцами 1 и 7.
В отверстиях каждого из поршней установлено по восемнадцать отжимных пружин
8, предварительно сжатых опорой пружины 10, зафиксированной на ступице барабана 9
стопорным кольцом 6. В опоре пружины 10 запрессовано 2 направляющих штифта 5.
В поршнях имеется по два центробежных шариковых клапана 3 для сброса рабо-
чей жидкости из бустеров фрикциона после отсоединения их от нагнетательной магист-
рали управления коробкой передач.
100
В пазах барабана установлены стальные ведущие диски 13, а между ними - ме-
таллокерамические ведомые диски 12 с внутренними шлицами. Замыкаются пакеты
дисков упорными дисками 11, фиксируемыми стопорными кольцами 2. Устройство
фрикционной муфты 25 аналогично фрикционной муфты 21.
1, 7 - кольцо уплотнительное; 2, 6 -кольцо стопорное; 3 - центробежный шарико-
вый клапан; 4 - поршень; 5 - штифт направляющий; 8 - пружина; 9 - барабан; 10 - опо-
ра пружины; 11 - диск упорный; 12 - диски ведомый; 13 - диск ведущий.
Рисунок 3.4.2 - Фрикционная муфта
3.4.3 Редуктор переключения диапазонов
Редуктор переключения диапазонов представляет собой корпус 7 (рисунок 3.4.3),
в котором установлены валы:
- входной вал 12;
- вал промежуточный 19;
- вал заднего хода 6 (рисунок 3.4.4);
- вал ходоуменьшителя 24 (рисунок 3.4.3);
- вал привода ВОМ 11;
- вал привода ПВМ 30.
Входной вал 12 установлен в корпусе 7 на подшипниках 4 и 14. Он выполнен с
двумя зубчатыми венцами А и В. Зубчатый венец А обеспечивает передний ход, зубча-
тый венец В обеспечивает задний ход трактора. На входном валу на роликовых под-
шипниках 8 и 10 установлен блок зубчатых колес 9.
Промежуточный вал 19 установлен в корпусе 7 на подшипниках 2 и 18. На валу
установлены зубчатые муфты 28 и 32, блок зубчатых колес 29, шестерни 3, 17, 20, 27 и
31. Шестерни 3, 17, 27, 31 и блок зубчатых колес 29 установлены на иголь чатых под-
шипниках. Шестерня 20 установлена на шлицах.
Включение того или иного диапазона происходит при перемещении зубчатой
муфты либо вперед по ходу трактора либо назад, обеспечивая шлицевое соединение
зубчатой муфты с соответствующими шестернями.
101
1 - крышка; 2, 4, 6, 8, 10, 13, 14, 18, 22, 25 - подшипники; 3, 17, 20, 26, 27, 31 -
шестерни; 5, 15, 16, 21 - втулка; 7 - корпус; 9, 29 - блок зубчатых колес; 11 - вал приво-
да ВОМ; 12 - входной вал; 19 - промежуточный вал; 23 - стакан; 24 - вал ходоуменьши-
теля; 28, 32 - муфты; 30 - вал привода ПВМ.
Рисунок 3.4.3 - Редуктор переключения диапазонов (продольный разрез)
Зацепление муфты 32 с шестерней 31 обеспечивает I диапазон переднего хода, а с
шестерней 3 I диапазон заднего хода. Перемещение муфты 32 I диапазона переднего и зад-
него хода осуществляется при помощи вилки 11 (рисунок 3.4.4), установленной на поводке 12.
Муфта 28 (рисунок 3.4.3) обеспечивает включение II диапазона переднего и зад-
него хода. Зацепление ее с зубчатым венцом блока зубчатых колес 29 обеспечивает пе-
редний ход, а зацепление с шестерней 27 - задний ход трактора. Перемещение муфты
28 II диапазона переднего и заднего хода осуществляется при помощи вилки 10 (рисунок
3.4.4), установленной на поводке 15.
Включение III и IV диапазона обеспечивает зубчатая муфта установленная на ва-
лу в корпусе заднего моста. Перемещение поводка, на котором установлена вилка пере-
ключения III и IV диапазона, производится при помощи поводков 13 и 14. Связь с повод-
ка 14 с поводком заднего моста осуществляется при помощи кулисного механизма, ус-
тановленного на крышке 1.
Перемещение вилок 10, 11 и поводка 13 осуществляется при помощи рычажного
механизма, установленного на крышке 2. Положение вилок и зубчатых муфт в ней-
тральном и во включенном положении фиксируется шариками 16, установленными в
лунках поводков 12, 14, 15.
102
1, 2 - крышки; 3 - выключатель блокировки запуска двигателя; 4 - трубопро-
вод; 5, 9 - подшипники; 6 - вал заднего хода; 7, 8 - шестерни; 10, 11 - вилки; 12, 13,
14, 15 - поводки; 16 - шарики.
Рисунок 3.4.4 - Редуктор переключения диапазонов (общий вид)
Выключатель 3 обеспечивает блокировку запуска двигателя при включенном
диапазоне. Вал заднего хода 6 установлен в корпусе на подшипниках 5 и 9 и имеет
зубчатый венец. На шлицах установлены шестерни 7 и 8. Привод вал заднего хода 6
получает от зацепления зубчатого венца В входного вала 12 (рисунок 3.4.3) с шес-
терней 8 (рисунок 3.4.4). Зубчатый венец вала заднего хода 6 передает вращение от
двигателя при включении I диапазона заднего хода, шестерня 7 при включении II
диапазона заднего хода.
103
Шестерни 20 (рисунок 3.4.3) и 17 обеспечивают работу ходоуменьшителя в заце-
плении с шестерней 26 и зубчатым венцом вала ходоуменьшителя 24. Вал ходоумень-
шителя 24 установлен на подшипниках 25 и 22, расположенных в расточках стакана 23.
Шестерня 17 вращается на игольчатом подшипнике установленном на втулке 21.
Втулка 21 установлена на шлицах промежуточного вала 19.
Включение ходоуменьшителя осуществляется перемещением зубчатой муфты1
(рисунок 3.4.5) вперед по ходу трактора, выключение - в противоположную сторону. При
включенном ходоуменьшителе внутренние шлицы зубчатой муфты 1 находятся в зацеп-
лении с наружными шлицами шестерни 17 (рисунок 3.4.3). При выключенном ходоумен-
шителе внутренние шлицы зубчатой муфты 1 (рисунок 3.4.5) находятся в зацеплении с
наружными шлицами втулки 21 (рисунок 3.4.3).
Перемещение зубчатой муфты 1 (рисунок 3.4.5) в то или иное положение осуще-
ствляется при помощи вилки 2 и рычажного механизма, установленного на крышке 1
(рисунок 3.4.4).
Вилка 2 (рисунок 3.4.5) установлена на поводке 5. Поводок 5, установленный в
корпусе 11 с возможностью осевого перемещения, имеет три фиксированных положе-
ния. Перемещение поводка 5 сблокировано с перемещением поводка включения III и IV
диапазонов с помощью шарика 9 и толкателя 10. Этот механизм блокировки исключает
возможность включения III и IV диапазонов КП при включении ходоуменьшителя и, на-
оборот, включение ходоуменьшителя при включении этих диапазонов.
Принудительная смазка игольчатых подшипников производится по каналам, вы-
полненным в промежуточном валу 19 (рисунок 3.4.3) через крышку 1. Подвод масла к
крышке осуществляется по трубопроводу 4 (рисунок 3.4.4).
Вал привода ВОМ 11 (рисунок 3.4.3) служит для передачи вращения от двигателя
к рабочим орудиям. Опорами вала привода ВОМ 11 с одной стороны служит втулка 5,
установленная в подшипники 6, с другой стороны подшипник 13.
Переключение диапазонов КП и ходоуменьшителя осуществляется рычагами.
Рычаги переключения диапазонов КП и ходоуменьшителя и джойстик расположены в
кабине справа от сиденья водителя.
Схема силовых потоков при включении различных диапазонов приведена на ри-
сунок 3.4.6.
1 - зубчатая муфта; 2 - вилка; 3 - болт стопорный; 4 - проволока контровочная;
5 - поводок; 6 - пружина; 7 - болт; 8 - шайба; 9 - шарик; 10 - толкатель; 11 - корпус;
12 - ведущий вал главной передачи.
Рисунок 3.4.5 - Управление ходоуменьшителем и блокировкой III - IV диапазонов
104
105
3.5 Электрическая часть управления коробкой передач
Управление переключением передач осуществляется посредством электрон-
ногидравлической системы управления.
Электрическая часть системы управления переключением передач состоит из
электронного блока 1 (рисунок 3.5.1) КЭСУ, джойстика 3 переключения передач,
расположенных в кабине справа от водителя; кнопки 14 задания режима подторма-
живания КП, расположенной на рукоятке рычага переключения диапазонов; электро-
гидрораспределителей 15, 17, 19, 21, 23, 25 с электромагнитами и датчиков давле-
ния 16, 18, 20, 22, 24, 26, установленных на плите 12 распределителей гидросисте-
мы трансмиссии, расположенной сверху на корпусе сцепления; датчика 11 выклю-
ченного состояния муфты сцепления, установленного в кабине над педалью сцепле-
ния; датчика 8 нейтрали диапазонного редуктора, установленного с правой стороны
на корпусе редуктора и использующегося также в системе электрооборудования в
качестве выключателя блокировки запуска двигателя при включенном диапазоне КП;
датчика 13 транспортного (IV) диапазона, установленного в кабине возле рычага пе-
реключения диапазонов; соединительных жгутов 9 со штепсельным разъемом 10,
находящимся под кабиной, и соединительными колодками.
На лицевой панели блока 1 КЭСУ расположены сигнализаторы 36, 37, 27, 28,
29, 30, 31 включенной передачи соответственно 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6; сигнализатор 32 ава-
рийного состояния гидрораспределителей включения передач; индикатор 33 режима
работы (легкий, средний, тяжелый); кнопка 34 выбора режима (легкий, средний, тяже-
лый); индикатор 35 номера включенной передачи и режима подтормаживания КП.
Система запитана от бортовой электросети через блок 2 коммутации и защиты,
согласно прилагаемой схеме электрической соединений комплексной системы управ-
ления БД, ПВМ, ВОМ и переключением передач (Приложение Б). Напряжение пита-
ния в систему поступает после поворота выключателя стартера и приборов в положе-
ние «Питание приборов».
В исходном состоянии все передачи выключены. На лицевой панели блока 1
КЭСУ высвечивается сигнализатор 36 («0» передача) и на цифровом индикаторе 35
высвечивается цифра «0». Это свидетельствует о том, что напряжение питания в
систему переключения передач поступает, а система не выдает управляющий сиг-
нал ни на один из электромагнитов электрогидрораспределителей переключения
передач. После запуска двигателя начинает работать насос гидросистемы переклю-
чения передач. Индикация «0» передачи сохраняется.
Для трогания с места сначала необходимо включить выбранный диапазон ры-
чагом переключения диапазонов, предварительно включив режим «подтормажива-
ния» коробки передач (КП). Включение режима «подтормаживания» происходит при
условии нажатия на кнопку 14 на рукоятке рычага переключения диапазонов и удер-
жании её в нажатом состоянии, нахождении рычага переключения диапазонов в ней-
тральном положении (срабатывании датчика 8 нейтрали диапазонного редуктора и
датчика 13 транспортного (IV) диапазона), выключении сцепления (срабатывании
датчика 11 при выключении сцепления на прямом ходу, и срабатывании датчика 2
(рисунок 3.5.3) при нажатии на педаль сцепления на реверсе). При включении режи-
ма «подтормаживания» на индикаторе 35 (рисунок 3.5.1) высвечивается символ «Р»
- «подтормаживание» КП включено.
При задании передач от джойстика 3 последовательное автоматическое пере-
ключение передач до выбранной (режим «драйв») происходит следующим образом:
на цифровом индикаторе 35 отображается номер заданной передачи, а сигнализа-
торы включенной передачи срабатывают последовательно в соответствии со сраба-
тыванием соответствующих датчиков давления.
При нормальном режиме работы индикатор 35 индицирует номер выбранной
передачи, а соответствующий сигнализатор 37, 27, 28, 29, 30, 31 постоянно горит
(подтверждение срабатывания по давлению).
Предусмотрено уменьшение яркости свечения индикации при включении га-
баритных огней.
106
1 - блок электронный КЭСУ; 2 - блок коммутации и защиты; 3 - джойстик переключения передач; 4, 5, 10 - разъемы штепсельные; 6, 7 -
колодки соединительные; датчик нейтрали диапазонного редуктора; 9 - жгуты соединительные; 11 - датчик выключенного состояния муфты
сцепления на прямом ходу; 12 - плита с распределителями; 13 - датчик транспортного (IV) диапазона; 14 - кнопка включения режима «Подтор-
маживания»; 15, 17, 19, 21, 23, 25 - распределители включения передач 2, 4, 1, 3, 5, 6 соответственно; 16, 18, 20, 22, 24, 26 - датчики включенно-
го состояния передач 2, 4, 1, 3, 5, 6 соответственно; 27, 28, 29, 30, 31, 37 - сигнализаторы включенной передачи; 32 - сигнализатор аварийного
режима работы КП;; 33 - индикатор режима переключения передач КП (легкий, средний, тяжелый); 34 - кнопка выбора режима переключения
передач КП; 35 - цифровой индикатор включенной передачи и включения режима «Подтормаживания»; 36 - сигнализатор нулевой передачи
(передача «0»); 38 - сигнализатор аварийного напряжения питания КЭСУ; 39 - кнопка выключения звукового сигнализатора.
Рисунок 3.5.1 - Электрическая часть управления коробкой передач
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ РЕГУЛИРОВОК ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
ПРОВЕРЯЙТЕ РЕГУЛИРОВКУ СРАБАТЫВАНИЯ ДАТЧИКОВ ВЫКЛЮЧЕННОГО СО-
СТОЯНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ НА ПРЯМОМ ХОДУ И НА РЕВЕРСЕ!
Регулировку срабатывание датчика 1 (рисунок 3.5.2) необходимо проводить
при работающем двигателе. Перемещением датчика 1 совместно с кронштейном 5
по его пазу и регулировкой положения болта 2 отрегулировать срабатывание (замы-
кание контактов) датчика 1.
После регулировки датчика выключенного состояния сцепления на прямом
ходу 1 (рисунок 3.5.2) при полностью выжатом сцеплении зазор S между корпусом
датчика 1 и головкой регулировочного болта 2 должен быть от 0,5 до 1,0 мм.
После проведения регулировки кронштейн 5 закрепить болтами 3, закрепить
гайкой болт 2.
1 - датчик выключенного состояния сцепления на прямом ходу; 2 - регулиро-
вочный болт; 3 - болты крепления кронштейна; 4 - педаль сцепления; 5 - кронштейн.
Рисунок 3.5.2 - Установка датчика выключенного состояния сцепления на прямом ходу
108
Регулировку срабатывания датчика выключенного состояния сцепления на
реверсе 2 (рисунок 3.5.3) необходимо проводить поворотом кронштейна 1 вместе с
датчиком 2 по пазу в кронштейне. Регулировку проводить при работающем двигате-
ле. После регулировки при полном выключении сцепления на реверсе (нажатии пе-
дали до упора) перекрытие торца датчика 2 педалью 3 должно быть не менее 60%
по площади, расстояние от торца датчика 1 до педали сцепления 3 должно быть от
2,5 до 3,5 мм, как показано на рисунке 3.5.3.
1 - кронштейн; 2 - датчик положения бесконтактный; 3 - педаль сцепления.
Рисунок 3.5.3 - Установка датчика выключенного состояния сцепления на реверсе
Подсоединение жгутов к электрогидрораспределителям и датчикам давления,
установленным на плите, приведено на рисунке 3.5.4.
Рисунок 3.5.4 - Плита с исполнительными электрогидрораспределителями
датчиками давления
109
3.6 Задний мост
3.6.1 Общие сведения
Задний мост состоит из главной передачи, дифференциала с механизмом блоки-
ровки, конечных передач и тормозов, смонтированных в одном корпусе.
В переднем отсеке корпуса заднего моста расположена редукторная часть, вклю-
чающая в себя шестерни III и IV диапазонов КП, шестерни привода ПВМ и ведущую ко-
ническую шестерню с круговым зубом привода вынесенных наружу и установленных в
одном корпусе насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии.
В заднем отсеке корпуса ЗМ установлены муфта и редуктор заднего ВОМ.
На корпусе заднего моста с правой стороны установлены: насосы гидросистемы
трансмиссии и гидронавесной системы, датчик оборотов хвостовика заднего ВОМ. С левой
стороны заднего моста находится заливная горловина масла трансмиссии. Масло заливается
по уровень контрольного отверстия расположенного с правой стороны корпуса заднего моста.
Уровень масла в трансмиссии контролируется масломером 7 (рисунок 3.6.1). Уро-
вень масла должен находиться между верхней и нижней метками масломера. Слив
масла из трансмиссии через сливное отверстие с пробкой 9.
На рукавах конечных передач установлены датчики оборотов полуосей и сливные пробки.
1 - плита корпуса заднего моста; 2 - конечная передача; 3 - насос гидросистемы
трансмиссии; 4 - насос гидронавесной системы; 5 - заливная горловина; 6 - датчик час-
тоты вращения хвостовика заднего ВОМ; 7 - масломер; 8 - задний ВОМ; 9 - пробка.
Рисунок 3.6.1 - Задний мост (внешний вид)
3.6.2 Главная передача
Главная передача (главная пара) предназначена для повышения крутящего мо-
мента и изменения направления вращения от продольно расположенного ведущего ва-
ла к поперечно расположенной оси вращения дифференциала.
Главная передача - пара конических шестерен с круговыми зубьями. Ведущая шес-
терня 24 (рисунок 3.6.3), выполнена за одно целое с валом, ведомая шестерня 25 крепится
болтами 26 между корпусом блокировки и корпусом дифференциала. Гайки 28 болтов
дифференциала стопорятся от самоотворачивания попарно стопорными пластинами 27.
110

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности