Трактор Беларус 923.3 / 923.4. Руководство — часть 1

БЕЛАРУС
923.3 / 923.4
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
2015
Введение
Руководство по эксплуатации предназначено для изучения устройства, правил
эксплуатации и технического обслуживания тракторов «БЕЛАРУС-923.3/923.4».
Внимательно изучите настоящее руководство и руководство по эксплуатации двига-
теля, прикладываемые к Вашему трактору. Это поможет Вам ознакомиться с приемами
правильной эксплуатации и техобслуживания. Невыполнение этого указания может привес-
ти к травмам оператора или поломкам трактора либо нанесению ущерба третьим лицам.
К трактору «БЕЛАРУС-923.3» прикладывается руководство по эксплуатации дви-
гателя 245S2-0000100 РЭ.
К трактору
«БЕЛАРУС-923.4-10/911»
(система рециркуляции отработавших газов
«Mercer») прикладывается руководство по эксплуатации двигателя 245 S3A М-0000100 РЭ.
К трактору «БЕЛАРУС-923.4-10/91» (топливная система «Common Rail» с элек-
тронным управлением впрыска) прикладывается руководство по эксплуатации двигате-
ля 245 S3A-0000100 РЭ.
Работа на тракторе, его обслуживание и ремонт должны производиться только ра-
ботниками, знакомыми со всеми его параметрами и характеристиками и информированны-
ми о необходимых требованиях безопасности для предотвращения несчастных случаев.
В связи с постоянным совершенствованием трактора в конструкцию отдельных
узлов и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руково-
дстве по эксплуатации.
Любые произвольные изменения, внесенные потребителем в устройство каких-
либо узлов, освобождает изготовителя от ответственности за возможные последующие
травмы оператора и поломки трактора.
Принятые сокращения и условные обозначения:
АКБ - аккумуляторная батарея;
КПД - коэффициент полезного действия;
КСН - контроллер свечей накаливания
БД - блокировка дифференциала;
МТА - машинно-тракторный агрегат;
БДЗМ - блокировка дифференциала
МС - муфта сцепления;
заднего моста;
БКЛ - блок контрольных ламп;
НУ - навесное устройство;
БП - блок предохранителей;
ОЖ - охлаждающая жидкость;
БСУ - быстросоединяемое устройство;
ОНВ - охладитель наддувочного воздуха;
БУД - блок управления двигателем;
ПВМ - передний ведущий мост;
ВОМ - вал отбора мощности;
ПУ - пульт управления;
ВПМ - вал приема мощности;
ПУИК - Пульт управления ИК
ГОРУ
- гидрообъемное рулевое
РВД - рукава высокого давления;
управление;
ГНС - гидронавесная система;
СН - свечи накаливания;
ГС - гидросистема;
СТО - сезонное техническое обслужи-
вание;
ДОТ.Ч
- датчик объема топлива
ТО - техническое обслуживание;
частотный;
ЕТО - ежесменное техническое об-
ТО-1 - техническое обслуживание №1;
служивание;
ЗВОМ - задний вал отбора мощности;
ТО-2 - техническое обслуживание №2;
ЗИП - запасные части, инструмент и
ТО-3 - техническое обслуживание №3;
принадлежности;
ЗМ - задний мост;
ТСУ - тягово-сцепное устройство;
ЗНУ - заднее навесное устройство;
ЭСУ - электронная система управления;
ИК - индикатор комбинированный;
ЭСУД - электронная система управ-
ления двигателем;
КП - коробка передач;
ЭО - электрооборудование.
8
1 Описание и работа трактора
1.1 Назначение трактора
Тракторы «БЕЛАРУС-923.3/923.4» предназначены для выполнения различных
сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными, прицепными и полуприцеп-
ными машинами и орудиями, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
Трактор «БЕЛАРУС-923.3/923.4» представляет собой колесный трактор общего
назначения тягового класса 1.4 с колесной формулой 4х4.
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-923.3/923.4» в базовой комплектации пред-
ставлен на рисунке 1.1.1.
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-923.3/923.4» в комплектации с передними бал-
ластными грузами представлен на рисунке 1.1.2.
Рисунок 1.1.1 - Трактор «БЕЛАРУС-923.3/923.4» в базовой комплектации
Рисунок 1.1.2 - Трактор «БЕЛАРУС-923.3/923.4» в комплектации передними бал-
ластными грузами (остальное на рисунке 1.1.1)
11
1.2 Технические характеристики
Основные параметры и технические характеристики тракторов «БЕЛАРУС-
923.3/923.4» приведены в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Значение параметра для трактора
Наименование параметра
923.3
923.4-10/911
923.4-10/91
(характеристики)
(Mercer)
(Common Rail)
1 Тяговый класс по ГОСТ 27021
1,4
2 Номинальное тяговое усилие, кН
14
3 Двигатель 1)
а) модель
Д-245.5S2
Д-245.5S3АМ
Д-245.5S3А
б) тип двигателя 2)
C турбонаддувом и промежуточным
охлаждением наддувочного воздуха
в) число и расположение цилиндров 2)
четыре, рядное, вертикальное
г) рабочий объем цилиндров, л 2)
4,75
д) мощность двигателя, кВт:
1) номинальная 2)
70
2) эксплуатационная 2)
66,7±2,0
е) номинальная частота вращения
коленчатого вала, мин-1 2)
1800
ж) удельный расход топлива при
эксплуатационной мощности, г/(кВт·ч) 2)
229,00+7
244,00±11
220,00±7
и) номинальный коэффициент запаса
крутящего момента, не менее, % 2)
25
к) максимальный крутящий момент,
Н·м 2)
464
464
464
4 Число передач 3):
а) переднего хода
14
б) заднего хода
4
5 Скорость
(расчетная) движения
трактора при номинальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя,
км/ч 3):
а) переднего хода:
1) наименьшая
2,7
2) наибольшая
38,1
б) заднего хода:
1) наименьшая
5,6
2) наибольшая
12,6
6 Масса трактора, кг:
а) конструкционная без балласта
4520±100
б) эксплуатационная с балластом
5220±100
в) эксплуатационная без балласта
4775±100
г) эксплуатационная максимальная
7000
д) в состоянии отгрузки с завода 4)
4650±100
7 Распределение эксплуатационной
массы по мостам, кг:
а) на передний
2350±40 5)
1790±40 6)
б) на задний
2870±60 5)
2985±60 6)
12
Продолжение таблицы 1.1.1
Значение параметра для трактора
Наименование параметра
923.3
923.4-10/911
923.4-10/91
(характеристики)
(Mercer)
(Common Rail)
8 Допустимая нагрузка на мосты, кН:
а) на передний
37
б) на задний
53
9 Максимальная масса буксируемого
прицепа, кг
а) без тормозов
2100
б) с независимым тормозом
3500
в) с инерционным тормозом
3500
г) оборудованного тормозной систе-
мой (тормоза прицепа сблокированы с
18000
тормозами трактора)
10 Агротехнический просвет (на ши-
нах основной комплектации), мм, не
520
менее:
11 Размер колеи (на шинах основной
комплектации 360/70R24), мм:
а) по передним колесам для корот-
1415±20, 1515±20, 1585±20, 1685±20,
кой балки ПВМ
1735±20, 1835±20, 1900±20, 2000±20
б) по передним колесам для длин-
1535±20, 1635±20, 1705±20, 1805±20,
ной балки ПВМ
1855±20, 1955±20, 2020±20, 2120 ±20
в) по задним колесам
от 1500 до 1600 и от 1800 до 2100
12 Наименьший радиус окружности
поворота (с подтормаживанием), м
4,5
13 База трактора, мм
2440±20
14 Максимальная глубина преодоле-
ваемого брода, м:
0,85
15 Срок службы, лет
10
16 Габаритные размеры, мм:
а) длина с грузами и навесной сис-
4440±50
темой в транспортном положении
б) длина без грузов с навесной сис-
4060±50
темой в транспортном положении
в) ширина по концам полуосей зад-
них колес
1970±20
г) высота по кабине
2850±30
17 Шины (основная комплектация):
а) передние колеса
360/70R24
б) задние колеса
18.4R34
18 Электрооборудование по ГОСТ 3940:
а) номинальное напряжение питания
бортовой сети, В
12
б) номинальное напряжение пуска, В
12 или 24
12
12 или 24
13
Окончание таблицы 1.1.1
Значение параметра для трактора
Наименование параметра
923.3
923.4-10/911
923.4-10/91
(характеристики)
(Mercer)
(Common Rail)
19 Гидросистема:
а) объемная подача насоса при но-
минальной частоте вращения коленча-
того вала двигателя, л/мин, не менее
45
б) давление срабатывания предо-
хранительного клапана, МПа
20-2
в) условный объемный коэффици-
ент, не менеe
0,65
20 Рабочее оборудование:
а) задний вал отбора мощности:
1) номинальная частота вращения
хвостовика ВОМ при включенном
независимом приводе, мин-1:
- положение I (при частоте вращения
коленчатого вала двигателя 1632 мин-1)
540 (596 7))
- положение II (при частоте вращения
коленчатого вала двигателя 1673 мин-1)
1000 (1076 7))
2) номинальная частота вращения
3,36
хвостовика ВОМ при включенном
(на задних шинах стандартной ком-
синхронном приводе, об/м пути
плектации (18.4R34)
б) заднее навесное устройство:
1) грузоподъемность заднего на-
весного устройства на оси подвеса, кг,
4200
не менее
2) время подъема заднего навес-
ного устройства из крайнего нижнего в
крайнее верхнее положение с кон-
3
трольным грузом на оси подвеса, с, не
более
в) тягово-сцепное устройство:
В разделе 4 «Агрегатирование»
_____________________________________________________________________________________________________________
1) Параметры двигателей, не указанные в таблице 1.1.1, должны соответство-
вать документации 245 S3В - 0000100 РЭ.
2) Для справок.
3) Для базовой комплектации трактора с повышающим редуктором. Значения
параметров заказных комплектаций приведены в подразделе 2.14 «Переключе-
ние диапазонов и передач КП».
4) Уточняется в зависимости от комплектации.
5) С установленным балластом.
6) Без балласта.
7) При частоте коленчатого вала двигателя 1800 мин-1.
14
1.3 Состав трактора
Остов трактора - полурамный.
Ходовая система - передние и задние колеса ведущие, с пневматическими ши-
нами низкого давления. Управляемые колеса - передние. Возможно сдваивание задних
колес с помощью проставки.
На тракторах «БЕЛАРУС-923.3/923.4» установлен 4-х тактный поршневой четы-
рехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположе-
нием цилиндров, с непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением
от сжатия.
На тракторе «БЕЛАРУС-923.3» установлен двигатель Д-245.5S2, соответствую-
щий экологическим требованиям Stage 2.
На тракторе «БЕЛАРУС-923.4-10/911» (Mercer) установлен двигатель Д-245.5S3АМ,
соответствующий экологическим требованиям Stage 3А.
На тракторе
«БЕЛАРУС-923.4-10/91»
(Common Rail) установлен двигатель
Д-245.5S3А, соответствующий экологическим требованиям Stage 3А.
Система смазки двигателя комбинированная: часть деталей смазывается под
давлением, часть - разбрызгиванием. Система смазки состоит из масляного картера,
масляного насоса, жидкостно-масляного теплообменника, масляного фильтра с бумаж-
ным фильтрующим элементом.
Система пуска двигателя - электростартерная. Средство облегчения пуска двига-
теля в условиях низких температур окружающей среды - свечи накаливания.
Система питания воздухом состоит из турбокомпрессора, воздухоподводящего
тракта и системы охлаждения надувочного воздуха.
Турбокомпрессор выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и цен-
тробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.
В системе очистки воздуха установлен воздухоочиститель, производства фирмы
«Donaldson» сухого типа с применением двух бумажных фильтрующих элементов. Дан-
ный воздухоочиститель имеет две ступени очистки.
Система охлаждения надувочного воздуха радиаторного типа. Радиатор ОНВ
предназначен для охлаждения воздуха поступающего во впускной коллектор.
Система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждаю-
щей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение клино-
вым ремнем от шкива коленчатого вала. Для ускорения прогрева двигателя после пуска
и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и
температурах окружающего воздуха служит термостат.
На тракторе «БЕЛАРУС-923.3» система питания двигателя топливом состоит из
топливного насоса, форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого давле-
ния, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой очистки топлива.
На тракторе «БЕЛАРУС-923.4-10/911» (Mercer) система питания двигателя топли-
вом включает в себя топливный насос фирмы «Моторпал» (Чехия) с электронным мо-
дульным включателем клапана рециркуляции отработавших газов системы «MERCER».
Рециркуляция отработавших газов, управляемая системой «MERCER», обеспечивает
снижение температуры рабочего процесса и тем самым обеспечивает состав отрабо-
тавших газов, соответствующий требованиям экологического уровня Stage-3A.
На тракторе «БЕЛАРУС-923.4-10/91» (Common Rail) система питания двигателя
топливом состоит из:
- аккумуляторной системы топливоподачи Common RAIL, включающей топливный
насос высокого давления, форсунки, аккумулятор топлива под высоким давлением, дат-
чики состояния рабочей среды двигателя (давления и температуры топлива и воздуха),
электромагнитные исполнительные механизмы (регулятор расхода топлива, электро-
магнитные клапаны форсунок), электронный блок цепей контроля управления и связи,
топливопроводов низкого давления, топливопроводов высокого давления;
- фильтра тонкой очистки топлива;
- фильтра грубой очистки топлива.
- для достижения экологической ступени выбросов вредных веществ Stage 3A,
при организации смесеобразования в цилиндрах дизеля в структуру схемы подачи воз-
душного заряда включено устройства рециркуляции отработавших газов.
15
Муфта сцепления - фрикционная «сухая» однодисковая постоянно-замкнутого
типа. Накладки МС - металлокерамические. Привод управления сцеплением - гид-
равлический.
Коробка передач - синхронизированная с двухрычажным управлением, с по-
вышающим синхронизированным редуктором, 14F+4R.
По заказу возможно оборудование тракторов «БЕЛАРУС-923.3/923.4» транс-
миссиями со следующими комплектациями:
- синхронизированной коробкой передач с двухрычажным управлением и син-
хронизированным понижающим редуктором (КП 14F+4R);
- с синхронизированной коробкой передач с двухрычажным управлением, син-
хронизированным повышающим редуктором и реверс-редуктором (КП 14F+12R);
- синхронизированной коробкой передач с двухрычажным управлением, син-
хронизированным понижающим редуктором и реверс-редуктором (КП 14F+12R).
Взамен механического рычажного управления редуктором КП (как повышаю-
щего, так и понижающего) возможна установка электрогидравлического управления
редуктора КП.
Задний мост - главная передача, дифференциал с электрогидравлическим
управлением механизмом блокировки, конечные передачи.
Тормоза: рабочие - многодисковые, работающие в масляной ванне, установ-
лены на валах ведущих шестерен бортовых передач. По заказу могут быть установ-
лены рабочие тормоза сухого трения. Привод управления рабочими тормозами -
гидравлический. Стояночный тормоз - независимый, с автономным ручным управ-
лением. Возможна установка тормозов сухого трения. Привод управления тормоза-
ми прицепов - либо двухпроводный пневматический, либо комбинированный пнев-
матический, сблокированный с управлением рабочими тормозами трактора. По зака-
зу трактор может быть не оборудован пневматическим приводом тормозов прицепа.
При отсутствии пневматического привода управления тормозами прицепов накачи-
вание шин производится через клапан пневмокомпрессоре.
Задний вал отбора мощности (ВОМ) - независимый, двухскоростной (540 и
1000 мин-1) и синхронный, направление вращения - по часовой стрелке со стороны
торца хвостовика. Хвостовики ВОМ - ВОМ 1 (6 шлиц, 540 мин-1), ВОМ 1с (8 шлиц,
540 мин-1), ВОМ 2 (21 шлиц, 1000 мин-1).
Рулевое управление - гидрообъемное. Насос питания - шестеренный, на-
правление вращения - левое. Насос-дозатор - героторный, с открытым центром, без
реакции на рулевом колесе. Тип механизма поворота
- один гидроцилиндр
(Ц63x200) двухстороннего действия и рулевая трапеция.
Передний ведущий мост - с главной передачей, самоблокирующимся диффе-
ренциалом, конечными передачами
(планетарно-цилиндрическими редукторами).
Привод переднего ведущего моста - раздаточная коробка с автоматическим вклю-
чением ПВМ, два карданных вала и промежуточная опора с предохранительной
муфтой. Управление приводом ПВМ - механическое.
Гидронавесная система - раздельно-агрегатная с гидроподъемником (обеспе-
чивающая возможность силового, позиционного, смешанного и высотного регулиро-
вания положения сельскохозяйственных орудий), с левыми и правыми боковыми вы-
водами и одной парой задних выводов.
Заднее навесное устройство - трехточечное НУ, категория 2 по ИСО 730 и
НУ-2 по 10677 с наружной блокировкой нижних тяг. Два цилиндра Ц80x220.
16
Тягово-сцепные устройства лифтового типа, устанавливаемые на тракторы
«БЕЛАРУС-923.3/923.4» предприятием-изготовителем трактора:
- вилка короткая ТСУ 2В - для агрегатирования с полуприцепами и полупри-
цепными устройствами;
- вилка длинная ТСУ 3В - для агрегатирования с прицепами и прицепными
устройствами;
- штырь ТСУ-2Р («Питон») - для агрегатирования с полуприцепами и полупри-
цепными машинами (по заказу);
- тяговый брус ТСУ-1М-01 - для агрегатирования с полуприцепными и прицеп-
ными сельхозмашинами машинами (по заказу);
- поперечина ТСУ-1 - для агрегатирования с прицепными и полуприцепными
машинами (по заказу);
- двойная поперечина ТСУ-1Ж-01 - для агрегатирования с прицепными и
полуприцепными машинами (при установленных телескопических нижних тягах по
заказу).
Тягово-сцепные устройства лифтового типа, закупку и установку которых на
тракторы «БЕЛАРУС-923.3/923.4» допускается выполнять потребителю самостоя-
тельно:
- вилки-автоматы KU2000/329NB33, KU5410/329-33
(производства фирмы
«Walterscheid») со сферическим пальцем - для агрегатирования с прицепами и по-
луприцепами, а также с сельскохозяйственными машинами на базе прицепов и по-
луприцепов;
- присоединительное устройство
«питон» CPit5329NNB33
(производства
фирмы «Walterscheid») - для агрегатирования с сельскохозяйственными машинами,
имеющих на дышле концевую часть с петлей.
По согласованию с МТЗ потребителю разрешается выполнять закупку и уста-
новку на трактор вилку-автомат и присоединительное устройство «питон» иных про-
изводителей, если параметры и присоединительные размеры перечисленных тяго-
во-сцепных устройств соответствуют параметрам и присоединительные размерам,
изложенным в соответственных таблицах 4.4.7, 4.4.8 и 4.4.9 подраздела 4.4 «Тягово-
сцепные устройства».
Кабина - одноместная с защитным жестким каркасом, термошумовиброизоли-
рованная, оборудованная подрессоренным регулируемым по весу и росту оператора
сиденьем, зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, электрическими
стеклоочистителями ветрового и заднего стекол, стеклоомывателем ветрового стек-
ла, плафоном освещения и местом для установки радиоприемника, с системой ото-
пления и вентиляции (по заказу - дополнительно с системой кондиционирования).
По заказу на трактор может устанавливаться дополнительное сиденье. Двери каби-
ны имеют замки, левая дверь с ключами. Правая дверь - аварийный выход. Кабина
соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009.
Электрооборудование по ГОСТ 3940. Номинальное напряжение питания бор-
товой сети 12В. Номинальное напряжение пуска 12 В или 24 В.
Приборы тракторов «БЕЛАРУС-923.3» и «БЕЛАРУС-923.4-10/911» (Mercer) -
комбинация приборов; индикатор комбинированный; контрольные лампы (накалива-
ния и светодиодного типа), расположенные на блоке контрольных ламп и панели
управления БД заднего моста и ВОМ.
Приборы трактора «БЕЛАРУС-923.4-10/91» (Common Rail) - комбинация при-
боров; индикатор комбинированный; информационный монитор; контрольные лампы
(накаливания и светодиодного типа), расположенные на блоке контрольных ламп,
панели управления БД заднего моста и ВОМ, панели системы управления двигате-
лем.
17
1.4 Уровень вибрации на рабочем месте оператора трактора «БЕЛАРУС-
923.3/923.4»
Уровень вибрации на сиденье оператора соответствует Директиве Совета
78/764/ЕЭС. Значения уровня вибрации приведены в утверждении типа ЕС на каж-
дый тип сиденья.
1.5 Уровень шума на рабочем месте оператора трактора «БЕЛАРУС-
923.3/923.4»
Уровень звука на рабочем месте оператора соответствует Директиве
2009/76/ЕС Приложение 2 и не превышает значение 86 дБ (А). Уровень звука внеш-
него шума соответствует Директиве 2009/63/ЕС и не превышает значение 89 дБ (А).
1.6 Маркировка трактора и составных частей трактора
Фирменная металлическая табличка закреплена на задней стенке кабины
справа, как показано на рисунке 1.6.1.
Кроме того, порядковый номер трактора нанесен ударным способом на пра-
вом лонжероне и продублирован на правой или левой пластине переднего балласта.
Рисунок 1.6.1 - Место расположения фирменной маркировочной таблички
трактора
Номера двигателя и его элементов приведены в руководстве по эксплуатации
двигателя.
18
Номера составных частей трактора приведены в таблице 1.6.1.
Таблица 1.6.1 - Номера составных частей трактора
Номер корпуса сцепления
Номер коробки передач
(слева по ходу трактора)
Серийный номер транс-
миссии и заднего моста
(справа по ходу трактора)
Номер ПВМ
(на рукаве балки)
Серийный номер кабины
расположен на задней
стенке кабины, под фир-
менной маркировочной
табличкой
19

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности