Коробка передач трактора Беларус 570 / 572 / 592.2

Коробка передач трактора Беларус 570 / 572 / 592.2

  1. Общие сведения

    Коробка передач (КП) является элементом трансмиссии трактора и служит для изменения передаточных чисел трансмиссии и обеспечения реверсирования движения трактора.

    Кроме того, конструкция КП обеспечивает привод переднего ведущего моста, синхронного заднего и бокового полунезависимого валов отбора мощности (ВОМ), а также обеспечивает возможность получения дополнительных скоростей на первой и второй передачах переднего и заднего хода при оборудовании трактора ходоумень-шителем (гидроходоуменьшителем).

    На трактора «БЕЛАРУС-570/572/592.2» возможна установка либо ходоумень-шителя (гидроходоуменьшителя), либо бокового полунезависимого ВОМ. И ходо-уменьшитель (гидроходоуменьшитель), и боковой полунезависимый вал отбора мощности крепятся к левой боковой плоскости КП вместо крышки. В подразделе 3.3

    «Коробка передач» приведено техническое описание КП с приводом ходоуменьши-теля. Привод бокового полунезависимого ВОМ представлен в подразделе 3.6 «Бо-ковой полунезависимый вал отбора мощности».

    На тракторах «БЕЛАРУС-570/572» с базовой комплектацией установлена ме-ханическая ступенчатая двухдиапазонная КП, с одним, расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с механическим по-нижающим редуктором (КП 18F+4R). По заказу возможно оборудование тракторов

    «БЕЛАРУС-570/572» трансмиссиями со следующими комплектациями:

    • с механической КП с синхронизированным понижающим редуктором (КП 18F+4R);

    • с механической КП с реверс-редуктором (КП 9F+9R).

      На тракторах «БЕЛАРУС-592.2» с базовой комплектацией установлена син-хронизированная ступенчатая двухдиапазонная КП, с одним, расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с синхронизи-рованным понижающим редуктором (КП 14F+4R). По заказу возможно оборудование тракторов «БЕЛАРУС-592.2» трансмиссиями со следующими комплектациями:

      а) с однорычажным управлением КП:

    • с синхронизированной КП с реверс-редуктором (КП 7F+6R);

    • с механической КП с синхронизированным понижающим редуктором (КП 18F+4R);

    • с механической КП с механическим понижающим редуктором (КП 18F+4R);

    • с механической КП с реверс-редуктором (КП 9F+9R).

      б) с двухрычажным управлением КП:

    • с синхронизированной КП с синхронизированным понижающим редуктором

      (КП 14F+4R)

    • с синхронизированной КП с реверс-редуктором (КП 7F+6R)

    КПпредставляет собой сложный агрегат, состоящий из механизмов двух групп. В первую группу – узел механических передач – входят механические зубчатые пе-редачи, которые служат для передачи и трансформации силового потока. Вторая группа – управление КП – включает в себя рычажные механизмы, конструкция кото-рых обеспечивает оператору качественное управление КП (выбор требуемой пере-дачи в КП, ее надежное включение и исключение самовыключения).

  2. Механическая КП

    1. Узел механических передач механической КП

      Узел механических передач КП состоит из расположенных в корпусе КП 29 (рисунок 3.3.1) соосных между собой первичного 34а и вторичного 6 валов, а также

      параллельных им промежуточного вала 32 и вала 1-ой передачи и заднего хода 27 (рисунок 3.3.2).

      Первичный вал 34а (рисунок 3.3.1) установлен на двух шарикоподшипниках. Один из подшипников размещен в стакане 36а, который установлен в расточке пе-редней стенки корпуса КП 29 и крепится к ней при помощи болтов. Второй – в рас-точке вторичного вала 6. На шлицах передней консоли первичного вала установлена неподвижно ведомая шестерня понижающего редуктора 35а. В пролете между опо-рами первичного вала установлены двухвенцовая ведущая шестерня 4-ой и 5-ой пе-редач 1 и ведущая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5, которые имеют возможность скользить вдоль оси вала по его шлицам.

      Конструкция передней части первичного вала КП тракторов 9F/9R, оборудо-ванных реверс-редуктором, представлена на рисунке 3.3.2. Она имеет следующие отличия по сравнению рассмотренной выше КП 9F/2R с механическим повышающим редуктором (рисунок 3.3.1).

      Ведомая шестерня реверс-редуктора 35б (рисунок 3.3.1) установлена на глад-кой шейке передней консоли первичного вала КП 34б и имеет возможность свободно вращаться на роликоподшипнике. Шестерня 34б находится в постоянном зацепле-нии с большим венцом промежуточной шестерни редуктора 31.

      Перед ведомой шестерней реверс-редуктора 35б установлен синхронизатор 38, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с первичным валом КП 34б через неподвижно установленную на нем шлицевую втулку 37. Для управления синхронизатором служит вилка 39, в паз которой входит диск ступицы синхронизато-ра 38.

      Вилка 39 с валиком имеет возможность осевого перемещения в отверстии стакана 36б первичного вала. На валике 39 имеются две поперечные лунки, в кото-рые входит подпружиненный шарик фиксатора 40. Лунки обеспечиваю валику 39 и связанной с ней вилке два фиксированных положения.

      Опорами вторичного вала 6 являются два конических роликоподшипника, один из которых расположен в расточке корпуса КП 29, а второй – в стакане 16, ко-торый установлен в расточке задней стенки корпуса КП 29 и крепится к ней при по-мощи болтов. Конструктивно вторичный вал выполнен за одно целое с ведомой шес-терней I-ой ступени диапазонного редуктора. Зубчатый венец шестерни расположен консольно в передней части вторичного вала 6. В пролете между опорами вторично-го вала неподвижно на шлицах установлена ведомая шестерня II-ой ступени диапа-зонного редуктора 18, которая одновременно является и ведущей шестерней син-хронного привода заднего ВОМ. На задней консоли вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведущая шестерня 17 главной передачи заднего моста (малая коническая шестерня).

      В передней части полого промежуточного вала 32 на его шлицах неподвижно установлены двухвенцовая ведомая шестерня 5-ой и 8-ой передач и передач задне-го хода 28 , ведомая шестерня 4-ой и 7-ой передач 27 и ведомая шестерня 3-ей и 6-ой передач 26, на ступице которой свободно вращается на игольчатом роликопод-шипнике двухвенцовая промежуточная шестерня 25. Шестерня 25 находится в по-стоянном зацеплении с шестерней 25 (рисунок 3.3.2), обеспечивая возможность включения через шестерню 26 пониженных передач и передач заднего хода, а также привод ГХУ. В задней части промежуточного вала 32 (рисунок 3.3.1) на его шлицах установлена скользящая шестерня 23 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонно-го редуктора.

      Передняя опора промежуточного вала 32 – шарикоподшипник, расположенный в стакане 33 передней стенки корпуса КП 29. Задней опорой промежуточного вала является бронзовая втулка, установленная в расточке ведущей шестерни 23 II-ой ступени диапазонного редуктора.

      Ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 23 свободно враща-ется на двух роликоподшипниках, расположенных в стакане 22, установленном в расточке задней стенки корпуса КП 29 и крепящемся к ней болтами. Шестерня 23 имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, а также кулачки, расположенные на ее заднем торце, служащие для привод синхронного заднего ВОМ. В расточке шес-терни 23 штифтом закреплено гнездо 20 с бронзовой втулкой, которая является опо-рой внутреннего вала 19. Снаружи на шестерне 23 закреплена крыльчатка 21, кото-рая путем интенсивного разбрызгивания улучшает смазку шестерен главной пере-дачи и дифференциала заднего моста трактора.

      Опоры вала 1-ой передачи и заднего хода 27 (рисунок 3.3.2) – два шарикоподшип-ника, расположенных в расточках корпуса КП. В передней части вала 27 на шлицах уста-новлена скользящая шестерня 26 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода. Перемещение скользящей шестерни 26 назад до зацепления с шестерней 27 (ри-сунок 3.3.1) позволяет получать пониженные передачи переднего хода, а перемещение вперед – передачи заднего хода. В последнем случае шестерня 26 (рисунок 3.3.2) входит в зацепление с промежуточной шестерней заднего хода 15, которая установлена на оси 14 и свободно вращается на ней на игольчатом роликоподшипнике.

      Шестерня 15 находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым вен-цом двухвенцовой шестерни 28 (рисунок 3.3.1).

      Если трактор оборудован реверс-редуктором (рисунок 3.3.5), то в КП промежу-точная шестерня заднего хода 15 (рисунок 3.3.2) отсутствует, а задний ход трактора реализуется путем включения реверс-редуктора (см. раздел 2).

      В задней части вала 27 на его гладкой шейке на бронзовой втулке установле-на ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода 25, которая находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 25 (рисунок 3.3.1) промежуточного вала 32. Если трактор не использует ГХУ (или не оборудован ГХУ), то через шестерню 25 (рисунок 3.3.2) посредством шестерни 24 обеспечивается при-вод вала 27. При этом шестерня 24 соединена с внутренним шлицевым венцом шес-терни 25 и с наружным шлицевым венцом вала 27, как изображено на рисунке 3.3.2. У трактора, оборудованного ГХУ, пружинное кольцо 23 сдвинуто до упора назад, и при работе с включенным ГХУ вращение передается от шестерни 25 (рисунок 3.3.1) на шестерню 25 (рисунок 3.3.2), которая при этом вращается на валу 27, а шестерня 24 рычагом ГХУ выведена из зацепления с шестерней 25. При этом силовой поток после трансформации в ГХУ, передается на вал 27 через его шлицевое соединение с шестерней 24.

      С правой стороны КП в расточках корпуса КП установлена ось 28, на которой на двух конических роликоподшипниках свободно вращается шестерня привода ПВМ 29. Отбор силового потока на ПВМ осуществляется от ведомой шестерни I-ой ступени диапазонного редуктора 6 (рисунок 3.3.1), с которой шестерня 29 (рисунок 3.3.2) находится в постоянном зацеплении.

      На передней стенке корпуса КП 29 (рисунок 3.3.1), соосно промежуточному валу 32, установлено гнездо 30, внутри которого размещен передний подшипник внутреннего вала 19, а снаружи – шарикоподшипники промежуточной двухвенцовой шестерни редуктора 31.

      Справа и слева на корпусе КП имеются окна (рисунок 3.3.2). Левое окно закры-то крышкой 18, в которой имеется масломерный щуп 19 для контроля уровня масла. Если трактор оборудован ГХУ либо полунезависимым боковым ВОМ, то крышка 18 демонтирована, а окно закрыто корпусом ГХУ либо полунезависимого бокового ВОМ. Контроль уровня масла в этом случае обеспечивается контрольной пробкой 16.

      Правое окно закрыто корпусом раздаточной коробкой привода ПВМ.

      Для слива масла при его замене, в нижней части корпуса КП предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 17.

      image image

      -

      96

      1 – ведущая шестерня 4-ой и 5-ой передач; 2 – вилка 4-ой и 5-ой передач; 3 – корпус вилок; 4 – вилка 3-ей и 6-ой передач; 5 – ведущая шестерня 3-ей и 6-ой пе-редач; 6 – вторичный вал с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора; 7 – регулировочные прокладки; 8 – рычаг управления КП; 9 –вилка редук-тора; 10 – заливная пробка; 11 – валик; 12 – регулировочные прокладки; 13 – датчик блокировки запуска дизеля; 14 – ограничительная пластина; 15 – крышка управления КП; 16 – стакан; 17 – ведущая шестерня главной передачи заднего моста; 18 – ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора; 19 – внут-ренний вал; 20 – гнездо с бронзовой втулкой; 21 – крыльчатка; 22 – стакан; 23 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 24 – ведущая шестер-ня I-ой ступени диапазонного редуктора; 25 – промежуточная шестерня; 26 – ведомая шестерня 3-ей и 6-ой передач; 27 – ведомая шестерня 4-ой и 7-ой пере-дач; 28 – ведомая шестерня 5-ой и 8-ой передач и передач заднего хода; 29 – корпус КП; 30 – гнездо; 31 – промежуточная шестерня; 32 – промежуточный вал; 33 – стакан; 34а и 34б – первичный вал; 35а – ведомая шестерня понижающего редуктора; 35б – ведомая шестерня реверс-редуктора; 36а и 36б – стакан; 37 – втулка; 38 – синхронизатор; 39 – валик с вилкой; 40 – шарик фиксатора.

      Рисунок 3.3.1 – Механическая КП

      image

      97

      1 – корпус вилок; 2 – вал; 3 – шарик; 4 – рычаг передач; 5 – труба; 6 – стопор; 7 – опора; 8 – поводок; 9 – рычаг управления КП; 10 – шарики фиксаторов; 11 – замковые планки; 12 – вилка 4-ой и 5-ой передач; 13 – поводок диапазонного редуктора; 14 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 15 – промежуточная шестерня заднего хода; 16 – контрольная пробка; 17 – сливная пробка; 18 – крышка; 19 – масломерный щуп; 20 – вилка 1-ой передачи и заднего хода; 21 -вилка 3-ей и 6-ой передач; 22 – крышка; 23 – кольцо пружинное;24 – шестерня; 25 – ведо-мая шестерня пониженных передач и заднего хода; 26 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода; 27 – вал 1-ой передачи и заднего хода; 28 – ось шестерни привода ПВМ; 29 – шестерня привода ПВМ

      Рисунок 3.3.2 – Механическая КП

    2. Управление механической КП

      Управление КП состоит из корпуса вилок 3 (рисунок 3.3.1) и крышки управле-ния КП 15, которые устанавливаются на верхнюю плоскость корпуса КП 29 и крепят-ся к ней болтами.

      Корпус вилок 3 состоит из вилки 1-ой передачи и заднего хода 20 (рисунок 3.3.2), вилки 3-ей и 6-ой передач 21, вилки 4-ой и 5-ой передач 12 и поводка диапа-зонного редуктора 13, полозки которых установлены в пазу корпуса 1 и имеют воз-можность перемещения вдоль паза. На верхних плоскостях полозков имеются попе-речные лунки, в которые входят подпружиненные шарики фиксаторов 10, обеспечи-вающие фиксацию полозков вилок и полозка редуктора в заданных положениях, а также препятствуют самовыключению передач под нагрузкой.

      Переключение передач осуществляется вилками 12, 20 и 21, зевы которых входят в кольцевые канавки соответствующих шестерен. Переключение ступеней диапазонного редуктора осуществляется поводком 13, который связан с валиком 11 (рисунок 3.3.1), на котором закреплена вилка 9. Вилка 9 управляет ведущей шестер-ней I-ой ступени диапазонного редуктора 24.

      Полозки вилок снабжены пазами, а поводок диапазонного редуктора – “карма-ном”, в которые входит рычаг передач 4 (рисунок 3.3.2), установленный на валу 2 крышки 22 управления КП. Так как переключению передач предшествует выбор со-ответствующего диапазона редуктора, то форма “кармана” выполнена такой, что обеспечивает беспрепятственный выход из него рычага передач 4 в пазы полозков вилок для последующего выбора передачи.

      Полозки вилок и диапазонного редуктора разделены друг с другом тремя зам-ковыми планками 11. Планки 11 установлены в корпусе 1 неподвижно и исключают одновременное перемещение рычагом передач 4 нескольких полозков. При включе-нии передачи замковые планки 11 “запирают” рычага передач 4 в пазу полозка вил-ки включенной передачи.

      Крышка управления КП 15 (рисунок 3.3.1) состоит из крышки 22 (рисунок 3.3.2), в расточке трубы 5 которой установлена консольно опора 7. Опора 7 имеет возмож-ность качаться в продольной плоскости, а ее осевое перемещение блокировано сто-пором 6, который входит в прорезь трубы опоры. Внутри опоры 7 расположен вал 2, на котором при помощи шпонки и клемового зажима крепится рычаг передач 4. Опо-ра 7 и вал 2 соединены между собой при помощи шлиц, которые позволяют валу 2 с рычагом передач 4 качаться в продольной плоскости за одно с опорой 7. При своем качании рычага передач 4 непосредственно воздействует на полозки в корпусе ви-лок 1, вызывая их перемещение и, соответственно, включение или выключение вы-бранной передачи или диапазона в КП. Вал 2 имеет возможность осевого переме-щения по шлицам трубы опоры 7, что необходимо для выбора требуемого полозка в корпусе вилок 1.

      Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага передач 8 (рисунок 3.3.1), а также для четкого направления его движения, служит ограничительная пла-стина 14, крепящаяся к крышке 15 при помощи болтов.

      Управление КП осуществляется оператором с рабочего места путем воздей-ствия на рычаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2). При этом качание рычага управления КП 9 в поперечной плоскости через поводок 8 вызывает осевое перемещение вала 2 и выбор требуемого полозка в корпусе вилок 1 (выбор передачи или диапазона). Ка-чательное движение рычага управления КП 9 в продольной плоскости выполняется за одно с опорой 7, и вызывает включение передачи или диапазона КП.

      Конструкция крышки управления КП 15 (рисунок 3.3.1) обеспечивает четкий выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач 8 в каждый из полозков корпуса вилок 3. Для этого на валу передач 2 (рисунок 3.3.2) имеется лыска, в которой находится подпружиненный шарик 3.

      В нейтральном положении рычага управления КП 9 крайние положения его свободного качания в поперечной плоскости определяются упором кромок лыски ва-ла 2 в подпружиненный шарик 3. Эти два положения рычага управления КП 9 соот-ветствуют: вправо от себя – положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 3-ей и 6-ой передач 21, влево к себе – положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 4-ой и 5-ой передач 12 (это, соответственно, два средних положения рычага управ-ления КП 9).

      Для перемещения рычага передач 4 в положение “кармана” поводка диапа-зонного редуктора 13, оператору необходимо перевести рычаг управления КП 9 из нейтрального положения в крайнее правое от себя положение, а для перевода ры-чага передач 4 в положение полозка вилки 1-ой передачи и заднего хода 20 – из нейтрального положения в крайнее левое к себе положение. В обоих случаях опе-ратору потребуется приложить боковое усилие для сжатия пружины шарика 3. Пре-одолев усилие сжатой пружины, шарик 3 подымится вверх, и вал 2 с рычагом пере-дач 4 переместится до упора в соответствующую кромку ограничительной пластины 14 (рисунок 3.3.1), оказавшись при этом в положении соответствующего полозка.

      Крышка управления КП 15 оборудована датчиком 13, обеспечивающим блоки-ровку запуска дизеля при включенной передаче в КП.

      ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 13 (РИСУНОК 3.3.1) ПРОВО-ДИТЬ УСТАНОВКОЙ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПРО-КЛАДОК 12. ЕСЛИ РЕГУЛИРОВКА НЕ ДОСТИГАЕТСЯ НАБОРОМ ПРОКЛАДОК, ТО НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ!

    3. Работа механической КП

      Конструкцией КП 9F/2R предусмотрены 4-е передачи переднего хода и одна передача заднего хода, включение каждой из которых возможно на обеих ступенях диапазонного редуктора, и одна прямая передача переднего хода, при включении которой первичный 34а (рисунок 3.3.1) и вторичный 6 валы жестко соединяются ве-дущей шестерней 3-ей и 6-ой передач 5, выполняющей при этом роль зубчатой муфты. На прямой передаче шестерни КП не принимают участия в трансформации силового потока.

      Если трактор оборудован реверс-редуктором (рисунок 3.3.5) (исполнения КП 9R/9F), то в КП передача заднего хода отсутствует. Задний ход трактора реализует-ся путем включения реверс-редуктора.

      Включение передач и диапазонов КП осуществляется одним рычагом управ-ления КП 9 (рисунок 3.3.2) согласно схеме. Выбору передачи в КП предшествует вы-бор требуемого диапазона редуктора.

      Переключение передач и диапазонов выполняется только при остановленном тракторе.

      Для выбора и включения диапазона редуктора оператор перемещает рычаг переключения передач 9 из нейтрального положения в положение диапазонного ре-дуктора. Далее, для включения I-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг управления КП 9 назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок редукто-ра 13, перемещает его и связанный с ним валик 11 (рисунок 3.3.1) с вилкой 9 вперед. Управляемая вилкой 9 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 32 и входит в зацепление с ведомой шестерней 6 I-ой ступени диапазонного редуктора.

      Для включения II-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг управле-ния КП 9 (рисунок 3.3.2) в положении диапазонного редуктора вперед. При этом ры-чаг 4, воздействуя на поводок редуктора 13, перемещает его и связанный с ним ва-лик 11 (рисунок 3.3.1) с вилкой 9 назад. Управляемая вилкой 9 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 32 и вхо-дит в зацепление с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни II-ой ступени

      диапазонного редуктора 23, соединяя ее с промежуточным валом 32. Шестерня 23 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней II-ой ступени диапазонно-го редуктора 18.

      На II-ой ступени диапазонного редуктора вращение от промежуточного вала

      32 на вторичный вал 6 передается с замедлением меньшим, чем на I-ой ступени.

      В диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение ведущей шестерни I-ой ступени редуктора 24, в связи с этим в диапазонном редукторе всегда включена или I-ая или II-ая ступень.

      Для включения 1-ой или 2-ой передачи переднего или заднего хода оператор перемещает рычаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в крайнее правое положение – положение пониженных передач и передач заднего хода. Далее, для включения 1-ой или 2-ой передачи переднего хода оператор перемещает рычаг управления КП 9 вперед. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 20 назад. Управляемая вилкой 20 сколь-зящая шестерня 1-ой передачи и заднего хода 26 входит в зацепление с ведомой шестерней 4-ой и 7-ой передач 27 (рисунок 3.3.1), и силовой поток в КП передается на промежуточный вал 32 КП через шестерни 5, 25, 25 (рисунок 3.3.2), 26 и 27 (рису-

      нок 3.3.1).

      Для включения 1-ой или 2-ой передачи заднего хода оператор перемещает рычаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в положении пониженных передач и передач заднего хода назад. При этом рычаг передач 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на поло-зок вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 20 вперед. Управляемая вилкой 20 скользящая шестерня 1-ой передачи и заднего хода 26 вхо-дит в зацепление с промежуточной шестерней заднего хода 15, находящейся в по-стоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 5-ой и 8-ой передач 28 (рисунок 3.3.1). На заднем ходу силовой поток в КП передается на промежуточный вал 32 КП через шестерни 5, 25, 25 (рисунок 3.3.2), 26, 15 и 28 (рису-

      нок 3.3.1).

      Для включения 3-ей и 6-ой или 9-ой передач оператор перемещает рычаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в положение этих передач. Далее, для включения 3-ей (6-ой) передачи оператор перемещает рычаг управления КП 9 в положении ука-занных передач назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 3-ей и 6-ой передач, перемещает вилку 21 вперед. Управляемая вилкой 21 скользя-щая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5 (рисунок 3.3.1) входит в зацепление с ведомой шестерней 3-ей и 6-ой передач 26. Посредством образовавшегося зацепления сило-вой поток передается на промежуточный вал 32 КП.

      Для включения 9-ой (прямой) передачи оператор перемещает рычаг управле-ния КП 9 (рисунок 3.3.2) из положения 3-ей (6-ой) и 9-ой передач вперед. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 3-ей и 6-ой передач, перемещает вилку 21 назад. Управляемая вилкой 21 скользящая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5 (рисунок 3.3.1) входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом вторичного вала 6, жестко соединяя первичный 34а и вторичный 6 валы. На 9-ой (прямой) передаче силовой поток проходит КП не трансформируясь.

      Включение 9-ой (прямой) передачи следует выполнять при включенной II-ой ступени диапазонного редуктора. Это позволит избежать повышенного уровня шума в КП, так как на II-ой ступени редуктора частота холостого вращения промежуточного вала 32 ниже, чем на I-ой ступени.

      Для включения 4-ой (7-ой) или 5-ой (8-ой) передач оператор перемещает ры-чаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в положение этих передач. Далее, для включения 4-ой или 7-ой передачи оператор перемещает рычаг управления КП 9 в положении указанных передач вперед. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 4-ой и 5-ой передач, перемещает вилку 12 и управляемый ею блок ведущих шесте-рен 4-ой и 5-ой передач 1 (рисунок 3.3.1) назад. Меньший зубчатый венец блока 1 входит в зацепление с ведомой шестерней 4-ой и 7-ой передач 27. Посредством об-разовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 34а передается на промежуточный вал 32 КП.

      Для включения 5-ой или 8-ой передачи оператор перемещает рычаг управле-ния КП 9 (рисунок 3.3.2) в положении указанных передач назад. При этом рычаг пе-редач 4, воздействуя на полозок вилки 4-ой и 5-ой передач, перемещает вилку 12 и управляемый ею блок ведущих шестерен 4-ой и 5-ой передач 1 (рисунок 3.3.1) впе-ред. Больший зубчатый венец блока 1 входит в зацепление с ведомой шестерней 5-ой и 8-ой передач 28. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 34а передается на промежуточный вал 32 КП.

      Расчетные скорости движения тракторов «БЕЛАРУС-570/572/592.2» на всех передачах КП приведены в п 2.13 «Переключение передач».

  3. Синхронизированная КП

    1. Узел механических передач синхронизированной КП

      Узел механических передач синхронизированной КП состоит из расположен-ных в корпусе КП 25 (рисунок 3.3.3) соосных между собой первичного 40 и вторично-го 15 валов, а также параллельных им промежуточного вала 22 и вала 1-ой передачи и заднего хода 31.

      Первичный вал 40 установлен на двух подшипниках. Один из подшипников – шарикоподшипник – размещен в стакане 45, который установлен в расточке перед-ней стенки корпуса КП 25 и крепится к ней при помощи болтов. Второй – роликопод-шипник – размещен в расточке вторичного вала 15.

      На передней консоли первичного вала 40 установлены ведомая шестерня по-нижающего редуктора 43, имеющая возможность свободно вращаться на ролико-подшипнике. Перед ведомой шестерней редуктора 43 установлен синхронизатор ступеней редуктора 42, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с пер-вичным валом КП 40 через неподвижно установленную на нем шлицевую втулку 41. Для управления синхронизатором служит вилка 44, в паз которой входит диск ступи-цы синхронизатора 42. Вилка редуктора 44 установлена в стакане первичного вала 45 и имеет два фиксированных положения, в которых удерживается подпружинен-ным шариком фиксатора 1.

      Ведомая шестерня понижающего редуктора 43 находится в постоянном заце-пление с двухвенцовой промежуточной шестерней редуктора 39, установленной на стакане 38 на двух шарикоподшипниках.

      В пролете между опорами первичного вала 40 установлены ведущие шестер-ни второй 4 и третьей 2 передач, имеющие возможность свободно вращаться на ро-ликоподшипниках, и неподвижная ведущая шестерня пониженных передач (1-ой пе-редачи и передачи заднего хода) 8, жестко связанная с первичным валом 40 посред-ством внутреннего шлицевого венца.

      На наружном шлицевом венце ведущей шестерни пониженных передач 8установлен синхронизатор 4-ой (прямой) передачи 9. На шлицевом венце первич-ного вала 40 между ведущими шестернями второй 4 и третьей 2 передач установлен синхронизатор 2-ой и 3-ей передач 3. Для управления синхронизаторами служат вилки – вилка 2-ой и 3-ей передач 62 и вилка 4-ой (прямой) передачи 55, в пазы ко-торых входят диски ступиц синхронизаторов 2-ой и 3-ей передач 3 и 4-ой (прямой) передачи 9, соответственно.

      Опорами вторичного вала 15 являются два конических роликоподшипника, один из которых расположен в расточке внутренней стенки корпуса КП 25, а второй – в стакане 13, который установлен в расточке задней стенки корпуса КП 25 и крепится к ней при помощи болтов. Конструктивно вторичный вал выполнен за одно целое с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора. Зубчатый венец шестерни расположен консольно в передней части вторичного вала 15. В пролете между опо-рами вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 12, которая одновременно является и ведущей шестерней синхронного привода заднего ВОМ. На задней консоли вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведущая шестерня 14 главной передачи задне-го моста (малая коническая шестерня).

      image

      Рисунок 3.3.3 (лист 1 из 2) – Синхронизированная КП с правым однорычажным управлением

      image

      Рисунок 3.3.3 (лист 2 из 2) -Синхронизированная КП с правым однорычажным управлением

      К рисунку 3.3.3 – Синхронизированная КП с правым однорычажным управлением

      1 –шарик фиксатора; 2 – ведущая шестерня 3-ей передачи; 3 – синхронизатор 2-ой и 3-ей передач; 4 – ведущая шестерня 2-ой передачи; 5 – корпус вилок; 6 – ры-чаг передач; 7 – выключатель блокировки запуска дизеля; 8 – ведущая шестерня по-ниженных передач (1-ой передачи и передачи заднего хода); 9 –синхронизатор 4-ой (прямой) передачи; 10 –ограничительная пластина; 11 –крышка управления КП; 12 – ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора (ведущая шестерня синхронного привода заднего ВОМ); 13 –стакан вторичного вала; 14 – ведущая шес-терня главной передачи заднего моста (малая коническая шестерня); 15 – вторич-ный валс ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора;16 –стакан; 17 – крыльчатка; 18 –гнездос бронзовой втулкой; 19 –внутренний вал привода задне-го ВОМ; 20 –валик; 21 – вилка; 22 –промежуточный вал; 23 – ведущая шестерняII-ой ступени диапазонного редуктора; 24 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 25 – корпус КП; 26 –пружинное кольцо; 27 –шестерня; 28 –ведомая шес-терня пониженных передач и заднего хода; 29 – промежуточная шестерня; 30 –шестерня пониженных передач и передач заднего хода; 31 – вал 1-ой передачи и заднего хода; 32 – промежуточная шестерня заднего хода; 33 – ось; 34 –втулка; 35 – ведомая шестерня 2-ой передачи; 36 – ведомая шестерня 3-ей передачи и пе-редачи заднего хода; 37 –стакан; 38 – гнездо переднее; 39 –промежуточная шестер-ня редуктора (ускорителя, реверс-редуктора); 40– первичный вал; 41 – шлицевая втулка; 42 – синхронизатор ступеней понижающего редуктора (ускорителя, реверс-редуктора); 43 – ведомая шестерня понижающего редуктора (ускорителя, реверс-редуктора); 44 –вилка редуктора(ускорителя, реверс-редуктора); 45 – стаканпервич-ного вала; 46 –шарик; 47 –крышка; 48 и 49 – замковая планка; 50 –труба; 51 – рычаг управления КП; 52 – стопор; 53 –опора; 54 – поводок; 55 – вилка 4-ой (прямой) пере-дачи;56 – поводок диапазонного редуктора; 57 –контрольная пробка; 58 – пробка; 59 – крышка; 60 – масломерный щуп; 61 – вилка 1-ой передачи и заднего хода; 62 –вилка 2-ой и 3-ей передач; 63 –корпус; 64 –шарик фиксатора; 65 –вал; 66 –ось;

      67 –шестерня привода ПВМ; 68 –поводок; 69 –шарик блокировки; 70 – корпус; 71 –шарик блокировки.

      В передней части полого промежуточного вала 22 на его шлицах неподвижно установлены двухвенцовая ведомая шестерня 3-ей передачи и передачи заднего хода 36, ведомая шестерня 2-ой передачи 35 и втулка 34, на которой свободно вра-щается на игольчатом роликоподшипнике двухвенцовая промежуточная шестерня

      29. Шестерня 29 находится в постоянном зацеплении с шестерней 28, обеспечивая возможность включения через шестерню 30 пониженных передач и передач заднего хода, а также привод ходоуменьшителя либо полунезависимого бокового ВОМ. В задней части промежуточного вала 22 на его шлицах установлена скользящая шес-терня 24 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора.

      Передняя опора промежуточного вала 22 – шарикоподшипник – расположен-ный в стакане 37 передней стенки корпуса КП 25. Задней опорой промежуточного вала является бронзовая втулка, установленная в расточке ведущей шестерни 23 II-ой ступени диапазонного редуктора.

      Ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 23 свободно враща-ется на двух роликоподшипниках, расположенных в стакане 16, установленном в расточке задней стенки корпуса КП 25 и крепящемся к ней болтами. Шестерня 23 имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, а также кулачки, расположенные на ее заднем торце, служащие для привод синхронного заднего ВОМ. В расточке шес-терни 23 штифтом закреплено гнездо 18 с бронзовой втулкой, которая является опо-рой внутреннего вала 19. Снаружи на шестерне 23 закреплена крыльчатка 17, кото-рая путем интенсивного разбрызгивания улучшает смазку шестерен главной пере-дачи и дифференциала заднего моста трактора.

      Опоры вала 1-ой передачи и заднего хода 31 – два шарикоподшипника, рас-положенных в расточках корпуса КП 25. В передней части вала 31 на шлицах уста-новлена скользящая шестерня 30 – шестерня пониженных передач и передач задне-го хода. Перемещение скользящей шестерни 30 назад до зацепления с шестерней 35 позволяет получать пониженные передачи переднего хода, а перемещение впе-ред – передачи заднего хода. В последнем случае шестерня 30 входит в зацепле-ние с промежуточной шестерней заднего хода 32, которая установлена на оси 33 и свободно вращается на ней на игольчатом роликоподшипнике. Шестерня 32 нахо-дится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестер-ни 36.

      Если трактор оборудован реверс-редуктором, то в КП промежуточная шестер-ня заднего хода 32 отсутствует, а задний ход трактора реализуется путем включения реверс-редуктора.

      В задней части вала 31 на его гладкой шейке на бронзовой втулке установле-на ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода 28, которая находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 29 промежуточного вала 22. Если трактор не использует ходоуменьшитель (или не оборудован ходо-уменьшителем), то через шестерню 28 посредством шестерни 27 обеспечивается привод вала 31. При этом шестерня 27 соединена со шлицевым венцом шестерни 28 и со шлицевым венцом вала 31. У трактора, оборудованного ходоуменьшителем, пружинное кольцо 26 сдвинуто до упора назад, и при работе с включенным ходо-уменьшителем вращение передается от шестерни 29 на шестерню 28, которая при этом вращается на валу 31, а шестерня 27 рычагом ходоуменьшителя выведена из зацепления с шестерней 28. При этом силовой поток после трансформации в ходо-уменьшителе вал 31 через его шлицевое соединение с шестерней 27.

      С правой стороны КП в расточках корпуса КП установлена ось 66, на которой на двух конических роликоподшипниках свободно вращается шестерня привода ПВМ 67. Отбор силового потока на ПВМ осуществляется от ведомой шестерни I-ой ступени диапазонного редуктора 15, с которой шестерня 67 находится в постоянном зацеплении.

      На передней стенке корпуса КП 25, соосно промежуточному валу 22, установ-лено гнездо 38, внутри которого размещен передний подшипник внутреннего вала 19, а снаружи – шарикоподшипники промежуточной двухвенцовой шестерни редук-тора 39.

      Справа и слева на корпусе КП имеются окна. Левое окно закрыто крышкой 59, в которой имеется масломерный щуп 60 для контроля уровня масла в трансмиссии. Если трактор оборудован ходоуменьшителем, то крышка 59 демонтирована, а окно закрыто корпусом ходоуменьшителя. Контроль уровня масла в этом случае обеспе-чивается контрольной пробкой 57.

      Правое окно корпуса КП закрыто корпусом раздаточной коробки привода ПВМ.

      Для слива масла при его замене, в нижней части корпуса КП предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 58.

    2. Управление синхронизированной КП

      1. Правое однорычажное управление синхронизированной КП Управление КП состоит из корпуса вилок 5 (рисунок 3.3.3) и крышки управле-

ния КП 11, которые устанавливаются на верхнюю плоскость корпуса КП 25 и крепят-

ся к ней болтами.

Корпус вилок 5 состоит из вилки 1-ой передачи и заднего хода 61, вилки 2-ой и 3-ей передач 62, вилки 4-ой (прямой) передачи 55 и поводка диапазонного редуктора 56, полозки которых установлены в пазу корпуса 63 и имеют возможность переме-щения вдоль паза. На верхних плоскостях полозков имеются поперечные лунки, в которые входят подпружиненные шарики фиксаторов 64, обеспечивающие фикса-

цию полозков вилок и полозка редуктора в заданных положениях, а также препятст-вуют самовыключению передач под нагрузкой.

Переключение передач осуществляется вилками 55, 61 и 62. Зев вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода 61 входит в кольцевую канавку шестерни 30.

В пазы вилок 55 и 62 входят диски ступиц синхронизаторов 9 и 3, соответст-венно.

Переключение ступеней диапазонного редуктора осуществляется поводком 56, который связан с валиком 20, на котором закреплена вилка 21. Вилка 21 управ-ляет ведущей шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора 24.

Полозки вилок снабжены пазами, а поводок диапазонного редуктора – “карма-ном”, в которые входит рычаг передач 6, установленный на валу 65 крышки 11 управления КП. Так как переключению передач предшествует выбор соответствую-щего диапазона редуктора, то форма “кармана” выполнена такой, что обеспечивает беспрепятственный выход из него рычага передач 6 в пазы полозков вилок для по-следующего выбора передачи.

Полозки вилок и диапазонного редуктора разделены друг с другом тремя зам-ковыми планками – 48 и 49. Планки 48 и 49 установлены в корпусе 63 неподвижно и исключают одновременное перемещение рычагом передач 6 нескольких полозков. При включении передачи замковые планки 48 и 49 “запирают” рычага передач 6 в пазу полозка вилки включенной передачи.

Для снижения уровня шума и исключения повышенных оборотов холостого вращения шестерен КП на 4-ой (прямой) передаче в корпусе вилок предусмотрена блокировка включения 4-ой (прямой) передачи на I-ой (пониженной) ступени редук-тора. С этой целью в замковой планке 49, разделяющей полозки поводка диапазон-ного редуктора 56 и вилки 4-ой (прямой) передачи 55, имеется отверстие, в котором расположен блокировочный шарик 71. На полозках поводков диапазонного редукто-ра 56 и вилки 4-ой (прямой) передачи 55 выполнены профильные лунки, в простран-стве между которыми находится блокировочный шарик 71. Размеры лунок, а также взаимное расположение лунок на полозках блокировочного шарика 71, исключает включение 4-ой (прямой) передачи наI (пониженной) ступени диапазонного редукто-ра и, соответственно, позволяет выполнить включение 4-ой (прямой) передачи КП только на II-ой (повышенной) ступени диапазонного редуктора.

В синхронизированных КП, оборудованных реверс-редуктором, по соображе-ниям безопасности предусмотрена блокировка 4-ой (прямой) передачи на заднем ходу трактора.

Для этого в корпусе вилок 5 имеется корпус 70, в отверстии которого установлен по-водок 68, связанный с валиком вилки управления реверс-редуктором 44. На полозке вилки 4-ой (прямой) передачи 55 и на поводке 68 имеются профильные лунки, в ко-торых располагается блокировочный шарик 69. Размеры лунок, а также взаимное расположение лунок и блокировочного шарика 69, исключает одновременное вклю-чение 4-ой (прямой) передачи и заднего хода в реверс-редукторе. Соответственно, включение 4-ой (прямой) передачи КП возможно только на переднем ходу реверс-редуктора. При включенной 4-ой (прямой) передаче включение заднего хода в ре-верс-редукторе не возможно.

В синхронизированных КП с понижающим редуктором и ограничением макси-мальной скорости, предусмотрена блокировка 4-ой (прямой) передачи на повышен-ной (прямой) ступени редуктора. Конструкция и принцип действия механизма блоки-ровки 4-ой (прямой) передачи совершенно аналогичны конструкции и принципу дей-ствия описанной выше блокировки 4-ой (прямой) передачи трактора, оборудованно-го реверс-редуктором.

В корпусе вилок 5 имеется корпус 70, в отверстии которого установлен пово-док 68, связанный с валиком вилки управления понижающим редуктором 44. На по-лозке вилки 4-ой (прямой) передачи 55 и на поводке 68 имеются профильные лунки,

в которых располагается блокировочный шарик 69. Размеры лунок, а также взаим-ное расположение лунок и блокировочного шарика 69, исключает одновременное включение 4-ой (прямой) передачи и повышенной (прямой)ступени в понижающем редукторе. Соответственно, включение 4-ой (прямой) передачи КП возможно только на пониженной ступени редуктора. При включенной 4-ой (прямой) передаче включе-ние повышенной (прямой) ступени в понижающем редукторе не возможно.

Крышка управления КП 11 состоит из крышки 47, в расточке трубы 50 которой установлена консольно опора 53. Опора 53 имеет возможность качаться в продоль-ной плоскости, а ее осевое перемещение блокировано стопором 52, который входит в прорезь трубы опоры. Внутри опоры 53 расположен вал 65, на котором при помо-щи шпонки и клемового зажима крепится рычаг передач 6. Опора 53 и вал 65 соеди-нены между собой при помощи шлиц, которые позволяют валу 65 с рычагом передач 6 качаться в продольной плоскости заодно с опорой 53. При своем качании рычаг передач 6 непосредственно воздействует на полозки в корпусе вилок 5, вызывая их перемещение и, соответственно, включение или выключение выбранной передачи или диапазона в КП. Вал 65 имеет возможность осевого перемещения по шлицам трубы опоры 53, что необходимо для выбора требуемого полозка в корпусе вилок 5.

Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага передач 6, а также для четкого направления его движения, служит ограничительная пластина 10, крепящая-ся к крышке 47 при помощи болтов.

Управление КП осуществляется оператором с рабочего места путем воздей-ствия на рукоятку рычага управления КП 51. При этом качание рычага управления КП 51 в поперечной плоскости через поводок 54 вызывает осевое перемещение ва-ла 65 и выбор требуемого полозка в корпусе вилок 5 (выбор передачи или диапазо-на). Качательное движение рычага управления КП 51 в продольной плоскости вы-полняется заодно с опорой 53, и вызывает включение передачи или диапазона КП.

Конструкция крышки управления КП 11 обеспечивает четкий выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач (6) в каждый из полозков корпу-са вилок 5. Для этого на валу передач 65 имеется лыска, в которой находится под-пружиненный шарик 46.

В нейтральном положении рычага управления КП 51 крайние положения его свободного качания в поперечной плоскости определяются упором кромок лыски ва-ла 65 в подпружиненный шарик 46. Эти два положения рычага управления КП 51 со-ответствуют: вправо от себя – положению рычага передач 6 (рисунок 3.3.3) в пазу полозка вилки 4-ой (прямой) передачи 55, влево к себе – положению рычага передач 6 в пазу полозка вилки 2-ой и 3-ей передач 62 (это, соответственно, два средних по-ложения рычага управления КП 51 на рисунок 3.3.3).

Для перемещения рычага передач 6 в положение “кармана” поводка диапа-зонного редуктора 56, оператору необходимо перевести рычаг управления КП 51 из нейтрального положения в крайнее правое от себя положение, а для перевода ры-чага передач 6 в положение полозка вилки 1-ой передачи и заднего хода 61 – из нейтрального положения в крайнее левое к себе положение. В обоих случаях опе-ратору потребуется приложить боковое усилие для сжатия пружины шарика 46. Пре-одолев усилие сжатой пружины, шарик 46 подымится вверх, и вал 65 с рычагом пе-редач 6 переместится до упора в соответствующую кромку ограничительной пласти-ны 10, оказавшись при этом в положении соответствующего полозка.

Крышка управления КП 11 оборудована выключателем блокировки запуска дизеля 7, включенным в электрическую цепь стартерного запуска, и обеспечивающе-го блокировку запуска дизеля при включенной передаче в КП. Регулировка выключа-теля блокировки запуска 7 осуществляется путем установки под него требуемого количества регулировочных прокладок.

3.3.3.2.2 Двухрычажное управление синхронизированной КП

Двухрычажное управление КП состоит из крышки 6 (рисунок 3.3.4), проставки 10 и корпуса 11, соединенных между собой болтами. В корпусе 11 установлены две сфе-рические опоры 18 подпружиненных вилок 14 и 17 рычага переключения I-ой и II-ой ступеней редуктора 15 и рычага переключения передач 16, соответственно.

В расточке проставки 10 расположены трубчатый вал 9,на шлицевых концах которого жестко закреплены рычаг 12 и рычаг редуктора 21. Рычаг 12 шарнирно со-единен с подпружиненной вилкой 14 рычага переключения I-ой и II-ой ступеней ре-дуктора 15, а сферический наконечник рычага редуктора 21 постоянно находится в пазу полозка диапазонного редуктора 56 (рисунок 3.3.3) корпуса вилок 1 (рисунок 3.3.4). При этом качательное движение рычага переключения I-ой и II-ой ступеней редуктора 15 вперед-назад вызывает соответствующее перемещение поводка диа-пазонного редуктора 56 (рисунок 3.3.3).

Внутри трубчатого вала 9 (рисунок 3.3.4), соосно с ним, располагается под-пружиненный вал передач 8, который посредством вилки 13 шарнирно соединен с вилкой 17 рычага переключения передач 16. На валу 8 при помощи шпонки и клемо-вого зажима крепится рычаг передач 7. При своем качании рычаг передач 7 непо-средственно воздействует на полозки вилок 55 (рисунок 3.3.3), 61 и 62 в корпусе ви-лок 1 (рисунок 3.3.4), вызывая перемещение и, соответственно, включение или вы-ключение выбранной передачи в КП. Вал 8 имеет возможность осевого перемеще-ния внутри трубчатого вала 9, что необходимо для выбора требуемого полозка в корпусе вилок 1.

В нейтральном положении рычага переключения передач 17, соответствую-щем положению рычага передач 7 в поводке вилки 2-ой и 3-ей передач 62 (рисунок 3.3.3), вал 8 (рисунок 3.3.4) фиксируется пружиной 5. Для перемещения рычага 7 в положения поводков вилки 4-ой (прямой) передачи 55 (рисунок 3.3.3) или вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода 61 необходимо выполнить качательное движение рычага переключения передач 17 (рисунок 3.3.4) в поперечной плоскости до упора рычага передач 7 в соответствующую кромку ограничительной пластины 2, преодо-лев при этом усилие пружины 5. Ограничительная пластина 2 крепится к крышке 6 при помощи болтов и служит для исключения чрезмерных амплитуд качания рыча-гов 7 и 21, а также для четкого направления их движения.

Двухрычажное управление КП оборудовано выключателем блокировки запус-ка дизеля 20, включенным в электрическую цепь стартерного запуска, и обеспечи-вающего блокировку запуска дизеля при включенной передаче в КП. Выключатель 20 установлен в боковой крышке 19 корпуса 11, которая крепится к нему при помощи винтов. Регулировка выключателя блокировки запуска 20 осуществляется путем ус-тановки под него требуемого количества регулировочных прокладок.

image

Рисунок 3.3.4 – 2-х рычажное управление синхронизированной КП

1 – корпус вилок; 2 – ограничительная пластина; 3 – управление КП; 4 – корпус; 5 – пружина; 6 – крышка; 7 – рычаг передач; 8 – вал передач; 9 – трубчатый вал;10 – проставка; 11 – корпус; 12 – рычаг; 13 – вилка; 14 – вилка рычага переключения сту-пеней редуктора; 15 – рычаг переключения ступеней редуктора; 16 – рычаг переклю-чения передач; 17 – вилка рычага переключения передач;18 – сферическая опора; 19

  • крышка; 20 – выключатель блокировки запуска дизеля; 21 –рычаг редуктора.

          1. Работа синхронизированной КП

            Конструкцией синхронизированной КП 7F/2R с понижающим синхронизиро-ванным редуктором или ускорителем и без блокировки 4-ой (прямой) передачи пре-дусмотрены три передачи переднего хода и одна передача заднего хода, включение каждой из которых возможно на обеих ступенях диапазонного редуктора, и одна прямая (4-ая) передача переднего хода, при включении которой первичный 40 (ри-сунок 3.3.3) и вторичный 15 валы жестко соединяются кареткой синхронизатора 4-ой (прямой) передачи 9. На 4-ой (прямой) передаче шестерни КП не принимают участия в трансформации силового потока.

            Если трактор оборудован синхронизированной КП с синхронизированным ре-верс-редуктором (исполнение КП 7R/6F), то в КП передача заднего хода отсутствует. Задний ход трактора реализуется на каждой передаче КП путем включения реверс-редуктора.

            Если в КП предусмотрено ограничение максимальной скорости, то включение 4-ой (прямой) передачи возможно только на пониженной ступени синхронизирован-ного понижающего редуктора.

            1. Работа синхронизированной КП с правым однорычажным управлением В КП с правым однорычажным управлением включение передач и диапазонов

              КП осуществляется одним рычагом управления КП 51 (рисунок 3.3.3) согласно схеме (рисунок 2.13.3). Выбору передачи в КП предшествует выбор требуемого диапазона редуктора.

              Для выбора и включения диапазона редуктора оператор перемещает рычаг управления КП 51 (рисунок 3.3.3) из нейтрального положения в положение диапа-зонного редуктора. Далее, для включения I-ой ступени редуктора, оператор переме-щает рычаг управления КП 51 назад. При этом рычаг передач 6, воздействуя на по-водок редуктора 56, перемещает его и связанный с ним валик 20 с вилкой 21 вперед. Управляемая вилкой 21 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 22 и входит в зацепление с ведомой шестерней 15 I-ой ступени диапазонного редуктора.

              Для включения II-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг управле-ния КП 51 в положении диапазонного редуктора вперед. При этом рычаг 6, воздейст-вуя на поводок редуктора 56, перемещает его и связанный с ним валик 20 с вилкой 21 назад. Управляемая вилкой 21 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 пе-ремещается по шлицам промежуточного вала 22 и входит в зацепление с внутрен-ним зубчатым венцом ведущей шестерни II-ой ступени диапазонного редуктора 23, соединяя ее с промежуточным валом 22. Шестерня 23 находится в постоянном за-цеплении с ведомой шестерней II-ой ступени диапазонного редуктора 12.

              На II-ой ступени диапазонного редуктора вращение от промежуточного вала

              23 на вторичный вал 15 передается с замедлением меньшим, чем на I-ой ступени.

              В диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение ведущей шестерни I-ой ступени редуктора 24, в связи с этим в диапазонном редукторе всегда включена или I-ая или II-ая ступень.

              Переключение ступеней диапазонного редуктора КП осуществляется при пол-ной остановке трактора и выжатой педали муфты сцепления.

              Так как в диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение, то в КП всегда включена или I-ая или II-ая ступень редуктора.

              Для включения 1-ой передачи переднего хода или передачи заднего хода R оператор перемещает рычаг управления КП 51 в крайнее правое положение соглас-но схеме – положение пониженных передач и передач заднего хода. Далее, для включения 1-ой передачи переднего хода оператор перемещает рычаг управления КП 51 вперед. При этом рычаг передач 6, воздействуя на полозок вилки 1-ой пере-

              дачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 61 назад. Управляемая вилкой 61 скользящая шестерня 1-ой передачи и заднего хода 30 входит в зацепление с ведо-мой шестерней 2-ой передачи 35, и силовой поток в КП передается на промежуточ-ный вал 22 КП через шестерни 8, 29, 28, 30 и 35.

              Для включения передачи R заднего хода оператор перемещает рычаг управ-ления КП 51 в положении пониженных передач и передач заднего хода назад. При этом рычаг передач 6, воздействуя на полозок вилки 1-ой передачи и передачи зад-него хода, перемещает вилку 61 вперед. Управляемая вилкой 61 скользящая шес-терня 1-ой передачи и заднего хода 30 входит в зацепление с промежуточной шес-терней заднего хода 32, находящейся в постоянном зацеплении с меньшим зубча-тым венцом двухвенцовой шестерни 3-ей передачи 36. На заднем ходу силовой по-ток в КП передается на промежуточный вал 22 КП через шестерни 8, 29, 28, 30, 32 и

              36.

              Для включения 2-ой или 3-ей передач оператор перемещает рычаг управле-ния КП 51 в положение этих передач. Далее, для включения 2-ой передачи оператор перемещает рычаг управления КП 51 в положение указанной передачи – вперед. При этом рычаг передач 6, воздействуя на полозок вилки 2-ой и 3-ей передач, пере-мещает вилку 62 назад. Каретка управляемого вилкой 62 синхронизатора2-ой и 3-ей передач 3 жестко соединяет первичный вал 40 с ведущей шестерней 2-ой передачи

              4. Посредством зацепления шестерен 4 и 35 силовой поток передается на промежу-точный вал 22 КП.

              Для включения 3-ей передачи оператор перемещает рычаг управления КП 51 в положении указанной передачи – назад. При этом рычаг передач 6, воздействуя на полозок вилки 2-ой и 3-ей передач, перемещает вилку 62 вперед. Каретка управ-ляемого вилкой 62 синхронизатора 2-ой и 3-ей передач 3 жестко соединяет первич-ный вал 40 с ведущей шестерней 3-ей передачи 2. Посредством зацепления шесте-рен 2 и 36 силовой поток передается на промежуточный вал 22 КП.

              Для включения 4-ой (прямой) передачи оператор перемещает рычаг управле-ния КП 51 в положение 4-ой (прямой) передачи и далее вперед. При этом рычаг пе-редач 6, воздействуя на полозок вилки 4-ой (прямой) передачи, перемещает вилку 55 назад. Каретка управляемого вилкой 55 синхронизатора 4-ой (прямой) передачи 9 жестко соединяет первичный вал 40 с вторичным валом 15. На 4-ой (прямой) пере-даче силовой поток проходит КП не трансформируясь.

              Включение 4-ой (прямой) передачи возможно только при включенной II-ой сту-пени диапазонного редуктора. Это позволяет избежать повышенного уровня шума в КП, так как на II-ой ступени редуктора частота холостого вращения промежуточного вала 22 ниже, чем на I-ой ступени.

              Синхронизаторы 2 и 9 обеспечивают плавное и безударное включение соот-ветствующих передач.

            2. Работа синхронизированной КП с двухрычажным управлением Конструкция и работа узла механических передач синхронизированной КП с 2-

    х рычажным управлением ничем не отличается от конструкции и работы узла меха-нических передач синхронизированной КП с правым однорычажным управлением. Различия имеются лишь в управлении КП. В отличие от КП с правым однорычажным управлением, в КП с 2-х рычажным управлением включение ступеней диапазонного редуктора и передач КП осуществляется отдельными рычагами – рычагом переклю-чения диапазонов 15 (рисунок 3.3.4) и рычагом переключения передач 16, соответ-ственно. В связи с тем, что переключение передач КП осуществляется независимо от переключения диапазонов, двухрычажное управление КП предоставляет опера-тору большие удобства по управлению трактором.

    Для включения требуемой ступени диапазонного редуктора (I или II) оператор перемещает рычаг переключения диапазонов 15 в соответствии со схемой переклю-чения диапазонов (рисунок 2.13.9).

    Для включения соответствующих передач оператор перемещает рычаг пере-ключения 16 в соответствии со схемой переключения передач.

        1. Реверс-редуктор

          1. Общие сведения

            Реверс-редуктор (рисунок 3.3.5) – узел трактора, образуемый на стыке двух агрегатов трансмиссии: корпуса сцепления 12 и коробки передач 10. Он предназна-чен для быстрого изменения направления движения трактора с переднего хода на задний и наоборот на всех передачах КП, что позволяет работать трактору в режиме “челнока”.

          2. Устройство реверс-редуктора

            Реверс-редуктор состоит из механизмов двух групп. В первую группу – узел механических передач – входят механические зубчатые передачи, которые служат для передачи и трансформации силового потока. Вторая группа – управление ре-верс-редуктором – включает в себя механизмы, конструкция которых обеспечивает оператору качественное управление реверс-редуктором.

          3. Узел механических передач

            Узел механических передач реверс-редуктора состоит из ведущей шестерни 19 (рисунок 3.3.5), ведомой шестерни 9, сателлита 16, промежуточной двухвенцовой шестерни 13 и синхронизатора 2. Ведущая шестерня реверс-редуктор 19 установле-на консольно на шлицах силового вала 18. Опора силового вала 18 – шарикопод-шипник 17 – расположена в крышке 20, которая установлена в расточке корпуса сце-пления 12 и крепится к нему при помощи болтов. Ведомая шестерня реверс-редуктора 9 установлена на гладкой шейке передней консоли первичного вала КП 8 и имеет возможность свободно вращаться на роликоподшипнике. Шестерня 8 нахо-дится в постоянном зацеплении с большим венцом промежуточной шестерни 13. Са-теллит 16, установленный свободно на оси 14 на роликоподшипнике, находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 19 и меньшим венцом промежуточной шестерни 13 реверс-редуктора. Ось сателлита 14 расположена в расточке крышки

            20 и стопорится от проворота штифтом 15. Промежуточная шестерня реверс-редуктора 13 установлена на переднем гнезде 11 КП на двух шарикоподшипниках.

            Между ведущей 19 и ведомой 9 шестернями реверс-редуктора установлен синхронизатор 2, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с первичным валом КП 8 через шлицевую втулку 7. Конические кольца синхронизатора 2 и прива-ренные к ведущей 19 и ведомой 9 шестерням конусы образуют фрикционные пары узла синхронизации.

            image

            1 – крышка реверс-редуктора; 2 – синхронизатор; 3 – рычажок; 4 – валик с вилкой; 5

  • шарик фиксатора; 6 – стакан; 7 – втулка; 8 – первичный вал КП; 9 – ведомая шес-терня; 10 – коробка передач; 11 – гнездо переднее; 12 – корпус сцепления; 13 – про-межуточная шестерня; 14 – ось сателлита; 15 – штифт; 16 – сателлит; 17 – шарико-подшипник; 18 – силовой вал; 19 – ведущая шестерня; 20 – крышка; 21 – механизм параллелограмма; 22 – рычаг управления реверс-редуктором

    Рисунок 3.3.5 Реверс-редуктор

          1. Управление реверс-редуктором

            Управление реверс-редуктором состоит из валика с вилкой 4 (рисунок 3.3.5) и крышки реверс-редуктора 1.

            Валик 4, в паз вилки которого входит диск ступицы синхронизатора 2, имеет возможность перемещаться вдоль оси в отверстии стакана 6 первичного вала 8. На валике 4 имеются две поперечные лунки, в которые входит подпружиненный шарик 5 фиксатора. Лунки обеспечиваю валику 4 и связанной с ней вилке два фиксирован-ных положения.

            Перемещение валика с вилкой 4 осуществляется рычажком 3, движение кото-рого через механизм параллелограмма 21 крышки реверс-редуктора 1 согласовано с перемещением рычага управления реверс-редуктором 22. Крышка реверс-редуктора 1 установлена на верхней плоскости корпуса сцепления и крепится к нему болтами.

          2. Работа реверс-редуктора

    Управление реверс-редуктором осуществляется рычагом управления реверс-редуктором 22 (рисунок 3.3.5) согласно схеме. Рычаг управления реверс-редуктором 22 выведен в кабину трактора и расположен под левую руку оператора.

    Для переключения с заднего хода на передний, оператор перемещает рычаг управления реверс-редуктором 22 вперед от себя. Усилие управления вызовет пе-ремещение каретки синхронизатора 2 вперед. Начав двигаться, она размыкает ве-домую шестерню реверс-редуктора 9 и первичный вал КП 8. Дальнейшее воздейст-вие усилия управления вызовет срабатывание фрикционной конической пары, обра-зованной коническим кольцом синхронизатора 2 и конусом ведущей шестерни ре-верс-редуктора 19. После выравнивания угловых скоростей вращения первичного вала 8 и силового вала 18, каретка синхронизатора 2 переместится далее и соеди-нит первичный 8 и силовой 18 валы. При этом зубчатые передачи реверс-редуктора не участвуют в трансформации силового потока.

    Для переключения с переднего хода на задний, оператор перемещает рычаг управления реверс-редуктором 22 назад к себе. Усилие управления вызовет пере-мещение каретки синхронизатора 2 назад. Начав двигаться, она размыкает силовой 18 и первичный 8 валы. Дальнейшее воздействие усилия управления вызовет сра-батывание фрикционной конической пары, образованной коническим кольцом син-хронизатора 2 и конусом ведомой шестерни реверс-редуктора 9. После выравнива-ния угловых скоростей вращения первичного вала 8 и ведомой шестерни реверс-редуктора 9, каретка синхронизатора 2 переместится далее и соединит первичный вал КП 8 с ведомой шестерней реверс-редуктора 9. При этом силовой поток от сило-вого вала 18 на первичный вал КП 8 передается через последовательное зацепле-ние шестерен 19, 16, 13 и 9.

    Синхронизатор 2 обеспечивает плавное и безударное переключение реверс-редуктора.

    Переключение реверс-редуктора осуществляется на любой передаче КП и только после полной остановки трактора.

    В реверс-редукторе не предусмотрено нейтрального положения каретки син-хронизатора 2, поэтому в реверс-редукторе постоянно включен либо передний ход, либо задний ход.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности