Трактор Беларус 1502. Руководство — часть 14

4.2 Обеспечение доступа к составным частям трактора для проведения ТО
Перед проведением ТО необходимо с двух сторон трактора снять бокови-
ны и открыть маску.
Для снятия боковин 4 (рисунок 4.3) необходимо открыть защелки 5 и по-
тянуть боковину на себя.
1 - рукоятка; 2 - маска; 3 - капот; 4 - боковина; 5 - защелка
Рисунок 4.3 - Открывание и закрывание маски
Установку боковины начинать с нижней части, далее нажатием на ее за-
крыть защелки 5.
Для открывания маски 2 необходимо потянуть рукоятку 1 и поднять мас-
ку, убедиться в ее фиксации в поднятом положении.
Для закрытия маски необходимо ее опустить в нижнее положение до ха-
рактерного щелчка (срабатывания замка).
Капот 3 крепится к кронштейнам четырьмя болтами.
Для обеспечения доступа к узлам и агрегатам трактора при проведении
ТО и ремонта днище трактора оснащено люками 2 - 6 (рисунок 4.4):
- люк 2 крепится к поддону четырьмя болтами с шайбами 1, демонтиру-
ется при сливе масла, ОЖ с двигателя;
- люк 3 крепится к поддону пятью болтами с шайбами 1, демонтируется
при переключении режимов работы ВОМ;
- люк 4 крепится к поддону пятью болтами с шайбами 1, демонтируется
при сливе масла с КП, регулировке клапанов центробежного фильтра;
179
1 - болт с шайбой; 2, 3, 4, 5, 6 - люк
Рисунок 4.4 - Расположение люков днища трактора
- люк 5 крепится к поддону пятью болтами с шайбами 1, демонтируется
при смазке карданных валов;
- люк 6 крепится к поддону восьмью болтами с шайбами 1, демонтирует-
ся при сливе масла с заднего моста;
ВНИМАНИЕ: ЛЮКИ ДНИЩА ТРАКТОРА ОТКРЫВАТЬ, ПРЕД-
ВАРИТЕЛЬНО УСТАНОВИВ ТРАКТОР НА СМОТРОВУЮ ЯМУ
ИЛИ ЭСТАКАДУ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПУНКТАХ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ!
В кабине трактора имеются следующие люки (рисунок 4.5):
- люк 2 крепится к полу четырьмя болтами с шайбами 1, демонтируется
для доступа к серворегулятору ГСП;
1 - болт с шайбой; 2, 3 - люк
Рисунок 4.5 - Расположение люков кабины трактора
180
– люк 3 крепится к полу четырьмя болтами с шайбами 1, демонтируется
при растормаживании пружинных энергоаккумуляторов и отключении гидро-
мотора механизма поворота.
181
4.3 ТО составных частей трактора
4.3.1 Двигатель и его системы
4.3.1.1 Проверка уровня и дозаправка ОЖ системы охлаждения
Периодичность - ежесменно.
Открыть люк 3 (рисунок 4.6) в капоте 1 трактора и снять пробку 2.
1 - капот; 2 - пробка; 3 - люк; 4 - расширительный бачок; 5 - кромка
Рисунок 4.6 - Контроль уровня ОЖ
Уровень ОЖ в расширительном бачке 4 должен быть от 20 до 40 мм ниже
верхней кромки 5 стакана заливной горловины.
П р и м е ч а н и е
- Система охлаждения двигателя работает под дав-
лением, которое поддерживается клапаном в пробке расширительного бачка.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ СНИЖЕНИЕ УРОВ-
НЯ ОЖ НИЖЕ 70 мм ОТ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ СТАКАНА ЗА-
ЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ!
4.3.1.2 Замена ОЖ в системе охлаждения двигателя. Промывка системы
Периодичность - один раз в два года или при снижении эффективности
работы системы охлаждения.
Операцию рекомендуется проводить за смену до проведения работ сезон-
ного ТО в следующей последовательности:
- слить ОЖ, для чего:
1) открыть люк днища трактора 2 (рисунок 4.4);
182
2) открыть запорный кран на блоке цилиндров двигателя и кран кон-
тура отопления;
3) извлечь рукав для слива ОЖ 4 (рисунок 4.7) из кронштейна 3, от-
вернуть пробку 2 и слить ОЖ;
1 - радиатор системы охлаждения; 2 - пробка; 3 - кронштейн; 4 - рукав для слива ОЖ
Рисунок 4.7 - Слив ОЖ из системы охлаждения
- приготовить раствор кальцинированной соды от 50 до 60 г на 1 л воды в
количестве не менее 55 л;
- залить в расширительный бачок не более 2 л керосина и заправить си-
стему охлаждения приготовленным раствором до требуемого уровня;
- запустить двигатель и прогреть до температуры от 70 °С до 80 °С;
- убедиться в циркуляции жидкости через контур отопления (из дефлек-
торов должен поступать теплый воздух), в противном случае - убедиться, что
открыты запорный кран на блоке цилиндров и кран контура отопления;
- дозаправить расширительный бачок;
- на заправленном раствором двигателе рекомендуется отработать смену,
но не менее 30 мин;
- слить раствор и промыть систему охлаждения чистой водой, произведя
слив / заправку 1-2 раза;
- заправить систему охлаждения ОЖ в соответствии с таблицей 4.3 до
верхнего предела уровня, приведенного в 4.3.1.1, выполнив рекомендации, при-
веденные выше.
183
4.3.1.3 Очистка сердцевин радиатора системы охлаждения двигателя,
охладителя наддувочного воздуха и конденсатора кондиционера
Периодичность - ежесменно, а также при снижении эффективности соот-
ветствующих систем.
Если сердцевина одного из элементов засорена, очистить ее щеткой, про-
дуть сжатым воздухом. Поток воздуха при открытом капоте направить перпен-
дикулярно плоскости конденсатора сверху вниз. При сильном загрязнении
промыть горячей водой под давлением не более 0,2 МПа и продуть сжатым
воздухом.
Замятое оребрение необходимо выправить специальной гребенкой или
пластмассовой (деревянной) пластинкой.
4.3.1.4 Слив конденсата из охладителя наддувочного воздуха
Периодичность - в конце рабочей смены в весенне-летний период экс-
плуатации каждые 125 ч работы двигателя, а в осенне-зимний - ежесменно.
Слить конденсат, отвернув две пробки 4 (рисунок 4.8), установленные в
нижней части охладителя 3.
1 - силиконовый патрубок; 2 - хомут; 3 - охладитель наддувочного воздуха;
4 - пробка
Рисунок 4.8 - Радиаторы систем двигателя
184
4.3.1.5 Очистка фильтрующих элементов воздухоочистителя
Периодичность - каждые 500 ч работы двигателя, а в условиях сильной
запыленности - каждые 20 ч, а также при загорании контрольной лампы засо-
ренности фильтра воздухоочистителя 2 (рисунок 1.6) на щитке приборов.
Очистить фильтрующие элементы в следующей последовательности:
- потянуть на себя защелку 1 желтого цвета (рисунок 4.9), повернуть
крышку 2 против часовой стрелки и снять её;
1 - защелка; 2 - крышка; 3 - основной фильтрующий элемент
Рисунок 4.9 - ТО воздухоочистителя
- извлечь основной фильтрующий элемент 3 и продуть сжатым воздухом
сначала изнутри, а затем снаружи обдуть до полного удаления пыли. Во избе-
жание прорыва бумажной шторы давление воздуха должно быть не бо-
лее 0,3 МПа, не направлять струю воздуха перпендикулярно поверхности филь-
трующего элемента.
Во время ТО необходимо оберегать фильтрующий элемент от механиче-
ских повреждений и замасливания.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОДУВАТЬ, ОБДУВАТЬ ФИЛЬТРУЮЩИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫПУСКНЫМИ ГАЗАМИ ИЛИ ПРОМЫВАТЬ ДИ-
ЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВОМ!
- очистить подводящую трубу, внутренние поверхности корпуса и под-
дона воздухоочистителя от пыли и грязи;
- проверить состояние контрольного фильтрующего элемента - загрязне-
ние указывает на повреждение основного фильтрующего элемента (прорыв бу-
мажной шторы, отклеивание донышек). В этом случае необходимо продуть
контрольный фильтрующий элемент, а основной - заменить;
185
- проверить наличие уплотнительных колец и собрать воздухоочиститель
в обратной последовательности;
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НЕПОЛНОЕ ПРИЛЕ-
ГАНИЕ КРЫШКИ К КОРПУСУ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ!
- проверить герметичность соединений воздухоподводящего трак-
та (4.3.1.6).
4.3.1.6 Проверка герметичности соединений воздухоподводящего тракта
Периодичность - каждые 500 ч работы двигателя, а также после сборки
воздухоочистителя.
Запустить двигатель и на средней частоте вращения коленчатого вала дви-
гателя снять моноциклон, перекрыть воздухозаборник плоским предметом (пла-
стиной, книгой и т.п.). Двигатель при этом должен быстро остановиться, в про-
тивном случае выявить и устранить неплотности, вызванные неплотно закрытой
крышкой воздухоочистителя, не установленными пробками 4 (рисунок 4.8)
охладителя наддувочного воздуха 3, повреждёнными силиконовыми патрубка-
ми 1 или незатянутыми их хомутами 2 (крутящий момент затяжки болтов хому-
тов от 5 до 8 Нм).
Рекомендуется проверить на герметичность места возможного подсоса
воздуха устройством КИ-4870 ГОСНИТИ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЕРЕКРЫВАТЬ РУКОЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК
ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРАВМИРОВАНИЯ!
4.3.1.7 Проверка натяжения ремней приводов водяного насоса, генератора
и компрессора кондиционера
Периодичность - по окончании обкатки и каждые 125 ч работы двигателя.
Натяжение ремней рекомендуется проверить устройством КИ-8920
ГОСНИТИ.
Для обеспечения доступа к ремням необходимо снять с двух сторон трак-
тора защитные сетки 12 (рисунок 4.10), для чего отвернуть гайки 11.
186
1 - болты с гайками крепления лап генератора; 2 - шкив генератора; 3, 6, 11 - гай-
ка; 4 - регулировочный палец; 5 - шкив водяного насоса; 7 - центральный болт;
8 - натяжной винт; 9 - натяжной шкив; 10 - шкив коленчатого вала; 12 - защит-
ная сетка
Рисунок 4.10 - Проверка натяжения ремней приводов водяного насоса
и генератора
Проверить состояние ремней - ремень, загрязненный маслом или имею-
щий трещины до несущего слоя, расслоение более 1/3 длины заменить.
В случае повреждения одного из ремней в приводе водяного насоса необ-
ходимо заменить комплект (два ремня одновременно).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ В ПРИВОДЕ ВОДЯНОГО НАСОСА ПРИМЕ-
НЯТЬ КОМПЛЕКТ ИЗ НОВОГО РЕМНЯ И РЕМНЯ, БЫВШЕГО В
УПОТРЕБЛЕНИИ!
Натяжение ремней привода водяного насоса считается нормальным, если
при приложении нагрузки (39,2±2) Н в центральной части ветви «шкив колен-
чатого вала 10 - шкив водяного насоса 5» стрела провисания находится в пре-
делах от 9 до 18 мм. Для проведения регулировки необходимо ослабить затяж-
ку центрального болта 7 крепления натяжного шкива 9, гайку 6 и поворотом
натяжного винта 8 отрегулировать натяжение ремня.
Натяжение ремня привода генератора считается нормальным, если при
приложении нагрузки (40±2) Н в центральной части ветви «шкив коленчатого
187
вала 10 - шкив генератора 2» стрела провисания находится в пределах от 13
до 18 мм. Для проведения регулировки необходимо ослабить гайки болтов
крепления лап генератора 1, гайку 3 и поворотом регулировочного пальца 4 от-
регулировать натяжение ремня.
Натяжение ремня привода компрессора кондиционера считается нормаль-
ным, если при приложении нагрузки (40±2) Н в центральной части ветви «шкив
коленчатого вала 1 - шкив компрессора кондиционера 5» (рисунок 4.11) стрела
провисания находится в пределах от 4 мм до 6 мм. Для проведения регулировки
необходимо ослабить затяжку центрального болта 4, болта фиксации натяжного
шкива 3 и поворотом натяжного шкива 2 отрегулировать натяжение ремня.
1 - шкив коленчатого вала; 2 - натяжной шкив; 3 - болт фиксации натяжного
шкива; 4 - центральный болт; 5 - шкив компрессора кондиционера
Рисунок 4.11 - Проверка натяжения ремня привода компрессора кондиционера
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
1 ПРИ НЕДОСТАТОЧНОМ НАТЯЖЕНИИ РЕМНИ ПРОБУКСО-
ВЫВАЮТ И БЫСТРО ИЗНАШИВАЮТСЯ!
2 ЧЕРЕЗМЕРНОЕ НАТЯЖЕНИЕ РЕМНЕЙ ПРИВОДИТ К ИХ ВЫ-
ТЯГИВАНИЮ, А ТАКЖЕ ВЫЗЫВАЕТ УСКОРЕННЫЙ ИЗНОС
ПОДШИПНИКОВ ВОДЯНОГО НАСОСА, ГЕНЕРАТОРА ИЛИ
КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА!
После проверки установить защитные сетки, при этом гайки 11 (рису-
нок 4.10) затянуть крутящим моментом от 20 до 25 Н·м.
188
4.3.1.8 Проверка уровня и дозаправка маслом картера
Периодичность - ежесменно.
Уровень масла проверять не ранее, чем через 3 мин после останова двигателя.
Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками щу-
па 3 (рисунок 4.12), расположенного около заливной горловины 1.
Масло заправлять через заливную горловину, отвернув крышку 2.
ВНИМАНИЕ: НЕ ЗАПРАВЛЯТЬ МАСЛО ВЫШЕ ВЕРХНЕЙ ОТ-
МЕТКИ ЩУПА - ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПОВЫШЕННОМУ РАСХО-
ДУ МАСЛА И ДЫМЛЕНИЮ ДВИГАТЕЛЯ!
1 - заливная горловина; 2 - крышка; 3 - щуп; 4 - пробка сливного отверстия
Рисунок 4.12 - Проверка уровня и замена масла в картере двигателя
4.3.1.9 Замена масла в картере
Периодичность - по окончании обкатки и каждые 250 ч работы двигате-
ля, а в случаях применения дублирующих масел или топлива с повышенным
содержанием серы - через каждые 125 ч работы.
Заменить масло в следующей последовательности:
- снять люк 2 днища трактора (рисунок 4.4);
- отвернуть пробку сливного отверстия 4 (рисунок 4.12) и слить масло;
- заменить масляный фильтр двигателя (4.3.1.10);
- очистить ротор центробежного фильтра (4.3.1.11);
- отвернуть крышку 2 заливной горловины 1 и заправить двигатель мас-
лом до верхней метки щупа через заливную горловину.
189
4.3.1.10 Замена масляного фильтра
Периодичность - по окончании обкатки и каждые 250 ч работы двигателя
одновременно с заменой масла в картере двигателя.
Заменить фильтр в следующей последовательности:
- отвернуть (против часовой стрелки) фильтр 1 (рисунок 4.13) со штуце-
ра, используя специальный ключ или другие подручные средства;
1 - фильтр; 2 - прокладка; 3 - корпус масляного фильтра
Рисунок 4.13 - Замена масляного фильтра двигателя
- смазать маслом прокладку 2 и установить новый фильтр. После касания
прокладкой опорной поверхности корпуса 3 довернуть фильтр еще на 3/4 оборо-
та. Фильтр заворачивать вручную без применения инструмента.
ВНИМАНИЕ: ФИЛЬТР ЗАВОРАЧИВАТЬ ТОЛЬКО УСИЛИЕМ
РУК!
Вместо фильтра ФМ 035-1012005 допускается устанавливать фильтра не-
разборного типа, имеющие в конструкции противодренажный и перепускной
клапаны, с основными габаритными размерами и показателями:
- диаметр - от 95 до 105 мм;
- высота - от 140 до 160 мм;
- резьба - ¾"-16UNF;
- давление открытия перепускного клапана - от 0,15 до 0,175 МПа;
- тонкость отсева фильтровальной бумаги - от 15 до 30 мкм.
190
4.3.1.11 Очистка ротора центробежного фильтра
Периодичность - каждые 250 ч работы двигателя одновременно с заме-
ной масла в картере двигателя.
Очистить ротор в следующей последовательности:
- отвернуть гайку 1 (рисунок 4.14), снять колпак 2;
1, 4 - гайка; 2 - колпак; 3 - стакан; 5 - ключ; 6 - отвертка; 7 - крышка; 8 - крыль-
чатка; 9 - сетка
Рисунок 4.14 - Очистка ротора центробежного фильтра
- проверить наличие балансировочных рисок на стакане и корпусе ротора
(при отсутствии - нанести риски);
- застопорить ротор от проворачивания, для чего установить между кор-
пусом фильтра и днищем ротора отвертку 6 или стержень, и, вращая ключом 5
гайку 4, отвернуть стакан ротора 3;
- снять стакан и с помощью неметаллического скребка удалить слой от-
ложений с внутренних стенок;
- очистить и промыть крышку 7, крыльчатку 8 и сетку 9;
- смазать моторным маслом резиновые уплотнительные кольца;
- совместить балансировочные риски на стакане и корпусе ротора. Завер-
нуть гайку 4 с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.
После сборки ротор должен легко вращаться без заеданий от руки.
Установить на место колпак и затянуть гайку 1 крутящим моментом от 35
до 50 Н·м.
191

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности