Трактор Беларус 1502. Руководство — часть 12

– не допускать использование открытого пламени для подогрева масла в
поддоне двигателя, для подсветки при заправке топливных баков, для выжига-
ния загрязнений сердцевины радиатора;
- во время ремонтных работ в полевых условиях, связанных с примене-
нием электрогазосварки, необходимо отключить АКБ от бортовой сети, очи-
стить от загрязнений детали и сборочные единицы, способные возгораться;
- во избежание обгорания электропроводки не применять предохраните-
ли более высокого номинала по силе тока, чем указано в 2.13;
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАМЕН ПРЕДОХРАНИ-
ТЕЛЕЙ ПРОВОЛОЧНЫЕ ПЕРЕМЫЧКИ И ДРУГИЕ ТОКОПРО-
ВОДЯЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ!
- при промывке деталей и сборочных единиц легковоспламеняющимися
жидкостями необходимо принять меры, исключающие воспламенение паров
промывочных жидкостей;
- места стоянки тракторов, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой
не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения.
3.10 Действия в экстремальных условиях
В экстремальных условиях выполнять требования соответствующих ин-
струкций по охране труда, действующих в эксплуатирующей организации.
Ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю при
работе трактора:
- несоблюдение правильных и безопасных приемов и методов работы,
невыполнение требований правил и норм техники безопасности и производ-
ственной санитарии;
- несоблюдение правил пожарной безопасности;
- несоблюдение правил электробезопасности;
- несоблюдение правил безопасности при работе с горючими и легковос-
пламеняющимися жидкостями.
153
При возникновении пожара необходимо:
- немедленно остановить трактор и заглушить двигатель;
- отключить АКБ от бортовой сети;
- закрыть кран топливной системы;
- позвонить в дежурную службу МЧС;
- приступить к тушению.
Очаг пламени подавлять следующими способами:
- засыпать песком;
- накрыть брезентом, мешковиной или другой плотной тканью;
- воспользоваться огнетушителем. При возгорании в кабине приоткрыть
дверь до образования проема, необходимого для применения огнетушителя; от-
крытые настежь окна и двери способствуют скорейшему распространению
пламени. По возможности не тушить против ветра. Струю направлять в очаг
возгорания.
Не заливать горящее топливо водой, а также не применять воду для ту-
шения пожара в моторном отсеке - это может вызвать короткое замыкание
электропроводки, распространение горящего топлива и увеличение площади
горения. Расположение предупреждающей таблички указано на рисунке 3.23.
Рисунок 3.23 - Предупреждающие таблички
154
При возникновении неисправностей трактора (отказ тормозной системы,
рулевого управления), необходимо немедленно остановить двигатель и прекра-
тить работу до устранения неисправностей.
ВНИМАНИЕ:
1 ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА НЕОБХОДИМО
ОДНОВРЕМЕННО РЕЗКО НАЖАТЬ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ
И РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ!
2 ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИ-
МО ПОТЯНУТЬ НА СЕБЯ РУКОЯТКУ ОСТАНОВА!
В исключительных случаях для движения трактора, возврата с места ра-
боты или переезда к месту ремонта допускается:
- при неисправностях рулевого управления (потеря работоспособности
ГСП) осуществлять повороты трактора раздельным торможением гусеницами
правого и левого борта, предварительно отсоединив гидромотор рычагом 1 (ри-
сунок 7.3) от механизма поворота;
- при возникновении дефектов в гидросистеме трактора, приведших к
утечкам масла, отключить насос валиком 8 (рисунок 2.8).
При аварии или чрезмерном увеличении частоты вращения коленчатого
вала двигателя немедленно остановить двигатель рукояткой останова.
Во время опрокидывания запрещается покидать кабину трактора. Каркас
кабины защищает оператора. Место расположения предупреждающей таблички
указано на рисунке 3.23.
После опрокидывания или аварии покинуть кабину, в зависимости от по-
ложения трактора, открыв левую или правую дверь, а если это невозможно, то
необходимо воспользоваться любым из аварийных выходов - открыть заднее
или одно из боковых стекол. Если открытие аварийных выходов невозможно,
то необходимо разбить стекло требуемого выхода подручным тяжелым предме-
том и покинуть кабину через образовавшийся проем.
155
При возникновении обстоятельств, приведших к аварии, несчастному
случаю или травме, должны быть приняты меры по:
- сохранению до начала расследования обстановки на месте несчастного
случая, если это не приведет к аварии, не угрожает жизни и здоровью людей,
зафиксировать обстановку доступными способами;
- передаче информации о происшедшем руководителю работ и в службу
охраны труда;
- уточнению свидетелей происшедшего.
При получении травмы необходимо немедленно обратиться в лечебное
учреждение для получения квалифицированной медицинской помощи, а при
отсутствии возможности следует вызвать медицинских работников на место
происшествия.
156
4 Техническое обслуживание
4.1 ТО трактора
ТО трактора является периодическим, плановым и заключается в выпол-
нении операций, обеспечивающих поддержание его исправного технического
состояния в течение всего срока эксплуатации.
Несоблюдение установленной периодичности и низкое качество ТО зна-
чительно снижают ресурс трактора, приводят к возрастанию числа отказов, па-
дению мощности двигателя и увеличению затрат на эксплуатацию трактора.
Неисправности, обнаруженные в процессе эксплуатации, следует устра-
нять, не дожидаясь очередного ТО.
Виды и периодичность ТО указаны в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Виды и периодичность ТО
Вид ТО
Периодичность проведения ТО, ч
ТО по окончании обкатки
30 (один раз)
Плановое техническое обслуживание:
- ежесменное (ЕТО)
8-10
– первое техническое обслуживание (ТО-1)
125
– второе техническое обслуживание (ТО-2)
500
– третье техническое обслуживание (ТО-3)
1000
При переходе к осенне-зимнему и ве-
Сезонное ТО
сенне-летнему периодам эксплуатации
Допускается отклонение фактической периодичности (опережение или
опаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10 % и ТО-3 до 5 % установленной нормы.
Отметки о проведении работ по ТО-1, ТО-2 и ТО-3 должны заноситься в
сервисную книжку трактора.
4.1.1 Перечень расходных материалов
В таблице 4.2 приведены фильтрующие элементы и фильтра, в табли-
це 4.3 - наименования и марки ГСМ, используемые при эксплуатации и ТО
трактора с указанием их количества, периодичности замены.
Наименования и марки ГСМ, которыми заправлен трактор изготовителем
при поставке, приведены в паспорте трактора.
157
Таблица 4.2 - Перечень фильтрующих элементов и фильтров
Кол.,
Периодич-
Обозначение
Наименование
Место установки
шт.
ность, ч
Фильтра, подлежащие периодической замене
ФМ 035-1012005 или
Масляный фильтр
Фильтр тонкой очистки
1
250
аналог
масла
240-1117030
Элемент фильтрую-
Фильтр тонкой очистки
1
500
щий
топлива
ЭФОМ 635-1-19 УХЛ 2
Элемент фильтрую-
Секция бака гидросистемы
1
1000
ТУ BY 500024785.015-2007
щий
трактора
0009830623
Фильтроэлемент
Фильтр тонкой очистки РЖ
1
1000
ГСП
ИСПФ.23.000.033
Фильтр бронзовый
Гидроцилиндры механизма
4
1000
натяжения гусениц
В4702
Элемент фильтрую-
Фильтры кабины
4
1000
ТУ BY 500218629.019-2006
щий
017051
Фильтр-осушитель
Кондиционер
Один раз
в
1
год
Фильтра, подлежащие замене при повреждении
240-1105025
Отражатель
Фильтр грубой очистки
1
топлива
Р777639
Контрольный филь-
Воздухоочиститель
1
трующий элемент
Donaldson с фильтром
Р781039
Основной фильтру-
FRG 100317
1
ющий элемент
80-1716080
Фильтроэлемент
Сетчатый фильтр гидроси-
45
стемы КП
2103-4608240
Фильтр
Секция бака ГСП
1
По необхо-
2522-4608063
Фильтр
Сапуны секций бака ГСП и
димости
2
гидросистемы трактора
70-1405230-А
Фильтр
Фильтр грубой очистки РЖ
1
ГСП
240-1404110
Сетка фильтрующая
Центробежный фильтр
1
гидросистемы КП
50-4608063
Фильтр
Сапун крышки КП
1
2103-2624300
Сапун
Конечная передача
2
2102-2023470
Фильтр
Клапанная коробка
1
158
Таблица 4.3 - Наименования и марки ГСМ, используемые при эксплуатации и ТО трактора
Количество
Наименование и марка ГСМ, обозначение
Номиналь-
Периодич-
Место смазки
точек
ная (ый)
ность смаз-
(заправки)
смазки
Основные
Дублирующие
Зарубежные
масса
ки (замены)
(заправки)
(объем) ГСМ
ГСМ, ч
1 Топливо
1.1 Бак топливный
Топливо дизельное,
Топливо дизельное, тех-
технические условия
нические условия кото-
рого соответствуют тре-
которого соответствуют
бованиям ЕН 590:2013 с
СТБ 1658-2012, экологи-
содержанием серы не
ческого класса К4 и
более 50 мг/кг (0,005%)
выше, сорта (для уме-
Топливо дизельное вид I,
ренного климата) или
вид II, вид III
По необхо-
2
класса (для арктическо-
-
380 дм3
ГОСТ Р 52368-2005 сор-
димости
го и холодного зимнего
та (для умеренного кли-
климата) в соответствии
мата) или класса
(для
с температурой окру-
арктического и холод-
жающей среды на месте
ного климата) в соот-
эксплуатации
ветствии с температу-
рой окружающей среды
на месте эксплуатации
2 Масла
2.1 Картер масляный
При температуре окружающей среды от плюс 5 ºС и выше:
двигателя1)
Масла моторные
Масла моторные Hessol
«НАФТАН ДЗ»
Turbo Diesel SAE 15W-40,
SAE 10W-40, SAE 15W-40,
ALPINE Turbo SAE 15W-40,
SAE 20W-50
ALPINE RST Super
ТУ BY 300042199.010-
SAE 15W-40,
1
18 дм3
250
2009,
-
ALPINE Turbo Super
«Лукойл Авангард»
SAE 10W-40,
SAE 10W-40, SAE 15W-40,
ORLEN OIL Platinum Ul-
«Лукойл Авангард
tor Progress SAE 10W-40,
Экстра» SAE 10W-40,
ORLEN OIL Platinum Ul-
SAE 15W-40
tor Futuro SAE 15W-40
Продолжение таблицы 4.3
Количество
Наименование и марка ГСМ, обозначение
Номиналь-
Периодич-
Место смазки
точек
ная (ый)
ность смаз-
(заправки)
смазки
Основные
Дублирующие
Зарубежные
масса
ки (замены)
(заправки)
(объем) ГСМ
ГСМ, ч
При температуре окружающей среды от плюс 5 ºС и ниже:
Масла моторные
Масла моторные
«НАФТАН ДЗ»
ALPINE Turbo Super
SAE 10W-40
SAE 10W-40,
TУ BY 300042199.010-
ORLEN OIL Platinum
-
2009,
Ultor Progress
«Лукойл
Авангард
SAE 10W-40,
Ультра» SAE 5W-40
ORLEN OIL Platinum
Ultor Max SAE 5W-40
2.2 Топливный
Одноразо-
вая при
насос высокого дав-
1
0,23 дм3
Масло моторное то же, что и в картере двигателя
установке
ления
насоса
2.3 ГСП
При температуре окружающей среды 0 ºС и выше:
INA HIDRAOL HDS 46,
Shell Tellus OIL T46,
ESSO NUTO H46,
HESSOL BECHEM
MOBIL NUTO H46,
Staroil № 46
-
ТНК Гидравлик
HVLP 46 ТУ 0253-028-
45 дм3
1000
1
44918199-2006
При температуре окружающей среды 0 ºС и ниже:
INA HIDRAOL HDS 22,
Shell Tellus OIL 22,
Масло гидравлическое
MOBIL DTE22,
ТНК Гидравлик
CASTROL HYSPIN
-
Зима 22 ТУ 0253-028-
AWS 22, HESSOL
44918199-2006
BECHEM Staroil №22
Продолжение таблицы 4.3
Количество
Наименование и марка ГСМ, обозначение
Номиналь-
Периодич-
Место смазки
точек
ная (ый)
ность смаз-
(заправки)
смазки
Основные
Дублирующие
Зарубежные
масса
ки (замены)
(заправки)
(объем) ГСМ
ГСМ, ч
2.4 Гидросистема
Масла гидравлические
При температуре окружающей среды 0 ºС и выше:
трактора2)
ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР
Масло гидравлическое
BECHEM Staroil №46
СТ32;
МГЕ-46В
1
ADDINOL Hydraulikol
ТУ 38.001347-00
70 дм3
1000
HLP 32;
При температуре окружающей среды 0 ºС и ниже:
ТНК Гидравлик HLP 32
Масло гидравлическое
BECHEM Staroil №32
ВМГЗ ТУ 38.101479-00
2.5 Задний мост
При температуре окружающей среды 0 ºС и выше:
Масло моторное
Масло моторное
Shell Rotella TX 30
М-10ДМ
М-10Г
(Англия)
ГОСТ 8581-78
ГОСТ 8581-78
Hessol Turbo Diesel
SAE 15W-40 API CF-4
всесезонное (Германия)
1
12 дм3
1000
При температуре окружающей среды 0 ºС и ниже:
Масло моторное
Масло моторное
Shell Rotella TX
М-8ДМ
М-8Г
20W/20 (Англия),
ГОСТ 8581-78
ГОСТ 8581-78
Hessol Turbo Diesel
SAE 15W-40 API CF-4
всесезонное (Германия)
2.6 КП
(корпус сцепления,
1
Масло то же, что и в заднем мосту
40 дм3
1000
механизм поворота)
2.7 Конечные пере-
2
Масло трансмиссион-
Масло трансмиссион-
BECHEM HESSOL
9 дм3
1000
дачи3)
ное ТАП -15В
ное ТЭП-15
SAE 80W-90 API GL5;
2.8 Цапфы балансиров
10
4,5 дм3
ГОСТ 23652-79
ГОСТ 23652-79
GL4
1000
2.9 Опорные катки
10
2,0 дм3
Продолжение таблицы 4.3
Количество
Наименование и марка ГСМ, обозначение
Номиналь-
Периодич-
Место смазки
точек
ная (ый)
ность смаз-
(заправки)
смазки
Основные
Дублирующие
Зарубежные
масса
ки (замены)
(заправки)
(объем) ГСМ
ГСМ, ч
3 Смазки
3.1 Подшипники
Одноразовая
АЗМОЛ № 158
крестовин кардан-
6
-
-
0,3 кг
при сборке
ТУ У 00152365.118-2000
ных валов
валов
3.2 Насос системы
Литол-24
Shell Retinax EP,
Одноразо-
охлаждения (под-
1
-
0,05 кг
ГОСТ 21150-87
Shell Retinax HD
вая
шипниковая полость)
3.3 Шлицевые со-
Alvania, Shell
единения карданных
3
0,12 кг
1000
Cолидол С
(Англия)
валов
ГОСТ 4366-76,
3.4 Поддерживаю-
4
Cолидол Ж
Alvania 3, R3 Cyprina 3,
0,6 кг
1000
щие катки
ГОСТ 1033-79
RA Shell Beacon 3
3.5 Направляющие
2
EXXon
0,8 кг
1000
колеса
3.6 Шарнирные со-
Литол-24
единения прямого
24
1,6 кг
ГОСТ 21150-87
отвала
3.7 Шарнирные со-
единения поворот-
28
Солидол С
1,8 кг
Одноразо-
-
ного) отвала
ГОСТ 4366-76
вая при
3.8 Шарнирные со-
сборке и
11
0,8 кг
единения ЗНУ
при замене
3.9 Шлицевые со-
деталей
2
0,6 кг
единения ЗНУ
3.10 Резьбовые по-
Графитная УСсА
Литол-24
верхности ЗНУ, от-
-
-
1,6 кг
ГОСТ 3333-80
ГОСТ 21150-87
вала и др.
Продолжение таблицы 4.3
Количество
Наименование и марка ГСМ, обозначение
Периодич-
Номинальная
Место смазки
точек
ность смаз-
(ый) масса
(заправки)
смазки
Основные
Дублирующие
Зарубежные
ки (замены)
(объем) ГСМ
(заправки)
ГСМ, ч
4 Специальные жидкости
4.1 Гидропривод
Жидкость тормозная
Жидкость тормозная
сцепления
1
«Нева-М» ТУ 2451-
«Росдот» ТУ 2451-004-
-
0,8 дм3
1000
053-36732629-2003
36732629-99
4.2 Система охла-
Жидкость охлаждаю-
ждения двигателя
щая низкозамерзающая
(с радиатором)
«Тосол (-35) FELIX»,
«Тосол (-45) FELIX»,
«Тосол (-65) FELIX»
ТУ 2422-006-36732629-99;
«Тосол-АМП40»
ТУ BY 101083712. 009-
2005;
«CoolStream Standart 40»
MIL-F-5559 (BS 150)
ТУ 2422-002-13331543-
Охлаждающая жид-
(США),
Один раз в
1
2004;
кость ОЖ-40, ОЖ-65
55 дм3
FL-3 Sort S-735
два года
SINTEC Антифриз-40,
ГОСТ 28084-89
(Англия)
S1NTEC Антифриз-65
ТУ 2422-047-51140047-
2007;
- «Тосол-А40МН»,
«Тосол-А65МН»
ТУ РБ 500036524.104-
2003;
- «Тосол-40Мст»
ТУ BY 690652001.005-
2013
Продолжение таблицы 4.3
Количество
Наименование и марка ГСМ, обозначение
Периодич-
Номинальная
Место смазки
точек
ность смаз-
(ый) масса
(заправки)
смазки
Основные
Дублирующие
Зарубежные
ки (замены)
(объем) ГСМ
(заправки)
ГСМ, ч
4.3 Стеклоомыватель
При температуре окружающей среды 0 ºС и выше:
Дистиллированная вода
По необхо-
1
1,7 дм3
При температуре окружающей среды 0 ºС и ниже:
димости
Низкозамерзающая жидкость для стеклоомывателей
1)При эксплуатации двигателей рекомендуется применять также другие марки моторных масел, соответствующие группам CH-4, CI-4,
CF-4, CG-4 по классификации API и Е3-96, Е4-99, 5-02 по классификации ACEA с вязкостью, соответствующей температуре окружающего
воздуха:
а) лето (от плюс 5 ºС и выше) - SAE 30; SAE 10W-40 (30); SAE 15W-40 (30); SAE 20W-40 (30);
б) зима (минус 10 ºС и выше) - SAE 20; SAE 10W-40 (30);
в) зима (минус 20 ºС и выше) - SAE 10W-20 (30, 40); SAE 5W-30 (40);
г) зима (ниже минус 20 ºС) - SAE 5W-30 (40); SAE 0W-30 (40).
2)Допускается применять другие марки гидравлических масел группы HLP (HVLP) DIN 51524 класса вязкости VG 46 ISO 3448:1992.
Смешивание масел не допускается.
3)При температуре от минус 15 ºС до минус 20 ºС разбавлять до 30% объема заправки индустриальным маслом И-12А ГОСТ 20799-88
или при температуре до минус 55 ºС разбавлять до 15% объема заправки зимним дизельным топливом.
4.1.2 Общие указания по проведению ТО
Регулировка гидропривода сцепления, проверка хода штоков тормозных
камер, монтаж гусеницы должны выполняться силами двух человек.
Общие указания по смазке, проверке и замене масел, РЖ, ОЖ:
- перед проведением работ по смазке, проверке уровней технических
жидкостей трактор установить на ровной горизонтальной поверхности.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЗАМЕНЫ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ, КП, ЗАД-
НЕМ МОСТУ И ОЧИСТКИ СЕТЧАТОГО ФИЛЬТРА КП НЕОБ-
ХОДИМО УСТАНОВИТЬ ТРАКТОР НА СМОТРОВУЮ ЯМУ
ИЛИ ЭСТАКАДУ!
- выявленный при проверке несоответствующий минимальному пределу,
указанному в технических требованиях, уровень масла, РЖ или ОЖ должен
быть дозаправлен в соответствие с указанным пределом;
- перед отворачиванием и заворачиванием пробок, фильтров очистить от
загрязнений места их установки;
- сливать масла, РЖ, ОЖ при замене рекомендуется сразу после останов-
ки трактора, когда жидкости еще горячие, а примеси, образующиеся в процессе
эксплуатации, находятся во взвешенном состоянии;
ВНИМАНИЕ: СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ СЛИВЕ ОЖ,
МАСЕЛ, РЖ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ ТРАК-
ТОРА ВО ИЗБЕЖАНИЕ ОЖОГОВ ПРИ ПОПАДАНИИ ТЕХНИ-
ЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ НА КОЖУ!
- при сливе ОЖ, топлива, РЖ, масел использовать соответствующие спе-
циализированные емкости, вмещающие в сумме объем не менее указанного в
таблице 4.3 для каждого вида ГСМ;
- для экономии времени замену, промывку фильтров двигателя, гидроси-
стем трактора, КП, заднего моста, ГСП проводить во время слива масла (РЖ) из
соответствующих узлов, а скорость слива масла (РЖ) увеличить, сняв пробку
заправочного, контрольного отверстия и т.п. для каждого конкретного узла;
165

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности