Трактор Беларус 1502. Руководство — часть 8

П р и м е ч а н и е
- Направление распыла струи жидкости стекло-
омывателем регулируется поворотом шарового сопла форсунки при помощи
стальной иглы;
3) при включенном стеклоочистителе периодически распылять жид-
кость стеклоомывателем на соответствующее стекло до полного удаления за-
грязнений;
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ
ПО СУХОМУ СТЕКЛУ!
4) в дождливую погоду стеклоочистители оставить включенными на
необходимой скорости;
- после запуска двигателя включить и настроить работу климатической
установки или отопителя (в зависимости от комплектации).
3.3.3 Использование климатической установки
Климатическую установку включать при работающем двигателе следую-
щим образом:
- переключателем 1 (рисунок 1.11) включить вентилятор на первую ско-
рость вращения;
- положением рециркуляционных заслонок 36 (рисунок 1.2) обеспечить
поступление необходимого количества свежего воздуха в кабину (максимально
- при полностью закрытых, минимально - при открытых заслонках);
- откорректировать направление потока поступающего воздуха положе-
нием дефлекторов 6;
- включить кондиционер или контур отопления в зависимости от темпе-
ратуры воздуха в кабине:
1) для включения кондиционера необходимо регулятор охлаждения
воздуха 2 (рисунок 1.11) повернуть из положении «0» и установить на желае-
мую хладопроизводительность;
2) для включения контура отопления необходимо при температуре
ОЖ в системе охлаждения более 70°С повернуть рукоятку 14 (рисунок 1.2)
против часовой стрелки и установить в желаемое положение.
101
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОДНОВРЕМЕННОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ КОНДИЦИ-
ОНЕРА И КОНТУРА ОТОПЛЕНИЯ!
ВНИМАНИЕ: НЕОБХОДИМО ВЫКЛЮЧИТЬ КОНДИЦИОНЕР
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ОСТАНОВИТЬ ДВИГАТЕЛЬ ТРАКТОРА!
- интенсивность охлаждения или обогрева корректировать изменением
скорости вращения вентилятора, положения рециркуляционных заслонок, регу-
лятора охлаждения воздуха или рукоятки крана контура отопления соответ-
ственно.
При работе кондиционера или контура отопления обязательно должен
быть включен вентилятор, закрыты окна, двери и люк.
Если климатическая установка в режиме обогрева воздуха (отопления) не
использовалась длительное время, то через 5 минут ее работы необходимо про-
верить уровень ОЖ в системе охлаждения двигателя.
3.3.4 Использование отопителя
Отопитель включать в последовательности, приведенной для климатиче-
ской установки в
3.3.3, при этом вентилятором управлять переключате-
лем 1 (рисунок 1.12).
102
3.4 Использование трактора
3.4.1 Пуск двигателя
ВНИМАНИЕ: ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ТОЛЬКО С РАБОЧЕГО
МЕСТА ОПЕРАТОРА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЫКАНИЕМ
КОНТАКТОВ НА СТАРТЕРЕ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ С БУКСИРА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ОТ ВНЕШНИХ ИС-
ТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ!
В крайне необходимых случаях для пуска двигателя допускается приме-
нение двух внешних АКБ или источников постоянного тока напряжением 12 В
при подключении каждого из них непосредственно к клеммам АКБ трактора с
соблюдением полярности.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ НЕЗАПРАВ-
ЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ И (ИЛИ) НЕЗАПОЛНЕН-
НОЙ ТОПЛИВОМ СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ!
Запускать двигатель в следующей последовательности:
- подключить АКБ к бортовой сети;
- убедиться, что стояночный тормоз включен и рулевое колесо застопо-
рено в нейтральном положении;
- установить рукоятку подачи топлива в положение, соответствующее
средней подаче топлива;
- установить рычаги переключения передач и диапазонов в нейтральное
положение. Блокирующее устройство исключает возможность пуска двигателя
при включенном диапазоне;
- в выключатель стартера и приборов установить ключ и повернуть его в
положение «I». Убедиться, что на блоке контрольных ламп включится лампа
103
свечей накаливания. Работу зуммера комбинации приборов во внимание не
принимать;
- после того как лампа свечей накаливания начнет мигать (время горения
определяется электронным реле и зависит от температуры двигателя), выжать
педаль сцепления, повернуть ключ в положение «II» и удерживать до пуска
двигателя, но не более 15 с.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВ-
НОЙ РАБОТЫ СТАРТЕРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 15 с!
ВНИМАНИЕ:
1 ДОПУСКАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕ
БОЛЕЕ ТРЕХ ВКЛЮЧЕНИЙ СТАРТЕРА С ИНТЕРВАЛАМИ НЕ
МЕНЕЕ 40 с!
2 ЕСЛИ ПОСЛЕ ТРЕХ ПОПЫТОК ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСТИЛ-
СЯ, НЕОБХОДИМО НАЙТИ И УСТРАНИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ!
П р и м е ч а н и я :
1 Повторное включение стартера возможно только после возврата ключа
выключателя стартера и приборов в положение «0»;
2 При прогретом двигателе, а также в летний период двигатель можно
пускать без предварительного включения свечей накаливания поворотом ключа
непосредственно в положение «II», не задерживая в положении «I»;
- плавно отпустить педаль сцепления. Прогреть двигатель до устойчивой
работы на частоте вращения коленчатого вала от 700 до 900 мин 1 в течение
от 2 до 3мин, а затем увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя
до 1600 мин 1 до достижения температуры ОЖ не менее 40 ºС;
- проверить состояние систем трактора по комбинации приборов;
- дальнейший прогрев двигателя до температуры ОЖ не менее 70 ºС
обеспечить при движении трактора на диапазоне «А» и низшей передаче.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ НА МИНИМАЛЬ-
НОЙ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ ХОЛОСТОГО ХОДА БОЛЕЕ 15 мин
104
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗ-ЗА ВОЗМОЖНОГО ПОПАДАНИЯ
МАСЛА ВО ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР!
ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ НА ПОЛНУЮ
МОЩНОСТЬ ТОЛЬКО ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ОЖ БОЛЕЕ 70 ºС!
3.4.2 Трогание с места и движение
Чтобы привести трактор в движение необходимо:
- убедиться, что температура ОЖ составляет более 40 ºС, а давление в
пневмосистеме - более 0,65 МПа;
ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ ПРИ ДАВЛЕНИИ В
ПНЕВМОСИСТЕМЕ МЕНЕЕ 0,65 МПа!
- убедиться в том, что гусеницы натянуты.
Натягивать гусеницы ежесменно перед началом работ и по необходимо-
сти нажатием не менее 10 с на кнопку джойстика Р2 (рисунок 1.21) при нажа-
той кнопке разблокировки распределителя.
П р и м е ч а н и е
- О недостаточном натяжении гусениц свидетель-
ствует появление «прощелкиваний» ведущих колес при движении трактора.
- поднять отвал и рыхлитель или навесное оборудование (в зависимости от
комплектации), управляя джойстиком в соответствии с 1.4.22;
- разблокировать рулевое колесо;
- уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя и выжать до
отказа педаль сцепления;
- выбрать требуемый диапазон, переместив рычаг переключения диапа-
зонов в одно из положений в соответствии со схемой переключения передач;
- выбрать требуемую передачу, переместив рычаг переключения передач
в одно из положений в соответствии со схемой переключения передач.
Если не удается установить рычаг в требуемое положение, то не следует
пытаться включить передачу резкими толчками рычага, а необходимо отпу-
стить и повторно нажать на педаль сцепления, попытаться снова включить пе-
редачу;
105
- выключить стояночный тормоз (при этом должен погаснуть сигнализа-
тор включения стояночного тормоза в комбинированном индикаторе), плавно
отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая частоту вращения ко-
ленчатого вала двигателя - трактор придет в движение.
ВНИМАНИЕ:
1 ВКЛЮЧАТЬ, ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДИАПАЗОНЫ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ
КП ПРИ ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ!
2 ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДИАПАЗОНЫ КП ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТА-
НОВКИ ТРАКТОРА!
3 НЕ ДЕРЖАТЬ НОГУ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РАБОТЫ НА ТРАКТОРЕ - ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПРОБУКСОВКЕ
СЦЕПЛЕНИЯ, ПЕРЕГРЕВУ И ВЫХОДУ ЕГО ИЗ СТРОЯ!
Во время работы не перегружать двигатель, не допускать дымления и па-
дения частоты вращения коленчатого вала. Признаками перегрузки являются:
резкое падение частоты вращения коленчатого вала двигателя, дымление и от-
сутствие реакции двигателя на увеличение подачи топлива.
Работа на высокой передаче под нагрузкой приводит к чрезмерному из-
носу трущихся деталей двигателя.
Работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при вы-
соких частотах вращения коленчатого вала двигателя приводит к перерасходу
топлива. Правильный выбор передачи в конкретных условиях работы дает эко-
номию топлива и снижает износ двигателя.
Избегать длительной работы без нагрузки в режиме максимальных или
минимальных частот вращения коленчатого вала двигателя.
Избегать начала движения с большой тяговой нагрузкой.
106
3.4.3 Осуществление поворотов
Управление поворотом трактора в движении и на месте осуществляется
поворотом рулевого колеса только при работающем двигателе. При повороте
рулевого колеса из исходного положения остановленный трактор (рычаг пере-
ключения диапазонов и (или) передач находится в нейтральном положении)
осуществляет разворот на месте, движущийся вперед - поворачивает в сторону
поворота рулевого колеса, а движущийся назад - поворачивает в сторону, про-
тивоположную повороту рулевого колеса.
Радиус поворота трактора зависит от угла поворота рулевого колеса, ско-
рости движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Для уменьшения радиуса поворота необходимо снизить скорость движе-
ния, перейти на низшую передачу и повернуть рулевое колесо до упора в сто-
рону поворота.
Поворот трактора в движении на мягком грунте или глубоком снегу во
избежание сброса гусениц, необходимо выполнять в несколько приемов, крат-
ковременными поворотами рулевого колеса.
Разворот трактора на месте вокруг своей оси допускается выполнять
только на дорогах с твердым покрытием.
ВНИМАНИЕ: ДОПУСКАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОВОРОТЫ
ТРАКТОРА ПЕДАЛЯМИ ТОРМОЗОВ ТОЛЬКО ПРИ НЕРАБОТО-
СПОСОБНОЙ ГСП ДЛЯ СЛЕДОВАНИЯ К МЕСТУ РЕМОНТА,
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ ЭТОМ ОТСОЕДЕНИВ ГИДРОМОТОР (РИ-
СУНОК 7.3)!
П р и м е ч а н и е
- При повороте трактора при работоспособной ГСП
нажатие на педаль тормоза правого или левого борта в сторону поворота не
уменьшает радиус поворота трактора.
3.4.4 Остановка трактора
Для остановки трактора необходимо:
- уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя;
107
- выжать полностью педаль сцепления;
- установить рычаги переключения диапазонов и передач в нейтральное
положение;
- отпустить педаль сцепления;
- остановить трактор с помощью рабочих тормозов;
- включить стояночный тормоз.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА
ОДНОВРЕМЕННО РЕЗКО НАЖАТЬ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ
И ТОРМОЗОВ!
3.4.5 Остановка двигателя
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ОСТАНОВКОЙ ДВИГАТЕЛЯ ДАТЬ ЕМУ
ПОРАБОТАТЬ НЕ МЕНЕЕ 3 мин СНАЧАЛА НА СРЕДНЕЙ, А ЗА-
ТЕМ НА МИНИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЕ ХОЛОСТОГО ХОДА ДЛЯ
СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОЖ И МАСЛА - НЕСОБЛЮДЕ-
НИЕ ЭТИХ УКАЗАНИЙ ПРИВЕДЕТ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ ТУР-
БОКОМПРЕССОРА!
Для остановки двигателя необходимо:
- заблокировать рулевое колесо в исходном (нейтральном) положении;
- опустить овал, рыхлитель, навесное оборудование;
- убедиться в том, что кондиционер выключен (при комплектации);
- убедиться в том, что ВОМ выключен (при комплектации);
- установить рычаг управления подачей топлива в положение, соответ-
ствующее минимальной подаче и остановить двигатель рукояткой останова.
При совершении длительной остановки необходимо отключить АКБ от
бортовой сети по истечении не менее 1 мин после остановки двигателя.
3.4.6 Действия по окончании работ
По окончании работ следует:
- остановить трактор на площадке для межсменного хранения, выполнив
рекомендации 3.4.4 и 3.4.5;
108
– убедиться в том, что АКБ отключены от бортовой сети;
- выполнить операции ЕТО (таблица 4.4) по окончании рабочей смены;
- заблокировать окна и двери трактора.
3.4.7 Особенности эксплуатации в зимних условиях
Для обеспечения бесперебойной и надежной работы трактора в зимний пе-
риод, который начинается при понижении температуры окружающего воздуха
ниже плюс 5 °С, необходимо:
- заблаговременно подготовить трактор к переходу на режим зимней
эксплуатации, для чего провести очередное плановое ТО, дополнив его опера-
циями сезонного ТО;
- ежедневно сливать конденсат из охладителя наддувочного воздуха и ре-
сивера пневмосистемы, отстой из фильтра предварительной очистки топлива и
топливных баков во избежание неисправностей;
- заправлять топливные баки в конце каждого рабочего дня для исключе-
ния образования конденсата внутри баков;
- содержать АКБ полностью заряженными. Не допускается эксплуатация
АКБ, заряженных менее 75 %;
- очищать стекла кабины от инея или льда деревянным или пластмассо-
вым скребком, при этом обогреть внутреннюю сторону стекол работой контура
отопления климатической установки или отопителя, для заднего стекла допол-
нительно включить установленный обогреватель;
- во избежание отказов и поломок стеклоочистителей при их использова-
нии необходимо:
1) перед включением стеклоочистителя убедиться, что щетка не при-
мерзла к стеклу и может свободно перемещаться;
2) использовать в системе стеклоомывателя незамерзающую при от-
рицательных температурах жидкость;
3) при работе стеклоочистителя следить за тем, чтобы в крайних по-
ложениях хода щетки не образовывались обледенения и скопления снега на
109
стекле, так как уменьшение хода щетки ведет к срезанию шлицев в месте её
крепления;
- при температуре окружающего воздуха ниже минус 15 °С начинать
движение трактора, выполнять поворот или разворот не ранее, чем через 5 мин
работы двигателя на рабочей частоте для исключения случаев поломки деталей
насосов гидросистем трактора, КП и ГСП.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДОГРЕВАТЬ ВСАСЫВАЕМЫЙ ВОЗДУХ
ПЕРЕД ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЕМ ОТКРЫТЫМ ПЛАМЕНЕМ!
При хранении трактора на открытой площадке в конце смены после оста-
новки двигателя рекомендуется установить рычаг управления подачей топлива
в положение, соответствующее наибольшей подаче, для облегчения последую-
щего пуска.
110
3.5 Использование рабочего оборудования
3.5.1 Прямой, поворотный отвалы
Для выемки, набора призмы волочения и перемещения грунта необходи-
мо на остановленном или движущемся на первой или второй передаче диапазо-
на «А» тракторе опустить и заглубить отвал до достижении глубины резания,
соответствующей возможности использования полной тяги трактора либо за-
данной величине стружки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ С РАЗГОНА ЗАГЛУБЛЯТЬ ИЛИ УПИРАТЬ ОТ-
ВАЛ В ГРУНТ, КАМНИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ!
Если сила тяги недостаточна для снятия стружки заданной величины, то
необходимо перейти на низшую передачу или выглубить отвал.
При выполнении работ по перемещению грунта не следует допускать ин-
тенсивного переваливания грунта через отвал. Во избежание переваливания
грунта необходимо увеличить угол резания отвала (оптимальный угол реза-
ния - 55°±1°).
Уменьшение угла резания отвала ведет к повышению самозаглубляющего
действия, ухудшению внедрения в прочный грунт и работы в «плавающем» по-
ложении отвала, но способствует снижению энергоемкости копания и расхода
топлива, увеличение угла резания - к обратному эффекту.
При работе с кусковыми и сыпучими грунтами рекомендуется уменьшать
угол резания, а связными - увеличивать.
Отсыпку, распределение и укладку грунта выполнять перемещением
призмы волочения установкой отвала в требуемое положение по высоте. Для
получения ровной поверхности необходимо двигаться задним ходом с установ-
ленным отвалом в плавающее или фиксированное по высоте положение.
Для перемещения, распределения призмы волочения по твердой поверх-
ности без дополнительного резания устанавливать отвал в плавающее поло-
жение.
111
При проведении работ на косогоре устанавливать перекос прямого отвала
в сторону, обратную перекосу трактора, и поступательными перемещениями
вперед послойно срезать грунт.
Перед заглублением отвала в твердый или замерзший грунт необходимо
его обработать рыхлителем. Глубина рыхления должна быть такой, чтобы не
возникла пробуксовка трактора.
3.5.2 Корчеватель
Корчевать камни и пни следующим образом:
- поднять толкающую раму 5 (рисунок 3.3) гидроцилиндрами 4 в крайнее
верхнее положение, гидроцилиндры подворота корчевального органа 3 вытянуть;
1 - корчуемый пень; 2 - корчевальный орган; 3 - гидроцилиндры подворота кор-
чевального органа; 4 - гидроцилиндры толкающей рамы; 5 - толкающая рама
Рисунок 3.3 - Корчевание
- подъехать к пню на расстояние около 1,5 м;
- не останавливая трактор, опустить толкающую раму и подвести клыки
корчевального органа 2 под корчуемый пень 1 или камень;
- когда клыки корчевального органа заглубились до отказа или движение
трактора вперед затруднено, остановить трактор и втянуть штоки гидроцилин-
дров подворота корчевального органа;
112
– после того как пень или камень оказывается на клыках, втягивая штоки
гидроцилиндров подъема толкающей рамы, продолжить движение трактора;
- выкорчеванный предмет переместить к месту выгрузки.
Очень крупные пни корчевать несколькими приемами.
Допускается использовать корчеватель для рыхления мерзлых и твердых
грунтов для последующей обработки отвалом.
113

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности