Трактор Беларус 1502. Руководство — часть 18

– заменить фильтр тонкой очистки РЖ ГСП (4.3.10.3);
- промыть фильтр грубой очистки РЖ ГСП (4.3.10.4);
- завернуть заглушку и заправить РЖ до 1/2 уровня масломера;
- установить на место крышку, кронштейн, рукав для слива РЖ.
4.3.10.3 Замена фильтра тонкой очистки
Периодичность - по окончании обкатки и каждые 1000 ч работы двигате-
ля одновременно с заменой РЖ в ГСП, а также при загорании контрольной
лампы засоренности фильтра ГСП 3 (рисунок 1.6).
Заменить фильтр в следующей последовательности:
- отвернуть болты 5 (рисунок 4.53) и снять крыло 1;
1 - крыло; 2 - зашивка; 3, 5 - болт; 4 - фильтрующий элемент
Рисунок 4.53 - Замена фильтра тонкой очистки РЖ ГСП
- отвернуть болты 3 и снять зашивку 2;
- отвернуть (против часовой стрелки) фильтр 4 со штуцера, используя
специальный ключ или другие подручные средства;
- очистить место установки фильтра от загрязнений;
- смазать маслом прокладку и установить новый фильтр. После касания
прокладкой опорной поверхности корпуса довернуть фильтр еще на 3/4 оборота.
ВНИМАНИЕ: ФИЛЬТР ЗАВОРАЧИВАТЬ ТОЛЬКО УСИЛИЕМ
РУК!
231
4.3.10.4 Промывка фильтра грубой очистки
Периодичность - по окончании обкатки и каждые 1000 ч работы двигате-
ля одновременно с заменой РЖ в ГСП.
Ослабить хомуты 2 (рисунок 4.54) рукавов и извлечь фильтр 1 из масля-
ной магистрали, находящейся около радиатора ГСП 3.
1 - фильтр грубой очистки РЖ ГСП; 2 - хомут; 3 - радиатор ГСП
Рисунок 4.54 - Промывка фильтра грубой очистки РЖ ГСП
Фильтр промыть и продуть сжатым воздухом под давлением не бо-
лее 0,2 МПа до полного удаления загрязнений. Струю воздуха направлять про-
тив направления стрелки, нанесенной на корпусе фильтра.
Установить фильтр в магистраль, обеспечив направление стрелки на кор-
пусе от радиатора, и затянуть хомуты рукавов крутящим моментом от 3
до 3,5 Нм.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ УСТАНОВКА ФИЛЬТРА В
МАСЛЯНУЮ МАГИСТРАЛЬ!
4.3.11 Навесное и тягово-сцепное устройства. Смазка втулок
Периодичность - каждые 500 ч работы двигателя.
Нагнетать шприцем смазку в две масленки 1 (рисунок 4.55) поворотного
вала 2 и две масленки 3 гидроцилиндров 4, расположенные по правому и лево-
му борту трактора, две масленки 7 и 8 тягового крюка 6.
232
1, 3, 7, 8 - масленка; 2 - поворотный вал; 4 - гидроцилиндр; 5 - палец; 6 - тяго-
вый крюк; 9 - чека
Рисунок 4.55 - Смазка втулок ЗНУ и тягово-сцепного устройства
Для доступа к масленке 8 необходимо расфиксировать и извлечь чеку 9,
сместить палец 5 в соответствии с рисунком.
4.3.12 Кабина. Климатическая установка
4.3.12.1 Проверка состояния шлангов кондиционера, трубок слива кон-
денсата отопителя-охладителя
Периодичность - ежесменно.
Шланги кондиционера в моторном отсеке должны быть четко зафиксиро-
ваны стяжными хомутами, а в местах соприкосновения с нагретыми частями
двигателя установлены в защитные рукава.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ СОПРИКОСНОВЕ-
НИЕ ШЛАНГОВ С ДВИЖУЩИМИСЯ ЧАСТЯМИ ТРАКТОРА!
Признак чистой трубки слива конденсата отопителя-охладителя - капа-
ние воды при работе кондиционера в жаркую погоду. Концы трубок выведены
из торцов стоек кабины в нижней части.
Если очистка через нижние концы не возможна, то необходимо:
- снять рукоятку крана контура отопления 2 (рисунок 4.56), для чего от-
вернуть винт крепления рукоятки к панели 4;
- снять с панели шесть колпачков 1 (места установки указаны стрелками);
- отвернуть болты 3 и открыть панель;
233
1 - колпачок; 2 - рукоятка крана контура отопления; 3 - болт; 4 - панель
Рисунок 4.56 - Открытие верхней панели кабины
- отсоединить две синие трубки от выводов отопителя-охладителя и про-
дуть сжатым воздухом;
- установить элементы панели в обратной последовательности.
4.3.12.2 Очистка, замена фильтров
Периодичность очистки - по окончании обкатки и каждые 125 ч работы
двигателя, а в условиях большой запыленности - ежесменно.
Периодичность замены - каждые 1000 ч работы двигателя.
ВНИМАНИЕ: НЕ ВКЛЮЧАТЬ ВЕНТИЛЯТОР ПЕРЕД ОЧИСТКОЙ
ФИЛЬТРОВ ПРИ ВЫСОКОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА - С
ВЛАЖНОГО БУМАЖНОГО ФИЛЬТРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА
ПЫЛЬ ТРУДНО УДАЛЯЕТСЯ!
Выполнить в следующей последовательности:
- установить подставку, или небольшую лестницу для доступа к фильтру;
- под выступающим краем крыши кабины снять четыре колпачка 3 (ри-
сунок 4.57) с болтов 1 и 4;
- снять защитную сетку 6, для чего отвернуть два болта 4 с шайбой 5;
- снять рамку 7 с фильтрующими элементами 10, для чего отвернуть два
болта 1 и один болт 8 с шайбами 2 и 9 соответственно;
- фильтрующие элементы извлечь из рамки и очистить или заменить.
234
1,
4,
8 - болт; 2, 5, 9 - шайба; 3 - колпачок; 6 - защитная сетка; 7 - рамка;
10 - фильтрующий элемент
Рисунок 4.57 - Очистка, замена фильтров кабины
Чистить фильтрующие элементы с помощью сжатого воздуха под давле-
нием не более 0,1 МПа. Насадку шланга удерживать на расстоянии не бли-
же 300 мм от фильтрующего элемента, чтобы не повредить его;
- смонтировать фильтр в обратной последовательности;
- выполнить перечисленные операции для фильтра, расположенного на
другой стороне кабины.
4.3.13 Электрооборудование
4.3.13.1 ТО стартера
Периодичность - каждые 2000 ч работы двигателя.
Выполнить в следующей последовательности:
- снять крышку со стороны коллектора и проверить состояние щеточно-
коллекторного узла.
Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значи-
тельного подгара. Если коллектор загрязнен или имеет следы значительного
подгара, протереть его чистой салфеткой, смоченной в бензине. При невозмож-
235
ности устранения грязи или подгара протиркой, зачистить коллектор мелкой
шлифовальной шкуркой. При значительных подгарах коллектора, не поддаю-
щихся зачистке, проточить коллектор на станке.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно
прилегать к коллектору. При износе щеток до высоты менее 13 мм, а также при
наличии значительных сколов заменить их новыми;
- продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора
сжатым воздухом;
- проверить состояние контактной системы реле стартера. При значи-
тельном подгаре зачистить контактные болты и пластину шлифовальной шкур-
кой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при
этом форму контактных поверхностей медных болтов. При значительном изно-
се пластины и болтов, перевернуть контактную пластину, а контактные болты
развернуть примерно на 180°;
- проверить легкость перемещения привода по валу якоря. При включе-
нии и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам
вала якоря;
- удалить с внутренних поверхностей направляющей втулки привода
(шлицевой и гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера
загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно
затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в
зацепление с зубчатым венцом маховика. На очищенные поверхности нанести
тонкий слой технического вазелина или другой равноценной смазки;
- проверить визуально состояние шестерни привода и упорных шайб. За-
зор между торцем шестерни и упорными шайбами при включенном положении
должен быть от 2 до 4 мм.
4.3.13.2 Проверка состояния АКБ
Периодичность - по окончании обкатки и каждые 250 ч работы двигателя.
236
Очистить батареи от грязи, пыли и следов электролита чистой ветошью,
смоченной в 10 % растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.
Убедиться, что вентиляционные отверстия не засорены;
Проверить уровень электролита во всех элементах батареи, который дол-
жен быть выше защитной решетки пластин на высоту от 12 до 15 мм, измерен-
ный стеклянной трубкой совместно с линейкой. При снижении уровня электро-
лита необходимо долить дистиллированную воду.
Доливать электролит в АКБ запрещается, за исключением тех случаев,
когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет
его утечки. При этом плотность заливаемого электролита должна быть такой
же, что в АКБ.
Проверить крепление наконечников проводов с клеммами. Окислившиеся
клеммы батареи и наконечники проводов очистить абразивной бумагой и сма-
зать тонким слоем технического вазелина.
В случае необходимости снятия АКБ с защитного контейнера, исходя из
условий безопасности, сначала отсоединить минусовую клемму, а затем - плю-
совую. Устанавливать АКБ в обратной последовательности с учетом полярности.
4.3.13.3 Проверка степени зарядки АКБ
Периодичность - каждые 500 ч работы двигателя.
Проверить степень зарядки АКБ в следующей последовательности:
- снять АКБ с трактора, и при последующей установке АКБ поменять ме-
стами для увеличения и обеспечения равномерного срока службы;
- снять пробки заливных отверстий;
- проверить уровень электролита в соответствии с 4.3.13.2;
- определить температуру электролита в АКБ. При отсутствии подходя-
щего термометра температуру электролита принять условно равной температу-
ре окружающего воздуха;
- поочередно в каждый элемент батареи погрузить наконечник ареомет-
ра (рисунок 4.58), предварительно сжав резиновую грушу, набрать электролит и
по шкале определить плотность.
237
ВНИМАНИЕ: ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА НЕ СЛЕДУЕТ ИЗМЕ-
РЯТЬ РАНЕЕ 7 ч ПОСЛЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ АКБ ОТ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ, А ТАКЖЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ДОЛИВКИ ДИ-
СТИЛЛИРОВАННОЙ ВОДЫ!
Рисунок 4.58 - Измерение плотности электролита ареометром
- зафиксировать наименьшее значение плотности. Разница в плотности
электролита элементов одной АКБ не должна превышать 0,02 г/см3, при боль-
шей разнице сдать АКБ на аккумуляторную станцию;
- в наименьшее значение плотности внести поправку с учетом темпера-
туры окружающей среды в соответствии с таблицей 4.7 для приведения к тем-
пературе 25 °С;
Таблица 4.7 - Температурная поправка к показаниям плотности
электролита
Температура электролита в процессе
Поправка к показаниям
измерений, °С
денсиметра, г/см3
Свыше плюс 45
плюс 0,02
от плюс 30 до плюс 45 включ.
плюс 0,01
« плюс 20
« плюс 30
«
0
« плюс 5
« плюс 20
«
минус 0,01
« минус 10
« плюс 5
«
минус 0,02
« минус 25
« минус 10 «
минус 0,03
« минус 40
« минус 25 «
минус 0,04
минус 40 и ниже
минус 0,05
– определить степень зарядки АКБ по таблице 4.8 в зависимости от кли-
матических условий по месту эксплуатации трактора.
238
Таблица 4.8 - Плотность электролита в зависимости от климатических условий
Плотность электролита
Климатический район.
Время
при температуре 25 °С, г/см3
Средняя месячная температура воздуха
года
Заправ-
Батарея заряжена на
в январе, °С
ляемого
100%
75%
50%
Очень холодный (от минус 50 до минус 30)
Зима
1,28
1,30
1,26
1,22
Лето
1,24
1,26
1,22
1,18
Холодный (от минус 30 до минус 15)
1,26
1,28
1,24
1,21
Умеренный (от минус 15 до минус 8)
Круглый
1,24
1,26
1,22
1,18
Теплый влажный (от 0 до плюс 4)
год
1,25
1,27
1,23
1,19
Жаркий сухой (от минус 15 до плюс 4)
1,22
1,24
1,20
1,16
П р и м е ч а н и я :
1 Допускаемое отклонение плотности электролита от значений, приведенных в данной таб-
лице, ± 0,01 г/см3.
2 Регион Республики Беларусь по природно-климатическим условиям относится к умерен-
ному району.
Эксплуатация АКБ, заряженных менее 50 % летом и 75 % зимой не до-
пускается, необходимо сдать АКБ на аккумуляторную станцию для зарядки;
- закрыть пробки заливных отверстий;
- измерить напряжение АКБ без нагрузки, для чего подсоединить с уче-
том полярности выводы нагрузочной вилки с отключенными сопротивлениями
к соответствующим выводам АКБ. По полученному значению определить сте-
пень зарядки АКБ с помощью таблицы 4.9.
ВНИМАНИЕ: СТЕПЕНЬ ЗАРЯДКИ АКБ ПО НАПРЯЖЕНИЮ
ОПРЕДЕЛЯТЬ ПО ИСТЕЧЕНИИ НЕ МЕНЕЕ 2 ч ПОСЛЕ ОТКЛЮ-
ЧЕНИЯ АКБ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ!
Таблица 4.9 - Степень зарядки АКБ по напряжению на выводах
Напряжение, В
12,70
12,58
12,46
12,40
12,36
12,28
12,24
12,20
12,12
Степень зарядки, %
100
90
80
75
70
60
55
50
40
Эксплуатация АКБ, заряженных менее 50 % летом и 75 % зимой не до-
пускается, необходимо сдать АКБ на аккумуляторную станцию для зарядки.
П р и м е ч а н и е
- По мере старения АКБ напряжение на ее выво-
дах в полностью заряженном состоянии снижается.
239
- измерить напряжение АКБ под нагрузкой, для чего в нагрузочной вилке
включить сопротивление и подсоединить плюсовой вывод к АКБ, а затем плот-
но прижать минусовой вывод на (5+1) с - если напряжение снизилось ниже 9 В,
то следует сдать АКБ на аккумуляторную станцию.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ ПОДСОЕДИНЕНИИ МИНУСОВОГО
ВЫВОДА НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ С ВКЛЮЧЕННЫМИ СОПРО-
ТИВЛЕНИЯМИ К АКБ ДОПУСКАЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ ИСКР!
П р и м е ч а н и е
- Объективным является лишь значение
напряжения, определенное в результате первого измерения. После-
дующие значения будут ниже из-за частичного разряда АКБ при
проведении операции.
240
5 Текущий ремонт
5.1 ТР трактора
5.1.1 Общие указания
При возникновении неисправностей необходимо провести ТР трактора в
специализированных помещениях для ремонта транспортных средств.
ТР в гарантийный период должен проводить технический центр по сер-
висному обслуживанию в соответствии с договором на техническое обслужи-
вание трактора в гарантийный период.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ ТР В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД
САМОСТОЯТЕЛЬНО (БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С ТЕХНИЧЕСКИМ
ЦЕНТРОМ)!
ТР рекомендуется проводить необезличенным методом, при котором со-
храняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определен-
ному трактору, а при наличии оборотного фонда - обезличенным методом.
Работы по ТР должны выполнять рабочие, имеющие удостоверение о
присвоении квалификации слесаря не ниже 3 разряда, под руководством опера-
тора трактора и (или) механика, имеющих свидетельство об обучении в учеб-
ном центре «МТЗ-ХОЛДИНГ» по курсу «Устройство, правила эксплуатации и
технического обслуживания гусеничного трактора».
Только соответствующие специалисты должны разбирать, ремонтировать
и регулировать:
- кондиционер;
- тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором;
- пневмогидроаккумулятор;
- турбокомпрессор, топливный насос двигателя;
- насос и гидромотор ГСП;
- насосы гидросистем трактора, КП и заднего моста;
- распределитель и гидроцилиндры гидросистемы трактора.
241
Перед проведением ТР трактор очистить и вымыть, остатки воды удалить
обдувом сжатым воздухом. Слить ОЖ, масло, РЖ из узлов, требующих снятие
или разборку.
При проведении ремонта должна быть составлена дефектная ведомость
на основании наружного осмотра и разборки трактора до пределов, необходи-
мых для выявления и устранения отказов и неисправностей узлов, при участии
оператора трактора и механика (или другого инженерно-технического работни-
ка, ответственного за техническое состояние трактора). Детали браковать в со-
ответствии с данными таблицы 5.1.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: РАЗБОРКА И СБОРКА УЗЛОВ ТРАКТО-
РА БЕЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИВОДЯТ К
СНИЖЕНИЮ КАЧЕСТВА СОПРЯЖЕНИЙ, ПОВРЕЖДЕНИЮ
ПРОКЛАДОК И УПЛОТНЕНИЙ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ИЗ-
НОСУ И ПОВРЕЖДЕНИЮ КРЕПЕЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ!
Таблица 5.1 - Общие требования на браковку деталей
Деталь
Дефект
Подшипники
Выкрашивание, шелушения усталостного характера на бе-
говых дорожках, кольцах, шариках или роликах
Раковины, чешуйчатые отслоения коррозионного характера
Трещины, обломы
Цвета побежалости на беговых дорожках колец, шариках
или роликах
Отрывы головок заклепок, сепараторов, ослабление закле-
пок, вмятины на сепараторах, затрудняющие вращение ша-
риков или роликов, поломки сепараторов
Валы и оси
Трещины любых размеров и расположения
Шестерни, зубчатые колеса,
Обломы зубьев
муфты
Трещины любых размеров и расположения
Детали со шлицами
Сдвиги, смятия и обломы шлицев
Скручивания шлицев совместно с деталями
Корпусные детали
Трещины любых размеров и расположения
Пальцы и втулки шарниров
Задиры, трещины, сколы, наклепы любых размеров
Прокладки
Задиры, трещины, смятая поверхность
Болты и гайки
Смятые ребра граней, зарубы
Детали с резьбовыми по-
Забитая или сорванная резьба более двух ниток. Для сбороч-
верхностями
ных единиц гидросистемы допускается не более одной нитки
Манжеты
Изношенная рабочая поверхность, трещины
Рукава
Трещины любых размеров, стертая поверхность
242
Перечень деталей и сборочных единиц трактора с иллюстрациями и све-
дения об их количестве, расположении, взаимозаменяемости приведен в ката-
логе изделия 1502-0000010 КИ, прилагаемом к трактору. Каталог является ос-
новным источником информации для выбора и заказа необходимых запасных
частей.
П р и м е ч а н и е
- Перечень деталей и сборочных единиц двигателя
трактора приведен в каталоге сборочных единиц и деталей «260/260С-0000100 КД»
Минского моторного завода.
При выполнении ремонта выполнять следующие указания:
- присоединять приборы электрооборудования после их снятия, а также
проверять исправность работы отдельных электрических цепей в соответствии
с приведенными в 2.13 схемами электрических соединений;
- снимать приборы электрооборудования трактора или частично разъеди-
нять с проводкой только при отключенных АКБ от бортовой сети;
- перед началом работ, связанных с применением электросварки, необхо-
димо отсоединить электропровода от генератора и снять клеммы с АКБ. Несо-
блюдение данного требования приводит к выходу из строя регулятора напря-
жения генератора;
- заворачивать болты и гайки ключами соответствующего размера без
применения удлинителей и молотков;
- при замене дефектной шестерни для обеспечения правильного зацепле-
ния необходимо заменить и сопряженную шестерню. Замена только одной ше-
стерни допускается при установке не новой, а уже работавшей шестерни. Не
допускается разукомплектование конических передач заднего моста;
- при замене венца 3 (рисунок 5.1) ведомой шестерни 1 конечной переда-
чи гайки 5 (70-3003032), соединяющие венец со ступицей 2, необходимо заме-
нить на новые. При сборе ведомой шестерни двенадцать гаек 5 должны быть
затянуты крутящим моментом от 355 до 450 Нм (до совпадения пазов с отвер-
стиями) и зашплинтованы.
243

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности