Трактор Беларус 1502. Руководство — часть 5

нок 2.5) определяет частоту вращения ВОМ и передает соответствующий сигнал
к комбинированному индикатору.
При переводе клавиши питания ВОМ в положение «ВОМ выключен» про-
порциональный клапан обесточивается, а РЖ подается в тормоз ВОМ, преду-
смотренный для устранения «ведения» и остановки хвостовика.
2.7 Ходовая система
Ходовая система состоит из гусеничного движителя и подвески.
Подвеска соединяет раму с осями опорных катков и обеспечивает необ-
ходимую плавность хода трактора.
Подвеска торсионная, балансирная, включает в себя четыре двухбалан-
сирные 3 (рисунок 2.6) и две однобалансирные 4 каретки с торсионами. Карет-
ки имеют ограничители хода катков, что исключает возможность закручивания
цапф и торсионов сверх предельного.
1 - направляющее колесо; 2 - механизм натяжения; 3 - двухбалансирная каретка;
4 - однобалансирная каретка; 5 - гусеница; 6 - поддерживающий каток; 7 - опор-
ный каток; 8 - ведущее колесо
Рисунок 2.6 - Ходовая система трактора
Гусеничный движитель состоит из двух гусениц 5, двух ведущих колес 8,
четырех поддерживающих 6 и двадцати опорных 7 катков, двух механизмов
натяжения 2 и двух направляющих колес 1.
Каждая гусеница состоит из 62 траков, соединенных между собой через
резинометаллические втулки пальцами с гайками, затяжка которых обеспечи-
вает уплотнение шарниров гусеницы по торцам втулок и увеличивает жест-
кость соединения.
62
Передача момента от ведущих колес гусенице осуществляется посред-
ством цевочного зацепления.
Направляющее колесо обеспечивает направление движения гусеницы и ее
укладку под передний опорный каток.
Механизм натяжения обеспечивает предварительное натяжение гусени-
цы, которое обеспечивает долговечность ее работы, а также компенсирует дли-
ну обвода при попадании в движитель посторонних предметов, предотвращая
резкое натяжение гусеницы, и, как следствие, выход из строя ходовой системы
или конечной передачи. Механизм натяжения также снижает динамические
нагрузки, действующие на трактор при наезде на препятствие.
Механизм натяжения расположен внутри рамы, что исключает внешнее
механическое воздействие.
2.8 Пневмосистема и тормоза
Компрессор 1 (рисунок 2.7), источник сжатого воздуха для пневмосисте-
мы, осуществляет забор воздуха из впускного коллектора двигателя, сжимает
его и подает в ресивер 3 через регулятор давления 4. Из ресивера сжатый воз-
дух поступает к тормозным кранам 12, в пружинные энергоаккумуляторы 6 че-
рез тормозной кран обратного действия 2, к соединительной головке 7 через
кран управления тормозами прицепа 11 и ускорительный клапан 10.
Регулятор давления автоматически поддерживает давление в системе
от 0,65 до 0,80 МПа, отделяет и удаляет воду, масло и механические примеси,
предохраняет систему от чрезмерного повышения давления.
Для контроля давления воздуха в ресивере установлены датчик давления
воздуха 8 и датчик аварийного давления воздуха 9, передающие сигналы к ком-
бинации приборов.
Отбор воздуха из пневмосистемы осуществляется через два клапана, рас-
положенные на регуляторе давления и ускорительном клапане.
63
1 - компрессор; 2 - тормозной кран обратного действия; 3 - ресивер; 4 - регуля-
тор давления; 5 - тормозная камера; 6 - пружинный энергоаккумулятор; 7 - со-
единительная головка; 8 - датчик давления воздуха; 9 - датчик аварийного давле-
ния воздуха; 10 - ускорительный клапан; 11 - кран управления тормозами прице-
па; 12 - тормозные краны
Рисунок 2.7 - Пневматическая система управления тормозами
При включении рабочего тормоза нажатием на педали, воздух через тор-
мозные краны поступает в тормозные камеры 5 и в управляющую полость кра-
на управления тормозами прицепа. Тормозные камеры выдвигают штоки и воз-
действуют на тормозные механизмы, а кран управления тормозами прицепа
выпускает воздух из магистрали соединительной головки. Датчики, установ-
ленные на тормозных камерах, включают сигналы торможения.
При включении стояночного тормоза поворотом рычага 39 (рисунок 1.2)
вверх, тормозной кран обратного действия выпускает воздух в атмосферу из
пружинных энергоаккумуляторов и из управляющей полости ускорительного
клапана. Пружинные энергоаккумуляторы выдвигают штоки и воздействуют на
тормозной механизм за счет разжимающихся пружин, а ускорительный клапан
выпускает воздух из магистрали соединительной головки. Датчик аварийного
давления воздуха, установленный на пружинном энергоаккумуляторе, включает
64
в мигающем режиме сигнализатор включения стояночного тормоза 14 (рису-
нок 1.7) в комбинированном индикаторе.
Привод управления тормозами прицепа однопроводный, осуществляет
управление в двух режимах: непосредственное (при торможении трактора) и
автоматическое (при аварийном отсоединении прицепа от трактора в результате
падения давления до нуля в соединительной магистрали прицепа).
Тормозные механизмы 7 (рисунок 2.4) дисковые, «мокрые» с принуди-
тельным охлаждением и смазкой гидросистемой КП, установлены на водилах с
левой и правой стороны механизма поворота.
2.9 Гидросистема трактора
При работающем двигателе шестеренный насос 11 (рисунок 2.8) нагнета-
ет РЖ из секции бака 13 в напорную магистраль к распределителю 17. Предо-
хранительный клапан 12, установленный в напорной магистрали и отрегулиро-
ванный на давление (18+1) МПа, предохраняет насос от перегрузок.
Насос расположен на корпусе сцепления с левой стороны, приводится во
вращение через систему шестерен от двигателя. Привод обеспечивает включе-
ние насоса при повороте валика 8 по, отключение - против, часовой стрелки до
упора. Болт 7 фиксирует требуемое положение валика.
ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧАТЬ/ВЫКЛЮЧАТЬ НАСОС ТОЛЬКО ПРИ
НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ, ЛИБО НА МИНИМАЛЬНОЙ
ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ!
От распределителя РЖ направляется в секцию бака через сливной
фильтр 14, где она проходит очистку от загрязняющих веществ.
Перепускной электромагнитный клапан 16, установленный на входе в
распределитель, направляет РЖ в открытом положении напрямую, в закрытом
положении - через предохранительный клапан, установленный на выходе рас-
пределителя и настроенный на давление (14±1) МПа.
Перепускной электромагнитный клапан при нажатой кнопке разблокиров-
ки распределителя 5 (рисунок 1.21) закрывается, при отпущенной - открывается.
65
1 - гидроцилиндр отвала; 2, 21, 23, 24, 26, 27 - муфты (пары гидровыводов); 3 - пневмогидроаккумулятор; 4, 20 - клапан управле-
ния; 5 - колодка; 6, 12 - предохранительный клапан; 7 - фиксирующий болт; 8 - валик; 9 - гидроцилиндр механизма натяжения гу-
сеницы; 10, 15 - гидрозамок; 11 - шестеренный насос; 13 - секция бака; 14 - сливной фильтр; 16 - перепускной электромагнитный
клапан; 17 - распределитель; 18 - вывод дренажного трубопровода; 19 - напорная колодка; 22, 25 - рукав; 28
- гидроцилиндр
ЗНУ; 29 - маслозакачивающий насос; а, б, в, г - штуцер для подключения манометра
Рисунок 2.8 - Оборудование гидросистемы трактора
Распределитель состоит из пяти рабочих секций двухстороннего дей-
ствия, при этом первая секция имеет дополнительно «плавающее» положение,
вторая - встроенный предохранительный клапан для натяжения гусениц и свя-
зывает гидровыводы распределителя с баком в «нейтральном» (выключенном)
положении.
Управление секциями распределителя осуществляется джойстиком в со-
ответствии с 1.4.22.
При включении джойстиком первой секции распределителя для опуска-
ния отвала РЖ под давлением направляется по рукавам высокого давления и
трубкам через напорную колодку 19 (рисунок 2.8) в поршневые полости, для
подъема отвала - в штоковые полости гидроцилиндров 1. Вытесняемая РЖ из
гидроцилиндров направляется через распределитель в бак.
Замедлительные клапаны, установленные на входе в штоковые полости
гидроцилиндров, ограничивают скорость опускания отвала.
В напорной колодке установлен клапан управления 20 для открытия гид-
розамка 15 при давлении более 3,0 МПа в магистрали штоковой полости гидро-
цилиндров, который разгружает распределитель, направляя часть РЖ из порш-
невой магистрали на слив напрямую в бак при подъеме отвала.
Штуцер «в» предназначен для подсоединения контрольно-измеритель-
ного оборудования к штоковой, а штуцер «г» - к поршневой магистрали гидро-
цилиндров отвала.
При включении джойстиком второй, третьей, пятой секций РЖ направля-
ется к муфтам 24, 26, 23 соответственно свободных пар гидровыводов - предна-
значенных для подключения дополнительного гидравлического оборудования.
При включении джойстиком четвертой секции распределителя РЖ
направляется по рукавам высокого давления в соответствующие полости гид-
роцилиндров ЗНУ 28 или рыхлителя (в зависимости от комплектации), а в слу-
чае их отсутствия на слив в бак (гидровыводы закользованы между собой).
При включении джойстиком второй секции распределителя для натяже-
ния гусениц РЖ от муфт
24
(обязательное подключение) под давлени-
67
ем (8+1) МПа, поддерживаемым встроенным в секцию клапаном, направляется
через муфты 21, подсоединенные рукавами 22, по рукавам высокого давления и
трубкам через гидрозамки 10 в поршневые полости гидроцилиндров 9 и через
колодки 5 в пневмогидроаккумуляторы 3, для ослабления гусениц - в штоко-
вые полости гидроцилиндров и управляющие полости гидрозамков. Вытесняе-
мая РЖ из магистралей направляется через распределитель в бак.
Гидрозамки свободно пропускают РЖ в поршневую магистраль гидроци-
линдров, а выпускают при подаче РЖ в штоковую магистраль, необходимы для
запирания РЖ в поршневых полостях гидроцилиндров при работе трактора.
Колодки 5 регулируют поступление РЖ в пневмогидроаккумуляторы для
обеспечения необходимой жесткости механизма натяжения (предотвращающей
ослабление гусениц при включении заднего хода, резкого торможения и т.д.).
Каждая колодка включает:
- клапан управления 4, перекрывающий магистраль при резком повыше-
нии давления РЖ более 3 МПа в поршневой полости гидроцилиндра;
- дроссель, создающий дополнительное сопротивление в магистрали,
обеспечивающее срабатывание клапана управления;
- предохранительный клапан 6, открывающий магистраль в обход клапа-
на управления и дросселя при давлении РЖ более 22 МПа;
- штуцер
«а», предназначенный для подсоединения контрольно-
измерительного оборудования и контроля давления РЖ перед колодкой, шту-
цер «б» - перед пневмогидроаккумулятором.
Пневмогидроаккумулятор является упругим элементом гидравлического
контура (амортизирующем устройством), заряжен азотом да давление (8+0,5) МПа,
за счет давления газа обеспечивает постоянное натяжение гусениц и защищает
узлы механизма натяжения гусениц (шток гидроцилиндра, ось направляющего
колеса) от перегрузок при попадании в гусеничный движитель посторонних
предметов и внешнем воздействии на подвеску при преодолении препятствий.
Для подачи РЖ в гидроцилиндры корчевателя и гидрораскос прямого от-
вала предусмотрены две передние пары гидровывадов с муфтами 2, соединен-
68
ными трубками и рукавам высокого давления с муфтами 27, закольцованными
рукавами 25 на муфты 26 третьей секции распределителя.
Маслозакачиваючий насос 29 прокачивает заправляемую РЖ через слив-
ной фильтр, предназначен для заправки и дозаправки секции бака гидросисте-
мы, проводимой в соответствии с 4.3.9.1.
2.10 ГСП механизма поворота
ГСП представляет собой гидравлическую систему, в основном контуре
которой РЖ под давлением от регулируемого аксиально-поршневого насо-
са 1 (рисунок 2.9), приводимого от редуктора на корпусе сцепления, под давле-
нием поступает в гидромотор 5 и приводит его вал во вращение. Направление и
количество РЖ задается положением рулевого колеса через серворегулятор 2.
От гидромотора РЖ возвращается напрямую к насосу, при этом часть РЖ вы-
водится из контура для обеспечения благоприятного температурного режима
работы гидросистемы и очистки контура от продуктов приработки и износа.
Насос подпитки 3 героторного типа постоянной производительности пред-
назначен для пополнения РЖ в основном контуре и питания серворегулятора.
1 - аксиально-поршневой насос; 2 - серворегулятор; 3 - насос подпитки; 4 - раз-
ветвитель; 5 - гидромотор; 6 - радиатор ГСП с вентилятором; 7 - фильтр грубой
очистки РЖ; 8 - сетчатый фильтр; 9 - секция бака ГСП; 10 - перепускной клапан;
11 - фильтр тонкой очистки РЖ
Рисунок 2.9 - Оборудование ГСП
69
РЖ из секции бака ГСП 9 засасывается насосом подпитки и направляется
под давлением через фильтр тонкой очистки 11 к аксиально-поршневому насо-
су и серворегулятору.
Фильтр тонкой очистки очищает РЖ от загрязнений, имеет электровизу-
альную сигнализацию, подающую сигнал на блок контрольных ламп и предо-
хранительный клапан, направляющий РЖ при засорении фильтроэлемента
напрямую к аксиально-поршневому насосу.
Выведенная из основного контура РЖ, а также излишки РЖ от насоса
подпитки поступают к перепускному клапану 10, который направляет РЖ через
радиатор ГСП 6 и фильтр грубой очистки 7, разветвитель 4 и сетчатый фильтр 8
в секцию бака.
На перепускном клапане установлены:
- датчик, включающий вентилятор, установленный на радиаторе ГСП,
при температуре РЖ более 77 °С;
- датчик аварийной температуры РЖ в гидросистеме, подающий сигнал
на блок контрольных ламп;
- предохранительный клапан, направляющий РЖ при превышении кри-
тического давления напрямую к разветвителю в обход радиатора.
РЖ от серворегулятора поступает напрямую к разветвителю.
Серворегулятор представляет собой гидроусилитель поворота рулевого
колеса и предназначен для регулирования направления и количества РЖ в ос-
новном контуре. Количество подачи РЖ также зависит от частоты вращения
коленчатого вала двигателя.
Поворот рулевого колеса 1 (рисунок 2.10) из исходного положения в лю-
бую сторону через рулевую колонку 2 передается редуктору 3. В редукторе вал-
шестерня перемещает рейку в продольном направлении, которая посредством
тяг 6, 8 и рычага 7, воздействует на рычаг 9 серворегулятора 10.
При нахождении рычага серворегулятора в центральном положении акси-
ально-поршневой насос не производит подачу РЖ, а гидромотор находится в
заторможенном положении.
70
1 - рулевое колесо; 2 - рулевая колонка; 3 - редуктор; 4 - нульустановитель;
5 - стопорное устройство; 6, 8 - тяга; 7, 9 - рычаг; 10 - серворегулятор
Рисунок 2.10 - Привод управления серворегулятором
Нульустановитель 4 удерживает рулевое колесо в исходном положении,
соответствующим прямолинейному движению трактора.
Стопорное устройство 5 предназначено для блокировки рулевого колеса в
исходном положении для исключения возможности поворота трактора при слу-
чайном воздействии на рулевое колесо при работающем двигателе.
71
2.11 Рабочее оборудование
2.11.1 Прямой отвал
Прямой отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из
лобового листа 1 (рисунок 2.11) криволинейного профиля, к которому приваре-
ны пояса жесткости и косынки, кронштейны для подсоединения раскосов, гид-
роцилиндров и толкающих брусов. Ножи 2, предназначенные для срезания
грунта, крепятся к лобовому листу болтовыми соединениями, обеспечивающи-
ми их замену или перестановку при изнашивании кромки.
1 - лобовой лист; 2 - нож; 3 - щека; 4, 5 - раскос; 6 - гидрораскос; 7 - шарнир;
8 - толкающий брус; 9 - подножка; 10 - полусфера
Рисунок 2.11 - Прямой отвал
Торцы прямого отвала закрыты боковыми щеками 3 для снижения потерь
грунта при его транспортировании. Проушины, размещенные в щеках предна-
значены для зачаливания краном. Козырек, являющийся верхней частью лобо-
вого листа, препятствует пересыпанию грунта через верхнюю кромку отвала и
улучшает формирование призмы волочения грунта.
Толкающие брусы 8 шарнирно соединены с цапфами трактора разрезны-
ми полусферами 10. Шарниры 7 позволяют поворачиваться толкающим брусам
в вертикальной и горизонтальной плоскостях при перекосе отвала, а раскосы 5
обеспечивают устойчивость и равномерно передают поперечные нагрузки.
72
Раскос 4 служит для механического изменения угла резания ножей.
Гидрораскос 6 при выдвижении штока гидроцилиндра поворачивает отвал
в поперечной плоскости вправо (по часовой стрелке) на угол до 10° от среднего
положения, при втягивании - влево на тот же угол, и облегчает врезание отвала в
прочный грунт, сохраняет требуемое положение отвала на косогоре, позволяет
корректировать прямолинейность движения трактора при наборе или перемеще-
нии грунта.
Для безопасной посадки в трактор или высадки на толкающих брусах
приварено рифление в виде подножек 9.
Поворотный отвал (рисунок 2.12) имеет следующие отличия от прямого:
- отсутствуют боковые щеки;
1- лобовой лист; 2
- нож; 3 - шаровая пята; 4
- проушина; 5 - раскос;
6 -толкатель; 7 - кронштейн; 8 - кронштейн гидроцилиндра; 9 - тяга; 10 - крон-
штейны для монтажа корчевателя; 11 - толкающая рама; 12 - шарнир; 13 - под-
ножка; 14 - полусфера
Рисунок 2.12 - Поворотный отвал
- увеличен по ширине и уменьшен по высоте;
- толкающие брусы выполнены в виде толкающей рамы 11, имеющей
приваренные кронштейны 8 для подсоединения гидроцилиндров и кронштей-
ны 10 для монтажа корчевателя;
73
- шаровая пята 3, кронштейны 7 и толкатели 6 обеспечивают возмож-
ность установки отвала в прямое или повернутое на угол приблизитель-
но 25° влево или вправо положение;
- шарниры 12 и шаровая пята позволяют поворачиваться лобовому листу
в вертикальной и горизонтальной плоскостях при регулировке, а тяга 9 обеспе-
чивает дополнительную жесткость толкающей раме.
2.11.2 Рыхлитель, жестко закрепленная скоба, заднее навесное и тягово-
сцепное устройства
Рыхлитель состоит из опорной рамы 3 (рисунок 2.13), гидроцилиндра 2,
жестко закрепленного зуба 5 со сменным литым наконечником 4.
1 - рукав; 2 - гидроцилиндр; 3 - опорная рама; 4 - наконечник; 5 - зуб; 6 - стра-
ховочная цепь; 7 - жестко закрепленная скоба; 8 - нижний кронштейн; 9 - верх-
ний кронштейн
Рисунок 2.13 - Рыхлитель и жестко закрепленная скоба
Гидроцилиндр подсоединяется рукавами 1 непосредственно к четвертой
секции распределителя гидросистемы трактора, обеспечивает подъем, опуска-
ние с принудительным заглублением и фиксацию зуба в определенном рабочем
положении.
Страховочные цепи 6 предназначены для фиксирования рыхлителя в под-
нятом положении при переездах трактора.
74

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности