Трактор Беларус 3522 (CATERPILLAR, CUMMINS). Руководство — часть 12

1 - контргайка; 2 - толкатель; 3 - трубопровод; 4 - главный цилиндр для прямого хода; 5 - бачок; 6 - пружина; 7 - болт; 8 - гай-
ка; 9 - педаль прямого хода; 10 - толкатель; 11 - палец; 12 - вилка; 13 - поршень; 14 - главный цилиндр для реверса; 15 - педаль ревер-
сивного хода;
16 - рабочий цилиндр для прямого хода;
17 - перепускной клапан;
18 - контргайка; 19 - регулировочная гайка; 20 -
тяга;
21 - рабочий цилиндр для реверсивного хода; 22 - перепускной клапан; 23 - палец; 24 - вилка; 25 - контргайка; 26 - тяга; 27
– сектор; 28 - фиксатор; 29 - рычаг; 30 - кнопка; 31 - рукав гибкий; 32 - рычаг; 33 - трубопровод.
Рисунок 3.9.2 - Схема управления тормозами
3.9.3 Конструкция и принцип действия главного тормозного цилиндра
«FENOX». Работа тормозов с приводом от педалей прямого хода при установ-
ленных главных тормозных цилиндрах «FENOX»
Главный тормозной цилиндр «FENOX» однопоршневого типа (рисунок 3.9.3),
служит для создания давления в одноконтурной тормозной системе, которое подво-
дится к гидравлическим прижимным элементам на рабочих тормозах. Гидравличе-
ское давление пропорционально усилию, прилагаемому к поршням главного тормоз-
ного цилиндра. Тормозная сила, создаваемая на рабочих тормозах, пропорцио-
нальна этому давлению и тем самым также усилию на поршне главного тормозного
цилиндра.
1 - толкатель; 2 - пыльник; 3 - упорная шайба; 4 - манжета (маслосъемная);
5 - поршень; 6 - манжета; 7 - пружина.
Рисунок 3.9.3 - Главный тормозной цилиндр «FENOX»
В исходном положении главного тормозного цилиндра поршень 5 (рисунок
3.9.3) под действием усилия пружины 7 прижимается к упорной шайбе 3. Уплотни-
тельная кромка главной П-образной манжеты 6, обращенная к нагнетательной по-
лости цилиндра, находится за компенсационным отверстием А. Вышеописанная
компенсация объема в тормозной системе может происходить через компенсацион-
ное отверстие. На поршне так же установлена передняя П-образная манжета (мас-
лосъемная) 4. Усилие с педали на поршень передается через толкатель 1. Один ко-
нец толкателя, контактирующий с поршнем, имеет форму сферы, на втором конце
выполнена резьба для соединения с педалью. Между поршнем и толкателем преду-
смотрен гарантированный зазор. От попадания грязи рабочий канал цилиндра при-
крыт пыльником 2. Подвод тормозной жидкости в нагнетательную полость цилиндра
осуществляется через компенсационное отверстие по каналу в корпусе от компен-
сационного бачка, установленного сверху цилиндра на бобышке корпуса. Резьбовое
отверстие выходного порта цилиндра для подсоединения трубопровода выполнено
в боковой бобышке корпуса.
В начале процесса торможения главная П-образная манжета заходит за ком-
пенсационное отверстие и тем самым разобщает нагнетательную полость главного
тормозного цилиндра и компенсационный бачок. При дальнейшем движении поршня
вперед тормозная жидкость, находящаяся в нагнетательной полости главного тор-
мозного цилиндра, выдавливается в систему трубопроводов. Начинается повыше-
ние давления.
Поршень рабочего цилиндра давлением жидкости перемешается и через
шток, соединенный с рычагом 21 (рисунок 3.9.8) посредством пальца 24 поворачи-
вает рычаг 21, который поднимает рычаг 23, связанный через сферическую шайбу 9,
зафиксированную гайками 10 и 11 на тяге 17, поднимает ее, затягивая нажимными
дисками тормоз. При снятии усилия с педали пружина 13 возвращает рычаг 23 и
поршень рабочего цилиндра 14 в исходное положение.
134
Два главных тормозных цилиндра «FENOX» соединены между собой уравни-
тельным клапаном. Уравнительный клапан обеспечивает выравнивание давления
жидкости в магистралях рабочих цилиндров правого и левого тормозов при воздей-
ствии на сблокированные педали.
Уравнительный клапан представляет собой цилиндр с установленным в нем
поршнем 2 (рисунок 3.9.4) с уплотнителем 3 и двумя пружинами 1.
1 - пружина; 2 - поршень; 3 - уплотнитель.
Рисунок 3.9.4 - Уравнительный клапан
В первоначальном положении поршень 2 удерживается в равновесном поло-
жении двумя пружинами 1, расположенными по обеим сторонам поршня. При воз-
никновении разницы тормозного давления между контурами поршень перемещается
и подает порцию тормозной жидкости в контур с меньшим давлением до выравнива-
ния тормозного давления между контурами.
3.9.4 Работа тормозов с приводом от педалей прямого хода при установ-
ленных главных тормозных цилиндрах «CARLISLE»
При воздействии на педаль тормоза толкатель 5 (рисунок 3.9.5) главного тормоз-
ного цилиндра, связанный с рычагом педали, перемещается вперед. При этом закрыва-
ется запорный клапан 2, через который в корпус 1 поступает тормозная жидкость из бач-
ка. Поршень 6 перемещается вперед, толкая уравнительный клапан 3. Рабочая жид-
кость при этом подается под давлением по трубопроводу в рабочий цилиндр тормоза.
Поршень рабочего цилиндра давлением жидкости перемешается и через
шток, соединенный с рычагом 21 (рисунок 3.9.8) посредством пальца 24 поворачи-
вает рычаг 21, который поднимает рычаг 23, связанный через сферическую шайбу 9,
зафиксированную гайками 10 и 11 на тяге 17, поднимает ее, затягивая нажимными
дисками тормоз. При снятии усилия с педали пружина 13 возвращает рычаг 23 и
поршень рабочего цилиндра 14 в исходное положение.
Уравнительные клапаны 3 (рисунок 3.9.5) главных тормозных цилиндров обес-
печивают выравнивание давления жидкости в магистралях рабочих цилиндров пра-
вого и левого тормозов при воздействии на сблокированные педали.
1 - корпус;
2 - запорный клапан;
3 - уравнительный клапан;
4 - манжета;
5 - толкатель; 6 - поршень.
Рисунок 3.9.5 - Главный тормозной цилиндр «CARLISLE»
135
3.9.5 Работа тормозов с приводом от педали реверса
При воздействии на педаль тормоза толкатель 2 (рисунок 3.9.6) главного тор-
мозного цилиндра реверса, связанный с рычагом педали, перемещается. При этом
закрывается отверстие «В», соединяющее компенсационную камеру «Б» с полостью
«Г». Поршень 3 перемещается, создавая давление. Рабочая жидкость при этом по-
даётся под давлением по трубопроводу в рабочий цилиндр реверса. Поршень рабо-
чего цилиндра реверса давлением жидкости перемещается и через шток, соединён-
ный с рычагом 32 (рисунок 3.9.2) посредством пальца 23 поворачивает валик тормо-
зов 27 (рисунок 3.9.8), который через промежуточные тяги 6 воздействует на меха-
низмы привода тормозов прямого хода, затягивая нажимными дисками тормоз.
1 - толкатель; 2 - корпус; 3 - поршень.
Рисунок 3.9.6 - Главный тормозной цилиндр реверса
3.9.6 Механизмы привода тормозов
Механизмы привода тормозов являются общими как для привода гидроцилин-
драми от педалей (на прямом ходу и реверсе), так и для механического ручного при-
вода от рычага управления стояночным тормозом через систему тяг и рычагов на
оба колеса через вал 4 (рисунок 3.9.7). При управлении педалями на прямом ходу
обеспечивается раздельное (по бортам) управление тормозами и управление на оба
тормоза при блокировании педалей.
При управлении педалью реверса и при ручном управлении торможение осуще-
ствляется двумя задними колёсами одновременно от рабочего цилиндра реверса 21 и
рычага 32 (рисунок 3.9.2) (для реверса) и от рычага управления стояночным тормозом
1 (рисунок 3.9.7), через тягу 11 (для ручного управления) на вал тормозов 4, рычаги 2,
5, механизмы «А» И «Б». Механизмы привода левого и правого тормозов имеют оди-
наковую конструкцию. К внутреннему концу валика 8 правого механизма приварен ры-
чаг управления однопроводным пневмокраном, а к внутреннему концу валика 9 левого
механизма приварен рычаг управления двухпроводным пневмокраном.
Управление тормозами включает ручное управление рычагом стояночного
тормоза 1 (рисунок 3.9.8) через систему тяг и рычагов и механизмы привода тормо-
зов «А» и «Б» (рисунок 3.9.7).
Рычаг стояночного тормоза 1 (рисунок 3.9.8) в сборе с кронштейном закреп-
ляется на полу кабины с помощью четырех болтов через втулки 19.
Механизм привода тормоза (рисунок 3.9.8) состоит из кронштейна 16, внут-
реннего рычага 23, установленного на валике 25 на круговой шпонке 15, затянутого
болтом 22, рычага 21 со втулками, сидящего свободно на валике 25 и соединенного
со штоком рабочего цилиндра 14 пальцем 24, оттяжных пружин 13, сферической
шайбы 9, контргайки 10, гайки 11, пластины 12, тяги 17, соединяющей механизм при-
вода тормоза с нажимными дисками рабочего тормоза.
При затягивании рычага 1 стояночного тормоза усилие через систему тяг и ры-
чагов передается на нажимные диски левого и правого рабочих тормозов. Нажимные
диски, поворачиваясь навстречу друг другу и обкатываясь наклонными поверхно-
стями профильных канавок по шарикам, раздвигаются, сжимая пакеты тормозных
дисков, и затормаживают ведущие шестерни конечных передач.
136
«А» - механизм привода левого тормоза; «Б» - механизм привода правого тормоза;
1 - рычаг управления; 2 - рычаг левый; 3 - сегментная шпонка; 4 - вал тормозов; 5 - рычаг
правый; 6 - тяга; 7 - рычаг правый задний; 8 - валик механизма привода правого тормоза и
однопроводного пневмокрана; 9 - валик механизма привода левого тормоза и двухпроводного
пневмокрана; 10 - рычаг левый задний; 11 - тяга управления тормозами.
Рисунок 3.9.7 - Привод тормозов
1, 18, 21, 23, 26- рычаги; 2 - сектор; 3 - палец; 4 - вилка; 5 - контргайка; 6, 7, 17 - тяги; 8, 15 -
шпонки; 9 - шайба сферическая; 10 - контргайка; 11 - гайка; 12 - пластина; 13 - пружина; 14 - ци-
линдр рабочий; 16 - кронштейн; 19 - втулка; 20 - выключатель контрольной лампы стояночного тор-
моза, 22 - болт; 24 - палец; 25 - валик механизма привода левого тормоза; 27 - валик тормозов.
Рисунок 3.9.8 - Управление тормозами
137
3.9.7 Проверка и регулировка управления рабочими тормозами на пря-
мом ходу
ВНИМАНИЕ: ПРОВЕРКИ И РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ СИС-
ТЕМЫ, А ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В НЕЙ НЕОБХОДИМО ПРО-
ИЗВОДИТЬ ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПО-
ЛОЖЕНИИ ТРАКТОРА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАН ПОДЛОЖЕН-
НЫМИ ПОД КОЛЕСА ПРОТИВООТКАТНЫМИ УПОРАМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИМИ СА-
МОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАКТОРА! РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ, А ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В НЕЙ
ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО ДИЛЕРЫ!
1, 2 - главный тормозной цилиндр; 3 - вилка; 4 - гайка; 5 - упорный регулиро-
вочный болт; 6 - палец; 7 - контргайка; 8, 9 - педаль; 10 - трубопровод, соединяю-
щий два главных тормозных цилиндра «CARLISLE».
Рисунок 3.9.9 - Регулировка свободного хода педалей управления рабочими
тормозами
Проверку и, при необходимости, регулировку управления рабочими тормозами
трактора производите в следующей последовательности:
1. Установите подушки педалей 8 и 9 (рисунок 3.9.9) в одной плоскости с по-
мощью упорных регулировочных болтов 5, ввинтив их на глубину (20±3) мм. Закон-
трите гайки 4.
2. Проверьте свободный ход педалей. Свободный ход педалей 8, 9 должен
быть в пределах от 4 до 8 мм. Если это условие не соблюдается, произведите регу-
лировку свободного хода педалей, выполнив следующие операции:
- расшплинтуйте и снимите пальцы 6 и отсоедините вилки 3 от стержней пе-
далей 8 и 9.
- отверните контргайки 7 на несколько оборотов, затем путем навинчивания
или вывинчивания вилок 3 укоротите или удлините штоки главных тормозных ци-
линдров 1 и 2 для получения требуемого свободного хода педалей;
- законтрите гайки 7, установите пальцы 6 и зашплинтуйте их. Свободный ход
педалей от 4 до 8 мм соответствует зазору между поршнем и толкателем каждого
главного тормозного цилиндра от 0,6 до 1,3 мм;
- педали не должны касаться элементов кабины. Расположение подушек пе-
далей по высоте при необходимости регулируйте болтами 5 и длиной штоков глав-
ных тормозных цилиндров, обеспечив при этом свободный ход педалей от 4 до 8 мм.
138
3. В системе управления рабочими тормозами могут быть установлены глав-
ные тормозные цилиндры производства фирмы «CARLISLE» (Великобритания) или
производства фирмы «FENOX» (Беларусь).
На тракторах с главными тормозными цилиндрами фирмы «CARLISLE» после
выполнения регулировок заполните гидросистему привода тормозной жидкостью и
прокачайте гидросистему в следующей последовательности:
- долейте в бачки 5 (рисунок 3.9.2) главных тормозных цилиндров 4 тормозную
жидкостью до меток «Мах». В процессе прокачки следите за уровнем жидкости, не
допуская его снижения ниже метки «Min»;
- очистите от пыли и грязи перепускные клапаны 17, снимите с них колпачки,
наденьте на головку перепускного клапана левого рабочего цилиндра трубку, а сво-
бодный её конец опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину
заполненный тормозной жидкостью;
- сблокируйте педали 9 блокировочной планкой;
- нажмите 4 или 5 раз на сблокированные педали тормозов и, удерживая их в
нажатом состоянии, отверните клапан левого рабочего цилиндра на 1/2…3/4 оборота
и, после полного хода педали, когда часть жидкости с воздухом удалится из системы,
заверните клапан. Нажимайте на педаль быстро, отпускайте плавно! Повторите эту
операцию несколько раз до полного удаления воздуха из системы. Снимите трубку с
клапана и наденьте защитный колпачок. Прокачайте в такой же последовательности
гидропривод правого тормоза. Долейте жидкость в оба бачка до метки «Мах».
На тракторах с главными тормозными цилиндрами фирмы «FENOX» после вы-
полнения регулировок также необходимо заполнить гидросистему привода тормозной
жидкостью и прокачать гидросистему. При этом, в виду специфики конструкции, перед
началом работ по заполнению и прокачке гидросистемы управления рабочими тормо-
зами, необходимо отсоединить трубопроводы 1 и 4 (рисунок 3.9.10) от выходных от-
верстий главных тормозных цилиндров 7 и 9, выкрутив болты 2, 5. Заполнить бачки 3
и 6 главных тормозных цилиндров тормозной жидкостью до меток «МАХ» на корпусах
бачков. После появления тормозной жидкости из выходных отверстий главных тор-
мозных цилиндров присоединить трубопроводы 1 и 4 к выходным отверстиям главных
тормозных цилиндров 7, 9 и начать прокачку согласно вышеизложенной методике для
тракторов с главными тормозными цилиндрами фирмы «CARLISLE».
ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ ПРИ ЗАПОЛНЕННЫХ БАЧКАХ ПОСЛЕ ОТСОЕДИНЕНИЯ
ТРУБОПРОВОДОВ ОТ ВЫХОДНЫХ ОТВЕРСТИЙ ГЛАВНЫХ ТОРМОЗНЫХ ЦИЛИН-
ДРОВ ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗ ВЫХОДНЫХ ОТВЕРСТИЙ
ГЛАВНЫХ ТОРМОЗНЫХ ЦИЛИНДРОВ ПО ИСТЕЧЕНИИ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ МИНУТ,
ЭТО УКАЗЫВАЕТ О ЗАСОРЕНИИ КАНАЛА МЕЖДУ БАЧКОМ И РАБОЧЕЙ ПОЛО-
СТЬЮ ЦИЛИНДРА. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОКАЧКИ ГИДРОСИСТЕМЫ
НЕВОЗМОЖНО. ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТА ОБРАТИТЕСЬ К ВАШЕМУ ДИЛЕРУ!
1 - трубопровод; 2 - болт; 3 - бачок; 4 - трубопровод; 5 - болт; 6 - бачок; 7 - глав-
ный тормозной цилиндр; 8 - уравнительный клапан; 9 - главный тормозной цилиндр.
Рисунок 3.9.10 - Отсоединение трубопроводов от главных тормозных цилиндров
на тракторах с главными тормозными цилиндрами производства фирмы «FENOX»
139
4. Разблокируйте педали, заворачиванием (или отворачиванием) регулировочных
гаек 19 (рисунок 3.9.2) тяг 20 обеспечьте при нажатии усилием 300 Н ход каждой педали
(110±10) мм с разницей между ними не более 10…15 мм. Законтрите регулировочные
гайки 19 контргайками 18. Сблокируйте педали. Рабочий ход сблокированных педалей
при усилии 600 Н должен быть в пределах (110±10) мм.
5. Проверьте надежность соединения трубопроводов гидросистемы управления
тормозами.
6. Проверьте эффективность действия тормозов в движении трактора по сухой
поверхности с бетонным или асфальтовым покрытием с выключенной муфтой сцепле-
ния. В случае запаздывания начала торможения одного из колес подтяните регулиро-
вочную гайку 19 соответствующей тормозной тяги.
ВНИМАНИЕ: НЕПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТОРМОЖЕНИЯ
НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 0,5 М!
3.9.8 Проверка и регулировка управления рабочими тормозами на реверсивном ходу
Проверку и, при необходимости, регулировку привода управления тормозами на
реверсивном ходу выполняйте в следующей последовательности:
1. Проверьте свободный ход педали. Свободный ход педали 15 (рисунок 3.9.2) изме-
ренный по центру подушки педали должен быть в пределах от 6 до 12 мм. Если это условие
не соблюдается, отрегулируйте зазор между поршнем 13 и толкателем поршня 10 главного
тормозного цилиндра 14, для чего отсоедините вилку 12 от педали 15 и вращая толкатель
10 добейтесь того, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания тол-
кателя 10 в поршень, измеренное по центру подушки педали, составило от 6 до 12 мм.
2. Соедините рычаг 32 с рабочим цилиндром реверса с помощью пальца 23 в
нижнем положении штока без зазора. При повороте рычага 32 палец 23 должен пере-
мещаться в пазу штока цилиндра без заеданий.
3. Прокачайте гидравлическую систему в следующей последовательности:
- снимите чехол главного тормозного цилиндра реверса 14;
- проверьте уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного
тормозного цилиндра реверса 14, который должен быть в пределах 10…20 мм от верх-
ней кромки компенсационной камеры;
- очистите от пыли и грязи перепускной клапан 22, снимите с него колпачок, на-
деньте на головку перепускного клапана рабочего цилиндра реверса 21 трубку, а сво-
бодный её конец опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину за-
полненный тормозной жидкостью;
- нажмите 4 или 5 раз на педаль реверса тормозов и, удерживая её в нажатом состоянии,
отверните перепускной клапан рабочего цилиндра реверса на 1/2…3/4 оборота и после полного
хода педали, когда часть жидкости с воздухом удалится из системы, заверните клапан. Нажимай-
те педаль быстро, отпускайте плавно! Повторите эту операцию несколько раз до полного удале-
ния воздуха из системы. Снимите трубку с перепускного клапана и наденьте защитный колпачок.
- заполните компенсационную камеру главного тормозного цилиндра реверса 14
тормозной жидкостью до требуемого уровня, наденьте защитный чехол главного цилиндра.
3.9.9 Управление стояночным тормозом
Механический независимый стояночный привод состоит из рычага 17 (рисунок
3.9.11), установленного на втулках 9 на оси 8, затянутого гайкой 12 в кронштейне, состоящем
из кронштейнов 21, 22, сектора 6, распорных втулок 10, стяжных болтов 7 с гайками 11.
В рычаге 17 (рисунок 3.9.11) на оси 16 установлен фиксатор 15, в верхнем плече
которого расположена муфта 20, в которую вворачивается тяга 5. На второй конец тяги
5 наворачивается кнопка 1.
В трубчатой части рычага имеются выступы, на которые опирается шайба 3, яв-
ляющаяся опорой пружины 18. На трубчатую часть напрессовывается рукоятка 2. Для
реверсного исполнения предусмотрена возможность установки дублирующей кнопки 4.
Рычаг 17 соединен с тягой 13 с помощью пальца 19.
Тяга 7 (рисунок 3.9.8) соединена с рычагом 26, установленным на шпонке 8 на ва-
ле тормозов 27. Далее на вале тормозов на шпонке 3 (рисунок 3.9.7) установлен рычаг
2, соединенный тягой 6 с рычагом 10, сидящим на шпонке на валике 9 механизма при-
вода левого тормоза. На другом конце вала тормоза 4 на сегментной шпонке 3 установ-
лен рычаг 5, связанный тягой 6 с рычагом 7 механизма привода правого тормоза.
140
1 - кнопка; 2 - рукоятка; 3 - шайба; 4 - кнопка дублирующая (для реверсивного
исполнения трактора); 5 -тяга; 6 -сектор;
7 - болт; 8 - ось; 9 - втулка; 10 - втулка рас-
порная; 11 - гайка; 12 - гайка; 13 - тяга; 14 - выключатель контрольной лампы стояноч-
ного тормоза; 15 - фиксатор; 16 - ось фиксатора; 17 - рычаг; 18 - пружина; 19 - палец;
20 - муфта; 21 - кронштейн правый; 22 - кронштейн.
Рисунок 3.9.11 - Управление стояночным тормозом
3.9.10 Проверка и регулировка управления стояночным тормозом
ВНИМАНИЕ: ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ СТОЯНОЧНО ТОРМОЗА, А
ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В НЕМ, НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ НЕ-
РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ТРАКТОРА, КОТО-
РЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАН ПОДЛОЖЕННЫМИ ПОД КОЛЕСА ПРОТИВООТКАТ-
НЫМИ УПОРАМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИМИ САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАКТОРА!
Перед проверкой и регулировкой управления стояночным тормозом отрегулируйте
механизмы привода рабочих тормозов на прямом ходу и на реверсивном ходу, как указано в
подразделах 3.9.7 «Проверка и регулировка управления рабочими тормозами на прямом хо-
ду» и 3.9.8 «Проверка и регулировка управления рабочими тормозами на реверсивном ходу».
Проверьте управление стояночным тормозом. Трактор должен удерживаться на
уклоне не менее 18 % при приложении к рукоятке рычага управления 1 (рисунок 3.9.8)
усилия от 390 Н до 410 Н. В случае невыполнения данного требования произведите ре-
гулировку управления стояночным тормозом.
Регулировку управления стояночным тормозом выполняйте в следующей после-
довательности:
- установите рычаг управления 1 (рисунок 3.9.8) стояночного тормоза в крайнее
нижнее (выключенное) положение;
- изменением длины обеих тяг 6 обеспечьте зазор «А» между пальцем 3 и торцем
прорези вилки 4 тяги 6 для левого тормоза в пределах от 4 до 4,5 мм, для правого тор-
моза - в пределах от 2 до 2,5 мм. Для изменения длины тяги 6 необходимо расшплинто-
вать палец 3, отвернуть контргайку 5 и вращением вилки 4 установить требуемую длину.
После чего зашплинтовать палец 3 и завернуть контргайку 5.
- при затяжке рычага управления 1 с усилием от 350 Н до 360 Н фиксатор должен
надежно фиксироваться во впадине четвертого или пятого зуба сектора 2 (что соответ-
ствует четвертому или пятому щелчку при включении стояночного тормоза).
При правильно отрегулированном управлении стояночным тормозом трактор
должен удерживаться на уклоне не менее 18 % при приложении к рукоятке рычага
управления 1 усилия от 390 Н до 410 Н. В случае необходимости подкорректируйте ре-
гулировку изменением длины тяг 6.
141
3.10 Пневмосистема
3.10.1 Общие сведения
На тракторе «БЕЛАРУС-3522» установлен комбинированный пневмопривод,
который обеспечивает управление тормозами прицепов и сельскохозяйственных ма-
шин, оборудованных как однопроводным, так и двухпроводным пневматическим
приводом тормозов, а также накачку шин. Схема комбинированного пневмопривода
приведена на рисунке 3.10.1.
1, 20 - баллоны; 2 - клапаны удаления конденсата; 3 - магистраль переключе-
ния компрессора на холостой/рабочий ход; 4 - датчик давления воздуха; 5 - указатель
давления воздуха; 6 - сигнальной лампой аварийного давления воздуха; 7 - датчик
аварийного давления воздуха; 8 - кран тормозной (однопроводный); 9 - питающая ма-
гистраль; 10 - головка соединительная (двухпроводная); 11 - головка соединительная
(однопроводная); 12 - головка соединительная (двухпроводная); 13 - магистраль
управления; 14 - соединительная магистраль; 15 - кран тормозной (двухпроводный);
16 - впускной коллектор дизеля; 17 - клапан переключения компрессора на холо-
стой/рабочий ход; 18 - компрессор; 19 - регулятор давления; 21 - клапан отбора воздуха.
Рисунок 3.10.1 - Схема комбинированного пневмопривода тормозов прицепа
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСОЕДИНИТЬ ИЛИ РАЗЪЕДИНИТЬ ПНЕВМАТИ-
ЧЕСКИЕ МАГИСТРАЛИ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
СОЕДИНЕНИЕ ПНЕВМОМАГИСТРАЛЕЙ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА НЕОБХОДИМО ВЫ-
ПОЛНЯТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМОСИСТЕМЕ ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИВО-
ДА ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА ТРАКТОРА, А ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В
НИХ НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И ПРИ ГО-
РИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ТРАКТОРА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАФИКСИРО-
ВАН ПОДЛОЖЕННЫМИ ПОД КОЛЕСА ПРОТИВООТКАТНЫМИ УПОРАМИ, ИСКЛЮ-
ЧАЮЩИМИ САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАКТОРА!
При подсоединении прицепа с однопроводным пневмоприводом головка со-
единительная прицепа подсоединяется к головке соединительной 11 (черного цвета)
и воздух поступает в пневмопривод прицепа. При нажатии на педали тормозов или
включении стояночного тормоза сжатый воздух через тормозной кран 8 выходит из
соединительной магистрали 14 в атмосферу.
На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из
баллонов прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается. При аварийном
отсоединении прицепа головки соединительные рассоединяются, воздух из магист-
рали прицепа выходит в атмосферу и прицеп автоматически затормаживается.
142
Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет падения
давления в соединительной магистрали 14 до 0 МПа при торможении трактора. При
этом подача сжатого воздуха в пневмосистему прицепа прекращается.
Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуще-
ствляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет падения давле-
ния в соединительной магистрали прицепа.
При подсоединении прицепа с двухпроводным пневмоприводом головки со-
единительные прицепа подсоединяются к головкам соединительным 10 (с красной
крышкой) и 12 (с желтой крышкой), то есть к питающей магистрали 9 и к магистрали
управления 13. При этом сжатый воздух постоянно поступает на прицеп через пи-
тающую магистраль 9. При нажатии на педали тормозов или включении стояночного
тормоза сжатый воздух через тормозной кран 15 и магистраль управления 13 пода-
ется на прицеп. На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый
воздух из баллона прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается.
Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет установле-
ния давления в магистрали управления 13 в пределах от 0,65 до 0,8 МПа при тор-
можении трактора. Магистраль питания 9 при этом остается под давлением и подача
сжатого воздуха в пневмосистему прицепа сохраняется.
Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуще-
ствляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет падения давле-
ния в магистрали питания прицепа.
Переключение компрессора 18 на холостой ход и на накачку воздуха в балло-
ны осуществляется автоматически при помощи клапана переключения компрессора
на холостой/рабочий ход 17 через магистраль переключения 3. Клапан переключе-
ния компрессора на холостой/рабочий ход 17 поддерживает давление в баллонах от
0,65 до 0,8 МПа.
На конце соединительных магистралей установлены головки соединительные
клапанного типа 10, 11, 12. Клапаны соединительных головок предотвращают выход
сжатого воздуха при использовании пневмопривода без прицепа (например, при на-
качке шин). При соединении тормозных магистралей прицепа с тормозными магист-
ралями 9, 13, 14 трактора, клапаны соединительных головок открываются, обеспе-
чивая проход сжатого воздуха из пневмопривода трактора к прицепу. При этом со-
единение пневмомагистралей необходимо производить при отсутствии давления в
баллонах 1, 20 трактора.
Контроль давления воздуха в баллонах 1, 20 осуществляется указателем дав-
ления воздуха 5 и сигнальной лампой аварийного давления воздуха красного цвета
6 (установлены на щитке приборов), по датчику давления воздуха 4 и датчику ава-
рийного давления воздуха 7 соответственно.
Для удаления конденсата из баллонов 1, 20 предусмотрены клапаны удаления
конденсата 2. Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в
сторону и вверх.
Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) производится через
клапан отбора воздуха 21.
3.10.2 Проверка и регулировка приводов однопроводного и двухпровод-
ного тормозных кранов пневмосистемы
3.10.2.1 Общие сведения
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ПРИВОДОВ ОДНОПРОВОДНОГО И ДВУХПРОВОДНО-
ГО ТОРМОЗНЫХ КРАНОВ ПНЕВМОСИСТЕМЫ ПРОИЗВОДИТЕ ПРИ НЕНАЖАТЫХ ПЕДА-
ЛЯХ РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ И ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧЕННОМ СТОЯНОЧНО-ЗАПАСНОМ
ТОРМОЗЕ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАНЫ!
ВНИМАНИЕ: ПРОВЕРКУ И, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, РЕГУЛИРОВКУ ПРИВОДОВ ОД-
НОПРОВОДНОГО И ДВУХПРОВОДНОГО ТОРМОЗНЫХ КРАНОВ ПНЕВМОСИСТЕМЫ НЕОБ-
ХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ РЕГУЛИРОВКИ УПРАВЛЕНИЯ
РАБОЧИМИ ТОРМОЗАМИ И РЕГУЛИРОВКИ УПРАВЛЕНИЯ СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗОМ!
143

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности