Трактор Беларус 3522 (CATERPILLAR, CUMMINS). Руководство — часть 10

1, 16 - прокладка; 2, 14 - стакан; 3, 5, 12, 48 - кольцо; 4, 11, 49 - крышка; 6 - вал;
7, 10 - манжета; 8, 18, 23, 26 - игольчатый подшипник; 9 - кронштейн; 13 - пробка; 15 -
кольцо уплотнительное; 17, 24, 27, 29, 33, 38, 41, 43, 45, 46, 47 - шестерня; 19, 22, 28, 39,
40 - втулка; 20 - корпус муфты сцепления; 21, 25 - фрикционная муфта; 30 - вал четных
передач; 31 - стакан; 32 - конический подшипник; 34 - вал привода ВОМ; 35 - вал первич-
ный; 36 - регулировочная втулка; 37 - вал нечетных передач; 42 - плита; 44 - вал выходной.
Рисунок 3.4.1 - Узел передач (развертка)
В барабане 9 (рисунок 3.4.2) сдвоенной фрикционной муфты с двух сторон вы-
полнены расточки (полости), в которые установлены подвижные поршни 4, уплотняемые
чугунными разрезными кольцами 1 и 7.
В отверстиях каждого из поршней установлено по восемнадцать отжимных пружин
8, предварительно сжатых опорой пружины 10, зафиксированной на ступице барабана 9
стопорным кольцом 6. В опоре пружины 10 запрессовано 2 направляющих штифта 5.
В поршнях имеется по два центробежных шариковых клапана 3 для сброса рабо-
чей жидкости из бустеров фрикциона после отсоединения их от нагнетательной магист-
рали управления коробкой передач.
111
В пазах барабана установлены стальные ведущие диски 13, а между ними - ме-
таллокерамические ведомые диски 12 с внутренними шлицами. Замыкаются пакеты
дисков упорными дисками 11, фиксируемыми стопорными кольцами 2. Устройство
фрикционной муфты 25 аналогично фрикционной муфты 21.
1, 7 - кольцо уплотнительное; 2, 6 -кольцо стопорное; 3 - центробежный шарико-
вый клапан; 4 - поршень; 5 - штифт направляющий; 8 - пружина; 9 - барабан; 10 - опо-
ра пружины; 11 - диск упорный; 12 - диски ведомый; 13 - диск ведущий.
Рисунок 3.4.2 - Фрикционная муфта
3.4.3 Редуктор переключения диапазонов
Редуктор переключения диапазонов представляет собой корпус 7 (рисунок 3.4.3),
в котором установлены валы:
- входной вал 12;
- вал промежуточный 19;
- вал заднего хода 6 (рисунок 3.4.4);
- вал ходоуменьшителя 24 (рисунок 3.4.3);
- вал привода ВОМ 11;
- вал привода ПВМ 30.
Входной вал 12 установлен в корпусе 7 на подшипниках 4 и 14. Он выполнен с
двумя зубчатыми венцами А и В. Зубчатый венец А обеспечивает передний ход, зубча-
тый венец В обеспечивает задний ход трактора. На входном валу на роликовых под-
шипниках 8 и 10 установлен блок зубчатых колес 9.
Промежуточный вал 19 установлен в корпусе 7 на подшипниках 2 и 18. На валу
установлены зубчатые муфты 28 и 32, блок зубчатых колес 29, шестерни 3, 17, 20, 27 и
31. Шестерни 3, 17, 27, 31 и блок зубчатых колес 29 установлены на иголь чатых под-
шипниках. Шестерня 20 установлена на шлицах.
Включение того или иного диапазона происходит при перемещении по шлицам
зубчатой муфты либо вперед по ходу трактора либо назад, обеспечивая соединение
зубчатой муфты с соответствующими шестернями.
112
1 - крышка; 2, 4, 6, 8, 10, 13, 14, 18, 22, 25 - подшипники; 3, 17, 20, 26, 27, 31 -
шестерни; 5, 15, 16, 21 - втулка; 7 - корпус; 9, 29 - блок зубчатых колес; 11 - вал приво-
да ВОМ; 12 - входной вал; 19 - промежуточный вал; 23 - стакан; 24 - вал ходоуменьши-
теля; 28, 32 - муфты; 30 - вал привода ПВМ.
Рисунок 3.4.3 - Редуктор переключения диапазонов (продольный разрез)
Зацепление муфты 32 с шестерней 31 обеспечивает включение I диапазона пе-
реднего хода, а с шестерней 3 I диапазона заднего хода. Перемещение муфты передне-
го и заднего хода осуществляется при помощи вилки 11 (рисунок 3.4.4), установленной
на поводке 12.
Зацепление муфты 28 (рисунок 3.4.3) с блоком зубчатых колес 29 обеспечивает
включение II диапазона переднего хода, а с шестерней 27 II диапазона заднего хода.
Перемещение муфты 28 осуществляется при помощи вилки 10 (рисунок 3.4.4), установ-
ленной на поводке 15.
Включение III и IV диапазона обеспечивает зубчатая муфта установленная на ва-
лу в корпусе заднего моста. Перемещение поводка, на котором установлена вилка пере-
ключения III и IV диапазона, производится при помощи поводков 13 и 14. Связь с повод-
ка 14 с поводком заднего моста осуществляется при помощи кулисного механизма, ус-
тановленного на крышке 1.
Перемещение вилок 10, 11 и поводка 13 осуществляется при помощи рычажного
механизма, установленного на крышке 2. Положение вилок и зубчатых муфт в ней-
тральном и во включенном положении фиксируется шариками 16, установленными в
лунках поводков 12, 14, 15.
113
1, 2 - крышки; 3 - выключатель блокировки запуска двигателя; 4 - трубопровод;
5, 9 - подшипники; 6 - вал заднего хода; 7, 8 - шестерни; 10, 11 - вилки; 12, 13, 14, 15 -
поводки; 16 - шарики.
Рисунок 3.4.4 - Редуктор переключения диапазонов (общий вид)
Выключатель 3 обеспечивает блокировку запуска двигателя при включенном диа-
пазоне. Вал заднего хода 6 установлен в корпусе на подшипниках 5 и 9 и имеет зубчатый
венец. На шлицах установлены шестерни 7 и 8. Привод вал заднего хода 6 получает от
зацепления зубчатого венца В входного вала 12 (рисунок 3.4.3) с шестерней 8 (рисунок
3.4.4). Зубчатый венец вала заднего хода 6 передает вращение от двигателя при включе-
нии I диапазона заднего хода, шестерня 7 при включении II диапазона заднего хода.
114
Шестерни 20 (рисунок 3.4.3) и 17 обеспечивают работу ходоуменьшителя в заце-
плении с шестерней 26 и зубчатым венцом вала ходоуменьшителя 24. Вал ходоумень-
шителя 24 установлен на подшипниках 25 и 22, расположенных в расточках стакана 23.
Шестерня 17 вращается на игольчатом подшипнике установленном на втулке 21.
Втулка 21 установлена на шлицах промежуточного вала 19.
Включение ходоуменьшителя осуществляется перемещением зубчатой муфты 1
(рисунок 3.4.5) вперед по ходу трактора, выключение - в противоположную сторону. При
включенном ходоуменьшителе внутренние шлицы зубчатой муфты 1 находятся в зацеп-
лении с наружными шлицами шестерни 17 (рисунок 3.4.3). При выключенном ходоумен-
шителе внутренние шлицы зубчатой муфты 1 (рисунок 3.4.5) находятся в зацеплении с
наружными шлицами втулки 21 (рисунок 3.4.3).
Перемещение зубчатой муфты 1 (рисунок 3.4.5) в то или иное положение осуще-
ствляется при помощи вилки 2 и рычажного механизма, установленного на крышке 1
(рисунок 3.4.4).
Вилка 2 (рисунок 3.4.5) установлена на поводке 5. Поводок 5, установленный в
корпусе 11 с возможностью осевого перемещения, имеет три фиксированных положе-
ния. Перемещение поводка 5 сблокировано с перемещением поводка включения III и IV
диапазонов с помощью шарика 9 и толкателя 10. Этот механизм блокировки исключает
возможность включения III и IV диапазонов КП при включении ходоуменьшителя и, на-
оборот, включение ходоуменьшителя при включении этих диапазонов.
Принудительная смазка игольчатых подшипников производится по каналам, вы-
полненным в промежуточном валу 19 (рисунок 3.4.3) через крышку 1. Подвод масла к
крышке осуществляется по трубопроводу 4 (рисунок 3.4.4).
Вал привода ВОМ 11 (рисунок 3.4.3) служит для передачи вращения от двигателя
к рабочим орудиям. Опорами вала привода ВОМ 11 с одной стороны служит втулка 5,
установленная в подшипники 6, с другой стороны подшипник 13.
Переключение диапазонов КП и ходоуменьшителя осуществляется рычагами.
Рычаги переключения диапазонов КП и ходоуменьшителя и джойстик расположены в
кабине справа от сиденья водителя.
1 - зубчатая муфта; 2 - вилка; 3 - болт стопорный; 4 - проволока контровочная;
5 - поводок; 6 - пружина; 7 - болт; 8 - шайба; 9 - шарик; 10 - толкатель; 11 - корпус;
12 - ведущий вал главной передачи.
Рисунок 3.4.5 - Управление ходоуменьшителем и блокировкой III - IV диапазонов
115
3.5 Электрическая часть управления коробкой передач
Управление переключением передач осуществляется посредством электрон-
ногидравлической системы управления.
Электрическая часть системы управления переключением передач состоит из
электронного блока 1 (рисунок 3.5.1) КЭСУ, джойстика 3 переключения передач,
расположенных в кабине справа от водителя; кнопки 14 задания режима подторма-
живания КП, расположенной на рукоятке рычага переключения диапазонов; электро-
гидрораспределителей 15, 17, 19, 21, 23, 25 с электромагнитами и датчиков давле-
ния 16, 18, 20, 22, 24, 26, установленных на плите 12 распределителей гидросисте-
мы трансмиссии, расположенной сверху на корпусе сцепления; датчика 11 выклю-
ченного состояния муфты сцепления, установленного в кабине над педалью сцепле-
ния; датчика 8 нейтрали диапазонного редуктора, установленного с правой стороны
на корпусе редуктора и использующегося также в системе электрооборудования в
качестве выключателя блокировки запуска двигателя при включенном диапазоне КП;
датчика 13 транспортного (IV) диапазона, установленного в кабине возле рычага пе-
реключения диапазонов; соединительных жгутов 9 со штепсельным разъемом 10,
находящимся под кабиной, и соединительными колодками.
На лицевой панели блока 1 КЭСУ расположены сигнализаторы 36, 37, 27, 28,
29, 30, 31 включенной передачи соответственно 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6; сигнализатор 32 ава-
рийного состояния гидрораспределителей включения передач; индикатор 33 режима
работы (легкий, средний, тяжелый); кнопка 34 выбора режима (легкий, средний, тяже-
лый); индикатор 35 номера включенной передачи и режима подтормаживания КП.
Система запитана от бортовой электросети через блок 2 коммутации и защиты,
согласно прилагаемой схеме электрической соединений комплексной системы управ-
ления БД, ПВМ, ВОМ и переключением передач (Приложение В). Напряжение пита-
ния в систему поступает после поворота выключателя стартера и приборов в положе-
ние «Питание приборов».
В исходном состоянии все передачи выключены. На лицевой панели блока 1
КЭСУ высвечивается сигнализатор 36 («0» передача) и на цифровом индикаторе 35
высвечивается цифра «0». Это свидетельствует о том, что напряжение питания в
систему переключения передач поступает, а система не выдает управляющий сиг-
нал ни на один из электромагнитов электрогидрораспределителей переключения
передач. После запуска двигателя начинает работать насос гидросистемы переклю-
чения передач. Индикация «0» передачи сохраняется.
Для трогания с места сначала необходимо включить выбранный диапазон ры-
чагом переключения диапазонов, предварительно включив режим «подтормажива-
ния» коробки передач (КП). Включение режима «подтормаживания» происходит при
условии нажатия на кнопку 14 на рукоятке рычага переключения диапазонов и удер-
жании её в нажатом состоянии, нахождении рычага переключения диапазонов в ней-
тральном положении (срабатывании датчика 8 нейтрали диапазонного редуктора и
датчика 13 транспортного (IV) диапазона), выключении сцепления (срабатывании
датчика 11 при выключении сцепления на прямом ходу, и срабатывании датчика 2
(рисунок 3.5.3) при нажатии на педаль сцепления на реверсе). При включении режи-
ма «подтормаживания» на индикаторе 35 (рисунок 3.5.1) высвечивается символ «Р»
- «подтормаживание» КП включено.
При задании передач от джойстика 3 последовательное автоматическое пере-
ключение передач до выбранной (режим «драйв») происходит следующим образом:
на цифровом индикаторе 35 отображается номер заданной передачи, а сигнализа-
торы включенной передачи срабатывают последовательно в соответствии со сраба-
тыванием соответствующих датчиков давления.
При нормальном режиме работы индикатор 35 индицирует номер выбранной
передачи, а соответствующий сигнализатор 37, 27, 28, 29, 30, 31 постоянно горит
(подтверждение срабатывания по давлению).
Предусмотрено уменьшение яркости свечения индикации при включении га-
баритных огней.
116
1 - блок электронный КЭСУ; 2 - блок коммутации и защиты; 3 - джойстик переключения передач; 4, 5, 10 - разъемы штепсельные; 6, 7 -
колодки соединительные; датчик нейтрали диапазонного редуктора; 9 - жгуты соединительные; 11 - датчик выключенного состояния муфты
сцепления на прямом ходу; 12 - плита с распределителями; 13 - датчик транспортного (IV) диапазона; 14 - кнопка включения режима «Подтор-
маживания»; 15, 17, 19, 21, 23, 25 - распределители включения передач 2, 4, 1, 3, 5, 6 соответственно; 16, 18, 20, 22, 24, 26 - датчики включенно-
го состояния передач 2, 4, 1, 3, 5, 6 соответственно; 27, 28, 29, 30, 31, 37 - сигнализаторы включенной передачи; 32 - сигнализатор аварийного
режима работы КП;; 33 - индикатор режима переключения передач КП (легкий, средний, тяжелый); 34 - кнопка выбора режима переключения
передач КП; 35 - цифровой индикатор включенной передачи и включения режима «Подтормаживания»; 36 - сигнализатор нулевой передачи
(передача «0»); 38 - сигнализатор аварийного напряжения питания КЭСУ; 39 - кнопка выключения звукового сигнализатора.
Рисунок 3.5.1 - Электрическая часть управления коробкой передач
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ РЕГУЛИРОВОК ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
ПРОВЕРЯЙТЕ РЕГУЛИРОВКУ СРАБАТЫВАНИЯ ДАТЧИКОВ ВЫКЛЮЧЕННОГО СО-
СТОЯНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ НА ПРЯМОМ ХОДУ И НА РЕВЕРСЕ!
Регулировку срабатывание датчика 1 (рисунок 3.5.2) необходимо проводить
при работающем двигателе. Перемещением датчика 1 совместно с кронштейном 5
по его пазу и регулировкой положения болта 2 отрегулировать срабатывание (замы-
кание контактов) датчика 1.
После регулировки датчика выключенного состояния сцепления на прямом
ходу 1 (рисунок 3.5.2) при полностью выжатом сцеплении зазор S между корпусом
датчика 1 и головкой регулировочного болта 2 должен быть от 0,5 до 1,0 мм.
После проведения регулировки кронштейн 5 закрепить болтами 3, закрепить
гайкой болт 2.
1 - датчик выключенного состояния сцепления на прямом ходу; 2 - регулиро-
вочный болт; 3 - болты крепления кронштейна; 4 - педаль сцепления; 5 - кронштейн.
Рисунок 3.5.2 - Установка датчика выключенного состояния сцепления на прямом ходу
118
Регулировку срабатывания датчика выключенного состояния сцепления на
реверсе 2 (рисунок 3.5.3) необходимо проводить поворотом кронштейна 1 вместе с
датчиком 2 по пазу в кронштейне. Регулировку проводить при работающем двигате-
ле. После регулировки при полном выключении сцепления на реверсе (нажатии пе-
дали до упора) перекрытие торца датчика 2 педалью 3 должно быть не менее 60%
по площади, расстояние от торца датчика 1 до педали сцепления 3 должно быть от
2,5 до 3,5 мм, как показано на рисунке 3.5.3.
1 - кронштейн; 2 - датчик положения бесконтактный; 3 - педаль сцепления.
Рисунок 3.5.3 - Установка датчика выключенного состояния сцепления на реверсе
Подсоединение жгутов к электрогидрораспределителям и датчикам давления,
установленным на плите, приведено на рисунке 3.5.4.
Рисунок 3.5.4 - Плита с исполнительными электрогидрораспределителями
датчиками давления
119
3.6 Задний мост
3.6.1 Общие сведения
Задний мост состоит из главной передачи, дифференциала с механизмом блоки-
ровки, конечных передач и тормозов, смонтированных в одном корпусе.
В переднем отсеке корпуса заднего моста расположена редукторная часть, вклю-
чающая в себя шестерни III и IV диапазонов КП, шестерни привода ПВМ и ведущую ко-
ническую шестерню с круговым зубом привода вынесенных наружу и установленных в
одном корпусе насосов ГНС и гидросистемы трансмиссии.
В заднем отсеке корпуса ЗМ установлены муфта и редуктор заднего ВОМ.
На корпусе заднего моста с правой стороны установлены: насосы гидросистемы
трансмиссии и гидронавесной системы, датчик оборотов хвостовика заднего ВОМ. С левой
стороны заднего моста находится заливная горловина масла трансмиссии. Масло заливается
по уровень контрольного отверстия расположенного с правой стороны корпуса заднего моста.
Уровень масла в трансмиссии контролируется масломером 7 (рисунок 3.6.1). Уро-
вень масла должен находиться между верхней и нижней метками масломера. Слив
масла из трансмиссии через сливное отверстие с пробкой 9.
На рукавах конечных передач установлены датчики оборотов полуосей и сливные пробки.
1 - плита корпуса заднего моста; 2 - конечная передача; 3 - насос гидросистемы
трансмиссии; 4 - насос гидронавесной системы; 5 - заливная горловина; 6 - датчик час-
тоты вращения хвостовика заднего ВОМ; 7 - масломер; 8 - задний ВОМ; 9 - пробка.
Рисунок 3.6.1 - Задний мост (внешний вид)
3.6.2 Главная передача
Главная передача (главная пара) предназначена для повышения крутящего мо-
мента и изменения направления вращения от продольно расположенного ведущего ва-
ла к поперечно расположенной оси вращения дифференциала.
Главная передача - пара конических шестерен с круговыми зубьями. Ведущая шес-
терня 24 (рисунок 3.6.3), выполнена за одно целое с валом, ведомая шестерня 25 крепится
болтами 26 между корпусом блокировки и корпусом дифференциала. Гайки 28 болтов
дифференциала стопорятся от самоотворачивания попарно стопорными пластинами 27.
120
3.6.3 Дифференциал
1 - болты дифференциала; 2 - стопорные пластины болтов дифференциала;
3 - втулки; 4 - полуосевые шестерни; 5 - сателлиты; 6 - ролики; 7 - крестовина диффе-
ренциала; 8 - крышка дифференциала; 9 - шайбы сателлита; 10 - корпус дифферен-
циала; 11 - шайбы полуосевых шестерен; 12 - фрикционные диски; 13 - промежуточные
диски; 14 - муфта; 15 - чугунное кольцо; 16 - корпус блокировки; 17 - чугунное кольцо;
18 - поршень; 19 - болты; 20 - стопорные пластины.
Рисунок 3.6.2 - Дифференциал
Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различными скоростя-
ми. Дифференциал закрытого типа, конический, с четырьмя сателлитами.
Корпус 10 (рисунок 3.6.2) и крышка 8 дифференциала скреплены между собой
болтами 1, которые стопорятся от самоотворачивания стопорными пластинами 2. В кор-
пусе и крышке дифференциала устанавливается крестовина 7 с четырьмя шипами. На
шипах крестовины на роликах 6 устанавливаются четыре сателлита 5, находящиеся в
постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 4. Втулки 3 служат для фиксации
роликов в осевом направлении. Для повышения износостойкости корпусов под сателли-
ты установлены круглые шайбы 9, а под полуосевые шестерни установлены шайбы 11,
зафиксированные от проворачивания выступами в корпусе и крышке дифференциала.
В корпусе блокировки дифференциала смонтирована многодисковая фрикцион-
ная муфта блокировки дифференциала. Блокировка включается при подаче масла под
давлением под поршень 18, который, перемещаясь, сжимает пакет фрикционных дисков
и блокирует корпус блокировки дифференциала с полуосевыми шестернями 4 через
муфту 14 и правую солнечную шестерню 39 (рисунок 3.6.3) конечной передачи.
Ведомая шестерня главной пары устанавливается на проточке корпуса блокировки.
Корпус блокировки вместе с ведомой шестерней соединяется болтами 19 (рисунок 3.6.2) с кор-
пусом дифференциала 10. Стопорение болтов 19 производится стопорными пластинами 20.
Фрикционные диски 12 посажены на шлицы муфты 14, а промежуточные диски 13
стопорятся от проворачивания своими выступами в пазах корпуса блокировки 16. Уп-
лотняется поршень чугунными кольцами 15 и 17. Масло к поршню муфты блокировки
подводится через отверстия в корпусах. Уплотнение подвода масла к дифференциалу
осуществляется чугунными кольцами 38 (рисунок 3.6.3).
Управление блокировкой дифференциала - электрогидравлическое.
121

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности