Трактор Беларус 3522 (CATERPILLAR, CUMMINS). Руководство — часть 9

3.2 Электронная система управления двигателем
3.2.1 Электронная система управления двигателем «БЕЛАРУС-3522 CATERPILLAR»
В состав электронной системы управления двигателем (ЭСУД) «БЕЛАРУС-3522
CATERPILLAR» входят:
- установленные на двигателе электронный блок управления двигателем 3 (рису-
нок 3.2.1), датчик уровня охлаждающей жидкости 2 и датчик концентрации воды водоот-
делителя 14.
- установленные в кабине информационный монитор 6, панель электронная ком-
бинированная 7, рукоятка ручного управления подачей топлива 5, диагностический
разъем 8 для подключения специального оборудования, электронные ножные педали
подачи топлива 4 и 11 на прямом и на реверсивном ходу соответственно, электронный
блок управления муфтой вентилятора 10, DС-DС конвертер 9 для питания органов
управления подачи топлива, мультиканальный конвертер CAN модуль 12.
Перечисленные элементы соединены между собой жгутами 13. Система запитана
от аккумуляторной батареи через предохранители, расположенные в аккумуляторном
ящике и блоке коммутации и защиты. Схема электрическая соединений ЭСУД приведе-
на в приложении А.
Специальный диагностический разъем 8 предназначен для подключения диагностиче-
ского оборудования для проведения расширенной сервисной диагностики двигателя в экс-
плуатации. Указанное диагностическое оборудование рекомендовано для дилерских центров.
DС-DС конвертер 9 является преобразователем напряжения с 12-14 В на 5 В для
питания электронных педалей 4, 11 и рукоятки 5. Мультиканальный конвертер CAN мо-
дуль служит для преобразования сигналов от педалей 4, 11 и рукоятки 5 к электронному
блоку управления двигателем.
Электронный блок 10 управления муфтой вентилятора предназначен для управле-
ния оборотами вентилятора. В зависимости от параметров двигателя от блока 10 на вязко-
стную муфту подается сигнал на увеличение или уменьшение оборотов вентилятора.
Датчик концентрации воды водоотделителя 14 предназначен для сигнализации
критической концентрации воды в фильтре грубой очистки топлива.
Описание работы элементов ЭСУД, входящих в состав двигателя, приведены в
руководстве по эксплуатации двигателя.
1 - жгут проводов муфты вентилятора; 2 - датчик уровня охлаждающей жидкости;
3 - электронный блок управления двигателем; 4 - электронная ножная педаль управле-
ния режимом работы двигателя на прямом ходу; 5 - рукоятка ручного управления режи-
мом работы двигателя; 6 - информационный монитор; 7 - панель электронная комбини-
рованная (ПЭК); 8 - диагностический разъем; 9 - DC-DC конвертор; 10 - электронный
блок управления муфтой вентилятора; 11 - электронная ножная педаль управления ре-
жимом работы двигателя на реверсивном ходу; 12 - мультиканальный конвертер CAN-
модуль; 13 - жгуты соединительные; 14 - датчик концентрации воды водоотделителя.
Рисунок 3.2.1 - Электронная система управления двигателем «БЕЛАРУС-3522 CATERPILLAR»
100
3.2.2 Электронная система управления двигателем «БЕЛАРУС-3522 Cummins»
В состав электронной системы управления двигателем (ЭСУД) «БЕЛАРУС-
3522 Cummins» входят:
- установленные на двигателе электронный блок управления двигателем 11
(рисунок 3.2.2), датчик уровня охлаждающей жидкости 1 и датчик наличия воды в то-
пливном фильтре 9, контактор подогревателя впускного воздуха 2.
- установленные в кабине информационный монитор 5, панель электронная
комбинированная 6, рукоятка ручного управления подачей топлива 4, диагностиче-
ский разъем 7 для подключения специального оборудования, электронные ножные
педали подачи топлива 3 и 8 на прямом и на реверсивном ходу соответственно.
Перечисленные элементы соединены между собой жгутами 10. Система запи-
тана от аккумуляторной батареи через предохранители, расположенные в аккумуля-
торном ящике и блоке коммутации и защиты. Схема электрическая соединений
ЭСУД приведена в приложении Б.
Специальный диагностический разъем 7 предназначен для подключения ди-
агностического оборудования для проведения расширенной сервисной диагностики
двигателя в эксплуатации. Указанное диагностическое оборудование рекомендовано
для дилерских центров.
Датчик наличия воды в топливном фильтре 9 предназначен для сигнализации
критической концентрации воды в фильтре грубой очистки топлива.
Описание работы элементов ЭСУД, входящих в состав двигателя, приведены
в руководстве по эксплуатации двигателя.
1 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 2 - контактор подогревателя впуск-
ного воздуха; 3 - электронная ножная педаль управления режимом работы двигате-
ля на прямом ходу; 4 - рукоятка ручного управления режимом работы двигателя; 5 -
информационный монитор; 6 - панель электронная комбинированная (ПЭК); 7 - ди-
агностический разъем; 8 - электронная ножная педаль управления режимом работы
двигателя на реверсивном ходу; 9 - датчик наличия воды в топливном фильтре; 10 -
жгуты соединительные; 11 - электронный блок управления двигателем.
Рисунок 3.2.2 - Электронная система управления двигателем «БЕЛАРУС-3522 Cummins»
101
3.3 Сцепление
3.3.1 Муфта сцепления
На маховике дизеля через проставку установлена сухая двухдисковая муфта сце-
пления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 (рисунок 3.3.1), нажимной
диск 4 и промежуточный диск 3, имеющие на наружных поверхностях по четыре шипа,
которые входят в специальные пазы проставки 23.
Между опорным и нажимным дисками в специальных гнездах установлены 12 на-
жимных пружин 20 с термоизоляционными шайбами 21. Опорный диск 6 устанавливает-
ся на проставку маховика на двух штифтах и крепится к ней болтами 5.
На выступах нажимного диска на осях 8 и роликах 9 установлены четыре отжим-
ных рычага 7. Опорами отжимных рычагов являются вилки 14, закрепленные на опор-
ном диске при помощи регулировочных гаек 13, фиксируемых пластинами 10, 11. Пла-
стины крепятся к опорному диску болтами 12. Между маховиком, промежуточным и на-
жимным дисками установлены два ведомых диска 2, передающих крутящий момент от
двигателя через силовой вал 24 на трансмиссию трактора. Передней опорой вала сцеп-
ления является подшипник 25, с постоянной смазкой, установленный в маховике.
Ведомый диск имеет ступицу со шлицами для соединения с силовым валом,
демпферное устройство, состоящее из восьми резиновых элементов и фрикционные на-
кладки в виде металлокерамических сегментов.
Включение и выключение муфты производится при помощи отводки 17 с выжим-
ным подшипником 18 соединенной с вилкой 16, расположенной на валу 15, установлен-
ном на игольчатых подшипниках в корпусе сцепления. На конце вала 15 установлен ры-
чаг, соединенный с приводом сцепления.
1 - маховик; 2 - ведомый диск;
3 - промежуточный диск; 4 - нажимной диск;
5 - болт; 6 - опорный диск; 7 - отжимной рычаг; 8 - ось отжимного рычага; 9 - ролики;
10, 11 - стопорные пластины; 12 - болт; 13 - регулировочная гайка; 14 - вилка; 15 - вал,
16 - вилка отводки; 17 - отводка; 18 - выжимной подшипник; 19 - опора отжимных рыча-
гов; 20 - нажимные пружины; 21 - термоизоляционные шайбы; 22 - болт, 23 - простав-
ка; 24 - силовой вал; 25 - подшипник.
Рисунок 3.3.1 - Муфта сцепления
102
3.3.2 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления
3.3.2.1 Устройство муфты сцепления
1 - ведомый диск; 2 - средний диск; 3 - болт; 4 - ведомый диск; 5 - нажимной
диск;
6 - болт;
7 - опорный диск;
8 - отжимной рычаг ; 9 - ось отжимного рычага;
10 - ролики; 11 - стопорная пластина; 12 - стопорная пластина; 13 - болт; 14 - регу-
лировочная гайка; 15 - вилка; 16 - пружина опорная; 17 - петля; 18 - опора отжим-
ных рычагов;
19 - нажимная пружина;
20 - термоизоляционные шайбы; 21 - болт;
22 - проставка; 23 - маховик.
Рисунок 3.3.2 - Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Рисунок 3.3.3 - Технологическая оправка
103
3.3.2.2 Демонтаж муфты сцепления
Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от
трансмиссии в следующем порядке:
- установите четыре технологических болта (М12х65), завернув их в нажимной
диск 5 (рисунок 3.3.2) через технологические отверстия опорного диска 7;
- отверните болты 6 и снимите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 5);
- снимите первый ведомый диск 4;
- отверните болты 3 и 21 и снимите проставку 22 с диском средним 2;
- снимите второй ведомый диск 1.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАЗБОРКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕКОМЕНДУ-
ЕТСЯ НАНЕСТИ МЕТКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МАХОВИКА
23 (РИСУНОК 3.3.2), СРЕДНЕГО ДИСКА 2, ПРОСТАВКИ 22, НАЖИМНОГО ДИСКА 5 И
ОПОРНОГО ДИСКА 7. СБОРКУ СЦЕПЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СОГЛАСНО МЕТКАМ!
3.3.2.3 Установка муфты сцепления
Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:
- установите шлицевую оправку в подшипник маховика 23 (рисунок 3.3.2);
- установите первый ведомый диск 1 на оправку коротким концом ступицы к маховику 23;
- установите диск средний 2 в пазы проставки 22 так, чтобы проточка на наружном
диаметре диска была направлена в сторону маховика;
- установите проставку 22 с диском средним 2 на маховик и закрепите болтами 3 и 21;
- установите второй ведомый диск 4 на оправку коротким концом ступицы к маховику;
- установите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 5) на штифты про-
ставки, закрепите болтами 6 и выверните технологические болты.
3.3.2.4 Регулировка положения опоры отжимных рычагов муфты сцепления
- вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 14 (рисунок 3.3.2) отрегули-
руйте положение опоры 18 отжимных рычагов в размер (20±0,165) мм от опорной по-
верхности опоры до наружной поверхности опорного диска 7. Нажимая рукой на опору
18, проверьте прилегание к ней отжимных рычагов: все рычаги должны касаться опоры;
- после регулировки установите стопорные пластины 11 и 12;
- снимите оправку.
3.3.3 Привод сцепления
3.3.3.1 Устройство и работа привода сцепления
Привод сцепления, представленный на рисунке 3.3.4, предназначен для управле-
ния муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода
сцепления - гидростатический с подвесными педалями, гидроусилителем.
Привод состоит из главных цилиндров 12 (для прямого хода) и 19 (в режиме ре-
верса), подвесных педалей 10 (для прямого хода) и 20 (в режиме реверса), крана 27
(для автоматического переключения с режима работы трактора на прямом ходу на ре-
жим реверса или наоборот), рабочего цилиндра 32, гидроусилителя 35, рычага 43, бачка
1, трубопроводов 11, 13, 18, 25, 41.
Гидроусилитель 35 непроточного типа предназначен для снижения усилия на пе-
далях 10 и 20 в процессе выключения муфты сцепления. Он соединен трубопроводом
13 с насосом ГС трансмиссии через распределитель, а трубопроводом 41 - со сливом. В
режиме прямого хода во время нажатия на педаль 10 тормозная жидкость из главного
цилиндра 12 поступает через трубопровод 11 в кран 27. В кране 27 поршень 26 переме-
щается в крайнее правое положение и закрывает вход трубопровода 18. Далее тормоз-
ная жидкость поступает через трубопровод 25 в рабочий цилиндр 32, перемещая толка-
тель 33. Толкатель 33 воздействует на шток 34 гидроусилителя 35, в результате чего
происходит срабатывание гидроусилителя 35 и выдвижение поршня 37 и толкателя 38
со сферической гайкой 40, поворачивающей рычаг 43, связанный через валик с отвод-
кой 45 муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией. В
режиме работы на реверсе при нажатии на педаль 20 тормозная жидкость из главного
цилиндра 19 поступает через трубопровод 18 в кран 27. В кране 27 поршень 26 переме-
щается в крайнее левое положение и закрывает вход трубопровода 11. Далее тормоз-
ная жидкость поступает через трубопровод 25 в рабочий цилиндр 32, совершая дейст-
вия, аналогичные описанным ранее.
104
1 - бачок;
2, 21, 26, 31, 37 - поршень;
3 - датчик выключения сцепления;
4, 12а, 16, 24а, 27а - болт; 5, 8, 17, 24, 39, 49 - гайка; 6, 15 - вилка; 7 - палец; 9, 22,
33, 38 - толкатель; 10 - педаль сцепления для прямого хода; 10а - панель; 11, 13,
18, 25, 41 - трубопровод; 12 - главный цилиндр для прямого хода; 14 - коврик каби-
ны; 19 - главный цилиндр для реверса; 20 - педаль сцепления для реверса; 23 - че-
хол; 27 - кран; 28 - крышка; 29 - колпачок; 30 - перепускной клапан; 32 - рабочий
цилиндр; 34 - шток; 35 - гидроусилитель; 36 - кронштейн; 40 - гайка сферическая;
42 - пружина;
43 - рычаг;
44 - вилка;
45 - отводка;
46 - выжимной подшипник;
47 - опора отжимных рычагов; 48 - опора.
Рисунок 3.3.4 - Управление сцеплением
105
3.3.3.2 Конструкция и принцип действия главного цилиндра сцепления
На тракторе «БЕЛАРУС-3522» установлен главный цилиндр сцепления производ-
ства фирмы «FENOX».
Главный цилиндр сцепления однопоршневого типа, представленный на рисунке 3.3.5,
служит для создания давления в управлении сцеплением, которое подводится к рабочему
цилиндру. Гидравлическое давление пропорционально усилию, прилагаемому к поршню
главного цилиндра. Сила, создаваемая на выжимном рычаге управления сцеплением, про-
порциональна этому давлению и тем самым усилию на поршне главного цилиндра.
1 - толкатель,
2 - пыльник,
3 - шайба упорная,
4 - маслосъемная манжета,
5 - поршень, 6 - манжета, 7 - пружина.
Рисунок 3.3.5 - Главный цилиндр сцепления «FENOX»
В исходном положении главного цилиндра сцепления поршень 5 (рисунок 3.3.5)
под действием усилия пружины 7 прижимается к упорной шайбе 3. Уплотнительная
кромка главной П-образной манжеты 6, обращенная к нагнетательной полости цилинд-
ра, находится за компенсационным отверстием А. Компенсация объема в гидравличе-
ской системе может происходить через компенсационное отверстие. На поршне также
установлена передняя П-образная маслосъемная манжета 4. Усилие с педали на пор-
шень передается через толкатель 1. Один конец толкателя, контактирующий с поршнем,
имеет форму сферы, второй конец резьбу для соединения с педалью. Между поршнем и
толкателем предусмотрен гарантированный зазор. От попадания грязи рабочий канал
цилиндра прикрыт пыльником 2. Подвод тормозной жидкости в нагнетательную полость
цилиндра осуществляется через компенсационное отверстие по каналу в корпусе от
компенсационного бачка, установленного сверху цилиндра на бобышке корпуса. Выход-
ное резьбовое отверстие, предназначенное для подсоединения трубопровода 11 (рису-
нок 3.3.4), выполнено в боковой бобышке корпуса.
В начале процесса выжима педали сцепления главная П-образная манжета захо-
дит за компенсационное отверстие и тем самым разобщает нагнетательную полость
главного цилиндра и компенсационный бачок. При дальнейшем движении поршня впе-
ред тормозная жидкость, находящаяся в нагнетательной полости главного цилиндра,
выдавливается в систему трубопроводов. Начинается повышение давления.
При отпускании педали сцепления поршневая пружина возвращает поршень в ис-
ходное положение. Давление в рабочем цилиндре падает. При отпускании педали сцепле-
ния в нагнетательной полости главного цилиндра и системе трубопроводов может возник-
нуть перепад давления, а именно тогда, когда поршень главного цилиндра под действием
поршневой пружины возвращается в исходное положение быстрее, чем выдавливается
жидкость из рабочего цилиндра. Вследствие этого перепада давления, действующего по
обе стороны главной П-образной манжеты, манжета вместе с промежуточной шайбой ото-
двигается с поршня и открывает подпитывающие отверстия в поршне. Тормозная жид-
кость поступает через кромку главной манжеты в нагнетательную полость главного цилин-
дра. Как только перепад давления между обеими сторонами главной П-образной манжеты
компенсируется, избыточное количество поступившей тормозной жидкости выдавливается
обратно через открывшееся компенсационное отверстие в компенсационный бачок.
Примечание - Взамен главного цилиндра прямого хода производства НПООО
«ФЕНОКС» (Беларусь) на трактор может быть установлен главный цилиндр производст-
ва ПАО «Волчанский АЗ» (Украина»). Главные цилиндры прямого хода производства
НПООО «ФЕНОКС» и ПАО «Волчанский АЗ» являются взаимозаменяемыми.
106
3.3.4 Регулировка управления сцеплением
3.3.4.1 Регулировки управления сцеплением
Регулировку управления сцеплением проводить в следующей последовательности:
1. Выполнить регулировку зазора В (рисунок 3.3.4) между поршнем 2 и толка-
телем 9 главного цилиндра 12 (для прямого хода):
- установить педаль 10 в размер Д при помощи болта 4, затянуть гайку 5 мо-
ментом от 15 до 25 Н·м. Педаль 10 не должна упираться в панель 10а;
- ввернуть толкатель 9 в вилку 6;
- путем вворачивания и отворачивания толкателя 9 добиться того, чтобы пе-
ремещение педали 10 от исходного положения до момента касания толкателя 9 в
поршень 2, измеренное по центру чехла педали, составило размер Г. Для главного
цилиндра привода сцепления 11.1602000-77 производства «Волчанский АЗ» размер
Г должен быть от 6 до 12 мм;
- затянуть гайку 8 моментом от 30 до 50 Н·м и зашплинтовать палец 7.
2. Выполнить регулировку зазора Ж между поршнем 21 и толкателем 22 глав-
ного цилиндра 19 (для работы в режиме реверса):
- снять чехол 23 с цилиндра 19;
- расконтрить вилку 15;
- ввернуть толкатель 22 в вилку 15, выдержав размер К, затянуть гайку 24 мо-
ментом от 30 до 50 Н·м;
- путем вворачивания и отворачивания болта 16 добиться того, чтобы пере-
мещение педали 20 от исходного положения до момента касания толкателя 22 в
поршень 21, измеренное по центру подушки педали, составило размер Е;
- затянуть гайку 17 моментом от 15 до 25 Н·м, надеть чехол 23.
3. Выполнить регулировку зазора Л между толкателем 33 рабочего цилиндра
32 и штоком 34 гидроусилителя 35:
- снять шплинт с оси кронштейна 36, расконтрить опору 48;
- снять рабочий цилиндр 32 с оси кронштейна 36, установить толкатель 33 ра-
бочего цилиндра в крайнее левое положение до упора поршня 31 в крышку 28;
- установить рабочий цилиндр до касания толкателя 33 с штоком 34 гидроуси-
лителя;
- путем вворачивания или отворачивания опоры 48 совместить отверстие опо-
ры с осью кронштейна 36;
- закрутить опору 48 в крышку 28 на полоборота, затянуть гайку 49 моментом
от 30 до 50 Н·м;
- установить рабочий цилиндр 32 на ось кронштейна 36 и зашплинтовать.
4. Выполнить регулировку зазора Н между выжимным подшипником 46 и опо-
рой отжимных рычагов 47 муфты сцепления. Выполнение данной регулировки воз-
можно производить тремя способами:
Первый способ:
- снять оттяжные пружины 42;
- расконтрить сферическую гайку 40;
- повернуть рычаг 43 по часовой стрелке до упора выжимного подшипника 46 в
опору отжимных рычагов 47;
- удерживая толкатель 38 до упора в поршень 37 гидроусилителя 35 (поршень
должен находиться в крайнем левом положении), отвернуть сферическую гайку 40
до соприкосновения с рычагом 43;
- завернуть сферическую гайку 40 на 5 оборотов от положения соприкоснове-
ния с рычагом 43, не допуская вращения толкателя 38;
- затянуть гайку 39 моментом от 75 до 95 Н·м, надеть оттяжные пружины 42.
107
Второй способ:
- нажать на педаль 10 до появления большого усилия (от 300 до 400 Н), что
соответствует упору выжимного подшипника 46 в опору отжимных рычагов 47, и
удерживать в этом положении. При этом ход педали по подушке должен составлять
размер П, выход поршня 37 гидроусилителя 35 должен быть в размер М от торцевой
поверхности гидроусилителя;
- если величина выхода поршня другая, то необходимо выполнить следующее:
- расконтрить сферическую гайку 40;
- путем вворачивания или отворачивания сферической гайки 40 добиться того,
чтобы при нажатии на педаль 10 выход поршня 37 составлял размер М;
- затянуть гайку 39 моментом от 75 до 95 Н·м.
Третий способ:
- гаечным ключом с размером на 24 мм повернуть рычаг 43 по часовой стрел-
ке до упора выжимного подшипника 46 в опору отжимных рычагов 47. Ход рычага
при этом должен составлять размер Т;
- если величина перемещения рычага другая, то необходимо выполнить сле-
дующее:
- расконтрить сферическую гайку 40;
- путем вворачивания или отворачивания сферической гайки 40 добиться того,
чтобы при повороте рычага 43 гаечным ключом ход рычага составлял размер Т;
- затянуть гайку 39 моментом от 75 до 95 Н·м.
5. Прокачать гидравлическую систему управления сцеплением в соответствии
с подпунктом 3.3.4.2 настоящего руководства.
6. Произвести регулировку срабатывания датчиков выключенного состояния
сцепления на прямом ходу и на реверсе, как указано в подразделе 3.5 «Электриче-
ская часть управления коробкой передач».
3.3.4.2 Прокачка гидравлической системы управления сцеплением
1. Прокачку гидравлической системы управления сцеплением на прямом ходу
производить в следующей последовательности:
- отвернуть болт 12а на 3-5 оборотов;
- снять крышку бачка 1 (рисунок 3.3.4);
- заполнить тормозной жидкостью бачок 1 главного цилиндра 12 и компенса-
ционную камеру главного цилиндра 19;
- снять защитный колпачок 29 и на головку перепускного клапана 30 рабочего
цилиндра 32 надеть шланг, свободный конец которого опустить в сосуд с тормозной
жидкостью;
- после нескольких нажатий на педаль 10 до появления тормозной жидкости из
выходного отверстия главного цилиндра 12 завернуть болт 12а;
- отвернуть болт 24а на два оборота. Нажать на педаль сцепления для прямо-
го хода 10 для перемещения поршня 26 крана 27 в крайнее правое положение. За-
вернуть болт 24а;
- произвести несколько нажатий на педаль сцепления 10. Удерживая ее в вы-
жатом положении, отвернуть перепускной клапан 30 на 1/4 оборота, выпуская пу-
зырьки воздуха в сосуд с тормозной жидкостью. Завернуть перепускной клапан 30,
отпустить педаль сцепления. Прокачивать систему до полного исчезновения пузырь-
ков воздуха в сосуде с тормозной жидкостью. По необходимости добавлять тормоз-
ную жидкость в бачок 1 до требуемого уровня.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ НА ПРЯМОМ ХОДУ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В
БАЧКЕ 1 МЕЖДУ ОТМЕТКАМИ «MIN» И «МАХ»!
108
2. Прокачку гидравлической системы управления сцеплением в режиме ре-
верса производить в следующей последовательности:
- снять чехол 23 главного цилиндра 19;
- проверить уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного
цилиндра 19, при необходимости, заполнить его до требуемого уровня (размер И);
- отвернуть болт 27а на два оборота. Нажать на педаль сцепления для ревер-
са 20 для перемещения поршня 26 крана 27 в крайнее левое положение. Завернуть
болт 27а;
- порядок прокачки гидросистемы аналогичен прямому ходу без отворачива-
ния болта 12а.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ В РЕЖИМЕ РЕВЕРСА ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
В КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА ДЛЯ РЕВЕРСА 19 (РИ-
СУНОК 3.3.4) НЕ НИЖЕ РАЗМЕРА И ОТ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ КОМПЕНСАЦИОННОЙ
КАМЕРЫ!
3. Произвести проверку прокачки гидравлической системы на прямом ходу, в
соответствии с пунктом 1 подпункта 3.3.4.2, без отворачивания болтов 12а, 24а (ри-
сунок 3.3.4).
Снять шланг и надеть защитный колпачок 29, надеть крышку бачка 1 и чехол
23 главного цилиндра 19.
3.3.4.3 Проверка чистоты выключения сцепления
После выполнения вышеперечисленных регулировок управления сцеплением
следует произвести проверку чистоты выключения сцепления для чего необходимо
выполнить следующее:
- включить стояночный тормоз;
- запустить двигатель и установить частоту вращения двигателя (1400±100) мин-1;
- полностью выжать педаль муфты сцепления и не менее через пять секунд
произвести включение диапазонов КП, которое должно быть без посторонних шумов
и скрежета.
При наличии шумов или скрежета необходимо произвести проверку и, при не-
обходимости, повторные регулировки, перечисленные в подпункте 3.3.4.1.
При неработающем двигателе суммарный свободный ход педали 10 (рисунок
3.3.4) должен составлять размер П, педали 20 - размер Р. Выход поршня 37 гидро-
усилителя при этом должен быть в размер М от торцевой поверхности гидроусили-
теля. При полном выжиме педали выход поршня гидроусилителя должен быть не
менее размера С от торцевой поверхности гидроусилителя.
109
3.4 Коробка передач
3.4.1 Общие сведения
Коробка передач механическая с шестернями постоянного зацепления диапазон-
ного типа, обеспечивает получение двадцати четырех передач переднего хода и двена-
дцати передач заднего хода, приводов независимого ВОМ и переднего ведущего моста.
Переключение диапазонов производится перемещением зубчатых муфт с использова-
нием муфты сцепления, а переключение передач - с помощью электрогидроуправляе-
мых фрикционных муфт без использования муфты сцепления.
3.4.2 Узел передач
Узел передач, представленный на рисунке 3.4.1, обеспечивает переключение пе-
редач внутри диапазона. Узел передач находится в корпусе муфты сцепления 20 и со-
стоит из первичного вала 35, вала четных передач 30, вала нечетных передач 37, вы-
ходного вала 44. Опоры качения валов с одной стороны находятся в корпусе сцепления
20, с другой в плите 42.
На первичном валу 35 установлена шестерня 33, которая участвует в передаче
вращения от двигателя на вал четных 30 и на вал нечетных передач 37. Одна из опор
качения представляет собой два конических подшипника 32, установленных в стакане
31. Зазор в конических подшипниках 32 регулируется с помощью регулировочной втулки
36. Первичный вал 35 полый, внутри него проходит вал привода ВОМ 34. В первичном
валу 35 установлен игольчатый подшипник 8, служащий опорой для вала привода ВОМ
34. Первичный вал 35 соединен с ведомыми дисками главной муфты сцепления 1 (рису-
нок 3.3.2) с помощью вала 6 (рисунок 3.4.1).
На валу четных передач 30 установлены сдвоенная 21 и одинарная 25 фрикцион-
ные муфты, шестерни 17, 24, 27 и 29. Шестерня 29 неподвижно установлена на валу и
участвует в передаче вращения от первичного вала 35. Фрикционные муфты 21 и 25 не-
подвижно установлены на валу. Шестерни 17, 24 и 27 вращаются на валу на игольчатых
подшипниках 18, 23 и 26.
Принудительная смазка игольчатых подшипников 18, 23 и 26 осуществляется по
каналам, выполненным в валах 30 и 37. Продольный канал проходит по оси валов 30 и
37, а радиальные каналы в местах установки втулок 19, 22, 28 под игольчатые подшип-
ники 18, 23 и 26. Во втулках 19, 22 и 28 также предусмотрены радиальные отверстия
для подвода смазки.
Принудительная подача масла для охлаждения фрикционных дисков осуществ-
ляется также по продольному и радиальным каналам выполненных в валах 30 и 37.
Подача масла в бустеры фрикционных муфт 21 и 25 осуществляется по трем ка-
налам, которые с торца вала заглушены пробками 13. На шейке вала в местах радиаль-
ных сверлений для подачи масла к каналам установлены восемь уплотнительных колец
15. Подача масла в радиальные каналы вала осуществляется по каналам выполненным
в стаканах 14, 2 и в корпусе сцепления 20.
Конструкция вала нечетных передач 37 аналогична конструкции вала четных пе-
редач 30. Валы четных 30 и нечетных передач 37 отличаются между собой шестернями
29 и 38. Зацепление шестерен 33 и 38 передает вращение от первичного вала 35 на вал
нечетных передач 37, а шестерен 33 и 29 на вал четных передач 30.
Шестерни 17, 24 и 27 на валу четных передач 30 являются шестернями четвер-
той, шестой и второй передач, а шестерни 46, 45 и 43 на нечетном валу 37 являются
шестернями третьей, пятой и первой передач соответственно.
Выходной вал 44 передает вращение от вала четных 30 и нечетных передач 37
на входной вал 12 (рисунок 3.4.3) коробки передач с помощью втулок 39 и 40 (рисунок
3.4.1). На выходном валу 44 неподвижно установлены шестерни 47 и 41.
Герметичность сухого отсека корпуса муфты сцепления обеспечивается манжетами
7 и 10, установленными в вал 6 и кронштейн 9, резиновыми кольцами 3, 5, 12 и 48 уста-
новленными в канавки кронштейна 9, крышек 4, 11 и 49, прокладками 1 и 16, установлен-
ными между стаканами 2, 14 и корпусом муфты сцепления 20 с применением герметика.
Фрикционные муфты 21 и 25 предназначены для включения передач без исполь-
зования муфты сцепления.
110

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности