Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 15

3.17 Маркировка составных частей трактора
3.17.1 Маркировка двигателя
На фирменной табличке двигателя, закрепленной на блоке цилиндров, указаны:
- наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак;
- модель (модификация) двигателя;
- порядковый номер двигателя;
- надпись «Сделано в Беларуси» (на английском языке).
На блоке цилиндров указан порядковый номер двигателя, идентичный номеру,
указанному на фирменной табличке, и исполнение двигателя в соответствии со спе-
цификацией. На двигателях, которым выданы национальные сертификаты соответ-
ствия РБ или стран СНГ, установлены знаки соответствия Национальной системы
сертификации стран, выдавших сертификат. Знаки соответствия расположены ря-
дом с фирменной табличкой или на ней.
3.17.2 Номер кабины
Металлическая табличка, содержащая обозначение и номер кабины, закреп-
лена внутри кабины, спереди под передним стеклом, как показано на рисунке 3.17.1.
Рисунок 3.17.1 - Место расположения маркировочной таблички кабины
3.17.3 Номер корпуса муфты сцепления
Место расположения номера корпуса МС показано на рисунке 3.17.2.
Рисунок 3.17.2 - Место расположения номера корпуса МС
3.17.4 Номер коробки передач
Место расположения номера коробки передач показано на рисунке 3.17.3.
Рисунок 3.17.3 - Место расположения номера коробки передач
176
3.17.5 Номер трансмиссии
Серийный номер трансмиссии и заднего моста расположен справа по ходу
трактора, как показано на рисунке 3.17.4.
Рисунок 3.17.4 - Место расположения номера трансмиссии
3.17.6 Номер ПВМ.
Номер ПВМ расположен спереди слева на корпусе ПВМ, как показано на ри-
сунке 3.17.5.
Рисунок 3.17.5 - Место расположения номера ПВМ
177
4 Использование трактора по назначению
4.1 Меры безопасности при подготовке трактора к работе
Строгое выполнение требований безопасности обеспечивает безопасность
работы на тракторе, повышает его надежность и долговечность.
К работе на тракторе допускаются лица не моложе 17 лет (возраст может от-
личаться в соответствии с законодательством вашего государства), имеющие удо-
стоверение на право управления трактором тягового класса 1,4 и прошедшие ин-
структаж по технике безопасности и пожарной безопасности.
Внимательно изучите настоящее руководство перед использованием тракто-
ра. Недостаточные знания по управлению и эксплуатации трактора могут быть при-
чиной несчастных случаев.
При расконсервации трактора и дополнительного оборудования соблюдайте
меры пожарной безопасности и гигиены при обращении с химическими реактивами,
использованной ветошью и промасленной бумагой.
Перед эксплуатацией трактора замените специальные гайки ступиц задних
колес (по одной на каждой ступице), применяемые для крепления трактора на плат-
форме транспортного средства на гайки основной комплектации ступиц, приложен-
ные в комплекте ЗИП. Затяните гайки моментом от 300 до 350 Н м. Замените специ-
альные гайки передних колес (по одной на каждом колесе) применяемые для креп-
ления трактора на платформе транспортного средства на гайки крепления колес ос-
новной комплектации. Затяните гайки моментом от 200 до 250 Н·м.
Трактор должен быть обкатан согласно требованиям подраздела 4.4 «Досбор-
ка и обкатка трактора».
Трактор должен быть комплектным и технически исправным.
Не допускайте демонтажа с трактора предусмотренных конструкцией защит-
ных кожухов или ограждений, а также других деталей и сборочных единиц, влияю-
щих на безопасность его работы (защитная решетка вентилятора, кожух заднего
ВОМ и т.д.).
Техническое состояние тормозной системы, рулевого управления, приборов
освещения и сигнализации, ходовой системы должно отвечать требованиям без-
опасности, соответствующих стандартов и настоящего руководства.
Прицепные сельскохозяйственные машины должны иметь жесткие сцепки, ис-
ключающие их раскачивание и наезд на трактор во время транспортировки.
Органы управления трактором должны иметь надежную фиксацию в рабочих
положениях.
Содержите в чистоте все предупредительные таблички. В случае поврежде-
ния или утери табличек, заменяйте их новыми.
Эксплуатация трактора без АКБ в системе электрооборудования не допуска-
ется.
Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с нормативно-право-
выми актами, принятыми на территории государства, где используется трактор.
178
4.2 Использование трактора
4.2.1 Посадка в трактор
Посадка в трактор осуществляется через левую дверь кабины. Для удобства
посадки в трактор установлена подножка.
4.2.2 Подготовка к пуску и пуск двигателя
4.2.2.1 Общие указания
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА НА ТРАКТОРЕ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ БЕЗ
НЕОБХОДИМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ (ВОЗДУХООБМЕНА). ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ МОГУТ
СТАТЬ ПРИЧИНОЙ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ НЕ ЗАПРАВЛЕННЫХ СИСТЕ-
МАХ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ
ДВИГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ! НЕ-
МЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ.
ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРА ОБОРУДОВАНА ОДНОМЕСТНЫМ СИДЕ-
НИЕМ И В НЕЙ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ОПЕРАТОР!
ВНИМАНИЕ: ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ И ОПЕРАЦИИ КОНТРОЛЯ ПРИБОРОВ
ПРОИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО НАХОДЯСЬ НА СИДЕНИИ ОПЕРАТОРА!
ВНИМАНИЕ: ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО
ПРИ УСТАНОВЛЕННОМ В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЫЧАГЕ ПЕРЕКЛЮЧЕ-
НИЯ ДИАПАЗОНОВ И ПЕРЕДАЧ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ МЕТОДОМ БУКСИРОВКИ, ТАК КАК
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПРО-
ИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО С РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА!
4.2.2.2 Подготовка к пуску и пуск двигателя.
Для пуска двигателя выполните следующие действия:
- включите стояночный тормоз трактора;
- если необходимо, заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи
для удаления из нее воздуха;
- на тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» и «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем
Д-245.5S3AM установите рукоятку управления подачей топлива в положение, соот-
ветствующее наибольшей подаче топлива в двигатель;
- на тракторе «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A установите рукоятку
управления подачей топлива в положение, соответствующее минимальной подаче
топлива в двигатель. Убедитесь, что электронная педаль управления подачей топ-
лива находится в начальном положении и на нее нет физического воздействия. Не
нажимайте на педаль управления подачей топлива в процессе запуска двигателя;
- рукоятку управления приводом ПВМ установите в положение «ПВМ выключен»;
- установите рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого или син-
хронного привода в положение «Нейтраль», а рычаг управления заднего ВОМ в по-
ложение «выключено»;
- рукоятки управления распределителем гидронавесной системы должны нахо-
дится в положении «нейтраль;
- выжмите педаль сцепления, рычаг переключения передач и диапазонов пере-
ведите в положение включения I-го или II-го диапазона, отпустите педаль сцепления;
- включите выключатель АКБ;
179
- поверните ключ выключателя стартера и приборов из положения «0» в поло-
жение «I». При этом:
1) В ИК, в течение не более одной секунды, включатся оба сигнализатора диапа-
зона шкалы заднего ВОМ и все сегменты шкалы заднего ВОМ, а стрелки указателей
скорости и оборотов двигателя отклонятся от начальных отметок (либо, в течение не
более одной секунды, происходит «дрожание» стрелок на нулевых отметках указателей)
- подтверждается исправность светодиодных сигнализаторов и стрелочных указателей.
2) На тракторе «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A панель системы
управления двигателем проводит самодиагностику. При отсутствии ошибок в работе си-
стемы на панели системы управления двигателем сигнализатор диагностики неисправ-
ностей должен включиться и погаснуть, что свидетельствует об исправности лампы сиг-
нализатора и ее правильного подключения к бортовой сети трактора. При обнаружении
ошибок сигнализатор диагностики неисправностей выдает световой код неисправности.
Выявленные ошибки необходимо устранить до запуска двигателя. На информационном
мониторе, в течении нескольких секунд, отображается фирменная заставка - подтвер-
ждается исправность монитора. Затем, при отсутствии неисправностей в работе ЭСУД
информационный монитор функционирует в рабочем режиме - отображает реально из-
меренные параметры работы двигателя. При обнаружении ошибок информационный
монитор выдает звуковой сигнал и на экране появляется краткое описание выявленных
ошибок. Выявленные ошибки необходимо устранить до запуска двигателя.
3) На блоке контрольных ламп загорится: контрольная лампа аварийного дав-
ления масла в ГОРУ. В комбинации приборов загорятся сигнальная лампа аварийно-
го давления масла в системе смазки двигателя (и звучит зуммер), сигнальная лампа
аварийного давления воздуха в пневмосистеме (если оно ниже допустимого), сиг-
нальная лампа резервного объема топлива в баке (если топливо в баке на резерв-
ном объеме). На ИК включится в мигающем режиме с частотой 1 Гц контрольная
лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза.
4) На тракторах с системой пуска двигателя 24 В в комбинации приборов заго-
рится контрольная лампа зарядки дополнительной АКБ напряжением 24В.
5) На блоке контрольных ламп включится контрольная лампа-индикатор рабо-
ты свечей накаливания.
- после того, как контрольная лампа работы СН перейдет из режима непре-
рывного свечения в режим мигания с частотой ≈ 1 Гц, произведите запуск двигателя,
для чего необходимо выжать педаль сцепления и повернуть ключ выключателя
стартера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск
двигателя). Если включение СН не требуется, то поверните ключ выключателя стар-
тера и приборов из положения «I» (включены приборы) в положение «II» (пуск двига-
теля) менее чем за 2 секунды. В этом случае свечи накаливания не включаются и кон-
трольная лампа СН не загорается;
- удерживайте ключ выключателя стартера до запуска двигателя, но не более
20 секунд. Если двигатель не запустился, повторное включение производите не
раньше, чем через одну минуту;
- после запуска двигателя отпустите педаль, проверьте работу всех сигнальных
ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла в
двигателе, напряжение бортовой сети и пр.). Дайте двигателю поработать на малых
оборотах до стабилизации давления в рабочем диапазоне приборов. На ИК, комбина-
ции приборов, БКЛ (панели системы управления двигателем и информационном мо-
ниторе тракторов «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A) отображаются реально
измеренные параметры и состояния работы узлов и систем трактора;
- на тракторах с системой пуска двигателя 24 В контрольная лампа зарядки
дополнительной АКБ напряжением 24В после запуска двигателя должна погаснуть,
это указывает о том, что происходит зарядка дополнительной АКБ напряжением 24В
через преобразователь напряжения. Если контрольная лампа заряда после запуска
двигателя продолжает гореть, это означает, что дополнительная АКБ не заряжается,
необходимо устранить неисправность.
180
4.2.3 Начало движения трактора, переключение КП
ВНИМАНИЕ: ВАШ ТРАКТОР ОБОРУДОВАН ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУ-
ВОМ. ВЫСОКИЕ ОБОРОТЫ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ ТРЕБУЮТ НАДЕЖНОЙ СМАЗКИ
ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ. ПРОГРЕЙТЕ ДВИГАТЕЛЬ ДО УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ
НА ОБОРОТАХ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 1000-1300 МИН-1 (В ТЕЧЕНИЕ ОТ 2 ДО 3 МИ-
НУТ), А ЗАТЕМ ДАЙТЕ ЕМУ ПОРАБОТАТЬ НА ПОВЫШЕННЫХ ОБОРОТАХ, ПО-
СТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЯ ОБОРОТЫ ДО 1600 МИН-1 (НЕ БОЛЕЕ) ДО ДОСТИЖЕ-
НИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 40º С!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕСЛИ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ
ДВИГАТЕЛЕ ГОРИТ ЛАМПА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. НЕ-
МЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЕ ДВИГАТЕЛЬ.
Перед началом движения определите необходимую скорость движения трак-
тора. Диаграмма скоростей тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» приведена
в инструкционной табличке на правом стекле в кабине и в подразделе 2.16 «Пере-
ключение передач».
Чтобы привести трактор в движение, выполните следующее:
- уменьшите обороты двигателя;
- выжмите педаль сцепления;
- установите требуемый диапазон КП с помощью рычага переключения диапазо-
нов и передач в соответствии со схемами переключения диапазонов в подразделе 2.16
«Переключение передач», затем установите желаемую передачу, для чего перемести-
те рычаг переключения диапазонов и передач в одно из положений в соответствии со
схемой переключения передач подразделе 2.16 «Переключение передач»;
- если необходимо, переключите ступень повышающего редуктора (для трак-
торов с реверс-редуктором, если необходимо, переключите реверс-редуктор на тре-
буемый ход трактора);
- выключите стояночный тормоз, плавно отпустите педаль сцепления, одно-
временно увеличивая подачу топлива двигателя - трактор придет в движение.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ С БОЛЬШОЙ ТЯГОВОЙ НАГРУЗКОЙ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАКТОРА С ОТКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕДАЧУ «R» ЗАДНЕГО ХОДА В ТЯГОВОМ
РЕЖИМЕ.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ТРОГАНИИ ТРАКТОРА С МЕСТА УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СТОЯ-
НОЧНЫЙ ТОРМОЗ ВЫКЛЮЧЕН!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ И ДИАПАЗОНОВ КП ОСУЩЕСТВ-
ЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ И ВЫКЛЮЧЕННОМ СЦЕП-
ЛЕНИИ! НА ТРАКТОРАХ ОБОРУДОВАННЫХ СИНХРОНИЗИРОВАННОЙ КП ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕ-
ДАЧ НА ХОДУ СО ВТОРОЙ НА ТРЕТЬЮ И С ТРЕТЬЕЙ НА ВТОРУЮ В ПРЕДЕЛАХ I-
ОГО И II-ОГО ДИАПАЗОНОВ, А ТАКЖЕ СО ВТОРОЙ НА ЧЕТВЕРТУЮ, С ЧЕТВЕР-
ТОЙ НА ВТОРУЮ, С ТРЕТЕЙ НА ЧЕТВЕРТУЮ И С ЧЕТВЕРТОЙ НА ТРЕТЬЮ В
ПРЕДЕЛАХ II-ОГО ДИАПАЗОНА. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ДВИЖЕ-
НИИ ТРАКТОРА НАКАТОМ С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ!
ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПЕРЕДАЧИ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА
ПЕРВУЮ ПЕРЕДАЧУ С БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ПЕРЕДАЧИ, ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕ-
НИЕ ПЕРЕДАЧИ ЗАДНЕГО ХОДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТА-
НОВКИ ТРАКТОРА И ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ!
181
ВНИМАНИЕ: В ДИАПАЗОННОМ РЕДУКТОРЕ КП ОТСУТСТВУЕТ ФИКСИРО-
ВАННОЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ ШЕСТЕРНИ I-ОЙ СТУПЕНИ РЕ-
ДУКТОРА, ПОЭТОМУ В ДИАПАЗОННОМ РЕДУКТОРЕ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ
ВКЛЮЧЕНА ИЛИ I-АЯ ИЛИ II-АЯ СТУПЕНЬ РЕДУКТОРА!
ВНИМАНИЕ: В ПОВЫШАЮЩЕМ РЕДУКТОРЕ ОТСУТСТВУЕТ ФИКСИРОВАН-
НОЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЭТОМУ В ПОВЫШАЮЩЕМ РЕДУКТОРЕ ВСЕ-
ГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА ЛИБО ПОНИЖЕННАЯ, ЛИБО ПОВЫШЕННАЯ СТУ-
ПЕНЬ. УСТАНОВКА РЫЧАГА В НЕЙТРАЛЬ (НЕФИКСИРОВАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ) ДО-
ПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПОВЫШАЮЩЕГО РЕДУКТОРА ОСУЩЕСТВ-
ЛЯЕТСЯ НА ЛЮБОЙ ПЕРЕДАЧЕ КП И ТОЛЬКО ПРИ ОСТАНОВЛЕННОМ ТРАКТОРЕ
И ВЫКЛЮЧЕННОМ СЦЕПЛЕНИИ! НА ТРАКТОРАХ ОБОРУДОВАННЫХ СИНХРОНИ-
ЗИРОВАННЫМ ПОВЫШАЮЩИМ РЕДУКТОРОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТ-
НЫХ РАБОТ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНИ РЕДУКТОРА НА ХОДУ.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТРАКТОРА НАКАТОМ С ПОЛ-
НОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ!
ВНИМАНИЕ: В КП ТРАКТОРА, ОБОРУДОВАННОГО РЕВЕРС-РЕДУКТОРОМ,
ОТСУТСТВУЕТ ПЕРЕДАЧА ЗАДНЕГО ХОДА. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТУПЕНИ РЕВЕРС-
РЕДУКТОРА!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СТУПЕНЕЙ РЕВЕРС-РЕДУКТОРА С ПЕРЕД-
НЕГО ХОДА НА ЗАДНИЙ И С ЗАДНЕГО ХОДА НА ПЕРЕДНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА С ПОЛНОСТЬЮ ВЫЖАТОЙ
ПЕДАЛЬЮ СЦЕПЛЕНИЯ!
ВНИМАНИЕ: ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ТРАКТОРЕ НЕ ДЕРЖИТЕ НОГУ НА ПЕ-
ДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБУКСОВКИ МУФТЫ СЦЕП-
ЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ К ЕЕ ПЕРЕГРЕВУ ИЛИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ВЫ-
ХОДУ ИЗ СТРОЯ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛА СКО-
РОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 13 КМ/Ч!
ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МОЖНО
ТОЛЬКО ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 70 º С!
182
4.2.4 Остановка трактора
Для остановки трактора выполните следующее:
- уменьшите обороты двигателя;
- выжмите полностью педаль сцепления;
- установите рычаг переключения диапазонов и передач КП в нейтральное по-
ложение;
- отпустите педаль сцепления;
- остановите трактор с помощью рабочих тормозов;
- включите стояночный тормоз.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА ОДНОВРЕМЕННО
РЕЗКО НАЖМИТЕ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ И ТОРМОЗОВ!
4.2.5 Остановка двигателя
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСТАНОВИТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ОПУСТИТЕ ОРУДИЯ
НА ЗЕМЛЮ, ЕСЛИ ОНИ ПОДНЯТЫ, ДАЙТЕ ДВИГАТЕЛЮ ПОРАБОТАТЬ ПРИ
(1000100) МИН-1 В ТЕЧЕНИЕ ОТ 3 ДО 5 МИНУТ. ЭТО ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ ТЕМ-
ПЕРАТУРУ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ!
Для остановки двигателя выполните следующее:
- установите рычаг управления заднего ВОМ в положение «выключено», а ру-
коятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод (если
включен синхронный привод) установите в положение «нейтраль»;
- рукоятку управления приводом ПВМ установите в положение «ПВМ выключен»;
- переведите в нейтральное положение рукоятки управления распределите-
лем гидронавесной системы;
- выключите кондиционер или вентилятор-отопитель;
- на тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» и «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем
Д-245.5S3AM потяните на себя рукоятку останова двигателя, затем переведите ключ
выключателя стартера и приборов из положения «I» в положение «0»;
- на тракторе «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A ключ выключателя
стартера и приборов переведите из положения «I» в положение «0»;
- если включен независимый привод заднего ВОМ, рукоятку переключения
заднего ВОМ с независимого на синхронный привод установите в положение
«нейтраль»;
- при продолжительной остановке выключите АКБ.
ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» и «БЕЛАРУС-921.4»
С ДВИГАТЕЛЕМ Д-245.5S3AM ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ПОТЯ-
НИТЕ НА СЕБЯ РУКОЯТКУ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ!
ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРЕ «БЕЛАРУС-921.4» С ДВИГАТЕЛЕМ Д-245.5S3A
ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ КЛЮЧ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И
ПРИБОРОВ ПЕРЕВЕДИТЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «I» В ПОЛОЖЕНИЕ «0»!
4.2.6 Высадка из трактора
Высадка из трактора, кроме аварийных ситуаций осуществляется через левую
дверь кабины. Правила высадки из трактора при аварийных ситуациях приведены в
пункте 4.5.3 подраздела 4.5 «Действия в экстремальных условиях».
Покидая трактор, убедитесь, что все действия, перечисленные в подразделе
4.2.5 «Остановка двигателя» выполнены, навесные устройства трактора и агрегати-
руемых машин опущены.
183
4.2.7 Использование ВОМ
Правила включения и выключения заднего вала отбора мощности приведены
в подразделе 2.18 «Управление задним валом отбора мощности».
Контроль за работой заднего вала отбора мощности осуществляется по инди-
катору комбинированному, как указано в подразделе 2.8.2
«Принцип работы и
назначение указателей индикатора комбинированного».
Правила агрегатирования заднего ВОМ с различными видами сельхозмашин и
оборудования приведены в разделе 5 «Агрегатирование».
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНО-
СТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАДНЕГО
ВОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА БЛИЗКИХ К МИНИМАЛЬНЫМ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ
(ОТ 1000 ДО 1100 МИН-1), ЗАТЕМ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ!
На задний ВОМ трактора установлен хвостовик ВОМ1с по ГОСТ 3480 (8 зубь-
ев, 540 мин-1). По заказу в ЗИП трактора могут прикладываться хвостовик ВОМ1 (6
зубьев, 540 мин-1) и ВОМ2 по ГОСТ 3480 (21 зуб, 1000 мин-1).
Таблица 4.2.1 - Режимы работы заднего ВОМ
Частота вращения, мин-1
Привод ВОМ
Тип хвостовика
ВОМ
двигателя
ВОМ 1С
540
1632
Независимый
ВОМ 1
540
1632
ВОМ 2
1000
1673
Синхронный
при установ-
ВОМ 1С
ленных задних
ВОМ 1
- 4,38 об/метр пути
шинах
ВОМ 2
420/70R24
Синхронный
ВОМ 1С
при установ-
ВОМ 1
- 3,86 об/метр пути
ленных задних
ВОМ 2
шинах 14.9R30
Частота вращения хвостовика ВОМ при номинальной частоте коленчатого ва-
ла двигателя 1800 мин-1 (при включенном независимом приводе):
ВОМ 1с
-
596 мин-1;
ВОМ 1
-
596 мин-1;
ВОМ 2
-
1076 мин-1.
Мощность, передаваемая хвостовиками 1с / 1 / 2 заднего ВОМ и максимально допу-
стимый момент на хвостовики ВОМ 1с / 1 / 2 тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
указаны в таблице 4.2.2.
184
Таблица 4.2.2
Мощность, пере-
Максимально до-
Тип хвостовика
даваемая хвосто-
пустимый момент
Модель трактора
ВОМ
виком ВОМ, кВт,
на хвостовик
не более
ВОМ, Н·м
ВОМ 1С
57,6
1018
«БЕЛАРУС-921/921.2»
ВОМ 1
57,6
1018
ВОМ 2
57,6
550
ВОМ 1С
55,2
976
«БЕЛАРУС-921.3»
ВОМ 1
55,2
976
ВОМ 2
55,2
526
ВОМ 1С
57,6
1018
«БЕЛАРУС-921.4»
c двигателем
ВОМ 1
57,6
1018
Д-245.5S3AM
ВОМ 2
57,6
550
ВОМ 1С
59,5
1052
«БЕЛАРУС-921.4»
c двигателем
ВОМ 1
59,5
1052
Д-245.5S3A
ВОМ 2
59,5
568
Для работы с задним ВОМ снимите защитный колпак 1 (рисунок 4.2.1), закрыва-
ющий хвостовик 9. Для этого необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз
и на себя. После окончания работы с ЗВОМ обязательно установите защитный колпак 1
на место, для чего необходимо надеть колпак 1 на хвостовик 9 и надавить на него в
продольном направлении до надежной фиксации колпака 1 в отверстии кожуха 6.
1 - защитный колпак;
2 - болт;
3 - гайка;
4 - крышка заднего ВОМ; 5 - ко-
жух; 6 - крышка; 7 - болт; 8 - пластина; 9 - хвостовик.
Рисунок 4.2.1 - Снятие защитного колпака и замена хвостовика заднего ВОМ
Для замены хвостовика заднего ВОМ выполните следующие операции:
- отверните гайки 3 и снимите кожух 5 с крышкой 6 в сборе;
- отверните болты 7 и снимите пластину 8;
- снимите хвостовик 9;
- установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, смазав консистентной
смазкой центрирующий поясок;
- установите пластину 8, заверните болты 7, установите кожух 5 совместно с
крышкой 6 и закрепите их гайками 3.
ВНИМАНИЕ: СИНХРОННЫЙ ПРИВОД ЗАДНЕГО ВОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИ
СКОРОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА НЕ ВЫШЕ 8 КМ/Ч. В ПРО-
ТИВНОМ СЛУЧАЕ, ВОЗМОЖНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ В СИЛОВОЙ ПЕРЕ-
ДАЧЕ ТРАКТОРА!
185
4.2.8 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости
от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин
4.2.8.1 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от
условий работы и нагрузки на оси трактора
Выбор оптимального внутреннего давления воздуха в шинах колесных тракто-
ров и степень его влияния на тягово-сцепные свойства зависят от вида работы, типа
почвы и нагрузки, действующей на оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет
на опорное пятно контакта колеса c почвой и, в зависимости от почвенных условий,
сказывается на его тягово-сцепных качествах и производительности трактора в ра-
боте. Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутрен-
них давлениях и скоростях устанавливаются изготовителем шин и приведены в таб-
лице 4.2.3.
Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на ши-
ны трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной экс-
плуатационной массы трактора и балласта, а также условий работы.
Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирова-
ния трактора разное. Поэтому при изменении условий эксплуатации трактора необ-
ходимо проверять и, при необходимости, корректировать величину давления в ши-
нах. Несоблюдение норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.
Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы
приводит к возникновению следующих неисправностей колес:
- проворот шин на ободьях;
- перетирание борта шины о закраину обода;
- появление трещин на боковинах шин;
- расслоение или излом каркаса шины;
- вырыв вентиля шины (для камерных шин).
Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к
возникновению следующих неисправностей колес:
- заметный повышенный износ шин;
- растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;
- увеличенная пробуксовка колес;
- повышенная чувствительность к ударам и порезам.
Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузо-
подъемности шин (для данного давления и скорости) и осей трактора - причина от-
казов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и
других узлов и деталей трактора, что может также привести к авариям и уменьше-
нию срока службы трактора в целом.
ВНИМАНИЕ: ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ С УЧЕТОМ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ВИДА РАБОТ НАГРУЗОК И СКОРОСТЕЙ!
Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость
балластирования, массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок
на оси трактора.
Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только пу-
тем практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.
Методика определения нагрузки на передние и задние колеса трактора путем
взвешивания представлена в разделе 5 «Агрегатирование».
186
Для проверки давления в шинах используйте манометр МД-214 ГОСТ 9921-81
для контроля давления накачки шин (допускается использовать другие приборы кон-
троля давления накачки шин с метрологическими характеристиками, аналогичными
манометру МД-214).
Таблица 4.2.3 - Нормы нагрузок на одинарные шины трактора «БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» для выбора эксплуатационных режимов работы при различ-
ных скоростях и внутренних давлениях в шинах
Ин-
Нагрузка на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа
Символ
Ско-
декс
Шина
скоро-
рость,
нагру
80
100
120
140
160
200
220
сти*
км/ч
зки*
10
820
920
1020
1130
1330
20
635
725
800
885
1045
265/70R16
102
А8
30
570
640
710
780
920
40
520
590
650
720
850
10**
810
935
1035
1130
1235
1425
1520
20
695
800
885
970
1060
1220
1300
12.4L-16
111
А6
30
580
670
740
810
885
1020
1085
40
460
535
590
645
705
815
865
10
1875
2050
2230
2405
2585
2850
20
1720
1845
2030
2210
2335
(190
420/70R24
130
A8
30
1500
1605
1765
1925
2035
кПа)
40
1400
1500
1650
1800
1900
10**
1860
2115
2370
2585
2775
20
1525
1730
1940
2120
2275
14.9R30
129
A8
30
1325
1505
1690
1845
1975
40
1240
1410
1580
1725
1850
* Индекс нагрузки и символ скорости указаны на боковине шин.
** Внутреннее давление должно быть увеличено на 25%
Примечание - Нормы нагрузок приведены для одинарных шин с указанным индек-
сом нагрузки и символом скорости.
Давление устанавливать в «холодных» шинах.
При выполнении работ, требующих больших тяговых усилий на крюке, уста-
навливайте давление как для скорости 30 км/ч.
При транспортных работах на дорогах с твердым покрытием увеличьте дав-
ление на 30 кПа, но не более максимально допускаемого согласно таблице 4.2.3.
При увеличении объема транспортных работ до 60% гарантийный срок служ-
бы шины в пределах гарантийного срока хранения уменьшается на 30%.
Допускаемые предельные отклонения давления в шинах - (±10 кПа) по пока-
заниям манометра.
ВНИМАНИЕ: У ТРАКТОРА, ОТГРУЖАЕМОГО С ПРЕДПРИЯТИЯ-
ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА СОСТАВЛЯЕТ ОТ 150 ДО 190 кПА В ШИ-
НАХ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС И ОТ 100 ДО 140 кПА В ШИНАХ ЗАДНИХ КОЛЕС!
4.2.8.2 Правила эксплуатации шин
Для исключения преждевременного выхода из строя шин и поломок трактора,
связанных с неправильным использованием шин, соблюдайте следующие правила
эксплуатации шин:
- своевременно выполнять операции технического обслуживания шин и колес;
- предохранять шины от попадания на них топлива, масла и других нефтепродуктов;
187

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности