Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

Техническое обслуживание и диагностирование трактора — это комплекс планово-профилактических мероприятий, обеспечивающих исправное техническое состояние и экономичную работу трактора в течение заданного ресурса.

Сущность принятой системы технического обслуживания заключается в том, что тракторист и технический персонал, эксплуатирующие трактор, должны проводить работы по его техническому обслуживанию в обязательном порядке, своевременно и в полном объеме с учетом рекомендаций, указанных в данной книге и с использованием средств технического диагностирования.

Диагностирование обеспечивает значительную экономию средств на содержание тракторов за счет сокращения их простоя во время обслуживания и ремонта, выполнения действительно необходимых регулировочных и ремонтных операций, сокращения расхода запчастей, топлива и смазочных материалов.

Допускается отклонение от установленной периодичности проведения технического обслуживания в пределах ±10%. Отметки о проведении работ по техническому обслуживанию и диагностированию трактора заносят в специальный формуляр.


ОБКАТКА ТРАКТОРА

Все новые, а также поступившие в хозяйство после капитального ремонта тракторы перед началом эксплуатации должны проходить обкатку в течение 30 ч. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей друг к другу. При этом проверяют работу узлов и механизмов, выявляют и устраняют случайные дефекты (недостаточную затяжку резьбовых соединений, подтекание смазки, топлива, охлаждающей жидкости). Обкаточный период не должен ограничиваться 30 ч работы. В первый месяц эксплуатации трактора надо избегать его перегрузок, строго соблюдать правила эксплуатации в полном объеме и своевременно проводить техническое обслуживание.

При подготовке трактора к обкатке очищают его поверхности от пыли и грязи, удаляют консервирующую смазку и обмывают его; проверяют уровень масла и при необходимости доливают в картер дизеля до метки П на маслоизмерительном стержне, в поддон воздухоочистителя до уровня кольцевой канавки, в маслобак гидросистемы и корпус трансмиссии до метки П на указателях уровня, в корпуса верхних и нижних конических пар и корпус главной передачи переднего ведущего моста трактора МТЗ-102 (заправочным шприцем) до нижней кромки контрольно-заливочного отверстия.

Осматривают аккумуляторные батареи и при необходимости проводят их техническое обслуживание.

Смазывают подшипник отводки сцепления, выполнив 4—6 нагнетаний рычажно-плунжерным шприцем; втулки поворотных цапф (10—12 нагнетаний шприцем); шестерни регулируемого раскоса (4—6 нагнетаний шприцем); втулки вала механизма навески и подшипники крестовин кардана привода насоса-дозатора (до появления смазки из зазоров).

Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня вентилятора. При нажатии с усилием 30—50 Н прогиб ремня на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должен быть в пределах 10—15 мм; давление воздуха в шинах передних и задних колес — в зависимости от выполняемой работы.

Контролируют и при необходимости подтягивают наружные резьбовые соединения; заправляют охлаждающую жидкость в радиатор до уровня на 50—60 мм ниже верхнего торца заливной горловины; прослушивают дизель, проверяют исправность механизмов управления и показаний контрольных приборов на соответствие установленным нормам.

В процессе обкатки трактора обкатывают дизель на холостом ходу в течение 15 мин (5 мин — на минимальной частоте вращения холостого хода и 10 мин с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной), затем обкатывают трактор в течение 30 ч на легких транспортных или легких полевых работах (посеве, культивации, сенокошении) с использованием гидросистемы. Дизель загружают не более чем на 50% от его номинальной мощности и не допускают его перегрузки. Следят, чтобы дизель не дымил и не было уменьшения частоты вращения коленчатого вала. Проверяют работу всех механизмов и приборов трактора, включение переднего ведущего моста на режиме принудительного включения, при торможении, доведя на скользком грунте все 4 колеса до «юза». Течей топлива, масла и охлаждающей жидкости не должно быть. В случае выявления дефектов их устраняют.

Проверяют уровень и при необходимости доливают масло в картер дизеля, охлаждающую жидкость в радиатор, масло в корпус трансмиссии и бак гидросистемы, сливают конденсат из ресивера. Проверяют степень засоренности воздухоочистителя (окно индикатора не должно перекрываться поршнем красного цвета). Контролируют работу органов управления, систем сигнализации и освещения, стеклоочистителя и тормозов. Узлы и системы должны быть технически исправными.

По окончании обкатки осматривают и моют трактор, проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня вентилятора (прогиб при нажатии с усилием 30—50 Н должен быть 10—

15 мм), свободный ход педали сцепления должен быть 30—40мм при замере по подушке педали, тормоза и пневмосистему. Полный ход педалей тормозов должен быть 110—120 мм при усилии 120 Н, давление воздуха в пневмосистеме 0,77—0,80 МПа, падение давления за 30 мин не более 0,05 МПа. Устанавливают сходимость передних колес, которая должна быть 2—6 мм у МТЗ-100 и 4—8 мм у МТЗ-102.

Проверяют аккумуляторы, очищают при необходимости поверхности батарей, клеммы, наконечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках.

Заменяют масло в картере дизеля, в корпусе переднего моста, в корпусах верхних и нижних конических пар редукторов (МТЗ-102), в поддоне воздухоочистителя.

Смазывают подшипник отводки сцепления (4—6 нагнетаний шприцем), подшипник кардана привода насоса-дозатора (до появления смазки из-под кромок сальников).

Очищают центробежный масляный фильтр коробок передач и дизеля.

Промывают и продувают сжатым воздухом фильтр очистки масла дизеля, установленный в маслопроводе от нижнего бачка масляного радиатора к центробежному масляному фильтру дизеля, сетчатый фильтр гидросистемы коробки передач, заменяют фильтрующий элемент фильтра маслобака гидросистемы.

Проверяют и при необходимости подтягивают наружные крепления гаек поворотных рычагов, рулевого управления, лонжеронов к переднему брусу и к корпусу сцепления, корпуса коробки передач к заднему мосту и корпусу сцепления, рукавов задних полуосей к корпусу заднего моста, гайку рулевой сошки, гайки крепления дисков передних колес и дисков к ободам (МТЗ-102), кронштейнов центральной тяги, фланцев шкворневых труб, гайки клиньев переднего ведущего моста.

Снимают карданный вал и затягивают до отказа гайку на хвостовике ведущей шестерни главной передачи переднего ведущего моста. На непрогретом дизеле проверяют затяжку болтов крепления головки блока цилиндров с последующей регулировкой клапанов, регулировку подшипников ступиц передних колес (осевой зазор должен быть 0,08—0,20 мм), регулировку фланцев передних колес (МТЗ-102). Осевой зазор в подшипниках фланца диска колеса не должен превышать 0,30 мм. Проводят техническое обслуживание фильтра системы вентиляции и отопления (извлекают фильтр через люк крыши, очищают его встряхиванием и продувкой сжатым воздухом).

Сливают отстой из фильтра грубой очистки топлива и топливных баков до появления чистого топлива, конденсат — из ресивера. Проверяют и при необходимости восстанавливают герметичность воздухоочистителя и впускных трубопроводов дизеля. Дизель, работающий на средних оборотах, должен быстро останавливаться при перекрытой центральной трубе воздухоочистителя и снятом фильтре грубой очистки воздуха.



ПЛАНОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Для тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 установлены следующие виды планового технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); техническое обслуживание № 1

(ТО-1); техническое обслуживание № 2 (ТО-2); техническое обслуживание № 3 (ТО-3); сезонное техническое обслуживание (СТО); обслуживание в особых условиях эксплуатации, резко отличающихся от типичных.

ЕТО проводят через каждые 10 мото-ч. В него входит проверка уровня и необходимая доливка масла в картер дизеля до метки П на маслоизмерительном стержне, охлаждающей жидкости в радиатор на 50—60 мм ниже верхнего торца заливной горловины, масла в бак гидросистемы и корпус трансмиссии до метки П на указателе уровня, если уровень ниже метки 0 (приложения 1,2).

Сливают конденсат из ресивера пневмоснстемы, проверяют степень засоренности воздухоочистителя. При работе трактора контролируют работу дизеля, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов. Все органы управления и системы должны быть технически исправными. Дизель должен работать устойчиво на всех оборотах. После остановки горячего дизеля должен слышаться шум вращающегося ротора масляного фильтра и турбокомпрессора.

ТО-1 проводят через каждые 125 мото-ч. При этом обмывают трактор, используя моечный агрегат, щетку, ветошь, и выполняют операции по ЕТО. Проверяют уровень масла и при необходимости доливают в поддон воздухоочистителя до уровня кольцевого пояска, в корпуса верхних и нижних конических пар и корпус главной пары (МТЗ-102) до нижней кромки заливного отверстия. Сливают отстой из фильтра грубой очистки топлива и топливных баков. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня вентилятора. При нажатии на середину ветви между шкивами генератора и коленчатого вала с усилием 30—50 Н прогиб ремня должен составлять 10—15 мм.

Через одно ТО-1 (250 мото-ч) очищают роторы центробежных масляных фильтров дизеля и коробки передач, сетчатый фильтр; смазывают подшипник отводки сцепления, выполнив 4—6 нагнетаний шприцем. Проверяют затяжку болтов ступиц задних колес и при необходимости подтягивают моментом 300 Н-м. Ослабление затяжки болтов не допускается. Проводят обслуживание аккумуляторных батарей: проверяют затяжку и контровку гаек крепления турбокомпрессора и кронштейна глушителя, состояние шин и давление в них в зависимости от выполняемой работы.

ТО-2 проводят через каждые 500 мото-ч. При этом выполняют операции ТО-1, проверяют и при необходимости регулируют зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел, которые должны на холодном двигателе соответствовать для впуекных клапанов 0,25, для выпускных — 0,45 мм. Свободный ход педали муфты сцепления должен быть 30—40 мм, люфт рулевого колеса — не более 25° при работающем двигателе, ход педалей тормозов и рычага стояночного тормоза при усилии 120 Н —110— 120 мм. При усилии 200 Н на рукоятке стояночного тормоза защелка должна фиксировать рычаг на секторе, а также механизм управления планетарным редуктором заднего ВОМ. Усилие на рычаге должно быть 120—150 Н, переключение из одного положения в другое — четким, сходимость передних колес 2—6 мм для МТЗ-100 и 4—8 мм — для МТЗ-102. В верхнем положении навески поворот рукоятки смесителя сигналов должен осуществляться в зоне между метками I и II.

Сливают масло на прогретом дизеле и заливают свежее до метки П на маслоизмерительном стержне, очищают и промывают фильтрующий элемент масловлагоотделителя регулятора давления пневмосистемы, проверяют герметичность пневмосистемы. Падение давления воздуха в течение 30 мин не должно превышать 0,05 МПа. Смазывают шайбы и втулки поворотных цапф (10— 12 нагнетаний шприцем), гибкий вал привода тахоспидометра (смазка ГОИ-54 или ЦИАТИМ-201). Первую разборку и смазку вала производят через 2000 мото-ч, каждую последующую при выполнении ТО-2. Проводят обслуживание воздухоочистителя дизеля, проверяют степень разряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита. Заменяют фильтрующий элемент фильтра маслобака гидросистемы, проводят обслуживание фильтра системы вентиляции и отопления. После извлечения фильтра через люк крыши очищают его встряхиванием и продувкой сжатым воздухом. Очищают генератор от пыли и грязи, проверяют крепление генератора на дизеле, состояние и надежность крепления проводов.

ТО-3 проводят через 1000 мото-ч. При этом выполняют операции по ТО-2 и проводят при необходимости работы по диагностированию технического состояния трактора.

Проверяют и регулируют форсунки на давление впрыска и качество распыла топлива, топливный насос на стенде и угол опережения подачи топлива на дизеле, осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес трактора МТЗ-100 (0,08—0,20 мм), осевой зазор в подшипниках фланца диска колес трактора МТЗ-102 (не более 0,3 мм), зазор в шарнирах рулевых тяг, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров и зазор между бойками коромысел и стержнем клапанов, регулятор давления пневмосистемы, тормозной кран. Давление воздуха в магистрали управления должно быть 0,77—0,80 МПа. При полном нажатии на педали тормозов или при затягивании рычага стояночного тормоза давление в магистрали управления должно снизиться до нуля.

Проверяют наружные резьбовые соединения трактора и при необходимости подтягивают их, очищают и промывают фильтр грубой очистки топлива, промывают и продувают сжатым воздухом фильтр очистки масла дизеля, установленный в маслопроводе от нижнего бачка масляного радиатора к масляному фильтру дизеля. Снимают турбокомпрессор и, не разбирая, погружают на 2 ч в керосин или дизельное топливо с последующей промывкой и очисткой его. Заменяют масло в поддоне картера дизеля, промыв сапун и сетку горловины до полного удаления отложений. Смазывают шестерню правого раскоса (4—6 нагнетаний шприцем), втулки вала заднего навесного устройства (до появления смазки из зазоров), подшипники крестовин карданов привода насоса-дозатора и карданного вала переднего ведущего моста (МТЗ-102). Проводят обслуживание электрооборудования, которое заключается в очистке верхней поверхности батарей, окислившихся клемм, наконечников проводов, вентиляционных отверстий. Неконтактные поверхности клемм смазывают техническим вазелином. Снимают приводной ремень и проверяют легкость вращения генератора. Осевой люфт в подшипниках не должен превышать 0,2 мм, радиальный — 0,04 мм.

Дополнительно через одно ТО-3 снимают головку цилиндра компрессора и удаляют коксоотложения с поверхностей головки, поршня, клапанов и воздушных каналов.

Дополнительно через три ТО-3 проверяют состояние коллектора (рабочая поверхность коллектора должна быть чистой), щеток; легкость передвижения щеток в щеткодержателях и давление пружин на щетки стартера. При наличии значительного износа или подгорания протачивают коллектор. Давление щеток должно быть в пределах 7,5—10 Н.

Эксплуатация тракторов без проведения работ планового технического обслуживания запрещается.

Так же проводят СТО при переходе к осенне-зимнему сезону (ТО-3). При этом заменяют летние сорта масла на зимние. В картере дизеля сливают масло на прогретом дизеле и заливают чистое до верхней метки П иа маслоизмерительном стержне. В корпусе силовой передачи (при температуре воздуха ниже минус 25°С) сливают масло сразу после остановки трактора, пока оно не остыло, промывают сливные пробки дизельным топливом и заливают масло до метки П указателя уровня. В корпусе переднего моста трактора МТЗ-102, в корпусах верхних и нижних конических пар колесных редукторов (при температуре воздуха ниже минус 25°С) сливают масло сразу после остановки трактора и заливают чистое до уровня заливного отверстия.

Плотность электролита в аккумуляторных батареях доводят до зимней нормы, переключатель сезонной регулировки интегрального регулятора устанавливают в положение «Зима». Продувают паром или промывают горячей водой ресивер пневмосистемы, проверяют его герметичность гидравлическим давлением 1,4 МПа. При нарушении герметичности реверс заменяют. Снимают карданный вал и проверяют плотность посадки фланца в осевом направлении на валу ведущей шестерни главной передачи (МТЗ-102), осевой люфт устраняют подтяжкой гайки. Заменяют смазку в ступицах передних колес, фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива. Промывают полости до полного удаления осадка. Ступицы колес снимают, промывают, закладывают свежую смазку с обязательной набивкой ее в подшипники. После этого промывают систему охлаждения и заправляют ее незамерзающей жидкостью.

При переходе к весенне-летнему периоду (TO-BЛ) заменяют зимние сорта масел на летние и сменный фильтрующий элемент

фильтра маслобака гидросистемы. Доводят плотность электролита до летней нормы и устанавливают переключатель регулировки интегрального регулятора в положение «Лето».

При эксплуатации трактора в особых условиях (при низких температурах, в пустыне, на песчаных и болотистых почвах, каменистом грунте) сохраняют принятую периодичность и объем технического обслуживания и, кроме того, вводят дополнительно или выполняют более часто по мере необходимости перечисленные ниже работы.

При эксплуатации трактора в условиях низких температур в конце смены необходимо полностью заправить баки топливом (при минус 30 °С заправляют арктическое топливо) и слить конденсат из ресивера. Систему охлаждения заправляют антифризом.

При эксплуатации трактора в условиях пустыни, на песчаных почвах, при повышенной температуре и запыленности воздуха заправляют дизель маслом и топливом закрытым способом. Через каждые три смены заменяют масло в поддоне воздухоочистителя. При ТО-1 проверяют масло дизеля на наличие в нем механических примесей и при необходимости заменяют его, промывают пробку топливного бака, прочищают центральную трубу воздухоочистителя.

При эксплуатации трактора на болотистых почвах ежесменно проверяют и очищают его наружные поверхности. После работы на заболоченных участках проверяют, не попала ли вода в силовую передачу. При наличии воды масло заменяют.

содержание .. 7 8 9 10 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности