Трактор Беларус 3222 / 3522. Руководство — часть 12

3.10.3 Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы
Регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо выполнять при
проведении ТО-3, а также при нарушении работы регулятора давления и после его
разборки для промывки или замены изношенных деталей.
Проверку и регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо
производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормо-
зами, управления стояночным тормозом и приводов тормозных кранов.
Проверку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:
- присоедините манометр (с ценой деления от 0,01 до 0,02 МПа и шкалой не
менее 1,6 МПа) к головке соединительной с красной крышкой;
- снимите колпак 1 (рисунок 3.10.3);
- с помощью гаечного ключа ввинтите крышку 2 в корпус до упора;
- включите пневмокомпрессор;
- запустите двигатель и заполните баллон сжатым воздухом до срабатывания
предохранительного клапана 7 при давлении от 0,85 до 1 МПа. Если клапан сраба-
тывает при давлении, менее 0,85 МПа или более 1 МПа, произведите его регулиров-
ку с помощью винта 9, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 8.
Регулировку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:
- постепенно вывинчивая крышку 2, отрегулируйте усилие пружин 3 и 4 так,
чтобы давление воздуха в баллоне, при котором происходит открытие разгрузочного
клапана 6, составляло от 0,77 до 0,8 МПа;
- зафиксируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на
резьбовую часть корпуса, и наденьте колпак 1;
- приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха
до величины от 0,65 до 0,7 МПа. При этих величинах давления клапан 6 должен за-
крыться и переключить пневмокомпрессор на наполнение баллона сжатым воздухом;
- отсоедините от головки соединительной контрольный манометр.
1 - колпак; 2 - крышка;
3 - пружина наружная; 4 - пружина внутренняя; 5 -
фильтр; 6 - разгрузочный клапан; 7 - предохранительный клапан; 8 - контргайка; 9 -
винт регулировочный.
Рисунок 3.10.3 -Регулятор давления пневмосистемы
132
3.11 Гидросистема трансмиссии
3.11.1 Общие сведения
Схема гидравлическая принципиальная трансмиссии представлена на рисунке 3.11.1.
А1 - фильтр сетчатый; А2 - фильтр сдвоенный; А3 - узлы смазки; А4 - элек-
трогидравлический распределитель; А5 - узел передач; А6 - гидроусилитель сцеп-
ления в сборе; А7 - управления задним ВОМ; А8 - гидрораспределитель; Б1 - кар-
тер трансмиссии; Д1…Д9 - датчики давления; Д10 - датчик давления; КД1 - клапан
управления; КД2 - клапан смазки; КП1,КП2 - клапаны предохранительные; КР1 -
кран переключения с прямого хода на реверс; МЗ - маслозаборник; МС1 - муф-
та сцепления; МФ - магнитный фильтр; МФ1 - муфта ПВМ; МФ2 - муфта блокировки
дифференциала; МФ3…МФ8 - муфты включения передач КП; МФ9, МФ10 - муфты
включения ВОМ, Н1 - насос шестеренный НШ25; П1 - плита распределительная;
Р1…Р9 - клапан пропорциональный; Ф1 - сетчатый фильтроэлемент; Ф2 - бумаж-
ный фильтроэлемент; ЦГ1 - цилиндр главный на прямом ходу; ЦГ2 - цилиндр
главный на реверсе; ЦР3 - рабочий цилиндр; ЦИ1 - цилиндр гидроусилителя;
Рисунок 3.11.1 - Схема гидравлическая принципиальная трансмиссии
133
Расположение элементов гидросистемы трансмиссии представлено на
рисунке 3.11.2.
а) вид справа
б) вид сверху
1 - магистраль смазки подшипников заднего ВОМ; 2 - распределитель управле-
ния задним ВОМ; 3 - насос ГС трансмиссии; 4 - распределительная плита с отверсти-
ем полива привода насосов ГС трансмиссии и ГНС; 5 - фильтр магнитный; 6 - магист-
раль на смазку подшипников КП; 7 - магистраль на смазку верхнего подшипника узла
передач; 8 - магистраль от сдвоенного фильтра к распределителю электрогидравли-
ческому; 9 - магистраль на смазку подшипников узла передач; 10 - фильтр сдвоенный;
11 - магистраль на смазку КП и заднего моста; 12 - магистраль от сетчатого фильтра к
сдвоенному фильтру; 13 - на включение ПВМ; 14 - сетчатый фильтр (внутри корпуса
сцепления); 15 - магистраль от насоса ГС трансмиссии к элементам ГС трансмиссии;
16 - маслозаборник (внутри коробки передач); 17 - магистраль из корпуса привода на-
сосов на слив; 18 - на включение блокировки дифференциала; 19 - полив заднего
ВОМ; 20 - магистраль на полив дифференциала ЗМ; 21 - магистраль на полив конеч-
ной передачи левой; 22 - магистраль от электрогидравлического распределителя к
распределителю управлением задним ВОМ; 23 - слив после клапана смазки; 24 - ма-
гистраль от тройника к плите; 25 - магистраль на полив конечной передачи правой.
Рисунок 3.11.2 - Расположение элементов гидросистемы трансмиссии
134
Гидросистема трансмиссии, кроме переключения передач под нагрузкой, обес-
печивает фильтрацию рабочей жидкости, смазку наиболее нагруженных шестерен и
подшипников трансмиссии под давлением, управляет задним и передним валами
отбора мощности (ВОМ), приводом переднего ведущего моста (ПВМ), блокировкой
дифференциала заднего моста, муфтой сцепления.
Шестеренный насос ГС трансмиссии 3 (рисунок 3.11.2) с приводом установлен
на корпусе заднего моста с правой стороны трансмиссии и приводится во вращение
через систему шестерен от двигателя.
Масло, всасываемое насосом через маслозаборник 16, установленный внутри
корпуса коробки передач, проходит через магнитный фильтр 5, состоящий из маг-
нитных уловителей, предназначенных для очистки масла от металлических частиц.
Далее масло насосом нагнетается в систему фильтрации, состоящую, из сетчатого
фильтра 14 грубой очистки (установлен внутри КП), с тонкостью фильтрации 80 мкм
и, последовательно установленного за ним, сдвоенного фильтра 10 с тонкостью очи-
стки 25 мкм. Помимо фильтрующих элементов в корпусе сетчатого фильтра уста-
новлен шариковой клапан, обеспечивающий перепуск рабочей жидкости при засо-
ренности фильтра, когда разность давлений на входе и выходе превышает 0,35
МПа. Для перепуска рабочей жидкости, когда засорились фильтроэлементы фильт-
ра сдвоенного, и разность давлений на входе и выходе превышает 0,4 МПа, уста-
новлен клапан-сигнализатор. При срабатывании клапана-сигнализатора загорается
контрольная лампа на КЭСУ, свидетельствующая о необходимой замене фильтро-
элементов сдвоенного фильтра. Одновременно с заменой фильтроэлементов сдво-
енного фильтра необходимо выполнить очистку магнитных уловителей магнитного
фильтра и промыть сетчатый фильтр. В корпусе фильтра сдвоенного, установлены
последовательно клапан управления, отрегулированный на давления в системе
управления трансмиссией 1,5+0,1 МПа и клапан смазки, отрегулированный на давле-
ния в системе смазки 0,1-0,05 МПа. Регулировка клапанов осуществляется регулиро-
вочными прокладками. Далее, отфильтрованная рабочая жидкость под давлением
1,5 МПа поступает от фильтра сдвоенного по магистрали 8 к распределителю элек-
трогидравлическому. На входе электрогидравлического распределителя происходит
деление потока. Одна его часть от электрогидравлического распределителя по сис-
теме отверстий и каналов (при включенных пропорциональных клапанах) поступает
к фрикционным муфтам, что обеспечивает переключение передач под нагрузкой,
включение ПВМ и БД (подвод масла к фрикционным муфтам ПВМ и БД происходит
по маслопроводам 13 и 18 от распределителя к корпусам МС и ЗМ соответственно и
далее по системе отверстий). Другая часть потока от электрогидравлического рас-
пределителя по маслопроводу поступает к гидроусилителю сцепления (на рисунке
не показано), а от него к плите с распределителем управления передним ВОМ (на
рисунке не показано). Третья часть потока по маслопроводу 22 от электрогидравли-
ческого распределителя поступает к распределителю управлением задним ВОМ 2, а
далее по системе отверстий и каналов поступает к фрикционным муфтам включения
и выключения ВОМ.
Также, от фильтра сдвоенного часть рабочей жидкости под давлением 0,1 МПа
поступает по магистрали 9 к распределителю электрогидравлическому и далее по
каналам подается к дискам включенных и выключенных муфт и на смазку подшипни-
ков узла передач. От электрогидравлического распределителя по магистрали 7 ра-
бочая жидкость поступает на смазку верхнего подшипника узла передач. Слив после
клапана смазки магистраль 23. Другая часть рабочей жидкости от фильтра сдвоенно-
го по магистрали 11 через тройник поступает на магистраль 6 для смазки подшипников
входного, выходного и вторичного вала коробки передач и по магистрали 24 направля-
ется к плите 4. В корпусе плиты 4 находится дроссель полива привода насосов ГС
трансмиссии и ГНС. От плиты магистрали направлены на смазку подшипников заднего
ВОМ 1, на полив дифференциала 20 и часть на полив заднего ВОМ 19, на полив кони-
ческой шестерни привода насосов и далее часть на полив левой конечной передачи
21, на полив правой конечной передачи 25.
135
3.11.2 Фильтр сдвоенный
Сдвоенный, установленный справа по ходу трактора на кронштейне крепления
глушителя, предназначен для очистки масла, подаваемого насосом трансмиссии к
электрогидравлическому распределителю управления трансмиссией, с тонкостью
фильтрации 0,025 мм., а также для поддержания давления в гидросистеме транс-
миссии.
Фильтр состоит из двух кожухов 5 (рисунок 3.11.3), вворачиваемых в корпус 1
с входным и выходными отверстиями. Внутри кожухов расположены фильтроэле-
менты 6 и постоянные магниты 2, поджимаемые пружиной 7 к втулке 4. Между
фильтроэлементом 6 и магнитом 2 расположено уплотнительное кольцо 3. В корпу-
се 1 установлен клапан-сигнализатор 8, который подает сигнал на КЭСУ (загорается
лампочка), при засоренности фильтроэлементов 6. Также, в корпусе 1 установлены
клапан управления гидросистемы трансмиссии 9, который поддерживает давление
управления и клапан смазки 10. Регулировка клапанов осуществляется шайбами ре-
гулировочными 11.
ВНИМАНИЕ: ТОЛЩИНА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ШАЙБ В СУММЕ НЕ ДОЛЖНА
ПРЕВЫШАТЬ 7 ММ НА ОДИН КЛАПАН!
1 - корпус; 2 - постоянный магнит; 3 - кольцо уплотнительное; 4 - втулка; 5 -
кожух; 6 - фильтроэлемент; 7 - пружина; 8 - клапан-сигнализатор; 9 - клапан управ-
ления гидросистемы трансмиссии; 10 - клапан смазки; 11 - шайбы регулировочные.
Рисунок 3.11.3 - Фильтр сдвоенный
136
3.11.3 Магнитный фильтр
Магнитный фильтр (рисунок 3.11.4) предназначенный для очистки масла от
ферромагнитных частиц гидросистемы трансмиссии, установлен справа по ходу
трактора на крышке КП управления ходоуменьшителем. Фильтр состоит из корпуса
2, на который устанавливается крышка 1 с четырьмя магнитными уловителями 3.
1 - крышка; 2 - корпус; 3. магнитный уловитель.
Рисунок 3.11.4 - Магнитный фильтр
3.11.4 Электрогидравлический распределитель гидросистемы трансмиссии
Электрогидравлический распределитель гидросистемы трансмиссии предна-
значен для управления фрикционными муфтами КП, ПВМ и блокировки дифферен-
циала ЗМ. Распределитель установлен на верхней плоскости корпуса муфты сцеп-
ления. В корпусе распределителя 1 (рисунок 3.11.5) ввернуты восемь распределите-
лей патронного типа для управления шестью передачами КП, включением ПВМ и
блокировки дифференциала ЗМ; восемь датчиков 4 давления масла во фрикционах
КП, ПВМ и блокировки дифференциала ЗМ; и датчик 2 указателя давления масла в
гидросистеме трансмиссии.
1 - корпус; 2 - датчик давления; 3 -распределитель; 4 - датчик давления.
Рисунок 3.11.5 - Электрогидравлический распределитель гидросистемы трансмиссии
137
3.11.5 Распределитель управления задним ВОМ
Распределитель управления задним ВОМ предназначен для включения и вы-
ключения заднего ВОМ. Распределитель состоит из корпуса 1 (рисунок 3.11.6), в ко-
тором расположены подпружиненный золотник 2; электроуправляемый пропорцио-
нальный клапан 3 и датчик давления 4.
При нажатии на кнопку включения заднего ВОМ в кабине на лицевой панели
КЭСУ электрический сигнал подается на пропорциональный клапан 3, который пе-
ремещает свой золотник. При этом рабочая жидкость под давлением поступает под
торец золотника 2, который, сжимая пружину, перемещается вверх. Жидкость под
давлением поступает в канал «ВОМ» и далее во фрикцион ВОМ, канал «Тормоз»
сообщается со сливом. При увеличении давления свыше 0,8 МПа срабатывает дат-
чик давления 4 и на лицевой панели КЭСУ загорается лампочка индикации включен-
ного состояния заднего ВОМ.
При нажатии на кнопку выключения заднего ВОМ происходит обесточивание
пропорционального клапана 3 и перемещение его золотника, в результате чего ра-
бочая жидкость под давлением через канал «P» и отверстие «Тормоз» в корпусе
распределителя поступает в бустер тормоза ВОМ. При этом пружина возвращает
золотник 2 в первоначальное положение и канал «ВОМ» соединяется со сливом.
Включается тормоз ВОМ, а фрикцион ВОМ выключается. Лампочка индикации вклю-
чения ЗВОМ на панели КЭСУ гаснет.
1 - корпус; 2 - золотник; 3 - клапан пропорциональный; 4 - датчик давления.
Рисунок 3.11.6 - Распределитель управления задним ВОМ
138
3.12 Передний ведущий мост
3.12.1 Общие сведения
1 - колесный редуктор; 2 - регулировочная прокладка; 3 - пружинная шайба; 4 -
болт; 5 - колпачок; 6 - масленка; 7 - кольцо; 8 - обойма; 9 - подшипник; 10 - втулка; 11
- подшипник; 12 - штифт; 13 - болт; 14 - пружинная шайба; 15 - сапун; 16 - маслен-
ка;17 - бугель; 18,19 - втулка; 20 - пружинная шайба; 21 - болт; 22 - бугель; 23 - втулка;
24 - штифт, 25 - шайба; 26 - втулка; 27 - пробка; 28 - редуктор центральный; 29 - кор-
пус ПВМ; 30 - пробка; 31 - полуосевой вал; 32 - стопорное кольцо; 33 - заглушка; 34 -
прокладка; 35 - уплотнение; 36,43 - вилка шарнира; 37 - вилка сдвоенная; 38 - подшип-
ник; 39 - ось; 40 - кольцо; 41 - обойма; 42 - крестовина с подшипниками; 44 - контргай-
ка; 45 - винт; 46 - болт регулировочный; 47 - контргайка; 48 - тормозной механизм.
Рисунок 3.12.1 - Передний ведущий мост
Передний ведущий мост (ПВМ) предназначен для передачи крутящего момен-
та к управляемым передним колесам трактора. Передний мост состоит из цельноли-
той балки (корпуса ПВМ) 29 (рисунок 3.12.1), центрального редуктора 28, сдвоенных
карданных шарниров, полуосевых валов 31 и планетарных колесных редукторов 1.
Центральный редуктор 28 установлен в корпус ПВМ 29 на двух штифтах 24 и кре-
пится к нему болтами 21. Для уплотнения стыка корпуса и центрального редуктора
применяется герметик (LOCTITE 5900 или аналогичный). Крутящий момент от цен-
трального к колесным редукторам передается полуосевыми валами 31 и сдвоенны-
ми карданными шарнирами. Сдвоенный карданный шарнир состоит из вилок 36 и 43,
соединенных со сдвоенной вилкой 37, двумя крестовинами 42 с игольчатыми под-
шипниками. Шарнир установлен в корпусе переднего моста на двух шариковых под-
шипниках 9 и 11, между которыми установлена дистанционная втулка 10.
139
Для предотвращения вытекания масла из корпуса ПВМ по вилке карданного
шарнира 36 служит обойма 8 с установленными в ней уплотнением 35 и резиновыми
кольцами 7. В корпусе моста 29 сдвоенный карданный шарнир фиксируется стопорным
кольцом 32 и стопорными винтами 45.
Полуосевой вал 31 с двухсторонними шлицами установлен между сдвоенным
шарниром и дифференциалом, расположенным в центральном редукторе. Для пре-
дотвращения вытекания масла по шлицам полуосевого вала из балки ПВМ в вилке
36 сдвоенного шарнира установлена заглушка 33 и прокладка 34.
Планетарные колесные редукторы 1 соединены с корпусом ПВМ с помощью осей
39 и могут поворачиваться относительно балки ПВМ на двух подшипниках 38. Соедине-
ние осей с поворотным кулаком колесного редуктора осуществляется с помощью болтов
4. Для регулировки угла поворота колесных редукторов служат болты 46 и контргайки 47.
Смазка шкворневых осей 39 осуществляется через масленки 6, установлен-
ные на осях. От попадания грязи масленки защищены резиновыми колпачками 5.
Для предотвращения попадания грязи к подшипникам шкворня в корпусе ПВМ уста-
новлены обоймы 41 с кольцами 40. Регулировка подшипников 38 шкворня осуществ-
ляется прокладками 2. Заправка масла в корпус ПВМ осуществляется до нижней
кромки заливного отверстия в которое установлена пробка 30, а слив путем отвора-
чивания сливной пробки 27. Корпус переднего моста снабжен сапуном 15, поддер-
живающим нормальное давление в полостях балки ПВМ.
На ПВМ по заказу могут устанавливаться тормозные механизмы 48, которые
крепятся к корпусу 29 при помощи штифтов 12 и болтов 1.
3.12.2 Центральный редуктор
Центральный редуктор представляет собой пару конических шестерен с кру-
говым зубом и предназначена для повышения крутящего момента и изменения на-
правления его передачи. Ведущая вал-шестерня главной пары центрального редук-
тора 20 (рисунок 3.12.2) установлена в корпусе центрального редуктора на двух ро-
ликовых конических подшипниках 12 и 14, между которыми установлена дистанци-
онная втулка 13 и регулировочные шайбы 21. Ведомая шестерня главной пары цен-
трального редуктора 40 посажена на центрирующий поясок корпуса дифференциала
3 и крепится к нему с помощью болтов 1. Для предотвращения отворачивания бол-
тов служат отгибные пластины 2.
На шлицевом конце ведущей вал-шестерни установлен фланец 19 привода
переднего ведущего моста, который крепиться к ведущей шестерне 20 с помощью
гайки 17. На фланце 19 установлен грязевик 16, служащий для предотвращения по-
падания грязи в рабочую полость корпуса центрального редуктора. Для предотвра-
щения вытекания масла в корпусе 10 установлено уплотнение 15. С целью обеспе-
чения правильного положения ведущей шестерни, при сборке центрального редук-
тора под ее торец подбирается шайба 11 необходимого размера.
Дифференциал - самоблокирующийся, повышенного трения со смещенной
характеристикой блокирующих свойств, которые проявляются только при работе
трактора с высокими тяговыми нагрузками (пахота, культивация и др.). Блокировка
дифференциала отсутствует при движении трактора по дорогам с твердым покрыти-
ем при малых тяговых нагрузках.
В корпусе 3 и крышке 26 дифференциала, соединенных болтами 34, разме-
щены четыре сателлита 37 на крестовине 39, полуосевые шестерни 4, фрикционные
диски - опорные 9, ведущие 22 и ведомые 23, четыре сферических шайбы сателли-
тов 38 и пружины 6, служащие для обеспечения блокирующих свойств дифферен-
циала лишь в области повышенных тяговых нагрузок трактора.
Дифференциал установлен в расточках корпуса центрального редуктора на
двух роликовых конических подшипниках 7 и от осевого перемещения фиксируется
гайками 8.
140
Гайки 8 также служат для регулировки зацепления главной пары и обеспече-
ния необходимого пятна контакта. От отворачивания гайки 8 фиксируются стопорами
31, прикрепленными к корпусам подшипника 27 болтами 33 через пружинные шайбы
32.
1 - болт; 2 - отгибная пластина; 3 - корпус дифференциала;4 - полуосевая
шестерня; 5 - тарелка пружины; 6 - пружинный пакет; 7 - подшипник; 8 - гайка; 9 -
опорный фрикционный диск ; 10 - корпус; 11 - шайба; 12 - подшипник; 13 - дистан-
ционная втулка;14 -подшипник; 15 - уплотнение ; 16 - грязевик; 17 - гайка; 18 -
шайба; 19 - фланец; 20 - ведущая шестерня; 21 - шайба; 22 - ведущий фрикцион-
ный диск; 23 - ведомый фрикционный диск; 24 - стопорное кольцо; 25 - шарик; 26 -
крышка дифференциала; 27 - корпус подшипника; 28 - втулка; 29 - отгибная пла-
стина; 30 - болт; 31 - стопор; 32 - пружинная шайба; 33 - болт; 34 - болт; 35 - пру-
жинная шайба; 36 - ролик; 37 - сателлит; 38 - сферическая шайба; 39 - крестовина;
40 - ведомая шестерня.
Рисунок 3.12.2 - Центральный редуктор
141
3.12.3 Колесный редуктор
1 - пробка; 2 - болт; 3 - водило; 4 - солнечная шестерня; 5 - втулка; 6 - са-
теллит; 7 — опорная шайба; 8 - ось сателлита; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - ро-
лик; 11 - шайба; 12 - шайба пружинная; 13 - штифт; 14 - диск; 15 - проволочное
кольцо; 16 - шпилька; 17 - прокладка; 18 - ступица; 19 - шайба пружинная; 20 - гай-
ка; 21 - втулка; 23 - грязевик; 24 - кулак поворотный; 25 - уплотнение; 26 - шайба
опорная; 27 - втулка; 28 - отгибная пластина; 29 - уплотнение; 30 - подшипник; 31 -
прокладка регулировочная; 32 - болт; 33 - корпус редуктора; 34 - эпициклическая
шестерня; 35 - прокладка.
Рисунок 3.12.3 - Колесный редуктор
Планетарный колесный редуктор смонтирован на поворотном кулаке 24 (рису-
нок 3.12.3). Ведущей шестерней планетарного ряда колесного редуктора является
солнечная шестерня 4, ведомой частью, связанной с колесом трактора - водило 3 с
тремя сателлитами 6, а заторможенной шестерней, воспринимающей реактивный
момент, служит эпициклическая шестерня 34. Солнечная шестерня является пла-
вающей между зубьями трех сателлитов, а ее шлицевый хвостовик соединен с вил-
кой сдвоенного карданного шарнира, имеющей возможность перемещаться. От осе-
вого смещения солнечная шестерня фиксируется втулкой 5 и шайбой опорной 26.
Сателлиты вращаются на осях 8, установленных в расточках водила 3. Подшипники
сателлитов - цилиндрические ролики 10, расположенные в два ряда.
142

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности