Трактор Беларус 2103. Руководство — часть 5

- запрещается выпрыгивать при выходе из кабины во избежание падения,
необходимо сохранять трехточечный контакт (обе руки на поручне и каркасе, а
одна нога на ступеньке, или одна рука на поручне и обе ноги на ступеньках);
- запрещается присутствие в кабине пассажира при работе трактора;
- запрещается оставлять трактор при работающем двигателе, а также по-
кидать трактор, находящийся в движении;
- запрещается езда на тракторе поперек крутых склонов. На небольших
склонах разрешается работать только на низких скоростях, избегая крутых по-
воротов и переезда препятствий;
- запрещается выключать сцепление (нажимать на педаль) при движении
на спусках или подъемах. Крутые спуски и подъемы следует преодолевать
только на скоростях рабочего диапазона;
- запрещается останавливать двигатель на спусках и при движении нака-
том по горизонтальному участку пути, чтобы не израсходовать весь запас возду-
ха из ресивера тормозной системы и не прекратить работу рулевого управления;
- запрещается демонтировать предусмотренные конструкцией защитные
кожухи или ограждения, а также детали и сборочные единицы, влияющие на
безопасность при работе трактора;
- запрещается работать ночью при неисправном освещении;
- не рекомендуется езда на тракторе с открытыми дверьми;
- движение по дорогам общего пользования осуществлять в соответствии
с правилами дорожного движения;
- выбирать безопасную скорость движения, соответствующую дорожным
условиям, особенно при езде по пересеченной местности, при переезде канав,
уклонов и при резких поворотах во избежание опрокидывания;
- прежде чем начать работу на тракторе, необходимо отрегулировать си-
денье в наиболее удобное положение;
- перед началом движения пристегнуть ремень безопасности, выключить
стояночный тормоз, убедиться в том, что между трактором и агрегатируемой
машиной (орудием) нет людей, подать звуковой сигнал и начать движение;
50
– осуществлять остановку трактора, а также покидать рабочее место до-
пускается только после включения стояночного тормоза во избежание случай-
ного движения трактора;
- при наличии вблизи места проведения работ воздушных линий элек-
тропередачи и связи выполнение работ ближе 50 м от границ соответствующих
охранных зон производить по наряду-допуску, в охранной зоне - по наряду-
допуску при наличии письменного разрешения организации-владельца линии;
- трактор не должен использоваться при условиях, требующих защиты от
аэрозолей и испарений;
- при погрузке и разгрузке трактора необходимо пользоваться специаль-
ными захватами, обеспечивающими безопасность работы, сохранность кабины
и облицовки.
- работая на тракторе в составе МТА с сельскохозяйственной машиной,
орудием, прицепом или полуприцепом соблюдать правила безопасности, изло-
женные в их ЭД;
- прицепные орудия, машины и прицепы должны иметь жесткие сцепки,
и, кроме того, дополнительно соединяться страховочной цепью или тросом;
- не допускается работа с неисправными автозахватами, а также забиты-
ми грязью и посторонними частицами их внутренними полостями;
- перед подъемом или опусканием ЗНУ убедиться в отсутствии людей в
зоне перемещения звеньев ЗНУ (рычаги, раскосы, верхняя и нижняя тяга);
- перед подъемом и опусканием навесной или полунавесной машины
(орудия), а также при поворотах трактора предварительно убедиться в том, что
нет опасности кого-либо задеть или зацепить какое-либо препятствие;
- при подъеме или опускании ЗНУ выносными пультами запрещается
стоять между трактором и подсоединяемой машиной, на машине или непосред-
ственно за трактором;
- запрещается для подъема и опускания ЗНУ пользоваться кнопками ме-
ханического перемещения электромагнитных клапанов распределителя, пред-
назначенными для настройки системы управления квалифицированными спе-
циалистами;
51
- запрещается проверять при сцепке совпадение отверстий тягового бруса
и дышла прицепной или полуприцепной машины (прицепа) пальцами рук;
- навешивание или сцепку машин (орудий) с трактором при работающем
двигателе осуществлять только после включения стояночного тормоза;
- лица, участвующие в навешивании или сцепке машин (орудий) с трак-
тором, должны находиться на безопасном расстоянии во время движения трак-
тора и (или) подъема (опускания) ЗНУ, а сцепку (навеску) начинать только по-
сле сигнала оператора, подаваемого после включения стояночного тормоза;
- при работе с полуприцепными и прицепными машинами избегать рез-
кого поворота трактора во избежание повреждений прицепного устройства или
карданного вала из-за взаимного касания карданного вала и конструктивных
элементов трактора (направляющие лифтового устройства, гусеницы);
- при длительной остановке не оставлять навесную машину или орудие в
поднятом положении;
- все работы, связанные с обслуживанием (регулировкой, смазкой и т.д.),
подсоединением и отсоединением карданного вала, проводить при остановлен-
ном двигателе трактора;
- перед началом включения ВОМ убедиться в отсутствии людей в опас-
ной зоне между трактором и машиной, так как может произойти захват отдель-
ных частей одежды человека и затягивание его во вращающиеся части кардан-
ного вала и другие движущиеся механизмы машины, которое может привести к
тяжелым травмам, в том числе со смертельным исходом;
- соблюдать безопасную дистанцию от окружающих при работе машин с
карданным приводом, так как существует опасность выброса обрабатываемого
материала или деталей машины;
- после выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения
карданного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции.
Поэтому входить в опасную зону между трактором и машиной можно только
после полной остановки вращения ВОМ;
- не использовать карданные валы без надлежащих защитных устройств,
а также самостоятельно изготовленные или поврежденные.
52
3.2 Требования безопасности при проведении ТО
При проведении ТО трактора руководствоваться следующими правилами:
- операции ТО выполнять только при неработающем двигателе, вклю-
ченном стояночном тормозе и отключенных АКБ от бортовой сети;
- инструмент и приспособления для проведения ТО должны быть ис-
правными, соответствовать назначению и обеспечивать безопасность выполне-
ния работ;
- использовать приспособления и средства измерения в соответствии с
правилами и требованиями, изложенными в их ЭД;
- рекомендуется установить трактор на смотровую яму или эстакаду для
замены масла в двигателе, КП, заднем мосту и очистки сетчатого фильтра КП;
- к работе с домкратом допускаются работники, прошедшие вводный и на
рабочем месте инструктажи по технике безопасности работы с домкратом, и
освоившие безопасные приемы работы с домкратом;
- перед поддомкрачиванием трактора необходимо заглушить двигатель
трактора и включить стояночный тормоз, а также:
1) использовать домкрат I-5-236/160 из комплекта ЗИП или домкрат
соответствующей грузоподъемности;
2) домкрат устанавливать под отмеченные символами места (четыре
точки) в соответствии с рисунком 3.2;
Рисунок 3.2 - Места установки домкрата
3) подложить под опорную гусеницу клинья или упоры;
4) не устанавливать домкрат на мягкую или скользкую поверхность,
так как в этом случае возможно падение трактора с домкрата. Необходимо ис-
пользовать устойчивую и относительно большую по площади опору;
53
5) после подъема под раму необходимо подставить подставки или
упоры, исключающие падение и перекатывание трактора;
- запрещается запуск двигателя на поднятом домкратом тракторе;
- при осмотре объектов контроля и регулирования использовать светиль-
ник СПН-21 УХЛ2 из комплекта ЗИП или переносную лампу напряжением не
более 36 В. Лампа должна быть защищена проволочной сеткой;
- не допускать пролива технических жидкостей. При сливе ОЖ, топлива,
РЖ, масел использовать соответствующие емкости;
- соблюдать меры пожарной безопасности и гигиены при обращении с
химическими реактивами, использованной ветошью и промасленной бумагой;
- запрещается обнаруживать утечки в контуре высокого давления топ-
ливной системы, гидросистемах КП, трактора или ГСП руками - необходимо
использовать деревянную доску или кусок картона с применением специальных
очков для защиты глаз. Попадание топлива или РЖ под давлением на кожу или
в глаза может вызвать серьезные травмы, слепоту;
- во избежание травмирования запрещается снимать защитные огражде-
ния при работающем двигателе. Расположение предупреждающей таблички
указано на рисунке 3.3;
Рисунок 3.3 - Предупреждающие таблички
- во избежание ожогов соблюдать осторожность непосредственно после
остановки трактора и (или) горячем двигателе, при:
1) открывании пробки радиатора системы охлаждения;
2) сливе ОЖ, масел, РЖ;
54
3) работе в моторном отсеке и около глушителя, очистке радиаторов
от загрязнений;
- при обслуживании АКБ:
1) не допускать попадания электролита на кожу;
2) не наклонять АКБ при снятии, установке и переносе во избежание
вытекания электролита;
3) не допускать возникновения открытого пламени и искр - АКБ выде-
ляет взрывоопасный газ водород;
4) не проверять степень заряженности АКБ путем короткого замыка-
ния клемм;
5) не отсоединять или подсоединять плюсовую клемму, если не снята
минусовая клемма, так как при этом возникает опасность короткого замыкания;
6) не включать АКБ обратной полярностью, так как это приводит к
выходу из строя генератора;
7) очищать батареи обтирочным материалом, смоченным в растворе
аммиака (нашатырного спирта);
8) при корректировке уровня электролита доливать только дистилли-
рованную воду;
9) работы, связанные с заливкой электролита, зарядкой и ремонтом
АКБ должны выполняться специально обученным персоналом на специализи-
рованой станции (участке);
- к любым работам по обслуживанию и ремонту элементов кондиционе-
ра, связанным с рассоединением элементов (кроме быстроразъемного соедине-
ния) и разгерметизацией контура, допускается только прошедший специальное
обучение персонал. В контуре кондиционера даже в нерабочем состоянии под-
держивается высокое давление;
- быстроразъемные соединения контуров кондиционера разъединять или
соединять в перчатках и защитных очках;
- хладагент кондиционера не токсичен, не горюч, не образует взрыво-
опасных смесей, не разрушает озоновый слой. Температура кипения хладагента
55
при нормальных условиях не более минус 27С. При обнаружении разрывов
шлангов не пытаться остановить утечку хладагента, в случае попадания жидко-
го хладагента на кожу, он мгновенно испаряется и может вызвать термический
ожог (переохлаждение участков кожи). При контакте с открытым огнем хлада-
гент выделяет опасный газ фтороводород;
- в случаях получения ожогов, повреждений кожи топливом или РЖ под
давлением, или падания их, а также масла, электролита в глаза необходимо об-
ратиться в медицинское учреждение.
3.3 Требования безопасности при проведении текущего ремонта
При проведении текущего ремонта соблюдать следующие требования:
- рабочие, проводящие ремонт, должны пройти инструктаж по технике
безопасности и пожарной безопасности, а также обучение и проверку знаний по
вопросам охраны труда, быть обеспеченными спецодеждой, спецобувью и дру-
гими средствами индивидуальной защиты;
- запрещается использовать изношенные или неисправные приспособле-
ния (имеющие трещины, погнутые стержни, сорванную или смятую резьбу) и
ключи с изношенным или деформированным зевом;
- запрещается проверка совпадения отверстий пальцами рук. Необходимо
применять оправку, ломик или болт;
- не устанавливать крупные детали и агрегаты друг на друга, создавая
аварийную композицию;
- разбирать и собирать мелкие узлы необходимо на верстаке, крупные -
на специальных стендах;
- промывать детали и узлы на специально оборудованном рабочем месте;
- при выполнении работ с использованием подъемно-транспортных
средств, сверлильного или обдирочно-шлифовального станков, пневмо- и элек-
троинструмента необходимо соблюдать установленные для них меры безопас-
ности и использовать индивидуальные средства защиты;
- использовать подъемно-транспортные средства соответствующей грузоподъ-
емности. Масса основных узлов трактора указана в таблице В.1 в приложении В.
56
3.4 Требования пожарной безопасности
Запрещается работать на тракторе без средств пожаротушения. Трактор дол-
жен быть оборудован противопожарным инвентарем - лопатой и огнетушителем.
Огнетушитель размещать на полу за сиденьем оператора, место установ-
ки обозначено табличкой, изображенной на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 - Место установки огнетушителя
При появлении во время движения запаха дизельного топлива немедлен-
но остановить трактор, выявить причину появления запаха и устранить ее.
При заправке трактора ГСМ запрещается:
- курить;
- заправлять трактор при работающем двигателе;
- заправлять полностью топливные баки трактора, необходимо оставлять
объем для расширения топлива;
- заправлять с помощью ведер;
- добавлять к дизельному топливу бензин или другие легковоспламеня-
ющиеся вещества. Эти сочетания могут создать увеличенную опасность вос-
пламенения или взрыва.
Во время эксплуатации трактора и проведения ремонтных работ необхо-
димо руководствоваться следующими требованиями пожарной безопасности:
- запрещается эксплуатировать подогреватель, если его работа сопровож-
дается необычным шумом, отчетливым запахом топлива или перегретых элек-
трических/электронных деталей, в течение длительного времени работы сохра-
57
няется сильная задымленность. Необходимо обратится в специализированный
сервисный центр;
- не покидать трактор при работающем двигателе;
- не допускать загрязнения впускного коллектора и глушителя пылью,
топливом, и т.п.;
- не допускать работу трактора в пожароопасных местах при снятом ка-
поте и других защитных устройствах с нагретых частей двигателя;
- не допускать использование открытого пламени для подогрева масла в
поддоне двигателя, для подсветки при заправке топливных баков, для выжига-
ния загрязнений сердцевины радиатора;
- не допускать нахождения источников открытого пламени вблизи топ-
ливного бака, топливной системы двигателя и АКБ;
- при работе трактора следить за тем, чтобы вблизи выпускного коллек-
тора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов. В местах с по-
вышенной пожароопасностью использовать в системе выхлопа искрогасители в
комплекте с глушителем или отдельно;
- во время ремонтных работ в полевых условиях, связанных с примене-
нием электрогазосварки, необходимо отключить АКБ от бортовой сети, очи-
стить от загрязнений детали и сборочные единицы, способные возгораться;
- во избежание обгорания электропроводки не применять предохраните-
ли более высокого номинала по силе тока, чем указано в 2.3.15.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАМЕН ПРЕДОХРАНИ-
ТЕЛЕЙ ПРОВОЛОЧНЫЕ ПЕРЕМЫЧКИ И ДРУГИЕ ТОКОПРО-
ВОДЯЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ!
- при промывке деталей и сборочных единиц легковоспламеняющимися
жидкостями необходимо принять меры, исключающие воспламенение паров
промывочных жидкостей;
- места стоянки тракторов, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой
не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения.
58
3.5 Действия в экстремальных условиях
В экстремальных условиях выполнять требования соответствующих ин-
струкций по охране труда, действующих в эксплуатирующей организации.
Ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю при
работе трактора:
- несоблюдение правильных и безопасных приемов и методов работы,
невыполнение требований правил и норм техники безопасности и производ-
ственной санитарии;
- несоблюдение правил пожарной безопасности;
- несоблюдение правил электробезопасности;
- несоблюдение правил безопасности при работе с горючими и легковос-
пламеняющимися жидкостями;
- несоблюдение правил выполнения работ с агрегатируемой машиной
(орудием).
При возникновении пожара необходимо:
- немедленно остановить трактор и заглушить двигатель;
- отключить АКБ от бортовой сети;
- закрыть кран топливной системы;
- позвонить в дежурную службу МЧС;
- приступить к тушению.
Очаг пламени подавлять следующими способами:
- засыпать песком;
- накрыть брезентом, мешковиной или другой плотной тканью;
- воспользоваться огнетушителем. При возгорании в кабине приоткрыть
дверь до образования проема, необходимого для применения огнетушителя; от-
крытые настежь окна и двери способствуют скорейшему распространению
пламени. По возможности не тушить против ветра. Струю направлять в очаг
возгорания.
Не заливать горящее топливо водой, а также не применять воду для ту-
шения пожара в моторном отсеке - это может вызвать короткое замыкание
59

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности