Трактор Беларус 1221.5. Руководство — часть 6

3.2.6 Высадка из трактора
Высадка из трактора, кроме аварийных ситуаций осуществляется через левую
дверь кабины. Правила высадки из трактора при аварийных ситуациях приведены в
пункте 3.5.3 подраздела 3.5 «Действия в экстремальных условиях».
Покидая трактор, убедитесь, что все действия, перечисленные в подразделе
3.2.5 «Остановка двигателя» выполнены, навесные устройства трактора и агрегати-
руемых машин опущены.
3.2.7 Использование ВОМ
Правила включения и выключения заднего вала отбора мощности приведены
в подразделе 2.16 «Управление задним валом отбора мощности».
Контроль за работой заднего вала отбора мощности осуществляется по инди-
катору комбинированному, как указано в подразделе 2.8.2 «Принцип работы и на-
значение указателей индикатора комбинированного».
Правила агрегатирования заднего ВОМ с различными видами сельхозмашин и
оборудования приведены в разделе 4 «Агрегатирование».
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАД-
НЕГО ВОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА БЛИЗКИХ К МИНИМАЛЬНЫМ ОБОРОТАХ ДВИ-
ГАТЕЛЯ (ОТ 1000 МИН-1 ДО 1100 МИН-1), ЗАТЕМ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХО-
ДИМО УВЕЛИЧИТЬ!
На задний ВОМ трактора установлен хвостовик ВОМ 1 (6 шлиц, 540 мин-1). По
заказу в ЗИП трактора могут прикладываться хвостовик ВОМ 1с (8 шлиц, 540 мин-1) и
ВОМ 2 (21 щлиц, 1000 мин-1).
Хвостовики заднего вала отбора мощности тракторов «БЕЛАРУС-1221.5» по
конструктивному исполнению и расположению соответствуют нормативным доку-
ментам и стандартам, распространяющимся на валы отбора мощности сельскохо-
зяйственных тракторов.
ВНИМАНИЕ: КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН
ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ЧАС-
ТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 540 МИН -1 ИЛИ 1000 МИН -1, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА!
ВНИМАНИЕ: ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ НА РЕЖИМЕ
540 МИН-1 НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 60 кВт!
ВНИМАНИЕ: ОТБОР МОЩНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ВОМ НА РЕЖИМЕ
1000 МИН-1 НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ
98 кВт!
Таблица 3.1 - Режимы работы заднего ВОМ
Частота вращения, мин-1
Привод ВОМ
Тип хвостовика
коленчатого
ВОМ
вала двигателя
ВОМ 1с
540
2037
Независимый
ВОМ 1
540
2037
ВОМ 2
1000
2157
Синхронный
ВОМ 1с
при установ-
ВОМ 1
- 4,87 об/метр пути
ленных задних
ВОМ 2
шин 18.4R38
Частота вращения хвостовика заднего ВОМ при номинальной частоте колен-
чатого вала двигателя 2100 мин-1 (при включенном независимом приводе):
ВОМ 1С
-
557 мин-1
ВОМ 1
-
557 мин-1
ВОМ 2
-
974 мин-1
73
При работе с задним ВОМ в синхронном режиме необходимо учитывать
следующее:
- хвостовик ВОМ вращается только тогда, когда движется трактор;
- рабочая скорость движения трактора в составе МТА должна быть не более 8 км/ч;
- направление вращения хвостовика ВОМ (при взгляде на торец хвостовика
ВОМ) различно при движении трактора вперед и назад: вперед - по часовой стрел-
ке, назад - против часовой стрелки.
Для работы с ВОМ, снимите защитный колпак 2 (рисунок 3.2.1), закрывающий
хвостовик 6. Для этого необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз и
на себя. После окончания работы с ПВОМ обязательно установите защитный колпак
на место, для чего необходимо надеть колпак на хвостовик и надавить на него в
продольном направлении до надежной фиксации колпака в отверстия плиты 1.
Если колпак закреплен болтами, то для работы с ВОМ снимите защитный колпак,
закрывающий хвостовик, для чего отверните два болта крепления. После окончания
работы с ВОМ обязательно установите защитный колпак на место, закрутив оба болта.
1 - плита; 2 - колпак; 3 - болт; 4 - болт; 5 - пластина; 6 - хвостовик.
Рисунок 3.2.1 - Снятие защитного колпака и замена хвостовика ВОМ
Для замены хвостовика ВОМ выполните следующие операции:
- отверните четыре болта 3, снимите плиту 1 с колпаком 2;
- отверните шесть болтов 4, снимите пластину 5 и достаньте хвостовик 6;
- установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, установите пластину и
остальные снятые детали в обратной последовательности. Момент затяжки болтов 3
и 4 от 40 до 50 Н·м.
Правила включения и выключения переднего вала отбора мощности, устанав-
ливаемого по заказу, приведены в подразделе 2.16 «Управление задним и передним
валами отбора мощности».
Правила агрегатирования переднего ВОМ с различными видами сельхозма-
шин и оборудования приведены в разделе 4 «Агрегатирование».
Передний ВОМ комплектуется хвостовиком типа 2. Направление вращения
хвостовика ПВОМ (смотри на торец) по часовой стрелке. Для переднего ВОМ при
1845 мин-1 коленчатого вала двигателя частота вращения хвостовика ПВОМ 1000
мин-1 (при номинальной частоте коленчатого вала двигателя частота вращения хво-
стовика ПВОМ 1138 мин-1Агрегатирование с передним ВОМ машин, требующих пе-
редачи мощности более 60 кВт, не допускается!
Для работы с передним ВОМ, если он установлен, снимите защитный колпак,
для чего необходимо сжать колпак у основания и потянуть его вниз и на себя. После
окончания работы с ПВОМ обязательно установите защитный колпак на место, для
чего необходимо надеть колпак на хвостовик и надавить на него в продольном на
правлении до надежной фиксации колпака в отверстия ограждения.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ С ЗВОМ И ПВОМ СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ МЕРЫ БЕЗО-
ПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОМ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ!
74
3.2.8 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости
от условий работы и нагрузки на оси трактора
3.2.8.1 Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от
условий работы и нагрузки на оси трактора
Выбор оптимального давления воздуха в шинах колесных тракторов и степень
его влияния на тягово-сцепные свойства зависят от типа почвы и нагрузки, дейст-
вующей на оси трактора. Давление воздуха в шинах влияет на опорное пятно кон-
такта колеса c почвой и, в зависимости от почвенных условий, сказывается на его
тягово-сцепных качествах и производительности трактора в работе. Нормы нагрузок
на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях и скоро-
стях устанавливаются изготовителем шин и приведены в таблице 3.2.
Величина давления зависит от скорости движения и весовых нагрузок на мос-
ты трактора, создаваемых массой агрегатируемых машин с учетом собственной экс-
плуатационной массы трактора и балласта, а также условий работы.
Внутреннее давление в шинах для каждого конкретного случая агрегатирова-
ния трактора разное. Поэтому при изменении условий эксплуатации трактора необ-
ходимо проверять и, при необходимости, корректировать величину давления в ши-
нах. Несоблюдение норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.
Эксплуатация трактора с установленным давлением в шинах ниже нормы
приводит к возникновению следующих неисправностей колес:
- проворот шин на ободьях;
- перетирание борта шины о закраину обода;
- появление трещин на боковинах шин;
- расслоение или излом каркаса шины;
- вырыв вентиля шины (для камерных шин);
Эксплуатация с установленным давлением в шинах выше нормы приводит к
возникновению следующих неисправностей колес:
- заметный повышенный износ шин;
- растяжение слоев каркаса и понижение эластичности шин;
- увеличенная пробуксовка колес;
- повышенная чувствительность к ударам и порезам.
Работа с перегрузкой, заключающаяся в превышении максимальной грузо-
подъемности шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина
отказов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и
других узлов и деталей трактора, что может также привести к авариям и уменьшению
срока службы трактора в целом.
ВНИМАНИЕ: ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ С УЧЕТОМ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЛЯ ВЫПОЛНЯЕМОГО ВИДА РАБОТ НАГРУЗОК И СКОРОСТЕЙ!
Выбрать правильно давление в шинах, а также установить необходимость
балластирования, массу и тип балласта можно только определив величину нагрузок
на оси трактора.
Точную величину нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящуюся на передние или задние колеса трактора, можно определить только пу-
тем практического взвешивания трактора с агрегатируемой машиной.
Методика определения нагрузки на передние и задние колеса трактора путем
взвешивания представлена в разделе 4 «Агрегатирование».
Для проверки давления в шинах используйте манометр МД-124 ГОСТ 9921-81
для контроля давления накачки шин (допускается использовать другие приборы кон-
троля давления накачки шин с метрологическими характеристиками, аналогичными
манометру МД-124).
75
Нормы допустимых нагрузок на одинарные шины тракторов «БЕЛАРУС-1221.5»
для выбора эксплуатационных режимов работы при различных скоростях и внутренних
давлениях в шинах представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Индекс
Символ
Скорость
Нагрузка на шину,m. кг, при внутреннем давлении,
Шина
нагрузки**
скорости**
км/ч
кПа
80
100
120
140
160
190
10
1875
2050
2230
2405
2585
2850
20
1720
1845
2030
2210
2335
420/70R24
130
A8
30
1500
1605
1765
1925
2035
40
1400
1500
1650
1800
1900
10*
3240
3555
3870
4185
4500
20
2655
2915
3170
3430
3690
18.4R38
146
A8
30
2310
2535
2760
2985
3210
40
2160
2370
2580
2790
3000
* - Внутреннее давление должно быть увеличено на 25%
** Индекс нагрузки и символ скорости (см. на боковине шин)
Нормы допустимых нагрузок приведены для шин с указанным индексом нагрузки
и символом скорости.
Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.
При выполнении работ требующих больших тяговых усилий на крюке, устанавли-
вайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на дорогах с твер-
дым покрытием увеличьте давление на 30 кПа.
Работа трактора со сдвоенными задними шинами допускается только при скорости
до 20 км/ч.
Суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать грузоподъ-
емность одинарной шины более чем в 1,7 раза.
При сдваивании давление в шинах наружных колес должно быть в 1,2 - 1,25 раза
ниже, чем во внутренних.
3.2.8.2 Накачивание шин
Накачивание шин производите через клапан отбора воздуха регулятора давления
1 (рисунок 3.2.2), для чего выполните следующие операции:
- выпустите воздух из баллона 3 пневмосистемы через клапан удаления конденсата;
- отвинтите гайку-барашек 2 штуцера клапана отбора воздуха;
- присоедините шланг для накачки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю шины;
- запустите двигатель и накачайте шину до требуемого давления, контролируя его
манометром МД-124 ГОСТ 9921-81 (или манометром с аналогичными метрологическими
характеристиками);
- отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;
- наверните гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОВЫШЕНИИ ДАВЛЕНИЯ В БАЛЛОНЕ ДО 0,77 МПА КОМ-
ПРЕССОР ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ДАВЛЕНИЯ НА ХОЛОСТОЙ ХОД И НА-
КАЧКА ШИН АВТОМАТИЧЕСКИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. ПОЭТОМУ ПЕРИОДИЧЕСКИ КОН-
ТРОЛИРУЙТЕ ДАВЛЕНИЕ ПО УКАЗАТЕЛЮ НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ И, ЕСЛИ НЕОБХО-
ДИМО, СНИЖАЙТЕ ЕГО ЧЕРЕЗ КЛАПАН УДАЛЕНИЯ КОНДЕНСАТА!
1 - регулятор давления; 2 - гайка-барашек; 3 - баллон пневмосистемы.
Рисунок 3.2.2 - Накачивание шин
76
3.2.9 Формирование колеи задних колес
Задние колеса трактора установлены на ступицах, которые состоят из разрез-
ных конусных вкладышей 3 и 4 (рисунок 3.2.3) и корпуса ступицы 2.
Вкладыши затягиваются в корпус ступицы шестью болтами 1 (М20) моментом
от 360 до 450 Н·м и таким образом обжимают полуось.
1 - стяжные болты; 2 - корпус ступицы; 3 - верхний вкладыш; 4 - нижний
вкладыш; 5 - демонтажные отверстия.
Рисунок 3.2.3 - Ступица заднего колеса
Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации
18.4R38, производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и перестанов-
кой колес с одного борта на другой.
Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:
- установите трактор на ровной площадке, установите упоры под передние и
задние колеса, очистите полуоси от грязи;
- поддомкратьте соответствующий рукав полуоси;
- отверните гайки крепления колеса и снимите колесо;
- ослабьте на три полных оборота два стяжных болта 1 (рисунок 3.2.3) вкла-
дышей 3 и 4 (по одному на каждом вкладыше). Остальные стяжные болты выверни-
те. Снимите с демонтажных отверстий заглушки. Вверните в демонтажные резьбо-
вые отверстия болты, вывернутые из вкладышей;
- если выпрессовка вкладышей с помощью демонтажных болтов 1 невозмож-
на, залейте керосин или другую проникающую жидкость в места разъема вкладышей
с корпусом ступицы, выждите некоторое время и затем ввинчивайте демонтажные
болты, одновременно постукивая по корпусу ступицы, до полной выпрессовки вкла-
дышей;
- переместите ступицу на требуемую колею (пользуйтесь таблицей 3.3 для ус-
тановки колеи «К» (рисунок 3.2.4) путем измерения размера «L» от торца полуоси до
торца вкладыша);
- выверните стяжные болты из демонтажных отверстий и вверните их в вкла-
дыши. Затяните болты моментом от 360 до 450 Н·м в несколько приемов - до затяж-
ки всех болтов требуемым моментом;
- установите колесо на ступицу, гайки крепления колеса затяните моментом от
300 до 350 Н·м, установите на место заглушки;
- установите аналогично колею другого колеса;
- проверьте и подтяните стяжные болты и гайки крепления колес после перво-
го часа работы, после первых восьми - десяти часов работы и каждые последующие
125 часов работы.
77
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ ПРОВЕРЬТЕ, ЧТОБЫ ТОРЦЫ
ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО ВКЛАДЫШЕЙ ВЫСТУПАЛИ ОДИН ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУ-
ГОГО НА ВЕЛИЧИНУ НЕ БОЛЕЕ 1...2 ММ!
СХЕМА 1
СХЕМА 2
Рисунок 3.2.4 - Установка колеи задних колес
Таблица 3.3 - Установка колеи задних колес
Установочный размер
Типоразмер
Номер схемы
Размер колеи « К»,
от торца вкладыша
шин
(рисунок 3.2.4)
мм
ступицы до торца по-
луоси «L», мм
1
1540…1916
188…0
18.4R38
2
1946…2156
250…145
ВНИМАНИЕ: В СОСТОЯНИИ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА ЗАДНИЕ КОЛЕСА УСТА-
НОВЛЕНЫ НА КОЛЕЮ ПО СХЕМЕ 1 (РИСУНОК 3.2.4)!
3.2.10 Сдваивание задних колес
С целью улучшения тягово-сцепных качеств трактора при работе с тяжелыми
сельхозмашинами на почвах с малой несущей способностью предусматривается
сдваивание задних колес с применением проставок.
Для получения информации о правилах сдваивания задних колес и эксплуа-
тацинных ограничениях тракторов со сдвоенными задними колесами обратитесь к
Вашему дилеру.
78
3.2.11 Формирование колеи передних колес
Изменение колеи передних колес осуществляется ступенчато, как перестанов-
кой колес с борта на борт, так и за счет изменения положения диска колеса относи-
тельно обода.
Колея по передним колесам может иметь следующие значения в мм: 1535,
1635, 1700, 1800, 1850, 1950, 2020, 2120.
Схемы установки и размеры колеи для шин 420/70R24 (базовая комплектация)
приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Изменение колеи передних колес
Варианты установки
Вылет дис-
Колея трактора К, мм
Описание способа
диска и обода
ка Х, мм
(шина 420/70R24)
установки
Основное положение.
Диск сопрягается внут-
ренней поверхностью с
+140
1535
фланцем редуктора, и
расположен с наружной
стороны опоры колеса
Состояние поставки с
завода.
Производится переста-
+90
1635
новка обода относитель-
но диска. Опора сопря-
гается с диском внутрен-
ней поверхностью
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-18
1850
сопрягается с внутрен-
ней поверхностью опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-68
1950
сопрягается с наружной
поверхностью опоры
79
Окончание таблицы 3.4
Варианты установки
Вылет дис-
Колея трактора К, мм
Описание способа
диска и обода
ка Х, мм
(шина 420/70R24)
установки
Диск сопрягается с на-
+56
1700
ружной
поверхностью
опоры
Диск сопрягается с внут-
+6
1800
ренней
поверхностью
опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-102
2020
сопрягается с внутрен-
ней поверхностью опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-152
2120
сопрягается с наружной
поверхностью опоры
Для установки требуемой колеи выполните следующие операции:
- затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сза-
ди задних колес;
- поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние
колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
- для получения колеи за счет переворота колеса с борта на борт, без измене-
ния положения диска относительно обода отверните гайки крепления диска колеса к
фланцу редуктора, снимите колеса и поменяйте с борта на борт;
- для получения колеи за счет изменения положения диска относительно обо-
да на снятых колесах с трактора, отверните гайки крепления обода колеса к диску и
в зависимости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное располо-
жение обода и диска так, как показано на схеме в таблице 3.4.
- при установке колес обратите внимание на то, чтобы направление вращения
колес совпадало с направлением стрелки на боковине шины.
Момент затяжки гаек крепления дисков к фланцам редукторов - от 200 Н·м до 250 Н·м;
Момент затяжки гаек дисков к кронштейнам ободьев от 180 Н·м до 240 Н·м.
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАТЯЖКУ ГАЕК ПОСЛЕ ПЕРВОГО
ЧАСА РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ 10 ЧАСОВ РАБОТЫ И КАЖДЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ 125 ЧАСОВ РАБОТЫ!
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ВЫ-
ПОЛНЯЙТЕ ПРОВЕРКУ И РЕГУЛИРОВКУ СХОДИМОСТИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС. ПЕРЕД
ПРОВЕРКОЙ СХОДИМОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ И, ЕСЛИ НЕ-
ОБХОДИМО, РЕГУЛИРОВКУ ЛЮФТОВ В ШАРНИРАХ РУЛЕВЫХ ТЯГ!
80
3.3 Меры безопасности при работе трактора
3.3.1 Общие меры безопасности при работе трактора
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории
обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений - трактор не должен
использоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.
Не работайте на тракторе в закрытом помещении без необходимой вентиля-
ции. Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода.
Запуск и эксплуатация трактора с открытым капотом не допускается.
Запрещается при работающем двигателе открывать капот трактора.
Не запускайте двигатель находясь вне рабочего места оператора. При запуске
двигателя и манипулировании органами управления всегда находитесь в кабине на
сиденьи оператора.
Не запускайте двигатель методом буксировки.
Перед пуском двигателя должен быть включен стояночный тормоз, задний вал
отбора мощности должен быть выключен, рычаги переключения диапазонов и пере-
дач КП - в положении «Нейтраль».
Во время запуска не должно быть людей под трактором, спереди и сзади него,
а также между трактором и соединенной с ним машиной или прицепом.
Прежде чем начать движение, предупредите сигналом окружающих и рабо-
тающих на прицепных машинах, убедитесь в выключении стояночного тормоза и
плавно начните движение.
На транспортных работах пользуйтесь привязными ремнями (поставляются по
заказу).
Присутствие в кабине пассажира при работе трактора категорически запреща-
ется (присутствие пассажира допустимо только при установке дополнительного
сиденья, и только при выполнении оператором транспортных работ).
Не покидайте трактор, находящийся в движении.
При выполнении транспортных работ соблюдайте правила дорожного движе-
ния, принятые на территории страны использования трактора.
Транспортные работы могут производить операторы, имеющие стаж работы на
тракторе не менее двух лет и сдавшие экзамены по правилам дорожного движения.
Движение тракторного агрегата по скользким дорогам с включенной автомати-
ческой БД производите при скорости не более 10 км/ч.
При использовании трактора на транспортных работах выполните следующее:
- установите колею передних колес (1630±20) мм и задних колес (1800±20) мм.
- проверьте работу тормозов; сблокируйте педали тормозов, проверьте и при
необходимости отрегулируйте тормоза на одновременность действия;
- проверьте работу стояночного тормоза;
- проверьте состояние приборов световой и звуковой сигнализации; транс-
портные прицепы должны иметь жесткие сцепки и, кроме того, соединяться страхо-
вочной цепью или тросом;
- никогда не спускайтесь под гору с выключенной передачей. Двигайтесь на
одной передаче как под гору, так и в гору;
Запрещается работать с прицепом без автономных тормозов, если его масса
превышает половину общей фактической массы трактора. Чем быстрее Вы движе-
тесь и чем больше буксируемая масса, тем больше должна быть дистанция безо-
пасности.
Запрещается движение трактора со сдвоенными колесами по дорогам общего
пользования!
Перевозка людей в прицепах запрещена.
Перед началом работы с прицепом включите пневмокомпрессор, проверьте
состояние пневмопривода тормозов прицепа, давление воздуха в системе. Обнару-
женные неисправности устраните. Обязательно подсоедините пневмопривод тормо-
зов прицепа. Подсоединение соединительной головки прицепа к соединительной го-
ловке трактора выполняйте при включенном стояночном тормозе.
81
Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При дли-
тельных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.
Агрегатируемые с трактором прицепы должны иметь тормозную систему,
обеспечивающую:
- торможение прицепа на ходу;
- включение тормоза при отсоединении прицепа от трактора;
- удержание прицепа при стоянке на склонах;
- предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изме-
нении скорости движения.
Прицеп должен быть соединен с трактором страховочной цепью.
На скорости от 3 км/ч до 5 км/ч необходимо проверить работу тормозной сис-
темы тракторного поезда.
Скорость движения на подъездных путях и проездах должна быть не более 10 км/ч.
При погрузке (разгрузке) прицепа трактор затормозите стояночным тормозом.
При движении трактора по дорогам общего пользования должен быть включен
проблесковый маяк, если он установлен.
Не останавливайте трактор на склонах. При необходимости остановки затор-
мозите трактор стояночным тормозом.
При работе на склонах увеличьте колею трактора до максимальной.
При работе на склонах более 20° необходимо обеспечить максимальную уста-
новку колеи задних колес.
Перед выходом из кабины выключите задний ВОМ, остановите двигатель,
включите стояночный тормоз и извлеките ключ включателя стартера.
Если двигатель или рулевое управление отказали в работе, немедленно оста-
новите трактор. Помните, что при остановленном двигателе для управления тракто-
ром к рулевому колесу необходимо приложить значительно большее усилие.
При появлении неисправности немедленно остановите трактор и устраните
неисправность.
Не допускайте подтеканий электролита, охлаждающей жидкости, топлива,
масла и тормозной жидкости.
Правильно используйте летние и зимние сорта топлива. Заправляйте топлив-
ный бак в конце каждого дня для уменьшения ночной конденсации влаги. Применяй-
те на тракторе только рекомендованные настоящим руководством топлива, масла и
смазки. Использование других смазочных материалов категорически запрещается.
Запрещается отключать систему электрооборудования выключателем
«массы» при работающем двигателе.
Работу трактора в темное время суток производите при включенных исправ-
ных приборах освещения.
Ваш трактор, если он неправильно используется, может быть опасным как для
Вас, так и для посторонних лиц. Не используйте оборудование, не предназначенное
для установки на трактор.
Убедитесь в правильной установке любого дополнительного оборудования
или вспомогательных устройств и в том, что они предназначены для использования
с Вашим трактором.
Чтобы избежать опрокидывания, соблюдайте следующие меры предосторож-
ности при работе трактора:
- выбирайте безопасную скорость, соответствующую дорожным условиям,
особенно при езде по пересеченной местности, при переезде канав, уклонов и при
резких поворотах;
- скорость движения на поворотах допускайте не более 5 км/ч, при скользкой
дороге - 3 км/ч.
- спуск с горы производите на первой или второй передаче.
Примечание - Приведенный перечень мер предосторожностей не является
исчерпывающим. Чтобы избежать опрокидывания всегда проявляйте осторожность
при работе на тракторе.
Запрещается использовать трактор на работах, где возможно опрокидывание трактора.
82
Не допускайте работу на тракторе с неисправными контрольно-
измерительными приборами.
Накачивать шины без контроля давления не допускается.
При агрегатировании трактора с сельхозмашинами дополнительно выполняй-
те требования безопасности по эксплуатации этих машин.
Перед навешиванием на трактор сельскохозяйственных машин убедитесь в
чистоте и исправности автозахватов нижних и верхней тяг ЗНУ. Работа с неисправ-
ными автозахватами, внутренними полостями автозахватов забитыми грязью и по-
сторонними частицами не допускается.
Если передняя часть трактора отрывается от земли при навешивании на
механизм задней навески тяжелых машин, установите балластные передние грузы.
Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При
длительных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.
Перед подъемом и опусканием навесного сельскохозяйственного орудия, а
также при поворотах трактора предварительно убедитесь в том, что нет опасности
кого-либо задеть или зацепить за какое либо препятствие.
Опускайте навесную и полунавесную машину в рабочее положение и подни-
майте ее в транспортное положение только при прямолинейном движении агрегата.
Во избежание поломок трактора или сельхозмашины, транспортные переезды
и повороты тракторного агрегата с поднятой сельхозмашиной производите только
убедившись, что задний ВОМ выключен.
При сцепке с трактором и навеске на него сельхозмашин и орудий прицепщик
должен находиться на безопасном расстоянии до полной остановки Сцепку (навеску)
следует начинать только после сигнала оператора.
При присоединении карданного привода машины к заднему ВОМ, выключите
задний ВОМ, затормозите трактор стояночным тормозом и выключите двигатель.
После отсоединения машин с приводом от заднего ВОМ снимите карданный
привод и закройте хвостовик ВОМ защитным колпаком.
Карданные валы, передающие вращение и заднего ВОМ трактора на рабочие
органы агрегата, должны быть ограждены.
При работе со стационарными машинами, приводимыми от заднего ВОМ, все-
гда включайте стояночный тормоз и блокируйте задние колеса спереди и сзади.
Убедитесь в надежном закреплении машины.
Убедитесь в установке ограждений хвостовиков заднего ВОМ и, если ВОМ не
используется, установите на место колпак хвостовика ВОМ.
Не носите свободную одежду при работе с задним ВОМ или вблизи вращаю-
щегося оборудования.
Во избежание поломок трактора или сельхозмашины поворот тракторного агрега-
та можно начинать при условии полного выглубления из земли рабочих органов машины.
При работе тракторных агрегатов колонной интервал между ними должен
быть не менее 30 м.
В зависимости от условий работы используйте естественную вентиляцию кабины
или блок отопления и охлаждения воздуха в кабине.
При работе трактора оператору необходимо использовать штатные средства
защиты органов слуха.
При работе и проезде тракторного агрегата в зоне линий электропередач рас-
стояние от наивысшей точки агрегата до проводов должно быть в соответствии с
таблицей 3.5.
Таблица 3.5
Напряжение линии, кВ, до
11
20-25
110
154-220
330-500
Расстояние по горизонтали, м, не менее
1,5
2
4
6
9
Расстояние по вертикали, м, не менее
1
2
3
4
6
83
3.3.2 Меры противопожарной безопасности
Трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем - лопатой и
огнетушителем. Работать на тракторе без средств пожаротушения запрещается.
Никогда не заправляйте трактор топливом при работающем двигателе.
Не курите при заправке трактора топливом.
Не заправляйте полностью топливные баки. Оставляйте объем для расшире-
ния топлива.
Никогда не добавляйте к дизельному топливу бензин или смеси. Эти сочета-
ния могут создать увеличенную опасность воспламенения или взрыва.
Места стоянки трактора, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой шири-
ной не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения.
Заправку трактора ГСМ производите механизированным способом при оста-
новленном двигателе. В ночное время применяйте подсветку. Заправка топливных
баков с помощью ведер не рекомендуется. При проведении ремонтных работ в по-
левых условиях с применением электрогазосварки детали и сборочные единицы
очистите от растительных остатков.
Не допускайте загрязнения коллектора и глушителя топливом, соломой и т. п.
Не допускайте наматывания соломы на вращающиеся части агрегатируемых с
трактором машин.
При промывке деталей и сборочных единиц керосином, бензином или дизель-
ным топливом примите меры, исключающие воспламенение паров промывочной
жидкости.
Не допускайте работу трактора в пожароопасных местах при снятом капоте и
других защитных устройств с нагретых частей двигателя.
Не допускайте использования открытого пламени для подогрева масла в
поддоне двигателя, при заправке топливных баков, для выжигания загрязнений
сердцевины радиатора.
При появлении очага пламени засыпьте его песком, накройте брезентом, меш-
ковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетушитель. Не
заливайте горящее топливо и масло водой.
Следите за тем, чтобы в процессе работы двигателя вблизи выпускного кол-
лектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов.
При уборке сена, соломы, работе в местах с повышенной пожаро-опасностью
не допускайте скапливания на ограждении глушителя и соединительных газопрово-
дах горючих материалов.
Во время проведения ежедневного технического обслуживания обязательно
выполняйте следующие операции:
- осмотрите состояние электропроводки, жгутов проводов в моторном отсеке,
в зоне передней стенки кабины и видимых частей на наличие перетирания, оплав-
ления или разрушения внешней изоляции. В случае обнаружения перечисленных
дефектов восстановите поврежденные участки лентой липкой изоляционной и уст-
раните причину, вызвавшую повреждение изоляции;
- осмотрите элементы гидросистемы. При наличии запотеваний и подтеков,
устраните их путем подтяжки резьбовых соединений. Шланги и рукава высокого дав-
ления, вышедшие из строя, замените.
Чтобы избежать обгорания электропроводки трактора, никогда не применяйте
предохранители более высокого номинала по силе тока, чем указано в подразделе
2.20 «Электрические плавкие предохранители».
Запрещается устанавливать взамен предохранителей проволочные перемычки
и другие токопроводящие элементы, изготовленные кустарным способом.
Выключайте выключатель «массы» при прекращении работы трактора.
84
3.4 Досборка и обкатка трактора
3.4.1 Досборка трактора
Трактора «БЕЛАРУС-1221.5» поступают потребителю в собранном виде, до-
полнительная досборка не требуется.
3.4.2 Техническое обслуживание перед обкаткой трактора
Перед вводом нового трактора в эксплуатацию выполните следующее:
- вымойте трактор, удалите консервирующую смазку
(при ее наличии на
тракторе);
- внимательно осмотрите трактор, проверьте его комплектность и наличие
эксплуатационной документации;
- снимите аккумуляторную батарею, приведите их в рабочее состояние и уста-
новите на место;
- проверьте затяжку наружных резьбовых соединений и, если необходимо,
подтяните;
- проверьте уровень масла в масляном картере двигателя, в трансмиссии,
корпусе ПВМ, корпусах колесных редукторов ПВМ, маслобаках ГНС и ГОРУ, кор-
пусе редуктора ПВОМ (если устаногвлен) и, если необходимо, долейте согласно
разделу 5 «Техническое обслуживание»;
- слейте имеющееся топливо из топливного бака и заполните топливный бак
отстоянным свежим топливом: зимой - зимним, летом - летним;
- залейте в систему охлаждения двигателя охлаждающую жидкость до уровня
верхней кромки заливной горловины радиатора, заполните ОЖ расширительный ба-
чок до заполнения половины объема расширительного бачка;
- проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в
шинах, в соответствии с подразделом «Выбор оптимального внутреннего давления в
шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора»;
- убедитесь в наличии защитных ограждающих щитков (ограждение хвостови-
ка заднего ВОМ и пр.);
- проверьте работу двигателя, исправность приборов освещения и
сигнализации, действие тормозов и рулевого управления, а также проверьте
функционирование остальных систем и узлов трактора по штатным контрольно-
измерительным приборам;
Перед началом обкатки проверьте, затяжку болтов крепления ступиц (момент
затяжки должен быть от 360 Н·м до 450 Н·м), затяжку гаек крепления задних колес к
ступице (момент затяжки должен быть от 300 Н·м до 350 Н·м), гаек крепления дисков
передних колес к фланцам колесных редукторов ПВМ (момент затяжки должен быть
от 200 Н·м до 250 Н·м) и гаек крепления дисков передних колес к кронштейнам
ободьев (момент затяжки должен быть от 180 Н·м до 240 Н·м).
3.4.3 Обкатка трактора
ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ТРАКТОРА ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬ-
ШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОК СЛУЖБЫ ТРАКТОРА. ВАШ
ТРАКТОР БУДЕТ РАБОТАТЬ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАДЕЖНО ПРИ УСЛОВИИ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОБКАТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕ-
СКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ 5 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУ-
ЖИВАНИЕ» СРОКИ!
ВНИМАНИЕ: В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОБКАТАЙТЕ ТРАКТОР В ТЕЧЕ-
НИЕ 30 Ч! ДО ПЕРВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1) (125 Ч) ЗАГРУ-
ЖАЙТЕ ТРАКТОР ДО 80 % ОТ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ!
Запустите двигатель. Дайте двигателю поработать на холостом ходу в тече-
ние пяти минут с постепенным увеличением частоты вращения до 1600 мин−1, затем
проводите обкатку под нагрузкой в течение 30 часов работы трактора.
85

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности