Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство — часть 20
Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство - часть 20
Двигатель - общие процедуры ремонта 79
к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово
локи, определив по ней величину
радиального зазора.
Радиальный зазор:
Номинальный:
2TZ-FE 0,020 - 0.049 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ 0,034 - 0,065 мм
Максимальный 0,100 мм
Если масляный зазор больше мак
симального, замените вкладыши
подшипников и/или перешлифуйте
коренные шейки коленчатого вала.
Замена вкладышей коренных под
шипников на двигателях ЗС-Т, ЗС-ТЕ
При замене вкладышей номинального
размера необходимо использовать
вкладыши одной размерной группы,
что и блок цилиндров. Номер размер
ной группы нанесен на блок цилинд
ров и на коренной подшипник, как по
казано на рисунке.
Существует три стандартные размер
ные группы вкладышей, обозначенные
"1", "2'", "3".
Диаметр коренной шейки
коленчатого вала:
2TZ-FE:
номинальный 59,987 - 60,000 мм
ремонтный (0,25)
59,745 - 59,755 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ:
любая метка 56,985 - 57,000 мм
ремонтный (0,25)
56,745 - 56,755 мм
Толщина стенки вкладыша
(в центральной части):
2TZ-FE:
метка "1" 1,986- 1,990 мм
метка "2" 1,981 - 1,994 мм
метка "3" 1,995- 1,998 мм
ремонтный (0,25)
2,106-2,112 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ:
метка "1" 1,979- 1,983 мм
метка "2" 1,983-1,987 мм
метка "3" 1,987- 1,991 мм
ремонтный (0,25)
2,100-2,106 мм
л) Полностью удалите остатки пла
стикового калибра с подшипников и
шеек коленчатого вала.
6. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Снимите верхние вкладыши под
шипников коленчатого вала и верх
ние полукольца с блока цилиндров.
в) Расположите крышки подшипни
ков, вкладыши и упорные полуколь
ца в правильном порядке.
7. (ЗС-Т, ЗС-ТЕ) Снимите масляные
форсунки, отвернув болты их крепле
ния.
2TZ-FE.
ЗС-Т, ЗС-ТЕ.
Диаметр постели под коренной
подшипник в блоке цилиндров:
2TZ-FE:
метка "1" 64,000 - 64,008 мм
метка "2" 64,009 - 64,016 мм
метка "3" 64,017 - 64,024 мм
ремонтный (0,25)
64,000 - 64,024 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ:
метка "1" 61,000- 61,008 мм
метка "2" 61,008 - 61,016 мм
метка "3" 61,016 - 61,024 мм
ремонтный (0,25)
61,000 - 61,024 мм
Проверка блока цилиндров
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с прива¬
лочных поверхностей блока скребком,
шабером, металлической щеткой.
б) Растворителем и мягкой щеткой
окончательно очистите блок цилин
дров.
2. Визуально проверьте зеркало ци
линдров на отсутствие вертикальных
царапин. Если имеются глубокие цара
пины, расточите все четыре цилиндра.
3. Прецизионной линейкой и плоским
щупом проверьте неплоскостность
привалочной поверхности блока ци
линдров, сопрягаемой с поверхностью
головки блока цилиндров.
Максимальная неплоскостность:
2TZ-FE 0,05 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ 0,20мм
Если неплоскостность превышает ука
занное значение, замените блок ци
линдров.
4. Проверьте диаметр цилиндров.
Примечание: имеются три размер
ные группы стандартных диаметров
цилиндров двигателей ЗС-Т, ЗС-ТЕ,
обозначенные метками "1", "2" и "3"
соответственно. Метка для каждо
го цилиндра нанесена на поверхно
сти блока, как показано на рисунке.
Вид сверху.
Вид снизу.
80
Двигатель - общие процедуры ремонта
а) Индикатором-нутромером из
мерьте диаметр цилиндров на трех
уровнях "А", "В" и "С" в поперечном
(1) и продольном (2) направлениях,
как показано на рисунке.
При наличии заметного люфта заме
ните поршень и поршневой палец.
Диаметр цилиндров:
2TZ-FE:
номинальный 94,99 - 95,00 мм
максимально
допустимый 95,06 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ:
Номинальный:
метка "1" 86,00- 86,01 мм
метка "2" 86,01 -86,02 мм
метка "3" 86,02 - 86,03 мм
Если диаметр больше максимально
допустимого, расточите все четыре
цилиндра (см. подраздел "Расточка
блока цилиндров"). При необходи
мости замените блок цилиндров.
б) Проверьте конусность цилиндров
(по разнице размеров "А", "В" и "С").
Максимальная конусность 0,01 мм
в) Проверьте овальность цилиндров
(по разнице размеров в поперечном
и осевом направлениях).
Максимальная овальность 0,02 мм
5. Снимите разверткой гребень в
верхней части блока цилиндров, если
износ меньше 0,2 мм.
Разборка узла
поршень-шатун
1. Проверьте посадку соединения
поршень-поршневой палец, пытаясь
перемещать поршень на поршневом
пальце в направлении, перпендику
лярном оси поршневого пальца, как
показано на рисунке.
Примечание:
- Не разукомплектовывайте пор
шень и поршневой палец.
- Расположите детали поршневой
группы покомплектно.
2. Снимите поршневые кольца,
а) Специнструментом (экспандером
или отверткой) снимите компресси
онные кольца №1 и №2.
б) Вручную снимите элементы мас¬
лосъемного кольца (скребки и рас
ширитель кольца).
Примечание: разложите кольца в со
ответствующем порядке.
3. Отсоедините шатун от поршня.
Примечание: при необходимости на
несите метки на шатун и поршень
для обеспечения правильности по
следующей покомплектной сборки.
а) Используя маленькую отвертку,
снимите стопорные кольца.
б) В водяной ванне постепенно на
грейте поршень до температуры
80-90°С.
в) Используя молоток с пластиковой
головкой и медный стержень, вы
бейте поршневой палец и снимите
шатун.
Проверка состояния
поршня и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и другие
углеродные отложения с днища
поршня.
б) Очистите канавки поршня от от
ложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волося
ной щеткой окончательно очистите
поршень.
Примечание: не применяйте метал
лическую щетку.
2. Проверьте зазор между поршнем и
цилиндром.
Примечание: имеются три размер
ные группы номинального диаметра
поршня для двигателей ЗС-Т, ЗС-ТЕ,
обозначенные метками (цифрами)
"1", "2" и '3" соответственно. Метка
нанесена на днище поршня с краю в
направлении, перпендикулярном оси
поршневого пальца, или на днище
поршня в центре. Обратите внима
ние на метку (выемку) "перед", по
которой поршень должен устанавли
ваться в цилиндр.
а) Измерьте микрометром диаметр
юбки поршня под прямым углом к
оси поршневого пальца на расстоя
нии 53,5 мм (2TZ-FE) и 50,5 мм
(ЗС-Т, ЗС-ТЕ) от днища поршня, как
показано на рисунке.
Двигатель - общие процедуры ремонта 81
Номинальный диаметр поршня:
2TZ-FE 94,95 - 94,96 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ:
метка "1" 85,94 - 85,95 мм
метка "2" 85,95 - 85,96 мм
метка "3" 85,96- 85,97 мм
б) Измерьте диаметр цилиндра в
поперечном направлении.
в) Определите величину зазора, вы
читая измеренное значение диамет
ра поршня из измеренного значения
диаметра цилиндра.
Номинальный зазор:
2TZ-FE 0,03 - 0,05 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ:
номинальный 0,05 - 0,07 мм
максимальный 0,15 мм
Если зазор между поршнем и ци
линдром больше максимального
значения, замените все четыре
поршня и/или расточите все четыре
цилиндра. В случае необходимости
замените блок цилиндров.
(ЗС-Т, ЗС-ТЕ) При замене блока ци
линдров на новый применяйте
поршни той же самой размерной
группы, что и цилиндры нового бло
ка. Маркировка для каждого цилин
дра нанесена на блок, как показано
на рисунке.
Вид сверху.
3. Измерьте плоским щупом зазор ме
жду новым поршневым кольцом и ка
навкой в поршне.
Номинальный зазор:
2TZ-FE:
кольцо №1 0,02 - 0,07 мм
кольцо №2 0,03 - 0,07 мм
максимальный зазор 0,2 мм
ЗС-Т:
компрессионное
кольцо №1 0,062 -0,111 мм
компрессионное
кольцо №2 0,070 - 0,11 мм
маслосъемное
кольцо 0,030 - 0,070 мм
ЗС-ТЕ:
компрессионное
кольцо №1 0,040 - 0,080 мм
компрессионное
кольцо №2 0,060 - 0,100 мм
маслосъемное
кольцо 0,075 -0,175 мм
Если зазор больше максимально до
пустимого, замените поршень.
4. Проверьте зазор в замке поршнево
го кольца.
а) Вставьте поршневое кольцо в ци
линдр.
б) Поршнем протолкните кольцо на
расстояние 110 мм (2TZ-FE) и
120 мм (ЗС-Т, ЗС-ТЕ) от верхней
плоскости блока цилиндров, как по
казано на рисунке.
Вид снизу.
6 2687
в) Используя плоский щуп, измерьте
зазор в замке поршневого кольца,
как показано на рисунке.
Зазор в замке поршневых колец:
2TZ-FE:
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,30 - 0,43 мм
компрессионное
кольцо №2 0,45 - 0,60 мм
маслосъемное
кольцо 0,13 - 0,38 мм
Максимальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 1,03 мм
компрессионное
кольцо №2 1,20 мм
маслосъемное кольцо 0,98 мм
ЗС-Т кольца производства
фирмы "TOYOTA":
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,27 - 0,37мм
компрессионное
кольцо №2 ..0,34- 0,47мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,20 - 0,40 мм
ЗС-Т кольца производства
фирмы "RIKEN":
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1.: 0,30 - 0,40 мм
компрессионное
кольцо №2 0,40 - 0,50 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,25 - 0,45 мм
ЗС-ТЕ:
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,30 - 0,57 мм
компрессионное
кольцо №2 0,25 - 0,52 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,10 - 0,72 мм
Максимальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 1,37 мм
компрессионное
кольцо №2 1,32 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 1,52мм
Если зазор больше максимального,
замените поршневое кольцо.
Если зазор в замке нового кольца
больше максимального, расточите
цилиндр и/или используйте поршне
вое кольцо ремонтного размера.
Примечание: не подпиливайте концы
поршневых колец.
5. Проверьте поршневой палец.
При нагретом до 80°С поршне порш
невой палец должен войти в поршень
под усилием большого пальца руки.
Если поршневой палец может быть
установлен при более низкой темпе
ратуре, замените поршень.
82 Двигатель - общие процедуры ремонта
6. Проверьте шатун.
а) Используя специальное приспособ
ление и плоский щуп, проверьте изгиб
шатуна, как показано на рисунке.
Максимально допустимый изгиб
на 100 мм длины 0,05 мм
Если величина изгиба шатуна
больше максимально допустимой,
замените шатун в сборе.
Аналогичным способом проверьте
скручивание шатуна, как показано
на рисунке.
Максимальное скручивание
на 100 мм длины 0,15 мм
Если скручивание больше макси
мально допустимого, замените ша
тун вместе с крышкой шатуна.
Примечание: при замене шатунов за
меняйте шатунные подшипники той
же размерной группы, что и новые
крышки нижних головок шатунов.
б) (2TZ-FE) Проверьте шатунные
болты.
- Наверните гайку на каждый болт
и убедитесь, что гайка легко наво
рачивается рукой на всю длину
резьбы болта.
- Если гайка не отворачивается ру
кой полностью с резьбы болта, то
измерьте штангенциркулем наруж
ный диаметр резьбы в зоне наи
большего износа.
- Если такую зону трудно обнару
жить визуально, проведите изме
рение на расстоянии 23 мм от кон
ца болта, как показано на рисунке.
Номинальный диаметр 7,4 - 7,6 мм
Минимальный диаметр 7,2 мм
Если результат измерения меньше
минимального, замените шатунный
болт и гайку в комплекте.
в) Проверьте зазор между поршне
вым пальцем и втулкой верхней го
ловки шатуна.
- Измерьте нутромером внутренний
диаметр втулки верхней головки
шатуна.
Внутренний диаметр втулки:
2TZ-FE 24,008-24,017 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ. 27,011 - 27,023 мм
- Используя микрометр, измерьте
диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца:
2TZ-FE. 24,000 - 24,009 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ. 27,000 - 27,012 мм
- Определите масляный зазор, вы
читая измеренное значение диа
метра поршневого пальца из изме
ренного значения внутреннего
диаметра втулки.
Номинальный масляный зазор:
2TZ-FE 0,005-0,011 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ. 0,007 - 0,015 мм
Максимальный масляный зазор:
2TZ-FE 0,015 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ. 0,05 мм
Если масляный зазор больше мак
симального, замените втулку верх
ней головки шатуна.
Замена втулки верхней
головки шатуна
1. Используя оправку и пресс, выпрес¬
суйте втулку из верхней головки шатуна.
2. Установите втулку в верхнюю голов
ку шатуна.
2TZ-FE
а) Совместите два из трех смазоч
ных отверстий во втулке с двумя
смазочными отверстиями в верхней
головке шатуна и, используя спе
цинструмент, установите втулку.
б) Отхонингуйте новую втулку и про
верьте зазор между поршневым
пальцем и втулкой верхней головки
шатуна, который должен соответст
вовать техническим данным.
Номинальный масляный
зазор 0,005-0,011 мм
ЗС-Т, ЗС-ТЕ
а) Установите втулку на специаль
ное приспособление, зафиксировав
её шариком в масляном (смазочном)
отверстии втулки.
б) Совместите смазочные отверстия
втулки и шатуна.
в) Используя специальное приспо
собление и пресс, запрессуйте втулку.
3. Проверьте работу поршневого паль
ца при нормальной комнатной темпе
ратуре. Нанесите на поршневой палец
моторное масло и надавите на него,
как показано на рисунке. Палец должен
свободно ходить в головке шатуна.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст